В 2014 году в мастерской реставрации живописи музея была завершена реставрация картины Хусепе Риберы «Портрет Иакова Старшего». Хусепе Рибера известен сегодня в основном теми картинами, которые в натуралистической, почти жестокой манере изображают мученичество христианских святых и мифологических персонажей.
Кажется, что само полотно излучает сияние. С другой стороны, пребывание Риберы в Ита лии изучение им наравне с Караваджо великих классиков «золотого века» научили художника тому «ритму», той крепости композиции, той цельности исполнения, которые вообще лучше всего свидетель ствуют о художественной зрелости. Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты. Наверняка, ребенок понимает, что Рибера увековечит его персону на долгие столетия. Иероним и ангел»). Хусепе Рибера, сын испанского офицера, родился 17 февраля 1591 г. в городе Хатива (Валенсия).
Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. Он бедный калека. Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). Родился в Испании, в провинции Валенсия, учился, вероятно, у Ф. Рибальты. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. Само их отчаяние столь неистово, что говорит не о поражении, а о силе духа.
В картинах на библейские и евангельские сюжеты художнику удалось отразить глубокие человеческие чувства и переживания («Исаак, благословляющий Иакова», «Оплакивание Христа», «Мистическое обручение св. Испанский художник и график эпохи Барокко. Рибера писал в основном мучеников и святых. творчество Риберы не прошло даром и для Испании, а, напротив того имело для нее огромное значение и, пожалуй, даже большее, чем для неаполитанской школы. После смены власти, в 1620—29 гг. Иероним», «Пьяный Силен») поражают правдивостью изображенных в них сцен и реальностью воплощенных образов. Но всегда и во всем он оставался испанцем.
Екатерины»). В 13-14-летнем возрасте Рибера уехал в Италию. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы «Хромоножка» изображающую нищего подростка. Интересны портреты Риберы, рисующие с большой любовью и сочувствием образы нищих, калек, бродячих философов и попрошаек. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа.
Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики. Высшим достижением творческого гения Риберы стала картина «Св. Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Главенствующей темой творений художника являлись религиозные сюжеты и изображения современников. Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит – загорелые лица, грубая, обветренная кожа такие же «простонародные» святые.
Рибера не боится показать человека в беде, в унижении и в безысходном положении. Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. Художник широкого творческого диапазона.
Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы. Невозможно не отметить глубину хороших чувств художника, нарисовавшего этот портрет. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры.
Герои Риберы, побежденные и гибнущие, не смиряются даже в мучениях. Это естественно для живописца, жившего в Италии. К образам отшельников близка по духу серия картин Риберы с условным названием «Нищие философы» (1630—40-е гг. ). С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. После эпохи триумфов (16 век), после первых признаков общественного неблагополучия на рубеже 16 и 17 веков наступает, в середине столетия, тяжелейший кризис.
Для творчества Риберы 1620—30 гг. Большинство из них — одетые в лохмотья старики с потемневшими лицами («Архимед»).
Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Ее жест проникнут трогательной беспомощностью, а в невинном, почти детском личике читается печаль и грустное торжество добродетели. Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. художник как художник оставался невостребованным, но много работал в области офорта.
При изучении картины в фильтрованных ультрафиолетовых и инфракрасных лучах выявились места тонировок и старый С-образный прорыв холста идущий вокруг изображения головы персонажа. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Композиция «Мученичество св. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами. Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». Почти две трети композиции занимает небо в движении облаков, набежавшей тучи, прорывов синевы.
Для монастыря Сан-Мартино художник создает цикл монументальных полотен — «12 пророков», в которых он дает не сверхчеловеческие идеальные образы, а изображает конкретных, выразительных своей одухотворенностью живых людей. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье.
Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. Одежда мальчонки изношенная, с дырками. Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке. Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Он создавал свои картины в жанре реализма.
Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии «Философы древности». Последним вошел Прокопий и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. Картина «Хромоножка» находится в известном парижском музее «Лувр». Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими.
Художник сделал это для того, чтобы придать этому сюжету особую торжественность, величие. Этот факт и заставляет его быть таким счастливым и гордым. 1630). Лицо же озарено искренней улыбкой ребенка. Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя.
Такова и вся испанская школа. Используя замысел одной из гравюр Дюрера, Рибера создает выразительную и глубоко человечную композицию «Святая Троица».
Главный персонаж картины изображен со взглядом, смотрящим сверху вниз. Так, художник неоднократно изображал погруженного в размышления св. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Среди разноплановых религиозных картин появляются полотна на мифологические сюжеты («Аполлон и Марсий», «Венера и Адонис», 1637, галерея Боргезе, Рим), полные теплой колористической чувственности. При этом картина сохраняет все свои характеристики (фактуру основы, грунта, красочного слоя, цвет и т. д. ) и продолжает находиться в экспозиционном состоянии.
Бруно»). Изображение пронизано потоком света. Изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме.
Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. «Хромоножка» – работа известного итальянского художника Рибера, написанная им в сорок втором году семнадцатого века. Рибера решил его по-своему, смело и просто. Святой — молодой усталый путник крестьянского типа — спит на каменистой земле среди выжженного солнцем пейзажа. Варфоломея (Мадрид, Прадо) или Наказание Марсия (Неаполь, Сан-Мартино). Этот опыт отразился в его ранних графических работах.
Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо здесь заметен вкус Риберы к тенебризму и неистовому освещению («Мученичество апостола Андрея», «Св. 1645, Мадрид, Прадо). Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Чудовищные насилия над человеком изображены в таких картинах Риберы, как Мученичество св. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах.
Рибера, Хосе (Ribera, Jos) (1591-1652) или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец) испанский художник, рисовальщик и гравер. Весь его вид наполнен жизнерадостностью, мальчик наполнен внутренним светом и чистотой. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Композиция на полотне превосходно сбалансирована. Себастьян и Ирина»).
В его руке находится листок с просьбой и помощи, который носят попрошайки. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. При этом меняется и его манера живописи: исчезают резкие цветовые контрасты, светотень становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, краски, положенные мелкими мазками, как будто мерцают под воздействием света («Непорочное зачатие»). На этом полотне маленький мальчик.
Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки. В этом изображении нищего мальчика-калеки есть пронзительная и беспощадная правдивость. Кажется, что само полотно излучает сияние. Однако в конечном итоге обосновался в Неаполе, где стал придворным художником герцога Осуна.
Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Художнику принадлежат и прекрасные полотна на мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестна святая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волос написана так, что ощущаешь их мягкость. ) Рибера искал свои модели в толпе на площадях Неаполя. Офорты Риберы («Св.
Учился живописи у Ф. Рибальты. Самый известный в этом ряду – портрет «Хромоножка» (1642). Они открывают новые творческие горизонты в области трагического. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах.
Варфоломей, один из апостолов, был подвергнут истязаниям за проповедь христианства. Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа.