Лит. : Знамеровская Т. П., Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства, Л., 1955 Du Gue Trapier E., Ribera, N. Y., 1952: Brown J., Jusepe de Ribera: prints and drawings, Princeton, 1973. Испанский живописец, рисовальщик и гравер известный представитель барокко в живописи Хусепе де Рибера родился 12 января 1591. С конца 1620-х годов Хусепе де Рибера посвятил себя исключительно живописи.
В 2014 году в мастерской реставрации живописи музея была завершена реставрация картины Хусепе Риберы «Портрет Иакова Старшего». Хусепе де Рибера испанец, Креста Христова награжденный, второй Апеллес своего времени, нарисовал это с натуры для Фернандо II, 3-го герцога Алькала, вице-короля Неаполя, 16 февраля года 1631».
Вот таким образом была выдвинута версия, что либо картина на самом деле написана намного позже и «1631 год» указан ошибочно с какой-то неустановленной целью либо же надпись была добавлена позднее.
Рибера учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. В картинах на библейские и евангельские сюжеты художнику удалось отразить глубокие человеческие чувства и переживания («Исаак, благословляющий Иакова», «Оплакивание Христа», «Мистическое обручение св. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, краски богаче в оттенках.
Герои Риберы, побежденные и гибнущие, не смиряются даже в мучениях. С тех пор его произведения получили больше внимания от критиков и ученых. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мягкость). Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. Он восхитился предметами ужаса. Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира.
Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Бруно»). Рыбаки, крестьяне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древности». Он учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо. С другой стороны, пребывание Риберы в Ита лии изучение им наравне с Караваджо великих классиков «золотого века» научили художника тому «ритму», той крепости композиции, той цельности исполнения, которые вообще лучше всего свидетель ствуют о художественной зрелости.
Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией.
Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Его отец был сапожником, возможно, в крупном масштабе. Варфоломея (Мадрид, Прадо) или Наказание Марсия (Неаполь, Сан-Мартино).
Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. Выразительны, драматичны сцены страданий апостола Андрея, Варфоломея, знаменитый цикл картин, посвященных пустыннику Иерониму. После смены власти, в 1620—29 гг.
Примкнул к караваджизму. Хосе де Рибера, Хусепе де Рибера (исп. Самый известный в этом ряду – портрет «Хромоножка» (1642).
Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. Диоген, Сократ, Анаксагор, Гераклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожатакие же «простонародные» святые. В этом изображении нищего мальчика-калеки есть пронзительная и беспощадная правдивость.
Кажется, что само полотно излучает сияние. Изображение пронизано потоком света. Именно он заказал мастеру эту картину: услышав о существовании Магдалены Вентура, герцог специально поселил эту необычную женщину в своем дворце, чтобы художник имел возможность написать это «великое чудо природы», обнаруженное во время правления вице-короля. К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Ленинград, Эрмитаж).
Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Рибера родился под Валенсией, Испания в Шативе. В ранних произведениях Р. (в том числе в офортах, 1620-е гг. ) преобладают резкие контрасты света и тени для творчества Р. 1620-30-х гг.
Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. (Ribera) (прозвище – Спаньолетто Spagnoletto) Хусепе де испанский художник и гравёр. Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно.
Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики. В тот момент таким вице-королем и одновременно патроном художника был Фернандо Афан де Рибера и Энрикес, 3-й герцог Алькала (Fernando Afn de Ribera y Enrquez, III Duque de Alcal 1570-1637). Он был важным гравером, самым значительным испанским гравером перед Гойей, производя приблизительно сорок печатей, почти все в 1620-х. Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. Между описанием сюжета полотна и длинной «подписью» художника оставлен большой «пробел». В 13-14-летнем возрасте Рибера уехал в Италию.
На каменном полу стоит юная Инесса. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами. Но всегда и во всем он оставался испанцем. 1520 – 1576/1578), своим придворным живописцем.
При этом картина сохраняет все свои характеристики (фактуру основы, грунта, красочного слоя, цвет и т. д. ) и продолжает находиться в экспозиционном состоянии. Чудовищные насилия над человеком изображены в таких картинах Риберы, как Мученичество св. В ней все привлекательно и все правдиво. Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель.
Этот источник подтверждает дату, указанную на полотне. Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост. Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства.
Учился живописи у Ф. Рибальты. Это естественно для живописца, жившего в Италии. Рибера начал подписывать свою работу как «Хусепе де Рибера, Espaol» или «Хусепе де Рибера испанец». Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был художник, график, рисовальщик и гравер Хусепе де Рибера (Jose de Ribera) (около 1591—1652), по прозвищу Spagnoletto — маленький испанец.
Екатерины»). Последним вошел Прокопий и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво. Хусепе Рибера, сын испанского офицера, родился 17 февраля 1591 г. в городе Хатива (Валенсия). характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы (39Демокрит39, 1630, Прадо, Мадрид). Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт.
Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо здесь заметен вкус Риберы к тенебризму и неистовому освещению («Мученичество апостола Андрея», «Св. Используя замысел одной из гравюр Дюрера, Рибера создает выразительную и глубоко человечную композицию «Святая Троица». Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы.
Рибера переехал в Неаполь постоянно в середине 1616. Одним из лучших испанских жанровых портретов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка» изображающую нищего подростка. В 1616 Рибера переехал в Неаполь, чтобы избежать его кредиторов (согласно Джулио Манчини, который описал его как живущий вне его средств несмотря на высокий доход). Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке.
Художник широкого творческого диапазона. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо).
Януария). Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства. Для монастыря Сан-Мартино художник создает цикл монументальных полотен — «12 пророков», в которых он дает не сверхчеловеческие идеальные образы, а изображает конкретных, выразительных своей одухотворенностью живых людей.
1645, Мадрид, Прадо). Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал. Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки.
Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя. Ощущение конфликта усилено выразительным колоритом, построенным на оттенках красного цвета. 1515-1568) — «Портрета Маргреты Халсебнер из Базеля или Женщина с двумя бородами».
Высшим достижением творческого гения Риберы стала картина «Св. Значительное место в творчестве Риберы занимают образы аскетов-отшельников, отказавшихся от мирских благ. Он выполнил несколько прекрасных мужских портретов и автопортрет. Римские художники дали ему прозвище «Ло Спэгнолетто». Подпись пространная, она включает не только его имя, но и гордое упоминание того, что он получил Орден Христа, а также сравнение себя с великим мастером античности Апеллесом (герцог Алькала таким образом соотносится почти что с Александром Македонским, покровителем Апеллеса, но это остаётся непроизнесённым).
Кочуя по знаменитым итальянским городам и увлекшись в Риме произведениями Караваджо, он с 1616 года поселился в Неаполе (в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании) и стал придворным художником испанских вице-королей, прославился в Италии, приобрел европейскую известность. Все они были приглашены работать в Неаполе, но найдены неприветливым местом. Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен.
Он восхитился предметами ужаса». Онуфрий», 1637, Ленинград, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры. Учился, вероятно, у Ф. Рибальты в Валенсии. Рибера не боится показать человека в беде, в унижении и в безысходном положении. С середины 1630-х гг.
Изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты.
Таково полотно «Святая Инесса» (1641 г. ) изображающее юную девушку – христианку, которую за то, что она не желала поклоняться языческим богам, выставили обнажённой перед толпой. Варфоломей, один из апостолов, был подвергнут истязаниям за проповедь христианства. Среди основных работ Рибера мог быть назван Святым Януарием Эмерджингом от Печи в соборе Неаполя Снятие с креста в Certosa, Неаполь Обожание Пастухов (последняя работа 1650) в Лувре Мученичество Святого Варфоломея в Прадо и Пьета в ризнице Сан-Мартино, Неаполь. Рибера начал эту картину в 1629 году, а закончил в 1631 году. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры. Неаполитанский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и закругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны.
Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах. При этом меняется и его манера живописи: исчезают резкие цветовые контрасты, светотень становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми и серебристыми оттенками, краски, положенные мелкими мазками, как будто мерцают под воздействием света («Непорочное зачатие»). Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок.
Себастьян и Ирина»). Такова и вся испанская школа. Родился в Хативе близ Валенсии в 1591, учился у Франсиско Рибальты. Среди разноплановых религиозных картин появляются полотна на мифологические сюжеты («Аполлон и Марсий», «Венера и Адонис», 1637, галерея Боргезе, Рим), полные теплой колористической чувственности. Речь идет о появившейся в его картине психологической глубине, а также об усложнении композиции, начиная с отказа от погрудного или поколенного формата ради изображения в полный рост.
Рибера, Хосе (Ribera, Jos) (1591-1652) или Хусепе де Рибера, по прозвищу Спаньолетто (Маленький испанец) испанский художник, рисовальщик и гравер. Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Офорты Риберы («Св. Точно переданное живописцем физическое уродство уходит в сознании зрителя на второй план.
Библия рассказывает о ветхозаветном патриархе Иакове, который по дороге в Месопотамию уснул в пустыне и видел вещий сон. Упоминается, что еще раньше испанский король Филипп II (1527-1598) имел портрет подобной уродливой женщины в дворце Эль Пардо, написанный нидерландцем Антонисом Мором (ок. В 1651 он продал большой дом, которым он владел много лет и когда он умер 2 сентября 1652, он был в серьезных финансовых затруднениях. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Ри-бальты (1565 – 1628), а затем в Риме.
После своего создания картина обратила на себя внимание публики — так, венецианский посол Маркантонио Падованино написал на родину из Неаполя 11 февраля 1631 года (за несколько дней до окончания полотна), о том, что бородатая женщина позировала художнику во дворце вице-короля. В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). Его ранние биографы обычно оценивают его среди последователей Караваджо. Родился в Испании, в провинции Валенсия, учился, вероятно, у Ф. Рибальты. Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника.
Возможно, речь идет о картине, ныне хранящейся в Старой Пинакотеке (Мюнхен), которая, как считается, является копией ныне утраченной картины фламандца Виллема Кея (ок. 17 февраля 1591 его окрестили. Рибера изображает, как палачи вздергивают Варфоломея на дыбу, чтобы содрать с него заживо кожу. В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка.
Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр. Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье.
Композиция на полотне превосходно сбалансирована. Так, художник неоднократно изображал погруженного в размышления св. В середине постамента большая трещина, которая разделяет слова «POTIVS» и «ALICVIVS», создавая цезуру между описанием волос Магдалены и сравнением с «бородатым мужчиной». После эпохи триумфов (16 век), после первых признаков общественного неблагополучия на рубеже 16 и 17 веков наступает, в середине столетия, тяжелейший кризис. На основании тщательного иконографического анализа в настоящее время установлено, что изображенный мученик — это Святой Филипп, в честь которого был назван король Филипп IV, заказчик картины, а не Варфоломей, как считалось ранее.
художник как художник оставался невостребованным, но много работал в области офорта. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Согласно другому предположению, латинское выражение «Christi cruce insignitus» следовало толковать не как «Христовым крестом награждённый», а в переносном смысле, как обозначение верующим Риберой того духовного состояния, в которым он находился, создавая это полотно.
1630). Иероним и ангел»). Этот опыт отразился в его ранних графических работах.
Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна. С середины 1630-х гг. Он писал её в Неаполе, где проживал, будучи придворным художником вице-королей Неаполитанского королевства (находившегося тогда под властью Испании). Одной из самых удивительных работ последнего периода творчества Риберы стала картина «Хромоножка» (1б42 г. ). Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими.
Для творчества Риберы 1620—30 гг. Рибера решил его по-своему, смело и просто. Само их отчаяние столь неистово, что говорит не о поражении, а о силе духа.
Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был Хусепе Рибера (ок. 1591—1652), художник и график.
Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Это свидетельство сгладило все противоречия. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. По крайней мере, за пределами Испании, работа Рибера упала вышедшая из моды после его смерти из-за его репутации жестокости и общего unfashionability Барокко. Они открывают новые творческие горизонты в области трагического. Испанский художник и график эпохи Барокко. Иероним», «Пьяный Силен») поражают правдивостью изображенных в них сцен и реальностью воплощенных образов.
Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты. Но праздная жизнь не понравилась Рибере и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Большинство из них — одетые в лохмотья старики с потемневшими лицами («Архимед»). Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков.
Интрига закончилась во время смерти Доменичино в 1641. Это доказывает сохранившийся каталог 1637 года коллекции в его дворце в Севилье (325 картин, 42 бронзовых предмета, археологические находки), а также список той части его собрания, которая пошла с молотка в Генуе между 19 мая и 13 июня 1637 году после его кончины. Душевное состояние Ревекки стало для художника главным содержанием картины. В совершенстве зная анатомию человеческого тела, он одним рисунком наводил на зрителей страх и ужас.
Прадо и Лувр содержат числа его картин, как Мечта Джейкоба (1639) в El Prado Национальная галерея, Лондон, три. Мальчик-калека изображён почти как на парадном портрете, но в этом нет ни капли иронии. Святого Джерома Ритинга в Прадо теперь зачислил на него Джанни Папи, эксперт Караваджо. Большинство его произведений находятся в музее Прадо и в неаполитанских церквах. К образам отшельников близка по духу серия картин Риберы с условным названием «Нищие философы» (1630—40-е гг. ).
Композиция «Мученичество св. Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества.