В них вырабатываются своеобразные композиционные приемы, которые затем окажут влияние на построение образа в станковых портретах. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы (1412, Женева). Карл, ставший королем франков в 768 году, придал начинаниям Пипина грандиозный размах. В 800 году идея «возобновления» была политически реализована. Madonna and Child with Saints and Crucifixion.
Характерно, что с натуры художники не писали. Монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв. Стефана, ок. Более того, ее чрезвычайная ценность всегда учитывалась ватиканскими иерархами: музыка считалась математической наукой и входила в Квадривиум (курс светского образования) вместе с геометрией, алгеброй и астрономией.
В 1430-х гг. Вот таким образом они предложили условно назвать европейское искусство X — XII вв. романским (т.
Для готики характерны стрельчатые, устремленные вверх арки. Их принято обозначать обычно как Мастер 2 и Мастер 3. Вышивки применялись в убранстве дворцов. Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».
Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Условно говоря именно благодаря интернациональной готике искусство маленькими шажками пошло в массы. Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами (по-древнерусски – плавями), художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками или движками).
В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. Впоследствии так стали называть искусство эпохи в целом.
О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках. Труд Теофила показывает, насколько высоко ценилась в 12 веке деятельность художника.
В 7 – 8 вв. Ed. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. В среде горожан рождалось свободомыслие и критическое отношение к феодальному строю.
Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков. Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил.
В романскую эпоху ведущую роль в художественном творчестве играла архитектура. Первыми «нитками» для вышивки служили жилы животных, шерсть, волосы. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. Она наиболее ярко воплотила новые представления об окружающем мире. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св.
Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч. В конце V в. н. э. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Повторюсь изображения эти – не описательны, но условны, для русского художника того времени внешняя достоверность и привлекательность изображения – второстепенная задача. Примеры:Архангел ГавриилИкона из деисусного чина.
Он обнаруживает четкость и правдивую беспристрастность, которая станет программным принципом всего портрета Северной Европы. Переселяясь (как до, так и после ее падения) на территорию Римской Империи все кочевые «варварские» народы сталкивались с болеевысокимпо своему уровню наследием античной культуры. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта.
Раскраска изображений условна.
Ведь когда в странах Западной Европы готический царил готический стиль, в Италии уже стали показываться зачатки нового искусства. Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Западная Римская империя прекратила свое существование.
Скульпторы, создавшие около 1250 г. в немецком городе Наумбурге двенадцать статуй феодалов, пожертвовавших средства на строительство храма, не могли видеть портретируемых, которые задолго до этого умерли. С развитием городов оно стало одним из видов средневекового ремесла. Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием, оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным.
От богослужебной реформы Пипина оставался один шаг до идеи «возобновления» христианской Римской империи, провозглашенной при дворе его сына, Карла Великого и связанного с этой идеей короткого, но блестящего периода европейской культуры, получившего название «Каролингский ренессанс». Их постройки были украшены росписями и мозаиками. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. В Средние века музыка выступала в роли одного из семи «свободных» искусств, чье распространение не контролировалось всесильной католической церковью. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. Готическим первоначально именовали все средневековое искусство. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи.
С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. 35). «), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале.
1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. Каролингские миниатюристы знали произведения византийских и римских художников и многому научились у них.
XV века. Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ).
1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Во-вторых, действие цветных стекол. Высшее создание готики — величественный городской собор.
Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного. Аахенская капелла, считавшаяся в те времена чудом строительного искусства, вызвала ряд подражаний. Он неоднократно повторяет, что написал свое сочинение для восхваления бога, а не ради земной гордыни и тщеславия.
Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Со стороны же германцев от Рима/Византии заимствовались прежде всего украшения. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». Венчающие части колонн — капители — украшались сюжетными скульптурными изображениями. Аахенская капелла (илл.
Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. была театром технически-художественных находок и событий. В эпохуКаролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий) развернулось каменное строительство. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Иосиф на портале того же собора похож на галантного рыцаря.
Многое роднит их друг с другом, каждый достаточно типичен для своего времени. Иным было и понимание красоты. Но к концу XIII века положение начинает меняться. Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. В эпоху готики художники уже пытаются придать модели реалистические черты.
Само итальянское слово fresco означает свежий. Это вдохновенное произведение Древней Руси и сегодня потрясает своим величием. В 1420-30-е гг.
Средневековые художники работали не с натуры, а по образцам (на Западе такой образец назывался exemplum). Но каждую статую безвестные скульпторы (художники крайне редко подписывали свои произведения в средние века) наделили ярким и индивидуальным характером. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. Они подчеркивали легкость и устремленность готической архитектуры ввысь.
У него кокетливо закручены усы, в прищуренных глазах светится живой ум, на губах играет улыбка. Здесь писались и переписывались книги, переводились трактаты. Шпалеры представляли из себя тканые безворсовые ковры, которыми украшали стены. Стены оратория некогда покрывали изображения Рая.
Ткали их в монастырях или небольших мастерских. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Средневековье стало началом для возрождения литературы.
Управление новой империей началось после коронования в Риме. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Художник стремился запечатлеть не бытовое, обнаженное лицо, а измененное, преображенное1, запечатленное в своем, как бы идеальном вневременном состоянии2. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены.
Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами. Культовые постройки преобладали среди каменной архитектуры эпохи Каролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий). Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий».
В течение целого века (VII-IX вв. ) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами. В некоторых русских землях иконы писались на ткани, которую покрывали левкасом. Церковь допускала изображение индивидуального человека только в двух случаях:Ритуальные: присоединенные к святым изображениям как память о каком-либо богоугодном делеМемориальные: на надгробном памятникеПортретное сходство в обоих случаях не преследовалось изображение могло быть полностью условным и компенсироваться атрибутами или надписями. В первой категории (вписанными в сакральное изображение) чаще всего встречаются образы императоров, королей и прочих монархов, а также духовных иерархов – пап и епископов то есть верных защитников Церкви, донаторов (ктиторов) и ревнителей благочестия. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Их могли брать в дорогу купцы, артельщики, меняющие место работы и т. п.
Вот таким образом художник изображая человека, стремился передать не то, что отличает одного человека от другого телесно, а изобразить то общее, что является типическим для всех людей вообще, объединяя их в духовной сущности и приближая к первообразу, задуманному Богом. Они умело изображали человеческую фигуру, пейзажи, архитектурные сооружения. "Руководство к музицированию", – примерно так переводится название "Musica enchiriadis".
Оно отдаленно напоминает церковь Сан-Витале в Равенне. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. Характерным видоммонументальной живописи на Руси стала фреска2. Считалось, что олифа предохраняет красочное покрытие и подчеркивает выразительность цвета. Древний Рим оказался бессильным противостоять натиску пришлых племен (римляне называли ихварварами). Варвары разрушили многие римские города, храмы, памятники искусства.
Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства.
Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. Искусство эпохи «варварских» королевств часто противостояло античности по духу, однако в последующие периоды, художники не раз обращались к античному наследию. Иконы, воспроизводимые таким образом (это не вполне копии, скорее тщательные повторения), назывались изводами.
Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII — XIV веков. Дерево, темпераКрещение ХристаНачало XVI в. Пинакотека, ВатиканИкона св. По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра).
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые руководства, содержащие краткое описание предметов изображения и технические рекомендации. На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону. Обычно Opus Teutonicum выполняется на льняной основе шёлковыми (цветными) и льняными (белыми) нитями. Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св.
Возникла масляная живопись. Иконописец писал не с натуры, а по образцу – прописи (см. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей).
1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Варвары перенимали римскую культуру в той мере в которой могли принять.
Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому.
798 — 805)Одо из Мецапостроил внушительное здание. Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Как уже упоминалось выше, это было так называемое варварское искусство имевшее мало общего с культурой античных времен. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения. Характерной особенностью иконописи стала деформация туловища – это делалось для того, чтобы оказать большее эмоциональное впечатление на зрителей.
Скрупулезная детализация сменяется обобщённостью и монументальностью форм. Характерные особенности живописи этого периода наиболее отчетливо заметны в небольших иллюстрациях, украшавших книги. Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует).
В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. В 1420-30-е гг. Мастерство художника, естественно, воспринимается Теофилом как дар божий. Так и возник способ записывать музыку при помощи нот. Мало того, животные, человеческие и фантастические образы сливаются с буквами, обогащают их образную выразительность. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест». Как и в большинстве средневековых сочинений об искусстве, в «Ерминии» много богословских отступлений, но, как писал В. Н. Лазарев, «отбрасывая эту теологическую оболочку, читатель без труда найдет в Ерминии" множество интереснейших фактов, непосредственно относящихся к ремеслу живописца.
В ряде случаев принимается падение Константинополя (1453 г. ) иногда – смерть "последнего рыцаря Европы" Карла Смелого (1477 г. ), подчас – открытие Колумбом Америки (1492 год). Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж).
Его отмечала специальная ниша — апсида. Скульптурные изображения помещали и на порталах по сторонам поперечного нефа. Наконец, посвятительные листы из написанных в Туре рукописей, так называемой первой «Библии Карла Лысого», 843—851 годов и «Евангелия Лотаря» 849—851 годов, дают представление об изысканной роскоши двора внуков Карла Великого.
167, 168). С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. Трактовка фигур примитивна. Миниатюра). Романская скульптура еще иногда и доныне сохраняет следы раскраски, которая некогда ее оживляла.
Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Вышивки этого периода характеризуются многофигурными композициями. После эпидемии в Европе Черной смерти (чумы) вышивка становится более простой и лаконичной. В период раннего средневековья единственным средоточием культуры и образованности были монастыри. Монастыри жестановилисьцентрами, в которых складывались традиции нового искусства.
Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. Counted threadДругие названия – счётная вышивка, счётная гладь, Opus Teutonicum. Рисунки наглядно передают мир представлений средневекового человека. Но это только одна зависимость.
Итальянские гуманисты считали его порождением готов, в начале V в. разграбивших Рим. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему. FrescoChapel of San-Brizio. Вместо десяти лет – два года.
Снимок, сделанный таким образом, будет сходен с подлинником так же, как и первый». Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. (Мономах, богатый константинопольский аристократ, взял в жены дочь последнего императора македонской династии (которой в ту пору было 64 года) и правил империей с 1042 по 1054 г. )Изобразительное искусство, связанное с церковью, продолжало развиваться в рамках строжайших иконографических канонов, однако, случались и поразительные исключения из правил — мозаика Богоматери в апсиде Софийского собора.
Их создатели стремились изваять светских людей. «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг», подчеркивалось в императорских указах. Римляне называли их варварами. Основатель династии — македонский крестьянин Василий — вряд ли был знатоком искусства.
Стереотип этот (канон) обычно зависел не от художника, а от иконографической и живописной традиции собственно художественной школы. Чуть позже появился готический стиль.
В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. 169). Во 2-й пол. На севере страны, где было мало природного камня, готические соборы строили из кирпича. Города боролись с феодалами за свою независимость.
В чем же отличие. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). В 11 и 12 веках изобразительное искусство было подчинено влиянию церкви.
Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Появление их во многом изменило жизнь феодального общества. Возникла масляная живопись. Там же находились усыпальницы знатных лиц. Однако, сидящая в золотом сиянии женщина и ее сын настолько прелестны, что патриарх Фотий вынужден был заметить: «Видимо искусство живописца вдохновлено было свыше: так верно подражает он природе». Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. " Именно образцы помогали писать «согласно преданию», которое охраняло средневековую иконографию от вторжения смелых новшеств.
Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль). Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Первыми ростками стали живопись и скульптура. Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья.
И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. Церковь стремилась быть «всеобщей» — она обращалась к человеческому коллективу в целом и каждому члену общины в отдельности. В это время был создан один из наиболее изысканных образцов крестово-купольного храма, получивший название храма «на четырех колонках». Была устроена земляная насыпь до верха гробницы, на которую примитивными средствами подняли монолит, получивший при обработке правильную форму.
36, 37). Далее работали над "доличным письмом", создавая пейзаж, одежду, повествовательные эпизоды. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. О значительном усложнении форм монастырской базилики можно судить по гравюре 1612 года, воспроизводящей рисунки сгоревшей рукописи И в. Здссь изображена начатая в 790 г. церковь Сен Рикье – трехнефная базилика с двумя трансептами.
Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половинеXIII века, начинает активно развиваться, апоэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте. Они напоминают образы людей той эпохи. Ян ван Эйк был великолепным портретистом.
Это было граничит с той особой ролью, какую играла в жизни средневекового общества церковь. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Это есть живопись истинная, как писание в книгах.
Этот период известен в истории вышивки под названием opus anglicanum.
Там работают лучшие мастера, по большей части приезжие нидерландцы: Жан Бондоль, Андре Боневё, Жакмар де Эсден, Жан де Марвиль и др. Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. искусство орнамента, перегородчатой эмали). В центре гардеробных почти всех замков располагался низкий помост, на котором работали рукодельницы, швеи, портные.
Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. В искусстве чтилась традиция, оно создавалось по образцам и канонам. Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были преданы забвению.
Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. Далее поверхность доски покрывали специальным составом и затирали до идеальной гладкости. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя.
Возникла масляная живопись. XV века. Знатоками и ценителями античности были также некоторые патриархи этого времени (Фотий). Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. Применяющиеся же декоративные элементы были утонченными и даже изысканными. придумали более удобный способ. В отличие от своих предшественников, художники VIII—IX вв.
Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника).
Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг. Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. 1371-75, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха). В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений.
Сразу бросаются в глаза разные масштабы фигур. статью в разделе История искусства).
1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр). Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора. Римское богослужение хранило традиции христианизированной поздней империи, оно должно было принести «варварским» народам плоды некогда разрушенной ими великой цивилизации, заставить их подражать древним искусствам, литературе и, наконец, самому интеллектуальному духу античности. Автор (считается, что это был верденский монах по имени Хукбальд) описывает, как надо петь, пользуясь понятиями "несколько выше", "значительно выше", "настолько выше, чтобы звук снова становился самим собой". Пытается Хукбальд изобразить и некие звукоряды.
В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. Человек, возвышаясь, становится над уровнем обыденности.
Варвары значительно обогатили тематику художественных произведений римских мастеров, привнеся в их искусство мифологическое мышление и самобытные национальные мотивы. «Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Она была простой, тяжелой и очень прочной. Готическая скульптура по сравнению с романской больше похожа на круглую статую.
1412-15), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Цель искусства, как цель своего сочинения, монах видит в служении и восхвалении бога.
Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий. произведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип". Мастерам, впервые столкнувшимся с этой задачей, было непросто создать иллюзию реальности изображаемой сцены. граничит с развитием общественного разделения труда, породившим в эту эпоху во всех важнейших отраслях ремесленного производства профессиональные объединения с мастерами, подмастерьями, учениками.
Перелом событий в искусстве наблюдается в начале XV века. Несмотря на плохое состояние фресок Оксерра, нетрудно видеть, что люди одеты в современные, а не условные костюмы, что сами типы, лица и движения имеют много жизненных черт. Поскольку рукописи созданы художниками-профессионалами, практиками изобразительного искусства, эта параллель не будет слишком искусственной. Так, например, движение умирающего св.
Эпоха готики — время расцвета новых культурных центров средневековья — городов. Эта работа могла быть доверена помощникам изографа. Их очень любопытно разглядывать. В 1420-30-е гг.
Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. К XI в. обширное каменное строительство развернулось по всей Европе. Хотя книга Теофила и альбом Виллара де Оннекура абсолютно различны по традиции, характеру и уровню образованности авторов, возникает непреодолимый соблазн сравнить сочинения между собой. Мозаика Софийского Собора. 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах).
Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. В Милане возникает космополитическая придворная культура, в которой складывается искусство ломбардских художников, которое отличается жанровой интерпретацией светских сюжетов, наблюдением природы и животного мира. Убедительная достоверность изображаемого достигается с помощью объемности форм и умелого использования света и тени. При его дворе была организована школа, в которой учились дети именитых франков. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям.
Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. Такие иконы были легки и удобны в путешествиях. Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. В начале XI в. по всей Европе развернулось строительство каменных зданий. Среди знаменитых работ художника Мадонна канцлера Ролена, Портрет четы Арнольфини.
Им отмечены трактаты Альберта Дюрера и Никласа Хиллиарда. 1267-1337). Софии в конхе (навершии) апсиды по канону помещено мозаичное изображение Богоматери.
Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей. Примечательно, что между падением Римской империи и гибелью Карла Смелого в битве при Нанси прошло нумерологически сакраментальное число лет – 1001. В чём смысл этого занятия. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи.
Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Известно, сколь статичны и консервативны православные традиции.
По сравнению со средневековым западноевропейским искусством византийское искусство отличалось большей степенью канонизации в рисунке и композиции, в особенности при изображении человека (святых), а это налагало свои особенности и на методику обучения. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. Слово "гобелен" возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами). Книги в раннем средневековье были редкостью.
е. феодалов, пожертвовавших средства на строительство храма. Это трактат, а не ноты как таковые. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Готические храмы щедро украшались произведениями скульптуры.
Богоматерь здесь гораздо больше напоминает мадонн эпохи возрождения, чем современных ей мадонн византийского письма. В 13 веке ее модернизировали, прибавив к ней пятую – и получилась пентаграмма, которой музыканты пользуются до сих пор. Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. Творчество таких авторов какМазаччо, Донателлои их соратников говорит о победе ренессансного реализма, который имел серьёзные отличия от «реализма деталей», присущего готическому искусству позднего треченто.
Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями. Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье). илл.
Весьма примечательны 165 рисунков пером в так называемой «Утрехтской псалтири», написанной в Реймсе около 820 года. Возглавлял строительство главный мастер, опытный и искусный архитектор. Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью.
Гвидо из Ареццо понадобилось более пятнадцати лет, для того, чтобы систематизировать и обобщить «грамматическую основу» музыки. Мелкие городские ремесленные мастерские объединяются в цехи, гильдии, братства. Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. Огромный по своим размерам, Реймсский собор (1211 — 1311) поражает величественностью замысла и дерзновенной смелостью тех, кто этот замысел осуществил. Когда появился термин «романское искусство», под готикой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV вв., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием. Один из виднейших художников-гуманистов эпохи Возрождения – Гиберти – писал по этому поводу: «Итак, во времена императора Константина и папы Сильвестра взяла верх христианская вера.
С расцветом живописи Средневековья пришло понимание того, что написание художественных полотен – это удел тех, кто по-настоящему умеет и любит данное ремесло. К сожалению, большинствокаролингскихпамятников погибло.
Особенность стиля – геометрические орнаменты, вышитые параллельными счётными стежками (англ satin stitch или brick stitch, соотвественно одинарный или двойной стежок), которые могут как полностью покрывать ткань, так и образовывать отдельные не ажурные элементы.
Перекрытие, наиболее оригинальная часть гробницы, — один из самых больших монолитов, когда-либо применявшихся в строительстве (его диаметр –10, 5 метров, высота –2, 5 метра). В конце 19 века технику восстанавливают в том же городе – Ассизи. Основополагающим был принцип подчиненности композиции идее, заложенной в произведение. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). До 1559Ярославль.
Города вели борьбу против феодалов за свою независимость. Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века).
И на примере византийского искусства особенно наглядно дает о себе знать «охранительное» начало образца, направлявшего творческую мысль художника в прокрустово ложе традиции». Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок. Их произведения не лишены интереса. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой.
Идеологи средневекового изобразительного искусства отвергали реалистические тенденции не потому, что они были против реальной трактовки образов, а потому, что реалистически переданная натура вызывала «земное» чувство у зрителя. Завоевали огромную популярность бродячие певцы, мимы и актеры. Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра. Основное выражение он получил в архитектуре. Состав этот, содержащий мел и рыбий клей, назывался левкас. Средние века в Западной Европе – время расцвета шпалерного ткачества.
Вариантом центрического сооружения является капелла св. Марии в Мюльхаузене). Вот таким образом художник изображая человека, стремился передать не то, что отличает одного человека от другого телесно, а изобразить то общее, что является типическим для всех людей вообще, объединяя их в духовной сущности и приближая к первообразу, задуманному Богом. Средневековый художник нуждался в достаточно ограниченном количестве изобразительных средств ради выполнения своей задачи — «отразить многообразие, существующее в единообразии».
Речь идет об изобретении масляных красок. Св. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. XV века. Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол.
Сан Джоржо в ВальполичеллоЛангобарды, приняв участие в разгроме остготов Византией, вскоре сами напали на Италию и в 568 г. завоевали большую ее часть, но осели главным образом в Северной Италии. Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне). В этом жанре в поздней готике существовала потребность и он появился бы и без итальянских влияний.
Рукодельные работы того времени отличает насыщенность церковной символикой и условное изображение людей и животных. Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты. Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство.
О том, как производилось копирование, автор «Ерминии» пишет: «. 1260-70. Часто такие иконы на ткани расписывали с двух сторон – своеобразное походное удобство – на одной легкой иконе сразу два священных сюжета. Однако в иконописи используется принцип обратной перспективы1.
1370-80, Вена, Музей города). По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. За умение укрощать лошадей и большую физическую силу он попал в милость к императору Михаилу III, который (бывает же такое) сделал его своим соправителем. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века).
Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы. Но это не так. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Западной Римской империи (V в. ) до начала эпохи Возрождения (XV в. ) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами. Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте). Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара.
Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400-1420-е гг. Главное внимание строители уделили сооружению и обработке западного фасада здания. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Художественное убранство храма подчинялось строгой логике.
171, рис- на стр. Это рождало у горожан критическое отношение к существующему строю, пробуждало дух свободы. Он получает важную роль в частной и государственной жизни. «Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков. Но, цель, была не в том, чтобы реставрировать Древний Рим.
Их «возникновение. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете.
Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной», то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире». Вот таким образом художник изображая человека, стремился передать не то, что отличает одного человека от другого телесно, а изобразить то общее, что является типическим для всех людей вообще, объединяя их в духовной сущности и приближая к первообразу, задуманному Богом. Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры. См. : Введение Додуэлла, с. XXIII-XLIV. ). Потому имена многих мастеров того времени, не дошли до нас – ведь сапожник не будет ставить свою подпись на каждой паре созданной им обуви. Мы знаем немало произведений средневековья, которые отличают реалистические черты. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3.
1250 — 1260) установлены в городскомсоборе Наумбурга (1210 — 1240). на стр. Святые начинают утрачивать былую строгость, наделяются чертами земных людей.
Символы Марка, Матфея, Иоанна и Луки — лев, ангел, телец и орел — расположены над головами евангелистов. В едином неудержимом порыве он устремляется ввысь. Он не был единственным. Затем – наблюдательность, поглощенность зрительными впечатлениями, быть может, заменяющими солидное образование знакомство с разными странами, путешествия, которые совершал Виллар, опытность, глубокое знание практики своего искусства.
Основным видом искусства в эпоху готики оставалась архитектура. На противоположной стене были представлены сюжеты из современной истории: основание Константинополя, сцены из жизни Теодо-риха, победа Карла Мартелла над фризами, покорение Пипином Аквитании и, наконец, коронация Карла и покорение им саксов. В странах, расположенных к северу от Италии – в Нидерландах, Германии, Франции – в XV – XVI веках развивается культура, называемая Северным Возрождением.
Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. В искусстве этого периода преобладает линеарно-плоскостное начало. Скажу честно – глядя на работы современных авторов, я не понимаю, как именно.
Беглые наброски, кажется, следуют за каждым словом текста. Отдельные предметы датированы 15 веком, не позднее его середины. Следя на протяжении XI–XV вв.
Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне. Зодчие готических соборов были смелыми экспериментаторами. Он предстал огромным и динамичным.
Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века. Но в целом создание франкского зодчего тяжелее и массивнее византийского храма. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2.
Именно эти выработанные правила иконописи унаследовала Русь с принятием христианства. Tempera on wood. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике.
Невежество и неграмотность становятся предметом насмешек. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Воспитующие религиозные идеи должны были дойти до всех. Материя то прилипает к телу, то развевается, как бы подхваченная вихрем. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды.
Я нарисовал эти окна, так как они мне понравились больше других. Мы не знаем русских натюрмортов или пейзажей. Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль.
Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I». Эти статуи (ок. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). До появления определенного натурализма в искусстве готики, средневековые портреты были далеки от документальной достоверности. История русской иконописи сохранила мало имен изографов. Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале.
Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Описательность – характерная черта западноевропейской средневековой живописи. Мы видим, насколько много внимания европейские авторы уделяют проработке мельчайших деталей изображений.
Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью.
По свидетельствам древних авторов, богатством вышивок особенно славился Вавилон. Михаила в Фульде (илл. Это был Ян ван Эйк.
Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Основным стилем живописи в начале Средневековья в Западной Европе принято считать романский. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об этом упоминается в «Книге ремесел» Этьена Буало, мэра Парижа с 1258 по 1268 год.
Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. до н. э. ) в свое книге Shuoyuan ("Сад Историй") писал об использовании вышивки шелком в стране Wu (провинция Китая). Задачей их было — дать ясное выражение того или иного понятия, той или иной идеи. Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Сознание народных масс изменилось.
Изучая архитектуру раннего средневековья, они обнаружили некоторые черты сходства культовых зданий с постройками Рима, наличие арок и сводов, сходство отдельных украшений. Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни. худ., ок. Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными.
Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. языческого жизнеподобия. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10.
Короли — властители новых государств охотно поддерживали церковь, так как видели в ней силу, способную держать в повиновении и «страхе божьем» всю массу закрепощаемых тружеников. В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. О кинематографе отчасти было сказано здесь. Фрагмент рельефа с изображением богоматери и апостолов из «Вознесения» вырезан в императорской мастерской до 814 года.
Это значит, что Сянцзян Луи знал о существовании этого вида вышивки. Усилилась тяга к роскоши и изяществу, процветали все виды декоративно-прикладного искусства (в т. ч. The Damned1499-1502. Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки.
Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв.
bу Dodwell С. В. London, 1961. В Западной Европе церкви имели вытянутую среднюю часть. 218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе).
В основном художникам заказывали роспись церковных стен, алтаря или помещения для уединенной молитвы. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Культура, которую завоеватели принесли с собой, была ниже римской. Благодаря широким проемам в стенах и окнам в куполе здание было пронизано светом. Стефана.
Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ). Хотя «Наставление. » Дионисия Фурнаграфиота было написано в XVIII веке, оно отражает педагогическую практику византийской школы, традиции которой сохранились на Афоне и после гибели Византии. Они не имело целью отражать видимую картину окружающего мира. Ценились они дорого по всей Европе. немного об истории гобелена можно почитать здесь.
1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Искусство средних веков в Западной Европе обращалось ко всему обществу, к народу. В большем относительно числе их сохранила Италия. (дошли в оригиналах и копиях).
В киевском соборе св. Он получил название «готика». В свое время она считалась чудом строительного искусства и вызвала целый ряд подражаний. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч. Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени».
Точной даты окончания Средневековья не существует. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. В готическом зодчестве она постепенно хиреет.
Однако по мере развития у европейских народов феодальных отношений и образования новых «варварских» королевств постепенно формировались средневековая культура и искусство. В основе многих вышивок по канве лежат рисунки и гравюры фламандских мастеров. Эта нидерландская живопись в 1-й пол.
Этот портрет кажется схематичным, что вызвано иной эстетической задачей мастеров, для которых материальный мир с его индивидуальными формами не обладал важностью и оставался всего лишь отражением, тенью мира сверхчувственного. Его герои из плоти и крови твердо стоят на земле, но при этом как бы способны двигаться и существовать в своем природном или архитектурном окружении и пространстве с некоторым намеком на глубину. Мастер-изограф писал лики, кисти рук, стопы ног. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Фигуры расположены в узком плоскостном слое, композиция не создает ощущения пространства между ними, впечатления глубины.
Художник понимается как наследник божественной мудрости. Во Фландрии были изобретены масляные краски. Это и позволяло им убедительно передавать натуру. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. Древнейший документ, фиксирующий существование европейского многоголосия, – это "Musica enchiriadis", манускрипт, появившийся около 895 года в монастыре Верден, на территории современного Эссена. Верден был передовым монастырем, с обширной библиотекой и просвещенной братией.
Раскрашивание иконы делилось на этапы. Все эти черты с особой яркостью проявлялись в украшенных миниатюрами манускриптах изготовленных по заказу владетельных семейств. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.
За образец было взято древнее средневековое здание, подобное церкви Сан Витале в Равенне. Однако, в Сан Витале масса подкупольных опор предельно облегчена и замаскирована, за счет чего все здание создает впечатление целостности и одухотворенности пространства, нематериальности камня. Дело в другом. Например, голубь был символом Святого Духа, рыба — символом Христа. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены.
Многие церковные службы пелись, но пели их по памяти. XV века9. Наиболее характерной ее особенностью явился выполненный с необычайным каллиграфическим мастерством сложный геометрический узор, в котором христианские мотивы переплелись с разновидностью кельтского орнамента, получившего название «звериного стиля». В литературе бурно развивались светские жанры (сатира, любовная лирика, куртуазный роман).
Излишних витиеватых и сложных декоративных элементов здания не получали. Last Judgment1537-41. Их граждане гордились своими завоеваниями. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства.
Более того – для него это уже не было в диковинку. Господствовавшей стала базиликальная форма. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья.
Отечественная же традиция зачастую склоняется к началу Нидерландской революции (1568 год). С этого времени "гобелен" превратился в обозначение стенных ковров во многих странах мира. Затем пражская школа живописи распространила свое влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль). По мере роста индивидуального начала в творческом мышлении мастеров этот канон начнет все сильнее отражать персональный стиль художника. По мере того, как Средневековье будет подходить к концу, а индивидуализм религиозного чувства будет искать в более прямом слиянии своей личности (личности заказчика) со священным образом изображения человека будут становится все более «портретными», наделенными индивидуальными чертами.
Более разнообразными стали и темы изображений. Отсюда – внешняя броскость, приглядность изысканность их картин. Они – живописны и красочны. Примеры:SIGNORELLI Luca. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок.
Альбом представляет собой неоценимый источник для изучения готического мастерства. Лучшие церковные вышивки были созданы в Европе в Англии между 1250 и 1350 годами. Не менее существен быстрый, стремительный и динамический стиль кратких пояснений Виллара.
Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. Седьмую ноту SI (последнее полустишие «Sancte Iohanne») добавили позднее, в 1482 году, а замена UT на DO случилась в 17 веке. Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона.
Почти везде фоном служат строения времен античности. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. худ., ок.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Яркая иллюстрация этого — памятники каролингского искусства. Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности.
Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. 220). Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол.
Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». В этот период наблюдались те же тенденции борьбы между религиозной и светской культурой. На страже незыблемости установленных правил стояло государство, не допуская никакого либерализма в богословской среде.
Пример — северная церковь монастыря Липса. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Это достигается с помощью ряда художественных приемов. Античного раба, стоявшего вне гражданской и духовной жизни общества, смеши крепостной крестьянин, который при всем своем бесправии признавался членом гражданского коллектива. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее.
Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. Она хорошо сохранилась. В XII в. первенство стало переходить к новым хозяйственным и культурным центрам — городам.
Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация. (дошли в оригиналах и копиях). В крестово-купольном храме живопись не могла располагаться произвольно исключительно из эстетических соображений.
Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Во 2-й пол. Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена, портал церкви Шанмоль).
Подкупольные арки опирались не на столбы, а на изящные, тонкие колонны. В отличие от средневекового монаха, Дони не стал проявлять ложной скромности и дал ноте две буквы своей фамилии. По другой версии DO (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Duomo-OrvietoBOUTS Dieric the Elder. Но подлинная фреска – это всегда роспись поверх свежей, еще влажной штукатурки, служащей грунтом для слоя краски.
Он принес славу как братьям, так и их покровителю. В современном мире принято считать фресками любую настенную живопись, на самом деле это далеко не так.
Фигура Богоматери украшала навершие (конху) алтаря – дома Бога. То же самое прослеживалось и в живописи. Идеалы гуманизма проникают в произведения великих мастеров.
Наиболее своеобразным памятником остготского зодчества является гробница Теодориха, сооруженная в 526 – 530 гг. ЗодчийАхенской капеллы (ок. В них вырабатываются своеобразные композиционные приемы, которые затем окажут влияние на построение образа в станковых портретах. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного — и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом. Среди потомков Василия были весьма образованные люди, благожелательно относившиеся к античной культуре (Константин VII Багрянородный, страстный любитель книг, Лев VI, богослов и поэт). Paradis1450MusEe des Beaux Arts, LilleMICHELANGELO Buonarroti. Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов.
В нижней галлерее применены сложные крестовые своды, в верхней – наклонные цилиндрические своды, передающие распор купола на массивные внешние стены. В этой связи, не было удивительно, что имена средневековых мастеров почти неизвестны. Тем не менее мастера наделили их индивидуальными чертами, выразительными лицами, характерными жестами. Самые ранние европейские шпалеры – немецкие. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Однако это утверждение остается на уровне догадок, так как не осталось никаких доказательств в его пользу.
Второй по художественному значению центр придворной культуры— Прага, столица Империи по решению Карла IV. Алтарной части церкви предшествовал поперечный неф. Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко. Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо дАреццо) (990-1050).
Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. «Чтобы обеспечить стабильность иконографии, средневековое искусство как на Востоке, так и на Западе создало свою особую методику художественного труда.