Особой популярностью пользовался П. Корнелиус, которого современники называли немецким Микеланджело, считая его представителем «большого стиля» в живописи. Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене.
Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т. п. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих.
1826 год. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Почти все работы назарейцев создавались коллективно.
для него не имела значения внешняя красота портретируемого, гораздо важнее была внутренняя красота, жизнь души человеческой. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов). Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840). Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость.
Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника. Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную энергию и разочарованность. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Находящиеся в непосредственной близости к ней, каждый по-своему, выражают причастность к этому воодушевляющему призыву.
Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя.
В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). При этом во всех портретах столько истинного благородства души.
Здесь они вели образ жизни, характерный для средневекового религиозного братства. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю).
Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона.
Эжен Делакруа. 9). Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно.
Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". С. Ф. Щедрин. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой».
Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах.
Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма.
Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. В картине Вид Московского Кремля от Устьинского моста (1818 год) на первом плане изображены полуразрушенные дома-печальное напоминание о пожаре Москвы 1812 года. Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ).
Своеобразным скрещиванием принципов романтизма в Германии и "бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (представители Л. Рихтер, К. Шпицвег, М. фон Швинд, Ф. Г. Картина «Крест на горе» была предназначена для украшения домашней капеллы, находящейся в замке Тетшен. Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Красивы тела, лица полоненных людей. 1806 г. Национальная галерея, Лондон. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И.
Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Образцами для них были произведения П. Перуджино, А. Дюрера, Рафаэля.
Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Даргомыжский, М. А.
В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. прил. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
— Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Портреты Кипренского, если окинуть их мысленным взором, показывают душевное и природное богатство человека, его интеллектуальную силу. У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма.
Он пишет сцены на набережных, любуется морскими гротами и скалистыми бухтами. Крупным представителем этого искусства был Филипп Отто Рунге, работавший в Гамбурге.
В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы. «Вид в Сорренто». Однако, русский художник очень далек от той свободы в живописной передаче атмосферных эффектов, которой уже владели, к примеру, английские мастера. Первая картина, которую он выставил изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала.
Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Романтизм в русской живописи был представлен в трех основных жанрах: портрете, пейзаже, монументальном искусстве, где очень сильно было влияние классицизма и романтические идеи тесным образом переплетались с академическими канонами. Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов.
Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики.
Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Главное его достоинство — колоритность. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты).
Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. Восприятие их требует углубленного сопереживания. Следовательно, не было и этой причины.
1830 год.
Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму.
Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Таковы картины «Женщина у окна» (1818), «Месса в готической руине» (1819), «Двое, созерцающие луну» (1819-1820), «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Восход луны над морем» (1821). В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера.
Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Толстой и др. Кюи, П. И. Чайковский (Россия).
Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. В молодые годы художник писал главным образом реалистические портреты («Портрет семьи художника», «Автопортрет», 1806).
Уильям Тёрнер. П. Заболотский. И. К. Айвазовский. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц.
Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Большой интерес к личности человека, ее центральное место в искусстве способствовали расцвету жанра автопортрета. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией.
Наиболее отчётливо средневековые реминисценции прояви ли себя в неоготической архитектуре романтизма, отличавшейся утончённостью архитектурных форм искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей. 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён.
Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. К. Айвазовский». Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Да, конечно, его веселость. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Такой неоготики немало в славянских странах. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен.
Мучительный разлад идеала и действительности лег в основу романтического мировосприятия свойственные ему утверждение самоценности творческой и Духовной жизни человека изображение сильных страстей, одухотворение природы интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию теневой, ночной стороны человеческой души, со знаменитой романтической иронией, позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Он любил изображать библейские сцены и даже воображал, что к этому роду у него особое призвание помещал фигуры среди больших пейзажей романтического характера. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Основные претензии к представителям классического течения состояли в строгой последовательности академизму, безоговорочному соответствию всем канонам живописи, в которых не возможно разглядеть душу художника и отсутствие поступательного движения человеческой души и жизни в целом. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма.
Все реже его узнавали в толпе на Невском в черном романтическом платье, в цилиндре и с тростью в руках. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Романтический герой всегда одинок. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь.
Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. Именно так были написаны фрески библейской тематики в доме прусского консула в Риме (1816-1817). Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.
Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. М. Ю. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника.
Ранние петербургские пейзажи Щедрина создают поэтически- идиллический образ города на Неве. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Холст, масло. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус).
Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Жерико создал гигантское полотно 75 м., на котором изобразил тот момент, когда находящиеся на грани гибели люди увидели на горизонте спасительный корабль. Художники пытались воскресить фресковую живопись.
Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. Смогут ли устоять люди.
И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. Работы назарейцев (не только коллективные, но и индивидуальные) характеризуются стилизацией и театральностью.
Портрет Н. В. Кукольника. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли).
Лувр. Бари, Ф. Рюда). Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме.
Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи».
Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика, в нём утверждается исключительная ценность человеческой личности, её порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению. Этот художник занимал особое место в искусстве. Тонко построена живописная поверхность холста. Подобные решения трудно найти в русском портретном искусстве того времени, где уже в середине XVIII века громко звучали гражданские и и гуманистические мотивы и личность человека никогда не порывала крепких связей с окружением. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Смогут ли устоять люди.
Крошечные размеры человеческих фигур несопоставимы с грандиозными масштабами гор и лесов, безбрежностью морской глади или неба. «Портрет М. Ю.
Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма.
Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Повышенный интерес к личности человека, свойственный романтизму, предопределил расцвет жанра портрета в первой половине XIX века, где собой доминантой стал автопортрет.
Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Не была исключением и живопись. В настоящее время их можно увидеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт.
На вершине одной из гор хорошо видны очертания креста.
465, 5 х 651 см. Здесь хранится и поныне это одно из лучших созданий французского романтизма — вдохновенное свидетельство очевидца и вечный памятник борьбе народа за свою свободу. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно.
Ранние работы Щедрина-виды Петербурга-восходят к классической традиции городского пейзажа Ф. Алексеева, но смягчены лирическим восприятием облика Северной Пальмиры. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной. Давида дАнже, А. Л. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки.
Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон.
Портрет работы А. Тыранова. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Жерико, Делакруа и его последователи.
«Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. В созданных маринах он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворенной природы. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей.
Многим дано мало, немногим многое. Без прямого указания на профессию живописца. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Его картина Данте и Вергилий, представленная в салоне 1822 г., – попытка через исторические ассоциативные образы двух поэтов: античности – Вергилия и Возрождения – Данте – посмотреть на кипящий котел, ад современной эпохи. Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры.
И ещё один жанр литературы утвердился в России, благодаря В. Жуковскому, – элегия. Романтиков интересовали различные исторические эпохи их своеобразие, а также экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Фридриха и Й. А. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу.
Кстати, Делакруа позднее будет писать о том, что греческая скульптура была превращена художниками в иероглифы, спрятавшие настоящую греческую красоту лица и фигуры. Существовало и другое толкование этого термина. Автопортрет в костюме Гамлета.
Этого требовало образное решение картины. У ног Свободы раненый. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Эжен Делакруа.
Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике.
рис. Динамика данного полотна определяется диагональю композиции, эффектной лепкой объемов, контрастных перепадов светотени. Русская и итальянская природа в пейзажах классицистов мало разнились между собой. «Девятый вал». Она — направляющая сила движения группы на баррикадах.
Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. К. Д. Фридрих. Париж. Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте).
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Мечтая о лучшем, социально-демократическом устройстве, люди в России той эпохи отнюдь не отрывались от реальной действительности, сознательно отвергали индивидуалистический культ личной свободы, расцветавший в Западной Европе, взрыхленной буржуазной революцией. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение.
Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. Теодор Жерико. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам.
Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Но после войны народ не получил воли.
491 х 716 см. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Один критик, мысленно обращаясь к временам Давида, говорит, что есть два рода новаторов: одни разрушают, другие создают.
Даже Гро, классик по принципу, одобрил колоритность картины, посоветовав художнику усовершенствоваться в рисовании форм. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего.
Фридрих стремился передать стихийную мощь природы. X. Хант). Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры – так она притягательна. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия.
В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым.
Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Но колористическая гамма сдержанна. 2. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь.
Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Как и других пейзажистов своего времени, Щедрина влечет изображение воды, воздуха, неба. Жажда обновления и совершенства идеи свободы и гражданской независимости, ставшие основой романтического мировосприятия, сформировали новое направление в искусстве. Автопортрет. «И.
Живопись в целом темная, в ней преобладают белые, желтые, розовато-красные пятна, всполохами тревожащие чувства. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Изменилось их место в обществе. 1850 год. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале.
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Париж.
Творчество Фридриха по достоинству оценили в России. Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей. Герой романтической эпохи: портретная живопись. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности.
Одно из главных произведений Жерико – картина "Плот Медузы". К. П. Брюллов. Обращаясь к библейским сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, он создал свой особенный и неповторимый стиль, полный мистики искренности и простоты. Бородин, Ц. А. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Именно стремление к непосредственному отражению действительности отчетливо ощутимо в романтической пейзажной живописи.
С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ».
Наиболее известными его произведениями считаются иллюстрации к библейской Книге Иова, Божественной комедии Данте, Потерянному раю Мильтона. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма.
А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). 1841 год. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма).
Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Вальдмюллер). Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы.
Движению назарейцев соответствовали свои формы противостояния академикам-классицистам во Франции, Италии, Англии. Эта вдохновляющая сила воплощена в образе прекрасной молодой женщины, в страстном порыве зовущей за собой. И вновь вернули художнику.
Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой. Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно.
Небо у него остается ровно голубым, как у классицистов, живопись подчиняется общей теплой коричневой тональности. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Романтический герой живёт в этом мире, страстно защищая свою свободу и считая, что он не подчиняется правилам внешнего мира, но только своим правилам. В эпоху романтизма произошёл расцвет литературы.
Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Рунге, К. Д. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей».
Исторические условия в России были иными. Далевая панорама Кремля, все соборы и башни прорисованы Воробьевым с величайшей точностью. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Он беседует с очевидцами события, делает зарисовки казнённых и умирающих, пишет сотни этюдов бушующего моря. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К.
Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809).
Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин). Это был какой-то вихрь. Франсиско Гойя. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. К. П. Брюллов. Александр Гессе (род.
Большое место в немецкой живописи занимал романтический пейзаж. Основателями объединения стали художники Фридрих Овербек и Петер Корнелиус. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Лишь после того, как полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, оно попало в Лувр. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни.
За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, —декоративность отходит на второй план. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца.
Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Одним из которых было бидермайер.
Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Позднее влияние этого проторомантического художника будет заметно в творчестве Александра Орловского. Никто не является мерилом для всех. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. К сожалению, Жерико через немного лет после этой картины умер, не исполнив дальнейших своих художественных намерений.
Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека. С 1820-х гг.
Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Мусоргский, А. П. В духе романтической традиции они считали искусство выражением времени, духом народа, но их тематические или формальные предпочтения, сначала звучавшие как лозунг объединения, через некоторое время превратились в такие же доктринерские принципы, как и у Академии, отрицаемой ими.
Каждому открывается душа природы по-иному. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Многое сошлось в этом произведении: безусловная вера Жерико в возможность владения человеком своими силами, страстная любовь к изображению лошадей и смелость начинающего мастера в показе того, что раньше могла передать только музыка или язык поэзии – азарт боя, начало атаки, предельное напряжение сил живого существа. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником).
Еще одним выдающимся портретистом был О. А. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Господствует чувство непринужденности, естественности.
1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками.
Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями 1-й половины 19 в. и нередко поднимались до истинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер французского романтизма.
(Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции в живописи. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции.
И хотя он отражает жизнь достаточно точно искусство Фридриха не реалистично. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины.
И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Автопортрет.
Позиция вслушивания определяет основную форму общения человека с природой и ее изображения. П. И. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала.
Холст, масло. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства.
Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Этот направление в живописи получил свое название благодаря псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. Много общего у романтизма и с символистами конца XIX – начала XX в. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824).
Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Были ли у него крылья. Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи.
Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё.
Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач.
1819 г. Лувр. К пейзажу Рунге обратился в поздний период своего творчества. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Кораблекрушение. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Картина полна трагизма, мрачного пафоса.
Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. В изображение природы художник вкладывает особый смысл. Англия была классической страной романтической литературы.
Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. В них появились пессимистические настроения. Неповторимость художника ощутима лишь в свободе его творчества – на этом стоит романтик Фридрих. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов.
Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Русский музей.
Красоту Невы, окаймленной прекрасными зданиями, воспевает Гнедич, Деларю, Языков. Романтизм (франц. О. А. Кипренский. Излюбленным жанром Фридриха стал пейзаж.
Орловский. Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Закат солнца. В гамбургском музее хранится законченная часть триптиха — картина «Утро» (1808), в которой на фоне чудесного весеннего пейзажа выведены аллегорические фигуры молодых женщин и путти, как будто танцующих над цветущей землей.
Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Третьяковская галерея.
У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е).
Более светлым стал колорит. Об архитектуре романтизма и говорить не принято.
Так в чём же между ними разница. Слева студент с ружьем. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением).
Рядом с деталями, символизирующими плоть и кровь Христа, размещена пейзажная картина: устремленные ввысь скалы с проросшими елями. Плот «Медузы». Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости.
Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Например во Франции из мастерской Давида выделились так называемые художники-примитивисты, в Англии – прерафаэлиты.
В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Крест у Фридриха — часть природы и в то же время символ. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина.
Прежде в нем видели автопортрет художника. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. К последнему десятилетию его жизни относится незаконченный триптих, в котором художник хотел с помощью символов и аллегорий изобразить бесконечно возрождающуюся жизнь природы. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков.
Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Если опираться на философские рассуждения эмпиризма или кантовского идеализма, то романтизм можно охарактеризовать как реальность, пропускаемую через субьективную призму сознания и художники, с их повышенной восприимчивостью и чувственностью, способны как никто другой эту реальность преобразить в своих работах. Отличной иллюстрацией к предыдущем рассуждениям служит работа «Ребенок на лугу» (1808 г. ) художника Филиппа Отто Рунге. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Но порой Фридрих доходит в своей эмоциональности до щемящей тоски, ощущения бренности всего земного, до оцепенения мистического транса. Живопись не была исключением.
Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией.
К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет».
Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро).
Свобода на баррикадах. Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Содержание же его картин обыкновенно драматическое или трагическое, но он избегает резко безобразного, чего не боялись близкие последователи Делакруа. Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). Это глубоко трагический образ.
Его произведения (фрески античной тематики в Глиптотеке, 1820-1830 «Страшный суд», 1836-1840) были примером для подражания молодым немецким художникам. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей.
Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Вода кажется прозрачной, она как будто светится изнутри, вбирая в себя клокочущую ярость волн, а значит, давая хрупкую надежду на спасение. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Да, конечно, его нищета. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году.
Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Борьба между двумя течениями длилась около 50 лет. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Не менее значительна музыка того времени: вокал инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара.
Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры.