Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Вершиной голландской школы было творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669). Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см.
Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Фрагонар. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
В нидерландской живописи в эпоху барокко в Голландии жили и творили Фрас Халс и так называемые "малые голландцы": Герард Доу (1613 – 1675), Адриан ван Остаде (1610 – 1685), Габриэль Метсю (1629 – 1667), Герард Терборх (1617 – 1681) и другие. Вот как написал о нём Эжен Делакруа: ". В произведении соединены формы европейского стиля рококо и живая традиция русского средневековья. Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи.
Стены оформляются деревянными панелями. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Искусство Буше должно было вызывать у зрителей приятные и волнующие чувства, но не тревожить и не пугать.
Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. 1709). Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
Но в отличие от иностранных мастеров русский художник пишет не маленькую даму, а создает образ серьезной, задумчивой и немного грустной девочки. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена». / Под ред. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.
(см. Продумывая изображение, Б. В. Музей изобразительных искусств им.
Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Приложение 8).
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Фрагонар непосредственно и последовательно примкнул к стилю своего учителя. Художник представляет нам сцену в парке.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. У него был сходный гений по самому своему духу. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Жан-Батист-Симеон Шарден является во всех отношениях противоположностью Буше. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Пейзажи «Вид Тиволи» и «Вид садов Фарнезе» исполнены на основании итальянских впечатлений. В росписи стен, плафонов, в гобеленах, наддверных панно преобладали современные и мифологические галантные темы, пейзажи, которые рисовали интимный быт аристократии идеализированный портрет, который изображал модель в образе мифологического героя, пасторальный жанр. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744).
Приложение 6). Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Для стиля барокко («причудливый») характерны: – стремление к величию и пышности -усложнённость планов -богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал и скульптуры – обилие кривых, пластичных линий и поверхностей – контрастность, напряжённость иллюзорность, динамичность образов -стремление к максимальной выразительности минимальными средствами отрицание конструктивной логики ордера и применение его только как декоративно-пластической формы наряду со скульптурой -привлечение пейзажа в качестве основного композиционного приёма для создания городского ансамбля -в мебели – сложные позолоченные резные элементы, мягкие сидения -цвета – белый, бирюзовый, золото. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
Видным художником является Пьетро Лонги. Так изменились критерии физической красоты. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский художник и график. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Картины Фрагонара конца 70-х гг. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру». в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. "Королём художников и художником королей" называли фламандца Питера Пауля Рубенса (1577 – 1640).
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Откровенно чувственно-поэтический, подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Откровенно шаловлива и пикантна «Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку».
У него постепенно вырабатывается легкий, но эффектный штамп, так как от него требуют повторения работ. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. О его произведениях Эжен Делакруа сказал: "правда – самое прекрасное и редкое на свете".
Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Иконография «галантных празднеств» восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты».
Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Франсуа Буше был учеником Ф. Лемуана, затем гравера Ж. Ф. Кара: он занимался в его мастерской оформлением книг и изучал искусство гравюры. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись.
Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. В манере Ватто, никогда не поднимаясь, однако, до высоты своего учителя, работали французские художники Патер и Ланкре. На карманах— огромные клапаны. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами.
По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Его рисунки пером и бистром здесь несравненны по живости, беглости, непосредственности и юмору они кажутся бегущими, как строчки текста. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Я дуюсь на него порой.
Утрачивал самостоятельное значение образ человека, фигуры превращались в детали орнаментального убранства интерьера. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств».
художник лишается и заказчиков и славы. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Б. Тьеполо. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Приложение 6).
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752).
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). он подражал Микеланджело, но так, как только он умел подражать. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Работам художника свойственны необыкновенная любовь к жизни и энтузиазм. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Его использовали с негативным оттенком. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Рубенс гораздо родственнее Гомеру, чем многие античные мастера.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Изысканное серо-зелено-голубое платье поражает богатством многослойной живописи и имеет тенденцию к уплощению. В конце 70-х гг. Этот эффект был достигнут при помощи линий красиво откинутой назад головы и пластично вылепленных форм тела, что присуще принципам классицизма. -- М. : Аванта Плюс, 2003.
Фирсов, Б. В. Суходольский. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Оно передано иллюзорно-вещественно. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине.
Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
– Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Художник не скрывает от зрителя некрасивые руки персонажей с толстыми короткими пальцами, а в женском портрете — оплывшую шею, кожа которой нависает над жемчужным ожерельем. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями».
Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Власова Л. Г. 1754, ГТГ).
Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным избранным и возвышенным. Фрагонар причисляется к академикам, получает квартиру и мастерскую в Лувре, перед ним открывается перспектива почетной карьеры с заказами двора и королевской мануфактуры гобеленов. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. На рукавах были широкие обшлага.
Несмотря на неравномерное развитие экономической и культурной жизни в разных странах Европы, это столетие стало эпохой разума и просвещения, веком философов, экономистов, социологов. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
Он имеет смелость быть самим собой. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой.
Его творчество начала 60-х гг. ниже). Натье, Ф. Буше, Ж. О. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше.
В 80-е гг. Мягкие пастельные жемчужно-серые, золотистые или серебряные тона, блестящие плоскости зеркал, тихо позванивающие хрустальные люстры делали эти комнаты похожими на музыкальные шкатулки.
Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Чаще всего художник писал знатных лиц.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Мебель эпохи рококо очень изящна. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости -- герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Юноша задумал соблазнить красивую робкую деревенскую девушку и поселяется неподалеку под видом отшельника. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Кроме фарфора— в моде серебро. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Однако метод великого живописца, основанный на проникновенном созерцании натуры и медленном, трудоемком письме, оказался чуждым импульсивной натуре Фрагонара, экспрессивному и импровизаторскому складу его таланта. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). ". Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление.
Мебель изящна и легка. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
В 1750-х гг. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. – с. -34. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко.
И здесь рококо ждало открытие. Кресла и диваны с удобными спинками и мягкими сиденьями изящная мебель малых форм, украшенная изогнутыми ножками, сложным орнаментом, в котором присутствовали мотивы причудливых растений и птиц, фигурки крылатых младенцев и т. д. Классики и современники.
В каждую из этих арок вписана одна из трех групп, резко противопоставленных друг другу: на первом плане изображены три сына, дающие отцу клятву победить или умереть, а на втором — поникшие в горе женщины. В конце 60-х гг.
По возвращении из Италии Буше с конца 1730-х годов работает в театральной декорации и на мануфактуре Бове, где создает картоны для ковров. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Они разрабатывали различные вариации бытового жанра, причём особенно любимой темой стали сцены "весёлого общества". По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше».
В 90-е гг. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Главными её чертами стало стремление к игривому виду, необычной планировке, орнаментальности и фигурной отделке.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Именно такую жизнь – праздную, беззаботную и легкомысленную – изображали художники того времени. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В 1780-е гг. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Я ссорюсь с ним из-за его грузных форм из-за недостатка изысканности и изящества.
Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Художник вывел на передний план актера в белой одежде. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации.
Фрагонара). В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника».
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Славу этой школы составляют утончённые портреты Антониса Ван Дейка (1599 – 1641), простодушно-грубоватые жанровые произведения Якоба Йорданса (1593 – 1678), горькие и язвительные картины Адриана Браувера (1605/1606 – 1638). Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Приложение 5).
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись.
М. Д. Аксенова. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Основное его призвание – небольшие алтарные образы, картины на мифологические и аллегорические темы и портреты. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Возможно именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. 1767). Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы.
Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Под него надевали камзол. "Малые голландцы" были наблюдательны, порой остроумны и умели нравиться публике. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Искусство барокко тесно граничит с рождением принципиально нового способа мышления, с появлением научной картины мира. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. В конце 70-х и в 80-е гг. Другой, совсем юный и изящно манерный, полулежит на земле в восхищении от открывшихся ножек дамы. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Сценка откровенно театральна.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. по документу из РГИА). Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко.
Они отличаются удивительной изобретательностью построений, сверканием ярких тонов. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
/ Сост. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный.
Рококо («раковина»)– более изощрённое в деталях развитие направления барокко. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Оформление книги, мастерство переплета, мебель, бронза и т. п. достигли большой художественной высоты.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке -- волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии.
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Они изображались на фоне воображаемых античных построек. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). А. С.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Меняется и формальный строй его работ.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Наиболее ярким представителем данного стиля во французской скульптуре является Фальконе, хотя в его деятельности преобладали статуи и рельефы, которые предназначены для украшения интерьеров, а именно бюсты, в том числе и из терракоты. / Под ред. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. За стилем барокко следует стиль рококо. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников.
Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже высшей стадией искусства барокко. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). В нем отсутствует ярко выраженная объемность и линейность и хотя наблюдаются четкие границы освещенных и затемненных мест в трактовке лица, контраст создан не для моделирования объема. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761) работал в Париже. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп.
– СПб. : ЛИТА, 2003. В качестве образца подобной трактовки бытовой культовой утвари можно привести миниатюрный складень-триптих на экспозиции Брестского областного краеведческого музея. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Они несколько ограничивают глубину картины, придвигаясь близко к переднему краю композиции и симметрично разделяя ее на три равные части, тем самым образуя ритмическую основу построения. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
– Минск: Искусство, 2002. Помимо Франции, музыка рококо развивалась и в странах Германии, так как этому стилю благоволили Мария Терезия и Фридрих Великий. Он подарил миру около 3 тысяч картин и множество рисунков. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Ладожин И. Ю. Гравюры Буше делали жанровые сцены, взятые из произведений А. Ватто, похожими на орнаментальные узоры, которые позднее стали обязательным элементом книжной иллюстрации рококо. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. (см. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
Приложение 1). Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). В работе им приходилось проявлять большую универсальность: оформлять интерьеры дворцов, писать театральные декорации, расписывать церкви. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Последнему способствовала и праздничная экспрессивность стиля и театральность самого облика моделей.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Великая французская революция подвела итог всей эпохе рококо, вместе с которой завершилось и творчество Фрагонара. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
В 70-е гг. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
«осколки раковины». Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Реалистичная и правдивая жанровая живопись Шардена раскрывает перед зрителем мир искренних человеческих чувств, связывающих героев его картин. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями.
Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Напрасно было бы искать в них философской глубины и богатства волнующих своей неопределенностью духовных оттенков. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. (иллюстрации см.