Возрождая античность в живописи, одновременно проявляя интерес ко всему, что происходит в мире, художники эпохи ренессанса выработали законы прямолинейной перспективы, благодаря им картины превращались в окно, распахнутое для зрителя, через которое виден познаваемый мир. Художники Ренессанса. Филиппо Липпи, Мазаччо, Паоло Уччело, Андреа дель Кастаньо, Сандро Боттичели, Фра Анджелико – это художники ренессанса, картины которых наполнены внутренней цельной концепцией мира, постепенно охватившей всю Италию. Работа Леонардо «Благовещение» ещё обнаруживает связи с ранним Возрождением, но совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины говорят о мировоззрении художника Высокого Ренессанса.
итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. В настроении тяжелого пессимизма работает Микеланджело над гробницей Медичи. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов. Чувство беспокойства и тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Здания, фрески, живописные полотна, созданные в Высоком периоде развития Ренессанса, являются истинными шедеврами.
В 1513—1516 гг. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и её защитника. Леонардо да Винчи (1452-1519) первый художник, воплотивший эту особенность. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Художники Франции, (включая герцогства, такие как Бургундия) часто связывались с судами, обеспечивая иллюминированные рукописи и портреты для дворянства, а также религиозных картин и запрестольных образов.
Он чаще пишет большие картины маслом на холсте, алтарные образа для церкви. На протяжении всей жизни он ищет этот образ в мадонне. Особое внимание Леонардо уделял светотени, добиваясь неповторимой мягкости лиц и фигур, словно окутанных едва уловимой дымкой («сфумато»).
В Xv в. почти полностью был собран дошедший до нас состав памятников античной литературы. Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.
Оно более не представляет собой вечное движение по кругу жизни, но приобретает направление, становится вектором, проведенным от сотворения мира до дня страшного суда, когда пресечется земное бытие всего человечества. Художники эпохи Возрождения от Джотто (друга Данте) до Мазаччо открывают перспективу, уводящую глаз вглубь картины, развертывающую ее горизонтальный план. Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые». Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов – простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. В конце XV века северные города Европы организуют ряд военных походов на Италию. Джорджио Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510), первый в Венеции обратился к литературным и мифологическим темам.
Этот диссонанс нарушает архитектоническую гармонию Ренессанса и является предвестием новой эпохи в искусстве. Он считает не обязательным точную передачу черт в лицах моделей.
Изобразительное искусство является, скорее всего, наиболее древним видом творческой деятельности человечества – и наскальные рисункиНаскальные рисунки: развлечение, магический инструмент или что-то ещё. Он готов сносить невзгоды, не падая духом, не ожесточаясь против людей.
Очень интересны работы Браманте, которого современники считали самым талантливым архитектором Высокого Возрождения и Палладио, создавших крупные архитектурные ансамбли, отличавшиеся цельностью художественного замысла и разнообразием композиционных решений. Первым большим произведением, которое он исполнил в Милане, была «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте»). По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы». Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии. Их граждане гордились своими завоеваниями.
Это беспокойство усиливается позами фигур времени суток, расположенных у их ног: изогнутые тела как бы скатываются с крышек саркофагов, не находя опоры их головы пересекают карнизы. Павел III тотчас после своего избрания стал настойчиво требовать от Микеланджело исполнения этого замысла и в 1534 г., прервав работу над гробницей, которую он завершил только в 1545 г., Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле — к росписи «Страшный суд» (1535—1541)—грандиозному творению, выразившему трагедию человеческого рода. Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении. Для него важнее философская идея противопоставления жизни и смерти. Для философии Возрождения характерны попытки примирить христианство с платоновской философией, которая становится в высшей степени авторитетной (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Платоновская академия во Флоренции Козимо и Лоренцо Медичи). Изображение «Спящей Венеры» изящно, свободно и не лишено чувственной прелести.
Это замечательное время дало свой старт в XIV веке и стало клониться к закату в XVI веке. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава laquo, короля живописцев и живописца королейraquo, . Открытие памятника превратилось в народное торжество. «Новому религиозному сознанию» были присущи универсалистские притязания.
Петрарка много ездил по Европе, был близок с папами, государями. Самое известное его произведение – рельефы фонтана невинных в Париже. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов (более похожих на путти, что так характерно для Возрождения), — в нижней части композиции. Его самые известные работы: laquo, Мертвый Христосraquo,, laquo, Триумф Цезаряraquo,, laquo, Юдифьraquo,, laquo, Битва морских божествraquo,, laquo, Парнасraquo, (на фото) и т. д.
Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые». Brunelleschi, самый известный как архитектор купола Флорентийского Собора и церкви Сан-Лоренцо, создал много скульптурных работ, включая Распятие в натуральную величину в Новелле Санта-Марии известной ее натурализмом. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.
Для итальянских гуманистов главным было – направленность человека на самого себя. НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) – итальянский мыслитель, дипломат историк. Флорентиец, происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. Вершиной нидерландского Возрождения было творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30-1569). В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504). Цель собраний состояла, по замыслу их инициаторов, в том, чтобы сделать церковь главным инструментом ослабления классовой борьбы, «крайностей» самодержавия, основной социальной («культурно-исторической») силой, долженствующей объединить и «примирить» вокруг себя все общественные слои и классы.
Уже в первой известной картине «Чудо святого Марка» он представляет фигуру святого в сложном ракурсе, а людей в состоянии такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Многие работы Тициана пронизаны ощущением одиночества, поглощенности человека пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы, что глубоко чуждо гуманистическому искусству Высокого Возрождения. Одним из факторов, который явным и косвенным образом вплетается в процесс отражения православием современности и отчасти обусловливает его эволюцию, является идеологическое идейно-философское и религиозно-модернистское наследие «нового религиозного сознания», ведущие представители которого одновременно составляли внецерковную ветвь религиозного реформаторства. ТОМАС МЮНЦЕР (около 1490-1525) – немецкий теолог и идеолог ранней Реформации и Крестьянской войны 1524- 1526 годов в Германии. Сын ремесленника, Мюнцер получил образование в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, откуда вышел со степенью бакалавра богословия и стал проповедником. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Иероним». Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия.
Легкие, стройные фигуры пронизаны поэзией и сдержанны по форме. Вот таким образом дух порядка столь характерен для искусства Ренессанса. В период Высокого Возрождения (первая половина XVI века) сполна раскрывается весь идейно-творческий потенциал художников. Заключительный период охватывает временной промежуток с 1530 года по 1590-1620 годы. Новая скульптура родилась в 1401 году, когда был организован конкурс на оформление дверей крещальни Флорентийского собора.
Образы Дюрера полны силы, но и сомнений. Для итальянских гуманистов главным было – направленность человека на самого себя. humanitas – человечность). Пожалуй, за звание самого искусного портретиста эпохи с Рафаэлем может соперничать разве что Тициан (1490-1576) – главный представитель венецианской школы XVI столетия.
Рафаэль учился у известного художника Перуджино и огромное влияние на его творчество оказал знаменитый Леонардо. В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую, названную флорентийцами «Гигантом» и поставленную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. У первого Мазаччо позаимствовал новое понимание человеческой личности, характерное для скульптуры.
Папа идет на Флоренцию походом. Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит верность традициям Ренессанса. Джорджио Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477-1510), первый в Венеции обратился к литературным и мифологическим темам. Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце. Художник и архитектор родом из Урбино.
Сочинения древних разыскиваются, переписываются издаются. В искусстве утверждался идеал титанической личности. Это видно в творчестве двух крупнейших художников Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи.
С нее и начиналась эпоха Возрождения. Они были оценены с точки зрения человеческой деятельности, ее смысла и значения. «Углубленная религиозность», которая привела немцев к Реформации имела огромное влияние на искусство. Она разгромлена, многие друзья Микеланджело погибают.
Многие его представители были склонны говорить не просто о философском или о религиозно-философском возрождении, а именно о «духовном». Эпоха возрождения. Занимаясь искусством, он делал научные изыскания, опыты, наблюдения, он выходил через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т. д. «Тайная вечеря» завершает целый этап в научных изысканиях художника.
Изначально центром Ренессанса считалась Флоренция, но к 16 веку он захватил Венецию. Наиболее известные работы: laquo, История царицы Савскойraquo,, laquo, Бичевание Христаraquo, (на фото), laquo, Алтарь Монтефельтроraquo и пр. Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству.
Вторую половину XVI и первую половину XVII века принято называть Поздним Возрождением.
Причем в каждой из областей Леонардо да Винчи (1452-1519) проявил себя как новатор. Это касалось даже работ на темы, касающиеся религии. В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции.
Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (1528-1588) суждено было стать последним певцом праздничной Венеции XVI века. Дюрер – философ, но его философия лишена жизнерадостности и оптимизма итальянского Возрождения. В 1505 году Дюрер едет в Венецию, затем по возвращении домой пишет «Адама» и «Еву» под воздействием итальянского искусства, в которых выражает своё национальное понимание красоты и гармонии человеческого тела. Однако это влияние настолько специфично и сложно по своему проявлению, что о нем необходимо говорить дифференцированно, выделив предварительно аспект проблемы ««новое религиозное сознание» и современность» : влияние некоторых идей и установок религиозных философов начала XX в. как представителей внецерковной линии религиозного реформаторства на современных православных модернистов-церковников. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца XIV-XV вв. ) была особенно значительна. В светской архитектуре палаццо характерно соединение внешней крепостной неприступности с внутренней атмосферой уюта. В церковном зодчестве появляется облицовка фасадов церквей разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» – характерная черта итальянского Возрождения. Новая скульптура родилась в 1401 году, когда был организован конкурс на оформление дверей крещальни Флорентийского собора. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер.
Главным достоинством личности стали считаться гражданские добродетели. Результатом стали два научных трактата: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Они, оглядываясь в Античность, оставались христианами. Высокое Возрождение отличается пиком борьбы за гуманистические идеалы, свойственные эпохе ренессанса. Торговое соперничество городов со временем превратилось в кровавое соперничество. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Фигуры рабов не вошли в окончательный вариант гробницы.
В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия именуясь «маньеризмом». Первой достоверной работой исследователи считают «Триптих Сан Джовенале» (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо. Забвение длилось, как полагали, долго.
На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». Его самыми важнейшими произведениями стали фреска «Тайная вечеря», картины «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» (на фото выше), «Дама с горностаем» и т. д. Но начало новой эпохи граничит с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266.
Его самые известные работы: «Мертвый Христос», «Триумф Цезаря», «Юдифь», «Битва морских божеств», «Парнас» (на фото) и т. д. Чувство беспокойства и тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Это период усиления феодальной реакции. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Появляются музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры.
ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей».
А сейчас Иосиф пытается уговорить стражника сжалиться над Христом. В их числе Антонио да Корреджо, Андреа Палладио (считается основоположником классицизма и палладианства) и Тициан. Хотя многие гуманисты были набожны, слепой догматизм умер. Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достижением его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495—1498). Его лучшие произведения были исполнены в масляной технике.
С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Неповторимое искусство поражает своей красотой и глубиной замысла. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Важнейшими произведениями базельского периода Гольбейна являются портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна знаменитая «Мадонна семейства Мейер», портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, а также рисунки к Ветхому Завету (91 лист) и «Пляска Смерти» (58 листов), гравированные на дереве Лютцельбургером. Соловьева.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Он интересовался проблемами перспективы. «Нельзя не видеть, -замечает в этой связи П. К. Курочкин, -что поворот к проблеме человека, в частности его социальной активности, -важнейший аспект модернизации современной религии. «Универсальный гений» Леонардо да Винчи должен был далее усовершенствовать аспекты иллюстрированного искусства (освещение, линейная и атмосферная перспектива, анатомия, видение в перспективе и характеристика), который занял художников Раннего Ренессанса в целой жизни изучения и придирчиво записи его наблюдений за миром природы. Кризис охватил и искусство.
Это представитель падуанской школы живописцев. Чувство изящества, гармонии, тонкость вкуса неизменно связаны с французским искусством. В творчестве Жермена Пилона (1535-1590) вместо идеально прекрасных образов возникают образы жизненные, драматические. Расцвет человеческой культуры, творчества искусства, наук. Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа.
Пять калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг за оступившимся вожаком. humanitas – человечность). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь. Новые превращения предоставляют им статус общественных учреждений, который обладают правом самостоятельно руководить художественной жизнью.
Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. Такими же разнородными талантами отличался и его современник Микеланджело Буонарроти, работавший в Риме, где он расписал часть Ватиканского дворца (Сикстинская капелла, в которой поражает своим грозным величием картина страшного суда) из его статуй особенно прославился Моисей. Самые ранние голландские картины дотошны и подробны как картины темперы. «Сикстинская мадонна» — одно из самых совершенных произведений Рафаэля и по языку: фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св.
В это время живопись и все искусство в целом мало чем отличается от недавнего прошлого. Оно пронизано гуманизмом, стремлением к гармонии прекрасных сторон жизни. Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год).
И это его умение подчинить себе пространство положило путь Рафаэлю и Микеланджело. Но он становится ведущим художником Италии. Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный. Он искал совершенный гармоничный образ.
Около 1520 года герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан воспевает античность, воплощает дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры». Тициан много пишет на мифологические сюжеты. И только в последующие годы скульпторы, архитекторы и художники эпохи Возрождения (список которых очень велик) под влиянием современных условий жизни и прогрессивных веяний окончательно отказываются от средневековых основ. Едва ли не тысячу лет продолжалось то, что для людей, занявшихся возрождением античности, показалось паузой в культурном развитии и было названо средними веками. Так выстроились вслед друг другу первые эпохи.
Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Пять калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг за оступившимся вожаком. Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода. Он решил те проблемы живописного искусства, которые поставил до этого Джотто.
Восстанавливается античный Рим. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Вершина его мастерства «Сикстинская мадонна». В эпоху Возрождения Венеция развивалась немного иначе, чем другие города Италии. Он был прекрасным колористом.
Но расположенная вдоль стены трапезной роспись подчинила себе весь интерьер. Это век гуманизма, веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Третий величайший мастер – Микеланджело (1475-1564).
Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. На протяжении практически всего XV в. они изображали его в стиле готики: легким и бесплотным. Широкий спектр подлежащих «синтезу» или антагонистически связанных идей – в той или иной их комбинации, с теми или иными оттенками – обсуждался большинством русских религиозных философов начала XX в. Картины русский ренессанс Картины возрождение ренессанс Картины философия ренессанса Картины искусство ренессанса архитектура ренессанса эпоха возрождения Картины ренессанс. С особой последовательностью и силой она проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже XIV – XV вв. Тема смерти – частая тема его графических листов. В первых самостоятельных работах (несколько «Мадонн») чувствуется влияние Мазаччо и Липпи.
Это направление было тесно граничит с архитектурой. Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве и в жизни. Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода. Прежде всего, необходимо отметить, что творцы Возрождения не только занимались «чистым» изобразительным искусством, но и проявили себя как талантливые исследователи и первооткрыватели. Нельзя найти ни одну область деятельности человека, которую бы не затронул Ренессанс.
Наряду с воплощением прогрессивных идей в живописи изменилось и само ее идейное содержание – герои картин стали более «земными», с ярко выраженными личными качествами и характерами. В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских. Эпоха Ренессанса имеет относительные временные рамки.
Это наивысшая точка расцвета искусства Италии. Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце.
Его самыми важнейшими произведениями стали фреска laquo, Тайная вечеряraquo,, картины laquo, Мона Лизаraquo,, laquo, Мадонна Бенуаraquo, (на фото выше), laquo, Дама с горностаемraquo и т. д. Для искусства становятся характерными в архитектуре черты античной простоты, гармонии. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории. Его политические цели: реформа церкви, прекращение войн, единство Италии.
Возрождение или Ренессанс – историческая веха в европейской культуре. Они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. Через Венецию прошел Велас- кес. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Андреа Мантенья (1431-1506) – выдающийся художник падуанской школы, первоначально являвшийся подражателем Мазаччо, но постепенно выработавший свой особенный стиль. Самые ранние работы даты Тициана с эры Высокого Ренессанса, включая крупный запрестольный образ Предположение о Девственнице, которая объединяет человеческую деятельность и драму с захватывающим цветом и атмосферой.
Это был решающий шаг на пути развития ренессансного искусства. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Действительно, для языческого сознания время явление природное. Изучение Античности наложило свой отпечаток на религиозные воззрения и нравы. Образ Давида вдохновлял многих художников Кватроченто. «Новое религиозное сознание» или богоискательство, сложное и противоречивое образование не только потому, что в него входили люди, стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало определенную внутреннюю эволюцию. Микеланджело работает над росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле по требованию Папы Павла III.
Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. В их числе Антонио да Корреджо, Андреа Палладио (считается основоположником классицизма и палладианства) и Тициан. Им свойственны смелый полет воображения художника, широта охвата и гуманистическая наполненность отображения действительности.
В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Развивается портретная живопись и становится одним из важных достижений Возрождения.
Если в античном искусстве человек, пусть и прекрасный физически, представлялся лишь игрушкой рока и богов, то эпоха Возрождения возвеличивает человека, возности его на беспримерно высокий пьедестал. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки.
Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. -1337).
Его лучшие произведения были исполнены в масляной технике. Культура этой эпохи представлена несколькими периодами: временами предвозрожденческих явлений или Проторенессансом (конец 12 – начало 13 века), дученто, характерным для 13 века, треченто (14 столетие), кватроченто и чинквеченто (15 и 16 век соответственно). Их шедевры – кафедры проповедника Баптистерия и Собор Пизы. что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. В Ватикане он работал с 1508 года и до конца жизни в должности официального художника при папском дворе. В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции. Аллегорическим языком он выражал трагизм современной жизни всей страны («Вифлеемское избиение младенцев»).
Изучение риторики должно было, по мысли гуманистов, дать ключ к духовному складу античности овладение языком и стилем древних рассматривалось как овладение их мышлением и мировоззрением и важнейший этап в освобождении личности. На протяжении всей жизни он ищет этот образ в мадонне.
Тема смерти – частая тема его графических листов. Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству. Стиль же формировался под влиянием работ Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Донателло и венецианской живописи. Джотто, самая большая работа которого – цикл Жизни Христа в Часовне Арены в Падуе, был замечен биографом 16-го века Джорджио Вазари как «спасение и восстановление искусства» от «сырого, традиционного, византийского стиля», распространенного в Италии в 13-м веке. 1477-1478).
Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности. «Дармштадтская мадонна» является демонстрацией приверженности бургомистра Майера католическому вероисповеданию. Он становится одним из самых крупных мастеров гравюры в Европе.
Объектом поклонения для него были пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело. "Возрождение" (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Конец Раннего Ренессанса в итальянском искусстве отмечен, как его начало, особой комиссией, которая соединила художников, на сей раз в сотрудничестве, а не соревновании. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках, он наделен Богом свободой воли.
Религиозное или «духовное возрождение» России, о котором заговорила почти вся интеллигенция на рубеже веков, понималось сначала не только как возвращение к средневековому религиозному климату, но и создание атмосферы «свободы», «творчества» и «синтеза» всех областей общественной и духовной жизни под сенью христианского мировоззрения. Франческа был мастером преимущественно монументально-декоративной живописи. Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. Образ Моисея — один из самых сильных в творчестве зрелого мастера. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством.
Именно он внес огромный вклад в развитие живописи, став великим реформатором. Их деятельность по пропаганде религиозно-модернистских идей началась с конца 90-х годов.
В позднем ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество.
Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и непохожие друг на друга представители. Совершенно обоснованно Рафаэля называют «мастером Мадонн», особенно знамениты те, что написаны им в Риме. До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов.
Для Леонардо искусство и наука существовали нераздельно. Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, как Рафаэль. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. Леонардо да Винчи (1452—1519) явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие.
Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Они существенно отличаются от ранее созданных свободных кружков, которые объединяли художников, стремившихся покончить с цеховым порабощением и занимались утверждением своего места в социальной иерархии общества. Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. -1492). В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции. Так, черты кризиса художественных идеалов Возрождения проявились в маньеризме (вычурность, манерничанье), который сложился на излете эпохи Ренессанса – явная подражательность, вторичность стиля, гиперболизация отдельных деталей иногда даже выраженная в названии произведения («Мадонна с длинной шеей»), нарушение пропорций, дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения.
Путь слепых – это жизненный путь всех людей. Он вложил в него мечту о вожде мудром, смелом, полном сил, воли – качеств так необходимых тогда для объединения его родины. С 1520 по 1534 годы Микеланджело работает над одним из самых значительных и трагичных скульптурных произведений – над гробницей Медичи – выражающей переживания, выпавшие на долю мастера и его родного города и всей страны. Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Типичным художником конца флорентийского раннего Возрождения, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (1445-1510).
Художник умер, не достигнув 30 лет, но его ученики и последователи продолжили искания нового в области монументальной живописи, перспективы, колорита. Это первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса. Самой большой его работой была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495-1498). Флорентийская буржуазия свергает Медичи.
Если говорить о творениях известных художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Знакомство с политическими учениями античных мыслителей на фоне сложной политической жизни Италии дало сильный толчок политической мысли (Колюччо Салютати). В картине «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Боттичелли – это псевдоним, настоящая фамилия – Филипепи.
Объектом поклонения для него были пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело. Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. живописцев Низких Стран в этом периоде были Ян ван Эик, его брат Хьюберт ван Эик, Роберт Кэмпин, Ханс Мемлинг, Рогир ван дер Вейден и Хьюго ван дер Гус. Правда, флорентийские художники ограничивались линейной перспективой и почти не замечали роли воздушной среды. В 1475 Запрестольный образ Хьюго ван дер Гуса Portinari прибыл во Флоренцию, где это должно было иметь глубокое влияние на многих живописцев, наиболее Доменико Гирландайо, который нарисовал запрестольный образ, подражающий его элементам.
Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве (laquo, Рождение Венерыraquo, (фото), laquo, Веснаraquo,, laquo, Поклонение волхвовraquo,, laquo, Венера и Марсraquo,, laquo, Рождествоraquo и т. д. ). Родиной Возрождения стала Флоренция. Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи.
Он был новатором и в теории живописи. У второго мастера ndash, основы линейной перспективы. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Это представитель падуанской школы живописцев.
О вкладе мыслителя в ренессансную эстетику позволяет судить его «Книга о живописи». Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Он сам сооружает пристройку к флорентийской церкви Сан Лоренцо —небольшое, но очень высокое помещение, перекрытое куполом и оформляет две стены сакристии (ее внутреннего помещения) скульптурными надгробиями. Каждое из его творений было открытием в искусстве. Первым большим произведением в Милане была «Мадонна в скалах».
В первые годы Реформации Мюнцер выступал приверженцем и сторонником Лютера. При этом художник, писавший портреты почти всех выдающихся людей своего времени (они почитали за огромную честь быть увековеченными на холсте именно Тицианом и записывались к нему в очередь), не ограничивался виртуозной передачей всех деталей внешности и одежды моделей. Музей Унтерлинден (Кольмар, Франция).
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно оно и появилось в Позднем средневековье, с византийскими, романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. С изучением античных историков появляются разработки родной истории (Бруни, Поджо, Эней Сильвио Пикколомини) начинают применяться новые методы критики источников (Лоренцо Валла). При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинамивремён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Тип лица мадонны соединяет античный идеал красоты с духовностью христианского идеала, что характерно для мировоззрения Высокого Возрождения. Искусство достигает наивысшего расцвета в Риме, где работают одновременно такие художники как Браманте, Микеланджело и Рафаэль и развивается под знаком национального единства, питается античными традициями, выражает идеологию гуманизма.
Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Теоцентрическое сознание стало вытесняться антропоцентрическим. Основы мастерства он получил от своего приемного отца. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. Гуманистические идеи Петрарка развивал не только в своей гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях – трактатах, многочисленных письмах, в том числе в его основном эпистолярии «Книге о делах повседневных».
Заключительный период охватывает временной промежуток с 1530 года по 1590-1620 годы. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Жизни и творчеству художников, архитекторов, скульпторов, теоретиков искусства, работавших в Италии, Нидерландах, Франции, Англии и Германии, посвящена эта книга. Многие художники, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения.
Петра. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Эпоха Возрождения объединила их. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н. э. ) в соответствии с принципами римского театра.
В раннем творчестве – едкая ирония, острая наблюдательность («Кухня тощих», «Кухня тучных»). Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т. д.
В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских. У второго мастера – основы линейной перспективы. После закрытия религиозно-философских собраний активность их участников сконцентрировалась вокруг журнала «Новый путь», который взял на себя функции пропаганды религиозной философии, борьбы с позитивизмом, материализмом и идеями социализма.
Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль как популярная межвидовая тема. Филиппо Брунеллески (1377-1446) завершил в 1434 году Флорентийский собор гигантским куполом, готическое здание, заложенное в 1295 году. Однако гуманистическая направленность искусства Возрождения, его оптимизм, героический и общественный характер его образов объективно выражали интересы не только молодой буржуазии, но и всех прогрессивных слоев общества в целом. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Заказы к Тициану поступали от самых почитаемых и знатных особ: римские папы, короли, кардиналы и герцоги. За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк).
Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства. Раньше всего она началась в Италии ndash, 1420-1500 года. Крупнейший художник падуанской школы Андреа Мантенья (1431-1506). И это действительно так.
Итальянский художник и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы. Итальянский художник и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы. Путь слепых – это жизненный путь всех людей. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В.
В них он изобразил противоречивость своей эпохи. Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах». Мазаччо (1401-1427) – флорентийский художник, одна из самых ярких и трагических фигур в истории мировой живописи. Их представителем и выразителем в религиозной публицистике явился Д. Мережковский. До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов. Основы мастерства он получил от своего приемного отца. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Но оба изображения не имеют портретного сходства, что не соответствует традициям XV века.
Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства. Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Уже во второй половине XVI века наступает феодально-католическая реакция. Политический идеал Макиавелли – Римская Республика, в которой он видел воплощение идеи сильного государства, народ которой «много превосходит государей и в добродетели и в славе».
Художник участвовал в создании шести из них, а именно: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов», «Раздача имущества и смерть Анании», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью» и «Святой Петр на кафедре». Они включают две загадочных фигуры, Энгеррана Картона, которому приписан Пьета Вильнева-лес-Авиньона и Джин Хи иначе известной как «Владелец Мулена» после его самой известной работы, Запрестольного образа Мулена. -1466). Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее).
В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке. Его исследования перспективы, как думают, влияли на живописца Мазаччо. Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности.
Жанры такой литературы крайне обширны: мемуары («Жизнь Бенвенуто Челлини») исторические обобщающие труды («Жизнеописаний» Джордже Вазари), теоретические трактаты («Идея храма живописи» Джан Паоло Ломапцо). Вместо торжества и справедливости над злом – крушение мира. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок).
Когда итальянские города теряют независимость, северные сохраняют своё значение и в конце XVI и в XVII веке. Переход от средневековья к новому времени происходит не только через Ренессанс, но и через Реформацию, призывающую католическую церковь возвратиться к «временам апостольским». И то и другое – реакция на кризис позднего средневековья, но выход из кризиса понимали по-разному. Падуанские мастера преклонялись перед античным искусством. Рабочий эскиз постепенно перерастает в отдельный вид оригинального творчества, в котором художественное значение имеют фактура картины, манера мазка автора интригующий эффект нон-финито (незаконченности). Но никогда до Маттиаса Грюневальда оно не изображалось так мучительно.
Аллегорическим языком он выражал трагизм современной жизни всей страны («Вифлеемское избиение младенцев»). В Северной Италии Высокий Ренессанс, представленный религиозными картинами Джованни Беллини, которые включают несколько больших запрестольных образов типа известного как «Священный Разговор», которые показывают группу святых вокруг возведенной на престол Мадонны. В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство «нового религиозного сознания» было осложнено вхождением в него довольно влиятельной группы либерально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и др. ), которые самим вхождением в это течение мировоззренчески и идеологически завершили переход с неокантианско-ревизионистских и буржуазно-демократических позиций периода их принадлежности к «легальному марксизму» второй половины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому либерализму. - Глубинная причина, внутренний импульс. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Это был принципиально новый способ оценки и отсчета времени. В конце XVI в. кризис усиливается.
Использовав лучшие традиции искусства средневековья изучив античную пластику, Донателло пришел к своим собственным решениям, к образам глубокой человечности и подлинного реализма, что объясняет его огромное влияние на всю последующую европейскую скульптуру. Ведущая роль в живописи Флорентийского раннего Возрождения выпала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассан Гвиди известного под именем Мазаччо (1401-1428). Можно сказать, что именно тогда появилось желание художников научиться создавать реалистичное изображение человека, природы, вещей, а также неосязаемых явлений – чувств, эмоций, настроения и т. д. С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага. В этот период Леонардо, несомненно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли.
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374) – родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Некоторые исследователи называют его первым архитектором барокко. Мережковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от «легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического либерализма (С. Картина несомненно имеет символическое значение.
В первых самостоятельных работах (несколько laquo, Мадоннraquo, ) чувствуется влияние Мазаччо и Липпи. Петра. Современники и потомки безоговорочно признают безупречность работ Рафаэля, которая сравнима, но отличается по характеру и внутреннему звучанию от безупречности Леонардо. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров.
Вскоре после окончания работ в Сикстине умер Юлий II. Истории Ovidian, например, были очень популярны. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости.
Распятие часто встречается на готических алтарных образах. Через три года он закончил статую, которую поставили перед городской ратушей. Одно из них состоит в том. Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Первый крупный художник французского Возрождения – Жан Фуке (ок. 1420-1481), придворный художник Карла VII и Людовика XI. Восприятие реальности проверяется опытом, контролируется разумом.
ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В. ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ. Образы Дюрера полны силы, но и сомнений.
Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии. Эпоха Средневековья рассматривалась как перерыв в развитии культур, представляла собой период варварства и невежества. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело и самого их творца поэта, художника, скульптора. Микеланджело занимается созданием памятника-мавзолея для его гробницы. Наиболее знаменит Джованни именуемый чаще Джанбеллино (1430-1516).
Он ещё много пишет на античные сюжеты, но всё чаще обращается к христианским темам мучинечств, в которых языческая жизнерадостность сменяется трагическим мироощущением («Бичевание Христа», «Оплакивание»). В конце XV века в Венеции уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве. Помещичьим, «докапиталистическим» это течение было постольку, поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия, консерватор патриархально-феодального типа. В библиотеках содержится богатое собрание античных рукописей. Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой.
Рафаэль Санти (1483-1520) – этого художника в настоящее время знают несколько хуже, чем да Винчи (впрочем, это можно сказать о любом художнике). Рост городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца XV и начала XVI века изменили жизнь средневековой Европы. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Имена их известны многим, остановимся на самых ярких личностях.
Искусство младшего современного Микеланджело Леонардо взяло совсем другое направление. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Городская культура создавала новых людей и формировала новое отношение к жизни. Архитектура, скульптура и живопись этого времени гармонично дополняли друг друга. Художник изобразил редко встречавшийся до этого иконографический сюжет Евангелия. Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян».
Это был решающий шаг на пути развития ренессансного искусства. («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»). Идеи Н. Макиавелли оказали весьма значительное влияние на развитие политических учений. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Однако всегда существовали опасения, что изучение древних авторов вступает в конфликт со службой Христу, а глубокое погружение в античную философию могло вообще подорвать веру в Христа.
художник пребывал в Англии, где познакомился с Томасом Мором. Образ Моисея- один из самых сильных в творчестве мастера. Причем в каждой из областей Леонардо да Винчи (1452-1519) проявил себя как новатор. Значение искусства Микеланджело огромно. «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. У Изенгеймского алтаря три варианта развёртки.
В художественном планет Мазаччо продолжал и развивал то направление, которое задал Джотто. в различных формах оно пропитывало и увековечивало Возрождение. «Человек у Джотто противостоит ударам судьбы. Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо.
Сложные ракурсы переплетенных тел, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства и тревоги – это черты чуждые Высокому Возрождению, как и сама трактовка темы «Страшного суда». Это «не очеловеченный бог античности, а обожествленный человек новой эпохи» (Н. Пунин). За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов. Ян ван Эик, с его братом Хьюбертом, нарисованным Запрестольный образ Мистического Ягненка. Эпоха возрождения1535-1541 г. г.
Наиболее известные работы: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» (на фото), «Алтарь Монтефельтро» и пр. Работа Леонардо «Благовещение» ещё обнаруживает связи с ранним Возрождением, но совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины говорят о мировоззрении художника Высокого Ренессанса. Леонардо обладал как логическим, так и художественным мышлением, связывал научное и художественное познание мира. Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов ndash, простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени. Микеланджело исполняет фигуру Моисея для надгробия. Он решил главные проблемы Возрождения – линейной и воздушной перспективы. Петра, Рим.
Все они написаны на библейские и мифологические сюжеты изображают сцены из жизни Святого семейства, евангелистов, святых. В XX в. русский религиозный идеализм дорос до лидирующих школ новейшего идеализма Германии, Англии, Франции, США и других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предложив общественному сознанию различные варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев), философии всеединства (Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов), многочисленные версии религиозного модернизма, «социального» христианства. В этом жанре особенно прославился художник Жан Клуэ (ок. 1485/88-1541), придворный художник Франциска I, окружение которого, как и самого короля, он увековечил в своей портретной галерее. Победа ренессансного мироощущения во французской пластике связана с именем Жана Гужона (ок. 1510-1566/68).
Особой изысканности флорентийское искусство достигает в конце века, в правление Лоренцо Медичи (1449-1492). Первая развёртка алтаряДо 1793 г. алтарь находился в церкви Изенгейма., возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. В раннем творчестве – едкая ирония, острая наблюдательность («Кухня тощих», «Кухня тучных»). Художники эпохи Возрождения нарисовали большое разнообразие тем. Венецианские художники первыми показали возможность отделения живописности от предметов и формы, возможность решения проблем живописи с помощью одного цвета, чисто живописными средствами, возможность рассматривать живописное как самоцель.
великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. (Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Для него важнее философская идея противопоставления жизни и смерти.
Его аллегорические картины полны философско-созерцательного настроения. В совсем юном возрасте (20 лет) он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки. Скульптура «Пьета» изображающая Христа, распростертого на коленях Марии, выдвигает его в число первых скульпторов Италии. Искусство Высокого Ренессанса во имя общего образа отрешается от мелких деталей.
В картине «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. ) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580).
Грюневальд изображает Христа в образе человека исключительной кротости и терпения. В 1545 году появляется его первый вариант «Данаи».
В начале 60-х годов Брейгель создает ряд трагических произведений. Новый взгляд на человека и его потребности вместе с новыми требованиями общества создают и новую педагогику (Леонардо Бруни, Барбаро и др. ). Испытал влияние мистиков, анабаптистов и гуситов. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях.
Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. В трудные для Италии времена и наступает недолгий «золотой век» итальянского Возрождения — так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Дюрер был самым глубоким и значительным мастером немецкого Возрождения. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье.
Он считает не обязательным точную передачу черт в лицах моделей. Все отрасли искусства шли рука об руку, вот таким образом многие мастера ndash, это еще и ученые, скульпторы изобретатели, а не только художники эпохи Возрождения. Но даже в этот сложный период некоторые известные художники эпохи Возрождения создавали свои шедевры. Порой в живописную композицию попадают улицы со случайными прохожими, площади с шумной толпой, люди в современных костюмах рядом со священными особами. Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении. Он вводил в свои композиции изображение античных памятников, был, преимущественно монументалистом. Фигуры у Мантеньи кажутся как будто выступающими из стены и всегда представлены в сложных ракурсах. По заказу покровителя художеств Людовико Гонзага, Мантенья расписал «брачную комнату» изобразив семейный портрет Гонзага и сцены из придворной жизни Мантуи.
Для вдохновения художники и в Италии и в Северной Европе часто поворачивались к Золотой Легенде Jacobus de Voragine (1260), очень влиятельная исходная книга для жизней святых, которые уже имели сильное влияние на Средневековых художников. Все перемены в наибольшей степени проявилось в творчестве людей искусства. Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространственных интервалов, соотношение фигур и фона, согласование основных тонов (в «Обручении» это золотистые, красные и зеленые в сочетании с нежно-голубым фоном неба) и создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры.
По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. Греческий, знание которого было потеряно в средневековой Европе, становится предметом ревностного изучения. Помимо таланта художника Пьеро делла Франческа имел выдающиеся способности в области математики и последние годы жизни посвятил именно ей, пытаясь связать ее с высоким искусством. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Как будто слышны и резкие звуки флейты, удары барабана, которые издаёт человек, стоящий в глубине слева.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Однако эра вольных городских коммун была кратковременной их смнили тирании. Другой точкой соприкосновения между современным модернизмом и проблематикой «нового религиозного сознания» оказался повышенный интерес к проблеме человека. И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе. Был воплощением созданного Возрождением «универсального человека». В1513-1520 годах находился в изгнании.
Он владеет тонкой и богатой палитрой. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлел многих своих известных современников. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев).
В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства» «гармонический синтез религии, науки и философии» объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания представить историю как процесс «богочеловеческий» указать пути социального обновления и активизации. Одну стену он украшает фигурой Лоренцо, а другую Джулиано. Он владеет тонкой и богатой палитрой. Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год). Это «не очеловеченный бог античности, а обожествленный человек новой эпохи» (Н. Пунин). Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента в эпоху Возрождения.
Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Однако нельзя понимать новый стиль только как возрождение античности. Одну стену украшает фигура Лоренцо, противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями —символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» —в надгробии Лоренцо, «Ночи и «Дня» — в надгробии Джулиано. Некоторые исследователи называют его первым архитектором барокко.
У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). Многие художники, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Однако мы едва ли сразу вспоминаем, что Возрождение абсолютно особенным образом относится к эпохальному отсчету времени, столь для нас привычному: это был первый период, осознавший себя эпохой и давший себе название исходя из своего положения в ряду других эпох. Принято считать, что понятие Ренессанс (в русской транкрипции «возрождение») было окончательно утверждено историком искусства середины XVI века Джордже Вазари в его «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Это конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни в Падуе.
Он тогда приступил к исследованию выразительных возможностей человеческой анатомии. Основные темы и категории «нового религиозного сознания» связывались, во-первых, с различными «позитивными» дуалистическими или плюралистическими началами, подлежащими «синтезу» и философствованием по поводу долженствующего воплощения этого «синтеза» во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. У него размашистая широта кисти становится блистательно бравурной, пишет он много и быстро – монументальные композиции, плафоны, большие картины, наполненные и переполненные фигурами в головокружительных ракурсах и с самыми эффектными, перспективными построениями. Без книгопечатания классическое образование бло доступно только узкому кругу учёных, а научные открытия были бы известны малому количеству людей.
Стиль живописи вырос непосредственно из Средневековых искусств живописи темперы, витража и книжного освещения. В первый свой приезд в Англию, а также и во второй (1532-1543) он писал преимущественно портреты и даже был придворным живописцем короля Генриха VIII. С конца XIII века началась аристократизация её политического строя. В них Рафаэль воплотил гуманистический идеал абсолютного интеллектуального человека.
Она является также и новым этапом в искусстве. Фигуры объединены и общим золотым колоритом, как бы олицетворяющим Божественное сияние. И это действительно так. Ранний период творчества Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения.
Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Он был крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. В основном художник писал картины на мифологические и библейские темы, к тому же, прославился как великолепный портретист. Из всех религий самый обостренный интерес к человеку проявляет христианство.
Черты новой художественной системы проявились в этой работе Микеланджело еще ярче. В совсем юном возрасте (20 лет) он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки. В первом из них, хранящемся в Лувре. Живописи в этом стиле характерна надуманная цветовая палитра и ломаные линии. Пьеро делла Франческа обладал удивительным для того времени знанием технической стороны живописи и особенностей перспективы, чем заслужил высокий авторитет у современников. Даная соответствует античным идеалам красоты. Он был крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского.
«Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески.
«Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины. В работах мастера Никколо Пизано прослеживается явное влияние античности. Обладая потрясающей жизненной энергией и жаждой знаний, он был нетерпелив, его увлекал сам процесс познания. Флорентийский мастер родился в 1401 году в семье художественных ремесленников, вот таким образом чувство вкуса и стремление творить было у него в крови. Таким образом, рост городов, обусловленный развитием общественного производства на основе товарно-денежных отношений, развитие торговых связей и коммуникаций, городской культуры, появление свободных от феодальной зависимости сословий подрывало основы феодализма. Необходимость развития производительных сил дала толчок к опытному познанию природы, к переориентации философии с теологических и схоластических проблем на вопросы познания природы, а потребность в свободном от внешнего принуждения труде послужила импульсом к возникновению новых представлений о человеке, его свободе и достоинстве.
Также работая в жанре религиозной живописи, флорентиец одним из первых сумел добиться, с одной стороны, ярких индивидуальных черт, характеризующих каждого персонажа, с другой, привнёс в картины глубокий внутренний психологизм, выражавшийся не только через мимику и жесты изображённых людей, но и через тщательно выстроенную композицию, через положение фигур относительно друг друга. НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ Новейший религиозный идеализм в России конца XIX – начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Художественное творчество эпохи Возрождения наиболее полно отражено в итальянских картинах в стиле ренессанс. Её выгодное географическое положение, флот и пути торговли с Востоком сделали её богатой. Ян ван Эйк – центральная фигура начальной поры Северного Возрождения. Стражники привели Христа в дом первосвященника Каиафы и глумились над ним.
Для христианского сознания время принадлежит Богу. Искусство становится более регламентированным, придворным. 1483-1484) и «Весна» (ок. Но эпоха Возрождения этим не ограничилась. Вершиной нидерландского Возрождения было творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30-1569). Вершина его мастерства «Сикстинская мадонна».
Боттичелли ndash, это псевдоним, настоящая фамилия ndash, Филипепи. Кем являются ещё два изображённых слева персонажа, достоверно неизвестно. Особое внимание Леонардо уделял светотени, добиваясь неповторимой мягкости лиц и фигур, словно окутанных едва уловимой дымкой («сфумато»). В начале 60-х годов Брейгель создает ряд трагических произведений.
Джероме. Две его знаменитые картины: «Рождение Венеры» (ок. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Основным его жанром были фресковые росписи.
Одновременно с ними работало много превосходных художников. Гуманисты считали, что христианские формулы и догматы можно представить миру в чистом стиле античности. С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага. Первой достоверной работой исследователи считают laquo, Триптих Сан Джовеналеraquo, (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо.
Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя. В архитектуре Италии только в XV веке начинают проявляться черты нового стиля. Он искал совершенный гармоничный образ.
Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства — в «Сикстинской мадонне». От 80-х годов XV в. сохранились две неоконченные композиции Леонардо: «Поклонение волхвов» и «Св.
Именно он внес огромный вклад в развитие живописи, став великим реформатором. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Всё что он написал это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где нарядная венецианская толпа изображена на фоне венецианского архитектурного пейзажа. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника – Якопо Робусти известного как Тинторетто (1518-1594). С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации. Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати учеников на слова учителя.
Но оба изображения не имеют портретного сходства, что не соответствует традициям XV века. Характерной особенностью этого времени становится отсылка искусства к эпохе античности.
Микеланджело изображает Давида не мальчиком, а юношей в расцвете сил, перед битвой, в момент наивысшего напряжения сил. Пикко делла Мирадола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которое дано достигнуть того, к чему он стремился и быть тем, чем он хочет. » Ему вторил Массимо Фичино: «Человек измеряет небо и землю. Во второй комнате он написал фрески на исторические и легендарные сюжеты, прославляющие Римских пап: «Изгнание Элиодора».
Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. Картина несомненно имеет символическое значение. Изображение «Спящей Венеры» изящно, свободно и не лишено чувственной прелести. "Возрождение" (Ренессанс) – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо Вазари для определения эпохи, в которую культурное движение было призвано возрождать античность и открывать перспективы развития западной культуры. Возвратившись в 1501 г. во Флоренцию, Микеланджело по поручению Синьории взялся изваять фигуру Давида из испорченной до него незадачливым скульптором мраморной глыбы. Некоторые гуманисты избирались папами.
Так, черты кризиса художественных идеалов Возрождения проявились в маньеризме (вычурность, манерничанье), который сложился на излете эпохи Ренессанса – явная подражательность, вторичность стиля, гиперболизация отдельных деталей иногда даже выраженная в названии произведения («Мадонна с длинной шеей»), нарушение пропорций, дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения. Несмотря на то что она состояла в браке с двоюродным братом знаменитого путешественника Америго Веспуччи – Марко, молва приписывала ей любовную связь с Джулиано Медичи – младшим братом Лоренцо Великолепного. Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения.
Началось возвращение к забытым достижениям античной культуры. -1466). Трудно было найти человека, равнодушного к искусству.
Однако начинают впервые появляться элементы, позаимствованные из классической древности. Каждый человек, считали реформаторы, причастен Христу, он его «современник» ибо актом личной веры человек живет в Новой истории. Всё это способствовало кризису художественных идеалов эпохи Ренессанса, как и то, что Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. Значение искусства Микеланджело огромно. Высокий Ренессанс совпал с периодом борьбы итальянских городов за независимость. Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве («Рождение Венеры» (фото), «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество» и т. д. ).
Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный. Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема.
Обнаженное прекрасное тело для Микеланджело главный предмет искусства. Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Он становится одним из самых крупных мастеров гравюры в Европе. Переломным моментом для этого процесса стало изобретение книгопечатания. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 г. утрачены.
Благодаря этому его произведения приобретали и особый драматизм. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Художник и архитектор родом из Урбино. Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: laquo, Венера Урбинскаяraquo,, laquo, Похищение Европыraquo, (на фото), laquo, Несение крестаraquo,, laquo, Коронование терновым венцомraquo,, laquo, Мадонна Пезароraquo,, laquo, Женщина с зеркаломraquo и т. д. Одну стену он украшает фигурой Лоренцо, а другую Джулиано.
К этому периоду относится создание наиболее значительных произведений Макиавелли – «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции», снискавших ему европейскую славу.
Маньеристы выражали свою антиренессансную направленность и в теоретических сочинениях. статью в разделе История искусства). Картина наполнена глубоким трагизмом, она выражает торжество духа, духовного благородства над физической силой. Гуманизм проникает в университеты, вытесняет оттуда схоластику и насаждает классическое образование. При всей гениальности портретов, созданных Рафаэлем, самые совершенные в техническом плане портреты эпохи Возрождения принадлежат кисти Тициана.
Изменения в искусстве, прежде всего, сказались в скульптуре. Социальным коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного сознания» была объективная потребность молодого русского империализма подчинить своим интересам религию и церковь. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный, тип личности с новым отношением к миру. Деятели эпохи Возрождения оставили нам обширное творческое наследие, которое охватывает философию искусство, политологию историю, литературу, естественные науки и многие другие области. Этот мир рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир.