Юбилейная монета «2 злотых 2011 года София Стриженска-Художники Польши 19-20 века». Третья Республика (1990-2014) (Польша). Латунь. Художники Польши 19-20 века. ». Состояние: UNC. Третья Республика (1990-2013) (Польша). Латунь.
Те же тенденции выразительности архитектурно-конструктивного замысла во многом способствуют большим успехам польской промышленной архитектуры. Это был период, когда уехали Я. Норблин и А. Орловский умерли М. Плоньский и К. Войняковский. 1893), Станислав Горно-Поплавский (р.
Его лицо, затененное каской, застыло в напряженном раздумье. Появившиеся на варшавских, а позже и на краковских выставках в 50—60-х гг. Наперы), фабрика мебели в Вышкове (1962 архитекторы А. Дзержавский, 3. Год спустя открылась «Выставка произведений 30 художников-реалистов», где было показано триста сорок пять работ живописи, скульптуры и графики. В 1824—1825 гг. Дуниковский был прирожденным монументалистом и знаменательно, что последнее его произведение — это памятник Бойцу Первой польской армии (1963).
В числе этих мастеров Яцек Пушет (р. Тень подпольщика со сжатой в кулак рукой (интернациональный жест «Рот Фронт») — ассоциируется с героической гибелью коммунистов идущих на расстрел, когда потемневшие от пожарищ стены обагрялись кровью лучших сынов партии.
В керамическом портрете писателя Яна Парандовского (1954) Карны выразил силу интеллекта, а в бронзовом Владиславе Броневском (1954) он воплотил свои представления о гармоническом сочетании импульсивной мысли, бурного темперамента и физической мощи. С успехом выставлялся в парижских Салонах Генрик Родаковский (1823 – 1894), творчество которого овеяно духом романтики. В портрете «Сенько» (ок. Любопытны в этом плане неустанные поиски талантливейшего мастера Ежи Сроковского (р. Сочетание белого и красного цветов, цифры 1942 — 1962 — двадцатилетний героический путь, пройденный партией, — все красноречиво, все полно внутренней логики, все бьет в цель. Они понуро стоят у потрескавшейся стены деревенского кладбища, сливаясь с ней своей серой, тусклой одеждой.
Судьбы искусства все более прямо и непосредственно связывались с судьбой общества в целом. Среди художников старшего поколения, чье творчество влилось в художественную жизнь новой Польши, можно назвать Войцеха Вейса (1875 — 1950), автора картины «Манифест» (1950 Варшава, Национальный музей), посвященной историческим событиям 1944 г., когда 22 июля Польским комитетом национального освобождения был принят манифест, провозгласивший как очередную задачу создание демократического польского государства. 1904), создавший в бронзе ряд портретов польской интеллигенции. С его именем связано формирование современной польской скульптуры.
Один из самых популярных польских художников XX века Здзислав Бексиньский (Zdzislaw Beksinski) почти никогда не давал названий своим работам. Проблема была в организации. 1902), автор бронзовой статуи «Мать Белоянниса» (1953) и гранитной скульптуры «Моряк» (1949 обе — Варшава, Национальный музей) и А. Карны (р. И деньги на войну — тоже сейм. В серии рисунков «Варшава. Интересна с этой точки зрения выставка «Человек и труд в народной Польше», открытая в конце 1964 г. в варшавско. м Доме крестьянина. Атмосферу напряженной тишины пустынных варшавских улиц, «взорванную» короткой автоматной очередью эсэсовцев, расстреливающих польских патриотов.
После реформы 60-х гг. Карны создал портреты легендарного генерала Кароля Вальтера-Сверчевского (1961), юного Ф. Дзержинского (1955), Марии Склодовской-Кюри (1955), Эрнеста Хемингуэя и др. Среди других значительных общественных зданий следует упомянуть Дом культуры в Освенциме (1958 — 1962 архитектор Ю. Поляк), Универсальный магазин в Катовице (1961 архитекторы М. Круль, И. Ярецкий), спортивные комплексы и сооружения «Варшавянка» (1961 архитекторы 3. 1871 Варшава, Национальный музей). Постепенно проблемы формы становятся для художников «Арсенала» самоцелью.
— период усиленного градостроительства. Годы кануна восстания 1863 года и время после его разгрома были переломными в развитии польского искусства. На фоне передовой статьи газеты «Правда» со снимком оборотной стороны Луны крупным планом дана фотография Ленина — кадр из документального фильма. Созданные им в конце 40-х — в 50-е гг. Образ рабочего запечатлен в картинах Ю. Млынарского, в портрете Е. Кравчика «Дядюшка Петр» (1964).
Эта идея впервые была высказана как программа Яном Матейкой. Поэты, писатели, музыканты, художники, воплощавшие эти идеи в своем творчестве, приобретали для нации абсолютно особое значение — роль идейных вождей, национальных героев. «Варшава. К Банковской площади близок по общему решению ансамбля комплекс Театральной площади с монументальным Большим театром, строившимся в 1825—1833 гг. Ее мужественное лицо проникнуто болью, мукой, трагизмом.
Однако оно лишено всякой монотонности. Михаляк), крытый спортивный центр и лыжный трамплин «Белька Крокев» в Закопане (1959 — 1961 архитекторы А. Скочек, Б. Зауфаль, С. Карпель и другие), построенное по проекту архитектора Р. Гутта здание Главного статистического управления в Варшаве (1948 — 1954), Высшее сельскохозяйственное училище в Кракове (1963 архитектор С. Ющик) и целый ряд санаторно-курортных, туристических и зрелищных построек. Интересен в этом отношении плакат Р. Шайбо (р. Ее символом служат заграждения из колючей проволоки, массовые убийства в концентрационных лагерях и груды развалин современных городов после бомбардировок. Четверть века спустя К. Дуниковский вновь возвращается к «Вавельским головам».
Впрочем, в триаде «война, пьянка и понты» у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. сразу после окончания Варшавской Академии художеств. Послушные прихотливой воле художника, строчки выстраиваются рядом, образуя шляпу и галстук-бабочку (киноплакат «День без лжи», 1954), ложатся затейливым кружевным узором на перчатку (киноплакат «Три мушкетера», 1955).
Это определило, в частности, расцвет буржуазного портрета, широко развившегося в Польше. Рубеж 19 — 20 вв. С наибольшей силой эти тенденции проявились в живописи. Таковы написанные в начале 60-х гг. Критические, переломные моменты истории — время правления Зигмунда Старого (16 в. ) и события недавнего сравнительно прошлого (конец 18 в. ) — сближались, становились звеньями одной цепи, одного повествования о своекорыстии шляхты, приводящей страну на грань катастрофы и вызывали у зрителя глубокие раздумья. Многие промышленные комплексы, как, например, текстильная фабрика в Калише (1959 архитекторы Я. Глувчевский, С. Сикорский), холодильник в Скавине (1960 — 1961 инженеры-архитекторы В. Зембаты, 3. Рациональные и выразительные крупноблочные здания построены в варшавском микрорайоне Прага II архитекторами И. Гей-штором и И. Кумеловским (1960).
Дуниковский создавал памятник тысячам неизвестных героев, памятник-символ. Но главными, конечно, оставались одаренность Михаловского, его талант, свободный и романтически одушевленный. В начале 50-х гг. Коварский одним из первых среди польских художников 30-х гг.
К концу 60-х годов польская реалистическая школа достигла полного расцвета. Большое внимание в послевоенные годы польские архитекторы обращали на восстановление и реставрацию исторических ансамблей и памятников прошлого. Демковская создает портреты (медали «Шопен», «Анна Франк»), а также бытовые сценки, натюрморты, окрашенные поэтическим видением мира («Деревенские дети»).
Матейко учился в Кракове, а затем в Мюнхене. М. Герымский счастливо соединял в себе пристального реалиста и истинного поэта. В зрелый период своего творчества Михаловский писал очень широко, свободно. В эти годы после разгрома революции 1846 г. в Кракове и подготовки восстания 1848 г. поляку легче было говорить от лица своего народа в Париже, чем в самой Польше.
В основу картин некоторых художников легли тяжелые воспоминания трудных лет войны. радиально-лучевую композицию с системой кварталов, веером охватывающих городской центр. Особенно типичны работы Юзефа Шерментовского (1833—1876), крупного художника среди варшавских жанристов 60-х гг. В портрете «Сенько» (ок.
Эти работы знаменуют развитие академической, официальной живописи.
Одной из специфических черт польского плаката является умелое использование надписей. чел. Важную роль в польском искусстве играл жанр портрета.
Ему принадлежит один из самых известных портретов генерала Дембиньского (1852, Краков, Национальный музей), командовавшего революционными войсками поляков в Венгрии. Демковской связано возрождение медальерного искусства. Таланту Максимильяна Герымского (1846—1874) свойственны иные черты — тонкий и точный рисунок изящество и музыкальность, слитые с исключительным ощущением жизни природы. в истории польской культуры ознаменовались перемещением идейно-политического и культурного центра, во-первых, в Галицию, в Краков, во-вторых, —в Париж, где исключительную роль стала играть многочисленная польская эмиграция.
Условен и сух А. Бродовский в своих мифологических композициях, таких, как «Эдип и Антигона» (1828 Варшава, Национальный музей). К лучшим работам Бродовского относится портрет брата художника (1815 Варшава, Национальный музей). Этими чертами отличаются работы Б. Пневского (напризгер, гостиница в Крынице, 1935), Я. Багански и 3. Однако это скорее продолжатели традиции, чем зачинатели нового искусства.
Работы этого периода однообразны, отмечены печатью декаданса. дали ответ на этот спор, выдвинув несколько больших мастеров. Луч света, неровно осветивший первый план, вот-вот скроется за надвигающимися тучами. Таланту Максимильяна Герымского (1846—1874) свойственны иные черты — тонкий и точный рисунок изящество и музыкальность, слитые с исключительным ощущением жизни природы. Нарастают черты натурализма и иллюстративности. Фогеля, принесшего в 19 в. навыки реалистического пейзажа и целого ряда других художников.
Францишек Стрынкевич (р. Куна, А. Замоский, Э. Виттиг, Я. Щепковский). Условен и сух А. Бродовский в своих мифологических композициях, таких, как «Эдип и Антигона» (1828 Варшава, Национальный музей).
Принципиально иные задачи ставили в своем творчестве художники «Комитета Парижского» — так называемые каписты, ученики и последователи Ю. Панкевича — крупнейшего представителя импрессионизма в польской живописи. За последнее двадцатилетие несколько новых памятников появилось в Варшаве. Творчество его по-настоящему современно — не столько четкой графической манерой письма, сколько глубиной философской мысли, выраженной метафорами и символами.
Эжен Делакруа высоко оценил работы Родаковского. В конце 40-х — начале 50-х гг. Фигура генерала, сидящего в грустной задумчивости под сенью полевого шатра, вырастаете образ «солдата-скитальца»—одного из самых типичных и драматических образов польской истории и польской поэзии. Вот почему в ее картинах из цикла «Кафе» (1963) так тесно сплетены лиризм, гротеск и ирония.
Кони, всадники, битвы долгое время были его излюбленными темами. В какой-то мере реалистическое видение мира у Мальчевского сохраняется в его портретах, которым свойственны верность и проникновенность психологической характеристики. Первый из них, «Человек», был задуман как развернутая панорама тяжелой жизни старой Польши, когда крестьяне вынуждены были уходить с земли в поисках заработка (полотно «Странник», 1945). Если 30-е гг. Врдзала (детский санаторий в Жегестове, 1938) и др.
К удаче художника относится и «Последнее добро» (1870 Варшава, Национальный музей).
Вождь обращается с пламенной речью к народу. Очень важным и долговечным стилем в живописи является колоризм, это польский вид постимпрессионизма. Архитектура крупных жилых районов Варшавы, сооруженных в конце 40-х — первой половине 50-х гг., была неоднородна. В картине «Пусть берет. » (Варшава, Национальный музей) Котсис вступает на путь критического реализма, приближаясь к современным ему русским художникам-передвижникам. Наконец, пристальное изучение творчества таких мастеров, как Гойя и Веласкес, сообщали произведениям Михаловского особую художественную культуру, снимая налет «доморощенности», делая его художественный язык гибким и свободным.
Он встал в ряды борцов за новую культуру, принимая активнейшее участие в художественной жизни Польши. В 1824—1825 гг. Кариатиды органически связаны с пилонами, как бы вырастают из них.
Смерть помешала Коварскому воплотить свои замыслы. — начало новой волны строительства.
Они положили начало широкому и очень интересному течению, принесшему в 900-х гг. Так были восстановлены (а фактически почти полностью построены заново) исторические ансамбли Старе-Мяста и Нове-Мяста в Варшаве, Старый Город в Гданьске и Познани, Рыночные площади в Ополе, Вроцлаве, Возиславе, многие дворцы и замки в различных городах. Герои ее — двое крестьян, потерявших близкого человека.
Его пейзажи, написанные очень пастозно, положили начало фактурным поискам. своими картинами из быта ссыльных: «Смерть на этапе» (1891), «Воскресенье в шахте» (1882), «Политические ссыльные» (1883) (все — Варшава, Национальный музей), в которых показал себя мастером психологической характеристики. В графических листах Давского, выполненных в различной технике (сухая игла, офорт, акватинта), своеобразно переплетаются гротеск ирония и классическая ясность линии, выдающая стремление автора к гармоническому идеалу. Импрессионизм как целостная система художественного мировоззрения впервые проявляется в польском искусстве в творчестве Владислава Подковиньского (1866—1895) и Юзефа Панкевича (1866—1940), учившихся в Париже.
Героем его стал рядовой повстанец, польский патриот. Большой силой эмоционального воздействия проникнута картина «Никогда больше». Начав как мастер психологических портретов, Дуниковский создает целый ряд символических скульптур, в том числе «Материнство» (позолоченное дерево, 1900), скульптуры «Дуновение» (кованая медь, 1901) и «Фатум» (1901). 1870 — 1960». Гротеск и ирония придают неповторимый характер картинам А. Винницкого. Были не только восстановлены такие старые улицы, как Новый Свят и Краковское предместье, Иерузалимские аллеи, но в соответствии с новым генеральным планом проложены две северо-южные продольные магистрали и поперечная трасса «Восток — Запад».
Стем-пиньский). Проповедь Скарги – одна из самых величественных картин, производящих неизгладимое впечатление. Скочиляс оказал огромное влияние на дальнейшее развитие польской графики. Его варшавский цикл (в который входят картины «Тромбки», 1884, Краков, Национальный музей «На песочном карьере на Висле», 1887 «Еврейка с апельсинами», 1881, обе—в Национальном музее, Варшава) показал умение художника глубоко воспринимать самую незаметную, повседневную жизнь, находить в ней скрытую для поверхностного взгляда красоту и значительность.
Ян Матейко. Это касается не только живописи — тема прошлого возникает в литературе, поэзии, музыке. Нельзя без улыбки смотреть на маленький плакат, подымающий большую тему безопасности полета: «Я забыл выпустить шасси» (1960) или на плакат «Никогда в одиночестве» (1961), где тот же беззаботно-веселый герой, но только без шлема, сидя на скамейке, наслаждается музыкой, рекламируя транзисторный приемник. — начало новой волны строительства. Это явственно видно на примере архитектуры, вступившей в полосу нового подъема.
проводится застройка Банковской площади (архитектор А. Корацци, 1792—1877) с величественным зданием Государственной комиссии приходов и казны. Тема его последней картины «Спор о большом севе». Здесь работали художники Г. Родаковский, П. Михаловский, Л. Каплиньский.
С внутренней стороны пилонов стоят кариатиды: «Женщина с ребенком», «Крестьянин», «Горняк», «Шахтер». На красную кирпичную стену падает тень подпольщика, пишущего на стене мелом ПНР (Польская рабочая партия). По углам пилонов помещены головы шахтеров, металлургов. Польское искусство 19 в. — яркая страница в истории польской культуры. К этому поколению принадлежал и Ксаверий Дуниковский (1875 — 1964). Таковы его произведения «Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле» (1862) и «Проповедь Скарги» (1864 обе — Варшава, Национальный музей).
На плакате не изображены «люди труда всего мира» — это провозглашает лозунг. Такие города, как Вышков, Новогруд, Шидлов, Ружан, перестали существовать вообще. Польские архитекторы завоевали первую премию на международном конкурсе на проект монумента Победы на Плайя-Хирон (1963 — 1964 архитекторы Г. Бочевская, М. Будзинь-ский, А. Доманьский, А. Мровец).
Судьбы искусства все более прямо и непосредственно связывались с судьбой общества в целом. Огромное здание трактовано как единый, целостный архитектурный объем. В области культуры ведущая роль переходит к крупной и средней буржуазии и обуржуазившейся шляхте. Плоская песчаная равнина, обрамленная рыжеватым кустарником, с тонкой березкой у дороги, прозрачная тишина ранней осени, разлитая в этом мирном, клонящемся к вечеру дне, небо, струящее неяркий, рассеянный свет, — вся эта панорама средней Польши сливается с всадниками, вставшими на ее защиту, в одно целое, в образ, полный лиризма и внутренней драматичности. «Пролета-риатчики» — лучшее, что пока создано современными польскими живописцами на историко-революционные темы. Фогеля, принесшего в 19 в. навыки реалистического пейзажа и целого ряда других художников.
30—40-е гг. В графических листах «Конкарно» (1949) Кулисевич предстает перед зрителем как тонкий лирик, умеющий запечатлеть прелесть морского пейзажа. Ленгрен, автор серий карикатур «Профессор Филютек» Я. Станны. Лучшее его полотно — «Мать умерла» (1867 Львов, Картинная галерея). Этим объясняется и «театральность» поз, жестов героев.
«Вавельские головы» 50 — 60-х гг. Станиславский любовно и проникновенно писал картины польской и украинской природы, наслаждаясь буйством красок, щедростью теплой земли, умея из невзрачного куста репейника, выросшего на речном берегу, сделать полную света, воздуха и тонкого поэтического настроения картину, настоящий символ родной природы. Год 1960-й знаменует собой начало постепенного спада волны абстракционизма.
В этом направлении работали многие варшавские художники: Ф. Костшевский (1826—1911)—«Дробильщики камня» (1862, Познань, Национальный музей) В. Герсон (1831—1901) — «Прощание крестьянина с конем» (1856) — и ряд других. Здесь работали художники Г. Родаковский, П. Михаловский, Л. Каплиньский. Заметными творческими явлениями для своего времени стали кооперативное строительство в Варшаве жилого района Жолибож (архитекторы И. Янковский, А. Яворницкий и другие), планировка промышленного города Сталевая Воля и др. И Коварский достигает этого, обращаясь к обобщенным, плоскостным формам, к спокойному, несколько замедленному рит. му линий, к сочетанию красной стены и черных силуэтов фигур. Трое детишек неподвижно стоят у кровати, еще не умея осознать свою беду. 20-е гг.
1898). Выспяньского. Среди последних следует особенно отметить академика Яна Захватовича и проф. На тех же принципах основывались и другие реставрационные работы. Сильное впечатление производит его картина «Следы эпохи двадцатого века» из цикла «Война». А наверху огромная взметнувшаяся, как пламя, Ника.
Небо нахмурилось, за оградой, около старого костела, темнеют деревья. Из третьего цикла были созданы два полотна, в том числе «Пролетариатчики» (1948 собственность ЦК ПОРП), где изображены члены первой польской рабочей партии «Пролетариат», организованной в 1882 г. Варыньским. Он выделился еще в 70—80-х гг. Анны в Силезии. Пиварский много сделал для развития в Польше литографии.
Особая патриотическая направленность, пафос национального самоутверждения были неотделимой чертой польского искусства, создавая тот особый внутренний «климат» романтической героики, нервной одушевленности, стремления к борьбе и неприятия насилия, которые столь типичны и для национального характера и для всего лучшего, что было создано Польшей в искусстве на протяжении 19 в. Подобное положение могло сложиться лишь благодаря тому, что идея независимости идея единства нации жила в народе постоянно, пронизывала все слои населения и находила свое яркое выражение в национально-освободительном движении. Его картины 1860-х годов отличаются ярко выраженной антиаристократической тенденцией («Проповедь Скарги», 1864, Варшава, Национальный музей). Но в целом последнее десятилетие отнюдь нельзя рассматривать как время упадка. Они придают плакатам Мрощака живописность и поэтичность, вносят оттенок лиризма.
Фигура генерала, сидящего в грустной задумчивости под сенью полевого шатра, вырастаете образ «солдата-скитальца» — одного из самых типичных и драматических образов польской истории и польской поэзии. Эти работы знаменуют развитие академической, официальной живописи. Огромное здание трактовано как единый, целостный архитектурный объем.
Но со временем трагизм раннего «Шлембарка» и цикла «Варшава. Важнейшими произведениями этого периода являются «Битва под Грюнвальдом» (1879, Варшава, Национальный музей) и «Прусская присяга» (1882, Краков, Национальный музей). Эта работа — памятник не только славному современнику художника, но и целой эпохе в истории Польши.
Вот один из плакатов: «Да здравствует и процветает Народная Польша. » (1960). Постоянный приток свежих сил — одна из причин юности польского плаката. Обобщенные лаконичные символы, которые вызывают в памяти зрителя нужные ассоциации, локальный цвет, отличающийся силой и звучностью красок, несущий большую смысловую нагрузку, выразительный шрифт, связанный с общим образным решением плаката, — вот наиболее характерные черты их творчества, ставшие специфической особенностью польского послевоенного плаката. 1945» исчезает. Поиски языка новых архитектурных форм ярко прослеживаются в таких сооружениях, как торговый центр «Супер-сам» в Варшаве (1959 — 1962 архитекторы М. Красиньский, Е. Гриневицкий, Е. Кра-синьская конструкторы В. Залевский, А. Журавский и другие). Это позволяет говорить о новом направлении развития польского промышленного зодчества, в котором прогрессивные технологические и конструктивные решения (концентрация производства, блокировка основных объемов, применение безбалочных перекрытий, больших пролетов и т. д. ) гармонически связаны с вниманием к человеку и его бытовым и эстетическим запросам.
В его творчестве ярко выражено декоративное начало. Один из основателей «капизма» Я. Цибис возродил в середине 50-х гг. Их лица суровы и значительны. В первые годы народной власти многое искупалось актуальностью самой темы.
Этот период уже характеризуется в целом развитием демократического реализма. своими картинами из быта ссыльных: «Смерть на этапе» (1891), «Воскресенье в шахте» (1882), «Политические ссыльные» (1883) (все — Варшава, Национальный музей), в которых показал себя мастером психологической характеристики. Последний цикл рисунков Гроттгера «Война» (1866—1867) является одним из сильнейших выражений гуманистического протеста против войны во всем европейском искусстве 19 века. Игнатович, Е. Солтан и другие), «Висла» (1960 архитектор С. Ельницкий), Дом спорта в Люблине (1958 — 1959 архитекторы Б. и 3. Мазок его очень точен, он одним движением кисти «ставит» фигуру, ощутимо, на глазах, лепит, строит форму. Будто солдат вспоминает о трудных годах войны. Это был период, когда уехали Я. Норблин и А. Орловский умерли М. Плоньский и К. Войняковский. Целью их паломничества заключалось в поиске инспирации и света.
В 90-х и особенно в 900-х гг. Трое детишек неподвижно стоят у кровати, еще не умея осознать свою беду. Это в первую очередь Леон Вычулковский (1852—1936), Ян Станиславский (1860—1907).
Страшным ударом для всей польской культуры были последствия неудачного восстания 1830—1831 гг., когда царское правительство закрыло Варшавский и Виленский университеты и художественное образование — в немалой степени и художественная жизнь — в Королевстве Польском практически на время прекратилось. 1914), Ю. Мрощак (р. За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения.
В 1960 г. в ознаменование 550-летней годовщины «Битвы народов» на Грюнвальдском поле был сооружен величественный памятник (архитекторы В. Ценцкевич, скульптор Е. Бандура), отразивший в сдержанных и символических формах это важное историческое событие. По сравнению с живописью в графике сильнее ощущались реалистические тенденции. У ног их бегают кролики. 1945 г. открывает новую страницу в творчестве Кулисевича. Главную часть его творческого наследия составляют циклы рисунков, посвященных восстанию, полные романтически-трагического восприятия событий этих лет. Он возник как результат длительных поездок художника по Советскому Союзу и странам Европы. Такие картины, как «Люблинская уния» (1869 Варшава, Национальный музей), «Баторий под Псковом» (1871 там же), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши.
Признанньгм мастером книжной иллюстрации считается Ежи Сроковский, автор иллюстраций к книге Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Родоначальник «формизма» 3. Пролетариагчики изображены сидящими в ряд на фоне кирпичной стены тюрьмы. Мальчевский все сильнее уходит в символику, создавая полотна, где реальное, взятое из повседневности, причудливо перемешивается с фантастикой.
Это отчетливо видно на одной из лучших картин Герымского — «Повстанческий патруль» (ок. В 20-е гг. Начало расцвета польского плаката относится к середине 50-х гг.
Пристальный интерес к предметному миру выражает одно из последних полотен Е. Кравчика «В мастерской» (1964). Памятник представляет собой строгий архитектурно-скульптурный комплекс из розового гранита, снаружи украшенный большими контурными рисунками, вырубленными в камне и залитыми свинцом. Поиски прославленного художника были продолжены его учеником Станиславом Выспянским. Мыслями о его судьбе и о судьбе эпохи, раздумьями о цивилизации и роли человека в ней проникнуты серии гравюр «Дон-Кихот» и «Две эпохи».
Лучшее его полотно — «Мать умерла» (1867 Львов, Картинная галлерея). Дивовой» Ксаверия Яна Каневского. Мрощак любит цветы (плакат «Мир», 1955). Живя в Париже, он написал портрет генерала Г. Дембиньского (1852 Краков, Национальный музей), который только что вернулся из Венгрии, где предводительствовал революционными войсками поляков, присоединившихся к повстанцам-венграм. Насущные проблемы польской деревни издавна привлекают Ю. Краевского.
Этот плакат пронизан дыханием современности. В сатирических плакатах часто фигурирует острая выразительная гипербола, хлесткие и меткие сравнения, карикатура (плакат Р. Цеслевича «Лодыри и лентяи задерживают движение страны», 1961). В том числе из-за этого его постапокалиптические полотна воспринимаются как некий целостный мир.
«Портрету неизвестной» кисти Болеслава Яна Чедековского (1885 – 1969) присуща некоторая рафинированность, характерная для искусства Ар Нуво. Ближе к традициям 18 в. остается творчество Якоба Кубицкого (1758—1833), который создал в 1818—1822 гг. Однако оно лишено всякой монотонности. В Париже писал в эти годы Мицкевич свою национальную эпопею — «Пан Тадеуш», здесь же в эти годы возникли наиболее совершенные и народные произведения Шопена, в которых он стал выразителем души своего народа. полотна А. Винницкого «Никогда больше», В. Гар-болиньского «Человек» и «Композиция» Ю. Млынарского, где запечатлен ужас концентрационных лагерей.
В Кракове продолжало развиваться творчество Михаила Стаховича (1768—1825). За короткий период (1963 — 1964) в разных городах Польши было воздвигнуто несколько монументов. С именем 3. 20-е гг.
1910). Бексиньский попробовал себя во многих жанрах: скульптуре, фотографии, графическом искусстве, а к живописи обратился в 1960-х годах. Все права защищены.
Особое внимание уделяется разработке новых функциональных решений, отвечающих социалистическим условиям жизни и их эстетическому осмыслению. В широкой, но точной манере письма сказываются типичные для Родаковского черты. Он выделился еще в 70—80-х гг. Близок к капистам по живописным поискам Эугениуш Эйбиш (р. У его колыбели стояли такие прославленные мастера, как Т. Гроновский (р. Интересные работы велись в области строительства санаторно-курортных и спортивных сооружений.
Его увлекали в живописи динамика, размах, напряженность художественной формы. Из-под резца Дуниковского вышли вырезанные в дереве и раскрашенные либо отлитые в бронзе портреты деятелей польского революционного движения — Ярослава Домбровского (1961) и Феликса Дзержинского (1961), польских просветителей 18 в. — Игнацы Красицкого (1961) и Енджея Снядецкого (1957 — 1958), писателей Марии Конопницкой (1956 — 1958), Болеслава Пруса (1961), ученыхИоахима Лелевеля (1958) и Марии Склодовской-Кюри (1955), актрисы Хелены Моджеевской (1955) и других (все — Варшава, музей Дуниковского).
Это определило, в частности, расцвет буржуазного портрета, широко развившегося в Польше. В числе других новых жилых районов Варшавы, построенных уже после 1956 г. и основанных на современных градостроительных принципах, следует упомянуть Беляны, Охота, Грохов, Прага-Ill, микрорайон Сады Жолибожские, жилой комплекс в районе площади Дзержинского. 1895), Э. Липинский Ср. М. Герымский счастливо соединял в себе пристального реалиста и истинного поэта. К крестьянской теме Шерментовский обращался и позднее («Крепостные», 1873). Возвеличивание прошлого, а в нем — шляхты и королей как вождей народа, что прямо граничит с влиянием реакционной историографии (очень развитой в то время в Кракове), привело к тому, что творчество Матейки в 80—90-х гг.
Среди них особое место занимает здание сейма (1949 — 1952), построенное выдающимся польским зодчим старшего поколения академиком Богданом Пневским и широко известное своей сдержанной монументальной и выразительной композицией и превосходными интерьерами. Однако их работы оставались некоторое время одиноким явлением в польском искусстве. Как реакция на «культ темы» начинают возрождаться группировки, такие, как «Арсенал», провозгласившие отказ от натурализма, возврат к формальным задачам живописного мастерства. стал разрабатывать проблему синтеза архитектуры и живописи. Польская пресса подняла любопытную дискуссию, очень точно назвав абстракционизм «новым академизмом».
Мальчевский все сильнее уходит в символику, создавая полотна, где реальное, взятое из повседневности, причудливо перемешивается с фантастикой. 1933) «Первое мая — праздник людей труда всего мира» (1961). Краски ложатся на полотно грубыми мазками, образуя шершавую, бугристую матовую фактуру. В последнее время активизировалось индустриальное домостроение. Здесь особенно значительным представляется творчество Антони Бродовского (1784—1832) — художника, родом из Варшавы, учившегося в Париже у Жерара.
Фотографический плакат таит в себе большие возможности: неожиданное сопоставление документальной фотографии с лаконичными символическими изображениями рождает яркий образ, будь то антивоенный плакат Р. Цеслевича «Забыли. » (1961) или посвященный мирному труду плакат Г. Хилыпера «1000 школ к тысячелетию Польши» (1958). Еще более высоким мастерством в овладении системой реалистической живописи отличалось творчество его брата, Александра Герымского (1850—1901). ряд достижений, особенно в творчестве Ст.
Первые картины были написаны в духе абстракционизма, позже стали доминировать сюрреалистические мотивы. 1931). В Кракове продолжало развиваться творчество Михаила Стаховича (1768— 1825). Одна из них, организованная под лозунгом «Человек», в которой приняли участие Б. Либерский, Е. Кравчик, В. Гарболиньский, Б. Шайдзинска-Кравчик, получила широкий резонанс.
Новый цикл отличался от довоенного патриотической направленностью: Дуниковский поставил перед собой задачу создать галлерею портретов выдающихся мастеров польской культуры, общественных и государственных деятелей. Пиварский много сделал для развития в Польше литографии. 1903).
В этом отношении очень важную роль играла группа художников — по преимуществу жанристов, группировавшихся вокруг Феликса Пиварского (1795—1859). Классицизм в Королевстве Польском держится дольше, чем в других странах. В австрийской Польше, где бытовой жанр был менее широко развит, сложилось, однако, своеобразное, полное большой искренности творчество Александра Котсиса (1836—1877). Он начал еще в 1937 г. Но подлинный расцвет его творчества — 50 — 60-е гг.
Ту же роль играет творчество 3. Они являются неотъемлемой частью воссоздаваемой художественной картины современной жизни. Эти традиции творчески переосмысливаются новой сменой.
Самые талантливые из капистов, такие, как Ян Цибис (р. Победивший на конкурсе (1958) архитектор 3. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. — годов революции, крестьянских восстаний и бунтов городской бедноты. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейке» (1867 Варшава, Национальный музей), где он под видом воссоздания эпизода из жизни 16 в. изобразил самого себя осужденным на казнь. Художник развертывает на своих полотнах эпизоды ежедневного маскарада сытого и глупого мещанства, будь то «Фотография из бабушкиного альбома» (1963) или сценки «В парке» (1960), «Кельнер» (1962). становится все более традиционно-официальным.
Ехали на войну как на свадьбу. Работы этого периода однообразны, отмечены печатью декаданса. Это стремление включить искусство непосредственно в общественную борьбу является, может быть, самым ценным, что внесли в него жанристы 60-х гг.
в Варшаве, Р. Сверчинский. В этом отношении очень важную роль играла группа художников — по преимуществу жанристов, группировавшихся вокруг Феликса Пиварского (1795—1859). Первый период (с 1945 по 1955 г. ) был временем подъема реалистического направления, для которого после установления народного строя возникли благоприятные условия, продиктованные самой жизнью, вовлечением в культурное строительство широких народных масс, впервые приобщившихся к искусству. Важно отметить, что политические плакаты в Польше, тиражи которых достигают от сорока до ста тысяч и издаются порой в два-три дня, не продаются в книжных киосках и магазинах, а распространяются по всей стране через партийные органы воеводств и повятов (районов). Среди лучших крупнопанельных зданий — жилой дом в Варшаве (архитекторы Б. Пахерт, Л. Заборский) и дом во Вроцлаве (архитекторы И. Гавры-ляк, Е. Францкевич, М. и И. Тамрычевские).
проводится застройка Банковской площади (архитектор А. Корацци, 1792—1877) с величественным зданием Государственной комиссии приходов и казны. В австрийской Польше, где бытовой жанр был менее широко развит, сложилось, однако, своеобразное, полное большой искренности творчество Александра Котсиса (1836—1877). Лютомирского. В центре повествования всегда стоит герой, будь то Скарга или Костюшко.
Догорало творчество польско-литовского художника Ф. Смуглевича (Смуглявичуса). Среди многочисленных работ Матейки в конце его жизни существенное место занимает серия эскизов, посвященная важнейшим моментам «истории цивилизации в Польше», завершающаяся сценой провозглашения конституции 3 мая 1791 года. Своеобразной террасной системой застройки, отвечающей условиям гористой местности, отличается санаторий в Истебне (1937 архитекторы Я. Добжинская, 3- Лобада), смелым применением новых конструктивных решений и форм — бассейн в Цехоцинке (1934: архитекторы Р. Гутт, А. Шиполис).
Все это придает суровую мужественность образу солдата. В портрете Ван-Гога (чугун, 1954) он показал творческую одержимость художника, автора прославленных арльских пейзажей, о колорите которых живо напоминает шероховатая коричневая фактура чугуна. Характеры крестьян для него имеют такую же значительность и сложность, как портреты шляхтича, —они для него интересные, значительные люди, а не «униженные и оскорбленные», которым требуется сочувствие. 1939 — 1945».
Практически полностью была разрушена Варшава, причем характерно, что, если в целом по городу был уничтожен восемьдесят один процент зданий, то центральные районы были превращены в руины на девяносто пять процентов, а исторические части города — на сто процентов. Надписи появляются в самых неожиданных местах. Она достойно представляет анималистический жанр в современной польской пластике. 2015 Пересветов переулок – ИНФО – информаторы выставочного зала. Его генеральный план (архитектор Т. Пташицкий и другие) имеет типичную для конца 40-х гг.
Лучшие картины Вычулковского связаны с крестьянской темой: «Пахота» (1903 Краков, Национальный музей) «Уборка свеклы» (1892 Варшава, Национальный музей) и другие. 1933 Загурские за плакат «Ленин. Крупнейшим графиком межвоенного двадцатилетия был Владислав Скочиляс (1883 — 1934).
Живя в Париже, он написал портрет генерала Г. Дембиньского (1852 Краков, Национальный музей), который только что вернулся из Венгрии, где предводительствовал революционными войсками поляков, присоединившихся к повстанцам-венграм. Персонажи и события польской истории воссоздаёт и Генрих Редлих (1838/1840 (. ) – 1884) в гравюре «Люблинская уния 1569 года (Сигизмунд Август в Люблине)», созданной по заказу Общества изящных искусств в Вене по оригиналу знаменитого живописца Яна Матейко (1838 – 1893). 1871 Варшава, Национальный музей). Игнатович, Я. Романьский), комплекс сооружений вроцлавской выставки (архитектор Е. Гриневецкий) и др. Матейко выбирал для своих сложных по построению многофигурных картин большие исторические события времен расцвета Польши, В «Проповеди Скарги» (1864, Варшава, Национальный музей) с огромным эмоциональным накалом он изобразил проповедника 16 века, призывающего к единению польских магнатов.
В рисунках запечатлены сцены боев силезских повстанцев с немцами. Бронзовым барельефом известного польского писателя Юзефа Игнатия Крашевского представлено на выставке творчество Леопольда Cтейнманна (Штейнманъ) (1848 – 1897). Михаловский стоит несколько особняком среди других художников аристократ но происхождению, связанный с правящей верхушкой Галиции, дилетант, не получивший систематического художественного образования, общественный деятель, входивший в Галицийский сейм до его роспуска Австрией (после 1848 г. ), — он занимался живописью лишь урывками, в отдельные периоды своей жизни.
Если 30-е гг. Тенденции, получившие развитие в 20 — 30-х гг., когда экспериментальные поиски формы, конструктивности, ритма линий и пятен были основной целью ряда талантливых художников, становятся ведущими на протяжении нескольких лет. Однако следует отметить, что Матейко начал огромную работу над росписями Мариацкого костела в Кракове (где помещен алтарь Вита Ствоша).
Многочисленны портреты, наброски с крестьянских детей, приводящих на память Янко-музыканта Сенкевича. В более поздние годы, живя в Париже, А. Герымский создает много полотен, среди них «Парижская Опера ночью» (1891 Познань, Национальный музей) и лучшую, пожалуй, свою работу — «Вечер над Сеной» (1893). 1901). Среди наиболее интересных градостроительных работ архитекторов этого направления можно назвать варшавский жилой район Коло (1948 — 1950 архитекторы Е. и Ш. Сыркус). Помимо формистов существовала группировка «Блок», объединявшая абстракционистов, таких, как В. Стшеминский, Г. Стажевский, Т. Кантор, М. Ярема, которые абсолютизировали принципы конструктивности н архитектоники и отошли от реализма.
В творчестве Стаховича, в его портретах и жанровых работах было много от просветительских тенденций искусства прошлого века, в известной мере он является живой связью между двумя этими очень разными эпохами. Генрик Родаковский (1823—1894) проявил себя одаренным портретистом, создав «Портрет отца» (1850 Варшава, Национальный музей).
В этом направлении работали многие варшавские художники: Ф. Костшевский (1826—1911) — «Дробильщики камня» (1862, Познань, Национальный музей) В. Герсон (1831—1901) — «Прощание крестьянина с конем» (1856) — и ряд других. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. У ног их бегают кролики.
20—30-е гг. Он писал сценки из жизни обитателей Кракова, подкраковских крестьян, сцены из восстания Костюшки. 1897), Зигмунт Валишевский (1897 — 1936), Ганна Рудзка-Цибисова, работали над вопросами колорита, внеся своим красочным, словно пронизанным солнечным светом искусством вклад в художественную культуру Польши. 1905). В области культуры ведущая роль переходит к крупной и средней буржуазии и обуржуазившейся шляхте. Идеи Дуниковского и Щелковского развивал в живописи Фелициан Коварский (1890 — 1948).
Вверху плаката сквозь строчки типографского набора просвечивают пять красных букв: «Ленин». Вскоре написанный им портрет Генриха Дембинского был награждён золотой медалью. В это время происходит окончательное формирование центральной части Варшавы — сложение ее как крупного административного центра. Старые темы, лозунги многолетней давности, например: «Да здравствует. Но позиции реалистического искусства были сильны в творчестве ряда мастеров, сохранивших верность своим эстетическим взглядам.
Цветы как поэтическая метафора — этот прием часто используется плакатистом. Написан портрет в спокойной и сдержанной оливково-серой темной гамме. В 90-х и особенно в 900-х гг. Таким образом были созданы предпосылки для развития социалистического реализма. Однако это скорее продолжатели традиции, чем зачинатели нового искусства.
— период усиленного градостроительства. Образное содержание плаката усилено красным цветом. 1945» (Варшава, Национальный музей) на смену резким контрастам черно-белой гравюры приходит рисунок пером, размывка тушью, сепия. были в известной мере периодом затишья, когда даже в самом польском обществе возник спор о «смысле существования национального искусства», то 40—50-е гг. Таково было творчество А. Мицкевича, Ф. Шопена, Ю. Словацкого.
Период его творческой зрелости начинается с картины «Станчик» (1862, Варшава, Национальный музей). Современный польский пейзаж достойно конкурирует с тематической картиной. В центре памятника горит вечный огонь во славу павших. Первый период творчества Матейки (60—70-е гг. ) был полон патриотического одушевления. Среди самых прославленных варшавских памятников нужно назвать «Варшавскую Нику», сооруженную по проекту Марьяна Конечного и открытую 20 июля 1964 г. На высоком гранитном постаменте короткая надпись: «Героям Варшавы. Еще более высоким мастерством в овладении системой реалистической живописи отличалось творчество его брата, Александра Герымского (1850—1901). Примером такого рода работ на выставке служат небольшой «Пейзаж» живописца Казимира Беньковского (1863 – 1918) и «Гололедица» Альфреда Веруша-Ковальского (1849 – 1915).
Памятник Монюшко (автор С. Горно-Поплавский) был открыт также во Влоцлавеке. Вина, пива, водки» (1964). Гегемония польской шляхты кончилась. На той же общественно-исторической основе выросло творчество крупнейшего мастера польской реалистической живописи Яна Матейко (1838—1893).
тоже по проекту Корацци. борьбу польского народа за национальное освобождение. были в известной мере периодом затишья, когда даже в самом польском обществе возник спор о «смысле существования национального искусства», то 40—50-е гг. В центре внимания С. Рассальского — человек.
В творчестве Шерментовского укрепилась своеобразная «жанрово-пейзажная» композиция, в которой главным является не действие, не сюжет, а общее настроение. Эго должны были быть монументальные портреты деятелей польского революционного движения. Пожалуй, самым характерным из его произведений являются «Крестьянские похороны» (1862 Варшава, Национальный музей), тема, которая еще не раз прозвучит в польском искусстве. Таков цикл «По Ленинским местам» (начат в 1954 г. ). Все действие группируется вокруг него. Война — это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения), а это — через сейм. Третий цикл предназначался для украшения Дома ЦК ПОРП.
— годов революции, крестьянских восстаний и бунтов городской бедноты. На выставке это «Портрет Урсулы Мнишек» Констанция Александровича и «Портрет Бенедикты Антонины Софии Барбары Оссолиньской» неизвестного живописца, а также «Портрет З. И. Отличительной чертой графических листов при всей неповторимости манер создавших их мастеров можно считать точно переданную атмосферу суровых лет оккупации.
Пылкий, одушевленный з1ечтой и благородным порывом юношеский образ передан художником темпераментно, в свободной, широкой манере письма, явившейся новостью для большинства польских художников. 1945» — потрясающий душу документ ужасов войны. Естественно, что крупные градостроительные работы не ограничивались Варшавой, а одновременно велись и в других промышленных и административных центрах (включая города на воссоединенных западных землях), таких, как Гданьск, Щецин, Вроцлав, Лодзь, Познань, населенные пункты Верхнесилезского промышленного округа.
Широта архитектурного замысла, точная и богатая отделка деталей типичны для дворцов, воздвигнутых Корацци для частных лиц, — таков блестящий дворец Сташица (1820—1823) (в нем помещалось Общество друзей науки) или дворец Мостовских (1823). Два портрета американского писателя из розового и серого гранита (1963) — вершина пластики Карны. Здесь особенно значительным представляется творчество Антони Бродовского (1784—1832)—художника, родом из Варшавы, учившегося в Париже у Жерара. В центре — огромный красный мак и белая ромашка. Лишь 90-е гг.
Польская карикатура пользуется заслуженной любовью как у самих поляков, так и далеко за пределами Польши, куда она проникает на страницах «Шпилек», «Пшекруя» и других журналов. Образы людей лишены индивидуальных портретных черт. 1910) и многие другие представители старшего поколения плакатистов.
Глядя на плакат, невольно вспоминаешь Маяковского: «Землю всю охватывая разом, видел то, что временем сокрыто». 1933) и Станислав (р. Художник всем сердцем принял установление народно-демократического строя в стране. Догорало творчество польско-литовского художника Ф. Смуглевича (Смуглявичуса). В это время начинается строительство таких сооружений, как здание ЦК ПОРП (архитекторы Е. Вежбицкий, В. Клышев-ский, Е. Мокшиньский), здание варшавского Центрального универмага (архитекторы 3.
К слову, никакого художественного образования у поляка не было. Непременные участники общепольских выставок художников-реалистов, лодзинцы устраивают тематические выставки в своем городе. принцип колорита. 20 в. в творчестве Дуниковского появляются декоративность, стилизация, пришедшие на смену ранним импрессионистическим и символическим скульптурам и воплотившиеся в цикле «Вавельских голов» (1925 — 1929).
Там экспонировались произведения художников-реалистов, показывавших активную роль человека в современной жизни («Диспетчер» Б. Либерского, 1964 «Паровоз» Я. Качмарского, 1963 «Строительство азотного комбината» X. Краевской, 1964). Своеобразным завершением столь типичной для польского искусства темы освободительного движения явилось творчество Яцека Мальчевского (1854—1929). Широта архитектурного замысла, точная и богатая отделка деталей типичны для дворцов, воздвигнутых Корацци для частных лиц, — таков блестящий дворец Сташица (1820—1823) (в нем помещалось Общество друзей науки) или дворец Мостовских (1823).
1908), Т. Трепковский (1914 — 1954) (плакаты «СССР», 1954 «Нет. », 1952), Г. Томашевский (р. В системе застройки прослеживаются различные градостроительные тенденции: от периметрального размещения зданий до свободной живописной планировочной композиции с тупиковыми подъездами к расположенным в глубине кварталов домам. Отзвуками восстания 1864 года наполнено патриотическое творчество Артура Гроттгера (1837—1867). Особый интерес среди мастеров польской живописи представляет Вацлав Таранчевский (р. наступило быстрое развитие капитализма.
Последний раздел Польши (1795) отдал различные ее части трем соседним монархиям: России, Австрии, Пруссии. Эта последняя работа (проект 1947 г. ) — значительное явление в послевоенной градостроительной практике. В Париже писал в эти годы Мицкевич свою национальную эпопею — «Пан Тадеуш», здесь же в эти годы возникли наиболее совершенные и народные произведения Шопена, в которых он стал выразителем души своего народа.
В широкой, но точной манере письма сказываются типичные для Родаковского черты. Создателем многочисленных композиций на темы национальной истории был Ян Матейко (1838 – 1893), работавший в самых разнообразных жанрах и видах искусства, обращавшийся к монументальной живописи, к графике. Написан портрет в спокойной и сдержанной оливково-серой темной гамме. Поэтичность в сочетании с легким юмором, полное отсутствие бытовизма, сентиментальности, этнографичности в изображении гураль-ских крестьян, мастерское владение линией, плавной, спокойной, почти классической (рисунок «Кася» Варшава, Национальный музей) — отличительные черты новой серии «Шлембарк» (1950 — 1954).
В отличие от В. Вейса, обращавшегося к традициям 19 в., творчество таких мастеров, как 3. Однако это не уберегло его от смерти от рук свихнувшихся подростков. Он является своего рода импульсом, заставляющим «работать» воображение зрителя по заданной Янушевским программе, вызывая поток ассоциаций с красной кирпичной стеной, с красным заревом кровавых лет войны. 20—30-е гг. И были наголову разбиты казаками.
Ленина, сооруженный неподалеку от Кракова. Выставка свидетельствовала о разнообразии форм современного реализма и о существовании различных индивидуальных почерков мастеров, объединенных общим стремлением отразить правду жизни современного человека и его времени. Генрик Родаковский (1823—1894) проявил себя одаренным портретистом, создав «Портрет отца» (1850 Варшава, Национальный музей). Живучесть формалистических тенденций, возникших еще в 20-е гг., — с одной стороны, политика администрирования в деле руководства искусством, — с другой, все это привело к перелому 1955 г. Преодоление иллюстративно-упрощенных форм реализма сопровождалось возрождением и нарастанием формалистических направлений в искусстве.
В более поздние годы, живя в Париже, А. Герымский создает много полотен, среди них «Парижская Опера ночью» (1891 Познань, Национальный музей) и лучшую, пожалуй, свою работу — «Вечер над Сеной» (1893). Они украшают веер (театральный плакат «Тоска», 1953), маски (киноплакат «Ночь в Венеции», 1954). К удаче художника относится и «Последнее добро» (1870 Варшава, Национальный музей). Дуниковский работал над ним в течение 1946 — 1952 гг. После 1945 г. начинается новый, яркий и плодотворный период в творчестве мастера.
Таковы «Прусская дань» (1882 Краков, Национальный музей), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие. Мир ужаса, отчаяния или чего-то еще, что вы усматриваете в этих картинах. Ту же роль играет творчество 3.
Большой популярностью пользуется в это время пейзаж, в котором присутствуют люди, животные. Его варшавский цикл (в который входят картины «Тромбки», 1884, Краков, Национальный музей «На песочном карьере на Висле», 1887 «Еврейка с апельсинами», 1881, обе — в Национальном музее, Варшава) показал умение художника глубоко воспринимать самую незаметную, повседневную жизнь, находить в ней скрытую для поверхностного взгляда красоту и значительность. Работы Корацци— наиболее яркое проявление развитого польского классицизма.
Это плакат «Ребенок, с которым мы встречаемся» (1959) — с изображением испуганного мальчугана, чье желтое лицо словно выхвачено из ночи светом фонаря и антиалкогольный плакат «Ни капли. Но, безусловно, самой яркой фигурой середины века был Петр Михаловский (1800—1855), один из лучших мастеров польского искусства. К лучшим работам Бродовского относится портрет брата художника (1815 Варшава, Национальный музей). Он создает монументальные скульптуры: эскиз памятника Мицкевичу (бронза, 1948), «Маску Шопена» (бронза, 1949) и «Маску Ю. Словацкого» (гипс, 1949 все — Варшава, музей Дуниковского).
Тогда существовало творческое сообщество под названием «Парижский комитет» и художники, которые состояли в нем, паломничали в город, который находился над Сеной. Личность представляется художнику цельной, замкнутой в себе, противостоящей в какой-то степени окружающему миру. Это явственно видно на примере архитектуры, вступившей в полосу нового подъема. Работы Корацци — наиболее яркое проявление развитого польского классицизма. Характеры крестьян для него имеют такую же значительность и сложность, как портреты шляхтича, — они для него интересные, значительные люди, а не «униженные и оскорбленные», которым требуется сочувствие. Это отчетливо видно на одной из лучших картин Герымского—«Повстанческий патруль» (ок.
возникают художественные группировки, в том числе группировка «Формнсты», приверженцы которой отбросили традиционное понимание перспективы, отошли от передачи световоздушной среды, сосредоточив все свое внимание на вопросах формы, проблемах взаимоотношения плоскостей, объемов и масс, стремясь выявить конструктивность предметов окружающего их мира. Особое место занимает творчество другого художника, тоже выходца из Галиции, Артура Гроттгера (1837—1867), отразившего в своих графических сериях «Варшава» (1862), «Польша» (1863) и др. Примыкает к ней по силе эмоционального воздействия серия «Солдаты мира и революции» (1950 — 1951), в которой обращает на себя внимание портрет пламенного «солдата революции», прозванного еще современниками «железным Феликсом», Ф. Э. Дзержинского.
Второй цикл, «Ужасы войны», был посвящен трагической судьбе Польши в период гитлеровской оккупации. Еще в середине 19 в. в чисто классическом стиле Генрих Маркони (1792—1863) строит в Саксонском саду водонапорную башню (1854), напоминающую по форме римский храм в Тиволи. Своеобразным завершением столь типичной для польского искусства темы освободительного движения явилось творчество Яцека Мальчевского (1854—1929). Другим значительным архитектурным сооружением этого времени явился стадион Десятилетия в Варшаве (1954 — 1955 архитекторы Е. Гриневецкий, М. Лейкам, Ч. Раевский).
дали ответ на этот спор, выдвинув несколько больших мастеров. тоже по проекту Корацци. Этим-то и объясняется максимальная детализация, насыщение картины смысловыми элементами. Манера письма Михаловского в этом портрете стала гораздо тверже и крепче, чем в его романтических всадниках раннего периода. Шрифт в его плакатах очень своеобразен.
Творчество Яна Матейки (1838—1893) — целая эпоха в польской художественной и культурной жизни. В 70-х и 80-х гг. 30—40-е гг.
В 10-е гг. Недаром в 1952 г. по указанию ЦК ПОРП было создано самое крупное в Польше издательство — ВАГ (Художественно-графическое издательство) — для выпуска политических плакатов.