В творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхитившие европейский маньеризм 1530—50-х гг. : манерные и жеманные изображения, выполненные по заказам знати и в большом количестве размножавшиеся мастерской художника («Нимфа источника», «Суд Париса»). Его старший брат Ганс Кранах тоже был художником, однако скончался довольно рано иоего жизни сохранились весьма скудные сведения. Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника. Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации.
Его старший брат Ганс Кранах тоже был художником, однако скончался довольно рано и о его жизни сохранились весьма скудные сведения. В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей. Лукас Кранах Старший– презентация по мхк, котораяпознакомит с творчеством одного из самых знаменитых художников немецкого Возрождения.
И этот так называемый «кранаховский тип» приводил в трепетный восторг художников авангарда.
В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Шёнер»). Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. 1522-1523) можно изучать символический мир живописи Возрождения, где каждая деталь исполнена смысла: виноград в руке Богоматери – символ человеческого воплощения Христа, виноградная лоза означает «истинную Церковь» изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников, гора – на духовное возвышение над мирской суетой, а скала – на нерушимость истинной веры. Искусствоведы продолжают спорить. Продолжатель дела отца —Лукас КранахМладший (1515–1586).
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Дунайская школа живописи— направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка. Екатерины». Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Один за другим чередуются эпизоды охоты и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины. Помимо собственной огромной мастерской, у Лукаса Кранаха Старшего имелись лицензии на торговлю винами и разрешение на монопольную продажу лекарственных средств в Виттенберге, дарованное Фридрихом Мудрым.
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием).
Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
Вскоре за труды он получил дворянский титул — невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость.
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. Эта последняя вещь, прибывшая из Будапешта, вообще объединила много интересных моментов. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». В общей сложности на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических произведений, которые прибыли на выставку также из Мадрида, Праги, Будапешта. Кранахи и художники их круга были чрезвычайно деятельны, оставили после себя обширное наследие и нередко встречаются в различных музейных собраниях, но выставка в ГМИИ станет первым их показом в истории России. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Знакомство Кранаха с Лютером состоялось в начале 1520-х годов и вскоре переросло в тесную дружбу. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты и финансировал издание Библии, переведенной им же на немецкий язык.
В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Именно вот таким образом в подписях к картинам часто указано «Лукас Кранах и мастерская».
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Произведения Кранаха Младшего (1515-1586), правда, традиционно недооценивали и считали лишь повторениями работ отца. Известно, что у художника было еще три дочери. В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Кранах Старший немало преуспел в карьере. И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.
В ценности работ Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) сомнений никогда не было: его считают одним из трех главных мастеров XVI века – вместе с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Произведения, проданные на Sothebys и Christies.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Художник получал заказы от курфюрстов, королей и императоров.
Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
и вскоре переросло в тесную дружбу. Основатель династии —Лукас Кранах Старший (1472 — 1553), придворный художник саксонских курфюрстов, от одного из патронов, Фридриха III Мудрого, получивший семейный герб, крылатую змейку с рубиновым кольцом в пасти. В основу созданного полотна легла следующая легенда.
И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Живописи он учился у своего отца. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи).
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. В Виттенберге у художника была большая мастерская, среди его учеников были и его сыновья. Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Его портреты пользовались большой популярностью. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. По «Мадонне с младенцем» (ок. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Мастер немецкого Возрождения Лукас Кранах Старший тем не менее очень современная фигура.
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Кронах покинул еще молодым— подмастерьям полагалось провести пару лет встранствиях, чтобы набираться опыта ирекламировать свой талант. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева.
Год спустя художник скончался в Веймаре. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). И даже обнимающая крест в «Распятии» Мария Магдалина выглядит горожанкой кранаховской эпохи.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Картина «Адам и Ева. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
Тут художник отнюдь не был первопроходцем, но свою лепту внес. У художника имелось еще три дочери. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. В 1500 году Кранах приезжает в Вену, где знакомится со многими учёными-гуманистами. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте).
Вот таким образом сегодня под его картинами часто указывается: «Лукас Кранах и мастерская». Для них он написал портреты.
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Наконец, атрибутом Варвары, а вовсе не элементом пейзажа, была башня, которую выстроил, чтобы спрятать ее от поклонников, отец девушки. Онпознакомился и подружился с Мартином Лютером. Ему грозила смертная казнь.
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Судя по производительности и популярности, это был Энди Уорхол эпохи Ренессанса. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
За все время существования мастерской Кранахов было создано около 5 тыс. В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью.
Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы.
Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Однако это приносит и неожиданные результаты.
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Как у всех живописцев, у Лукаса Кранаха был свой идеал женской красоты. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной.
Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Спаситель велел великану воткнуть в землю посох и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Впрочем, деньги католиков Кранаху нравились не меньше, чем идеи протестантов: он охотно брался за портреты кардинала Альбрехта Бранденбургского, наместника папы в Германии и идеологического врага Лютера.