Французские художники классицисты.
Этому призыву последовал русский писатель Н. М. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Один из крупнейших представителей классицизма – Жан Огюст Доминик Энгр. Жанры в романтическом стиле все время переплетаются. Одновременно академизм стал узаконенным, «правительственным» направлением в изобразительном искусстве. Источники фразеологизмов.
Клод Лоррен – один из величайших мастеров классического пейзажа. Крымские впечатления передались в поэме «Бахчисарайский фонтан», датированной 1822 годом. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма.
Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник. Королевские дворцы и резиденции окружались регулярными парками (Во-ле-Виконт и особенно грандиозный ансамбль Версаля). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов. В 1783 году был избран членом Академии живописи. Однако его живопись абсолютно своеобразна и узнаваема. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир.
Путешествие на Кавказ и в Крым тоже принесло творческие плоды. В его раннем творчестве можно обнаружить стилевые элементы роккоко и сентиментализма. В этот период Франция становится признанной законодательницей общеевропейских мод. В конце Отечественной войны исполненный патриотического чувства молодой художник А. Иванов (отец известного автора полотна «Явление Христа народу» А. А. Иванова), человек передовых взглядов, создает картины «Подвиг молодого киевлянина в 968 году» (1810) и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею» (1812). Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. Для полотен К. П. Поэтическим чувством отмечена сдержанная и простая «Молитва перед обедом», лишенная сентиментальности, но в то же время трогательная композиция «Посещение бабушки».
И сторонники классицизма видели его античном искусстве. В его произведения отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Логика развития архитектуры классицизма — от изысканного, в духе греческой классики, восточного крыла Луврского дворца до грандиозного Версаля с его парками (архитектор А. Ленотр), в которых человек теряется и осознает себя лишь малой частью громадного мира, логичной и до мелочей продуманной системы (отсюда неслучайной кажется ипостась классицизма в сталинскую эпоху в советской России).
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Скульптурность элементов. «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш). Личный талант этих двух мастеров был много шире законов и ограничений самого стиля, но выразил главные его черты: упорядоченность и логичность всех живописных построений их разумную организацию, обращение к вневременным, внеэмоциональным темам природы, человеческой истории и жизни. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.
Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. Жизнь представала в их картинах облагороженной, а люди — идеальными и героизированными. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. А. С. В ряду крупнейших русских портретистов второй половины ХVIII века наиболее своеобразным был Ф. Рокотов. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Тессин Младший). У его ног сидит младенец, который держит песочные часы, напоминающие о быстром движении времени. По небу мчится колесница бога солнца Аполлона, сопровождаемая богинями времен года.
Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Мадонна перед чашей с причастием, одна из наиболее известных работ художника. Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. Пуссен пишет главным образом пейзажи.
Кустодиев, А. Ф. Гауш, И. А. Романтические поэмы А. С. Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). Клод Лоррен более свободен в построении композиции, нежели любой из его современников.
Фомин, В. А. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность. Угрюмов, А. И. Вернувшись из Италии на родину, Вуэ стал придворным художником. Это породило волну интереса общественности к искусству.
Произведение Послы Агамемнона у Ахилла, за которые Энгр получил Grand Prix de Рота говорит о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный барельеф, цветовое решение подчинено рисунку. Вот таким образом в русском классицизме обычно предполагалась обязательная авторская оценка исторической действительности.
Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Гоголя.
Однако, преуспевая в житейском плане, эти мастера переживают тяжелейший творческий кризис. IV. Это труд Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768) "История искусства древности" – первая научная работа, посвященная вопросам искусства. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота.
Ведущие профессора Академии превращаются в яростных ревнителей официального искусства. Его творческое наследие значительно. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре.
Она оставила также целую серию портретов современников. Для своих нарядных и эффектных полотен он использовал мифологические и библейские сюжеты («Геракл среди богов Олимпа», «Мучение св. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века идеальные пейзажи (художник Лоррен Клод).
Усилилась регламентация художественной жизни: в дополнение к основанной Ришелье Французской академии «сорока бессмертных» были созданы: Королевская академия живописи и скульптуры (1648), Королевская академия архитектуры (1671), Королевская музыкальная академия (1669). Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции».
проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу». В этот период окончательно сформировалась сонатная форма, определился классический состав частей сонаты и симфонии. Конечно, путь музыки к классицизму был не прост и не однозначен. Учение о трёх стилях, т. е. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом серия пейзажей Времена года, Аполлон и Дафна). А. Канова «Три грации».
Здания Сената и Синода в Петербурге. его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции (Смерть Марата1793) и Первой империи (Посвящение императора Наполеона I). Стараниями Французской академии, основанной в 1634 г., во Франции вместо многочисленных местных диалектов постепенно утверждался единый литературный язык, что становилось важнейшим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. Фигуры людей, которые художник вводит в свои картины, обычно связаны сюжетом, созвучным своим смыслом или эмоциональной интонацией образу природы или по контрасту оттеняющим его суть ("Пейзаж с Орфеем и Эвридикой", 1648 "Пейзаж с Геркулесом и Какусом", 1649 и др. ). Евстафия»). Разочарование в оптимизме I половины ст.
Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. classicus – образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 – нач.
Конь вздыблен (по образу и подобию «Медного всадника»), кругом крутые горные обрывы, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Егоров, В. К. Политическое и культурное развитие способствовали появлению тяготения к индивидуализму, вот таким образом многие художники работали в авангардных стилях живописи. Исключение резких цветовых контрастов и полное подчинение цвета линии и форме.
Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт». Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Пуссена увлекала героика Древнего Рима идеал всепобеждающего чувства долга.
Нередко он включает в свои картины архитектурные памятники – античные здания и руины. Произведение было с волнением встречено публикой. Ярким образчиком этого нового этапа классицистического изобразительного искусства является известная картина Бруни, маститого профессора, а потом ректора Академии художеств— «Медный змий».
Был первый этап классицизма – эпоха Возрождения XVII в. Некоторые музыковеды даже рассматривают период барокко как частное проявление классицизма. Пушкин произвел колоссальную работу исследуя этот исторический период. В 1835 году выходят знаменитые «Египетские ночи», а в 1836 – «Капитанская дочка», принесшая невероятный успех Пушкину. Три «стиля» по Ломоносову:1. Драматический сюжет произведения почерпнут автором из библейской истории. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Это и является достижением художников романтиков – они создавали «живые» произведения, способные донести до нас события того времени с максимальной реалистичностью.
Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее. В 1813 году появляется скульптура Демут-Малиновского «Русский Сцевола», воспевающая подвиг русского крестьянина, который, будучи пленен французами, поставившими ему клеймо на руку, отрубил ее, чтобы избавиться от позорного знака. Высокий – торжественный, величавый. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
На их картинах – образы родной природы и простые люди на этом фоне. Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. В конце 1640-х гг. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова.
Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. В "Весне" на фоне роскошной райской растительности изображены первые люди – Адам и Ева. Самые известные художники Барбизонцы – это Теодор Руссо, Жюль Депре, Вержиль ля Пенья, Жан-Франсуа Милле, Шарль Добиньи. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Неудивительно, что это «древо» дало такие жалкие побеги. Трагизм событий усиливает неординарное изображение пейзажа. Идейный и формальный строй течения, основанного на поиске непосредственного сходства художественных произведений реальности, в неоклассицизме противостоят величавость и идеальность форм и образов, которые «очищенны» от конкретно-исторического содержания. Романтическую приподнятость придаёт полотну, композиция.
Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Неизменными в его творчестве остаются сказки: о мертвой царевне, о золотом петушке и т. д. Однако в XVII в. классицизм, существуя в полемике с барокко, превращается в целостное стилевое явление только в искусстве Франции. Активно участвовал в революционном движении.
боз-ар). Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. Настоящим триумфом петербургского периода стало произведение «Руслан и Людмила», увидевшая свет в 1820 г. Сюжетные линии, героев и некоторые сцены Пушкин брал из других исторических и литературных источников, делая свою художественную обработку. Самые лучшие работы Луи Ленена выполнены в 1640-е гг. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Термином «неоклассицизм» в современном искусствознании характеризуют различные художественных направления 19-20 веков, для которых характерно обращение к традициям искусства Античности, эпохи Возрождения или классицизма, а так же для противопоставления классицизма в искусстве 18 – 19 веков классицизму 17 – 18 веков.
Жесткие требования к рисунку: центральная перспектива овальные формы исключить параллельные линии и одинаковые углы. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Приоритет линии над краской- четкий контур.
Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). Победы русского оружия в Эстляндии и Лифляндии (1710) и продолжение укрепления позиций России в ПрибалтикеXIV и XV века. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер).
Уроженец Лотарингии, он еще ребенком связал свою жизнь с Римом. Ломоносова, Г. Р. Клод Лоррен (1600-1682) – второй после Пуссена мастер пейзажа во французской живописи XVII в. Настоящее имя Клод Желле. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Он написал романсы на слова Пушкина («Я вас любил», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др. ).
в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. Наиболее яркие картины: «Полк на позициях» (не завершена), «Портрет жены» В. Шухаева, «Скрипач» А. Яковлева. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах.
Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). Сумарокова, И. И. Их смысл сводится к победе разума и воли над слепыми страстями. Литературный критик В. Г.
в 1804 г. именно Давид становится первым художником Наполеона. Неоклассическая живопись основана на античных идеалах красоты и искусства, стандартах, основанных художниками-классиками 18 века. Нерадовский). Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины», вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи», привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Одной из первых известных женщин-художниц была представительница немецкого классицизма Мария Анна Ангелика Кауфман (1741 -1807). Полотна и декоративные росписи Вуэ пользовались в то время огромной популярностью.
Например, Клод Моне изображая туман над Лондоном, придал ему красноватый оттенок. Художник еще опирается на традиции барочного портрета. Самые лучшие произведения Лоррена, уже зрелого художника, созданы в 1650-е гг.
Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. Картина была заказана Энгру будущим русским императором Александром II. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти.
Картины НиколоПуссена стали примером для представителей классической живописи. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Живописный язык Энгра середины XIX в. поражает своей абсолютной выверенностью и конструктивностью изображения. Основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века – Пуссена Никола. Когда можно только вот так и никак иначе. Но картина предельно статична, она похожа на эскиз для скульптора.
Но в античной традиции было принято изображать моделей нагими, современные же классицизму нормы морали этого не допускали. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй.
Лосенко, Г. И. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).
В картине Похищение Европы он отразил полный и богатый образ природы. Ф. Толстой— вице-президентом Академии, фактическим ее руководителем. Грибоедова. Но, видимо, это была юношеская дань моде. Герои его картин – люди необычайной нравственной силы исполненные сознанием своего долга.
С годами углубляется философская сторона в творчестве Пуссена. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой», стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Большинство живописных приемов заимствовалось из античного искусства.
Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи Нахождение Моисея). Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Вместе с тем, чем творчески слабее становилось это направление, тем яростнее становилась оппозиция «академистов» ко всему новому в искусстве.
Позднее по этим живым и свежим рисункам он пишет т. н. героические пейзажи, получившие широкое распространение в живописи XVII в. Скалистые громады, большие деревья с пышыми кронами, прозрачные озера и ручьи, протекающие среди камней, — все в этих ландшафтах Пуссена подчеркивает торжественное величие и совершенную красоту природы («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649 «Пейзаж с Полифемом», 1649). Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу. Его творческое наследие значительно. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году.
Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Героизация природы Лоррену не свойственна. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Трехплановость построения и обязательная кулисность.
Деградация отмечает позднейшее творчество Бруни, Мартоса, Ф. Толстого. "Золотой век" русского дворянстваВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВАВозникновение древнерусского обществаВопрос 2. Автор знаменитого «Соловья» на слова А. А. Дельвига Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку. Тогда она всеми воспринималась как актуальное политическое воззвание. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма.
Его позицию развивают Н. А. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. В произведениях художницы много эмоций, даже некоторой аффектации, но это придавало ее произведениям определенное обаяние и оригинальность. Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. При первом взгляде персонажи его полотен кажутся не связанными между собой действием.
В 1821 году появились «Братья разбойники» и «Кавказский пленник». Туман действительно приобретал красноватый оттенок, отражаясь от стен кирпичных домов. Классицизм (от лат. Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона.
Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. При этом условность классической художественной манеры не препятствовала восприятию.
А. С. Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. В своих работах он следовал классицистическим требованиям идущим от Аннибале Карраччи.
Законодателем «большого королевского стиля» был Шарль Лебрен, руководивший огромными работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. В Британии ампиру соответствует т. н. В Париже завершилось начатое ранее сооружение геометрически правильных единых по стилю площадей (Конкорд, 1685-86 Вандом, 1685-1701 обе — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар). В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву.
Традиции сказочности и былинности присущи романтической опере Верстовского «Аскольдова могила». Картинам свойственны излишняя усложненность композиции, чрезмерная яркость колорита идеализированность образов. Выдающегося расцвета достиг французский театр: в этот период творили величайшие французские драматурги П. Корнель и Ж. Расин, Мольер. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Художник внимательно изучает ландшафты в окрестностях Рима и делает зарисовки с натуры.
Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. В 1661 была создана Академия танца. Так писал, например, Н. Пуссен. Чернышевский. Богаевский, П. И.
Лоррен мастерски писал морские мотивы ("Утро в гавани"), величественные пейзажи Компаньи. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. «Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта. Естественно, подобные произведения встречали одобрение в правящих кругах. Строгая регламентация поведения героев.
Жак Луи Давид (1748-1825) завершает череду выдающихся представителей французского классицизма. Великими его представителями были французские художники Никола Пуссен и Клод Лоррен, создавшие основные «схемы» живописи классицизма (кулисное построение пространства, система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана). Они пытались постичь общие тектонические закономерности древней архитектуры. Добролюбов, Н. Г. Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине.
Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного», с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Красивые, но холодные произведения мастеров этого направления утрачивают популярность. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. Левицкий по-разному относился к моделям своих портретов: к одним – с теплотой и сочувствием, к другим – как бы безразлично, третьих осуждал.
Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М. Ю. Высоким образцом данного направления является живопись Никола Пуссена (1594-1665). Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому.
Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции. Отношение к неоклассицизму раскрывают и некоторые направления в живописи 20-30 годов, которые возникли как реакция на футуризм, экспрессионизм и кубизм: регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, «неоэнгризм» П. Пикассо во Франции, которая отличалась от перечисленных направлений своей гуманистически-идиллической тональностью. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С.
Давида "Смерть Марата". Описывая 60-е гг. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Находясь в Москве, в 1832 году Пушкин пишет известный роман «Дубровский», рассказывающий о помещичьем произволе, обращается к легендам в «Русалках» и реальностям «Медный всадник». Интересным явлением 19 века стала Барбизонская школа художников.
Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. Лирическое дарование Гурилева раскрывается в его лучших романсах «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка». Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. Шебуев, в раннем творчестве – К. П.
В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса изысканно-строгие рисунки Дж. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Постепенно классицизм, утративший высокий гражданский пафос, ветшает.
Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Их создатели получали новые, хорошо оплачиваемые заказы, награды, всячески выдвигались. От гибели могли спастись лишь те, кто склонится перед фигурой Медного змия. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми.
Позже их стали изображать в античных тогах. изображать «некрасивые» позы и телодвижения, чрезвычайно грациозно и без видимых усилий убегал от вражеской погони. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу».
Объединение русских земель вокруг Москвы. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. А ночевка с цыганами по пути в Одессу принесла Пушкину вдохновение на создание в 1824 году поэмы «Цыганы». Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии используя эпизоды библейский сказаний.
Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота. Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. В придворной живописи сложился новый тип репрезентативного портрета (Г. Основные темы работ художников-классиков – библейские и мифологические сюжеты. Так, одними из предшественников неоклассики считаются прерафаэлиты.
Сохраняя в той или иной степени черты идеализации, отвлеченности и аллегоризма, русские мастера исторической живописи классицизма – А. П. Она привносит в классицизм элементы почти барочной фантазии, создавая и укрепляя такие жанры, как историческое полотно по мотивам современного романа ("Прощание Абеляра и Элоизы") или костюмированный портрет ("Портрет дамы в образе весталки").
Православие — это путь к возрождению русского государства. Пушкина и Н. В.
Их строгие классические формы так же гармоничны, как и пейзажные мотивы. Стимулом для развития стиля стали научные исследования памятников древности в 18 веке. Классицизм 18 – начала 19 вв. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы.
Хемницера, одах М. В. Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833). Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник.
Изделия декоративно-прикладного искусства отличались парадностью и великолепием. Термин «неоклассика» принят в современном искусствознании для определения различных по идеологическому содержанию и социальной направленности художественных явлений XIX-XX веков, присущим обращение к обычаям античного искусства, творчества эпохи Возрождения или классицизма. Он написал много работ на мифологические темы ("Нарцисс и Эхо", "Спящая Венера", "Ринальдо и Армида", "Царство Флоры", "Танкред и Эрминия"). Риго), оказавший огромное влияние на европейский портрет. При блестящем дворе короля-Солнце Людовика XIV (правил в 1643-1715) процветали все искусства.
Одни построены на резком контрасте света и тени. Арсенал художественных средств неоклассицизма использовали официальным творчеством фашистского режима для создания ложномонументального напыщенно- патетического образа, который воплотил культ силы и «сверхчеловека». Происхождения неоклассицизма обусловлено тяготением противопоставить некие «вечные» ценности эстетики противоречивой и тревожной реальности. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Щуко, К. Ф.
В. Боровиковский «Портрет Г. Р. С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. Лермонтов.
Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами). Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти».
Затем публика знакомится с одной из самых последовательно классицистичных картин во всей истории живописи: "Клятва Горациев". Ф. Шубин. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. Сюжет, который художник раскрыл на фоне пейзажа, послужил лишь основой для написания морской панорамы. В 1655 г. художник исполнил свою замечательную картину «Похищение Европы» изображающую чудесный морской залив, на берегу которого растут деревья.
Сам термин «неоклассицизм» используется также для определения классицизма в искусстве XVIII — XIX веков, в отличие от обозначения классицизма XVII — XVIII веков. О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. В развитие этого направления в России неоценимый вклад внесли Андреян Захаров, Андрей Воронихин и Карл Росси. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Возрастанию интереса способствовало открытие в 1755 году Помпеи с замечательными памятниками, раскопки в Геркулануме, а также изучение архитектуры юга Италии. Кантемира, баснях А. П.
Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность (до регламентации, безличности) классицизма была взята на вооружение европейскими абсолютистскими монархиями как XVII – XVIII, так и первой половины XIX веков. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Эти просветленно-поэтические полотна по колориту похожи на возрожденческую живопись венецианской школы (Пуссен учился непосредственно у Тициана).
Фонвизина, сатирах А. Д. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический исторический, религиозный). В одном из лучших произведений на античную тему Царство Флоры (художник собрал персонажей эпоса Овидия, которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др. ).
У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. Главную задачу художника Пуссен и Лоррен видели в поиске и отборе им из мира Природы идеальных форм, сама идеальная природа понималась как архитектура, скульптура, живописное полотно, в котором все подчиняется закону его творца. Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания (картина Смерть Германика), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита.
В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия. В ней воспроизведен эпизод легенды, повествующей о том, что русский купец Иголкин в период Северной войны попавший в плен к шведам, находясь в заточении, услышал, как шведские часовые насмехаются над ПетромI, бросился на них и ценой жизни поддержал престиж своего государя. Это мы находим в комедиях Д. И.
Это традиционный для классицизма парадный портрет. Классицизм первой половины XVII в. выражал стремления наиболее просвещенных слоев французского общества, считающих разум высшим критерием всего прекрасного в реальной жизни и в искусстве. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Невидимые нити связывают членов бедной крестьянской семьи, слушающей играющего на скрипке мальчика на картине «Крестьянская трапеза». Избегая резких контрастов, он передает тонкие переходы светотени.
Это свойственно и известному полотну «Ацис и Галатея» (1657). Таков библейский пророк Моисей, побеждающий силой своей воли стихию природы и человеческих страстей ("Моисей источающий воду из скалы"). Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов.
Наиболее явно неоклассика проявилась в творчестве мастеров, которые в 1904 году создали группу «Новое общество художников» (Б. М. Произведения в стиле романтизм, как правило, отличаются динамикой. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции.
То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали. Его пейзажи лиричны, подчас меланхоличны, природа в них дышит спокойствием. Художникам-классицистам так же, как и реалистам, близки передовые идеи этой эпохи.
Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий художник Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Гармония природы и человеческого существования трагически разрушена.
Роль танца (особенно любимого самим королем) возросла, хотя он еще не выделился в самостоятельное искусство балета. Чувства и действия изображаемых лиц проявлялись в телодвижениях, тоже условных. Зрителей не смущало то, что «русский Сцевола», подобно своему античному прототипу изображен с обнаженным торсом, что не только не соответствовало бытовым традициям, но и климату России. как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма.
Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Мир его пейзажей полон живой красоты и поэтических чувств. Ими создаются произведения, пропагандирующие официальные добродетели, верноподданнические чувства, как, например, картина Шебуева «Подвиг купца Иголкина».
Не спешите с отрицательным выводом. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Новаторски подходит художник к свету, который идет как бы из глубины картины. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Оно воплощалось в группе фигур, обнаженных или одетых в просторные античные одеяния. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон.
В результате творческих и литературных экспериментов Пушкина были написаны рассказы романтического содержания, лучшим из каких считается «Барышня-крестьянка», стихотворный роман «Евгений Онегин» и «Сказка о царе Салтане». Винкельман рассматривает историю искусства на основе рационалистической методологии, связывая расцвет античного искусства с социальными условиями греческих городов-республик. Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром», появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Одним из таких поэтов был М. Ю.
В то же время для них были обязательны, так же как и в других сферах искусства, определенные каноны художественного изображения. Основные требования достижение в живописи «правды» и «величия».
За один из них – архитектора А. Кокоринова – он был удостоен звания академика. Но внутренний мир его не показан. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие. Давид принимал активное участие в работе революционного якобинского Конвента. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность.
Брюллов и А. А. В Европе на вектор развития этого направления повлияли работы мастеров Палладио и Скамоцци. Живописцу подражали многие французские художники, его учениками были такие известные в дальнейшем мастера, как П. Миньяр, Ш. Лебрен и Э. Лесюер. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире.
Иванов, А. Е. На античность и Возрождение обратили внимание не многие. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца».
Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. Оригинален он и в выборе мотивов и в их трактовке. В своей работе русские неоклассики частично ориентировались на реализм, существовавший в России в форме искусства передвижников.
Эти принципы были положены в основу академической системы профессионального обучения. В подражание королевским дворцы и отели строились по всей стране. Это был высший образец. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе.
Работа на лоне природы помогала передать впечатление от увиденного наиболее достоверно. Стихия безжалостно губит жизни и тщетны всякие усилия по спасению. Четкое определение в связи с этим эталона позы, жеста, движения, выражения глаз, мимики. Кроме того, некоторые элементы неоклассицизма заметны в картинах К. С.
Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Возникновение неоклассицизма вызвано желанием художников противопоставить «вечные эстетические ценности» противоречивой реальности.