Во эпоху готики сильно изменился образ Христа, на первый план выдвинулся мученический образ, художники изображали страдающего и скорбящего Бога, распятого на кресте и принявшего сильнейшие муки. Витражное искусство, неразрывно связанное с готикой и ее храмами, оказало большое влияние на художников последующих эпох (особенно восхищались им художники-импрессионисты).
Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. В основной — продольной — части интерьера вместо пяти стали строить три нефа снова развивается трансепт, по большей части — трехнефный. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220—1230-е гг. ).
В то время как символами Высокого Возрождения уже стали Рафаэль (1483-1520 гг. ) и Леонардо (1452-1519 гг. ), мастера поздней готики из Нюрнберга, Кёльна, Брюгге, Антверпена, Барселоны, Бургоса, Лиссабона и Парижа лишь в малой степени были затронуты влиянием нового искусства.
Каждая фигура мучителей, взятая в отдельности, отличается лишь грубовато-наивной естественностью движений, но в совокупности их жесты создают выразительный ритмический рисунок. Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Ее сквозной каменный шатер очень типичен для изощренной виртуозности «пламенеющей» готики. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Западный фасад был выполнен в 14—15 вв. Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно.
Не исключено, что и в этом случае роль посредника сыграл Авиньон. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
Высокие стрельчатые окна правого крыла фасада перекликаются с неглубокими, но высокими слепыми нишами-архивольтами, охватывающими всю стену левой части здания. Если говорить конкретнее, то такие детали картины, как вол и осел, ветхая крыша и мраморная колонна (символизирующая опору Церкви Христовой), указывают на круг Рогира ван дер Вейдена. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несет смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
И все же Завоевание духовного мира человека интерес к простым, но важным нравственным взаимосвязям людей были великим шагом вперед. На заказной мебели непременно вырезали герб владельца. В пятинефном соборе в Бурже (середина 13 в. ) со сложной системой аркбутанов отсутствует трансепт, а фасад сообразно пяти нефам разделен на пять частей с пятью порталами. Очень характерна для готики была форма парадных кресел, нешироких, с очень высокой узкой спинкой и высокими подлокотниками в таком кресле человек должен был сидеть только очень прямо и чинно, в полном соответствии с церемонным светским этикетом средневековья. Красочная гамма богата.
Помещение капеллы имеет в нижней своей части высокий цоколь, с обилием аркад и ниш. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины— дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке— ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Так называемая Золоченая Мадонна на столбе главного входа южного фасада Амьенского собора (около 1270 г. ) была памятником, переходным от готики зрелой к поздней. Радикальные перемены совершались и в рамках самой церкви.
Готические скульптурные достопримечательности датируются XIV—XV ст. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. Не следует забывать, что решающую роль в этом изобретении сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера).
и до конца 13 в. Самые I значительные из них — соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. В центре её Богоматерь. Витражисты заимствовали у него принципы моделировки фигур, объединив их с элементами «угловатого» стиля.
Франция и в готический период создала замечательные по своему разнообразию и художественному совершенству образцы прикладного искусства. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры.
Все улицы расходились от паперти. Вот таким образом в архитектуре одного здания обычно переплетаются черты раннего и зрелого, а иногда и позднего этапов. Но это не была холодная, безжизненная декоративность. Троицы в Ровище (Хорватия)На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
С этого времени великое готическое искусство, постепенно исчерпывая свою прогрессивную роль, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Правда, в 14 веке они все еще не обрели независимости от религиозной тематики. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. Самые типичные работы второй половины 14 в. связаны с мастерской миниатюриста Жана Пюселя, к произведениям которого принадлежат датированная 1327 г. Библия Роберта Биллинга и знаменитый Бельвильский бревиарий (до 1343 г. ) (обе рукописи в парижской Национальной библиотеке).
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. Поэты передавали не только достоинства прекрасной «дамы сердца», но и описывали мир своих переживаний, анализируя свое внутреннее состояние. Арки, в свою очередь, символизируют разрыв круговорота времени, быстротечность и конечность которого подчеркивает готический храм. На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон. Двери украшены коваными рельефами. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ). Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. nervure, от лат.
Иосифа и Марии («Принесение младенца Христа во храм») того же западного фасада. Изображая сцены из жизни Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Они оформлены двухъярусной колоннадой. Используя новейшие стилистические достижения, он превратил ульмскую мастерскую в одну из самых передовых в Южной Германии, что принесло ему немало заказов в других городах (например, в Констанце, Блаубойрене и Берне). Они создавали как бы скелет свода.
Отсюда то необыкновенное сочетание ясной простоты и сложного богатства, которое, несмотря на реставрации 19 в. (Так, фигуры «галлереи королей», сильно поврежденные во время буржуазной революции 1789—1794 гг., были в 20-х гг. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями.
Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. В 13 и даже в 14 в. функции ратуши и цеховых центров часто выполняли соборы. Гибкое владение материалом способствовало увеличению эстетической ценности вещи.
Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова. Капители, выступы карнизов заполнялись листьями и плодами. И с каждой точки собор смотрится по-новому. На примере этих витражей, создававшихся между 1250 и 1275 годами, можно шаг за шагом проследить процесс перехода от «угловатого» стиля к зрелой готике французского образца.
В готический период это искусство достигло наивысшего расцвета. Однако расширенное пространство восточной части храма (имеющей пять нефов вместо трех) (Переход после трансепта от трехнефного к пятинефному членению продольной части здания является особенностью большинства соборов зрелой готики. Шартрский собор (фр.
Термин «готика» (возникший значительно позднее времени, к которому он относился) использовался для обозначения «варварского» искусства готов. Дворец Дожей не представляет собой совершенно целостной, завершенной композиции. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. Помещенная над вторым ярусом «галлерея королей» как бы подготовляет своими колоссальными статуями взлет башен с их удлиненными окнами. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Конечно, могли, но только это было им абсолютно не нужно. В Чехии это готическая архитектура Праги, Собор святого Вита. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию.
В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован. Страницы украшены стрельчатыми готическими арками.
Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. В таком шкафу выставлялась парадная посуда: драгоценная — в закрытой части, более дешевая, медная и фаянсовая, — на открытых полках. 1485), наряду с Ангерраном Картоном, – крупнейший представитель авиньонской школы.
Одних только статуй в соборе насчитывается 3400. Внутри моделей ажурных башен обычно помещались статуэтки святых и реликвии. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Религиозные противоречия эпохи отчетливо воплотились в политическом противостоянии между двумя братьями – Людовиком 9 (1226 – 1270), который посмертно был удостоен звания rex exemplaris (образцовый король) и Карлом Анжуйским (1266 – 1285), проводившим политику экспансии и вовлекшим в свои интриги папство. Среди дошедших до нас значительных городских сооружений выделяется папский замок-дворец в Авиньоне, сочетающий элементы жилого дома с замковой и церковной архитектурой.
В Париже, как и в других городах, был цех каменщиков и скульпторов. Над средокрестием поставлена низкая башня, через которую обильно поступает свет (также романский мотив. ). стран.
Вскоре после остекления западного хора в Наумбурге началась работа над витражами для верхнего ряда окон центрального нефа в Страсбурге. чтв. В этой галлерее вертикали фасада воплощены наиболее полно и свободно. Родиной готики считается Франция. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. В столовых непременно стоял высокий многоярусный буфет обычно первый его ярус представлял собой небольшой открытый столик, второй — неглубокий закрытый дверцами шкафчик, третий ярус — открытая полка и выше — совсем маленькая полочка с резной ажурной спинкой и резным гребешком.
Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Строго говоря, эта особенность отличает и творчество Яна ван Эйка. Центральный и боковые фасады поражают смелым сопоставлением монументальной силы и энергии архитектурных масс и проемов с трепетным движением леса аркбутанов, тинаклей, арок и арочек, столбов и колонок, которые вырастают из массива здания из основных элементов его конструкции, подобно тому как бесчисленные листья и цветы покрывают могучие ветви дерева, образуя его пышную, полную живого движения крону.
жилища феодалов и богатых горожан имели уже довольно обильную меблировку. Чесменская церковьНаиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в. )Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Эта возникшая в 50—70-х гг.
Высокие окна второго яруса имеют полукруглые, а не стрельчатые завершения.
И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Вместе с тем достижения средневекового искусства вообще и Франции в частности обладают своим неповторимым и непреходящим эстетическим обаянием. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура». Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва. С 13 в. ей часто посвящаются порталы.
Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами — до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины. Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках.
Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина 13 в. ). В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. Стрельчатый архивольт каждого пролета охватывает три арочки. Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. Быть может, король заказал его по случаю своей коронации в 1377 году. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова после его отстранения— по проекту Матвея Казакова (Большой дворец).
В первую очередь на ее развитие повлияла живопись Сиены, Франции, Кельна и Богемии. По семь статуй поддерживают арки входа. Строительство собора было начато в 1248 году. чтв. Для того чтобы монстранц был лучше виден, он устанавливался на высокой ножке, по форме близкой к ножке потира (сосуда для причастия).
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. В Мариацком костёле (Мариенкирхе) алтарь является крупнейшим готическим резным алтарём в мире (высота— 13м, ширина— 11м, высота фигур до 2, 80 м). Изображая свои сцены в помещениях или на фоне реальных пейзажей с далекими горизонтами, он пользовался (хотя и очень приблизительно) правилами перспективы. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала.
Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Собор Парижской Богоматери (фр. Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Мягкий стиль (Пиндер) интернациональная готика (Куражо) и придворное искусство рубежа 14 – 15 веков (Бялостоцки) – все это обозначения европейского стиля в скульптуре и живописи, характеризующегося плавными, текучими складками одежд изящными, вплоть до стилизованности, движениями и чрезвычайно реалистичным богатым декором. Но как же охарактеризовать нидерландскую живопись этой эпохи.
Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы. В Выборге здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в. ) в старом городе. Дать четкое определение готической живописи затруднительно по двум причинам: во-первых, для этого необходимо провести четкую границу между искусством готики и искусством Ренессанса, а во-вторых, следует прояснить отношения между искусством Италии и искусством Северной Европы (в частности – ранней нидерландской живописью). Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова.
Готическое искусство преимущественно граничит с городом. Франция изнурялась в продолжавшейся до середины 15 в. Столетней войне с Англией. Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель. Наконец, раздиравшие христианский мир политические и религиозные конфликты привели к так называемому авиньонскому пленению пап (в 1309-1377 годах папский престол находился в Авиньоне, на юге Франции), а затем и к Великой Схизме. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Это Мария и Елизавета. Окончательно слагалась и совершенствовалась архитектура феодального замка с системой следовавших друг за другом укрепленных внутренних дворов с башнями, надвратными сооружениями, подъемными мостами, перекинутыми через водяной ров и грандиозной цитаделью — донжоном (замок Ле бо Мюрель и др. ). Фигуры разномасштабны, движения чрезмерно угловаты и схематичны. Фасад был разделен четырьмя контрфорсами на три поля.
Так иногда они устанавливали дополнительные нервюры идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — так называемые лиерны (ЕО, GO, FO, НО). В Реймсском соборе долго короновались французские короли. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. На площади перед собором происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии.
Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. Строительство продолжали Жан ле Лу (1236—1252), затем Гоше из Реймса и, наконец, в последнее десятилетие 13 и в начале 14 в. — Робер из Куси, в основном завершивший его.
Верхний массив здания необычно тяжел (ныне существующие окна вначале не предусматривались) и от этого возникает ощущение, что все здание не только выросло из воды, но и как бы перевернуто и мы видим не сам дворец, а только его отражение. Мощные хоровые церковные гимны, подобно созданиям готического зодчества, приобретали внутреннее духовное богатство и драматическую силу. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Возникло схоластическое учение Фомы Аквината (13 в. ), возведенного церковью в ранг святого всемерно возрождалось богословие, фальсифицировались в соответствии с требованиями католицизма взгляды Аристотеля, пользовавшегося в средние века огромным авторитетом. В этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (1906), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (1881--1884) и др.
Так, миниатюрный городок Сен Мишель, расположенный на скалистом островке у берегов Нормандии, стал своеобразным «готическим» заповедником. Находится в Париже на острове Сите. Высокого совершенства достигла оборонительная архитектура.
Усилилась повествовательность. Общая их композиция сохраняла в значительной мере условный характер. Однако 14 век нельзя считать только временем упадка скульптуры. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя св.
возникают первые европейские университеты. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины. Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название «дролери» – забавы. Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры.
Тем не менее папский замок-дворец бесспорно обладает художественным единством и группировка архитектурных объемов здания оставляет впечатление свободного равновесия. Она особенно усилилась тогда, когда в университетах обосновались новые нищенствующие ордена. Развитие готической живописи в Англии документировано недостаточно. Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада.
Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Термин был введен в обиход итальянскими теоретиками в XV веке. Ее голова наиболее пластически сложна. Зародились новые, по существу, противоречащие традициям и принципам готического искусства художественные явления, которые в своем последовательном развитии привели в течение 15 в. к преодолению изжившей себя средневековой условности, символичности художественного языка, а также средневековых форм синтеза архитектуры и скульптуры. В дальнейшем, однако, готические зодчие выкладывали камни устоев так, что капители колонн полностью упразднялись и опорная колонка от основания устоя продолжалась без перерыва кладки до самой вершины свода. Громадное внутреннее пространство центрального нефа (высота под сводами -35 м) решительно господствует над низкими и менее освещенными боковыми нефами. Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности.
Холм с неопалимой купиной, над которым восседает Богоматерь с Младенцем Христом, поднимается над пейзажем монолитной глыбой и образует, в характерной для Фромана манере, дугу, соединяющую верхнюю часть картины с передним планом, на котором доминируют фигуры Моисея и ангела. Западный фасад имеет необычайный для ранней французской готики вид. Это редкий для Франции пример готического храма, выстроенного из кирпича.
В готической рукописи изменился вид страницы. Но и в Италии есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Ведь их задача была в передаче душевного порыва человека. Но и художники-ремесленники, в свою очередь, обращались к опыту архитектуры. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
Архитектор Виллар дОннекур (13 в. ) говорил о ней: «Во многих землях я бывал, но нигде не видел такой башни, как в Лане». Говоря о готике, хочется начать с описания собора Парижской Богоматери Нотр-Дам, однако первым готическим архитектурным сооружением считается церковь монастыря Сен-Дени (Франция). Складывается облик городского муниципалитета – ратуши.
Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры. 1270-1337 гг. ) готическим мастером. А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в. Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике.
Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни. Стенами были обнесены и тогдашние города. Никола Фроман (ок.
3олотые или золоченые коронки и букеты из самоцветных камней дополняли миниатюрную скульптуру.
На иллюстрации к Псалтыри Робера де Лиля (до 1339) изображено Колесо десяти возрастов человека со всеведущим Богом в центре. Одним из самых величественных сооружений ранней французской готики является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
Фигура обрамлена колоннами и трилистником. Самые знаменитые мастерские по изготовлению часословов находились в Париже. Все это здание пронизано многочисленными ажурными окнами: оконные проемы целиком заполнили промежутки между несущими конструкциями, благодаря чему часовня превратилась в изысканную «стеклянную клетку». На одной из них — в строгой рамке орнамента четкий, красиво написанный текст и небольшая миниатюра, заключенная в очертания инициала: тройная готическая арка изображает крышу Ноева ковчега. Самым ранним нервюрным сводом обычно считается перекрытие абсиды аббатской церкви в Морианвале (1125 — 1130).
Строился с 1163 по 1345 гг. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Грандиозное, по существу, однозальное пространство перекрыто нервюрными сводами. Темы для резьбы по кости, заимствованные из модных рыцарских романов, носят абсолютно светский характер.
Дело в том, что отличительной чертой королевской власти во Франции являлся её сакральный характер: считалось, что короли наделяются властью исключительно Богом при исполнении обряда миропомазания. Важнейшую роль в формировании готического искусства сыграли экономически более развитые области северо-восточной Франции: Иль де Франс и Шампань.
Процесс развития миниатюры в 14 в. завершается творчеством так называемого Мастера часослова Бусико, названного по этому капитальному произведению (возможно, что это уроженец Брюгге Жан Коэн, обосновавшийся в Париже с конца 14 в. ). Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций.
Новый свод привел к неизбежному преобразованию интерьера. Отсюда и относительная простота сюжетных решений. Однако Панофский считает его автором Мельхиора Брудерлама из Ипра (живописца, работавшего при бургундском дворе) и, таким образом, связывает Уилтонский диптих с корпусом произведений, принадлежащих ипрской школе.
Все предметы мебели были украшены резьбой иногда очень щедро и разнообразно. Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) — элегантный светский человек с искрящимся галльским умом.
Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). Во втором ярусе стена акцентирована меньше, чем в нижнем: ее грузная массивность совсем не выражена. На темно-красном фоне мягко выступает сияние голубых одежд Марии, приобретающих на ее плечах фиолетово-синий оттенок, дополненный густо-синим цветом покрывала, наброшенного на колени. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»).
Франция к концу 12 в. стала центром европейской образованности. Интерес к готическому искусству и культуре, в целом, не угасает до сих пор. Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания итальянский художник, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.
Трое людей приближаются к сидящему на гноище покрытому язвами Иову, которого утешает и поддерживает стоящий рядом с ним друг. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Со второй половины 14 в. реалистические тенденции во французской миниатюре усилились. Именно так обстояло дело в случае с росписью капеллы дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе.
Выше арок эмпор, образуя третью зону членения, расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами (Первоначальные витражи 13 в. утрачены. ). Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. Выше — более легкие и стройные колонны (их количество вдвое больше нижних) поддерживают трехлопастные арки и оформляют тенистую лоджию. Постановление папы н папской курии предписывало считать этот стиль, как в отношении формы, так и в содержательном плане, единственно допустимым для религиозного искусства. В самом Калининграде это средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. 1435 – ок. Они призваны были перенести человека из телесного, земного мира в божественную вечность. Широко распространены были реликварии-монстранцы. Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец 13 в. ), но почти не дает себя чувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела.
Одной из вершин книжной миниатюры стали работы братьев Лимбург. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Это обеспечивало прекрасное освещение, позволявшее продемонстрировать все пышные детали ранней английской готики и пришедшего ей на смену «украшенного» стиля. Центр второго яруса заполнен большим круглым окном, так называемой розой.
Миланский собор (итал. Ведущее значение во всей композиции принадлежит главному западному фасаду. Среди них было много выходцев с северо-востока Франции и из Фландрии. В Болонье, Парме, Салерно, Монпелье, Оксфорде на протяжении XII-XIII вв.
Наиболее выразительны южный, обращенный к лагуне и западный фасады. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. В ходе Столетней войны между Англией и Францией (1339 – 1453) оба государства были опустошены и пришли в упадок.
Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. 1320 г. ).
Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. В силу этого отнесение того или другого собора к определенному периоду готического стиля основывается в первую очередь на типе главного фасада и на общем решении плана. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии.
Изменяется трактовка традиционных образов. Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Затем, в 1140 г., было приступлено к сооружению хора над криптой. В композиции доминирует мощная диагональ, которой, причудливо изгибаясь, подчиняются обе фигуры: ею определяются и линия спины и движения рук Иоанна и жест ангела и расположение его крыльев. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер.
Разнообразие стилей и мотивов живописи в эпоху готики, осложнявшееся стилистическими различиями между отдельными регионами, не позволяет нам дать готовую формулу, которая определила бы, что такое готическая живопись. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге (1345—1503) и самое значительное кирпичное сооружение— дворец больших магистров в Мариенбурге (1276—1335), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше.
Собор начат в 1163, в основном закончен к 1257. Нижний ярус завершается фризообразной «галлереей королей» («Галлереей королей» называется ряд довольно многочисленных изображений иудейских царей и предков Христа, которые уже очень рано стали отождествляться с французскими королями. ), ритм которой, в уменьшенном масштабе, повторяет балюстрада второго яруса.
Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Самыми давними скульптурными достопримечательностями Польши является отделка романских церквей, в частности бронзовые врата собора в Гнезно (1129—1137) и двери собора в Плоцке. Западный фасад собора Парижской Богоматери, увенчанный двумя устремленными ввысь могучими башнями, расчленен на три яруса. Следует сказать, что готический стиль, по-настоящему, никогда не прижился в Италии. К середине 13 в. оформилась собственно готическая — по принципу украшения — миниатюра. Французский историк искусства Луи Куражо в 19 веке ввел термин интернациональная готика для описания французской живописи эпохи Карла 6 (1380 – 1422) – и тем самым поместил эту живопись в общеевропейский контекст.
Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. Первый длился примерно с 1200 по 1250 г., следующий охватывал вторую половину столетия, а третий — 14 в. Особенности первого периода, носящего переходный от романского к готическому стилю характер, определялись во многом влиянием на миниатюру знаменитых французских витражей (вертикальность композиции, прозрачность, чистота и яркость красок).
В 1447 году капитул собора решил препоручить дальнейшую работу по остеклению хора местным мастерам. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в 1786—1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. 344. ). Готический собор в Кутансе (Франция)В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». Заложенный в 1282 г., он был закончен лишь через столетие. Обилием скульптур и витражей отмечен период высокой готики. Изменяется трактовка традиционных образов.
Одновременно с создателями этого витража в соборе работал Наумбургский мастер — возможно, величайший из немецких скульпторов готической эпохи.
Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Памятники зрелой готики создавались с 20-х гг. Вытянутый интерьер храма – неф (nef), по французски – navis, переводится как корабль. Верхняя часть костюма— узкий лиф с узкими длинными рукавами, треугольным вырезом на груди и спине. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Три больших глубоких портала выявляют толщу мощной стены, сообщая ей пластичность и всему ярусу — глубокое внутреннее напряжение.
Из сооружений 14 в. следует упомянуть церковь Сен Овен в Руане. Это было сделано, как красочно рассказывает Сугерий, чтобы избежать давки.
Жакемар де Эсден создал исключительный по тонкости художественного воплощения Большой часослов (Париж, Национальная библиотека). Образ женщины — олицетворение горького сочувствия страданиям своего ближнего. Он расположен на территории Новгородского детинца. Позы естественные, одухотворенные.
Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет. Готические мадонны – воплощение грации, женственности и чистоты. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. В своем знаменитом трактате о живописи (1436) Альберти описывает технику живописи с линейной перспективой – ключевую особенность ренессансного искусства.
на месте предыдущих дворцов-крепостей. Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Этому же способствовали аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки. Внутренние стены центрального нефа также разделены на три зоны. Сохранилась разработанная романскими зодчими двухбашенность (сами башни возведены были позже, в 1151 г. ), но фасад получил три портала с широкими дверями против каждого нефа.
Лучшими среди подобных произведений являются «Коронование Мадонны» (в вимперге среднего портала западного фасада Реймсского собора) и очаровательный в своем почти ювелирном изяществе ажурный рельеф «Вознесение Марии» на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). Слово происходит от итал. принадлежало парижской школе.
Темой рельефов служат в основном евангельские истории и «Страсти господни».
Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские.
Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Оно создало удивительные, по художественным достинствам, витражи во Франции, проявило себя в алтарной живописи Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена в Нидерландах.
Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. И обход и капеллы имели нервюрное перекрытие. План собора представляет собой решительный шаг вперед по сравнению с базиликальной схемой собора Сен Дени. Как правило, одинаковые детали мебели: дверцы шкафов, небольшие филенки и крупные доски лицевой стороны сундуков — орнаментировались однотипными, но разными узорами. Изящество женщин, оплакивающих Христа у подножия распятия, резко контрастирует с истерзанным телом Спасителя Богоматерь падает без чувств на руки своих сподвижников, являя тем самым чрезмерную человечность слуга помогает слепому копьеносцу.
Западный фасад собора в Руане — типичный пример «пламенеющей» готики 15 в. Он словно распадается на изящные, но мало связанные друг с другом фрагменты. Миропомазание стало главным обрядом при короновании всех французских королей начиная с Карла Лысого в 869 г. до событий Великой Французской революции. Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет.
Чем выше ярус, тем пропорции арок и окон становятся более стройными и вытянутыми вверх. Фасады трансептов органично сочетаются с ажурно легкими аркбутанами, которые обрамляют как бы парящий над окрестными домами главный корабль собора с его 12-метровыми стрельчатыми окнами (В 19 в. окружавшие собор старинные домики были снесены и вокруг собора посажены деревья. ). Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково.
В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Их разбудили два ангела с трубами.
В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. 1350). Восточную часть собора — хор — стали увеличивать до пяти нефов.
В воззрениях номиналистов содержались отдельные положения материалистического характера. Возникшая в отношениях между религией и повседневной жизнью напряженность повлекла за собой зарождение новых жанров. В 14 в. в Париже изготовляли в большом количестве складные иконы из слоновой кости.
Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже – разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.
Этот переходный период сменился эпохой чрезвычайно плодотворного взаимодействия между живописью и архитектурой, в ходе которого появились новые, весьма интересные темы и вариации. Весьма показательно, что в середине 13 в. Этьен Буало уже собрал в «Книге ремесел» около 100 цеховых уставов Парижа (всего тогда было около 300 цехов).
Это громадное пятинефное сооружение, почти без выступающих крыльев трансепта (который, таким образом имеет лишь подчиненное значение), с двойным обходом хора (соответственно двум боковым нефам продольной части), со сводами из шести распалубок в главном нефе и простыми крестовыми сводами в боковых нефах. В устройстве хора церкви Сен Дени выражено новое понимание пространства, стремление к его объединению. Фирмена.
Особенно богатой была светская архитектура средневекового Парижа. Резиденция состоит из Большого дворца, Оперного дома, Хлебного дома и других строений. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены.
Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки. Собор определял силуэт города и был виден издалека. В 13 —14 вв. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Репертуар сюжетов и мотивов обогатился.
При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы.
В готическую эпоху (13—14 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги.
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Каждый образ — определенный характер с соответствующим ему состоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив. Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру скульптуры апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах.
В записи, которую вскоре после смерти Фукэ в 1480 году сделал Франсуа Роберте, секретарь Пьера 2 де Бурбона, упоминаются миниатюры, выполненные по заказу Людовика 9 (1461 – 1483). В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Французы также стремились ее разрешить.
Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVIв. ) в старом городе, но самое главное— единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Наступал исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства — перелом, связанный с преодолением религиозных и условно-символических рамок, сковывающих дальнейшее развитие реализма, с утверждением искусства светского, сознательно реалистического по своему методу. Именно им, то есть светским строителям, принадлежит разработка конструкции и средств художественной выразительности стиля готики. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея. Большая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9, 6 м в диаметре).
Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Благовещение из Экса, написанное по заказу торговца сукном Пьетро Корпиви около 1445 года, несет следы влияния братьев ван Эйк (особенно в том, что касается реалистических деталей), но также содержит в себе прованские или итальянские черты (к примеру интенсивное использование света). Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. В 14—15 вв.
Он был построен в начале XIII в. (основные строительный работы были выполнены в течение 30 лет) на руинах предыдущего романского собора, погибшего во время пожара 1194 г. Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. По воскресеньям в нём проходили мессы. Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Notre Dame de Paris) – памятник ранней французской готики, ставший образцом для многих церквей Франции и др. Но в большом числе создавались и предметы, специально предназначенные для этой цели. В 12-14 вв.
В соответствии с местными традициями продольная часть собора, состоящая из трех нефов одинаковой высоты имеет зальный характер. Не случайно строители применили вимперги (каменные ажурные надпортальные и надоконные шатры-фронтоны): их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами. Исключение составляют более поздние стены хора. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры) и остроносые ботинки эту тенденцию подчёркивали. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). В оформлении фасадов, особенно порталов, большую роль играет скульптура (статуи и рельефы в тимпанах над дверьми порталов).
В Средние века задачу компоновки отдельных мотивов в крупное полотно (т.
В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи (Лишь в период поздней готики изображение реальной среды и обстановки, окружающей человека, начало приобретать важное значение (готическая миниатюра 14 в. ), предвещая переход к новой эпохе в развитии искусства. ). Особенностью Руанского собора (как, впрочем и многих других церквей Нормандии) является необычайно высокая (около 130 м) ажурная башня над перекрестием трансепта (интересный пример частого в нормандской архитектуре сохранения романской традиции).
в духе поздней готики: порталы обильно украшены скульптурой, над средним порталом воздвигнут двойной вимперг, еще выше — громадная роза. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых.
Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Правда, решение в данном случае достигается несколько наивными средствами.
Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в. Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г. ), а также звонница Софийского собора (1439 г. ) Великого Новгорода. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Сент-Шапель, строительство которой началось в 1239 году, стала одним из самых совершенных образцов «лучистого» стиля зрелой готики. История французской готической миниатюры довольно отчетливо делится на три периода. Постановка фигур становится более устойчивой.
Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала — с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей.
Это становится возможным потому, что нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий, в отличие от романского храма, где вся тяжесть перекрытия ложилась на стены (отсюда их толщина и малый размер окон). Маркс, Конспект работы Грина «История английского народа», «Архив Маркса и Энгельса», т. VIII, стр. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие. Особенно наглядно такая манера выступает в фигурах св.
В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Эти перемены можно проследить на примере витража, украшающего западный хор собора в Наумбурге (после 1250).
Из середины XIV века значительного развития в Польше приобрел резчик. По Сюжеру (французский эквивалент произношения Сугерий) храм – это корабль, символизирующий Вселенную.
Это единственный в Европе мраморный собор. 1270-1288). В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры— здание лютеранской церкви (конец XIXв. ). Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени).
Несомненно, роль итальянского фактора в формировании этого стиля была велика. В двухфигурной композиции «Встреча Марии с Елизаветой» (1225 —1240), помещенной на пилонах центрального портала, так называемого портала Богородицы, статуи Марии и Елизаветы, стоящие рядом на отдельных консолях, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры и как взаимосвязанная парная группа. Готическая роза – символизирует колесо Фортуны и выражает цикличность времени. Своеобразие фасада определяется тонкими вертикальными членениями, как бы вибрирующими, подобно струнам и придающими ему «арфообразный» вид.
Большим разнообразием форм отличались шкафы различного назначения. Дворец дожей (итал. Строительство начато в 1386 году. Одеяния его ниспадают мягкими широкими складками. Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках.
В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Интерьер Амьенского собора, несомненно, грандиозен и ясен, но несколько монотонен. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров.
Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены распор его был наглядно выявлен и строго локализован и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». Возрастали и темпы строительства. Западный же фасад в течение 40—70-х гг. Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Цветы впервые появляются на картинах под ногами святых и ангелов. И все же скульптура готики и именно французской школы, отличается своей материальностью это действительно объемные изображения, т. е. статуи в полном смысле слова. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Такой же асимметричный ритм можно обнаружить и в безумных сводах хора собора в Линкольне. Строитель этой капеллы (возможно, Пьер де Монтеро) создал прекрасный интерьер, вызвавший многочисленные подражания как во Франции, так и в Англии.
Таковы химеры на башнях некоторых соборов. В дальнейшем, стиль стал обозначать целую эпоху.
Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Дворец строили в 1340—1438 гг. В этой связи, невольно возникает вопрос о том, можно ли считать Джотто (ок.
С IX в. резиденция венецианских правителей — дожей. Самым значительным представителем французской живописи 15 века считается Жан Фукэ. Ярким памятником неоготического стиля стала императорская резиденция в Царицыне (1776--1796) под Москвой – целый ансамбль зданий и строений, возведенных по проекту архитектора Василия Баженова и по заказу Екатерины II. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов.
Именно в этой ульмской мастерской был изготовлен в 1441 году первый витраж для готического хора собора в Берне. В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Верхняя капелла Сент-ШапельПочему именно Франция.
Однако Рождество Христово было написано значительно позже, в середине 14 столетия. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Известно, что Генрих 3 (1216 – 1272) приглашал ко двору в Вестминстер итальянских и французских художников. Неоготика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики. В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Одновременно вмещает 9 тысяч человек.
Получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии.
Одним из первых номиналистов был и Абеляр — яркий представитель ранней городской культуры (1079—1142), у которого, по меткому замечанию Ф. Энгельса, «главное — не сама теория, а сопротивление авторитету церкви». Эта противоречащая всем правилам архитектоники композиция (низ должен быть тяжелее, а верх легче) имеет у венецианцев своеобразное объяснение: среди зыбкой картины бликов и отражений в воде в Венеции необходимо зрительно укреплять, подчеркивать верхние границы композиции.
Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. Северная башня имеет типичное древнеготическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже (XV в. ). Относительно много витражей сохранилось в Шартрском соборе. Это некий сложный синтез европейской готики, русской барочной архитектуры и классицизма.
Статуя Христа — прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше» исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380).
Строительным материалом служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Вторым великим стилем средневековья была готика. Черная смерть, свирепствовавшая в 1347 – 1351 годах, этот чудовищный бич 14 столетия, выкосила по меньшей мере треть населения Европы. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260—1270-х гг. ). Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Декоративность и налет изысканной манерности становились во французской религиозной скульптуре с последней трети 13 в. широко распространенным явлением и подготовляли переход к поздней готике (конец 13 и 14 в. ). Позже этой решетке придавали изогнутую форму, включая ее в общий декоративный ритм целого. Крупнейшие английские соборы (в Солсбери, Йорке и Линкольне) и Вестминстерское аббатство были украшены преимущественно витражами в технике гризайль — иными словами, монохромными орнаментальными пластинами стекла наподобие тех, какими, по идеологическим соображениям, ограничивались в декоре оконных проемов цистерцианцы. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Это желание увидеть как можно больше (или, точнее, желание рассмотреть евангельские сцены в самых мельчайших подробностях) отразилось как в непосредственных религиозных переживаниях, так и в характерном для той эпохи ощущении близости религиозного опыта к повседневной жизни. Наумбургский мастер работал в стиле начального периода зрелой готики, характерном для восточных областей Франции (к примеру, для Реймса).
Общий подъем экономики феодальной Франции в 12 и 13 вв. В его пропорциях чувствуется надуманность, стремление к точным математическим соотношениям. (В 1527 году работы были приостановлены и церковь достроили только в XIX веке. ) Около 1480 года в возведенной на тот момент части церкви остеклили окна.
Их объединяет и общее настроение — чуть взволнованная задумчивость. Типичным образцом искусства второй половины 13 в. является портал св. Весь 14 век был эпохой потрясений и переворотов.
В 1474 году герцог Жан II де Бурбон отдал распоряжение о постройке новой коллегиальной церкви (ныне собор) рядом со своим замком в Мулене. Возведение крестового свода начинали, выкладывая из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра — диагональные (так называемые оживы) и торцовые (так называемые щековые арки). Интернациональная готика была придворным и международным стилем.
К концу 13 столетия они стали настолько декоративными, что превратились в предметы роскоши торговля ими особенно процветала при дворе Людовика 9 Святого. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Вот таким образом продольный корпус трехнефного собора обладает особенной целостностью. В начале длительной болезни, от которой ему не суждено было излечиться, фламандский каноник Георг ван дер Пале заказал Яну ван Эйку sacra conversazione, т. е. картину изображающую встречу ван дер Пале с двумя его святыми заступниками и Богоматерью в приходской церкви, где он служил (это была коллегиальная церковь Сен-Дени в Брюгге).
В композиции, посвященной традиционной для средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец 13 в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу. Собор, созданный по проекту Робера де Люзарша в течение 13 в. (за исключением башен, законченных в 14 и 15 вв. ), в плане близок к Шартрскому собору. Стиль французской зрелой готики в витражном искусстве вскоре проник и в Англию, хотя изящные пропорции фигур и крупные складки одежд получили там повсеместное признание лишь около 1270–1280 годов. nervus – жила).
На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера. Они предназначались для демонстрации реликвий, которые помещались в специальном хрустальном бокале, обрамленном часто очень сложным сооружением — ажурным серебряным макетом готического храма. Боневе — художник большого дарования, как миниатюрист он известен серией пророков и апостолов псалтыри герцога Беррийского (Париж, Национальная библиотека). Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина.
Duomo di Milano) — кафедральный собор в Милане. Такое четырехчастное построение необычайно ясно и логично.
В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. XIV века). За Этими двумя людьми виден третий. Слева изображено побиение Стефана камнями справа — его погребение. Столь же загадочна и дата создания этого диптиха.
Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.
Она неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв. Владычная (или Грановитая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Но в рамках этого строя горожане старались добиться наибольших свобод и привилегий. Однако представления о богатстве человеческой души и личных переживаниях человека причудливо переплетались со сложной иерархией высших, «небесных» и низших, «земных», сил, с фантастической верой в мир чудес и в святых христианской религии.
Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. В то время впервые появился умывальник. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.
Кое-где сдержанно и скупо поблескивает золото. Находится в центре Венеции, на площади Сан Марко, рядом с храмом Св. Марка.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. Его строили около шести веков. Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIV—XV веков.
Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики – «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Последним великим творением зрелой готики был Амьенский собор, знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом — вышиной более 40 и протяженностью 145 м. Среди зодчих поздней французской готики существовала поговорка, ярко характеризующая своеобразие лучших творений этой эпохи, а попутно и эклектизм самих мастеров: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру». Это — подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы.
По его мнению, храм – это некий корабль, Вселенная, разделенная поясом витражей вверху и массивностью стен в нижней части на небесный и земной миры. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук).
gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного.
Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знамени-тый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416). Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Это подчеркивается тонкими двойными полуколоннами, стремительно взлетающими от капителей нижнего яруса, между арками Эмпор и окнами, до капителей под пятами нервюрного свода. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Былая устойчивая неподвижность и наивная целостность романского искусства остались далеко позади.
Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма. ») перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. Возможно, причиной тому стало мирское тщеславие.
Громадный и вместе с тем стройный, он украшен как кружевом, резным мрамором. В классическом труде 39Осень Средневековья39 (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина 39Ренессанс39 (который, как и термин 39Средневековье39, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец). 1411-1416). Развивается жанр портрета.
Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. 12 в. относится и опыт применения свода на нервюрах при строительстве хора собора в Сане. Символический смысл этого жеста достаточно ясен.
Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен. Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. В травее притвора был притенен стрельчатый свод на нервюрах.
В моей работе рассмотрены архитектура, скульптура и живопись. Они словно сотканы из каменных кружев. Отсутствующая «галлерея королей» заменена образующей третий ярус глубокой аркадой. 13 век, как и 14, был временем бурных перемен и нестабильности. Переход искусства Франции к готическому этапу был связан с общим ростом производительных сил, совершенствованием земледелия и в особенности с ростом городов, т. е. с развитием в рамках феодального общества ремесел и торгового обмена.
Она перекрыта нервюрными сводами на массивных арках. Нижняя Тура Земское училище. К работам англофранцузского типа относится хранящийся в Британском музее морализующий трактат «Соммлеруа» (начало 14 в. ). Скульптуру из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями.
Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец. Фаворский свет). К лучшим произведениям такого типа относится псалтырь Людовика Святого (1270), принадлежащая парижской Национальной библиотеке. Данная группа вещей является продолжением искусства романских резных двухстворчатых окон. Характерным для этого времени является быстрый рост и процветание городов. В классическом труде Осень Средневековья (1919), посвященном рассматриваемому здесь периоду культурной истории Северной Европы, голландский историк Йохан Хёйзинга утверждает, что необходимо вернуться к первоначальному исходному значению термина Ренессанс (который, как и термин Средневековье, отнюдь не является обозначением конкретного исторического периода имеющего четко выраженные начало и конец).
Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. В Пуату еще в 11 в. был разработан тип зальных церквей романского стиля.
В 14 в. новых больших соборов почти не воздвигали, велись в основном работы по окончанию соборов 13 в. (башни Амьенского и Реймсского соборов, «венок капелл» собора Парижской Богоматери и др. ). Материал также должен оставаться натуральным: камень, дерево, мрамор, металл. Таковы, например, Виллар де Онненкур (автор сохранившихся записок, уснащенных обильными схемами и рисунками), строитель ряда чешских соборов Петр Парлерж и многие другие. Реометрические фигуры, окружающие центр (как правило, замковый камень) готического веерного свода, образуют своего рода живописное единство, основанное на абстрактной системе линий, отдельные мотивы которой сочетаются друг с другом в манере, близкой к итальянской.
Однако этого не случилось. Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыне (1776—1796) в Москве— наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Это именно иллюстрация, хотя и подчиненная общей композиции книги. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись.
Представляет собой 5-нефную базилику (длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера 35 м) с коротким трансептом и двумя фланкирующими западный фасад башнями (высота 69 м). Расцвет скульптуры начинается на рубеже 12-13 вв.
Согласно позднейшим описаниям итальянцев Филарете и Вазари Фукэ пользовался большим уважением и получил заказ на создание портрета папы Евгения 4 (1431 – 1437) для церкви Санта-Мария сопра Минерва в Риме (ныне, к несчастью, утраченного). К 40-м гг. Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225—1236).
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия. Простым языком можно назвать это «готика по-богатому». Для простого зрителя такие картины выглядят как нечто среднее между обычной картиной и средневековой иконой.
Ступенчатые контрфорсы (за исключением контрфорсов хора), приставленные вплотную к стенам, обладают чрезмерным запасом прочности и очень массивны. Сохранилось несколько зданий и в Ленинградской области. Стены храма – как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения.
Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. В новом искусстве с неотразимым очарованием сочетались традиционные методы живописи и новые представления о том, что должно быть изображено на картине. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.
Различие между ними не столько в количественных признаках, сколько в качественно разных ступенях исторического развития искусства. Резиденция папы была перенесена из Рима в Авиньон. Ей часто посвящаются порталы.
Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 вв. В духе поздней готики выполнена великолепная ратуша в Сен Кантене (1351 —1509) с большой лоджией в нижнем этаже и сравнительно небольшими окнами выходящего но площадь фасада, завершенного тройным стрельчатым фронтоном. Этим фактором был заказчик-донатор.
Статуи пророков, апостолов, святых располагались на порталах готических соборов. И все же между реалистическим пространством картин Джотто и пространственной концепцией других художников треченто можно провести параллели. Главным источником представления (разделяемого, правда, не всеми специалистами) о том, что ранняя нидерландская живопись принадлежит к готическому лагерю, послужил репертуар форм использованный Рогиром ван дер Вейденом, – репертуар, который он заимствовал из реалистической эстетики ван Эйка с целью как можно теснее приблизить сюжетно-тематическую религиозную картину к средневековым литературным описаниям Страстей. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» (К.
Основой орнамента служили мотивы архитектурного декора. Более массивное и грузное правое крыло уравновешивается приземистой четырехугольной башней, завершающей левую часть здания.
Кому поклонялся Шевалье в этой модной кукле (как называет эту Мадонну Йохан Хёйзинга) – Матери Божьей или своей возлюбленной. В Испании Санта-Мария-дель-Мар. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ— одежда воплощает эстетический идеал эпохи— образ стройного молодого человека, галантного кавалера.
Однако гордостью всего фасада, одним из шедевров готического ваяния Франции является статуя в центральном портале — благословляющий Христос, прозванный в народе «Прекрасным Богом» (le beau Dieu). Весь ансамбль проникнут суровой силой и своеобразным величием. Множество мелких фигур и сцен размещались на цоколях, постаментах и крышах. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек или травей.
Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. В лучших вещах 13 в. оно проявлялось с необычайной силой. В иллюстрации, звучные по чистым краскам, включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой — религиозные и бытовые сцены.
Джорджо Вазари (1511-1574 гг. ) итальянский историк искусства, автор познавательных биографий многих художников эпохи Возрождения, возводил зарождение готики к временам разорительных вторжений готов. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.
В Псалтыре св. Так же поражало внезапное расширение пространства при вступлении в трансепт.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). Взгляд теряется в сложных и неожиданных переходах между колоннами. Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии).
На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. XIV века). Слово происходит от итал. gotico— непривычный, варварский (Goten— варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) — и сначала использовалось в качестве бранного. Именно на XIII-XV вв. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. «Авиньонское пленение» пап продолжалось 70 лет (1308—1378). ).
Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. В Германии рано появляются конные изображения.
В южной Франции наиболее своеобразен собор в Альби. Обычно это двух- или трехэтажное сооружение с галереей в нижнем этаже и с часовой башней. Реймсский собор поражает своей грандиозностью.
Шедевр этого стиля — псалтырь королевы Бланки Кастильской (Париж, Библиотека Арсенала) — украшен изящными иллюстрациями на гладких золотых фонах, вписанными в круглые медальоны. Слово «готика» происходит от итал. Некоторое влияние оказало то обстоятельство, что тогда в иллюстрировании рукописей принимали участие не только миниатюристы-профессионалы, но и крупные художники или скульпторы. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали.
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Так устой превращался в пучок колонн.
Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами или гуртами) основой сводчатой конструкции. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Французское зодчество, как и архитектура других стран Западной Европы, прошло через этапы ранней, зрелой (или высокой) и поздней готики.
Ноги святых уже не свисают по скошенной консоли, а крепко опираются на ее горизонтальную поверхность. Исключительно широко применена и декоративная резьба в обрамлении порталов, оконных проемов, карнизов, аркбутанов и т. д. Украшения эти то состоят из растительного и геометрического узора, то принимают характер фантастических изображений (водостоки в виде открывших пасти драконов, фантастические чудища-химеры на балюстрадах верхних ярусов), но всем им свойственно сочетание пластически объемной формы с ажурной узорчатостью силуэта.
Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Изящно изогнутая фигура святого Петра изображена на золотом фоне. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. В городах сосуществовали и соперничали религиозная театральная мистерия и полные грубоватой, наивной естественности светские фарсы. Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах.
Palazzo Ducale) в Венеции — памятник итальянской готической архитектуры (XIV — XV веков), в оригинальном стиле которого сочетаются элементы романского искусства, готики и восточные влияния. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера. Так, образ св. Но против такой гипотезы найдется множество возражений.
В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. От яруса порталов и до вершин прямоугольных башен верти кальные линии пронизывают здание и стремительным нарастанием и убыстрением своего ритма, решительно преобладая над горизонталями.
Во Франции ранняя готика охватывает последнюю, треть 12 и первую четверть 13 в. Здания этого периода четкостью архитектурной композиции и монументальной простотой своих форм несколько напоминают романское зодчество. Везде шла борьба и взаимное переплетение мистического и рационального, фантастического и реального.
Особенно ценились небольшие зеркала с крышечками из резной кости, на которых обычно изображались галантные сцены из «Тристана и Изольды» или «Парсифаля». Вот почему они увеличивали глаза, подчёркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры.
Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Один из относительно ранних порталов Реймсского собора — портал Страшного суда (с 1230 по 1240 г. ) (Композиция «Страшный суд» первоначально предназначалась для главного западного фасада, а затем, в 40-х гг., была помещена на северный фасад. Фасады трансептов, как уже упоминалось, являются творением развитой готики (1250—1270).
Масштабные проекты строительства соборов в Страсбурге (возведение центрального нефа началось в 40-е годы XIII века) и Кельне (работы начались с хора в 1248 году) стали важным фактором популяризации французской готики в немецкоязычных областях. Особое внимание уделялось сторожевой башне ратуши (беффруа), которая была символом независимости республики, подобно тому как городской собор был символом благосостояния граждан коммуны. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св. Усиление средневекового государства под властью короля было особенно необходимо господствовавшим классам для подавления многочисленных восстаний народных масс, например так называемой Жакерии — крестьянской антифеодальной войны во Франции (14 в. ). и рост городов способствовали расцвету светского строительства.
В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). во Франции.
Собор сооружался очень долго: от романского периода у него сохранились хор и трансепт в духе развитой готики строилась продольная часть (до 1276 г. ), а часть западной башни (до 1362 г. ) и северная башня (до 1479 г. ) несут в себе черты поздней готики. Вот таким образом выражение художники эпохи треченто не следовало бы использовать в привычном нам узком смысле: имело бы смысл расширить его так, чтобы в данную категорию включались и некоторые мастера 15 века (например, Фра Анжелико или Пизанелло).