Малые голландцы— условное название голландских художников XVII века, писавших небольшие, тщательно отделанные картины. Этих художников называют «малыми» голландцами.
Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Исследователи отмечают характерную особенность стиля художника, которая обращает на себя внимание и рядового зрителя — горизонт на картинах живописца помещен довольно низко, следовательно, небо занимает примерно две трети площади полотна. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Эта сторона его творчества особенно хорошо раскрывается в пейзажах и натюрмортах. Весь этот период овеян романтикой. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 1630-х и даже 1640-х гг. Но как различны при этом их форма и фактура.
Лоррену и др. Колорит его картин становится почти монохромным. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами.
корифеям французской школы. Шедевром живописи Остаде по праву считается его "Художник в мастерской" (1663), в котором художник прославляет творческий труд, не прибегая ни к декларации, ни к патетике. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции.
1832). 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. В одном из немногих своих произведений изображающих жизнь простого народа, Метсю воспроизвел уголок улицы. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности.
В этот период Голландия одновременно и важнейший центр европейской культуры. Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным деталям придать редкую одухотворённость» (В. Н.
Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма.
1826), Тереза Шварце (р. Феерический, сказочный мир.
Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (Хоох, 1629-1689). В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. Прозаические детали быта (выбившаяся из матраца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реальную атмосферу жизни человека. том 11 коллекции «Великие музеи мира»).
Расцвет фламандской и бургундской миниатюры. Слово В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК НА ВЕЧЕРНЕФрансиско Гойя (1744 — 1828) — не только самый национальный художник Испании, с его именем граничит становление искусства Нового времени. Французский художник испанского происхождения. перед нами предстает другая трактовка образа: полный высокого достоинства и необычайной простоты человек в расцвете сил на портрете из Венского собрания 1652 г. эти черты станут преобладающими со временем, как и выражение силы духа и творческой мощи (портрет 1660 г. ). Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.
Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, которое прославилось на европейском рынке. Во второй половине годы XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почти пробуждение голландской национальной школы.
В целом голландскую школу называют жанровой. Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Вот таким образом ему всегда казалось, что он заменяет кого-то другого. Таким же частично успешным оказался и фантастический триллер «Невидимка» (2000), после выхода которого Верховен взял шестилетнюю творческую паузу. Творчество развивалось по определенным схемам. Лейденский университет был центром свободомыслия. др. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклон головы.
Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Блестящего развития достигает натюрморт. В позе качающегося на стуле Хейтхейзена есть что-то неустойчивое, выражение лица как будто вот-вот должно измениться ("Портрет Виллема Ван Хейтхейзена", 1625-1630). Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского.
Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Период 1640-1650-х гг. Его бомбардирская рота в сражениях при Гуммельсгофе (1702 г. ) и под Лесным (1707 г. ) ездила на лошадях. Достижения и ценности христианской цивилизации. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины Неправый суд императора Оттона, находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533).
Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину. Пожилая дама стелит постель. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха.
У Вермера откровенный эпизод изображен в борделе со всеми атрибутами развратной жизни: монета, которую кавалер предлагает даме (плата за продажную любовь), бокалы вина в руках женщины и кавалера слева, гриф, вероятно, лютни, вносящий в обертоны смыслового содержания картины аллюзию на музыку, прочно ассоциирующуюся с любовью. Вавилон великий (18:1-24)Впервые у нас прислугу посадил на лошадей еще Петр Великий. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.
Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано все полотно. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Главное достижение голландского искусства XVII в. – станковая живопись.
В этих художниках, заслуживших в большинстве своем славу близоруких копиистов, чувствуешь возвышенную и добрую душу, верность правде, любовь к реализму. Как офортист он не знает равных в мировом искусстве.
В свою очередь, у Дианы — птицы и заяц (символы чувственных наслаждений), убитые ею на охоте. Я часто думал об этом, но считал, что рисование выше моих возможностей". В развитии голландской живописи это был критический момент. Представленная картина — один из образцов его пейзажной живописи.
Спрос на картины был огромен, рынок востребовал их, художники работали очень много. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. В годы зрелости (в основном в 1650-е гг. ) Рембрандт создал свои лучшие офорты.
На самом деле, в других странах, напр. Картины Гоббемы отличаются простотой, натуральностью и тщательностью исполнения. После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Сейчас мы знаем их как великих голландских художников, великих нидерландских и фламандских художников.
1850) и мн. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен. Вот таким образом голл.
Возможно даже, что это не портрет реального лица, а некая аллегория. Однако такие общества, носившие название гильдий св. Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план.
Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р.
Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Декор на ножке бокала напоминает сочные виноградины, но кисть винограда воспринимается живой, а стекло холодно и мёртво.
Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. – пора творческой зрелости.
Тенирс собрал для правителя художественную коллекцию и стал ее хранителем. Лазарев). Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков – так называемые "Синдики" (1662), где скупыми средствами Рембрандт создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязи людей, объединенных одним делом и задачами, что не удалось даже Халсу. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Несмотря на все невзгоды, талант великого живописца не иссякает. Эта композиция очень отличается от других картин.
Естественно они изображены за дружным застольем. в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими ("В деревенском кабачке", 1660). Лоррену и др. Оно занимает большую площадь – целых две трети холста.
Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. 1837), Лодевейк Аполь (р. Он прожил короткую жизнь — всего 32 года, умерев от чумы. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы.
Язык барокко наиболее близок выражению приподнятого настроения и Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко. Психологическую характеристику образа усиливала определённая эмоциональная среда, которая создавалась сложным взаимодействием цвета и света. Однако такие общества, носившие название гильдий св. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи ("Хозяйка и служанка", "Дворик"). Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет.
Большое значение имеет текст, данный на триптихе.
Природа его страны дала ему достаточно сюжетов на всю его жизнь. Ян ван Гойен родился в 1596 г. в городе Лейдене в семье сапожника. Хотя Ян ван Гойен провел в молодости некоторое время в Париже, но во Франции любовь к простому пейзажу была неизвестна, вот таким образом вряд ли стоит говорить о каком-то влиянии на его творчество представителей французской живописи. В своем отечестве у него было несколько учителей живописи, но только в мастерской Исаии ван де Вельде он провёл год, с остальными же наставниками он общался ещё меньше. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов. С восторгом был встречен современниками групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа» (1632). В результате картина приобретает глубину, а изображенные на ней предметы отдаляются от глаза зрителя. Виктор Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» пишет о Тенирсе следующее: «Оргия принимала все более и более фламандский характер.
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. 1826), Тереза Шварце (р. Нередко Фабрициус был вынужден отдавать их за долги домовладельцам. 1836). Замечательный мастер портретного жанра, только в 1630-е гг.
Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме. И различие не в сюжете, а в психологии: искусство отца отражает его мятущийся дух, тогда как сын по характеру бесконфликтен. Бюргеры хотели запечатлеть себя, а художнику при этом стоило не забывать о почтительном отношении к каждой модели. Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68).
Но в этом доме не всё так просто. В пятидесятые — шестидесятые годы XVII века тематика жанровых картин постепенно сужается. Даже английские судовладельцы часто делали заказы голландским верфям. Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»).
Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Второе отличительное свойство голл. В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Под кистью Рембрандта групповой портрет перерос в героический образ эпохи и общества. 1850) и мн. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому.
На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля — погруженная в мягкий полумрак комната с камином. В ней необычно яркий и тревожный свет. Очень выразительно изображено небо. Некоторые его полотна могут вызвать мысли о карикатуре. Девушка, вероятно, собирается на свидание. Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев.
Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Меняетсяобразныйстрой картин. Около половины XVI стол. Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу.
Серое небо занимает в композициях большое место. Снятая Верховеном вслед за этим эротическая драма «Шоугелз» (1995) полностью провалилась в прокате. Прочная основа, убегающий верх и округлённые углы, стремящиеся к центру, – всё это вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени.
Гроб и Легенда о костях св. Наконец, еще один характерный жанр голландской живописи – натюрморт, в особенности изображение завтраков. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Родился 25 октября в Малаге (Испания).
Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их. В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. В произведениях Рубенса на тему охоты можно различить две фазы творчества. Наконец, как на особенность голл.
Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. Рембрандт ван Рейн – великий голландский художник и гравер. На этом событии, наиболее абсолютном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век.
Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже).
Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину "Блудный сын" (ок. Сцены античной мифологии и библейские сюжеты, огромные натюрморты, портреты именитых заказчиков изображение пышных празднеств — основные жанры искусства Фландрии XVII в. В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость.
Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д. ) создают монументальный характер изображения.
Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы – к горизонту. Это настроение выражено в одном автопортрете 1634 г. из собрания Лувра и в портрете Саскии из музея в Касселе (того же года), а также в эрмитажном изображении Саскии в образе Флоры. Композиция в высшей степени динамична, построена по всем правилам барокко.
Его назвали в честь умершего брата, родившегося за год до него в тот же самый день. Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном.
Здесь и стеклянный бокал, сквозь его стенки просвечивает недопитое вино, мягкаяскатерть, влажная мякоть очищенного лимона, маслянистый блеск жирной селёдки. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. В этой области между голл. 1617-1692) и Ян Вермер (Вермеер) известный в истории искусства как Ян Вермер Делфтский (1632-1675). Голландская живопись тех времен рассказывает и про мирные сцены: на некоторых работах крестьяне беседуют за трубкой и кружкой пива, проводят время на ярмарке или в кругу семьи. Колорит сдержан и изыскан (Хеда.
На смену классическому, прекрасному, но и абстрактному в своей красоте идеалу пришло выражение жизненной правды, яркой индивидуальности физического склада. 1837), Лодевейк Аполь (р.
Виллем Класс Хеда писал однотипные натюрморты в течение нескольких десятилетий, по крайне мере они датируются как 1631 (представленный «Завтрак с черничным пирогом»), так и 1651. В их говорящих взглядах и красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах. У Рубенса ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др.
Он много занимается рисованием. Вот таким образом надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). была настоящей плодородной почвой для живописцев.
Свои течения существовали в каждом жанре. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи.
В этот период Рембрандт часто обращается к прежним произведениям, чтобы переделать их по-новому. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. голландцы создали особый тип небольшой мелкофигурной картины, буквально заполонившей рынок (недаром некоторые художники совмещали творчество с обыденными профессиями).
Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку.
1852) и Валли Мус (р. Как я сумел». Винсент Ван Гог, так же как и Рембрандт, был голландец. Замедленный ритм жизни, выверенность всего распорядка дня, некоторое однообразие существования прекрасно передает Габриэль Метсю (1629-1667, "Завтрак", "Больная и врач"). На переднем — несколько мраморных надгробий, одно из них принадлежит бывшему личному врачу французского короля Генриха IV, второе — главному раввину Амстердама, а третье — какому-то состоятельному горожанину.
1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. К сожалению, произведения примитивных Г. живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала разбивателей икон (beeldstormers) к уничтожению живописных и скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов.
Они оставили после себя десятки, сотни произведений и иногда, учитывая большую конкуренцию, успешно совмещали свою профессию с профессией торговца картинами (причем не только своими), лавочника. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — Великая книга живописца (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов.
Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке. Ян Брейгель Старший (Старший, так как впоследствии в роду появился еще один Ян — соответственно, Младший) получил прозвище «Бархатный» ввиду особого колорита его живописи. Картины Броувера отличаются живостью и изобретательностью замысла. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). В других источниках указывается количество 600.
Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист, прозванный голланд. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. В "Святом семействе" таким объединяющим пятном служит красное одеяло на колыбели.
Конинк) натюрморты – "завтраки" (П. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи.
Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Ярчайшей иллюстрацией значения символа животного может служить картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», хранящаяся в Национальной галерее в Лондоне (см. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. Выдающиеся богословы: Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Василий Великий. К. Д.
Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. Строгость воздушной перспективы, абсолютное соответствие цвета и оттенков с местом в пространстве, которое занимает предмет. Это время формирования его творческой системы из которой многое уйдет в прошлое и в которой будут обретены иные, неоценимые качества. Так, ощущение напряженного драматизма в картине «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) создается посредством сложной тональной гаммы и особых световых эффектов.
Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Это некрасивое тело было передано предельно реалистично, но Рембрандта не устраивала внешняя правда. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. 1580-1666). Особенно богата новейшая голл.
К хозяйке только что подошла её служанка. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, — Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах. Создатель таких картин, как: фантастический боевик «Робокоп» (1987), собравший в прокате более 50-ти миллионов долларов, супербоевик «Вспомнить все» (1990) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.
"Натюрморт со свечой", 1627). Гроб» и «Легенда о костях св. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. В графике Рембрандта в полной мере проявился демократизм его мироощущения ("Слепой Товит", "Снятие с креста", "Положение во гроб", "Поклонение пастухов", "Три креста", 1653 и 1660). То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. Так, относительно древнейшего из голл. Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был Ян Стен (Steen, 1626-1679 "Гуляки", "Игра в триктрак"). Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. Человек должен был быть изображен чаще обнаженным, чем одетым, хорошо сложенным и красивым, чтобы он мог с соответствующим величием играть возложенную на него роль.
В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Вместе со старонидерландским преданием и беспредельной любовью к природе итальянизм сделался одним из элементов из которых сложилось оригинальное, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства.
Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634).
«Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Обратившись к картине в 1640-е гг., художник усилил эмоциональное состояние. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. На все эти события откликнулась и голландская живопись. С 1640-х гг. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты».
Наибольший успех ожидал культовый триллер «Основной инстинкт» (1992), главные роли в котором исполнили Шэрон Стоун и Майкл Дуглас. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи "Портрете мужчины в широкополой шляпе" из музея в Касселе (1660-е). Главный объект внимания живописцев — человек и окружающий его мир.
1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. Так Винсент писал брату. Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Иоанна), написанного им для гарлемского собора. Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, веселом застолье.
Огромную роль в картинах Рембрандта играет светотень – основа его художественной структуры ("король светотени" – гак любили его называть в литературе XIX в. ). В ней отчетливо «просвечивает» античный миф о Каледонской охоте, той, в которой Мелеагр копьем убивает калидонского вепря (этот миф изложен у Филострата Младшего в главе 15 его «Картин»). Даже в тех случаях, когда иные из этих мастеров прибегают за темами к Библии, древней истории и мифологии, то и тогда, не заботясь о соблюдении археологической верности, переносят они действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой.
Питер Клас (ок. Он опустился без сил. Кисть самого Тенирса могла бы дать о ней лишь смутное понятие». Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
Манера мастера в этот период была еще суховатой, а толкование сюжетов – нередко мелодраматическим. Часто в этих картинах символически передаются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяволом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб. Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами.
Метсю несвойственно ощущение социальной несправедливости и трагизма жизни. Ранняя картина Вермера "У сводни" (1656) необычайно (для "малых голландцев") велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки. Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. Одинаково ненавидели его и христиане. Частично «реабилитроваться» режиссеру удалось, сняв фантастический боевик «Звездный десант» (1997).
Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы — к горизонту. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Но художник принес в офорт разнообразие и глубину человеческих чувств, отчаянных стремлений, пафос поисков и трагизм судьбы, даже героизм поступков, драму старости и прощание с миром. Он является создателем национального голландского пейзажа.
В XV-XVI вв. цветную вклейку) – групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. нераздельно, под одним общим названием нидерландской школы. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом.
Часто главным мотивом в таких пейзажах является старинная мельница. В 1610-1630-е гг.
Аталанта только что пустила свою стрелу копье Мелеагра вонзается в зверя. В поздних работах Рембрандта красочные мазки резко проступают на поверхности холста. В Дрезденской галерее хранится девять работ художника. Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи ("Лесное болото"), ландшафты с водопадами ("Водопад") или романтический пейзаж с кладбищем ("Еврейское кладбище"). Одновременно с живописью Рембрандт занимается графикой, в гравюре он предпочитает технику офорта.
— 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов.
1831). Показательно, что в этой картине нет сюжета. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте.
Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Обычно изображены пасмурные, туманные дни. Получили распространение посещения анатомических театров. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля.
1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост Длинным Петром (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). Правда, рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев ищущих вдохновения за пределами отечества, в классической стране искусства, Италии однако и в их работах проглядывают черты, обличающие их национальность.
де Лорм) и пр. Ян Стен, к примеру, был трактирщиком. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. Излюбленный образ художника — девушка за чтением письма или примеркой ожерелья.
Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Халс много работает в жанре группового портрета. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда.
Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Воздух насыщен влагой. Ян Брейгель Старший писал в разных жанрах — пейзажи, натюрморты (преимущественно цветы и животные), мелкофигурные картины на библейские, мифологические и аллегорические темы. Они рассказывают о домашних заботах хозяйки дома (покупка провизии, забота о детях, занятия рукоделием), о развлечениях голландского бюргера (игра в карты, прием гостей, концерты). Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт Ван дер Нер), "ночные пожары" (Экберт Ван дер Пул), пейзажи зимние (Аверкамп), корабли на рейде (Я. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность.
Такое построение придало изображению живость и естественность. В 1640-х гг. "Не могу выразить, как я счастлив, что снова стал рисовать. Художник выступает историографом целой эпохи.
Материальное единство природы выходило в работах на первый план. др. Пол Верховен – знаменитый голландский режиссер. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Натюрморты с едой назывались «ontbijtjes» (с голландского — «завтрак»). Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Перед художником стояла непростая задача: объединить в одной композиции, в максимально сжатом пространстве, двенадцать фигур.
Однако идентифицировать персонаж на этом полотне до сих пор не удалось. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно и участливая сводня). Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Ван дер Аст, Я. Ван Хейсум), церковные интерьеры (А.
1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом.
1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. Композиция строится в большой степени на равновесии цветовых звучаний. 1630-е гг. Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р.
Природа у Рейсдала предстает в динамике, в вечном обновлении. Непроизвольно напрашивается сравнение с картиной Питера Брейгеля «Пейзаж с падением Икара» (около 1558, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), написанной за 50 лет до этого произведения. Следующее произведение — крупнофигурное полотно «У сводни» (1656), написанное на сюжет используемый многими живописцами, — отличается оригинальностью исполнения.
Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический художник Якоб де Вит (1695-1754) и художники мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750). Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинций политической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание. Затем следует заметить, что большинство голл. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Виппер). Он просто писал окружавшую его жизнь.
1654). Голландия и Фландрия XV – XVII вв. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Рембрандт внёс в офорт, бывший до того лишь одной из множества графических техник 16 века, столько мастерства и психологической глубины, что тот перестал быть техническим курьёзом и забавой чудаков-художников. 1852) и Валли Мус (р. В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. В 1620-1630-с гг. Светлой – привержены рисовальщики, темной – колористы.
За два года до смерти, в 1664 г., Халс снова возвращается к групповому портрету. К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Однако при внимательном рассмотрении становится понято, что это лишь доведенное до большой точности воспроизведение бытовых ситуаций. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Но простота быта и облика людей не "заземляет" тему. Изменилась и манера письма.
др. Новый этап жанровой живописи начинается в 1650-е гг. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др.
Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. в стране намечаются признаки перелома. Около вепря лежит мертвый человек.
1832). Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Эрмитаже).
Однако картины Виллема Бейтевега станут шагом вперёд в сравнении с упрощенными опусами пейзажей на офортах Эайаса ван де Вельде. живописцев, можно указать на их отречение от художественных традиций. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Строже и спокойнее становится его палитра.
Но, пожалуй, ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный "Автопортрет с Саскией на коленях" (ок. В основном простые мотивы его пейзажей оживляли или редкие персонажи или порыв ветра, наклоняющего верхушки деревьев. 1597-1661), Виллем Хеда (1594-1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Это одновременно и справедливо и неправильно. Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе).
Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб Ван Рейсдал (1628/29-1682), художник неистощимой фантазии. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала.
Одна из самых знаменитых его картин – Ночной дозор, картина слывет загадочной. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. Для ряда художников также характерно изображение в пейзажах животных, например, пасущихся коров и лошадей, а также охоты и сценок с кавалеристами. Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. "Завтрак с омаром", 1648 Клас.
Трагична судьба Э. де Фабрициуса, талантливого мастера бытовой сцены и произведений с изображением церковных интерьеров («Рынок в порту», «Интерьер с женщиной у клавесина»). 1831). Особую поэтичность у "малых голландцев" приобретает интерьер. Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет.
Многие лица просто плохо "прочитываются" в этой резкой светотени, в этих контрастах густых теней и яркого солнечного света, на который выходит отряд (в XIX в. картина уже так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда ее неправильное название тень, ложащаяся от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). На все эти события откликнулась и голландская живопись. Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада».
Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. 1585-1666 гг. ). Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Мастерство Рембрандта неуклонно растет в 1640-1650-е гг. В символическом смысле они выражают ее отрицание предлагаемых наслаждений.
Все предметы чинно расставлены на столе. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р.
В портретах Халса позднего периода (1650-1660-е гг. ) исчезают беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество.
Пейзажный жанр Голландии XVII столетия особенно интересен. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Именно эти черты творчества с исключительной силой проявились в наиболее сложном и трагическом произведении «Еврейское кладбище». Героями его картин, как правило, являются простые люди, отсюда соответствующие сюжеты: сцены в таверне (порой с потасовками), подвыпившая братия, музыканты навеселе (целая галерея: скрипач, флейтист, волынщик, рылейщик, удивительно даже, сколько простолюдинов умело играть на музыкальных инструментах, а особенно на скрипке). В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Затем следует заметить, что большинство голл. Именно такой изображают Голландию Ян Ван Гойен (1596-1656) и Саломон Ван Рейсдал (1600/03-1670).
Рембрандт исполнил более шестидесяти заказных портретов. Благодаря своей предприимчивости, практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, отвоевать от моря обширные земельные пространства, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое значение. Уже в первых работах Вермера появляется характерное для его творчества соединение реалистичности и некоторой доли идеализации образов («Диана с нимфами», «Христос у Марфы и Марии» — обе до 1656). На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире.
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком». Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра.
VIII. В умелой компоновке предметы показаны таким образом, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей (недаром голландцы называли натюрморт "stilliven", что в литературе переводится как "тихая жизнь", а не "nature morte" – "мертвая природа"). Художник внес в традиционную композицию классического группового портрета изменения, расположив фигуры не в ряд, как это было принято, а свободно. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени.
Мейндерт Гоббема — последний из великих голландских художников-пейзажистов XVII века. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. 1857). В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. Действительно, есть какая-то мания в его светотени. Со временем натюрморты превратились в зрелищные и многокрасочные картины, представляющие собой грандиозные пирамиды из изящной дорогой посуды и экзотических фруктов. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. По бытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. В их украшении исправлении.
В картинах мастера нет преднамеренного осуждения героев через высмеивание. Ван Гойен показывает красоту свето-воздушной среды, простор и здесь для него открывается масса возможностей. Главные достоинства Вермера-художника заключаются в передаче света и воздуха.
Особое место в его творчестве занимают женские образы: «.
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Картина «У сводни» — одна из многих работ художника в жанре бытовой сцены. ведущим в голландской живописи был бытовой жанр.
Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. В 1640-1660-х гг. Клас и В. Хеда) или изображение цветов и фруктов (Б. Колористическое единство здесь особенно поражает: от оранжево-красных тонов фона с едва проступающей из него последней фигурой участника сцены – это все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного – тоже. Но теперь критерий его мастерства абсолютно иной. Нескончаемо льющаяся вода ассоциируются с мыслью о неизменности бытия, вращающееся колесо — основной механизм мельницы — через аллюзию на «колесо Фортуны» вводит в круг рождаемых образов идею превратности судьбы.
В отличие от фламандского голландский натюрморт – это скромные по размерам и мотивам картины интимного характера. Работа отчетливо демонстрирует генетическую связь живописи Яна Брейгеля с искусством отца. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством.
Рембрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана (1583-1633). Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». и связан с так называемой делфтской школой, с именами таких художников, как Карел Фабрициус (1622-1654), Эммануэль де Витте (ок.
Они становятся спокойнее, камернее, в них появляется больше лирической созерцательности, тихой задумчивости. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
На рембрандтовском полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах их внимание обращено на главное действующее лицо – доктора Тюлпа, демонстрирующего у "разъятого" трупа строение мышц. Основоположник кубизма. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения.
1636). Пейзажи мастера насыщены драматизмом и философскими раздумьями. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Адриан ван Остаде — голландский художник эпохи барокко, представитель бытового жанра. Со смертью Саскии в этом же 1642 г. происходит естественный разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили характер голландской культуры XVII в. Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело подобного влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии.
На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Период 1640-1660-х гг.
Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. Иоанна»), написанного им для гарлемского собора. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Полотна художника выполнены в однотонной живописной манере. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внутренним строем, – всегда образное выражение многогранной человеческой личности, поражающее умением мастера передать зыбкие, неуловимые душевные движения.
Давид Тенирс Младший (Младший, поскольку был назван так же, как его отец, Давид Тенирс Старший) превзошел своего родителя и, как считается, учителя. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Винсент Ван Гог родился в 1853 году в Голландии.
народа над угнетавшими его испанцами. Портрет пьяной старухи, "гарлемской ведьмы", содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 1630-х), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. Так Остаде стал бытописателем голландцев. корифеям французской школы.
1857). Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. Именно благодаря этому 1625-1632 гг. Есть много талантливых художников.
В эрмитажном "Мужском портрете" при всей импозантности фигуры и даже некоторой чванливости прослеживаются усталость и грусть. Юный кавалер готовит лимонад для красивой молодой дамы, которая испытывает явное недомогание. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»). Это исчезает в поздних портретах. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben). Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572.
Голландию XVII в. принято называть "образцовой капиталистической страной". Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. После праздничных портретов 1630-х гг.
В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Младенец держит послание с текстом, так называемую бандероль: «Научитесь от Меня ибо Я кроток и смирен сердцем». 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость.
Копье Дианы резко разграничивает две эти группы, два мира. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы.
Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне "Святое семейство" (1645): лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р.
В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие – в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). 1836). 1824) и Христоффель Биссхоп (р. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьянства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Современники не ценили живописца, он всегда испытывал большую нужду. Главный ценитель офортов Сегерса и талантливый пейзажист, Якоб ван Рёйсдал, тоже иногда обращался к технике офорта.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. С полотен этих лет смотрят жизнерадостные, энергичные, предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне ("Стрелковая гильдия Святого Адриана", 1627 и 1633 "Стрелковая гильдия Святого Георгия", 1627). Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись.
Так, Адриан Ван Остаде (1610-1685) поначалу изображает теневые стороны быта крестьянства ("Драка"). Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. 1824) и Христоффель Биссхоп (р.
Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки. — 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Картина — шедевр де Витте.
Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Средневековый портрет. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии.
Это цитаты из Библии и другие латинские сентенции. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный командир роты с бокалом в руке. – время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина – групповой портрет известный как "Анатомия доктора Тюлпа" или "Урок анатомии" (1632).
Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. Кроме этого – общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. Растворение предметов в световоздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего и определило признание и славу Вермера именно в XIX в. Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606-1669) – вершина голландского реализма итог живописных достижений голландской культуры XVII столетия.
Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная.
Второе отличительное свойство голл. Годы жизни Спинозы совпали сначалом эпохи Нового времени. Маленькому прапорщику за столом не хватило места, но он, подбоченившись, гордо стоит и смотрит прямо, приглашая зрителей полюбоваться его великолепным обмундированием. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
"Завтраки" Хеды сменяются роскошными "десертами" Виллема Калфа (1619-1693). мастеров, проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, превращается в картины, полные воздуха, света и привлекательности. Многие представители аристократии стали для него моделями. Его особенно интересовали чувства, экспрессия и выражения лиц персонажей.
Винсенту было 27, когда он наконец понял, что жаждет стать художником. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, – Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года. Картины первого периода, продолжавшегося до 1620, к которому относится представленная «Охота на кабана», характеризуются центростремительной и диагональной композиционной схемой, в них с обеих сторон действуют необузданные силы. Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь.