Рена Махмудова, автор лекций об искусстве эпохи Возрождения, расскажет о жизни и творчестве Рафаэля Санти, представив 10 шедевров художника, некоторые из которых можно увидеть вживую на выставке в Пушкинском. Рафаэль Санти – величайший художник эпохи Возрождения. Рафаэль Санти – величайший художник эпохи Возрождения.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. он их написал более двадцати.
В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. Вот почему ее взгляд исполнен светлой печали. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». 500х770 см.
Он классик из классиков, как Пракситель, Моцарт или Пушкин. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Лица апостолов – простые, грубые.
После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Он умер 6 апреля 1520 года в день своего рождения, в 37 лет. Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли.
Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она станет одной из главных в его искусстве. 174-121 см. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство. Грация – это благодать, дар небес.
Дерево, темпера. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Основные итальянские архитектурные памятники этого периода – светские здания (учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки), которые отличаются симметрией, гармоничностью и изящностью деталей, отделкой карнизов, окон, дверей. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Петра.
Храмы всегда были центром коммуникации разнородного общества их целью было религиозное единство. Фреска «Афинская школа». Другие откапывали обломки колонн, статуи, барельефы, монеты. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. На переднем плане картины изображены три журавля. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Эти произведения Рафаэля – «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. – уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства.
Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать.
Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Решив использовать энтузиазм молодого художника для воплощения заветной мечты своего отца, папа Лев послал бреве (письменное послание папы) Рафаэлю: «Всем известно, что ты достиг совершенства в искусстве живописи, но Браманте считал тебя также всегда великим архитектором, а так как ты доказал справедливость его мнения моделью этого храма, согласно последнему желанию покойного Браманте, я назначаю тебя строителем собора, желая, чтобы он воздвигнут был возможно скорее и великолепнее». Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора». К лучшим работам раннего периода принадлежит Мадонна Конестабиле.
Присутствие на картине Юлия II (его вносят на кресле в храм в тот момент, когда небесная кара настигла Элиодора)- поборника изгнания неприятеля и объединение страны под властью пап- не оставляла сомнения в том, что речь идёт не о далёком прошлом, а об Италии XVI века. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. 58х43 см. Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Все преисполнено жизнью и правдой. Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке». После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Проектировал собор св. Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Этот римский фонтан (I-II век н. э. ) стоял в центре открытого алтаря старого собора Св. Петра с конца XIII века, в 1608 году был перенесён во двор, получивший её название – della Pigna. Здесь, однако, уже явственно выступает другая сторона творчества Рафаэля: легко заметить, что тема произведения и его выполнение близки гуманистической культуре римского двора с его академическими интересами, направленными на вопросы стиля, формы, риторики. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.
В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Основная особенность их лиц – спокойное благородство, напоминающее лица лучших фигур флорентийских мастеров. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина.
Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино. Дерево, масло. Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Уже была написана «Джоконда» Леонардо, а «Давид» Микеланджело стоял на площади Синьории над городом высился купол собора Санта Мария дель Фьоре, творение Брунеллески, о котором даже суровый Микеланджело говорил, что «трудно сделать так же хорошо. В богословской литературе «грация» была выделена для названия особой милости Бога – благодати.
Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы. Ныне Сикстинская Мадонна хранится в Дрезденской галерее. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все виды искусств переживали подъём. Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен в Пантеоне. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками».
Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. 295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида.
Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Работоспособность мастера равнялась его гению.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св. За эти годы он создал много картин.
Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом. Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой.
То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима». При папе Юлии II Ватикан представлял собой ряд разрозненных построек, а в квадратном внутреннем дворике Ватиканского дворца (его ещё называют Апостольским дворцом) среди апельсиновых деревьев стояли античные статуи. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля). Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик.
Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для потомков. Рафаэль. Арки сводов и опорные столбы создают чёткий ритм. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление. Это миниатюрные по размерам композиции "Три грации", "Сон рыцаря". Иллюзия реальности полная, однако реальность, преображенная вдохновением художника. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Мадонна в кресле, Мадонна с рыбой, Мадонна дель Фолиньо и другие всемирно известные мадонны (вписанные в круг или царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях) знаменуют новые искания Рафаэля, его путь к совершенству в воплощении идеального образа богоматери. Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил сыну любовь к искусству. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». «Парнас», как и некоторые фрески, расположена над окном вклиниваясь в плоскость, предназначенную для картины, оно создавало дополнительные композиционные трудности.
Примитивность была их отличительной чертой. Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров.
По-видимому, в течение последующих 5-6 лет он обучался живописи у Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити, второстепенных провинциальных мастеров. Правда, Рафаэль идеализирует, но идеализирует, создавая этих охваченных единым высоким порывом людей, реальную жизнь. Во Флоренции Рафаэль погружается в изучение натуры, природы, теории ракурсов, перспективы, анатомических задач. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (мать он потерял за 3 года до кончины отца). Но портреты доказывают, что Рафаэль и теперь еще продолжал изучать природу, что именно это упорное изучение природы позволяло ему оставаться гениальным рисовальщиком и живописцем. Спокойный, «литой» силуэт мадонны чётко вырисовывается на фоне светлого сияющего неба.
Ввозможно по этой причине тема Мадонны с младенцами проходит через всё творчество художника. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов.
Мадонна с задумчиво-грустным выражением глядит на этот крест, как бы предчувствуя события, которое он сулит сыну. Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника.
При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Работа датируется 1498 годом. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Этот камерный портрет действительно необычен.
В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано). Правда, под влиянием римского гуманизма ясность и дисциплина лишают картины жизненной теплоты. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». Он покрывал в это время фресками залы «Камбио».
В античности «gratia» означала не столько «привлекательность, прелесть изящество», сколько «влияние, взаимосогласие, дружбу, благодарность, прощение, благосклонность, милость, благодеяние». С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517).
Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля». Христос, красивый, стройный белокурый человек с величественным и светлым лицом, стоит немного поодаль, отдельно от группы апостолов и обращается к Петру, оказывая ему предпочтение. После смерти Донато Браманте, основного «перестройщика» этого собора, Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св. Петра в 1514 году. Лица его мадонн, сохраняющие всегда свою удивительную земную одухотворенность, бесконечно разнообразны по выражениям в каждой отдельной картине.
Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны. Редкая растительность покрывает его лицо и голову. Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита.
И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Они окружены внимательными слушателями. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии.
Он должен был украсить фресками кабинет папы.
Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Его фигура выступает легко и свободно. Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Левой рукой Аристотель держит свою «Этику», движением правой он как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона. Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями.
Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. Но жизнь продолжается в русле прежних норм и обычаев.
Урбино в этом отношении не был исключительным городом. К лучшим работам раннего периода принадлежит Мадонна Конестабиле (Приложение 2, рис. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. В центре – Платон и Аристотель беседуя, они приближаются к зрителю. Перуджия являлась центром всей Умбрии. При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом.
Ученик Платона. Был ли он счастлив. Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти.
Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов. Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Живопись Возрождения обращена к зрителю.
Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. Вот таким образом каждый папа считал своим долгом перестроить, достроить, украсить (а, заодно и оставить след в истории) величественный собор Св.
Из-за религиозного содержания фресок росписи ватиканских лоджий называли «Библией Рафаэля». Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Группа фигур связана с окружающим ландшафтом, так что ощущается безупречная пространственная композиция, которая была величайшим достижением Рафаэля. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает.
1512). Петра – символ Ватикана, ставший памятником «золотого века». Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года. Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Аристотель, олицетворяющий эмпирический взгляд на вещи, указывает на землю как на основу всякого познания и мысли. Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу.
Центр архитектурного Ренессанса перемещается в Рим. Более того, для того, чтобы справляться со всеми заказами он прибегал к услугам помощников, которые работали над декоративной частью картин. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались. Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет. Передний план занимают фигуры апостолов. Свод лоджии разделён на 13 секций, каждая из которых перекрыта отдельным сводом. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни.
В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет.
С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. «Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. Св.
На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. Рафаэль – это завершение. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта и останки Рафаэля найдены в полной целости.
Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II. Именно с этой провинциальной мастерской и начинается биография Рафаэля Санти как живописца.
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Здесь же оформляется композиция его картин: несложные, но удивительно гармоничные и простые мадонны. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно.
И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Часть из них получила название по сюжетам фресок. Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви.
В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила».
Но эту босоногую женщину встречают, как царицу – владычицу небесную. Высокий Ренессанс – первые три десятилетия XVI века. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Таким образом, главная тема живописи флорентийского периода художника – Мадонна с младенцем, которой посвящено не менее 10 работ. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др.
Почему. Гроcтеки Рафаэля не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец.
Сикст и мученица Варвара также стоят на небесах — на земле этого не увидишь. Молитвенник, который она держит в сторону от себя, вносит разнообразие в строго выдержанную схему. На потолке Рафаэль написал «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона».
В остальных секциях последовательно представлены события из Ветхого Завета – история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона) – всего 48 сцен. Прототипом этого орнамента, получившего название от слова «грот» (пещера), стали фрагменты античных росписей интерьеров Терм Траяна в Риме и «Золотого дома» – дворца императора Нерона, руины которого были обнаружены под землёй в 1481 году. В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников.
Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. Шедевром Рафаэля признан алтарный образ Богоматери Сикстинская Мадонна (Приложение 2, рис.
Возрождение подходило к концу. Но именно потому, что их в нем нет именно потому, что он парит над своими картинами, как почти бесплотный дух, они как будто отличаются тем же, что когда-то сообщало произведениям безымянного религиозного искусства их силу и мощь: словно они созданы не отдельной личностью, словно в них воплотился дух прекрасного века.
Строительство храмов – это традиция длиною в сотни лет. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Варвара застыла в благоговейном молчании.
Члены семьи не очень ладили друг с другом. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап.
За ними, в темном берете – сам автор. В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Много изображения богоматери ("Сикстинская мадонна", 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Нельзя сделать лучше». На стенах этого сравнительно небольшого помещения Рафаэль написал «Диспут» («Беседы о таинствах причастия»), напротив — знаменитую «Афинскую школу» («Философские беседы»), на третьей стене было помещено прославление поэзии — «Парнас», на четвертой — группа из трех аллегорических фигур «Мудрость, Умеренность, Сила», олицетворяющая правосудие. В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности.
Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. Ощущение движения должно усиливаться еще витающими в облаках амурами, целящимися со всех сторон в плывущую по волнам Галатею.
Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. Большинство художников выходило из народной среды. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками).
1506-07), «Мадонна в зелени» (1506), «Прекрасная садовница» (1507). Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. «Я воскрешаю мертвых», — говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии. Мадонны, созданные им в Риме, т. е. В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем.
Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари.
В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести. Даже в тех случаях, когда ему приходилось изображать ужасы, насилие, резкие драматические моменты, он былкротким и мягким, привлекательным и ласковым. Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками).
Св. Сикст очевидно осведомлён о великой тайне, старик полон обожания мирного и счастливого. Петра в Ватикане. Петра. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Ведущим архитектором становится Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший классическим принципам в архитектуре. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. В 1517 – 1519 годах своды, стены и пилястры (пилястра – вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну) лоджии расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Ундине, Пенни. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников. Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала.
Браманте соединил здание старого Ватикана с дворцами Николая V и Иннокентия VII двумя длинными галереями, которые ограничили Ватикан с запада и востока. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов.
Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Рафаэль «Преображение» (1516-1520). За свою недолгую жизнь он успел выразить в живописи, вероятно, все, что мог, т. е. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св.
Рафаэль часто наезжал в Перуджию, руководил работами своих учеников, рисовал картины и окончательно отделывал заказы, но жил и учился во Флоренции. Три фигуры образуют треугольник, сомкнутость и единство их усилены отдернутым в верхних углах картины занавесом. Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам вот таким образом Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто – XIV в., кваттроченто – XV в. и чинквеченто – XVI в. ). Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. 3). Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего.
Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. ПроизведенияМикеланджело, Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511). Эта эпоха, больше всего верившая в гений и силу человека, рождала правителей – тонких знатоков искусств и вместе с тем чудовищных убийц, ярких и талантливых и часто вместе с тем уродливых в нравственном отношении. На тот момент Рафаэлю был 31 год.
Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Своды украшены фресками на библейские сюжеты – по 4 небольшие композиции в каждой части. Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. Идеальная фигура Марии овеяна серебряной дымкой. Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. У Микеланджело – большого мастера изображения человеческого тела – он старается перенять технику рисования правильных поз и мимики лица.
Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». 405х278 см.
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев. Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм – кругов и полукружий и рождающиеся из них сферы или купола полусферы. К третьему десятилетию 16 века культурная и духовная ситуация в Италии изменилась.
Композиция Рафаэля воспринималась современниками как призыв к освобождению Италии от иноземных захватчиков. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Начиная с 1509 и по 1520 гг. У Микеланджело – большого мастера изображения человеческого тела – он старается перенять технику рисования правильных поз и мимики лица. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая. полное царство гармонии, красоты и добра.
в период полной художественной зрелости, приобретают иные черты. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Фреска «Парнас» – аллегория царства поэзии – изображает покровителя искусств, бога Аполлона, в окружении муз.
Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев.
Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости. Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым.
Художник не дает никаких явных намеков и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия. Он поручил архитектору Браманте составить такой проект реконструкции Ватикана, который органично объединил бы уже существующие и планируемые строения. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки.
Так началась история Рафаэлевых Станц. В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной. Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим.
Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии.
За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др.
Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения ("Бальдассаре Кастильоне", 1515).
В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого.
В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515). В планировке – резкое противопоставление неба и земли.
Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем. Как совершенный в своих силах, Рафаэль не боится композиционных канонов. Почти идиллически выглядят фрески, на которых изображены Венера, показывающая Амуру людей или Амур ищущий сочувствия у трех граций и поручающий им Психею для защиты от Венеры. Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Перуджино.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян. Наиболее знаменита «Афинская школа». Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Историческая действительность разрушала иллюзии ренессансного гуманизма. Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах. Пространство между галереями он оформил в виде большого внутреннего двора («Двор Бельведера»), который завершается величественной нишей архитектора Пирро Лигорио (1560 г. ) со знаменитым фонтаном в виде шишки итальянской сосны – пинии. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Среди них можно выделить три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Лев Х решил украсить богатыми златотканными коврами свободные от фресок части Сикстинской капеллы и поручил Рафаэлю написать картоны для этих ковров. Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 152О) во Флоренции. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером.
Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Сикста в Пьяченце. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо () в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 152О) во Флоренции. Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отражали мировоззрение эпохи. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Вот что выяснили исследователи понятия «грация». С другой стороны, они же являлись организаторами инквизиции, разжигали религиозный фанатизм. Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов.
Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки. В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Художник овладел большой четкостью рисунка, совершенствуясь на высоких образцах он не останавливался даже перед переработкой своих незаконченных картин в соответствии с новыми, более высокими представлениями о красоте. Одним из таких людей и был Юлий II. Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) – одно из самых совершенных творений Рафаэля. Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости».
Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. Они — центр композиции. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью. В общем каждый выдумывает на свой лад. Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1505, «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, «Мадонна со щеглом») принесли художнику всеитальянскую славу.
Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515).
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Рафаэлю была поручена роспись четырех смежных зал, так называемых станц (комнат).
В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ). На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги. Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте».
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы.
Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ». Вот одна из фресок из греческой мифологии. Внезапно распахнулся занавес – и глазам зрителя предстала мать с ребёнком на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело. Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду». Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ).
Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника.
К лучшим работам раннего периода принадлежит "Мадонна Конестабиле". Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески. Проявив рано склонность к рисованию, он начал учиться у своего отца, который если и не был замечательным живописцем, то понимал и ценил живопись. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу – владычицу небесную.
Рафаэль начинает изучать технику работы этих мастеров и даже делает копии с некоторых картин. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Масло, доска. Благородство движений, мягкие изгибы плеч, рук и складок одежды, темные и светлые чередующиеся тона придают ей плавную размеренность, грацию и гармонию, которые присущи абсолютному кортеджиано. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок.
Тонкое чувство и верная передача душевных движений, прелесть фигур и переливов тонов, которые отличают картины Леонардо да Винчи, благоговейное выражение и умелое расположение групп, знание и глубина впечатления, который присущи Фра Бартоломео, отразились на произведениях Рафаэля этого периода, но не лишили их ясно уже выступившей индивидуальности. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров. В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер.