Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.
Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. его эпохой, – например, в годы Второй мировой войны и в послевоенное время. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл. Отдельные проявления подобных тенденций обнаруживались в первые десятилетия XX века в творчестве представителей разных национальных школ – Р. Штрауса (оперы «Саломея» и «Электра»), Малера (в последних симфониях), Скрябина (в поздний период творчества), Хиндемита (оперы «Убийца -надежда женщин», «Святая Сусанна»), Бартока (балет «Чудесный мандарин») и других, но как особое направление музыкальный экспрессионизм связан именно с австрийской, а точнее, венской культурой.
В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжёлыми массами. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Основной вклад в его развитие принадлежит американцам – Клиффорду Стиллу, Джексону Поллоку и Хансу Хоффману.
Одна из первых антологий экспрессионистской поэзии носила характерное название «Сумерки человечества» (Берлин, 1920). В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель.
Событием в литературе того времени стали романы и рассказы писателей экспрессионизма, в частности, сборник новелл «Человек добр» (1917) Л. Франка, в котором с тщательно подобранными отталкивающими подробностями показано озверение людей в окопах и развенчаны прекраснодушные иллюзии относительно действенности гуманных норм. Никогда радость не была так далека и свобода так мертва. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени).
Основатели – студенты архитектурного факультета города Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф. Однако какие бы оттенки ни принимало творчество художников, работающих в манере экспрессии, оставалась непоколебимой одна основная черта – крайний пессимизм. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. еxpressio – выражение), направление в европейском искусстве развивалось в середине 1900- 1920-х годах (первой четверти 20 века), проявившегося особенно ярко в Германии и Австрии накануне Первой мировой войны.
Впечатления и мысли художников как бы выплескиваются на полотно – они причудливы, даже спутанны и почти всегда тягостны. В искусстве экспрессионизма жизнь надлежало не описывать, не подчинять абстрактным философским концепциям, но выражать, проникая в потаенный смысл, активно вторгаясь в реальность и воздействуя на все происходящее в мире. Но задолго до этого, в конце 15 – начале 16 веков испанский художник Эль Греко и Маттиас Грюневальд из Германии уже использовали технику экзальтированности и предельной эмоциональности в своем творчестве. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души.
Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. Сам ОНил (как и Э. Райс и Дж. Г. Лоусон) решительно отрицал свою принадлежность к экспрессионизму и впоследствии утверждал, что в то время не был знаком с произведениями, в которых критика находила экспрессионистские черты, общие с его пьесами. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды.
Первая – в 1906 году, в Дрездене, в магазине ламп – прошла незамеченной, однако последующие три (в 1907, 1910 и 1912 гг. ) привлекли внимание. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Позже возникла группа «Синий всадник». Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Деятельность М. Грэм и руководимой ею труппы охватывала длительный период в истории современного танца в США (1920–1990-е) и оказала сильное влияние на его развитие. Исследователи авангардистского искусства считают, что принципиальным носителем немец-кого экспрессионизма стала возникшая в 1905 году художественная группировка, получившая название «Мост».
Такое понимание сущности творчества отличало участников крупнейших объединений художников экспрессионизма: берлинской группы «Мост» во главе с М. Пехштейном и Э. Нольде, мюнхенской группы «Голубой всадник», к которой принадлежал и работавший в Германии русский художник В. Кандинский. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны.
Экспрессионизм (от фр. Его основатели (Дж. Поллок, У. де Кунинг) и последователи отказались от воспроизведения натуры и рассматривали свое искусство как средство самовыражения, объективации внутренних импульсов. И действительно, этому направлению присуща смятенность высказывания, предельная напряженность, экстатическая интонация (зачастую интонация «последнего предсмертного часа»). Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Поставив во главу угла ритмо-динамическую организацию художественного пространства, в которой важная роль отводилась способам и средствам нанесения краски на полотно, они добивались выразительности, предлагая публике своего рода «энергограмму» художника в процессе создания полотна. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Вот таким образом отдельные положения творческой программы, обоснованной экспрессионизмом, находят прямое созвучие с устремлениями и опытами писателей, не принадлежавших этому направлению: австрийского прозаика Ф. Кафки (новеллы «В исправительной колонии», 1919 «Превращение», 1916), Л. Андреева (драмы «Тот, кто получает пощечины», 1915 «Собачий вальс», 1916), русских футуристов, в особенности, молодого В. Маяковского. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки.
Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Художники сочувственно изображали невзгоды, страдания простого человека. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Новое искусство было замечено. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. expressio — выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четв.
УВАЖАЕМЫЕ ЗРИТЕЛИ. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Термин предложен издателем журнала «Штурм» Х. Вальденом в 1911.
«Созидание» действительности внутренней жизнью художника приводит к характерной деформации объективной реальности. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914). Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
В творчестве Шёнберга и его учеников музыкальный экспрессионизм переживает определенную стилистическую эволюцию. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, ldquoСиний всадникrdquo представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Отсюда и тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, характерным для этого стиля. Своими корнями «искусство действия» уходит в первые десятилетия двадцатого века, в творчество футуристов, дадаистов и сюрреалистов. Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Ни одна другая техника не претерпела после 1890 года столь мощное творческое развитие, она обладает мрачной силой и экспрессивностью и не утратила своего воздействия по сей день.
На рубеже 1940–1950-х в американской живописи оформилось направление, получившее название «абстрактный экспрессионизм». Не осталась в стороне и Германия. Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Персонажи становятся просто масками, воплощающими ту или иную позицию.
Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс, писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Например, в драме Чапека R. U. R. Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. Никогда мир не был так мертвенно нем. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве.
В основном теперь его полотна изображали пейзажи и религиозные сюжеты. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека.
Кнасыщенным динамизмом деформациям натуры и пространства обращается в своей живописи и графике Гроппер, мастер политической карикатуры, в целом разделявший идейно-художественные установки литературно-политического объединения «Клуб Джона Рида». Одни обращаются к формам древнего искусства и воспроизводят в крайне искаженном виде или подражают африканской скульптуре (члены объединения «Мост») другие же ведут автономные поиски абсолютно иного языка (линия Архипенко). Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Но она страшная. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире.
Примерно в то же время возникли и первые литературные объединения экспрессионистов. В 1912г. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Не остался в стороне и экспрессионизм: перестали существовать его основные объединения – «Мост» и «Синий всадник». Унаследовав от романтиков страстный критический пафос, неприятие дегуманизированных общественных отношений, обрекающих личность на внутреннюю несвободу, экспрессионисты вступили в борьбу за подлинно человеческое.
Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. В1913 в Нью-Йорке, а затем в Чикаго и Бостоне, состоялась выставка «Армори Шоу» («Armory Show»), впервые широко познакомившая американскую публику с новейшими направлениями в европейском искусстве, в том числе полотнами П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Пикассо, скульптурами М. Дюшана и открывшая перед американскими художниками новые возможности и перспективы. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались. Еженедельник стал платформой левого экспрессионизма2. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.
С наибольшей непосредственностью этот разрыв ощутим, пожалуй, в области языка искусства. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса.
Далеко, не все художники, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже, Марк, Кольвиц, Гуттузо) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой 20-го века. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков.
Но в интерпретации «человеческого» резко сместились акценты, оказалась почти полностью разрушенной категория романтического идеала. Его члены– графики Ф. Бард, Ф. Эллис, Х. Геллерт, откликаясь на злободневные темы, публиковались в лево-радикальной и коммунистической печати («Мэссиз», «Нью мэссиз», «Дейли уоркер»), с которой сотрудничал и Р. Майнор, опиравшийся в своем творчестве на традиции О. Домье. Экспрессионизм (от лат.
Мы внутри, а не снаружи». Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В.
К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. «Искусство действия» квинтэссенция идеи о превалировании творческого акта над его результатом, с другой стороны оно воплощает другую характерную тенденцию искусства 20-го века – стремление уничтожить грань между искусством и действительностью, растворить художественный жест в окружении, спонтанно протекающих процессах жизни. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Значительными были и достижения экспрессионизма в кинематографе (фильмы немецких режиссеров Ф. Ланга, Г. В. Пабста).
В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма.
Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Термин экспрессионизм впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала Штурм (Der Sturm). Этот жанр уже достиг однажды высочайшего расцвета в немецком искусстве XVI века. Отто же стремился запечатлеть все эти образы. Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство.
20 в. в творчестве многих европейских художников (М. Экспрессионистский период в творчестве ОНила ограничен 1920-ми. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Пикассо, П. Клее, М. Шагал), некоторые воссоздавали действительность в виде кошмара или хаоса деформированных мятущихся образов (О. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму.
сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. В таких произведениях особо подчеркивается темперамент и чувственность автора. Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной.
В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. К концу 20-х годов остродиссонансная сфера серийно-атональной музыки трактуется Бергом и Шёнбергом уже как средство воплощения бесчеловечных сил, угрожающих миру (оперы «Лулу» Берга и «Моисей и Аарон» Шёнберга). Но выражается этот интеллектуализм в чрезвычайно специфической форме. наруживается дисгармонический поворот в сторону «я». Мировоззренческие оценки и эмоциональная окраска восприятия эпохи в экспрессионистском искусстве предельно контрастны: от апокалиптических мотивов «конца света», «гибели мира» – до идеи обновления, рождения нового мира от ощущения нестерпимого ужаса, потерянности, одиночества, беззащитности перед лицом вселенской катастрофы – до воспевания нового братства людей, новой человечности, которая должна родиться в огне испытаний.
герои лишь иллюстрируют общие тенденции, которые изображает автор. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Некоторые приёмы живописи этих художников заимствованы из ксилографии, технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Программный характер носило опубликованное в печати обращение группы «Мост», которое сформулировал глава и вдохновитель объединения – Эрнст Кирхнер. Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке главы Нововенской школы в 1910-е годы, в начале 20-х сменяется додекафонией: композитор открыл «метод сочинения на основе двенадцати соотнесенных лишь между собой тонов» (формулировка Шёнберга), обеспечивший упорядоченность и внутреннее единство экспрессионистской звуковой стихии.
Философско-эстетические воззрения экспрессионистов обусловлены влиянием теории познания Э. Гуссерля об «идеальных сущностях» интуитивизмом А. Бергсона, его концепции «жизненного» порыва, преодолевающего косность материи в вечном потоке становления. Эта задача привлекла немецких скульпторов, объединившихся в группу «Ноябрь» (Хётгер, Эми Рёдер, Гарбе, Макс Краузе, Милли Штегер, Беллинг, Матаре). (1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. Проблема экспрессионизма в России решалась неоднозначно.
Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Для многих произведений художников характерно раскрытие судьбы одинокой личности, «маленького человека», затерянного в огромном и чужом мире и окруженного враждебными ему людьми. Не являясь последователями этого направления, режиссеры и художники– например, ставивший ранние пьесы ОНила Дж. К. Кук и оформлявший некоторые из них художник Р. Э. Джонс, – стремились в таких пьесах выделить отдельные характерные для них элементы и затем воплотить их на сцене с максимальным эффектом.
Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Они противопоставляли хаосу современности пафос «первозданно» свободного восприятия мира, стремились к обострённому самовыражению («экспрессии») с оттенком анархического бунтарства. Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона ОКейси, Убийство в соборе (1935) Т. С. Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений.
К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Э. Мунк «Крик» (1893). Так же В 1911 г. в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк, П. Клее, А. Явленский и др. ), где произведения представителей были более созерцательны по образному строю и большее внимание уделялось живописно – декоративистским проблемам иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Задача художника – передача сущности, а не явления, постижение некоей закономерности, проявляющей себя, по мысли экспрессионистов, не в непосредственно наблюдаемых свойствах объектов, а только в их «внутренней природе».
Мы не французы, мы немцы. По его мнению, на этот вопрос дает ответ Курт Пинтус в предисловии к составленной им антологии современной немецкой поэзии «Сумерки человечества» : «Если стихи, собранные здесь, не принадлежат к какой-нибудь одной замкнутой литературной группе или школе, то все же должно быть нечто, что объединяет поэтов этой симфонии.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Вайоминг). Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»).
Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Новая школа живописи стала движением, вовлекшим в себя художников разных стран. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л.
Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Например, в пьесе Юджина ОНила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя. Кокошка, Ж. Руо).
Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями.
Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. В восприятии героя доминирует трагически искаженный облик распадающегося мироздания. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Хотя экспрессионизм на выставке не был представлен, она подготовила его восприятие.
В Вене, чей уклад характеризовался особой консервативностью (в том числе и в области музыкальных вкусов), где культивировалось легкое, гедонистическое отношение к жизни, всплеск экспрессионистской стихии оказался наиболее мощным. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». «Ландшафты души» художника, содержание его духовной жизни – вот то единственное, что дано в художественном созерцании внешний мир творится сознанием. Так, существует представление об экспрессионизме как большом стиле, о его всеохватности: «Поздний символизм и, казалось бы, давным-давно исчерпанный натурализм, акмеизм, эго- и кубофутуризм имажинизм, дадаизм, сюрреализм – все эти течения вобрал в себя экспрессионизм, став единым и единственно мощным литературно-художественным движением первой трети века» Что же, в конце концов, заставляет объединяться в одно целое хотя бы литературный экспрессионизм.
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. была развита так называемая «бесформенная живопись». Кандинский и др. ), другие обратились к примитивизму (П.
В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Картон, масло, темпера, пастель.
Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Однако трактовались эти гуманные идеи в духе беспросветного отчаяния и пессимизма. Экспрессионизм как художественное направление в литературе (а также в живописи, в скульптуре, графике) сложился в середине 90-х годов XIX столетия. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ).
В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919).
в 1925). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918). Но это лишь незначительные детали в произведениях выдающихся мастеров. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. А экспрессионисты двадцатого века стали считать себя их последователями и, опираясь на труды Фридриха Ницше (трактат «Рождение трагедии») о иррациональном («дионисийском») начале искусства, стали развивать направления хаоса чувств и способы его выражения в искусстве. Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Вместе с тем, он подчеркивал свою преемственность по отношению к А. Стриндбергу: «Все, что есть непреходящего в том, что мы не строго именуем экспрессионизмом, – все, что представляет собой художественно ценный и основательный театр, – восходит, как нетрудно установить, через Ф. Ведекинда к Стриндбергу». Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Совмещение различных пластов реальности ведет к мифологизации действительности. В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение.
Теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид писал: «Он (художник) не отражает – он изображает. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др.
В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Именно представителями экспрессионизма были созданы одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Этот «апостольский» лозунг действительно охватывает всех разнородных, по другим признакам, поэтов экспрессионизма».
Бекманн, Ж. Руо, Х. Сутин, Э. Мунк, К. Пермеке, О. Кокошка). Живопись Джексона Поллока поддерживается проекцией действия. Вот таким образом ведущим принципом отражения становится принцип абстрагирования. Август Маке в статье «Маски» сформулировал цели и задачи новой школы: «искусство превращает в понятное и постижимое сокровенную сущность жизни». Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века.
Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Австрии и Германии. В Берлине начали выходить журналы «Штурм» («Буря») и «Акцион» («Действие»), которые выражали позиции литературно-художественных группировок, в дальнейшем развивавших противоположные течения в экспрессионизме. Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср.
В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: монодрамы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор. Принцип выражения преобладает над изображением. Гротесковость и искажение формы в их работах – важная составляющая. Число экспрессионистов и примыкающих к ним художников продолжало увеличи-ваться.
В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. В Америке к экспрессионистам причисляют таких представителей абстрактного искусства, как К. Стилл, Д. Поллок, Х. Хофманн. В картинах они использовали отвлеченную гармонию красок эксперименты в области формы. В самом названии своей группы, они старались заложить особый смысл: группа должна была, как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т.
«Художник должен передать тот крик, который испускали бы вещи, если бы они не были немы», – заявлял Г. Бенн, поэт-экспрессионист. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Художники-экспрессионисты продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матисс, Дерен, Вламинк).
Очень распространены мотивы боли и крика. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства.
На городских картинах показаны преступления и разврат бывших солдат, потерявших себя. – Только это может быть экспрессионизмом»). Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). В 1910г.
В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого. Их издание окончательно прекратилось в 1933, когда победивший в Германии фашизм объявил творчество приверженцев экспрессионизма разновидностью «дегенеративного искусства», подлежащего запрету, тем более что многие его представители придерживались левых и коммунистических взглядов. Впоследствии к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амье, финн Аксель Галлен – Калола и другие. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. В музыке не сложилось группировок, подобных творческим объединениям литераторов или художников (Нововенская школа лишь в отдаленной степени может служить им аналогом), но именно музыка едва ли не опережала литературу и живопись по интенсивности выражения экспрессионистской позиции.
В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made». Возникла в 1905 году. Дело в том, что для немецкого изобразительного искусства весьма характерен поиск эстетики уродства. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Акция – так, обобщая, называют «искусство действия», заменяющее художественное произведение жестом, разыгранным представлением или спровоцированным событием.
Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Это явление получило теоретическое обоснование в книге основоположника абстракционизма, члена группы «Синий всадник» В. Кандинского «О духовном в искусстве» (1912). Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
Наибольшее развитие получил в начале XX века. Экспрессионизм (от лат. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Их обращение к «экспрессионистской» драме не составило исключения. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Позднее Маке учился у Ловиса Коринта.
Она страшная, эта музыка. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.
Возник как отклик на социальный кризиспервой четверти ХХ века (также на первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения). Bracke).
«Не падающий камень, а закон тяготения» (Э. Одни художники ушли в беспредметничество (В. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». В произведениях Огюста Родена некоторая деформация тел моделей так же иногда присутствует. Экспрессионизм, оказавший значительное влияние на судьбы мирового искусства, в своем генезисе был явлением, выросшим на духовной почве австро-немецкой культуры. Дейблер: «Уста народа гласят: когда кого-либо вешают, он переживает в последний момент всю свою жизнь еще раз.
(Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль). ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от фр. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой.
С гипертрофией субъективного начала в экспрессионизме связан и способ отражения действительности, подвергающий сомнению возможность рационального познания истины и ставящий в центр отношений человека и окружающего мира «внепонятийные» формы контакта. Он предлагал, однако, весьма широкое толкование самого понятия «экспрессионизм», выводя его далеко в прошлое за пределы XXв. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией готовых (ready-made) объектов.
Его живопись станет нежней. ном интеллектуализме. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Художники, входившие в это объединение, смогли по-новому осмыслить эстетику и создать художественный стиль, который представлял собой принципиально новый подход к восприятию действительности.
экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего.
Несколько иначе обстоит дело в живописи (где это течение связано в основном с немецкой художественной школой) и в музыке (австрийский музыкальный экспрессионизм). и второй пол. Создатели нового направления провели несколько выставок. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов.
Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, в музыке Берга явственно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания», для Веберна в его духовном развитии чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, великих контрапунктистов XV—XVI веков и философско-поэтическое наследие Гёте. Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. Оно пронизано ощущением повседневной боли, неверием в разумность бытия, неотвязным страхом за будущее человека, чью жизнь направляют социальные механизмы, поминутно угрожающие ему бессмысленной гибелью.
Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). Только поэту, считают экспрессионисты, открывается космическая вибрация «идеальных сущностей».
Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. – справедливо задавался вопросом В. Нейштадт. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Официальному академическому искусству Германии противостояли не только художники-экспрессионисты. Еще одна существенная особенность трактовки «человеческого» в экспрессионизме – его абстрактная всеобщность. Даже работы великого Микеланджело порой допускают сознательное искажение пропорций.
Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Утиц), не конкретика действительности, а ее дух оказываются в центре внимания1.
Все названные обстоятельства с неизбежностью ставили проблему поисков нового языка. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка).
Вышесказанное в целом справедливо и вотношении изобразительного искусства США. «Мост»-Фриц Блейль, также члены дрезденской «Группы 1919» Кристоф Фоль и Бернгард Кречмар и это лишь некоторые имена. Очень распространены мотивы боли и крика. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Журналом «Акцион» с самого начала была заявлена гражданственная позиция, определившая его антимилитаристскую, социально-критическую направленность. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента.
Лозунгом «Штурма» стал чисто эстетический тезис борьбы за новое искусство, «свободное от политических, моральных, общественных идей времени». В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. Сложились различные ответвления экспрессионизма.
У этих писателей с большей или меньшей прямотой выражено представление о драме как средстве доказательства определенной идеи, так что пьеса носит осознанно схематизированный, «тезисный» характер. И вот нет больше цепи фактов: фабрик, домов, болезней, проституток, крика и голода. Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве.
Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Этим обусловлено отсутствие заботы об изысканности формы. АМЕРИКАНСКИЙ (США) ЭКСПРЕССИОНИЗМ охватывает значительный круг художественных явлений, проявляясь в разное время и в разной степени в творчестве большого числа художников, в том числе и очень крупных, практически во всех областях искусства.
Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. В 1904 г. появился его первый альбом эскизов.
Художники, составлявшие другую группу – «Синий всадник», возникшую чуть позднее, в Мюнхене (1911 – 1914 гг. ), так же внесли сою лепту в развитие экспрессионизма в живописи. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы.
Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своем творческом развитии Берг и Веберн. Ими были студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. Поэзия мировой революции» (Потсдам, 1919).
Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества. Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов. Первая мировая война (1914-1918) разобщила художников и многие объединения, группи-ровки, течения, возникшие в начале XX столетия в Париже, Мюнхене, Милане, Дрездене и других европейских городах, распались. В литературном экспрессионизме трудно разграничить немецкую и австрийскую линии. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Мир внешний, мир материи растворяется в бесконечном потоке субъективных экстатических состояний, приближающих поэта к разгадке «тайны» бытия.
В Базеле Маке познакомился с творчеством импрессионистов -- художественного течения, практически неизвестного в то время в Германии. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: ldquoФалангаrdquo (1901 – 1904 гг. ), ldquo Новое мюнхенское художественное объединениеrdquo (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – ldquoСиний всадникrdquo. вплоть до античной трагедии. Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, в искусстве прошлого.
Благодаря деятельности Гуго фон Чуди, Национальная галерея стала первым в мире музеем, в экспозиции которого появились произведения французских импрессионистов: в 1896г директор Национальной галереи, опередив парижских коллег, приобрёл картины импрессионистов. Именно тогда в Дрездене возникла группа «Мост», объединившая таких художников, как Эрнест Кирхнер, Эрих Хекель, Эмиль Нольде, Отто Мюллер и др. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Еще более значительный отклик получила драматургия экспрессионизма: пьесы Г. Кайзера, Э. Толлера, впоследствии — молодого Б. Брехта («Что тот солдат, что этот», 1927 «Святая Иоанна скотобоен», 1932), начинающего Ю. ОНила («За горизонтом», 1920 «Косматая обезьяна», 1922). Лекции Бориса Моисеевича Бернштейна (1924-2015), советского искусствоведа, доктора искусствоведения, профессора Академии художеств Эстонии. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Витоге экспрессионизм в США не сложился как самостоятельное художественное направление.
Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Тенденции к экспрессионизму проявились также в сер. СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР. Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы.
Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. «Штурм» и «Акцион» стали основными журналами новой школы. Воинствующий импрессионист назвал творчество группировки «Мост» «готтентотской наивностью» и антинемецким подражанием французским авангардистам. Отсюда внимание к сфере подсознательного, культ чувства, непосредственного переживания интуиции, «внутренней необходимости» (Шёнберг) как единственного способа адекватного постижения сущности бытия. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. «Не индивидуальное, а свойственное всем людям, не разделяющее, а объединяющее, не действительность, но дух» Датой возникновения экспрессионизма принято считать 1905 год. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи.
Очень распространены мотивы боли и крика. Речевые интонации, отсутствие мелодики, диссонансные ходы, резкие и неблагозвучные скачки, разрозненность ритма и темпа, нерегулярная акцентировка, чередование слабых и сильных долей, нестандартное использование инструментов (в нетрадиционном регистре, в нетрадиционном ансамбле) – все эти идеи были созданы для выражения чувств и раскрытия содержания души композитора. Адорно). Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана (офорты Ночь, Морг и др. ), Карла Хофера и Отто Дикса.
В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается.
То же относится и к исполнителям. Считается, что термин «экспрессионизм» был введен в 1910 году историком из Чехии А. Матейчеком. При этом родство идейно-художественных убеждений и близость стилевых тенденций лишь подчеркивает исключительное своеобразие творчества каждого из трех нововенцев.
По словам Кшенека, с именем Шёнберга «связано великое восстание против венского наслажденчества». В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Еще со времен средневековья немецкие художники каким-то волшебным образом могли находить прекрасное в отвратительном и красоту – в безобразном. Всего их в короткой жизни Маке было 78. В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее и другие. Действие строится как открытое столкновение антагонистических верований и воззрений.
Примером могут служить отношения немецких экспрессионистов и французских фовистов. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Вне этих объединений работали художники О. Кокошка, М. Бекман, Скульптор В. Лембург и др. Принцип выражения преобладает над изображением12. В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания. Они оказали серьёзное влияние на формирование такого течения, как абстрактный экспрессионизм.
справа). Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо.
Чертами экспрессионизма наделены и многие скульптурные произведения. Родился в Витебске 24 июня. В области театра США наиболее значителен вклад экспрессионизма в танцевальное искусство. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Как всеобщий символ экспрессионистской графики выступает гравюра на дереве. Продолжение эти тенденции получили в фильмах А. Хичкока и О. Уэллса. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после.
В действительности понятие экспрессионизма в скульптуре не отличается ясностью. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник.
Определение «драма крика» (Schreidrama), связанное с экспрессионистской драматургией, могло бы быть отнесено ко многим жанрам экспрессионистского искусства. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Несомненное воздействие на американскую кинематографию оказали фильмы, поставленные в Голливуде немецкими режиссерами-экспрессионистами (среди них «Кот и канарейка», «Cat and the Canary», 1927 «Китайский попугай», «The Chinese Parrot», 1928 «Человек, который смеется», «The Man Who Laughs», 1928 «Последнее предупреждение», «The Last Warning», 1929, П. Лени «Ярость», «Fury», 1926 «Женщина в окне», «The Woman in the Window», 1944 «Американская война на Филиппинах», «American Guerrilla in the Philippines», 1950, Ф. Ланга и др. ). Брехт и С. Беккет), прозу (Ф.
Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». В 1905 г. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф и Э. Нольде, О. Мюллер). Её активную поддержку нового течения, начиная с публикации многочисленных статей об экспрессионизме, трудно переоценить. Принцип выражения преобладает над изображением. На немецком языке писали также авторы т. н.
Как сигнал мирового неблагополучия, как «крик в ночи», мешающий привычному наслаждению искусством, экспрессионизм был актуален, неразрывно связан с историческими событиями. Превосходство поэта – в неучастии «в делах толпы», в отсутствии прагматизма и конформизма. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города.
Члены «Моста» вместе и жили и работали. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Создавая композицию, художник свободно льёт, наливает краски на полотно. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Объявленная им война «действительной природе» породила распространенный в экспрессионистской среде лозунг «прочь от природы», в котором зафиксирован отказ от воплощения конкретно-чувственной формы объектов и явлений окружающего мира – «распредмечивание действительности». В нем реализуется одна из ведущих идей модернизма о процессуальном характере искусства.
В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. В драмах ОНила «Император Джонс» (1920) и «Косматая обезьяна» (1922), наряду с характерными приметами поэтики экспрессионизма (стадиальность действия, чередование коротких сцен и др. ) очевидна реалистическая трактовка характера и среды.
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. У истоков экспрессионизма стояли объединения молодых немецких художников – дрезденская группа «Мост» (1905) и мюнхенская «Синий всадник» (1911)1. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Вэто десятилетие в Америке были созданы и другие пьесы, близкие экспрессионистской поэтике: «Счетная машина» (1923) Э. Райса, «Процессия» (1925) и «Интернационал» (1928) Дж. Г. Лоусона, «Машиналь» С. Тредуэлл. Во французском языке оно так же звучит аналогично этому.
Так, в Италии, которая в то время представляла собой памятник собственному былому величию, в качестве протеста против старой культуры зародился футуризм. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. 91 х 73, 5 см.
До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. Экспрессионизм (от лат. е. современность) с искусством пошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. В1930-е популярность экспрессионизма в Америке заметно ослабевает, однако в «Живых газетах», самом оригинальном детище «красных тридцатых» в театральном искусстве, ощутима связь не только с формами агитпропа, но и экспрессионизма. В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Во главу новой эстетики в первую очередь было поставлено отрицание материалистического мировоззрения, реализма импрессионизма и стиля модерн (в Германии носивший название «югендстиль»). Это вызывающее «шок» искажение было подчинено внеэстетической задаче – прорыву к «полному человеку» в единстве его сознания и бессознательного.
Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Выставляя напоказ в мастерской различные артефакты – ощетинившийся гвоздями утюг, велосипедное колесо на постаменте, собранную из подручных материалов сушилку для бутылок, М. Дюшан чувствовал себя счастливым. Ко вторым относятся Освальд Херцог, Вильям Вауэр и Рудольф Беллинг, в дальнейшем примкнувший к абстрактному искусству. С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы или публиковаться. средних веков. Искусство эпохи меровингов и каролингов. Достойное продолжение ее поиски получили в творчестве таких хореографов, как Х. Лимон и Д. Хамфри.
В начале 1910-х годов художники группы «Мост» стали устанавливать связи с новыми объединениями, близкими их стремлениям. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. Так в 1905 г. в Дрездене появилась группа под названием «Мост» В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде.
Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. Такие новые средства выразительности, как атональность (отхождение от логики классического мажорно-минорного лада), додекафония (сочетание двенадцати тонов), новые приемы пения в вокальных произведениях (говор-пение, шепот, крик), привели к возможности более непосредственного «выражения своей души» (Т. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). живает и генетические связи с романтическим миросозерцанием. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост» стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Ланга, П. Германия также не осталась в стороне. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).
В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. У многих художников под влиянием роста революционного сознания экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптуре и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др. ). Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню».
Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. В этом была их схожесть с фовистами.
Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Однако гораздо раньше, еще до появления на экранах США «Кабинета доктора Калигари» и подобных фильмов, Д. Гриффит, один из основоположников американского кино, в своем раннем фильме «Нетерпимость» («Intolerance», 1916), оставшемся в свое время непонятым и в последующих лентах разрабатывал приемы, перекликающиеся с экспрессионистскими экспериментами в передаче пространства и построении действия и ставшие неотъемлемой частью языка искусства кино: монтаж, крупный план, наплыв, массовые сцены, применение различных ракурсов, вызывающих смещение перспективы и т. п. Оба исповедовали веру в «театр воображения», понимаемый весьма широко, однако их взгляды не были оформлены в целостную систему, меняясь при встрече с новым драматургическим материалом.
Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Об этом свидетельствует тот факт, что представленные в экспозиции работы вызвали громкие нападки не только представителей академического искусства, но и импрессионистов, в частности председателя «Берлинского Сецессиона» (художественное объединение, противопоставившее себя академическому искусству) Ловиса Коринта. expressio, «выражение») – течение в европейском искусстве, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию.
21 Веберна. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Развитие научно-технического прогресса ускорило смену восприятия человечеством ценностей цивилизации. Германия также не осталась в стороне. Только тогда о нем стали говорить в широких кругах, а слава его начала быстро расти. В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее.
Картины, написанные им, передают глубокий смысл, вскрывая социальные проблемы. Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. С этим изданием были связаны художники группы «Синий всадник», в нем печатались Гийом Аполлинер, Марк Шагал, Оскар Кокошка. В 1917 он вернулся в Вену.
Наиболее важное в творчестве: автоматизм – творческий процесс, а не получаемый результат. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Все становится связанным с вечностью» («Экспрессионизм в поэзии»).
Так, в творчестве композиторов Нововенской школы произошел пересмотр всех элементов музыкальной выразительности и способов организации музыкального движения: лад и тональность, гармония, форма (как процесс и как целое), мелодика, ритм, тембр, динамика, фактура — все подверглось переоценке. с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Кафка и Г. Майринк). Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию.
Своими работами представители этого направления надеялись привлечь внимание публики к сложным проблемам современности. Драматурги-экспрессионисты отвергли театральные условности, несущественные для выражения главных идей своих пьес. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский.
Дионисическое начало по Ницше – это опьянение, хаос, забвение, экстатическое растворение идентичности в массе. Экспрессионизм (от фр. Экспрессионизм (от лат. С историей экспрессионизма соотносятся и различные явления итальянской, польской, хорватской литератур, в которых на какое-то время значительной становилась роль авангарда.
В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Среди первых выделяются В. Лембрук и Э. Барлах. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Лени. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры.
.