1617 г., 50 листов), в которой запечатлел самые разнообразные сцены и образы флорентийской жизни. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. В некоторых листах он достиг большой силы обобщения.
В 1655 г. художник исполнил свою замечательную картину «Похищение Европы» изображающую чудесный морской залив, на берегу которого растут деревья. Классической древностью, равно как и средними веками и эпохой Возрождения интересуется она очень мало её задача— изображать современность. В произведении заметно влияние венецианских живописцев и великого фламандского мастера семнадцатого столетия Петера Пауля Рубенса. Его живопись построена на гармонии сочных красок. "Портрет семьи Леруа" работы художника Бернара Леписье () написан в 1766 году. Примером этого лв. шется одна из лучших его картин—«Игроки в карты» (Дрезден, Галлерея), где эффектно обыгран драматизм ситуации.
Родоначальником данного течения во Франции стал Никола Пуссен (1594 – 1665). Особенно сильно и оригинально развилась в новейшей Франции пейзажная живопись. Воздух и свет — сильнейшие стороны дарования Лоррена.
Энергично исполненные, нередко весьма поэтичные пейзажи Каба, Т. Руссо, Марилья, Гюе и Жюля Дюпре оттесняют на второй план стилизованные и идеализированные произведения «исторических» пейзажистов, хотя в числе этих последних ещё встречались такие таланты, как Блез Десгоф, Алиньи (фр. )русск., Жан-Виктор Бертен (фр. )русск. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Молодая женщина указывает на него страже, как на спутника Христа. Но в других сериях гравюр уже отчетливее выражаются реалистические тенденции. У Пьера Миньяра (1612—1695) – преимущественно женские.
Одна из лучших картин – Семейство молочницы (Ленинград, Эрмитаж). и Демарн (фр. )русск., художник животных Жак Раймон Браскасса и художники цветов Редуте и Сен-Жан (фр. )русск. Его заказчиками были в основном высшие чиновники и придворная аристократия. «Мученичество Святого Эразма» (1628 – 1629) – одна из немногих, написанных по заказу официальной католической церкви (данная работа была заказана для одного из малых алтарей собора Святого Петра).
Композиция строго уравновешенна. Но оба художника жили в Италии, вдали от главного заказчика искусства – двора. Тематика их очень разнообразна: это изображение придворных празднеств («Турнир в Нанси», 1626), ярмарок («Ярмарка в Импрунете», 1620), военных триумфов, битв (панорама «Осада Бреды», 1627), охот («Большая охота», 1626), сцен на мифологические и религиозные сюжеты («Мученичество св. Третья и самая новая, школа образовалась через соединение предшествовавших школ.
Он пишет природу и человека на фоне заката, восхода, в полдень и т. д. При первом взгляде персонажи его полотен кажутся не связанными между собой действием. Последняя во многом обусловлена его мастерством в передаче движения.
Крылов. Характерная группа памятников начального периода — Преображенская серия.
Пластика их фигур и доспехи напоминают образы античной скульптуры. Игру на свирели усевшегося на скале и слившегося с ней циклопа Полифема слушает не только нимфа Галатея, но вся природа: деревья, горы, пастухи, сатиры, дриады.
Среди них нет современников художника. Выдающимся произведением архитектуры первой половины 17 в. была другая постройка Лемерсье — Павильон часов (начат в 1624), составляющий центральную часть западного фасада Лувра. В музее хранится несколько его пейзажей, среди них "Похищение Европы" (1655).
Работы Ленена лишены каких-либо черт занимательности или сельской «экзотики» их сдержанность подчеркивают и рассчитанно простая композиция и пластически четкие формы («Крестьянская трапеза», 1640-е). Лично руководя и Академией и промышленными цехами, Лебрен непосредственно повлиял на вкусы и мировоззрение целого поколения художников, став важнейшей фигурой «стиля Людовика XIV». и Огюст Раффе (фр. )русск.
Он делал эскизы для статуэток севрского фарфора, был известен как театральный декоратор. В первые десятилетия XVII века французское искусство переживало переходный период. и Жан-Батист Удри с большим успехом писали сцены охоты и фигуры животных. Надо сказать, что совершенных музеев нет. Чернышевского «Что делать. ».
Невидимые нити связывают членов бедной крестьянской семьи, слушающей играющего на скрипке мальчика на картине «Крестьянская трапеза». Ее художественный язык очень сдержан. Плененный красотой царицы Геркулес забывает о своем великом жизненном предназначении в объятиях красавицы. Работая в Италии, Пуссен не пошел по пути эпигонов и прямых продолжателей итальянской традиции, но остался сыном своей страны. Это новое настроение прекрасно выражено в его «Аркадских пастухах» — «Et in Arcadia ego» («И я был в Аркадии», 1650).
В творчестве Вуэ они приобрели оттенок вялости и холодной безличности. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Новый и Ветхий завет. Этот политический деятель недаром получил свое прозвище «Собака в большом ошейнике». В этих двух портретах звучит диалог двух культур, двух столетий в истории Франции. За свою жизнь Лебрён создал и множество портретов. В историю искусства Калло вошел исключительно как график. Они обычно очень спокойны, художник почти не вносит в них элемент действия.
Учениками Вуэ были такие видные мастера французского искусства, как Лесюер, Лебрен и Миньяр. Не случайно темы некоторых композиций Калло приобретают трагическую окраску.
Родом из провинции Лотарингия (которая именовалась по-французски «Лоррень», что и дало ему это прозвище), он ещё ребёнком попал в Италию, где и начал обучение живописи. Его большая картина "Отречение Святого Петра" написана на евангельский сюжет. 28).
В пейзажах второго крупнейшего мастера классицизма Клода Лоррена (1600-1682), который так же, как и Пуссен, провел свою жизнь в Италии, царит иное, светлое и поэтическое настроение. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий, Боровиковский). Ренессансные идеалы утратили свою силу, а новые еще не утвердили себя.
Изображение горящего Карфагена на заднем плане вызывает ассоциации с архитектурой Рима. Н. С.
Картина "Счастливое семейство" (начало 1760-х) является парной к находящейся в Эрмитаже композиции "Выигранный поцелуй". Жизнь представала в их картинах облагороженной, а люди — идеальными и героизированными.
Групповой портрет представителей парижского муниципалитета (1648, Париж, Лувр) близок к старой фламандской традиции. С присущей Луи Ленену материальностью написаны и фигуры и натюрморт, а утонченное богатство сдержанного колорита предвосхищает колористические достижения французских живописцев 18 века. В Италии Вуэ сумел завоевать признание и возглавил Академию св.
Хотя Кабанель, Бодри, Бенувиль, Эбар, Жалабер, Жоббе-Дюваль (фр. )русск., Густав Моро, Бугро, Эмиль Леви, Жюль Лефевр, Рибо, Эннер, Жан-Поль Лоран, Поль-Жозеф Блан (фр. )русск. Вдущей фигурой этих десятилетий был Симон Вуз. Оба живописца были в курсе страстей, разразившихся вокруг молодых французских новаторов. Это скорее дань фантазии или любимому жанру спектаклей придворного театра – пасторали.
Следует отметить, что в работах Латура большое значение приобретает свет, который в композиции играет роль главенствующую (в виде свечи, факела). А. С. Пушкина), но наиболее известны его крупнофигурные жанровые композиции.
Полное и всестороннее развитие прогрессивные тенденции в архитектуре французского классицизма 17 столетия получают в грандиозном по масштабам, смелости и широте художественного замысла ансамбле Версаля (1668—1689). Около 1648 г. Пуссен пишет «Пейзаж с Полифемом», где чувство гармонии мира, близкое античному мифу, может быть, проявилось наиболее ярко и непосредственно.
Природа и люди дышат мирным спокойствием. Для позднего елизаветинского царствования (конец 1750-х — начало 1760-х) был характерен идеал красоты, связанный с личностью императрицы Елизаветы Петровны.
Композиция дворца характеризуется размещением основного и служебных, более низких корпусов-флигелей вокруг обширного парадного двора (курдонера). В нем косвенно отразился царивший в высшем обществе культ наслаждений, холодный и пресыщенный вкус аристократии.
И все же достигнуто впечатление целостности по-своему величественного произведения, уподобленного скульптурному фризу. Рассеивая тьму идущий широким потоком, он подчеркивает строгую простоту и лаконизм композиции под действием света загораются, бросая теплые рефлексы на лица, глубокие, насыщенные сильным цветовым звучанием красные, коричневые, фиолетовые тона одежд. Как и Пуссен, он жил в Италии.
Он сочинял пейзажи, наполненные чудесным, превращенным атмосферой светом. Композиция портрета проста и динамична. Интересны сложные, окрашенные своеобразным романтическим характером искания уроженца города Тура Клода Виньона (1593 – 1670). Здесь русские художники совершенствовали свое мастерство, знакомились с музеями и приобщались к современной художественной жизни. К числу его выдающихся произведений нужно отнести загородный дворец Мезон-Лаффит (1642—1650), возведенный невдалеке от Парижа. Изображенные на ней счастливые люди, окруженные дивным пейзажем, вдруг оказываются перед гробницей с надписью: «И я жил в Аркадии».
Написанная на сюжет поэмы итальянского поэта XVI в. Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим», посвященной одному из крестовых походов, картина «Танкред и Эрминия» лишена прямой иллюстративности. Энергии и определенности рисунка и композиции противостоит мягкость живописного решения.
Правда и здесь он остался верен своим принципам. Этого художника звали Симон Вуэ. Рассказ Калло отличается строгой достоверностью исторической хроники. Одно из самых лиричных произведений мастера – картина Рождество (Ренн, Музей).
Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции покатую крышу, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). Витальная энергия, которая видна в мощных формах и ярких красках, сдерживается «застывшей отчеканенностью отрешенных лиц и четкими очертаниями форм». В 1614 году Валантен приехал в Рим, где и протекала его деятельность. Новаторский дух его искусства заключается в принципиально новой трактовке жизни народа.
В итальянской природе искал он воплощение своего идеала. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение – все это создает определенный возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего. Для Вуэ показательны как картины на библейские или мифологические сюжеты («Мучение св.
На самом деле это не так. Единство человека и природы, счастливое гармоническое мироощущение характерны для его картин «Царство Флоры» (1632), «Спящая Венера», «Венера и сатиры».
и Эдуард Бертен. Стили и жанры в русской живописи XIX века. Разделение на планы подчёркивалось и цветом.
Таковы «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия». Искусство — ключ к тайне. Тут же Ришелье написал Вуэ, что тот назначен на пост Первого Живописца Короля и приглашает его вступить в должность. В планировке парка и формах его «зеленой архитектуры» Ленотр явился наиболее последовательным выразителем эстетического и этического идеала классицизма.
Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Знаменитые работы "Пейзаж с бегством в Египет", "Прибрежный пейзаж с Акисом и Галатеей". Первым, кому удалось закрепить новое направление и "оправдать" романтизм, был Теодор Жерико. Депорт (фр. )русск. Эти "руинные настроения" определяют и живописную манеру Гюбера Робера.
Требования разума обязывали искусство к логичности, ясности, композиционной стройности. Жилло Сент-Эвр, Леополь Робер, Декан, Камиль Рокплан, Эжен Изабе, Тони-Жоанно, Диаз, Эжен Лами и др. Пока что творческая эволюция художника остается во многом неясной.
В сравнении с произведениями подобного рода выгодно выделяется одна из лучших картин Валантена – Игроки в карты (Дрезден, Картинная галерея), долгое время считавшаяся работой самого Караваджо. В к сер.
При этом она обладала внутренним единством — сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм). Самой известной из них стала диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности» (1855).
Художникам-классицистам так же, как и реалистам, близки передовые идеи этой эпохи. Это касается, конечно, шедевров конца XIX века — импрессионистов и постимпрессионистов. В живописи крупнейшим представителем этого направления был Жак Луи Давид (). Раннее, овеянное туманной дымкой утро крестьянская семья отправляется на рынок.
Разум, мысль провозглашались главными критериями художественной правды и красоты. составили себе громкую известность изображением сражений и вообще военной жизни. Сюжеты своих картин он черпает из Священной истории, античной мифологии, рыцарских легенд или истории Древнего мира.
россика), так и способствовал обучению отечественных. Его не интересуют быт или исторические события его времени. Вторая школа известная под названием «романтической», не пережила поколения, видевшего её возникновение, а именно существовала всего с 1828 по 1858гг. Лелё, Гаффнер, П. Билле и др.
Около 1648 г. Пуссен пишет «Пейзаж с Полифемом», где чувство гармонии мира, близкое античному мифу, может быть, проявилось наиболее ярко и непосредственно. 3. собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов, Иван Аргунов). "Сатира на врачей" (1710-е) воспринимается как прямая иллюстрация комедии Мольера "Мнимый больной". Ее можно рассматривать как самостоятельное программное произведение классицизма. Видя, что депеши не произвели должного действия, Ришелье написал письмо лично Симону Вуэ.
В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума. У нас, например, нет ни одного полотна Леонардо. Баталии придворных живописцев Людовика XIV предвосхищают искусство рококо.
Встречи с Пуссеном имели большое значение не только для современников, но особенно для многих художников более поздних столетий. Художник лепит формы лица, тонко нюансируя цвет, сопоставляя богатую тональность серебристо-серых валеров парика с широкой фактурой свободных мазков на складках ткани черного камзола и красной подушки. Лишенные богатства оттенков, они образуют локальную гамму красок переднего плана.
Они пришли к царю, утверждая материнские права на оставшегося в живых младенца. Это, конечно, парадный портрет. Характер его работ в данный период времени наполнен монументальности. Смысловой кульминацией сцены является останавливающий солнце Иисус Навин.
"Голова мальчика" работы Пьера Сюблейра () привлекает обаянием юности, лишенным всякого привкуса слащавости или манерности. В 1671 г. основывается Академия архитектуры.
Обобщенность идеального характера для него важнее индивидуального своеобразия личности. Античная мифология была важным источником сюжетов эпохи барокко. XVIII века уже возможно перечислить самобытных и талантливых мастеров. Композиция ордера — его расположение на поверхности стены, пропорции и детали — подчиняются принципам построения стены, сложившимся в готической архитектуре, с ее четко выделенными вертикальными элементами каркаса здания (простенками) и большими оконными проемами. Себастьяна». Молодая женщина указывает на него страже, как на спутника Христа. В объемной композиции дворца четко проявились характерные для французской дворцовой архитектуры первой половины 17 в. традиционные черты, например выделение в главном трехэтажном корпусе дворца угловых и центрального башнеобразных объемов, увенчанных высокими кровлями, а также расчленение внутреннего пространства угловых башен на абсолютно одинаковые жилые секции. Себастьян, оплакиваемый св.
Великолепный цикл «Времена года» моделирует различные сущности человеческой природы в рамках большой природы. Его не интересуют быт или исторические события его времени. По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы. е. «И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. »), похожи скорее на античные статуи. "Метаморфозы" Овидия принадлежали к основам знаний каждого художника.
Многие из примыкавших к этому течению мастеров испытали воздействие Караваджо. Наиболее содержательны в творчестве Калло его многофигурные композиции.
Форма создается прежде всего линией, контуром, светотеневой моделировкой. Такова, например, гравюра «Мученичество св. Изображение горящего Карфагена на заднем плане вызывает ассоциации с архитектурой Рима. В 1627 году Вуэ был приглашен кардиналом Ришелье вернуться на родину на почетных условиях. Каждая деталь портрета символизирует королевское достоинство: и золотые лилии на синем фоне ее бархатной мантии (герб французского королевского дома) и "королевский мех" горностая.
Другие отрасли живописи были культивируемы в школе весьма умеренно из художников, занимавшихся этими отраслями, выдаются жанристы Шарль Верне и Теодор Жерико, пейзажисты Тонне (фр. )русск. Барокко – определяющий стиль в искусстве Европы конца XVI – середины XVIII столетия.
Здесь все не всерьез, но каждое движение полно намеков и кокетства. Однако Пуссен по-своему решает канонический сюжет: он почти убирает натурализм пыток (не его задача испугать зрителя), мученик представлен чрезвычайно сильным, могучим, его руки собраны в сильный прямоугольник, который рядом повторен в одной из балок – символ человеческого начала, рациональности и разума. Немногие биографические сведения, сохранившиеся о Латуре, чрезвычайно отрывочны. Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Но в его облике крупнейший мастер парадного портрета Иасент Риго () запечатлел иной аспект личности.
Их лучшие достижения относятся прежде всего к бытовой картине и портрету библейские и мифологические сюжеты также воплощались этими мастерами в образах, вдохновленных повседневной реальностью. Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. Композиция строго уравновешенна. Кардиналу донесли, что самой многочисленнойколониейв Риме была французская. В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно.
С виртуозным мастерством Калло строит симметричную композицию.
Живопись морских и приморских видов удачно возделывали Гюден, Гарнере и Эжен Лепуатевен (фр. )русск., а Браскасса и Сен-Жан (фр. )русск.
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Догмы Академии приводили к господству штампа, нивелированию творческой индивидуальности, способствовали унификации искусства и поставили его (а вместе с тем и теорию классицизма) на службу абсолютизму. Свет у Латура приобретает особое значение. Идеал справедливого правителя, подчиняющего свои личные страсти требованиям общественного долга, был весьма актуален для философии и прогрессивной общественной мысли Франции. Огромную роль в становлении личности и искусства Пуссена имело творческое общение с современниками и единомышленниками – литераторами, художниками и просвещенными покровителями его творчества, создававшими неповторимую атмосферу интернациональной художественной среды Рима этих десятилетий. На "Портрете художника Луи Давида" (около 1789) кисти Антуана Жана Гро (1внешний облик модели вызывает в памяти аскетическую простоту и огненный пафос поколения якобинцев, людей действия и непререкаемых жизненных принципов.
Хотя чаще всего это персонажи из античных и библейских сказаний и название пейзажа определяется ими, у Лоррена люди играют скорее роль стаффажа, они введены им для подчеркивания огромности и величественности самой природы (например, «Отплытие святой Урсулы», 1641). К числу его ранних произведений принадлежит "Парк виллы Памфили" (1749), пейзаж, парный к "Вилле Людовизи" – полотну, хранящемуся в Эрмитаже. «Парижское кафе», выставленное на Салоне в 1875 году, показало высокий европейский уровень русского художника. Художник подчеркивает в крестьянской жизни прежде всего ее нравственную основу, ее высокий этический смысл («Посещение бабушки», 1640-е). Условная обстановка хижины едва намечена, превращаясь скорее в романтическую декорацию, а веселая возня босоногих ребятишек напоминает о рокайльных амурах картин Буше. Пластика их фигур и доспехи напоминают образы античной скульптуры.
Но оно имело большой успех при дворе и способствовало формированию целой школы. В строго упорядоченном построении интерьера уже отчетливо проявляются черты классицизма. Но в живописи Фрагонара эти идеи воплощены без скучного морализаторства и слащавости.
Только склонившийся в позе благодарности Аллуций нарушает четкий вертикальный ритм фигур. По мнению символистов, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна — есть совершенное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота и мировой Дух. Его "Пейзаж с Геркулесом и Какусом" воссоздает грандиозный и величественный образ природы.
В этом зале — коллекция картин XVII века. Идеал благородной сдержанности чувства и острого ума присущ портретам блистательных придворных и утонченных философов.
В картинах художника Луи Леопольда Буальи () отголоски искусства рококо и сентиментализма проявляются уже в рамках нового складывающегося в Западной Европе стилистического направления, получившего название "неоклассицизм" – поздняя фаза классицизма, относящаяся к эпохе империи Наполеона. Баталии придворных живописцев Людовика XIV предвосхищают искусство рококо. В этих изображениях нет никакой идеализации и сентиментальной жалости. Само название этого стиля происходило от французского слова "rocalle" ("рокайль") – раковина.
Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика, то, что на языке искусствоведов называется «линеарно-пластическим началом», прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Крупнейшими мастерами парадного портрета были Иасент Риго и Никола де Ларжильер (), представленный в музее замечательным "Женским портретом" (1710-е). Художник именно в природе ищет гармонию. В музее хранится несколько его пейзажей, среди них "Похищение Европы" (1655). Все отрасли искусства централизовались.
В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Симон Лантара и Жозеф Верне высоко ценились, как пейзажисты и маринисты. Пуссен пишет главным образом пейзажи. Яркий представитель искусства миниатюры конца XV века — Робине Тестар (среди наиболее значительных его работ — «Нравоучительная книга о шахматах любви», манускрипт, созданный для графини Луизы Савойской в конце XV века). Зачастую случалось, что он полностью сносил уже возведённое сооружение и начинал заново.
Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Напряженностью духа и трезвой ясностью мысли исполнен облик Рике де Карамона кисти Жана де Труа (), знаменитого французского инженера середины семнадцатого века, строителя Лангедокского канала. Близким к традициям барокко было творчество французского живописца Симона Вуэ ().
Еще во Флоренции Калло выполнил свою первую графическую серию «Каприччи» (ок. Мученик в представлении Пуссена силен волей и разумом. Одно из самых лиричных произведений Латура— картина «Рождество» (Ренн, Музей).
Таково, например изображение канцлера Франции Пьера Сегье. Кардинал изображен во весь рост он как бы медленно проходит перед зрителем. Средний брат – Луи Ленен (1593—1648) – может быть назван в числе крупнейших французских художников 17 века.
Небольшая по размеру, она отличается монументальностью композиции и удивительной цельностью построения. Воспринимая многое по-своему, Калло вместе с тем обстоятельно повествует об увиденном. В последнее время все чаще в искусствоведческой литературе название направления, к которому принадлежит Луи Ленен, определяется термином «живопись реального мира».
Магистральную линию развития французской живописи XVII века определило классицистическое направление. Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления.
Но её совсем не много, выставляется она в залах, где доминирует живопись Нидерландов. Интересные и пикантные старинные и современные костюмы, особенности элегантного общества, проявления капризов моды, домашние мир и разлад, маленькие происшествия во время прогулок, в гостиницах и в кафе, веселое, комичное и типичное в быте разных стран— все это никто ещё не изучал так основательно, никто не наблюдал так зорко, никто не изображал так живо и мастерски, как новейшие французские жанристы. Почва для них была подготовлена зодчими французского Возрождения. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Таковы уже упомянутые «Рождество» и «Поклонение пастухов», «Кающаяся Магдалина» (Лувр) и подлинные шедевры Латура—«Св.
С начала самостоятельного правления Людовика XIV, т. е. с 60-х годов XVII в., в искусстве происходит очень важный для дальнейшего его развития процесс регламентации, полного подчинения и контроля со стороны королевской власти. Замечательны у Лоррена четыре полотна эрмитажного собрания изображающие четыре времени суток. Карл Борромей» (Брюссель), «Принесение во храм» (Лувр), «Геркулес среди богов Олимпа» (Эрмитаж).
Философская тема трактована Пуссеном как будто очень просто: действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе, юноши и девушка, случайно натолкнувшиеся на надгробную плиту с надписью «И я был в Аркадии» (т. Ради достижения победы ему пришлось остановить солнце. Римская античность, Рафаэль, живопись болонцев – вот наиболее сильные впечатления Пуссена. Следует отметить мастерство Луи Ленена в передаче света: трактовка светотени в его работах отличается разнообразием и мягкостью («В кузнице», Лувр).
Это пантеистический пейзаж, но пантеизм Пуссена не языческий пантеизм — в нем выражено чувство причастности к вечности. Исследователи даже подсчитали, что в одной из сцен ярмарки он изобразил 1138 персонажей.
Но его искусство было сложнее и тоньше произведений его последователей. Среди таких картин – «Магдалина со свечёй и зеркалом», «Явление ангела св. Близка к этому направлению хранящаяся в коллекции музея картина Луи Булоня Младшего (1654-1733) "Суд Соломона" (1710).
Зависимость от этой традиции выступает особенно наглядно в Тайной вечере (Париж, Лувр) – одном из его ранних полотен. Среди них нет современников художника. Ириной» (Берлин).
Никола Пуссен родился в 1594 году близ Андели в Нормандии, умер в 1665 в Риме. Это подтвердилось в истории так называемой парламентской Фронды (1648—1649), когда буржуазия испуганная мощным подъемом народной революционной стихии, совершив прямое предательство, пошла на компромисс с дворянством. Форма создается прежде всего линией, контуром, светотеневой моделировкой. По поводу возникновения этого стиля в советское время велись жаркие споры. Новые черты улавливаются в образе Себастьяна.
Его "Пейзаж с Геркулесом и Какусом" воссоздает грандиозный и величественный образ природы. Человек трактуется прежде всего как часть природы. Но особенно важно, что при этом он сумел сохранить подлинную эмоциональность, глубокое личное чувство, огонь истинного вдохновения Изображению «героических и необычайных действий» посвящены многие его композиции конца 1620-х-1630-х годов: «Смерть Германика» (1627), «Взятие Иерусалима» (1628), «Похищение сабинянок» (1633). По возвращении на родину (Калло жил не в Париже, а в Нанси) мастер создал свои самые знаменитые произведения – две серии офортов «Бедствия войны» (речь идет о 30-летней войне) — беспощадные картины смерти, насилия, мародерства (офорт «Дерево с повешенными»), —все исполнено рукой очень большого мастера. Самые лучшие произведения Лоррена, уже зрелого художника, созданы в 1650-е гг.
Сравнение портретов русских мастеров и приезжих мастеров (см. Добролюбов писал, что правда является таким качеством искусства, в частности литературы, «без которого в ней не может быть никаких достоинств». – всегда в качестве главного персонажа в его работах присутствует солнце и солнечный свет.
Гравюры этого цикла изображают сцены казней и грабежей, наказание мародеров, пожары, жертв войны — нищих и калек на дорогах. Мелок и карандаш, пенал и рулон бумаги, книги и рисунки лежат на столе его мастерской. 1592 – 1635), первого выдающегося французского мастера XVII столетия. На закате своей жизни Пуссен создал цикл картин «Времена года», символичных по своему значению.
Иосифу» (Нант, Музей), где ангел — стройная девочка — касается руки задремавшего у свечи Иосифа жестом одновременно властным и нежным. Апраксина «Портрет Василия Андреевича Жуковского» кисти О. А. Кипренского (1816, ГТГ). Последняя представляется видением ушедшего счастливого мира. Резкое боковое освещение усиливает скульптурную пластику фигур. Утверждение французского абсолютизма было основано на жестокой эксплуатации народных масс. Мастерство композиции сочетается в них с точностью рисунка и высокими качествами живописи. В конце 1640-х гг.
Он стремился создать широкую картину действительности. Иосиф-плотник» (Лувр) и «Явление ангела св.
Чередование планов подчеркивалось полосами света и тени иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. Никола Пуссен родился в 1594 году близ Андели в Нормандии, умер в 1665 в Риме.
Картина "Битва израильтян с аморреями" (около, парная картине "Битва израильтян с амалекитянами" из Эрмитажа), возможно, написана художником в первые годы его пребывания в Риме. Её называют «натуралистической» и «реалистической» школой и она долго и невозбранно господствовала в живописи XIX столетия. Рубеж XVII-XVIII столетий совпадает с концом царствования Людовика XIV-"короля – солнце". Хранящиеся в музее композиции Гюбера Робера украшали резиденции князя Юсупова. Символизм делит мир на две части: мир вещей и мир идей. В произведениях Калло раннего периода еще сильны элементы фантастики. Лучший и самый известный из них изображает казнь мародеров.
Картина "Юпитер и Каллисто" (1744) относится к более поздним, типичным композициям мастера. В конце 1620-х гг. Значительную роль в композиции, ритмическом и образном строе этого полотна играет, например, огромное колесо повозки, на которой привезли сено.
Они стали сообща принимать заказы, устраивать самостоятельные выставки. Театрализованный маскарад "галантного века" был обращен в прошлое. Луи Ленен непосредственно обратился к жизни французского крестьянства. Эта магистральная линия отличается преемственностью. Луки в Риме.
Ириной. Отсюда и специфика полотен Ленена: вних нет ни события, ни рассказа. Сама действительность изобиловавшая социальными контрастами и жестокими военными потрясениями, казалась неустойчивой изменчивой и непрочной. (В настоящее время почти все декоративные росписи Вуэ погибли. ) Нарядное, но очень внешнее и во многом эклектичное искусство Вуэ пользовалось большим успехом в придворных кругах и оказало значительное влияние на многих французских художников того же направления. Виртуозно написано ее серебристо-белое парчовое платье. Человек у Калло, по существу, бессилен перед внешними силами. В почете у этих последних были также жанристы А. де Фавре и Жан-Батист Лепренс.
Вторая половина XVII столетия — время длительного правления Людовика XIV, «короля-солнца», вершина французского абсолютизма. С 1662 Лебрен контролировал все художественные заказы двора. Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.
"Пейзаж с отшельником" (1742) написан на сюжет новеллы Лафонтена, рассказывающей о хитроумном возлюбленном, переодевшемся отшельником, чтобы завоевать доверие матери своей юной подруги. Истинным шедевром Пуссена можно считать картину "Ринальдо и Армида". Кроме них, прекрасно воспроизводили жизнь поселян различных французских провинций Гюильмен, Ад.
1. В картине этот жестокий сюжет разыгран с подчеркнутой театральной эффектностью. Образы озарены внутренним достоинством, эти люди с честью исполняют свой жизненный долг.
Наиболее интересными по колористическому решению были портреты Никола Ларжильера (1656—1746), который учился в Антверпене и не мог не испытать влияния великого колориста Рубенса, а в Англии близко познакомился с творчеством ван Дейка. Существует предположение, что в молодости он посетил Италию. Интерпретация мифа низводит его смысл до любовно-эротического эпизода, окрашенного налетом иронии.
Одна сторона главного корпуса обращена во внутренний двор, другая — к обширному саду. Близка к этому направлению хранящаяся в коллекции музея картина Луи Булоня Младшего () "Суд Соломона" (1710).
Пренебрегая академическим рисованием с натуры, романтики тем усерднее пустились изучать историю костюмов и превратили историческую живопись в пояснительное иллюстрирование повествований о былых временах и произведений старинных и новейших поэтов. Парковая скульптура Версаля активно участвует в формировании ансамбля. В развитии реалистического искусства первой половины 17 века исключительно важную роль сыграли братья Ленен — Антуан (1588—1648), Луи (1598—1648) и Матье (1607—1677).
В пейзажах второго крупнейшего мастера классицизма Клода Лоррена (), который так же, как и Пуссен, провел свою жизнь в Италии, царит иное, светлое и поэтическое настроение. Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма.
Философская тема трактована Пуссеном как будто очень просто: действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе, юноши и девушка, случайно натолкнувшиеся на надгробную плиту с надписью «И я был в Аркадии» (т.
Устанавливается контроль над всеми видами художественной жизни. В пейзажной живописи классицистические принципы обрели более конкретный исторический облик в творчестве Гюбера Робера (). Реализм 3. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика, то, что на языке искусствоведов называется «линеарно-пластическим началом», прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Поэтическому замыслу полотна соответствует и юная красота героев. Вторая половина XIX века – начало XX века.
Одним из наиболее замечательных помещений Версальского дворца является построенная Ардуэном-Мансаром и расположенная во втором этаже центральной части великолепная Зеркальная галлерея (длиной 73 м) с примыкающими к ней квадратными гостиными. Резкое боковое освещение усиливает скульптурную пластику фигур. также Модерн.
Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Выйдя из Академии, «протестанты» образовали Артель свободных художников по образцу тех коммун, которые были описаны в романе Н. Г. Лучшие вещи Пуссена лишены холодной рассудочности.
Живопись морских видов уже не занимала такого видного места во французском искусстве, как прежде. См. Его большая картина "Отречение Святого Петра" написана на евангельский сюжет.
Романтизм. Несмотря на то, что представленные на гравюрах фигуры (а тем более детали) очень малы по размерам, они выполнены не только с замечательной точностью рисунка, но и обладают в полной мере жизненностью и характерностью. Он справедливо считается создателем крестьянского жанра во французском искусстве. Действие замкнуто между двумя главными группами – обнаженным юношей, ведущим под уздцы белого коня, – слева и поверженным наземь аморреянином, прикрывающимся от противника щитом, – справа. Его шедевром является миниатюрная по своим размерам картина "Майский праздник".
Но отточенная красота рисунка и равновесие композиции выдают стилистику классицизма. Таковы «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия». Луи Ленен непосредственно обратился в своем творчестве к жизни французского крестьянства. Эти маленькие фигурки, выполненные с исключительной остротой и наблюдательностью, обладают необычайной подвижностью, острой характерностью, выразительностью поз и жестов. Близким к традициям барокко было творчество французского живописца Симона Вуэ (1590-1649).
Другое крупное произведение Франсуа Мансара — церковь Валь де Грае (1645—1665) была построена по его проекту уже после его смерти. Этот благородный и очень сдержанный колорит вместе с тем вполне конкретен. Это сама Смерть обращается к персонажам, разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях. Это новое настроение прекрасно выражено в его «Аркадских пастухах«– «Et in Arcadia ego» («И я был в Аркадии», 1650).
Смысловой кульминацией сцены является останавливающий солнце Иисус Навин. Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык. Замкнутая, подобно венку, композиция включает в себя все фигуры и элементы пейзажа. Лирическая линия классицистического идеализированного пейзажа была развита в творчестве Клода Лоррена (1600—1682).
Но Латур очень сдержан в показе страдания – он нигде не допускает преувеличения и тем сильнее воздействие его образов, в которых не столько лица, сколько движения, жесты, сами силуэты фигур обрели огромную эмоциональную выразительность. У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на религиозные сюжеты. Но образ рождения любви Пуссен передает и языком классической аллегории. Примером может послужить картина «Аркадские пастухи», (1650-1655 – прил., рис. Они лишены действия их позы уравновешены, лица выразительны и по-своему благородны. Одна из них подменила своего умершего ребенка сыном подруги.
Лишенные богатства оттенков, они образуют локальную гамму красок переднего плана. К этому времени относится картина "Великодушие Сципиона" (1640). В его поэтическом и мечтательном искусстве уже на заре нового века предощущается рафинированная изысканность образов театра и музыки, определивших высшие достижения европейской культуры XVIII столетия. Символ – это условный знак, соединяющий эти миры в смысле им порождаемом. С виртуозным артистизмом переданы элегантная непринужденность кавалера (серия Каприччи), четкий ритм танца в фигурах итальянских актеров и их ужимки (серия Балли), тяжеловесная чопорность провинциальной аристократии (серия Лотарингское дворянство, 1626), старческие фигуры в лохмотьях (серия Нищие). Главный упор делается на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность.
У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на религиозные сюжеты. Усталое лицо стареющего мыслителя одновременно печально и иронично. Абсолютизм предопределил многие характерные особенности в развитии французской культуры 17 века. Добродетельное семейство ведет благочестивую беседу с кюре. Термин «реализм» происходит от латинского слова realis, что означает «вещественный», «действительный». К раннему периоду творчества относятся серии: «Нищие», «Горбуны», а также ряд листов изображающих персонажи итальянской комедии.
Благодаря его кипучей энергии и организаторскому дару была основана французская Королевская академия живописи и скульптуры (1648). Его живописное решение отличается простотой и благородством. Лоррен оставил также много рисунков с натуры (тушь с применением отмывки).
В классицизме второй половины XVII в. нет искренности и глубины лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. В трактовке Пуссена он обретает непреходящий исторический смысл.
Бронзовый бюст его работы украшает экспозицию музея. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. "Портрет Аделаиды Савойской" выполнен придворным мастером эпохи Людовика XIV Франсуа де Труа () и изображает юную супругу внука короля, герцога Бургундского, будущую мать Людовика XV. Художник подробно повествует о страшных событиях.
Он соблюдает требования "равноголовия", то есть единой верхней границы группы. В 1614 г. Валантен приехал в Рим, где и протекала его деятельность. На смену пышным официальным костюмам приходит простота домашней одежды. Этой датой обычно отмечают начало сложения французской живописи XVII столетия. 31).
Главный упор делается на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность. Неслучайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. То, что он провел жизнь в провинции, наложило свой отпечаток на его искусство. В основе течения лежал рационализм, опирающийся на философскую позицию Декарта.
В какой-то мере здесь угадывается прообраз его будущих крестьянских трапез. С начала 40-х годов в творчестве Пуссена намечается перелом. Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов.
Автор подчеркивает важный для него акцент, вводя двух ведущих персонажей на переднем плане – один одет в красное и держится за гриву лошади (животное начало), другой одет в синее и держится за прямоугольную доску (человеческое начало). Меркнущий в лучах заката пейзаж Буше написан беглым и виртуозным мазком, полутонами приглушенной серебристо-коричневой гаммы цветов. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Часто этот идеал проступает в округлой дородности сильно нарумяненных лиц.
Профессиональное мастерство живописцев, скульпторов, архитекторов, создателей гобеленов и фарфора, мебели и костюма захватывает своей виртуозностью их искусство – блеском фантазии изяществом игры. 3) Становление импрессионизма в России имело свою историю. Работы Луи Ленена отличаются большими художественными достоинствами. " Картина "Бивуак" (1710-е) была написана Ватто, возможно, во время его поездки в Валансьен, когда он создал целую серию картин, посвященных военным будням. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». Отсюда общая прогрессивная направленность его искусства, богатство его содержания.
Он видел в природном окружении объект разумной человеческой деятельности. Ее можно рассматривать как самостоятельное программное произведение классицизма. Уходящее вдаль пространство пронизано серебристым утренним светом. В качестве знаков Пуссен использует позы персонажей, но не лица (лица части персонажей закрыты – они не интересны автору). и др.
Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. В ученические годы (1612—1623) уже проявился определенный интерес Пуссена к античному искусству и искусству Возрождения. Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Говоря о франции 17 века, подчеркивают обычно уравновешенный характер ее искусства, называют Пуссена, упоминают восточный фасад Лувра (знаменитый фронт с колонадой Клода Перро).
Самые лучшие работы Луи Ленена выполнены в 1640-е гг. Наиболее конкретными историческими документами эпохи всегда являются портреты. Никто из современников Луи Ленена не изображал крестьян так правдиво и точно.
Такова целая галлерея типов, которых художник мог непосредственно видеть на улицах: горожан, крестьян, солдат (серия «Каприччи», 1617), цыган (серия «Цыгане», 1621), бродяг и нищих (серия «Нищие», 1622). Стремясь создать ощущение неприкрашенности, художники нередко подчеркивали грубоватый, вульгарный характер персонажей их нарочитую развязность. С беспощадной правдивостью показал художник страдания, которые обрушились на его родную Лотарингию, захваченную королевскими войсками.
В формировании искусства Луи Ленена заметную роль сыграла караваджистская традиция. Большинство живописных приемов заимствовалось из античного искусства. По существу, творчество этого мастера было мало самостоятельно.
Евстафия»). Человек у Калло, по существу, бессилен перед внешними силами. Именно в крестьянах видит Луи Ленен лучшие стороны человека. Живописному мастерству Вуэ учился в Италии, вот таким образом в его живописи прослеживается влияние Караваджо и болонских мастеров.
Портрет В. С. К этому же направлению относится творчество художника Жоржа де Латура (1593— 1652). Люди, находящиеся в одной лодке, подвержены панике, от чего лодка переворачивается (даже молитвы, возносимые одним из людей изображенных в лодке, не меняют сути – люди в панике и вот таким образом лодка тонет). С конца 40-х – в 50-е годы колористическая гамма Пуссена, построенная на нескольких локальных цветах, становится все скупее.
орнаментальные заполнения над дверями и в простенках) и дорогие отделочные материалы (зеркала, чеканная бронза, мрамор, позолоченная деревянная резьба), широкое применение декоративной живописи — все это рассчитано на создание впечатления величия и парадности. 2. Тем не менее, у многих мастеров (Антропов, Мина Колокольников) эта радость бытия и физическое довольство дополняются сдержанным отношением к изображению человека, которое восходит к формам и традициям иконы и парсуны.
В коллекции музея хранятся два ранних произведения Антуана Ватто () – "Бивуак" и "Сатира на врачей". Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. С 1624 года Пуссен постоянно живет в Риме. Позднее по этим живым и свежим рисункам он пишет т. н. героические пейзажи, получившие широкое распространение в живописи XVII в. Скалистые громады, большие деревья с пышыми кронами, прозрачные озера и ручьи, протекающие среди камней, — все в этих ландшафтах Пуссена подчеркивает торжественное величие и совершенную красоту природы («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649 «Пейзаж с Полифемом», 1649). Классицизм во Франции возник во время подъёма самого государства. На полотне господствуют гармония и свет.
История этой картины характерна для судеб многих музейных экспонатов. е. «И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. »), похожи скорее на античные статуи.
Бернар ле Бовье сьер де Фонтенель () был членом французской Академии и секретарем Академии наук, придворным, воспитателем дофина. Картина "Битва израильтян с аморреями" (около 1625-1626, парная картине "Битва израильтян с амалекитянами" из Эрмитажа), возможно, написана художником в первые годы его пребывания в Риме. Это свойственно и известному полотну «Ацис и Галатея» (1657). По словам Пуссена, произведение искусства должно напоминать человеку «о созерцании добродетели и мудрости, с помощью которых он сумеет остаться твердым и непоколебимым перед ударами судьбы». Фигуры, чем-то напоминающие античные скульптуры, написаны с помощью мягкой и выразительной светотени. И если пейзажи Пуссена иногда называют героическими, то творчество Лоррена представляет другую, лирическую линию в классическом пейзаже. Художнику одинаково чужды и стремление к идеализации и сентиментальность. Когда он перебрался в Париж, его учителями были Ж. Лаллеман и Ф. ван Элль.
Сюжеты его картин обыденны и просты он изображает крестьян отдыхающих («Крестьяне перед домом», Бостон, музей), собравшихся за скромной трапезой («Трапеза крестьян», Лувр) или занятых мирной беседой («Фламандский интерьер», Лондон, частное собрание). Революционные демократы ратовали за реалистическое искусство. Сюжет картины заимствован из античного мифа о герое Геракле (Геркулесе), который был приговорен богами к искуплению абсолютного им случайного убийства юноши Ифита и продан Зевсом в рабство к лидийской царице Омфале. Однако в расцвете своего творчества художник обращается к сюжетам религиозным. Единственным учеником Ватто, одним из самых очаровательных мастеров "галантного жанра" во французском искусстве XVIII века был Жан-Батист Франсуа Патер (). Обобщенность идеального характера для него важнее индивидуального своеобразия личности. Придя к власти, Кольбер среди прочего возглавил многочисленные художественные учреждения и фабрики Франции, на которые опиралось культурное влияние Короля-Солнца.
Картина художника Жана Марка Наттье (1678-1726) "Битва при Лесной" (1717) была написана по заказу русского императора Петра I и изображает одно из основных сражений в русско-шведской кампании. Представленный в экспозиции музея алтарный образ "Благовещение" (1632) – был написан по заказу кардинала Ришелье и предназначен для украшения церковного интерьера. Во второй лодке (расположенной горизонтально и очень статично) люди ведут себя абсолютно спокойно, они спасают ребенка.
Представленный в экспозиции музея алтарный образ "Благовещение" (1632) – был написан по заказу кардинала Ришелье и предназначен для украшения церковного интерьера. Они пришли к царю, утверждая материнские права на оставшегося в живых младенца. Творчество Вуэ характеризуется прежде всего исканиями нарядности и эффектности. В дневниках Пуссена были обнаружены многочисленные цитаты из трактатов Пьера Гассенди, художник опирался на его представления о мире, человеке и исходя из этого, понимал задачи искусства, (как колонны по фасаду Лувра). Отечественные художники и иностранцы по-разному решают проблему «духовное/декоративное», которая воплощается в принципах взаимоотношения «личное/доличное».
Подобно другим караваджистам, он писал картины на религиозные сюжеты, трактуя их в жанровом духе (например, Отречение апостола Петра, Москва, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), но наиболее известны его крупнофигурные жанровые композиции. То, что он провел свою жизнь в провинции, наложило свой отпечаток на его искусство. В картине выделены три главные фигуры.
В Париже процветало иное искусство – официальное, парадное, создаваемое такими художниками, как Симон Вуэ (1590—1649), «первый художник короля». В 1627 году Вуэ был приглашен кардиналом Ришелье вернуться на родину на почетных условиях. После смерти Людовика XIII во ВСЕХ его дворцах было собрано всего около 250 картин. Пространственное наложение друг на друга темных и светлых силуэтов и четкость рисунка восходят к традициям школы Фонтенбло. Изящные картины Ватто и его последователей Ланкре и Патера изображающие сцены из быта высших слоев общества, с костюмированными по театральному кавалерами и дамами, беседующими между собой, танцующими, развлекающихся музыкой ит. п.
В условиях абсолютистского строя с особой остротой должна была обнаружиться зависимость человека от общественных установлений, от государственной регламентации и сословных барьеров. Новые черты улавливаются в образе Себастьяна. Героический пейзаж Пуссена (как и всякий классицистический пейзаж) — это не реальная природа, а природа «улучшенная», сочиненная художником ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. Именно в крестьянах художник видит лучшие стороны человека. Компактная группа фигур — крестьян и ослика рисуется на фоне равнины.
Осенью 1873 года они обосновались в Париже. В других сериях он запечатлевает целую галерею типов, которых мог непосредственно видеть на улицах: горожан, крестьян, солдат (серия Каприччи, 1617), цыган (серия Цыгане, 1621), бродяг и нищих (серия Нищие, 1622). В основном, это были портреты собак изображение охотничьих трофеев и сцены охоты. 9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств четырнадцать претендентов на золотую медаль (во главе с И. Н. Крамским) отказались исполнить программу на заданный профессорами библейский сюжет и потребовали права писать картину на свободно избранную тему. «Царство Флоры», «Спящая Венера», «Венера и сатиры» – одни из самых значимых и известных работ художника, прославляющих античность.
Себастьян, оплакиваемый св. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. Вне официальной художественной жизни Франции, свободный от необходимости прямого подчинения требованиям двора и насаждаемой Академией художеств эстетики, он сумел понять и выразить глубинный прогрессивный смысл национальной культуры.
Но наибольшую ценность представляют работы Жана Шалетта (1581 – 1643), создавшего суровые, словно чеканные групповые портреты городских советников Тулузы и Ришара Тасселя (1580 – 1660), кисти которого принадлежит портрет основательницы монастыря урсулинок в Дижоне Катрин де Монтолон (Дижон, Музей). В 1627 г. он был вызван Людовиком XIII во Францию.
Их первые реалистические опыты привлекли живой интерес публики демократического толка. Абсолютно бросив прежнее направление, стремившееся к приукрашиванию природы по правилам стильной живописности, она стала искать только верного копирования действительности и внешнего истолкования её постоянного характера и случайных явлений. Они точны и в то же время изысканно небрежны.
Несмотря на то, что фигуры (а тем более детали) в композициях Калло нередко очень малы по размерам, они выполнены художником не только с замечательной точностью рисунка, но и в полной мере обладают жизненностью и характерностью. Он значительно уступает своим младшим братьям в профессиональном мастерстве, однако его искусство подкупает своей простотой и непосредственностью. На пересечении угасающих традиций искусства рококо и рождения неоклассицизма сложилось и творчество пейзажиста Клода Жозефа Верне (). Четкая повторяемость ритма лежит и в чередованиях трех основных цветов – красного, желтого и синего.
Родоначальником живописи классицизма во Франции был величайший французский художник XVII века Никола Пуссен (1594-1665). Не случайно темы некоторых его композиций приобретают трагическую окраску. Выбрав для картины модус, соответствующий гражданственному, суровому пафосу картины, Пуссен использует принцип фризообразной композиции, вдохновленной античным скульптурным рельефом.
Новаторство Луи Ленена заключается в принципиально новой трактовке жизни народа. Но было бы неверно сводить все идейное многообразие французской культуры 17 в. только к выражению идей абсолютизма. Для своих нарядных и эффектных полотен он использовал мифологические и библейские сюжеты («Геракл среди богов Олимпа», «Мучение св. Одна из них подменила своего умершего ребенка сыном подруги. В их живописи отразилось ясное мировосприятие и представление о человеке как личности, достойной уважения и восхищения.
Многие выдающиеся личности XVIII века принадлежали к тому пласту французской культуры, для которого не утеряла смысл крылатая фраза Декарта – "Мыслю – значит существую". Центральными работами позднего периода творчества Калло являются две серии — «Большие и Малые бедствия войны» (1630-е годы), выполненные под впечатлением событий тридцатилетней войны, в частности вторжения французских войск на родину художника Лотарингию.
В официальной придворной живописи первое место принадлежало парадному портрету. В других полотнах, где мастер изображает сцены на открытом воздухе, преобладает светлый серебристый колорит. Картина "Геркулес и Омфала" является бесспорным шедевром раннего творчества Буше. Но Лоррена гораздо больше, чем его великого современника интересовало состояние природы в разное время дня, в частности, эффекты утреннего или вечернего освещения, вибрация воздуха («Полдень», 1657 «Ночь», 1672 «Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674). Пётр I как приглашал зарубежных мастеров (см.
Образы античной мифологии составляют второй, литературно-символический план картины. В этом образе "прекрасной природы" ("bеllе nature"), очищенной творческой логикой художника от всего преходящего и случайного, воплотился идеал разумной красоты классицизма. Это сложные аллегорические портреты. Пережив «шоковое впечатление» от полотен отверженных художников, русские художники вскоре вынуждены были признать, что «в них что-то есть». Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. В живописи сороковых годов окончательно сформировалась классицистическая эстетика Пуссена.
Даже излюбленный у Латура мотив горящей свечи воспринимается по-иному, более патетично – ее огромное, уносящееся кверху пламя напоминает пламя факела. Одним из важнейших эпизодов стал бунт четырнадцати. Но вглядываясь в композицию полотна, обнаруживаешь ее строгую смысловую и ритмическую построенность. В трактовке Пуссена он обретает непреходящий исторический смысл.
Героический пейзаж Пуссена (как и всякий классицистический пейзаж) – это не реальная природа, а природа «улучшенная», сочиненная художником ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. Родоначальником живописи классицизма во Франции был величайший французский художник XVII века Никола Пуссен (). В коллекции музея к этому периоду относятся картины "Сатир и нимфа" и "Ринальдо и Армида". почетное звание «первого художника короля» получил Симон Вуэ (1590—1649). К королевскому двору были привлечены ученые, поэты, художники.
Сложный разворот фигуры обретает черты героизированной монументальности. Все три брата родились в городе Лапе, в семье мелкого чиновника. Первый период творчества Пуссена кончается, когда в его буколически (греч. Фигуры очерчены легкими беглыми линиями, напоминающими наброски художника. Природа, которую Пуссен воспринимал как высшее воплощение разумности и красоты, — это жизненная среда для его героев, арена их действия, важный, нередко главенствующий компонент в образном содержании картины.
В Лувре он есть. К числу первых из них принадлежал Валантен (собственно, Жан де Булонь 1594—1632). Один из лучших – луврский портрет Арно дАндильи (1650). Портрет стал незаменимым средством и самоутверждения и эстетизации жизни.
Одним из важнейших эпизодов стал бунт четырнадцати. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение — все это создает определенный возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего.
Для живописи барокко характерны динамическая неуравновешенность композиций, богатство палитры и контрастность светотеневых эффектов, свободная экспрессивность живописного мазка. Характер прически с двумя завитками, падающими на лоб, совершенно точно соответствует модам времени и мог бы служить основанием для датировки картины, если бы на парапете не было надписи: " родилась 5 декабря 1685 года написана в Париже Франсуа де Труа в марте 1697". Многочисленные жанровые композиции этого времени часто посвящены народной жизни и свидетельствуют о демократических симпатиях Калло и остроте восприятия темных сторон действительности («Нищие и умирающие» и др. ). Небольшая композиция "Андромаха, оплакивающая Гектора" (1783) является эскизом к хранящемуся в Лувре монументальному полотну, за которое художник получил звание академика.
Портретисты-романтики стремились уйти от будничной обыденности и представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. Поэтическим чувством отмечена сдержанная и простая «Молитва перед обедом», лишенная сентиментальности, но в то же время трогательная композиция «Посещение бабушки». Первые работы Латура сочетают в себе, как разнообразие образов, так и колорит. Если исходить из принципов рационалистической философии, утверждавшей, что истинно только то, что подчинено законам разума, пейзажи Лоррена создают образ более истинный, чем сама природа ибо в них познан высший порядок вещей. 29).
Недостаток в живописцах для украшения дворцов побуждал того же Франциска I приглашать к своему двору знаменитых итальянцев (Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Приматиччо). Это достигается прежде всего освещением. Ради достижения победы ему пришлось остановить солнце.
Он соблюдает требования "равноголовия", то есть единой верхней границы группы. Наибольшей остроты достигает Калло в двух сериях «Бедствий войны» (1632—1633). По своим художественным достоинствам творчество их далеко не равноценно. В первый период творчества он много пишет на античный сюжет.
Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». Впоследствии, когда Луи Ленен найдет свое истинное призвание в крестьянском жанре, эти поиски композиционной завершенности, ясности и монументальности образа составят основу его искусства. В картине «Зима» представлен всемирный потоп и два различных способа поведения человека в одной и той же критической и, в общем, безнадежной ситуации. Среди живописцев второй половины XVIII века крупнейшим был Жан Оноре Фрагонар (). К высшим достижениям творчества Латура относится Св. Его искусство серьезно, просто и вместе с тем торжественно и значительно.
Этой коллекции завидуют многие, даже французские музеи. Недаром это время получило название в западной литературе «Ie grand siecle» — «великий век». Искусство значительной мысли и ясного духа вырабатывает и определенный язык.
Композиция построена в духе традиций античного рельефа. Гамму благодаря ее насыщенности чаще можно определить как барочную, нежели рокальную». Многие его работы отличаются большой поэтичностью.
2. О тщательном изучении натуры свидетельствуют прелестные подготовительные рисунки мастера исполненные итальянским карандашом и сангиной. Классицизм – важнейший художественный стиль европейского искусства XVII-XIX веков, зародился и получил свое наиболее цельное и последовательное выражение во Франции. Наряду с Лемерсье крупнейшим зодчим первой половины столетия был Франсуа Мансар (1598—1666). Для Луи Ленена характерны картины небольшого формата.
Орас Верне, И. Белланже, Шарле (фр. )русск. С 1624 года Пуссен постоянно живет в Риме.
Барокко – определяющий стиль в искусстве Европы конца XVI – середины XVIII столетия. Только склонившийся в позе благодарности Аллуций нарушает четкий вертикальный ритм фигур. Пластически законченные фигуры четко выступают на легком воздушном фоне. Их кабинетные картинки переносят зрителей в XVII и XVIII столетия, но некоторые из группы подобных жанристов, как, например, Шарль Конт, Джеймс Тиссо, Луи Лелуар (фр. )русск. мы можем ограничиться Парижем, заметив лишь, что при Людовике 14 официальное искусство было граничит с Версалем, резиденцией короля.
Портрет «фактически взял на себя основное бремя освоения художественных принципов Нового времени». Человек трактуется прежде всего как часть природы. Барокко расцветает вместе с укреплением католицизма (эпоха контрреформации) и сложением абсолютистских дворов в Западной Европе. Мягкий свет озаряет суровые лица и крепкие тела крестьян их немудреную утварь.
Все поэтично-возвышенно, во всем царит мера и порядок. Живопись художника легка и прозрачна, мазки широки и свободны, как в незаконченном эскизе. Высшим достижением мастера является его луврская Кузница.
Сын нормандского крестьянина, Никола с юности жил в Париже и был уже довольно известен как художник, когда в 1623г. Литературоведы, организовавшие специальную конференцию, посвященную проблемам реализма (Москва, 1957) говорили о наличии реалистических черт у античных авторов, считали зачинателями реализма Шекспира и Сервантеса. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена.
Картина «Семейство молочницы» показывает крестьянскую семью, отправляющуюся на рынок. В картине этот жестокий сюжет разыгран с подчеркнутой театральной эффектностью. Гиацинт Риго (1659—1743) особенно прославился портретами короля.
Выбрав для картины модус, соответствующий гражданственному, суровому пафосу картины, Пуссен использует принцип фризообразной композиции, вдохновленной античным скульптурным рельефом. Непроизвольно он испытывает и влияние Караваджо, которого как будто бы не принимал, однако следы караваджизма есть и в «Оплакивании Христа» (1625—1627) и в «Парнасе» (1627— 1629). Небольшое полотно "Сатир и нимфа" входит в серию "аркадских композиций". В творчестве Луи Ленена ведущую роль играют жанровые сюжеты из жизни крестьян. Лирическая тема в произведениях мастера связана и с его многочисленными детскими образами.
Создателем классицистического направления в живописи Франции XVII в. стал Никола Пуссен (1594—1665). «Доличности» (то, что ниже лица) трактуются плоскостно, полотно создается ремесленно добросовестно, как своего рода вещь, при трактовке образа человека остаются следы символического мышления — все это является пережитком перехода от Средних веков к Новому времени. Главным требованием к искусству в этот период является высокая идейность, обращенная к разуму, но не к чувству. Когда он перебрался в Париж, его учителями были Ж. Лаллеман и Ф. ван Элль. В 1640 г. он едет на родину, в Париж, по приглашению короля Людовика XIII. О стильной исторической живописи в прежнем смысле слова, конечно, не могло быть и помина.
Торжественно самодоволен доктор в красной мантии с ослиным хомутом на шее.
Пудреные завитые парики заменяет "косица" у мужчин и чепец у играющей с младенцем матери. Картины этих художников, получивших прозвание «импрессионистов», представляют собой скорее эскизы, чем оконченные произведения, что не мешает им пользоваться большим почётом в некоторой части публики. Высокое положение и известность мастера привлекли к нему внимание французского двора. В основе искусства Луи Ленена лежит глубокое знание крестьянской жизни, которую он передает не только с большим сочувствием, но и с уважением. Свет в этой композиции приобретает огромное значение.
Главными создателями этого самого значительного памятника французского классицизма 17 в. были Ардуэн-Мансар и мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613—1700). Но во второй половине столетия его искусство оказалось глубоко чуждым господствующим художественным вкусам французского общества и Луи Ленен был забыт вскоре после своей смерти. В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Для живописи барокко характерны динамическая неуравновешенность композиций, богатство палитры и контрастность светотеневых эффектов, свободная экспрессивность живописного мазка. Композиция построена в духе традиций античного рельефа. Но отточенная красота рисунка и равновесие композиции выдают стилистику классицизма.
Латур писал главным образом картины на религиозные сюжеты. Жилые и служебные помещения, расположенные в первом и третьем этажах (а не в боковых башнеобразных объемах, как, например, в Люксембургском дворце), не нарушают пространственного единства интерьеров здания, парадных и торжественных. Евстафия», Лувр «Геракл среди богов Олимпа», Эрмитаж), так и отдельные изображения аллегорических фигур (аллегорическая женская фигура, Эрмитаж). Так, в «Остановке всадника» (1640-е)крестьяне, запечатленные на фоне великолепного воздушного пейзажа, воспринимаются как прекрасные и простодушные дети природы. Эти «зеленые анфилады» воспринимаются как закономерное продолжение и развитие вовне внутреннего пространства самого дворца. Многие из его картин на религиозные сюжеты кажутся трактованными в жанровом духе.
Латур родился в Лотарингии вблизи Нанси, затем переехал в город Люневиль, где и провел всю свою остальную жизнь. К числу первых из них принадлежал Валантен (собственно, Жан де Булонь 1594 – 1632). Ее сюжет заимствован из "Истории Рима" Тита Ливия.
В этих сравнительно небольших по размерам листах мастер создает широкую картину жизни. Лоррена интересовали игра тонов изображение воздуха и света на холсте («Сельский праздник»– прил., рис. Период становления, перехода от старых форм культуры, ученичества у Запада был завершён. Художник внимательно изучает ландшафты в окрестностях Рима и делает зарисовки с натуры.
немного изменилась она при Энгре и окончилась с его последним учеником, Ипполитом Фландреном. Ведущим стилем всего искусства официально становится классицизм. Полотна и декоративные росписи Вуэ пользовались в то время огромной популярностью.
Через широкие арочные проемы открывается великолепный вид на главную аллею парка и окружающий ландшафт. Прус). Он изображен без парика, в домашней одежде. Выполненный Шарлем Лебреном (), первым живописцем короля, главой французской Академии художеств идеологом придворного искусства, "Портрет Мольера" (1661) не типичен для его творчества. В собрании Людовика XIV насчитывалось 2500 шедевров. Образцами его работ могут служить «Св.
Подобное решение кажется нарочитым. Репин и В. Д. Поленов. Картине не хватало непринужденности взгляда на мир, которые составляли главное очарование работ «импрессионалистов», так называл их тогда Репин. Вернувшись из Италии на родину, Вуэ стал придворным художником. Самым ярким примером одного из «сынов Отечества» может служить «Портрет Е. В. Давыдова» (1809) кисти О. А. Кипренского. Барокко расцветает вместе с укреплением католицизма (эпоха контрреформации) и сложением абсолютистских дворов в Западной Европе.
Картина художника Жана Марка Наттье () "Битва при Лесной" (1717) была написана по заказу русского императора Петра I и изображает одно из основных сражений в русско-шведской кампании. Уже в ранних работах проявляется одно из важнейших качеств Латура: неисчерпаемое разнообразие его образов, великолепие колорита, умение в жанровой живописи создать образы монументально-значительные. Усвоив уроки венецианской живописи, Пуссен обогащает свою палитру, насыщает свои строго построенные картины светом и цветом, «язык тела» (как называл пластическую композицию фигур сам мастер) полон у него одухотворенности («Венера и пастухи», конец 1620-х «Ринальдо и Армида», 1625-1627).
Самым ярким и типичным представителем стиля рококо во французской живописи был первый художник короля Людовика XV Франсуа Буше (). Группа отдыхающих солдат окутана сумерками. Себастьяна», 1632—1633). Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. И всё равно Лувр завидует Пушкинскому, так как у нас больше французских шедевров.
Так в известной гравюре Мученичество св. Лебрён, талант которого состоял главным образом в легкости, с какой давались ему сочинение и исполнение больших и сложных картин, без сомнения, был способен к диктаторской власти, столь долго находившейся в его руках но его сухая и холодная манера не могла сообщить особенной привлекательности и блеска несчётным картинам, написанным под его наблюдением в Версале, Лувре, Трианоне, в Мёдоннском дворце (фр. )русск., дворце Марли и Венсенских дворцах. Их интересовали темы франко-прусской войны, сцены из истории Парижской коммуны. Небольшое полотно "Сатир и нимфа" входит в серию "аркадских композиций".
В том же году он заказал Лебрену серию полотен из истории Александра Македонского первое же из них принесло художнику дворянство и титул «Первого королевского живописца» (Premier Peintre du Roi), а также пожизненную пенсию. Жанр "галантных праздников" представлен в музее творчеством и других крупнейших мастеров французской живописи – Антуана Кийара (), Никола Ланкре (), Жана Рау (). Там он изучает античное искусство и творчество великих мастеров Ренессанса. Клод Лоррен – основатель классицистического пейзажа. Произведения Луи Ленена не так просты и однозначны, как могут показаться на первый взгляд.
Он выбрал один из типичных мотивов импрессионистов – «Парижское кафе». Постепенно наряду с иностранцами стали выдвигаться и французские мастера. В своих первых работах на жанровые темы Латур выступает как художник, близкий к Караваджо («Шулер», «Гадалка»). Каждый поглощен своими мыслями, не связан общим действием, никто не смотрит друг на друга. В поздних работах мастера возрастает интерес к пейзажу, что показательно, в частности, для одной из лучших его картин — эрмитажного «Семейства молочницы» (1640-е гг. ).
Лоррен посвятил своё творчество пейзажу, что для Франции того времени было редкостью. Скуден завтрак бедной крестьянской семьи в картине «Крестьянская трапеза» (Лувр), но каким чувством собственного достоинства проникнуты эти труженики, сосредоточенно слушающие мелодию, которую мальчик наигрывает на скрипке. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Новый и Ветхий завет.
В каждом какой-то вид искусства представлен хуже или лучше. Луи Ленен изображает крестьян без пасторальности, без сельской экзотики, не впадая в слащавость и умиление. Основателем её был Жак Луи Давид, а продолжателями Гро, Герен, Жерар, Жироде-Триозон, Пьер-Луи Делаваль и Летьер (фр. )русск. Мера и порядок, композиционная уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма. Так появилась система, названная позже «пейзажной трёхцветкой»: вживописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором – тёплые и зелёный, на третьем – холодные и прежде всего – голубой. В коллекции музея к этому периоду относятся картины "Сатир и нимфа" и "Ринальдо и Армида". Среди произведений Шампеня выделяется известный портрет кардинала Ришелье (1636, Париж, Лувр).
Ришелье говорил, что народ подобен мулу, который привык таскать тяжести и портится от продолжительного отдыха больше, чем от работы. Парк Версаля с его ясно выраженным архитектоническим построением, богатством и многообразием форм — мраморных и бронзовых скульптур, листвы деревьев, фонтанов, бассейнов, прямыми линиями аллей, геометрически правильными объемами и поверхностями подстриженных кустов и деревьев—напоминает огромный «зеленый дворец» с анфиладами разнообразных площадей и улиц. Он лично расписывал залы Аполлоновой галереи в Лувре интерьеры замка Сен-Жермен и Версаля (Военный Зал и Зал Мира). Пуссену, как никому из его современников, удалось передать в своих пейзажах всю грандиозность мироздания.
Мастер не стремится к внешней бравурности, а раскрывает драматизм ситуации. Все поэтично-возвышенно, во всем царит мера и порядок. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. В пространстве обязательно представлены следы человеческой культуры – здания, города.
Примирение с роком, вернее, мудрое принятие смерти роднит классицистическое мироощущение с античным. Таков тулузский художник, ученик Валантена, Никола Турнье (1600 – 1660) – автор строгих, драматических полотен, творческий облик которого в последние годы стал привлекать внимание исследователей. В картинах Луи Ленена отсутствует всякое стремление к занимательности или анекдотичности. Первая, так называемая «классическая» школа существовала приблизительно с 1780 по 1860гг.
Артель свободных художников, организованная в 1863 году после демонстративного выхода из Академии ее выпускников – конкурентов на большую золотую медаль ("бунт четырнадцати"), в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии и ее искусству, далекому от запросов жизни, от современной действительности. К высшим достижениям Латура относится «Св. «Открытие характера происходит постепенно во всех видах изобразительного искусства и занимает временное пространство, совпадающее в общих чертах с периодом правления Петра Великого», пишут исследователи портрета в России.
С виртуозным артистизмом передает Калдо элегантную непринужденность кавалера (серия «Каприччи»), четкий ритм танца в фигурах итальянских актеров и их ужимки (серия «Балли»), тяжеловесную чопорность провинциальной аристократии (серия «Лотарингское дворянство»), старческие фигуры в лохмотьях (серия «Нищие»). Вторая сторона повернута к ирреальному миру. 9 ноября 1863 года в Императорской Академии художеств четырнадцать претендентов на золотую медаль (во главе с И. Н. Крамским) отказались исполнить программу на заданный профессорами библейский сюжет и потребовали права писать картину на свободно избранную тему.
Написанная на сюжет поэмы итальянского поэта XVI в. Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим», посвященной одному из крестовых походов, картина «Танкред и Эрминия» лишена прямой иллюстративности. Репин решил писать картину на современную тему. Фигурки людей вырисовываются неясно, некоторые почти неразличимы. Подобно другим караваджистам, Валантен писал картины на религиозные сюжеты, трактуя их в жанровом духе (например, «Отречение Петра» Музей изобразительных искусств им. В первой половине века портрет монументален, величествен, но и прост в аксессуарах, как в живописи Филиппа де Шампеня (1602—1674), где за торжественностью позы не скрывается яркая индивидуальная характеристика (портрет кардинала Ришелье, 1635—1640). и Арм.
Большая композиция Греза "Первая борозда" (1801) патетически-восторженно и сентиментально прославляет крестьян, чья жизнь облагорожена трудом на лоне природы. Такова известная луврская Трапеза крестьян (1642). Ей противостоит тональность серебристо-коричневого фона и светотеневой моделировки лиц и драпировок. Эти черты особенно ярко сказываются в сериях гравюр 1622 г. —«Балли» («Танцы») и «Гобби» («Горбуны»), созданных под впечатлением итальянской комедии масок. Мягкая живописность и пригашенность колорита усиливает одухотворенность, подчеркивает значительность и индивидуальную выразительность лица, черты которого тают в скользящих тенях.
В его вакханалиях нет тициановской чувственной радости бытия, чувственная стихия здесь овеяна целомудрием, на смену стихийному началу пришли упорядоченность, элементы логики, сознание непобедимой силы разума, все обрело черты героической, возвышенной красоты. решил посетить Италию. Художник именно в природе ищет гармонию. Вуэ создал и возглавил официальное, придворное направление во французском искусстве. Резко повернув голову, художник бросает острый взгляд на зрителя.
Иосифу». В этом смысле Пуссена интересовала не Франция (в отличие от других мастеров национальной школы – Ленена, Калло и др. ), его интересовал человек вообще.