Более вероятно, что они были подсказаны художнику каким-то эрудитом и тот сумел добиться того, что художник стал подстрочно переводить словесный ряд в зрительный. Фигуры выделяются крупными планами, одежда ложится широкими складками. Сохраняя пространственность и воздушность миниатюр 20-х гг.
В конце 14 в. Клаус Слютер (ум. XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. 1500 г. ), долгое время известного в истории искусства под именем Мастера из Мудена. (Некоторые исследователи под именем Мастера из Мулена имели в виду Ж. Перреаля. ). Музейная, научно-реставрационная, редакторская, литературная и преподавательская деятельность Грабаря после революции по сути отвечала тем же задачам, была пронизана тем же пафосом «культурного делания».
Размещение их по сторонам портала, перед статуей богоматери, расположенной в центре, свидетельствует о стремлении скульптора объединить все фигуры и создать из них некое подобие сцены предстояния. Проданный на аукционе «Портрет спящей обнаженной чиновницы», по информации издания Sun, приобрел ценитель прекрасного и миллиардер Роман Абрамович. Вещи живут своей жизнью: приподнялись и изогнулись страницы в раскрытой книге, причудливо извернулся сползающий со стола свиток испустила колышущиеся волокна дыма свеча, повернулись на шарнирах ставни и одеяния будто шевелят своими ломкими складками. Художник ставит своей целью передачу бесконечной, живой, всепроникающей красоты Земли.
Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». между стр. Пока модные художники XX века создавали позитивные «цветовые пятна на стену» ипродавали их за миллионы, Фрейд писал предельно натуралистичные картины ипродавал их еще дороже. Аналогичным образом разработана правая сторона алтаря. Картина была приобретена Рональдом Лаудерем, владельцем «Новой галереи» в Нью-Йорке, где и находится по сей день. Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека.
В картине Яна ван Эйка «Мадонна в церкви» конкретные натурные наблюдения занимают чрезвычайно много места. Св. Неправильное иссохшее лицо со страшно угловатыми чертами и остановившимися глазами — это лицо пронизано острой и мучительной асимметрией. Хотя Жанна дАрк и была пленена и предана врагам (при попустительстве французского короля Карла VII и при прямом вмешательстве церкви), а затем сожжена на костре, общенациональное движение за изгнание англичан не остановилось.
Пейзаж «Поклонения» обладает не только тонкими световыми и воздушными оттенками, но как бы чувством еле заметной пульсации жизни. Наш антикварный салон в Москве обладает обширной коллекцией картин известных и знаменитых зарубежных художников 19 века, особенно западноевропейской школы живописи, в том числе немецких, датских, французских, голландских итальянских, английских художников. Его точный, твердый рисунок отличается изяществом и элегантностью. Но только цвет и выделяет его.
Екатерина (правая створка) в светлом, голубом одеянии, держа в руке сияющий меч с прозрачной сапфировой рукояткой, наклоняет голову над молитвенником и наклону ее головы вторят, как листья пальмы, расходящиеся линии сводов, а за ней в открытом окне далекие здания и синеющие горы. На аукционе за нее бились четверо покупателей, однако один телефонный звонок инкогнито решил спор и «Живопись» стала самой дорогой картиной художника. 1406 г. ) предпринял первые попытки разбить традиционные каноны. Два раза Креспи побывал в Венеции, обучаясь сам и вдохновляя других.
Но теперь на смену Антонию явилось все человечество. Только природа остается чистой, бесконечной. По этой миниатюре можно восстановить вид Парижа времен Карла VII. Бавон», Брауншвейг, Музей «Рождество», Амстердам, Рейксмузей) и некоторые другие анонимные мастера не столько развили принципы Гертгена, сколько придали им характер распространенного стандарта. Салон «несогласных», а также поддержка первых смельчаков-коллекционеров сделали свое дело – импрессионизм сумел завоевать сердца многих. Сегодня среди коллекционеров антикварной живописи картины импрессионистов занимают особое место. Правая створка кажется легкой.
Его лицо серьезно. Какие «заморские» обычаи вошли в моду во второй половине XVII века и в связи с какими событиями. Скульптура отразила проблески нового сознания значительно ярче.
Георгий, приветливо приподняв шлем, представляет его мадонне. Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Художник старательно избегает ограниченности пространства.
Быть может, четче всего эти тенденции проявлялись в творчестве Боутса. Город был резиденцией находящегося под властью семейства дЭсте герцогства Феррары и блестящим центром итальянской культуры Ренессанса. Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто. Какие черты характера проявились у маленького Петра I. 9.
1498—1499 гг. ) на его центральной створке — композиция «Богоматерь во славе», на боковых — портреты заказчиков с их святыми-покровителями. В алтаре Портинари Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека. Изображение дано как бы ярусами.
Тонкая, холодноватая, как бы нарочито невыявленная манера письма соответствует характеру оригинала — бледной девочки-подростка в неуклюжем головном уборе, с глазами узкими и затаенными. Художник хочет воссоздать определенное событие так, как могло бы оно происходить в жизни. (1819 – 1877). Толстый Луи Филипп – король-бурshyжуа, с головой, похожей на грушу его реакциshyонные министры – продажные уроды, заполнивshyшие скамьи «законодательного чрева» тупые мещане, корыстолюбивые «люди правосудия» – все они узнавали себя в обличительных литоshyграфиях Домье. В искусстве все сильнее обозначалась тяга к конкретному индивидуальному, частному. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. В последней серии из которой нами воспроизведены несколько миниатюр в Мире Искусства за 1904 год, особенно замечательны попытки передать эффект освещения – в упор светящего солнца – и комнаты, слабо озаренной пылающим камином.
Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. Здесь они, однако, не несут с собой оттенка мрачной фантастики. XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. За интенсивностью цвета нет ни духовного напряжения, ни ощущения драгоценности мироздания.
С одинаковым вниманием он стремится передать все подробности композиции. Он долго работал в месте, недалеко от Корреджов Парме. Он родился в 1399 или 1400 г., прошел обучение у Кампена (то есть в Турнэ), в 1432 г. получил звание мастера, в 1435 г. переехал в Брюссель, где был официальным живописцем города: в 1449—1450гг.
Таковы две картины на тему суда Оттона III (не ранее 1468 г. Брюссель, Музей). Быть может, наиболее Значителен среди них Мастер Virgo inter virgines (назван по картине Амстердамского Рейксмузея изображающей Марию среди святых дев), тяготевшего не столько к психологической оправданности эмоции, сколько к остроте ее выражения в маленьких, довольно бытовых и порой почти нарочито уродливых фигурках («Положение во гроб», Сент Луис, Музей «Оплакивание», Ливерпуль «Благовещение», Роттердам). Лаконична раскраска фигур, в которой преобладают черные и серые тона. Достижения Боутса и Оуватера лежат в области усиления бытовой достоверности изображения.
Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Здесь художник уже далек от покоя картины 1514 голда, в динамических поворотах и движениях фигуры проявляется устремленность к барокко. Дэвид Норманн, президент интернационального отдела импрессионизма и модернизма Sothebys, считает огромную сумму, заплаченную за «Даму в голубом», вполне оправданной. Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий. Так же поступил и ван Эйк. Каждый персонаж сохраняет совершенную и безусловную серьезность. Один из наиболее интересных портретов — изображение девочки из семейства Тальбот (Берлин).
О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20-х гг. и среди них такие, как «Жены-мироносицы у гроба» (возможно, часть полиптиха Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген), «Мадонна в церкви» (Берлин), «Св. Таков безвольно неуравновешенный Карл Смелый (возможно, копия Берлин). Статуи герцога Филиппа Смелого и его жены на портале усыпальницы бургундских герцогов в дижонском монастыре Шанмоль (1391—1397) отличаются безусловной портретной убедительностью. Этот ярус обладает свойствами панорамности. СТАРИННЫЕ КАРТИНЫ ПРОДАЖА.
Фигуры рельефны. А надо всем — на облаке — маленький воздевший руки Христос. Вместе с тем предмет у Боутса теряет повышенную значительность и занимает подчиненное место.
Онпокончил с бродяжничеством, переехал вместе с ней вроскошную квартиру. Это например Иоганн Лис и Никола Ренье, Доменико Фетти, Рубенс и Бернардо Строцци. Фото картины Чимабуэ «Богоматерь на троне в окружении ангелов»В истории европейского искусства живописи Джотто всегда считался первым, кто принес в живопись черты реализма.
Оно не оставляет места ни надежде, ни человечности. Однако замечательно, что мастер не делает никаких попыток выявить характер (если о нем все же можно говорить, то тому причиной выразительность лица Альбергати, а не психологический анализ ван Эйка). Для понимания творчества Гертгена много дает его «Семейство Христа» (Амстердам, Рейксмузей), представленное в церковном интерьере, трактованном как реальная пространственная среда. Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. дрезденский триптих и «Мадонну канцлера Ролена» Яна ван Эйка) и не как отдаленная точка перспективы («Жены-мироносицы у гроба» его же), но как всеобъемлющая картина, только незначительную часть которой занимают сюжетно необходимые фигуры.
Изображение толпы занимает у Фуке большое место и в других миниатюрах, как, например, «Въезд Карла IV в Сен-Дени» («Большие французские хроники»). Импрессионисты открывают относительность человеческого восприятия, его субъективность. Поиски объединяющего начала, но уже не декоративного, а глубоко эмоционального видны в его «Поклонении волхвов» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Она пронизана движением ритма (его создает особое расположение в пейзаже высоких, обнаженных деревьев: одно далекое, маленькое, — и рядом большая пространственная пауза два, уже больших — и пространство меньше и, наконец, три высоких, расположенных почти вплотную с краем створки). 18 век был веком Просвящения.
Супруги находятся в комнате. Это столети отмечено, как время усиливающегося католицизма, церковной консолидации. Существенно влияет названный принцип ранней нидерландской живописи на портрет. Он уподабливал картину живому организму и считал, чтоонадолжна развиваться и обновляться по мере ее создания.
В несомненно болезненном характере этих работ чувствуется гибель целого мира. Грис, по собственным словам, занимался «плоскостной, цветной архитектурой». Это очень наглядно видно в миниатюре «Октябрь» (Шантильи), привлекающей своим наивно-непосредственным отношением к действительности. Композиция средней его части с Мадонной в славе, окруженной ангелами, напоминает витраж. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия. Художник не стремится ни к жанровой достоверности, ни к самодавлеющей монументальности образа.
Большое влияние имела школа Феррары. Даже полотенце, которое так ровно, даже торжественно висело подле Марии в «Благовещении» Гентского алтаря, здесь покосилось и съехало на сторону. Только с последней четверти 15 в. положение меняется благодаря искусству Гертгена тот синт Янc.
Таков отличающийся известной обыденностью алтарь Генриха ван Верль (1438 Мадрид, Прадо). И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой — бог. Событие утрачивает свой величественный размах. Это произведения монументального стиля. А вокруг Марии — сияние, выхватывающее их маленькие шевелящиеся фигурки.
Создатель орфизма и абстракционизма Орфизм – вид искусства. Еще со времен средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Цвет, ритм или композиционный прием служат эмоциональным зерном портрета. Примером творчества Кампена может служить алтарь с «Благовещением» в центре, донатором Ингельбрехтом с женой на левой створке и святым Иосифом на правой (прежде — собрание Мероде, теперь Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
С одним из наиболее впечатляющих образов мадонны раннего Ренессанса встречается посетитель в картине Святое семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем Андреа Мантеньи (около 1431-1506). В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. Так, не лишенный дробности «Страшный суд» (Бонн, Музей) уже несет в себе черты нового. Характерно, что конкретизация мировосприятия привела Кампена не к усилению материальности в трактовке предметов (ибо он по-прежнему сохранял свою пантеистическую точку зрения), но к постепенному слиянию предмета и пространства, к большему равновесию между человеком и средой, в чем, безусловно, следует видеть влияние Яна ван Эйка.
Двое из них опускают на пелене тело Христа в саркофаг. И огромную роль играют паузы — в пространственном решении и в действии. Во всяком случае, предание гласит, что коронованным любителем была написана картина с таким же сюжетом. 3 Бушо, однако, хочет видеть в них типичные виды Бурбонской области (1е Bourbonnais). 4 Значительное число примеров таких фонов можно видеть в Святом Иерониме, хранящемся в Императорской публичной библиотеке. 5 Дюррие предлагает видеть в этих изумительных миниатюрах иллюстрирующих Coeur damourepris, работу придворного художника доброго короля Рене Бартелеми де Клерк, умирающего в 1476 году. Не случайно он не придавал душевным движениям своих героев возвышенно-вселенского характера.
Центральная створка этого алтаря — «Тайная вечеря». Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». Почему же СТАРИННАЯ ЖИВОПИСЬ так привлекает коллекционеров и инвесторов во всем мире.
304 — 305). «Стог сена» — одна из наиболее значительных работ Босха. Образ человека превращается в непосредственное отражение душевного мира самого художника. В«Триптихе, 1976» художник изобразил мифический сюжет преследования Ореста фуриями. Другие его портреты (Э.
Правда, эти миниатюры исполненные клеевыми красками на пергаменте, мало пространственны. АНТИКВАРНЫЕ КАРТИНЫ. Кто хотел открыть в России школы и университет уже в начале XVII века. Почему не удалось это сделать. Они уже не нападают на человека. «Я был всегда влюблен в прекрасную природу», – гоshyворил Коро.
Наиболее выдающееся произведение Авиньонской школы, проникнутое суровым драматизмом, — «Оплакивание Христа» из Вильнев-лез-Авиньон (Лувр). Мастер открыл новые портретные возможности. Замкнутый ритм контуров согбенных фигур нарушается угловатыми очертаниями окоченевшего тела Христа.
И все же отвлеченность, условность общего замысла, подчеркнутый декоративизм светового эффекта (вокруг Марии расположены светлые круги), беспокойный ритм складок одежд ангелов, составляющих обрамление центральной группы, значительно сильнее связывают триптих из Мулена со старым средневековым мировоззрением, чем произведения Ж. Фуке. Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Доната обретает невероятную цветовую звучность.
Здесь все пронизано ощущением длительности и проявляется эта длительность не в людях — так как движения каждого из них как бы зафиксированы, остановлены и ничтожны, а в зрелище мира — в смене одних фигур и эпизодов другими, в том, что эмоциональная атмосфера, поглотив их, сама сохраняет свою напряженную пустынность. Пастухи лезут на крышу и заглядывают из-за угла. Наибольшим влиянием на молодое поколение художников в Парме пользовался Корреджо. в г. Лане ок.
Среди живописцев второй половины XIX в. выделялся своим ярким талантом Эдуард Мане (1832—1883). Однако постепенно он перешел к принципам Рогира («Пьета» Брюссель, Музей). И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. Внимание ван Эйка привлекает не скульптурная масса головы, а мягкая податливость старческой кожи, а если говорить о трактовке личности — то не способность человека к действию, а его индивидуальная мимика (например, манера немножко косить ртом). Но здесь патрон ювелирного дела св.
И хотя для Кампена, как и для других современников, далевые точки пейзажа всегда обладают особой притягательностью, он подводит нас к ним не сразу- Мы прослеживаем все изгибы дороги, следуем мимо длинного плетня, встречаем выходящих на дорогу путников, догоняем, видимо, выехавшего из ворот всадника и только потом, внимательно рассмотрев ряд ветел (любопытно, что у трех деревьев спилены ветви, а за другими, лишенными листвы, отчетливо проступает линия дороги), — только потом мы выходим к далекому ряду домов, в дверях каждого из которых видны крохотные женские фигурки, а в стойле — лошадь затем следует море с лодкой и парусным корабликом, морская гладь и т. п. Такое замедление в движении взгляда зрителя вызвано стремлением представить мир как можно более подробно и естественно — с этим же связано насыщение пейзажа реальными деталями. Его святой напоминает скорее греческую фигуру Апполона, нежели христианского мученика. По вложенному в пейзаж настроению это едва ли не самая выразительная картина XV века. Выявление этого стиля заменяет ему детальный психологический анализ.
Фруамон написан легкими, почти неразличимыми мазками. 1420 —ок. Среди них первое место бесспорно принадлежит так называемому Флемальскому мастеру. Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур. Часто же он замыкает проемы фона или излишне пространственный задний план фигурами, движущимися из глубины («Пасха», «Авраам и Мельхиседек»). Больше скованности и благочестия в фигуре молящегося Этьена Шевалье. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал.
Ему принадлежит большое число портретов, среди них портреты Марии Тюдор (1514 Париж, Музей декоративного искусства), Карла VIII, Людовика XII (Виндзорский замок), лиричная «Девушка с цветком». Еще в 1431 г. Ян нарисовал приехавшего к бургундскому двору в качестве папского легата кардинала Никколо Альбергати (Дрезден, Гравюрный кабинет). Стоящие по углам массивного саркофага четыре аллегорические фигуры «Сила», «Умеренность», «Справедливость» и «Благоразумие» приобрели большую конкретность и жизненность характеристик. В трех залах с верхним освещением (117-119) размещены Итальянские мастера 15-го и 16-го века.
Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу — он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки. Некоторые работы Кристуса показывают, что он пытался приспособить традицию ван Эйка к требованиям времени («Благовещение» и «Поклонение младенцу», 1452 Берлин). Пальма Веккио (около 1480-1528) изображает в своей картине Иаков и Рахиль, созданной около 1515 года, пастушескую идиллию.
Французская живопись сохранила, однако, полностью свою самостоятельность и можно с полным правом говорить о сложении в это время национальной школы живописи, связанной с вековыми традициями, в частности готической монументальной скульптуры и отличающейся той строгостью стиля, которая будет и в дальнейшем одной из характерных черт французского искусства. (1814 – 1875). Он как бы нарочито мешает своим героям стать исключительными. У ван Эйка оба эти качества сливаются и создают гармонический образ мира, у Кампена — сосуществуют.
Ибо черты лица родственны у всех. Этой блекло-сиреневатой (неожиданно для нидерландцев написанной на холсте) картине свойственна волнующая медлительность ритмов. Его жизнь относится наполовину к 17, наполовину к 18 веку. Тонкое понимание красоты окруshyжающего мира пронизывает все творчество пейзажиста.
Джаз и Нью-Йорк– вот что вдохновляло его больше всего. Как замечательный в своей наглядности документ эпохи воспринимается одна из иллюстраций к Боккаччо «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г». Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. Его герои все словно остановлены, как бы неожиданно для них выключены из времени и среды. Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку.
Он моделирует лицо широкими планами, стремясь передать лишь основное, опуская детали. Но напрасно гадать о ее конкретном содержании. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет странная колючая и пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом.
Впрочем и ближе других стоящий к нему Мастер Брауншвейгского диптиха («Св. Однако для ван Эйка главное в этом восприятии —контакт человека с окружающим миром. В мюнхенском алтаре новая концепция принимает абсолютно определенные формы. Человек для него — только часть мироздания, быть может и наиболее ценная, но не существующая вне целого. О Кампене известно, что он родился в 1378 или 1379 г. в Валансьене, получил звание мастера в 1406 г. в Турнэ, там жил исполнил помимо живописных работ немало декоративных, был учителем ряда живописцев (в том числе Рогира ван дер Вейдена, о котором речь пойдет ниже, — с 1426 г. и Жака Дарэ — с 1427 г. ) и умер в 1444 году.
С прекрасным человеческим образом посетитель знакомится в картине Святой Себастьян художника Антонелло да Мессина (около 1430-1479), находившегося под влиянием ранненидерландских мастеров (илл. Из-за этого они кажутся не индивидуальными. Мартин отрезает часть своего плаща. Но его активность и одновременно плотность — особые.
Разноцветное сияние стекла, блеск металла, глубокие переливы бархата и эмалевое сияние небес более, чем что-либо другое, передают красоту, которой напоен мир, необычность, драгоценность любой частности и всей вселенной в целом. Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Импрессионизм (фр. Художники (например, Мельхиор Брудерлам, ок. Художник отодвигает героев — благовествующего ангела и возносящую благодарение Марию — к краям сцены. И все же ранний Боутс во многом исходит от Рогира.
Огромное внимание власти арабского государства уделяют культуре. Картина «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах» долгое время принадлежала Иву Сен-Лорану. Нельзя сказать, что человек здесь вступил в противоречие с миром. При всем том, однако, связь этой картины с французским искусством очевидна. В искусстве Босха вопрос о соотношении человека и мира получил принципиально иное решение.
Все это объяснимо подготовительным, черновым назначением рисунка. Позднеек ним примкнули З. Е. В карshyтине «Собирательницы колосьев» (1857) бедные женщины подбирают оставшиеся на поле колоски их склоненные фигуры, тяжеshyло ступающие по земле, олицетворяют трудоshyлюбие и покорность судьбе. На пороге Высокого Возрождения стоит Крещение Христа кисти Франческо Франча (около 1450-1517). О Губерте почти ничего неизвестно. Их позы свободны (быть может, даже нарочито), облик простонароден.
Но что бы ни изображал художник — религиозные композиции, сцены античной истории или итальянской жизни, он всегда местом действия делает свою родину, ее города с узкими улицами, дома с высокими кровлями, пейзажи родной Турени с ее зелеными лугами, мягкими очертаниями холмов, широкой спокойной рекой, ясным голубым небом. Речь идет о «Мадонне канцлера Ролена» (Лувр). Живописная школа Болоньи имеет в лице Креспи художника европейского масштаба. 1485). Цвет в его картинах живет, дышит и оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие (говорят иногда – целительное). Общее звучание алтарной картины обретает повышенную торжественность при значительной жанровой конкретизации, даже снижении второстепенных образов (фигуры грешников) и выделении центральных (грандиозный ангел в белых одеждах).
Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». Акцентировка черт, свидетельствующих о внимании художника к реальности изображенного события и, напротив, ослабление символического или религиозно-философского начала в произведении, умеренная пространственность алтаря (фигуры второго плана движутся из глубины), торжественное и одновременно лирическое решение целого — все это можно причислить к большим завоеваниям Рогира.
Цвет не несет никаких психологических функций. Здесь фигуры плакальщиков приобрели вполне самостоятельное значение. Миниатюры эти неожиданно реальны. А он (по-прежнему это святой Антоний) сидит между ними — читает, думает («Св.
Смерть (в 1441 г. ) прервала его дальнейшую деятельность. От Марии — стройной, с чистым лицом — этот последний отъединен линией архитектурного членения. Он придает каждому действующему лицу вполне бытовой жест. Иакова, а также полиптих, Таллин, Музей).
Они недвижны их жесты предельно скупы. Это кошмарный финал долгого, пленительного и чудовищного спектакля. Исчез преувеличенный интерес к передаче «натуральности» старческой кожи.
Бархатное облачение св. Он не созерцает, а размышляет. И, по существу, даже сравнительная медленность и своеобразие ренессансного развития Нидерландов, отсутствие культа яркой, героической индивидуальности, который имел такое важное значение в Италии, принесли здесь неожиданно ценные плоды. Его алтарь с «Распятием» (Гент, церковь св. Тем самым был проложен путь для пейзажной и архитектурной живописи.
Для Рогира — отчетливое выражение стиля, «повадки» человека, особенностей его личности в целом. Он не ограничивается воссозданием сюжетно определенной сцены. Едва ли это положение справедливо. его «Поклонение волхвов» и «Встречу Марии и Елизаветы», 1434— 1435 Берлин), отчетливо выявляют интерес к искусству этого мастера, в чем безусловно проявляется тенденция времени. Но не эти черты, а сам характер человеческих образов этого надгробия Знаменует новый этап развития французской пластики.
Антоний» в Прадо). (две картины на сюжет суда Камбиза Брюгге, Музей) изобличают тесную связь с Боутсом лучше других композиции лирического характера с развитой, активной пейзажной средой («Отдых на пути в Египет» Вашингтон, Национальная галлерея). В 1434 г. ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Джованны (Лондон, Национальная галлерея).
И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Но его искусство становится нервным и напряженным. Главными темами его творчества стали крестьянская жизнь и природа. Их привлекала религиозная духовность мастеров Проторенессанса (художников, работавших до Рафаэля).
Однако в этот жизненно убедительный интерьер мастер помещает фигуру Марии, головой достигающую окон второго яруса. Но существенно, что и в этом случае они не кажутся тяжелыми. Он как бы трепещет легкими, ясными оттенками. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Ярким выразителем Этих новых устремлений был Ангерран Шаронтон (Картон родился ок.
Зато вещи проявляют неожиданную активность.
Таков его «Карл VII» (1444—1451, Лувр) — слабый, болезненный, усталый и некрасивый, но вместе с тем сохранивший величавость осанки, соответствующей королевскому достоинству. 1490, Глазго) и «Муленский триптих» (1498—1499, собор в Мулене). Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. С этой целью авторы Гентского алтаря с таким вниманием разрабатывали систему рефлексов, достигли на редкость звучного и вместе с тем мягкого, согласного звучания различных цветов.
Во дворе того же монастыря Слютер совместно со своим племянником и учеником Клаусом де Верве (ок. Но их некоторая нескладность и прозаичность также заметно усилились. Справа, вдали — летит в ночи светлый ангел и, ослепленный, падает пастух. Боутс любит отгораживать сцену сзади («Тайная вечеря»).
Особым трагизмом отличается образ сдержанно-скорбной Марии Магдалины, которая сидит прямо на земле перед саркофагом. Это аллегория греховной жизни людей. Сегодня, чтобы посмотреть произведение искусства, посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут. Какие книги они приобретали.
Чудовищными сталагмитами громоздятся города с их сотнями башен, мириадами домиков, обнесенных бесконечными стенами. И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни — всеобщего, возвышенного и реального, бытового — центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода — умывальника с висящим подле него полотенцем.
Из отдельных французских картин нас может интересовать в этом месте алтарная картина, перешедшая в Лувр из Дворца Правосудия, с видами (позади фигур Распятия и святых) Парижа и какого-то города на холме с башней, напоминающей флорентийскую Синьорию, а также картина Мюнхенской Пинакотеки Легенда о святых отшельниках, ныне не без основания приписанная французской школе. Для многих поколений французов картина Делакруа стала памятником мужеству народа, символом республики. 1490). Люди, спасающиеся от кораблекрушения испытывают и надежду и отчаяние. «Отдыхающая танцовщица» была продана за 28 млн долларов в 1999 году, а меньше чем через 10 лет ее купили уже за 37 млн – сегодня это самая дорогая работа художника, когда-либо выставленная на торги. Два эти эпизода почти не имеют самостоятельного смысла. Конец творчества Кампена (как и ван Эйка) отмечен тяготением к большей конкретности при изображении реальной жизни.
Все ползает и все наделено острыми, царапающими формами. Он не должен выражать какое-либо определенное чувство. Между ними, на противоположной стене помещено зеркало, в котором отражаются двое входящих (один из них, видимо, сам художник). Они стоят в рост, выпуклые реальные. Иногда он уделяет большое внимание предмету — так рождаются работы, где все персонажи словно насильно вырваны из своего естественного окружения («Мария с младенцем», «Св. В 40-х гг.
Основной в его творчестве становится тема трагической затерянности человека в мире. Известность ему принесла картина «Клятва Горациев» (1784), выполненная по государственному заказу. В глубине ниши прямо перед нами стоят фигуры святых, как бы застывших в немом горе. Пустыня представлена здесь в виде лирического холмистого пейзажа с одинокими деревьями и кущами, с тихой речкой и прозрачным небом.
Новые исторические условия, переход общества на другую ступень развития вызвали новый этап в эволюции искусства.
Не меньшего внимания заслуживают и пейзажи этих сцен, а также библейских и евангельских сюжетов «Часослова». Абсолютно отдельно стоит изумительная Pieta собрания барона Альбенаса, которую приписывают и нидерландцам и французам и даже сицилианцу Антонелло да Мессина. Но нельзя не признать, что он создан душевным порывом художника.
В римской живописи 18 века проявляется классическая тенденция. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Самый «музыкальный» из художников XXвека зарабатывал на жизнь акварельными натюрмортами, хотя прославился как неопластический художник.
И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом. Миниатюры, проникнутые поэтическим чувством, особенно замечательны передачей эффектов освещения: восхода солнца и комнаты, озаренной пламенем камина. При всей своей значительности канцлер Роллен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем.
Портрет дЭсте несет в себе черты экспериментирования. Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции. 8. Правда, оба они строят свои портреты на раскрытии того, как человек воспринимает мир. Но на худом лице горят завороженные глаза — они прикованы к чему-то невидимому нами.
Наиболее значительными из местных школ Франции были школы долины реки Луары и центральных областей в произведениях мастеров этих школ ярче всего выявились существенные черты складывающегося искусства французского Ренессанса, его национальный характер. Здесь в композиции «Свободные искусства» у трона муз помещены реалистические яркие портретные изображения ряда выдающихся представителей раннего французского гуманизма, вместе с которыми представлен Эразм Роттердамский. Так сложилась маленькая группа художников, которая возглавила новые искания в живописи.
Интерьер напоен легким золотистым светом. Их подлинность подтверждена экспертами ГМИИ им. Этому движению противопоставляется движение фигуры Иоанна (на нем интенсивно красный, раздувшийся, закрутившийся в тугие мечущиеся складки плащ). Более того, он не стремится определить образ человека. Мартин» (Часослов Этьена Шевалье Лувр) художник переносит действие в Париж, смело изобразив угол набережной, вид на мост Дю Шанж и старые дома, отражающиеся в Сене.
1435 — ок. И даже светлое, почти белое лицо св. Искусство середины века не только видоизменялось по существу, но и развивалось вширь. Но больше всего Перреаль работал как художник. 15 столетие в Нидерландах было порой великого искусства.
КУПИТЬ СТАРИННЫЕ КАРТИНЫ. В сущности, ангелочки — во тьме. Жан Фуке.
Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Причем менее всего заметно приближение новой поры в живописи. Нидерландец не склонен видеть в людях центр вселенной. Особенно Пьянцетта, кажется, надолго запомнил его произведения. Они как младшие сестры Марии.
В этой связи показательно изображение интерьера. Художник рассматривал портретируемого почти как предмет неживой природы. Это его и погубило. Вот таким образом лицо передается с натюрмортной подробностью (как предмет созерцания), а длительный неподвижный взгляд обладает почти неестественной для этого лица одушевленностью (выражая созерцательность модели). В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с аллегоричностью. 1410 г. в Лане, работал в Провансе, в Авиньоне), тяготеющий к монументальной трактовке форм в сложных по построению композициях — «Мадонна милосердия» (Шантильи) и «Коронование Марии» (1453), где, несмотря на старую схему изображения, появляются черты нового: интерес к реальному миру, к человеку. В этом следует видеть причины трагического надлома, которым завершилось творчество Рогира.
его штаны из грубой ткани все в заплатах. В «Мадонне у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Иероним» (Детройт, Художественный институт).
Тонко введенные капельки света и цвета (на груди переливаются камни броши, а на ухе дрожит слабый отблеск серьги) снимают некоторый прозаизм образа. За ними — дали. Последнего он хочет достигнуть при помощи изящества и декоративности. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
ок. Так, в образе Марии с младенцем (Роттердам, музей Бойманс-ван Бойнинген) художник опустил все, что не имело прямого отношения к выражению душевности образа. При этом его грандиозная фигура не подавляет окружение — он высится, словно излучая из себя начала красоты и реальности, он венчает и объемлет все. Скрытые источники говорят, что покупателем вновь стал Роман Аркадьевич.
Он крупнее всех, он отодвинут вглубь и возвышен, он неподвижен и, единственный, обращен вовне алтаря. ПРОДАЖА АНТИКВАРНЫХ КАРТИН. В это же время были заложены основы абсолютизма.
Гертген умер рано, но принципы его искусства не остались в безвестности. Denis в Публичной библиотеке (разумеется, в этой летописи не следует искать точной осведомленности об иллюстрируемых ею событиях древних времен) и дивные миниатюры аллегорического романа короля Рене, Coeur damour йpris в Венской библиотеке. В изображении Иодокуса Вейда придирчиво прорисованы все детали его лица. Если в гентском полиптихе художник старался создать обобщенную, синтетическую картину, которая множество отдельных явлений сочетала бы в единую картину мироздания, то здесь в основу решения кладется конкретный факт и хотя здесь еще вполне сохранилось стремление передать красоту мироздания — не случайно с таким восхищенным увлечением написано выпуклое зеркало (в нем, как в капельке росы, дрожит и играет отражение целого мира, ) — все же предметы — носители этой красоты — уже утрачивают главенствующую роль. Крупное значение принадлежало в 15 веке школе Прованса.
В композиции «Св. Образцом ему, вероятно, послужили античные скульптуры. При такой портретной системе критерием ценности человека оказывается не только и не столько этический фактор, а способность модели воспринимать красоту мироздания. Где и когда она была издана.
В алтарных композициях, как уже говорилось, этот процесс также имел место. Художник был крайне востребован при жизни, однако после смерти его быстро забыли. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными.
Вместе с тем Гертгена волнуют образы, отражающие человеческое страдание. Северные провинции, в том числе Голландия, отставали в тот период от южных и в экономическом и в духовном отношении. Живопись Италии XV – начала XVI века знакомит с эпохой становления и расцвета искусства Возрождения. Если в портретах Тимофея и человека в тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. С обстоятельностью хроникера, подобно Филиппу де Коммину, автору «Мемуаров», содержащих богатый исторический материал, стремится запечатлеть Фуке все подробности события, располагая на листе более двухсот персонажей.
Таков неизвестный с его сухими узкими чертами лица и недоуменным взглядом. Отправным периодом в своем творчестве сам художник считал послевоенное время. Герои Босха — словно побеги, проросшие в темноте.
Футуристы провозглашали нигилистическую «ненависть к прошлому» и «любовь к будущему» (отсюда название течения), воспевали красоту машин и ритмы новой индустриальной и урбанистической эпохи. Художник не знает удержу своей чудовищной фантазии. Экспрессия чувств превратилась только в отражение смятенного духа мастера.
А созерцательность для ван Эйка— не индивидуальное свойство модели. Вернувшись со службы, он вновь занялся живописью и создал главные шедевры. К самым известным его произведениям относятся «Портрет неизвестного с св. Но этого мало. К нему обращены и Мария и св.
Эта эпоха называется Возрождением, так как, сбросив духовные путы средневековья, она привела к возрождению искусства, достигшего своего апогея в античном мире. В молчании или с пением они окружают священного агнца — символ жертвенной миссии Христа.
Но рельефнее всего невозможность для мастера выйти за пределы века видна в его триптихе с «Крещением Христа» (начало 16 в. Брюгге, Музей).
Нидерландские (собственно фламандские) мастера еще в 14 в. пользовались большой известностью в Западной Европе и многие из них сыграли важную роль в развитии искусства других стран (особенно Франции). Так появляются многослойные, явственно падающие от различных источников освещения тени, так на излюбленной нидерландцами металлической посуде возникают натуральные следы какой-то рыжеватой жидкости, а на уступе камина — позабытый там сосуд (все названное — в «Тайной вечере»). В афишах и литографиях Тулуз-Лотрека перед нами предстает жизнь парижской богемы. И печальная, тихая Мария, так несхожая с привычным типом богоматери в нидерландском искусстве и характер цветового решения (сиреневато-серая мутноватая пелена цвета прерывается звучанием красного, выделяющего безжизненную бледность Марии), особая концепция действия и пространства (в нем много пустых промежутков, они действуют как умолчания), наконец, последовательность композиционных акцентов — все это говорит о новых исканиях художника. Как в том, так и в другом произведении можно, кажется, увидеть образцы искусства в свое время знаменитого всесторонней образованностью северофранцузского художника Симона Мармиона (родом из Амиена или Валансиена). Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Хранится в Музее Мармоттан в Париже. в 1426 г. ) и Ян (ок. Здесь очевидна параллель Гентскому алтарю в фигурах Адама и Евы анатомия, конструкция тела передавались достаточно приблизительно, тогда как поверхность кожи — с редкой наблюдательностью (у Адама изображен на теле каждый волосок). 1380—1439) создал композицию «Голгофа» (1395—1406), дошедший до нас украшенный статуями постамент которой (так называемый Колодец пророков) отличается мощью форм и драматичностью замысла.
В США перебрался в 1940-х ипровел там остаток жизни. И уже следующее поколение почувствовало тяжесть утраты этого ван-эйковского начала. И убеждающая реальность этого образа оттеняется соседством коленопреклоненного ангела — с длинным неподвижным лицом и тоже неподвижным, словно завороженным взглядом узких глаз (в соответствии с тонким, бледным его лицом и в контрасте с напряженной неподвижностью — над головой у него, как дрожащие капельки, три жемчужины на высокой коралловой веточке). Они сбились в тесную группу, которая представляет лишь малый эпизод целого. Правда, «пантеизм» Кампена особый. Большинство из них неустанно доказывали обществу, что их творчество имеет право на существование, но многим это удалось, к сожалению, только после смерти.
Во время нацизма в Германии его картины были отнесены к «дегенеративному искусству» и нигде не выставлялись. Вопросы1. Как и Итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. В религиозном сюжете художник с особенным вниманием воспринимает его бытовую окраску. Ранее всего они обозначились в творчестве художников бургундско-фламандской школы. В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. После Клауса Слютера (а он выступил еще до формирования принципов нидерландского Возрождения) Нидерланды не знали ни одного значительного скульптора.
Этот образ можно было бы признать совершенным образцом сочетания конкретных и возвышенных черт, если бы сам же Мемлинг не создал несколько позже диптих с мадонной на одной створке и портретом Мартина Ньювенхове — на другой (1487 Брюгге, музей Мемлинга). С кем только её ни соотносили. Вместо сюжета, понимаемого как развитие действия, драматический рассказ, мы видим предстояние, общую «экспозицию» людей и предметов. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно-бытовой средой. В последних произведениях Боутса сценичность общего решения и тяготение к повествовательности проявляются особенно отчетливо.
Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. Версия очередного «Пруда с кувшинками» ушла в руки неизвестного покупателя за рекордную сумму. совершил поездку в Италию и умер в 1464 г. У него учились некоторые крупнейшие художники нидерландского Ренессанса (например, Мемлинг) и он пользовался широкой известностью не только на родине, но и в Италии (прославленный ученый и философ Николай Кузанский назвал его величайшим художником позже его работы отметил Дюрер). Урсулы» Брюгге, Монастырь черных сестер), неизвестный автор не лишенных мастерства портретов супругов Барончелли (Флоренция, Уффици), а также очень традиционный брюггский Мастер легенды св. в Кореджо он пишет для церкви Сан Франческо Мадонну со святым Франциском.
4. Это единство закономерно и естественно. Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. Непосредственное влияние Эйкь и Флемальского мастера выражено здесь столь ярко, что эту картину даже упорно относили к нидерландской школе, однако ее французское происхождение выступает не только в чисто французском характере архитектуры, но и в тесной связи фигур с монументальной скульптурой. Еще отчетливее это своеобразие проявляется в видении человека. 15 в. возникло на водоразделе двух эпох, каждая из которых дополняла и питала творчество его мастеров.
Художник, однако, придает им иной смысл. «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, сОлимпа которого япохитил одну из муз», – говорил художник. Однако этот опыт не пропал даром.
28). Достаточно сказать, что мастерская его — первая в Нидерландах столь широко организованная мастерская — оказала сильнейшее влияние на беспрецедентное для 15 в. распространение стиля одного мастера, низвела в конечном итоге этот стиль к сумме трафаретных приемов и даже сыграла роль тормоза для живописи конца века. Из них наиболее убедительна версия, по которой этот художник получает имя Робер Кампен и довольно развитую биографию (Ранее именовался Мастером алтаря (или «Благовещения») Мероде. То же самое приходится сказать и о пейзажах в творении ученика Фуке – Бурдишона.
Фоны позади его жертвователей или закрыты драпировками (Муленский алтарь) или открываются на пейзажи общего для XV века типа – на плоские холмы с рядами деревьев6. Следует назвать ее важные признаки. Мартин во главе всадников на приземистых лошадях.
В замечательном алтаре с «Поклонением волхвов» (Мюнхен) в центре композиции оказываются юная Мария и седой коленопреклоненный волхв, подносящий к губам ручку младенца. Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение. С непосредственной наивностью обрисован св. Таков, например, алтарь с «Искушением св.
Ренессанс Италии понимался как исходная точка далеко идущих поисков. Даже взгляд его кажется лишенным устойчивой неподвижности. Участники ее сидят в просторной светлой комнате за большим квадратным столом. Позади унылой группы скорбящих над телом Христа тянется мягко вздымающаяся темная поляна, резко прерывающаяся белой городской стеной из-за которой торчат крыши домов и высокий, угрюмый силуэт недостроенного готического собора, все это выделяется на фоне гаснущей зари – частью силуэтами, частью (как цепь снежных гор справа) смягченное тусклым светом идущим откуда-то со стороны. Она отделена этим сиянием и от них и от тьмы, слившейся с ними.
Мотив здесь северный и, вероятно, с севера он перешел затем и в венецианское искусство (известен ряд картин, в которых дерево или куст играют центральную роль). Его герои выросли в масштабах и стали объемнее. Антония» на центральной створке из Лиссабонского музея. 5. И все же, несмотря на это влияние искусство Кампена сохранило бытовые черты в общей «пантеистической» схеме и тем самым оказалось весьма близким следующему поколению нидерландских живописцев. 1445, Экс, церковь Мадлен, створки с фигурами пророков: Брюссель и Амстердам). Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень.
Они материальнее, они не сплавлены с фоном. Постимпрессионисты, фовисты, кубисты и др. Более молодой, чем Рогир (род.
6. В отношении рассматриваемого портрета можно сказать, что здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. Они подчинены особым закономерностям. Интереснее других весьма повествовательный Мастер легенды св.
Ему приписывают сооружение надгробия Маргариты Австрийской в Бру, а также проект гробницы Франциска II Бретонского в Нанте исполненной М. Коломбом. Маргарита кажется как бы вовлеченной в его мерное ускорение. Однако почти все они не выходят из русла средневекового искусства. Отдельные, маленькие, они еще прячутся под деревом, показываются из тихих речных струй или пробегают по пустынным, поросшим травой холмикам. II никогда он не обращался к такой необычайно тонкой, при этом скорее изысканной, чем глубокой гамме: красная с фиолетовым оттенком ткань — серая меховая опушка — серо-розовое с совсем бледными губами лицо.
Чувство в «Успении» обнажено. Заметно усложняется портрет. Картина датирована 1509 годом.
В тех случаях, когда движение направлено в глубь картины, Боутс стремится чем-либо его ограничить («Явление ангела пророку Илие»). Иногда он вводит в картину инсценировку пословицы — но в ней не остается юмора. Но строй его чувств уже далек от вселенской гармонии и художник это сознает. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Стог сена намекает на старую фламандскую пословицу: «Мир — стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить» люди на виду целуются и музицируют между ангелом и каким-то дьявольским созданием фантастические существа влекут повозку, а за ней радостно и покорно следуют папа император, простые люди: некоторые забегают вперед, мечутся между колесами и гибнут, раздавленные. И их множество обладает определенной системой.
Буги-Вуги»– лучший тому пример. Выглядывающие из кухни прислужники и два других скромных свидетеля таинства (в одном из них видят автопортрет Боутса) ничем не нарушают чинности трапезы.
Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. В изображении Ньювенхове все время ощущается временная определенность момента. Спокойно-величавы фигуры усопших герцога и его жены, строго портретны черты их лиц.
Лючии», 1480, Брюгге, церковь св.
Глубоко человечны и проникновенны образы «Поклонения младенцу» (Авиньон, музей Кальве) и особенно трагически напряженного «Оплакивания» (до 1457 г. из монастыря Вильнев-лез-Авиньон, ныне в Лувре), одного из лучших созданий французской живописи раннего Ренессанса. Подобный тип личности, активно откликающейся на все формы культурной жизни, был порожден эпохой рубежа 19—20 веков, когда разрушался прежний подход к «художеству» как замкнутому и индивидуальному процессу и искусство мыслилось силой, способной не только эстетизировать жизнь и тем придать ей высший смысл, но и воспитать нового зрителя, воспринимающего красоту и живущего по ее законам. Порой — в образах узкоглазого ангела или Маргариты — он прибегает для расшифровки образа к композиционным или ритмическим приемам.
Рогир не касается мелочей характеристики. Вероника», «Добрый разбойник на кресте» — все во Франкфурте, в Штеделевском институте), а вещи как бы преувеличены во всех своих измерениях. В созданииобъединения особенно велика была рольС. Примером может служить «Рождество» (Дижон, Музей).
Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. статью в разделе История искусства). Многочисленные поражения в этой войне привели к усилению феодальной анархии. Остановившиеся руки сменяются простертыми, закрытые глаза — зрящими.
Реальность в его видении лишена жизни, выхолощена. Тяготение к земному возможно только в формах пантеистических. Интересно, что внью-йоркском Музее современного искусства MoMA хранится абсолютно такая же, только под названием «День рождения».
Исполненный несколько позже живописный портрет Альбергати (Вена, Музей) черствее, жестче, энергичнее. Этот портрет отличается удивительно точной, выверенной недосказанностью. Если в рисунке наиболее художественно активной деталью был рот, то здесь — глаза.
Зритель сразу охватывает взглядом недвижно застывшую группу переднего плана. Можно привести и другие примеры подобных портретных решений. Более субъективный, эмоциональный строй «Рождества» свидетельствует о приближении искусства Рогира к жизни. Здесь завершается цикл, начатый ван Эйками. В 1514-15 гг. Но они вносят начало таинственное и волнующее.
В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Однажды в руки Лихтенштейну попала жевательная резинка.
Все другие городские республики Италии давно уже пали жертвой реакции. И их обнимает сумеречный свет — сиреневый, неотчетливый. Миниатюры в летописи относятся к 1467-1470 годам, алтарь – к 1459 году. Зриэль ощущает движение всадников, лишь на время приостановленное нищим, которому св. Художник отказывается от центрической композиции. И очертания алтаря, будто уступая этому напряжению чувств, резко ломаясь, образуют выступ.
Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. Фуке иллюстрировал Часослов Этьена Шевалье (40 листов, 1452—1460 Шантильи), «Жизнь знаменитых мужчин и женщин» Боккаччо (ок. Вытянутое по диагонали, обвисающее тело Христа и повторяющая почти точно его позу Мария занимают главное место в композиции. Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой. Корреджо является выдающейся личностью живописи Пармы 16 века.
Резко выделяются на этом общем фоне упомянутые Grandes chroniques de St. Его в равной мере тянет подчинить предмет пространству, поставить его в общий перспективный ряд (отчего все предметы у него так легко подчиняются перспективной схеме), но одновременно он хочет показать его со всей доступной его искусству наглядностью (см., например, «Мадонну перед экраном», Лондон, Национальная галлерея, «Мадонну с младенцем», Ленинград, Эрмитаж, «Мадонну в абсиде», дошедшую в многочисленных репликах. ) Эта двойственность характерна и для Кампена и для искусства 1420— 1430-х гг. Тема его творчества значиshyтельна и важна – это изображение тяжелого сельского труда. Другой путь олицетворяется в первую очередь работами Дирика Боутса и Альберта Оуватера. Впрочем, некоторые черты близости «Поклонению волхвов» можно заметить и в «Евхаристии» (Урбино, Музей), выполненной художником уже в Италии. Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. Мы имеем в виду его знаменитого «Блудного сына».
А сзади него жизнь, покидаемая им. Элегантная фигура одного из волхвов — великолепного кавалера, подле стройных вытянутых ног которого лежит, скрестив лапы, тонкая, словно облизанная левретка, — направляет и связывает их с группой Марии, благодаря чему и вся композиция обретает повествовательный и мерный, ясный ритм. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Их граждане гордились своими завоеваниями. Большой строгостью и глубиной характеристик отличаются образы второй створки диптиха.
Образ мадонны у Фуке отличается портретностью черт лица (моделью послужила возлюбленная Карла VII — Агнесса Сорель). При всей закономерности и исторической прогрессивности отхода от прежних «пантеистических» форм живописи для художественной ценности искусства 15 в. этот процесс был достаточно неблагоприятен. Уже его ранние работы («Благовещение» Детройт) — прозаически-реального склада произведения самого конца 1480-х гг. Композиция — широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся. Он обладает двоякой направленностью можно сказать, что внешний мир, проникая сквозь глаза Тимофея, претворяется в новое качество — во внутреннюю сферу человека.
Оба они — Губерт (ум. Можно уже говорить об образе изображенного. Пушкина, специалистами в европейской живописи 18, 19 и 20 веков. К худодникам, чьи произведения отличаются особой притягательностью, относится и Ботичелли. Он средоточие всей системы. Но, в общем, вся эта масса картинок, основным смыслом которых было иллюстрирование текстов (часто одних и тех же), довольно монотонна и изучение ее утомительно.
Было сделано немало остроумных попыток определить его подлинное имя и происхождение. фазу развития искусства Нидерландов.
Так, в изображении Варвары Флендерберг (Брюссель, Музей) черты лица отличаются простоватостью, но художник прибегает к неожиданному приему: едва заметный край наброшенной на голову кисеи он проводит как раз через зрачок своей модели, что делает взгляд ее обоих глаз разным и более сложным. Антония. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».
В Туре работал крупнейший французский художник 15 века Жан Фуке (ок. Его герои закованы в броню и статуарны. Он ищет характеристику острую и точную, подобную формуле. Мастер изображает зеленые холмы с идущими девушками, морской берег с белыми барашками волн, далекие города и кавалькады нарядных всадников. Но они уменьшились в размерах, утратили активность.
Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Урсулы, работавший в Брюгге в 80—90-х гг. В это время Бургундское герцогство представляло собой крупное самостоятельное государство, включавшее в свой состав и Нидерланды. Оно попыталось совместить открытия середины века с мировоззренческой значительностью искусства 1430-х годов. Не случайно от синего плаща Марии и красного ее платья по всей церкви проносится цветовое эхо — эти два цвета вспыхивают в короне Марии, переплетаются в одеянии ангелов, виднеющихся в глубине церкви, загораются под сводами и на распятии, венчающем алтарную преграду, чтобы затем рассыпаться мелкими искорками в самом дальнем витраже собора. Он загорается глубоким цветовым сиянием. Наблюдательность Боутса имеет оттенок буквальности.
Он сообщает своим многофигурным драматическим феериям жуткий в своей всеобщности оттенок.
СТАРИННАЯ ЖИВОПИСЬ в интерьере квартиры или загородного дома может многое рассказать об их хозяине, его вкусе и предпочтениях. 1-я илл. Это мы видим и у Франча. Фуке выступает здесь как замечательный исторический художник. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Картина продана в 1990 году и с тех пор не участвовала в торгах. Но их заинтересовали и другие черты — те, которые были связаны с влиянием Гуса. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Искусство 20—30-х гг. Среди формальных проблем их более интересовали вопросы, связанные с решением не столько выразительных, сколько изобразительных задач (не острота рисунка и экспрессия цвета, а пространственная организация картины и естественность, натуральность световоздушной среды).
Число произведений французской школы относительно очень невелико. 1455—1530) известный не только во Франции, но и и Италии, Англии и Германии, — человек разносторонне одаренный: художник, архитектор, математик, писатель. Однажды, когда художник возвращался к себе в Орнан, он увиshyдел у обочины дороги сцену, которую и изобраshyзил на картине, названной «Каменщики» (1849). Таково же изображение молодой женщины (Вашингтон, Национальная галлерея): ритм, тонкие оттенки цвета, нежиданно введенное красное пятно пояса с золоченой пряжкой здесь соединяются в едином ощущении нарядности, чистоты и не лишенного гордости изящества. Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. Столетняя война (1337—1458) между Францией и Англией сильно затормозила социально-экономическое развитие Франции. 15 в. («Легенда св.
Элигий» (1449 Нью-Йорк, Метрополитен-музей). К выдающимся произведениям этой школы принадлежит «Благовещенье» анонимного художника известного под именем «Мастера Благовещенья из Экса» (ок. Картина «Юбилей» признана одной из лучших работ художника. Образы жестче и определеннее. Созданный мастером образ глубоко трагичен. В неоконченной «Св.
Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. К концу века оно исчерпало себя. Это блудный сын, уходящий в отчий дом (В настоящее время выражено сомнение в правильности этого традиционного определения сюжета. ).
Следующими представлены ангелы. По небу стайками плывут облака замки отражаются в тихих водах реки, под светлыми сводами церкви идет служба, в комнате хлопочут вокруг новорожденного. Нарастание определенности образов (Ролен — один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы.
Во всем чувствуется схематичность, вялое, ремесленное отношение к делу. Портрет Мартина Ньювенхове зритель воспринимает в единстве с Марией (обе их фигурки отражаются в зеркале на левой створке). Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). Он рекомендовал смотреть на произведения с расстояния 45 см, чтобы зрителя «затягивало» в цвет, как в воронку. Стефана.
Вероники той же природы, что и других фигур (в ее головном уборе слияние желтого с синим приобретает ядовитый, циничный оттенок). Он родился в Корреджо, отсюда происходит его художественное имя. Маврикием» (ок.
Встречается масса интересных подробностей в изображениях (иногда довольно точных) городов, замков, внутренностей частных домов, дворцов и церквей. Однако было бы неверно думать, что Босх тяготеет к методу аллегорических уподоблений. 1390—1441)—сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. В портрете де Крои острота, уплощенность и резкость черт значат для Рогира больше, чем их конкретная психологическая выразительность. О нем можно судить по диптиху с «Распятием» (Филадельфия, Музей искусств), которому свойственны холодная чистота контуров, отсутствие деталей, предельные лаконизм и выразительность, наряду с этим странная, безжизненная аккуратность письма и мертвящая уравновешенность форм, каждая из которых в отдельности, казалось бы, полна беспокойства. Алтарь со «Снятием со креста» (Гранада, собор) и ряд других картин, например «Положение во гроб» (Лондон, Национальная галлерея), свидетельствуют о глубоком изучении творчества этого художника.
Эти нервные и даже болезненные фигуры помещены на золотом фоне. Сложный, двойственный характер присущ творчеству выдающегося французского художника конца 15 в. Жана Клуэ Старшего (умер ок. Школа Прованса. Не прибегая к острой афористичности Рогира, Кристус в данном случае добился более индивидуализированной и дифференцированной характеристики, чем это делал ван Эйк. 1458 г. Мюнхен, Библиотека), «Иудейские древности» Иосифа Флавия (1470—1476), «Большие французские хроники» (1458 Париж, Национальная библиотека) и другие. Джованни держит в руке руку Джованны.
2. Чего только стоят такие всемирно известные картины, как «Олимпия» или «Завтрак на траве». И образ Марии на все бросает отсвет своей покорной мягкости и чистоты. Рогир создал особый тип портрета. В его пейзажах состояние природы сиюминутно, предметы как будто размыты движением воздуха.
Это милая детская сказка, лишенная всякой претензии, скромно и просто рассказанная. По праздничным дням створки раздвигались. Его алтарь — светское по своему характеру произведение со светлой цветовой гаммой, построенной на изысканных переливающихся тонах. Но ван Эйк пошел еще дальше.
Только свиток древнего каллиграфа Хуан Тинцзяня был продан за 436, 8 млн. И это не поздний рецидив далеких средневековых представлений (как обычно толкуют творчество Босха), а бесконечно настойчивое стремление откликнуться на жизнь с ее мучительными противоречиями, вернуть искусству его глубокий мировоззренческий смысл. Художник тяготеет к реальности, но пытается уловить в ней отблеск извечной красоты. Высокий, прямой и порывистый, выделенный резким столкновением цветовых пятен, он держит Христа, его седобородое лицо приподнято над всеми, а длинная в красном чулке нога выдвинута вперед как композиционная ось.
Уорхоловские 60-е– так называли эпоху поп-арта в Америке. Первый из них, так называемый алтарь Монфорт (Берлин), дошел с довольно значительными утратами: не сохранились крылья (то есть боковые композиции) исчез, видимо, прямоугольный выступ над серединой центральной створки. Позднее Рогир к таким решениям не прибегал. И остановленность действия — не вневременная пауза (как было это у ван Эйка) и не экспрессия, сведенная к условно выразительному знаку (как у Рогира), а следствие пристального внимания художника к натуре. Элигий превращен в обычного золотых дел мастера. Разевают пасти рыбы с конскими ногами и с ними соседствуют крысы, несущие на спинах оживающие деревянные коряги из которых вылупливаются люди.
Его картины «звучат», словно фуги, вот таким образом многие получили название «композиций» (первая написана в 1910 году, последняя – в1939-м). Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
Так, «Несение креста» (Гент, Музей) отличает щемяще холодная интенсивность цвета. Значительной стилистической близостью к «Мастеру Благовещенья» отличается один из самых замечательных памятников книжной миниатюры 15 века — рукопись аллегорического романа «Сердце объятое любовью» (ок. Природа же предстает одухотворенной и безмолвной. К самому драгоценному наследию Фуке относятся восхитительные миниатюры, которыми он украсил ряд рукописей, прежде всего «Иудейские древности» Иосифа Флавия (Париж, Национальная библиотека) и «Часослов Этьена Шевалье» (Шантильи). между 1400 и 1410гг. ), он был далек от драматизма и аналитичности этого мастера. Правда и в средних веках были миниатюры с изображением отдельных бытовых сцен, но они давались изолированно на нейтральном фоне, как, например, в миниатюрах «Больших французских хроник» конца 14 в. (см. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален.
Пейзаж показывается здесь не как вид из окна (ср. Из художников можно выделить следующие фигуры: Баттиста Досси, Гарофало и Джироламо Карпи, Козимо Турде Робертиы, Франческо Коссы и Лоренцо Косты, Эрколе де Роберти. 1410, работал в Авиньоне в 1440—1460 гг. ) — автора «Коронования Богоматери» (1454, Вильнев-лез-Авиньон). Это обусловлено тем, что рост цен на картины 19 века известных художников составляет в среднем от 10 до 30 процентов в год, а рост цен на картины художников 19 века, наиболее известных во всем мире, представляющих особую музейную ценность и того больше. Общее состояние при такого рода восприятии одно — своего рода задумчивая печаль.
Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы. Мастер из Мулена. Но уже в следующей алтарной картине метод художника приобретает большую усложненность. Мир перестает восприниматься во всей своей многокрасочности, гармонической упорядоченности и единстве, но зато человеческая душа приоткрывает свои тайны и искусство вступает в область еще неизведанных проблем. Лючии («Алтарь св. Их заменяет длительная, вневременная созерцательность.
Решением многих из них искусство обязано Рогиру ван дер Вейдену (Роже де ля Пастюр). Впрочем, не следует думать, что Боутс вплотную подошел к последовательно жанровым, повседневным решениям. Каждый ангел — чудесное, почти портретное в своей индивидуальной характеристике изображение ребенка с просветленным нежным и трогательным лицом, а все вместе они, тоненькие, в длинных одеждах, образуют своеобразную гирлянду вокруг Марии.
Постимпрессионисты близки к импрессионистам. Позже и в другой связи такие призрачные хороводы возникнут в творчестве Босха. Встреча стала началом истории любви, продолжавшейся более полувека. Этот период открывается творчеством Иоса ван Вассенхове (или Иос ван Гент между 1435—1440 гг. — после 1476 г. ), художника, сыгравшего немалую роль в становлении новой живописи, но уехавшего в 1472 г. в Италию, акклиматизировавшегося там и органически включившегося в итальянское искусство.
Это благословение, но и утверждение высшей необходимости. т. II, кн. А в центре он помещает маленькую беззащитную фигурку св. На фоне богатого ландшафта с пастухами и стадами овец развивается тема нежной любви.
Особенно замечателен образ Марии. Такова оставляющая ощущение острой обнаженной боли совсем маленькая (0, 24, 5 X 0, 24) картина изображающая страдающего Христа (Утрехт, Музей). Одним из лучших портретных произведений Мемлинга является портрет, считавшийся изображением Марии Морель (Брюгге, музей Мемлинга). В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Фуке был выдающимся портретистом.
Центральные панели «Благовещения» (с умывальником и видом города) имеют ничуть не меньшее Значение, чем боковые, на которых изображены главные герои композиции. 3. В его капитальных работах «Воскрешение Лазаря» (алтарь Уффици) и «Неопалимая купина» (1476 алтарь собора в Эксе) проявляется интерес художника к пейзажу, к точной передаче отдельных деталей, яркость и свежесть красочных гармоний в них включены портреты заказчиков. Рогир знает о человеке уже больше, чем ван Эйк. 19 век изначально был веком некоторого застоя в западноевропейской живописи. Жемчужиной проданной коллекции стала картина «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах», написанная на обыкновенной скатерти вместо холста.
Таковы гробницы герцогов Филиппа и Иоанна Бургундских в Дижоне, гробница Филиппа По (1477—1483 Лувр) исполненная мрачной суровости и величия. На картине Давид изобразил убитого Марата. Можно выделить художников римской и болонезской школы.
Наиболее последовательно новые особенности метода воплощаются в последнем портрете мастера — портрете жены, Маргариты ван Эйк (1439 Брюгге, Музей).