Жан-леон Жером (11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма. Живописец пробовал себя и в скульптуре, но в истории он останется как художник Жан-Леон Жером и ярчайший представитель академизма. Художник Жан-Леон Жером создал произведение на историческую тему. Жан-леон Жером был одним из самых известных французских художников своего времени.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.
Во внутреннем дворике устроен торг. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23.
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Впервые Жером побывал на Востоке в 1853 году, когда посетил Стамбул. В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому40. Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Увлечение античной и более древней историей накладывает свой отпечаток на творческий путь мастера. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Во время краткого пребывания там возникло желание познакомиться с жизнью подлинной Азии, вот таким образом в 1856 году Жером предпринял длительное путешествие в Египет, в котором приняли участие и другие творческие персоны: драматург Э. Ожье, художники Н. Бешер и Л. Найи, а также скульптор О. Бартольди. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком.
Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем». Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. При этом он выставлял свои картины каждый год.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром».
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Он был настолько популярен, что в 1869 г. Жерома официального пригласили на открытие Суэцкого канала. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Она сейчас находится в музее Орсе. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Новый горизонт в его творчестве открыли доспехи гладиаторов, найденные на раскопках в Помпеях и помещенные в Неаполитанском музее. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Неудивительно, что пересмотр отношения к Жерому начался именно в США, в русле общего изменения отношения к салонно-академическому искусству в 1970-х годах.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Критики не были в восторге от картины: особенное возмущение вызывали принижение важнейшего события в истории человечества — рождения Богочеловека — и одновременное возвеличивание императора. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Кроме того, он работал с копиями подлинных гладиаторских доспехов, которые мог надевать на своих натурщиков.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Однако в неменьшей степени для него характерен мотив закрытых дверей, воспринятый и его учеником— В. В. Верещагиным. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853).
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
Из неё почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Художественные наклонности проявились во время обучения в местной гимназии, куда он поступил в 9-летнем возрасте. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов.
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Жан-Леон Жером (фр. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Статуя была изваяна в манере античных мастеров, которые раскрашивали фигуры в подражание живому телу. В 1846г.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому».
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Жан Леон Жером (1824-1904). В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики.
На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. На нём изображён танцующий старик Анакреон с лирой, его окружают Вакх и Амур, а также подыгрывающая на авлосе обнажённая вакханка. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028.
Жан-Леон Жером (фр. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876).
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
Начальное обучение мастерству художника Жером получил в Везуле, а в семнадцатилетнем возрасте, для продолжения образования, переехал в Париж. А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию. 15 января 1863 года были оглашены новые правила приёма картин в Салон: отныне каждый художник имел право представить не более трёх работ, вводился конкурсный отбор. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
Мастерская стала главным прибежищем Жерома, помогла ему выбраться из депрессии и утешиться. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует.
Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году.
Посещая Палестину и Египет, художник с удивительной точностью воспроизводит жаркий климат и характерные особенности изображённых людей и животных. Жером также работал как скульптор. Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков».
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину).
Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Это касалось и анималистических работ: сам Жером неоднократно говорил, что именно скульптура позволяет анатомически верно изображать львов и тигров. В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». По мнению и Дж. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58.
Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных».
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году— в Египте, в 1881— в Греции, в 1888 году— в Англии, а в 1889 году— в Италии.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец).
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32.
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Они чаще всего лаконичны по сюжету, не требуют пояснений, но при этом сохранили величественность образа, особенно если они связаны с религиозной жизнью Востока. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие).
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Полотно велико по размеру — 134 203 см. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казненных беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Наконец, в 1889—1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
В Каире художник получил аудиенцию хедива Исмаил-паши, далее осмотрел Гизу и Файюмский оазис. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Среди многочисленных картин Жерома – Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57.
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона).
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. И маскарад— не маскарад и драма— не драма».
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек».
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» – Жана-Леона Жерома (11. 05. 1824 – 10. 01. 1904 г. г. ) В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек».
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
По мнению и Дж. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем». Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.