Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) – знаменитый русский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, ученик И. Н. Крамского и его верный соратник по Товариществу передвижных художественных выставок.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Сын генерала воспитывался в кадетском корпусе и артиллерийской академии. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Как художник-самоучка Я. часто не мог преодолеть трудностей рисунка и живописной формы. Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
Мягкий по внешности – он кремень духом». К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. В 1867 году после окончания Михайловского артиллерийского училища Николай поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и, кроме того, становится слушателем Академии Художеств. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н.
Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит».
В 1875 впервые выступил на Передвижной выставке картиной "Невский проспект ночью". В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12.
Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. 7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). После смерти своего учителя и близкого друга И. Н. Крамского Н. А. Ярошенко возглавил «Товарищество передвижных выставок» и стал духовным центром кружка передовых художников и деятелей искусства, а его петербургская квартира – художественным салоном и местом встреч друзей и единомышленников. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор».
Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). Соловьева. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ.
Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей). Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.
А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет.
Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников». Через год на его могиле был установлен памятник— бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». В дальнейшем совмещал занятия живописью с военной службой.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.
Ярошенко проводили лето именно здесь. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяк. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н.
За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Тот домик, где живет сам Ярошенко, где его мастерская, был особенно мил. Среди его творческих работ – эскизы и рисунки. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Своеобразие внутренней планировки говорит о том, что первоначально этому зданию отводилась роль главного усадебного дома с парадной и жилой частями, а также внутренним служебным коридором для прислуги. здесь жила, по свидетельству М. В. гал. ), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. М. Плещеева и К. Д. Кавелина.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. Усадьбу назвали Белой виллой. Изящный светлый дом получил от гостей и друзей Н. А. Ярошенко название «Белая вилла».
Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью).
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины.
Очень часто в обычной жизни нам не хватает чудес». Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно "мотивы гражданской скорби".
В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846 – 1898). Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Н. А. Ярошенко страдал горловой чахоткой и выяснилось, что только климат Кисловодска позволял ему «легко дышать» и увлеченно работать. С него был чудесный вид на Зеленые горы, на парк с царской площадкой.
В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку. Параллельно Николай брал частные урокам рисования, а потом посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки.
Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры.
В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к заводской тематике («Кочегар», 1878). Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге.
Волкова, занимался у И. Н. Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Под впечатлением от древнего Сентинского храма близ Зеленчука Н. А. Ярошенко написал картину «Забытый храм». Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского и занятия в ИАХ (1867–1873).
С 1892 года Николай Александрович практически постоянно жил в Кисловодске. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. После окончания Академии и удачной женитьбы на М. П. Навротиной, его верной спутнице, Ярошенко впервые поехал в Кисловодск. Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель). Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи.
Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.
Н. А. Ярошенко не мог не поддержать революционно-демократические идеи в России, они проявились в ряде его выдающихся полотен: «У литовского замка», «Студент» (1881), через два года знаменитая «Курсистка», написанная с А. К. Чертковой – жены известного писателя и издателя. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Наряду с военной службой занимался искусством. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898).
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Брал уроки рисования у A. M. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10.
В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов.
Сам художник с помощью друзей расписал веранду дачи, разбил клумбы и аллеи. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.
Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». (1846—1898) — художник-жанрист и портретист.
Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». в Москве), "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью". Тонкий по эмоциональной выразительности и блестящий по колориту – портрет актрисы П. Стрепетовой, стал одним из шедевров русской живописи конца XIX века. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Я вообще считаю, нельзя быть прагматиками.
Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10.
Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. До 1892 – военнослужащий. Картины "Кочегар" (1879), "Заключенный" (1879), "Студент" (1881), "Курсистка" (1883), написанные в момент развертывавшегося стачечного движения и борьбы народовольцев, лишены революционного пафоса и активизма, свидетельствуют лишь о внимании и сострадательном сочувствии гуманистически настроенной либеральной буржуазной интеллигенции к героической борьбе революционеров.
В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».
Искусствовед М. Неведомский писал в «Ниве»: «Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи». Так выразился о своем романе «Бумажная девушка» настоящий романтик – Гийом Мюссо. Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ). Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
«Совестью художников» называли его современники. Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10.
В. Позен. С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Сегодня это единственный в своем роде музей на юге России, сопоставимый по исторической и культурной значимости с толстовской Ясной поляной и репинскими Пенатами.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. На сегодняшний день он является одним из самых популярных и читаемых писателей Франции. Трепова. Толстого, 1894, ГРМ). Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и спонсоров восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894).
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник. С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. (1846—1898) — художник-жанрист и портретист.
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Крамского. Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Ярошенко одним из первых в живописи создал новые яркие типажи современного общества – представителей студенчества. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». С самого детства Николая готовили к военной карьере. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии.
С 1882 года художник уже каждое лето проводит здесь. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Еще недавно усадьба была куплена Ярошенками за бесценок, в рассрочку у героя Ташкента, знаменитого сербского добровольца генерала Черняева. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников.
Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей.
Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. На заводе Ярошенко много общался с рабочими.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Он стал знаменитым русским художником.