Ян ван Эйк – это один из известных нидерландских художников, стал основателем станковой живописи в северном искусстве и первым стал писать масляными красками. Ян ван Эйк ладший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370—1426). Свой путь в качестве художника Ян начинал не один, а в сопровождении своего брата, Хуберта ван Эйка, у которого учился искусству рисования.
За двести лет до Рембрандта ван Эйк закладывает почву для его будущих «психологических» портретов, открывая за внешними чертами внутренний мир человека. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Около 1434 года ван Эйк закончил другое знаменитое произведение — «Мадонна канцлера Роллена» (Париж, Лувр), где на коленях перед Марией с младенцем представлен известный деятель, добившийся высокого поста исключительно благодаря своим достоинствам — редкий случай в феодальном мире. Своеобразным мистическим реализмом отличаются две наиболее известные картины такого рода — Мадонна канцлера Ролена (Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (Брюгге, Гор.
Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Исполняя его дипломатические поручения, ездил в Испанию (1427) и Португалию (через Лондон, где побывал, вероятно, в 1428—1429). Л. Д.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. музей старого искусства), ныне, однако, это мнение большинством ученых оспаривается. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Портрет человека в красном тюрбане – это третий шедевр ван Эйка в Национальной галерее. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Лессировки увеличивают глубину цвета, его силу. Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге.
Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. В 1427 – 1428 гг. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св.
Похоронен в церкви св. Он появился на свет где-то около 1390 года и скончался в Брюгге 9 июля 1441 года. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает.
В 1427г. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.
Бавона в Генте. И самое главное – тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге).
Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе». Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке.
В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа.
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. На золотой ленте, украшающей грудь, можно прочитать слово «Саваоф» – это имя Бога-Творца вселенной. Художник владел перспективным изображением и, соединяя его с передачей света, создавал пластический эффект, до тех пор недостижимый.
Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Ярким примером графического мастерства художника служит Св.
Подобный прием пространственной игры будет вскоре перенят у ван Эйка многими последователями. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Искупление свершилось.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Бавона в Генте начал именно он. С 1425г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов.
Учился, быть может, у старшего брата — Губерта ван Эйка. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха.
Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода.
Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. В истории мирового искусства он известен как Гентский алтарь. Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.
Наиболее крупное произведение Ван Эйк – знаменитый Гентский алтарь (полиптих в соборе св. В начале XVI века «Чета Арнольфини» принадлежала Маргарите Пармской, наместнице Нидерландов. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге.
Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. В 1427—1428гг. Именно к нему и обратился Йос Вейдт, желая облагодетельствовать свой родной Гент. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. 1436). Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Многие написал Ян ван Эйк картины. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг.
Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Так же известно, что у него было всего 2 брата: старший Хуберт, а младший Ламберт и сестра Маргарет. В том же году художник переехал в Лилль. Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк.
Но это не так. К лучшим портретам мастера принадлежат т. н. Тимофей (1432), Человек в красном головном уборе (1433, оба — Лондон, Нац. По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. Символизм аксессуаров, экспрессия жестов сведены тут до минимума. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. С 1425г. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
художественная галерея, обе — ок. Мир ликующей красоты открывается глазам зрителя. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Главным произведением Яна ван Эйка, безусловно, следует признать знаменитый Гентский алтарь, многостворчатый складень, находящийся в капелле св. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Бавона. В нем каждая малость драгоценна и необходима.
Работал в Лилле и Генте, в 1431г. К числу наиболее совершенных портретов относятся «Кардинал Николо Альбергати» (1431, Вена, Музей истории искусства), «Портрет молодого человека» («Тимофей», 1432, Лондон, Национальная галерея), «Портрет человека в красном тюрбане» (1433, Лондон, Национальная галерея), «Маргарет ван Эйк» (1439, Брюгге, Городской музей). По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Но не всегда приключения заканчивались столь благополучно. Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Начало творческой деятельности Яна ван Эйка иногда связывают с работой над миниатюрами Турино-миланского часослова (нач. В 1427г.
Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Eyck, Jan van) Ок. Сосредоточенному затишью святой беседы торжественно вторит пышное фактурное многообразие предметного мира (матовые по тону узоры восточного ковра, мерцание драгоценных и отделочных камней, богатая колористическая гамма одежд). Художник проецирует свои образы на этот прекрасный мир, связывая их значимость с идеей величественной вселенной.
Бавона в Генте. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр.
Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые.
Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. Христос родился и умер. Основоположник раннеренессансного стиля в живописи Северного Возрождения. Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу».
С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Роскошные красочные одеяния, усыпанные драгоценными камнями, золото, парча и бархат создают картину райской роскоши, которая внезапно замыкается обнаженными фигурами прародителей человечества — Адама и Евы. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). В 1430 обосновался в Брюгге.
Живопись наружных створок почти монохромна. По сторонам от него фигуры Девы Марии и Иоанна Крестителя. Впереди «Источник жизни». В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец.
Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). художественная галерея).
Домициан и Георгий Победоносец. В небе — перламутровая белизна, утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. На нём пурпурное облачение священника и папская тиара.
Полагают, что художник показал обряд бракосочетания. Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи.
Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Алтарь представляет собой величественный многоярусный полиптих, состоящий из 24 картин с изображениями 258 человеческих фигур. Ян ван Эйк – крупнейший европейский мастер портретной живописи, являющийся одним из родоначальников этого жанра. Картины живописца можно увидеть в самых знаменитых музеях мира: Метрополитен Музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Лувре, Лондонской национальной галерее, Национальном музее Брукенталя, Венском музее истории искусств. Ян ван Эйк умер в июле 1441 г. Величайший художник эпохи Возрождения Ян ван Эйк (ок. 1390-1441) открывает плеяду блистательных талантов в искусстве Нидерландов пятнадцатого столетия. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи. Тут и те, кто уверовал заранее и возвестил пришествие Христа и язычники, ученые, философы, неверующие, начиная с античных бардов и до гентских бюргеров: густые бороды, курносые лица, надутые губы, абсолютно живые физиономии. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. В 1427—1428гг.
1390, Маасэйк, близ Маастрихта — 1441, Брюгге. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. 18 сентября 1426 г. ), брат Яна, был тем художником, который начал роспись алтаря, а уже Ян его завершил. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св. В 1427 посетил Испанию, в 1428-29 Португалию. Серебристый рисунок сделан тончайшей кистью по загрунтованной доске, вставленной в авторскую раму с надписью: «Иоанн ван Эйк меня сделал в 1437 году».
Известно, что художник уже после смерти брата в течение шестнадцати лет продолжал дорабатывать и дополнять отдельными фрагментами созданный им Гентский алтарь (1426-1442). в Генте, где умер в 1426).
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. По своей жизненной конкретности, остроте индивидуальной характеристики и напряженному выражению внутреннего мира модели это лицо не уступает портретам Дюрера, создававшимся сто лет спустя. В 1427—1428гг. В 1427г.
Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь». Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры».
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Бавона в Генте). в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма. Это особенно заметно по одежде.
Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать. При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе.
Что может быть великолепнее его облачения. У его ног — царская корона — атрибут Христа. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой.
В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. В 1427—1428гг. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. С 1425г. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Позднее картина попала в Испанию.
Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини». Это необычайно тонко, точно и живо. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
При всем многообразии точек зрения на роль каждого из братьев в создании Гентского алтаря ни одна из них не кажется достаточно убедительной. Нидерландский художник. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Арнольфини и его жены Дж. Ван Эйк Ян (van Eyck) (около 1390 – 1441), нидерландский художник. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной.
Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). В последующие годы Ян ван Эйк не раз обращался к созданию религиозных картин, хотя и не столь грандиозных и монументальных, как Гентский алтарь.
Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Великолепным примером графического мастерства художника служит «Св. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста.
Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. Она— в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Известно, что в 1420-е годы Ян работал над украшением замка графов Голландских в Гааге. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
галерея). Он— в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать.
Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
1434». Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Очередная кража произошла в 1934 году.
Но вот наступает праздничный день и перед зрителем во всем великолепии, драгоценном сиянии красок раскрывается воскресная сторона алтаря. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Варвара» (1437, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) — предмет долгих споров ученых, не пришедших к единому мнению, является ли это произведение законченным рисунком или ненаписанной картиной. Около 1430 поселился в Брюгге.
Бавона). Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.
Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426г. Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему.
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии. Самые известные из них: портрет неизвестного мужчины, портрет мужчины в красном тюрбане, портрет его жены Маргареты.
В погрудных изображениях (обычно в трехчетвертном развороте) центром зрительского внимания неизменно является лицо, белеющее на темном фоне, как бы воплощающем идею смертного небытия внешняя бесстрастность черт дает вкрадчиво, но чрезвычайно выразительно прочувствовать богатство внутренней духовной жизни. Портрет супругов Арнольфини 1434, Национальная галерея, ЛондонМадонна канцлера Ролена 1435, Музей Лувр, Париж Мадонна каноника ван дер Пале 1436, Художественная галерея, БрюггеЛуккская Мадонна, 1430, Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне Тимофей 1420Мадонна с картезианским монахомПортрет кардинала Альбергати, 1432Стигматизация святого Франциска, 1429Портрет мужчины в тюрбане, 1433 Портрет мужчины из Гарофано 1435Портрет Бодуэна де Ланоя, 1435Алтарь Девы Марии 1437Портрет Яна де Леув 1436Портрет жены Маргрет ван Эйк, 1439 Благовещение 1420Мадонна в церкви 1422-1425Благовещение 1435Распятие 1420-еСтрашный Суд 1420-е годы Братья Ян и Хуберт ван Эйк Гентский Алтарь, полиптих, 1425-1432 Кафедральный собор святого Бавона, ГентБратья Ян и Хуберт ван Эйк Гентский Алтарь в свернутом Виде с закрытыми ставнями Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Гентский алтарь может служить яркой тому иллюстрацией.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок.
В праздничные дни алтарь открывался, достигая в ширину пяти метров, поражая великолепием колорита. В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436, Брюгге, Городской музей) ван Эйк изображает Марию с младенцем на троне в церкви романской архитектуры в окружении святых Донациана и Георгия, представляющего старого каноника. Мало жестов и мало позы.
Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком.
Франциска» и «Мадонна в церкви». Супруги представлены в рост в интерьере своего дома, скорее всего в момент заключения брачного договора ряд тончайше выписанных символических деталей (белая собачка, например, аллегорически выражает верность, а метелка — чистоту), торжественная сосредоточенность поз, жестов, выражений лиц, наконец, само интимно-задушевное внутреннее пространство замечательно передают характерную для Средневековья и Возрождения идею гармонического брачного союза как малой церкви, полной покоя и добротолюбия.
Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее. Ченами (1434, Лондон, Нац. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Духа — это изображение образует Троицу. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год).
Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. В 1427 г. посетил Турне. Новая манера, открытая художником, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, в том числе и на художников итальянского Ренессанса. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III1.
Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии. Придворный художник великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422—1425). Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.
Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего. Выпуклые зеркала были более доступны.
В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом. Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной.
Ян ван Эйка эта работа вывела в ряд лучших живописцев своей эпохи. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя).
Как и большинство его произведений, картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. Ян ван Эйк происходил из города Масэйка, расположенного в долине реки Маас. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Это не совсем так.
Судьба алтаря складывалась непросто. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске.
Учился у старшего брата Губерта, с которым работал до 1426г. В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала.
посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения». В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке.
Один из них носит условное название «Тимофей», так как имя это художник поставил внизу на парапете вместе с девизом Leal Souvenir (Преданная верность) и латинской надписью «Сделано Иоанном де Эйк в год господен 1432, в десятый день октября». Образы донаторов созданы с редкой жизненностью и пластической осязаемостью.
В 1427г. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму. А на последнем плане — далекие синие горы. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Так же поступил и ван Эйк.
Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Около 1430 года Ян ван Эйк переселяется в Брюгге. Наиболее ранние — «Стигматизация Св.
Работал в Лилле и Генте, в 1431г. Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Ван Эйк написал ее портрет. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Колористическое решение внешней стороны алтаря достаточно сдержанное, а в изображении фигур двух Иоаннов — почти монохромное (но залитые светом, просторные покои Девы Марии в сцене Благовещения — с солнечным городским пейзажем за окном — внушают зрителю ощущение приближающегося, свершающегося на его глазах чуда). Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ Ван Эйка. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
Во всех религиозных композициях мастер тонко пользуется принципами т. н. скрытого символизма, неразрывно сочетающего богословские аллегории и нравоучения с безукоризненным натуроподобием: например, библейские эпизоды, предвещающие искупительную миссию Христа, он изображает в виде декоративных деталей интерьера (фигурки на капителях колонн и т. д. ). приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Бавона, для которой он создавался. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
XV в. сохранился лишь частично Турин, Гор. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. галерея), а также портрет жены художника Маргариты ван Эйк (1439, Брюгге, Гор. Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками.
С 1425г. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Верить в это суждение заставляет тот факт, что чета Арнофилини не имела детей, но изображенная дама явно находится в положении. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Ян ван Эйк был счастливым художником.
Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Но представления эти основаны на таком глубоком знании и любви к реальной земной действительности, а природа и люди переданы с такой жизненностью и характерностью, с таким пристальным любовным вниманием к каждому лицу, к каждому цветочку, каких до Яна ван Эйка в искусстве Северной Европы не было. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Однако указанный тайник оказался пуст. Иоанна собора св.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Написанный в такой же тончайшей ювелирной технике, что и портрет известный под именем «Тимофей», он представляет собой подобное же погрудное изображение, но дает абсолютно иной образ – властного, решительного и недоброго человека с острым носом, плотно сжатыми тонкими губами и сверлящим взглядом маленьких карих глаз. он— художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал его работы.
Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. Известный итальянский художник и историк искусства XVI века Джорджо Вазари даже считал нидерландского мастера изобретателем масляных красок. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В XVIII веке она входила в королевские коллекции в Мадриде.
Все это происходит в солнечном пейзаже, на прекрасном зеленом лугу, усеянном цветами, окаймленном рощами, где северная растительность сочетается с пальмами и апельсиновыми деревьями. Другое крыло потеряно, но копии того времени подтверждают это. В 1427г. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности.
С 1425г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы.
В 1427—1428гг. Его изучали и неоднократно копировали. Ян ван Эйк представляет собой яркий пример личности ренессансной эпохи. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. В её верхней центральной части изображена фигура Бога-Отца, восседающего на троне. Ушёл из жизни Ян ван Эйк, по одним источникам, в 1441 году, а по другим – в 1442-м. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
Необычайна сложность построения алтаря. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии. Мощное воздействие искусства Ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера (Антонелло да Мессина и др. ).
Облик каждого глубоко индивидуален. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях.