Жорж Якулов (2 (14) января 1884, Тифлис—28 декабря 1928, Ереван)— художник, авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве», получившей название «Теории разноцветных солнц»1. «парадоксальный рисунок Скачки Г. Якулова проведен остро, художник интересно применил к своей теме цветные пятна китайских ваз». Жорж Якулов (2 (14) января 1884, Тифлис – 28 декабря 1928, Ереван) – художник, авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве», получившей название «Теории разноцветных солнц».
Художник, теоретик искусства» Виктории Бадалян и альбом с произведениями художника «Георгий Якулов», составленный Ириной Багдамян. Жорж Якулов (2 (14) января 1884, Тифлис—28 декабря 1928, Ереван)— художник, авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве», получившей название «Теории разноцветных солнц». По возвращении из Манчжурии на выставке Московского товарищества художников в 1906 г. Якулов показал свою картину «Скачки». «в те времена этажом ниже мастерскую занимал художник Якулов, друг отца. В январе 1909 года Якулов участвует в VI выставке «Союза русских художников», на которой экспонирует работы «Улица» и «Пожарная команда».
После успеха «Скачек» Якулов в следующем 1908 году участвует в выставке «Венок» с целым рядом работ, которые получили, как писал художник в своей в автобиографии, одобрение Валентина Серова. С этих пор началась профессиональная жизнь художника Георгия Якулова. Знакомство Якулова в 1913 г. с Р. и С. Делоне в Париже показало, что его поиски шли в русле исканий современных европейских художников. Многие работы художника, осуществлённые вКамерном театре вМоскве, атакже Тифлисе, Ереване, Париже иМинске, принесли ему славу иизвестность изаставили современников говорить о«якуловизации» театра. Георгий (Жорж) Богданович Якулов — русский художник, авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве», получившей название «Теории разноцветных солнц».
Жорж Якулов (2 (14) января 1884, Тифлис—28 декабря 1928, Ереван)— художник, авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве», получившей название «Теории разноцветных солнц». Удивительно, но Георгий Якулов, чью живопись обоснованно считали новаторской, в союзы вступать не стал, хотя и сблизился с художниками из «Голубой розы». С уходом из училища Якулов потерял право на отсрочку от воинской обязанности и его отправили служить в один из кавказских полков, где он соединял работу художника со службой солдата. При подготовке статьи использованы фрагменты книги «Георгий Якулов», написанной заслуженным деятелем искусств Армянской ССР Семёном Аладжаловым, знавшим Георгия Якулова лично и находившегося рядом с ним в последние годы творчества художника.
Георгий Богданович Якулов, Жорж Якулов (2 (14) января 1884, Тифлис—28 декабря 1928, Ереван)— русский художник, авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве», получившей название «Теории разноцветных солнц».
Его работы для театра (Принцесса Брамбилла по Э. Т. А. Гофману, 1920, Жирофле-Жирофля Ш. Лекока, 1922 и другие спектакли Камерного театра Риенци Р. Вагнера в Театре Совета рабочих депутатов, 1923 Стальной скок С. С. Прокофьева в парижской антрепризе С. П. Дягилева, 1927) органично соединили традицию «живописного театра», экстравагантного картинного зрелища, с новым ощущением универсально-конструктивных, как бы «миростроительных» возможностей сцены. Ереван, 1971). Кумир московской богемы, Жорж Великолепный, художник Георгий Якулов.
В марте 1913 года был приглашен обществом «Kunstverein» (Дрезден) на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным. 1924. В этом же этаже расположен небольшой музей со входом по наружной лестнице.
Твой сын Жорж». На этот путь толкнул меня институт самосохранения. Солнце для жителя болот и для жителя пустынь светит не одинаково и не одинаково, следовательно, возникают перед глазами художника контуры и формы предметов, так как контур и форма зависят от освещения»95. Само название статей Якулова говорит об этом — после «Голубого Солнца», появились спорады свето-ритмов «Ars solis» (солнечное искусство), а затем в разгар успехов в театре «Ex oriente lux» (Свет с Востока). Якулов своеобразно пояснял свою центральную тему:«Сравнение солнечного света в различных частях земного мира говорит глазу человека, что цвета солнца различны. Жил на Кавказе, отбывал воинскую повинность (1903–1904).
Якулов был моден и популярен. Мать не чаяла в сыне души, а братья и сестры с детства звали его Жоржем, уж больно мальчишка был шустрым и озорным. Театр им. В 1920-е годы Якулов все чаще связывал свои планы и замыслы с родным Кавказом исполнив, в частности, проект памятника 26 бакинским комиссарам для Баку (1923, совместно с В. А. Щуко), где причудливо развил идеи Башни III Интернационала В. Е. Татлина.
В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству. Плакат — 120Витражи интерьера кафе «Питтореск» — 124Эскиз настенной росписи кафе «Стойло Пегаса» — 127«Венецианский купец» В. Шекспир. 1918 г. — 271Программа спектакля «Красавица с острова Люлю». Дневник художника. Более того: Мясин вливал в них кровь, делал наглядными и убедительными. Старшие братья Георгия, А. Б. Якулов и Я. Б. Якулов (1875 – 1933) избрали карьеру адвоката.
Судьба забросила Георгия Якулова в Маньчжурию, где шли сражения Русско-японской войны. Пляска вестников мира — 151«Колла ди Риенци». На одном маленьком листке художник дерзает передать бесконечное количество состояний природы, создав космический образ. Не поддаться обаянию этой артистической во всех отношениях личности было невозможно. «В 1906 году выступил на выставке Московское Товарищество Художников с произведением Скачки, обратившем на меня внимание критики», — писал в своем личном деле Якулов.
Его сценография, определили искусствоведы, вобрала в себя традицию «живописного театра», экстравагантного картинного зрелища, но с новым ощущением универсально-конструктивных возможностей сцены. Эскиз костюмов. Э. Сю. Москва 1923 г. Эскиз декорации — 141«Колла ди Риенци».
Якулов считал спираль формулой нарушенного равновесия воимя устремления. С. 227). «Ключ её композиции, – писал А. М. В 1923 он создал проект памятника 26 бакинским комиссарам.
Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. Здесь Георгий поступил в Лазаревский институт восточных языков. Глашатаи — 144«Колла ди Риенци».
В 1914 вновь призван на военную службу. В эти годы Якулов продолжал работать для театров Москвы, Эривани и Тифлиса. Конструктивизм же Мясина оказался близким якуловским конструктивистским установкам. он возглавлял мастерскую театрально-декорационной живописи Вхутемаса.
В 1901 году он твердо решил, что хочет быть художником и два месяца занимался в мастерской К. Ф. Юона. Москва. В начале 1920-х Георгий женился на Наталье Шиф – экстравагантной даме с вольным нравом. В 1920-е годы в жизнь Якулова врывается театр. 1905. Б. Якулов в своей мастерской — 248А.
Так живопись Якулова перекликалась с поэзией Блока, В этой гамме социального умонастроения написаны Монте-Карло, Бал Булье, Город, Ночной кошмар, Декоративный эскиз и много других картин». 8 С. Аладжалов дает нам не только описание изобразительной стороны полотна, но и то настроение, которое владело художником в часы создания картины. Якулов вместе с Аладжаловым, которого в своей автобиографии он называет, в числе других, своим учеником, оформляют первый спектакль в театре-студии под моим руководством «Красавица с острова Люлю» С. Заяицкого. В дни пребывания Георгия Богдановича в Армении С. Аладжалов помогает ему в работах над «Венецианским купцом» Шекспира и «Кумом Моргана» Ширванзаде. В училище он пробыл недолго, не умея согласовать непрерывную «запойную» работу, диктующуюся внутренней потребностью, с методикой учебных заданий, системой школьных требований. картин. В начале 1920-х гг. В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству. Эскизы костюмов.
Более того: Мясин вливал в них кровь, делал наглядными и убедительными. Он не только не присваивал себе «продуктов труда» своих помощников, но каждый раз указывал на них, как на художников, внесших свой вклад в совместную работу. Кончаловского (1910). И Якулов это прекрасно понимал. Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику. Якулов в своих творческих поисках прибегал к авангардизму, ритмика его творений становилась более беспокойной, а формы и краски приобретали всё больше динамики. Художник работал над оформлением некоторых московских кафе («Питтореск», открывшееся в Пассаже Сан-Галли, в 1916—1917 называлось «Красный петух», в 1919— «Стойло Пегаса»).
Москва 1923 г. Эскиз декорации. На обороте холста надпись: «портрет восточного человека». Я стал строить теорию соотношения движения линий и цветов, – пишет Якулов в автобиографии. ГМИ РУ). Лившиц.
И Якулов это прекрасно понимал. Якулов с интересом создавал футуристические композиции и на их основе формировал теорию «разноцветных солнц». Москва 1923 г. Эскиз декорации — 171«Вечный жид». В марте 1913 года был приглашен обществом «Kunstverein» (Дрезден) на выставку акварелистов3, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным.
Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне3. Театр «Габима». 1924 г. — 101Обложка книги А. Мариенгофа «Тучелет». Якулов был борцом-одиночкой. В 1904-1906 гг. НГА «Кафешантан».
И тут снова Великолепному Жоржу нет равных. Ереван 1927 г. Эскиз второго акта — 163«Кум Моргана». Тогда же С. П. Дягилев предложил художнику оформить балет «Стальной скок» на музыку С. С. Прокофьева. Считается, что эта теория, окончательно оформленная в 1912 году, могла оказать некоторое влияние на беспредметный симультанизм С. Делоне-Терк и Р. Делоне во Франции.
Москва 1918 г. Эскиз костюма Дона Диего Тинорьо. В марте 1913 года был приглашен обществом «Kunstverein» (Дрезден) на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным. У меня были готовы эскизы оформления спектакля и я принес их показать режиссеру-постановщику Левону Калантару. Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Принципы пространственной организации движения повертикали получили своё развитие вграндиозном памятнике, посвящённом 26бакинским комиссарам (1923). В общем, училище тоже пришлось покинуть, не окончив. В Маньчжурии он был ранен и вернулся в Москву.
1913. Якулов. С. 7). Отсюда83. Мы посмотрим, Пока есть туман, Как живетАзербайджан. НГА «Скачки».
Искусствовед назвала художника основателем теории света и происхождения стилей в искусстве, «представившим миру армянскую живопись как уникальное единство понимания света и глубины». Такое же письмо я получил из Парижа от организатора «Общества друзей Георгия Якулова» художника Р. Херумяна. Пусть книга С. Аладжалова положит начало дальнейшему изучению творчества Георгия Якулова, выдающегося художника, работавшего в первые сложные и бурные годы становления советского искусства и посвятившего свой труд народу. Хорошую, нужную книгу написал С. Аладжалов. Московский камерный театр.
Эскиз костюма итальянки — 82Эскиз монумента «26». Ереван, 1926 г. Набросок декорации — 134«Венецианский купец». Георгий Якулов родился в многонациональном Тбилиси в 1884 году. Якулов украсил их своими футуристическими композициями (частично сохранились эскизы и даже, что уникально, сами панно, в том числе Нападение льва на лошадь, 1919, Третьяковская галерея), к тому же именно в этой среде окончательно сложилась его теория «разноцветных солнц», призванная максимально активизировать не только чисто декоративную, но и самоценную драматическую роль цвета, действующего как бы изнутри образа. Не случайно он выступал вместе с ними в 1908 году на выставке «Венок» и на ретроспективе 1925 года «Мастера «Голубой розы», хотя официально не входил ни в одно из многочисленных художественных объединений тех лет. Вот как пояснял свою «теорию» сам художник: «Сравнение солнечного света в различных частях земного мира говорит глазу человека, что цвета солнца различны.
Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На выставках со 2-й половины 1900-х гг. В 1907 году выступал на выставке журналов «Аполлон», «Мир искусства», «Венок» и «Современные течения». Это были Н. Денисовский, братья Стенберг, Медунецкий и Светлов. В 1901 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Он дважды делегирует Якулова в Париж — в 1925 году с его картинами на Всемирную художественно-промышленную выставку, одновременно предлагая ему организовать 9 в столице Франции свою персональную выставку и в 1927 году для постановки балета у Дягилева. Георгий Богданович любил жизнь, много ездил, был интересным собеседником, добрым и отзывчивым товарищем. Стража — 148«Колла ди Риенци». 1921 г. — 107Портрет М. Ф. Ленина в роли Анжело — 111Портрет А. Т. Коонен — 113317 С. А. Есенин, А. М. Мариенгоф и Г. Б. Якулов — 117Кафе «Питтореск». «Прививка» восточного искусства к древу европейской живописи, во многом определившая ход развития и западного и русского искусства на рубеже веков, была для Якулова органичным, как бы само собой разумеющимся, хотя и осознанным процессом—искусство Востока, в частности персидскую миниатюру, он воспринимал как свое наследие. Коонен». Соединив это впечатление с впечатлением от стеклянной ясности зеленого поля, карьера лошадей — я построил композицию скачек в вихревом (барочном) движении с китайской линеарной графичностью и акварельной прозрачностью влажного спектра Китая» (Автобиография Г. Якулова цит.
Примечательно, что для «Стального скока» Якулов не только организовал сценическое пространство, но и написал либретто. «Весь второй этаж окружен площадками и террасами с живописно расположенными лоджиями. Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне. Как и его картины, декорации к «Гамлету», клоделевскому «Обмену», гофмановской «Принцессе Брамбилла», лекоковской «Жирофле-Жирофля» вызывали жаркие споры, но даже противники конструктивизма вынуждены были признать несомненный талант Якулова как театрального художника. Автобиография. Якулов работал с театрами Евгения Вахтангова, Александра Таирова, Рубена Симонова.
1923 г. — 94Обложка журнала «Огонек» — 97Макет монумента «26». Все эти элементы взаимно уравновешиваются и окраска предметов остается безразличной. Но, страдая и изверившись, он все же не терял того, какого-то абсолютно непостижимого оптимизма, который сопровождал его всюду, всегда», – писал о близком друге Александр Таиров.
В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству. Отсюда, напротив бывших егиазаровских бань, начиналось строительство площади. Свою теорию он опубликовал под названием «Голубое солнце» в1914 вжурнале «Альциона». Экстер и ряд других аналогичных работ, завершив их в 1918 году оформлением кафе «Питтореск». Эскиз костюмов.
воздух хороший. Тогда выступали блестящие ораторы — Луначарский, Маяковский, Мейерхольд, Якулов. М., 1987). Театр им. Это — его теория происхождения стилей, основанная на «разноцветном солнце» и проблема «Восток — Запад». Якулов рассматривал театр как массовый, цирковой эксперимент, вот таким образом пытался подчеркнуть его простейшую основную часть — «принцип постоянного движения, калейдоскоп форм и красок».
В статье «Голубое солнце» Г. Якулов разъясняет смысл картины: «Луч солнца, воздух, небо, вода, природа и человек, животное и растение — все объединено одним общим движением, одной призмой цвета. Пряная острота и декоративность колорита, подчеркнутая фрагментарность и вместе с тем сознательная «принужденность», орнаментальность в расположении групп обнаруживают в этом цикле произведений черты стиля модерн, но именно это и позволяет художнику с такой остротой передать терпкий дух жизни современного города искусственный, причудливый, почти призрачный. Эскиз костюма. Первые опыты в этом жанре—оформление благотворительных вечеров и базаров. Режиссер Александр Таиров однажды предложил художнику оставаться работать в театре во время подготовки к спектаклю «Жирофле-Жирофля»: «Якулов был очень увлечен замыслом спектакля, но когда узнал, что оформление надо делать в срочном порядке, так как Таиров хотел начинать репетиции уже на готовой сценической площадке, он запротестовал. Б. Якулов — студент — 25Г.
«Преодолеть односторонности Европейской иВосточной Академии всинтезе новой культуры– всовременном свете– проблема эта лежала воснове моей работы иявилась для меня органической необходимостью», – резюмирует Якулов свои эстетические задачи (Г. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. Знай, моя единственная и бесконечно милая моему сердцу, что я всегда с Тобой и за Тебя. Эскиз костюмов священников — 230«Синьор Формика» Э. Т. А. Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне.
Успех был завоеван быстро и оказался прочным. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. Эта постановка была осуществлена в 1927 г., причем художник являлся и автором либретто. А. Ширванзаде и Г. Якулов. Уже начались первые работы.
Постановка не осуществлена — 181«Карменсита» по П. Мериме. На вечере в охотничьем клубе Якулов оформил помещение на тему «Китай», в московском купеческом клубе совместно с П. Кончаловским — «Ночь в Испании», в галерее Лемерсье — декоративную выставку Н. Давыдовой и А. А. В 1916–1917 вместе с А. В. Лентуловым, А. М. Родченко, В. Е. Татлиным и другими оформил интерьеры кафе «Питтореск» в Москве. Георгий Якулов родился в 1884 году в Тифлисе в армянской семье. О большой силе метафорического мышления говорит статья Якулова «Arssolis», особенно его мысли о роли солнечного света в мировых культурах: «Сравнение солнечного света в различных частях земного шара говорит глазу человека, что цвета солнца различны. Дилижан вроде Манглиса, но более устроенный, благодаря санаторию и гостинице. «Таким образом, в верхнем барабане памятника размещаются 20 комнат.
Беда не приходит одна: заказов тоже не было. Старшие братья Георгия, А. Б. Якулов и Я. Б. Якулов (1875—1933) избрали карьеру адвоката. «Ядвигался свостока назапад, европейцыже идут сзапада навосток, отковра– орнамента отиллюстративной формы кпредметному выражению темы, европейцыже отиллюстративной формы кбеспредметной иорнаментальной», « Прокладывая свой путь вискусстве, Якулов использовал, вчастности, традиции китайского искусства, прослеживаемые встилистическом языке его ранних произведений, вкоторых отчётливо видны реминисценции модерна («Улица». Якулов воплощал в жизнь свои футуристические композиции, постепенно складывая положения своей теории «разноцветных солнц». Одна изярких иллюстраций новаторских поисков художника– композиция «Метрополь» (1912. Художник работал над оформлением некоторых московских кафе («Питтореск», открывшееся в Пассаже Сан-Галли и после революции именоваашееся «Красный петух» в 1916—1917, «Стойло Пегаса» в 1919). Создал росписи интерьера и части экстерьера кафе «Стойло Пегаса» на Тверском бульваре, являвшимся одним из наиболее популярных мест московской богемы, в особенности имажинистов.
Да и в семейной жизни не все шло гладко. Эскиз карнавальных костюмов — 78«Принцесса Брамбилла». Якулов воплощал в жизнь свои футуристические композиции, постепенно складывая положения своей теории «разноцветных солнц». «Родился в 1884 году в Тифлисе. Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Б. Якулов — офицер русской армии — 27«Скачки» 1905 г. — 32«Катание в Петровском парке.
Сундукяна. Многие говорили, что, очевидно, Филиппов сошел с ума» (Ходасевич В. Портрет словами. М., 1933.
В 1925 году С. П. Дягилев решил поставить «большевицкий» (по определению С. С. Прокофьева) балет и обязательно пригласить художника из Советской России. Здоровье мое не хуже. ». Тбилиси 1927 г. Эскиз костюмов. Таким изобразил своего друга в 1910 году Петр Кончаловский. Это было очень красиво, волновало и не позволяло оставаться равнодушным.
К началу 1924 года, то есть всего за пять лет работы в советском искусстве, художник Георгий Якулов достиг всемирного признания в театральном мире. Какие же предпосылки были для этого взлета, какая дорога открывалась перед ним. Показывал свои произведения на выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства», был близок к кругу «Голубой розы». Камерный театр иего художники. Блеск обнаженных ятаганов и кинжалов.
Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне. Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, а Индии 115 желтое, то, очевидно, солнце и есть та сила, которая движет культуры как планеты вокруг себя, сообщая каждой из них ее собственный ритм — характер движения, темп — скорость этого движения и общий путь по своей орбите — развитие одной (основной) темы во многообразии духовных и материальных форм»96. Иначе все: иначе солнце блещет97. Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику. Однако трепетный сын доставлял немало хлопот. Блеск обнаженных ятаганов и кинжалов.
— 193«Стальной скок». Неурядицы в творческой и семейной жизни (в 1927 году Наталья Шиф была арестована) плюс тлетворная богемная жизнь подорвали здоровье Георгия Богдановича – открылся старый воспалительный процесс в легких, силы его ослабевали. С. 81). Воспитанный в детстве на музыке и поэзии, стремился добиться в живописи умения выразить, прежде всего, свои эмоции» (Г. Б. Якулов начал потихоньку распродавать обстановку. В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству.
Эскиз костюма Мурзука — 206318 «Мера за меру». Москва 1924 г. Эскиз костюма Агамемнона — 242Г. Яркие дисгармоничные цветовые пятна: оранжевый, малиновый изумрудно-зеленый. Художник, театральный художник, авангардист, автор «теории разноцветных солнц». Особенности творчества художника Георгия Богдановича Якулова: Якулов вошел в историю искусств как художник-авангардист, однако сам он не причислял себя к какому-либо конкретному художественному направлению.
Ш. Лекок. С 1906 года его произведения начинают появляться на выставках. Он призывал использовать цвет не только в декоративных целях, но в самостоятельной драматической роли, чтобы цвет воздействовал как бы изнутри образа.
В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. Наталья Шиф собирала многочисленные компании и устраивала вечеринки. Кто знает, может быть их жизнелюбие рождалось от ощущения недолговечности жизненного пути, так рано трагически завершенного друзьями. Книга Аладжалова появляется вовремя. В 1918 году в помещении бывшего магазина «Сен-Галли» владелец известной сети булочных Н. Д.
1911–1912 годы работал в Париже». Готовятся к этому событию и его друзья в Москве. Проверяя свои догадки, он пришел к идее разноцветного солнца, которая стала его идеей-фикс, основой его творчества идеей — путеводителем по дорогам искусства. 114 Мариэтта Шагинян метко определила, что «Жорж Якулов с фанатизмом сохраняет один и тот же интерес, одно и то же теоретическое умонастроение»93.
Модели костюмов — 202«Жирофле-Жирофля». В «Спорадах цветописца» (1922) есть, например, такие рассуждения: «Если величественное своей земеностью плоскогорье Арарата в Армении, на котором разбросаны как бы после борьбы богов с Титанами громадные глыбы камней под колоссальным куполом неба, сравнить с волнообразными холмами ландшафтов Китая, напоминающими «колеблющиеся в линии улыбки волны», освещаемые синим светом, то станут понятными гранитная, земная титаническая тяжеловестность Ассирии, как и изящная легкость Китая Если сравнить манчжурских лошадей с арабскими или карабахскими (Армения) изображенными на ассирийских барельефах «Охота Сарданапала», сохранившимися в природе до сих пор, то серповидные кони Аравии, приземистые карабахи Армении и Ассирии гораздо больше имеют родственного сходства, каждая порода четвероногих с породой двуногих, несмотря на разницу конструкции человека и животного, чем между родственными по конструкции лошадьми или людьми разных рас. Молодого человека призвали в армию. Руставели. В 1903 его отчислили за пропуски занятий и экзаменов – и сразу же призвали в армию. «Будучи выдающимся представителем русского и армянского авангарда, Якулов, тем не менее, отказывался причислять себя к какому бы то ни было художественному направлению», — добавила Бадалян на открытии выставки.
Балет с успехом шел в Париже, Лондоне и Риме. Завистников, которые замалчивали его успехи, постоянно задевали самолюбие Жоржа, стремились всеми силами пригасить свет «якуловского солнца», хватало. Очерки. В спектакле «Жирофле-Жирофля», который можно назвать его «программной» работой, чтобы выразить это движение, он прибегнул к системе «кинетических машин, которые выдвигали одни части, убирали другие, спускали лестницы, раскрывали люки, строили проходы». Рано овдовев, мать переехала с детьми в Москву (1893), где Георгий (Жорж) учился в Лазаревском институте восточных языков и жил в интернате.
Более того: Мясин вливал в них кровь, делал наглядными и убедительными. Тогда у меня возникла мысль, что разница культур заключается в разнице цветов. Яркие дисгармоничные цветовые пятна: оранжевый, малиновый изумрудно-зеленый. Армянин родом из Тбилиси, Георгий Якулов был чрезвычайно артистичен, увлекался поэзией, театром, умел производить впечатление и нравиться, за что в среде московской богемы получил прозвище «Жорж Великолепный». 360, с. 1 – 8, далее – «Автобиография Якулова»).
Здесь был создан макет к трагедии «Царь Эдип», который получил премию театрального отдела Наркомпроса и по заданию Н. Подвойского, готовился проект «Красного Стадиона». В марте 1922 года Якулов совместно с художниками Н. Филипповым и Б. Лопатинским и скульптором С. Меркуловым решили организовать художественное предприятие, назвав его «Кооперативная производственная мастерская художников», нечто вроде нынешнего художественного фонда. «Кооператив» должен был выполнять все виды художественных работ, организовывать лекции, диспуты, выставки и школу для подготовки «подмастерьев», а также собственные цеха по изготовлению красок, лаков и других художественных материалов. На записке, поданной в Наркомпрос, хотя и была наложена резолюция художника Давида Штеренберга «Приветствую это начинание и всячески поддерживаю», но дальнейшая судьба «Кооператива» осталась неизвестной. Якулов имел свою отдельную методологию, которую он развивал индивидуально в станковой живописи до революции, а с Октября перенес в область театрально-декоративного искусства, разрабатывая ее с коллективом молодых художников-декораторов и деятелями сцены. Георгий Богданович воспитал многих учеников, впоследствии получивших признание за заслуги перед советским искусством. На всех этих митингах и собраниях и во всех комиссиях Якулов проявил себя энергичным поборником прав собратьев по искусству. После Октября он проделал огромную работу по разработке тарифа художественного труда. Цвета расплываются в свете призмы: зеленого (луна), голубого (небо) и желтого (солнце). В 1893 году был привезен в Москву. 1917 – 1918 гг. По предложению Дягилева Якулов готовил декорации и костюмы и выступил соавтором либретто к новому балету, премьера которого прошла в 1927 году под названием «Стальной скок».
В 1901 году Якулов поступил в Училище живописи ваяния и зодчества. стилю) января 1884, Тифлис – 28 декабря 1928, Ереван). Живу в гостинице, кормлюсь в санатории – так что все обстоит благополучно. За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен и вскоре взят в армию. (ГКГ). Помимо этого, в декабре намечалась неделя памяти Акопа Пароняна (35-летие со дня смерти) и театр готовился отметить эту дату новой постановкой его комедии «Багдасар-ахпар».
После революции преподавал в Первых Государственных свободных художественных мастерских. Естественным шагом из картины в трехмерную реальность явились оформительские работы художника в московских артистических кафе – таких, как «Питтореск» (или, после революции, «Красный петух» 1916–1917) и «Стойло Пегаса» (1919). Считается, что эта теория, окончательно оформленная в 1912 году, могла оказать некоторое влияние на беспредметный симультанизм С. Делоне-Терк и Р. Делоне во Франции. Также активно помогал в оформлении сцен театра.
Старший брат известный адвокат А. Б. Якулов и средний тоже адвокат Я. Б. Якулов (1875—1933). Художник и мемуарист Валентина Ходасевич вспоминала: «Здорово и быстро он расписал стекла бешено яркими прозрачными красками (получилось — как витражи). С тех пор и всю жизнь Якулов был верен своему «Солнцу» — и, что бы он ни делал — писал ли картины, строил ли композиции в театрах или разрабатывал новые декоративные формы — всюду в основе его мышления лежала теория свето-ритмов. Как нет жизни без солнца, так нет искусства Якулова без его «разноцветного солнца». Захваченный романтикой революционной эпохи, ее пафосом, Якулов задумал «Питтореск» как «Мировой вокзал искусства», барабан которого будет возвещать «приказы по армии мастерам новой эпохи». По предложению Дягилева Якулов готовил декорации и костюмы и выступил соавтором либретто к новому балету, премьера которого прошла в 1927 году под названием «Стальной скок». Театр им. Тема света постоянно находилась вполе внимания многих художников (достаточно вспомнить лучизм Ларионова), но«орфические» опыты Робера Делоне были наиболее близки творческим интересам Якулова (см. : орфизм).
Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. На состоявшейся в 1925 г. в Париже Всемирной художественно-промышленной выставке за оформление спектакля «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока в Камерном театре и за проект памятника 26 бакинским комиссарам, разработанный совместно с архитектором В. В. Щуко в 1923 г., Якулов получил Почетный диплом. М., 1979. Его привлекал иПариж, неоднократно им посещаемый истимулировавший рождение новых идей. кроме специальных знаний—восточных языков— основательное и широкое общее образование.
Георгий Богданович Якулов, (арм. Тирсо те Мотина. Художник получил две высшие награды Всемирной выставки декоративного искусства, работал с Е. Вахтанговым, А. Таировым, Р. Симоновым., Мейерхольдом и С. Дягилевым. Известные картины художника Георгия Богдановича Якулова: «Улица», «Кафешантан», «Скачки», «Портрет А. Г.
Рассчитываю сделать работ около 15. Ж. Оффенбах. Грубая, нарочито-небрежная манера письма — все «по-бубнововалетски» приближает образ к лубочному знаку, что и входило в задачу художника. Татлиным, А. Осмеркиным).
Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен3 и вскоре взят в армию. В марте 1913 года был приглашен обществом «Kunstverein» (Дрезден) на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным. хр.
Художник работал над оформлением некоторых московских кафе («Питтореск», открывшееся в Пассаже Сан-Галли, в 1916—1917 называлось «Красный петух», в 1919— «Стойло Пегаса»). Портрет Г. Б. Якулова. 3. «Человек толпы» // Жизнь искусства. 2-е изд.
Не оставлял Якулов и своих занятий живописью, к 1920 г. относится написанный им «Портрет А. Г. Коонен». После смерти отца забота о семье легла на плечи матери, которую Якулов боготворил. Именно в гостях у Якулова Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан.
«Все это переливалось светом, все вертелось, вибрировало, казалось, что вся эта декорация находится в движении», —вспоминает один из современников. «Зал имеет входы и выходы на все четыре стороны памятника. Там шустрые смуглые мальчуганы, олицетворяя первобытный «сервис», кричали «сари-джур, сари-джур» и угощали вкусной свежей родниковой водой. В сквере я встретил одного из строителей новой Родины, высокого, сухопарого человека с характерным четким профилем, в темных очках. Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику.
Дворянин и Рыцарь — 211Портрет Г. Б. Якулова. Хорошо известна его дружба с замечательным русским поэтом Сергеем Есениным. Он и правда был обязан матери многим, во всяком случае, творческую личность в нем сформировала именно она, воспитывая его на музыке и поэзии. Но занятий почти не посещал, рисовал дома, считая обучение навязыванием «чужого мировоззрения», тогда как главное в живописи – умение выразить эмоции, которые у темпераментного Жоржа били через край. Москва. Георгий Богданович Якулов: (арм. :, 2 (14 по ст.
Московский камерный театр. Эскиз боя чертей и сбиров — 235«Синьор Формика». Монах и горожанин — 209«Мера за меру». Это может быть полезным и будущим исследователям творчества художника, а что они появятся, в этом нет сомнения. Якулов не получал систематического научного образования, он и не «грыз гранит» науки.
Люблю и целую Тебя. Непоседливый характер Жоржа стал причиной отчисления «за неумение подчиняться условиям гимназийской жизни». С. 31).
Балет С. Прокофьева. В течение многих десятилетий о существовании художника Якулова посетители Третьяковки знали только по его портрету работы П. П. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». Она займет место двух этих ветхих кварталов.
Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику. Пойдемте, посмотрим на первенца застройки площади, там уже началась кладка фундамента здания Наркомзема, — предложил Таманян и, поднявшись, мы вышли к улице Абовяна. Оставив справа кинотеатр «Пролетар», мы прошли мимо двухэтажного домика под громким названием гостиница «Франция» и повернули направо по бывшей Назаровской, прошли около дома Пионера и вышли к улице Налбандяна. Старшие братья Георгия и (1875—1933) избрали карьеру адвоката.
С тех пор люди и события сделали это 16 здание историческим. За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен и вскоре взят в армию. Вспоминая свою постановку «Зеленого попугая» на эстраде того же «Питтореска», Якулов напомнил, что ему помогали в этой работе Голощапов и Балиев, а костюмы строили Комарденков и Галаджев. Якулов писал вот таким образом поводу: «Сравнение солнечного цвета вразличных частях земного шара говорит глазу человека, что цвета солнца различны.
Триумф — 153«Кум Моргана» А. Ширванзаде. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. Якулов воплощал в жизнь свои футуристические композиции, постепенно складывая положения своей теории «разноцветных солнц». В этом композиция китайских пейзажей».
Дворяне — 145«Колла ди Риенци». Гос. Слово «строили» не описка Георгия Богдановича, а точное определение работы над полуобъемными куклами — макетами костюмов. Премию за макет «Царя Эдипа» получил Якулов за руководство мастерской, но ее руководитель поименно, много лет спустя, назвал всех своих учеников, помогавших ему. В своей квартире-мастерской в доме 10 на Большой Садовой, в том самом доме, где жил и Булгаков, устраивал вечеринки, на которых собиралась творческая интеллигенция того времени – Анатолий Мариенгоф, Сергей Есенин (познакомившийся с Айседорой Дункан в мастерской Якулова), Алиса Коонен и Александр Таиров, Владимир Маяковский, Анатолий Луначарский, многие другие, в том числе и прославленные маршалы: Семен Будённый, Климент Ворошилов, Георгий Жуков.
Эскиз костюмов. Почему. Как пропагандиста новых идей в искусстве. 112 Он много писал, выступал, декламировал. по: Аладжалов С. И. Его сценография вобрала в себя традицию «живописного театра», экстравагантного картинного зрелища, с новым ощущением универсально-конструктивных возможностей сцены. В 1925 году С. П. Дягилев решил поставить «большевицкий» (по определению С. С. Прокофьева) балет и обязательно пригласить художника из Советской России. В 1908 году совершил поездку в Италию для работы.
гал. Был ранен под Харбином. Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. Москва 1919 г. Эскизы костюмов. Артюнян.
И Якулов это прекрасно понимал. Художник Н. Ф. Денисовский — 211«Иудейская вдова» Г. Кайзер.
Грубая, нарочито-небрежная манера письма — все «по-бубнововалетски» приближает образ к лубочному знаку, что и входило в задачу художника. 1920 г. Эскиз декорации — 76«Принцесса Брамбилла». Якулов, которому принадлежал основной замысел, работал вместе с другими художниками (В. Кончаловского (1910). С началом русско-японской войны его отправляют на Дальний Восток.
В 1906 году выступил на выставке «Московское Товарищество Художников» с произведением «Скачки», обратившим внимание. Своё оформление «Обмена» Поля Клоделя вКамерном театре (1918) он считал одним изистоков театрального конструктивизма. Эскиз костюма Олоферна — 229«Иудейская вдова». Акварель Якулова «Весенняя прогулка» (1915) дает очень точное представление о его методе симультанизма или «одновременной совместноцветности». Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. Эскиз костюмов дожа и сенаторов — 136«Колла ди Риенци» Р. Вагнер.
Ныне нет ротонды-павильона, нет «Франции», нет двух глинобитных кварталов, — ничего этого нет, как нет и старого названия города — Эривань. Конструктивизм же Мясина оказался близким якуловским конструктивистским установкам. Прошел шесть классов. Ереван, ф. 164, ед. В 1925 году С. П. Дягилев решил поставить «большевицкий» (по определению С. С. Прокофьева) балет и обязательно пригласить художника из Советской России.
В мастерской Якулова была абсолютно нерабочая обстановка. участвовал в Русско-японской войне, был на фронте в 1914-1917 гг. Важный этап творчества Якулова связан с работой в театре.
1922 г. Шарж Дани — 190«Стальной скок». 1928 г. — 272Посмертная маска Якулова — 283Похороны Якулова в Москве — 287Г. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». М., 1985). Конструктивизм же Мясина оказался близким якуловским конструктивистским установкам. Вместе с Мейерхольдом придумал оформление мюзик-холла «Питтореск», украсил кафе поэтов «Стойло Пегаса», делал обложки для сборников завсегдатаев этих кафе, где не столько отдыхали, сколько дискутировали Есенин и Блок, Брюсов и Маяковский, Хлебников и Каменский, Малевич и Мариенгоф. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». Главный Памятный зал должен быть пышно декорирован изображениями революционной борьбы и крушения старого мира»82. В третьем этаже помещаются, аналогичные хорам, две памятные комнаты и специальный кабинет «для проводника по памятнику».
Первой премьерой намечалась пьеса М. Паньола и П. Нивуа «Торговцы славой». Якулов постоянно изучал влияние солнца на художественное мышление человека, «пытаясь объяснить явления природы через призму разных темпераментов»94. Впервые он изложил в печати свою теорию света в 1914 году в альманахе «Альциона» в статье с характерным названием «Голубое Солнце». «Во дворе».
Это привлекало к нему интересных, талантливых людей. Постановка не осуществлена — 240«Прекрасная Елена». Его живопись яркая, контрастная, ритмичная. По предложению Дягилева Якулов готовил декорации и костюмы и выступил соавтором либретто к новому балету, премьера которого прошла в 1927 году под названием «Стальной скок».
Эскиз головных уборов Академики — 237«Севильский обольститель». М., 1934. Злые языки утверждали, что именно якуловская супруга послужила прототипом героини пьесы Михаила Булгакова «Зойкина квартира», хозяйки притона, что вряд ли обрадовало художника. Москва. «Зал перекрыт железобетонным сводом причудливой формы, опирающимся своей поднимающейся частью на колоннаду, освещается зал тремя громадными окнами Над Памятным залом располагаются хоры», к ним ведет лестница с улицы, с главного фасада.
Полутораглазый стрелец. Георгий Якулов. В 1903 году был исключен.
В Москве Георгий поступил в Лазаревский институт восточных языков, во время учёбы в основном жил в интернате. Растет интерес в Советском Союзе к жизни и творчеству талантливого художника. Недавно из Армении я получил письмо с просьбой поделиться своими воспоминаниями о Георгии Якулове. В 1910-е годы художник обратился к прикладному искусству.
Макет декорации — 173«Розита» А. Глоба. А чтобы ты не сбежал, не посетуй, буду тебя запирать на ключ». Театр б. Зимина. В самом начале 20-х гг. Открытие его состоялось уже после революции, в январе 1918 года. Нина ди Розалли.
Ибо для меня, как для сына Востока по темпераменту и происхождению, являлась чуждой реалистическая и натуралистическая европейская академия и близкой символическая восточная», – писал художник в своей статье «Человек толпы». примыкал к имажинистам. Сама природа знает стиль и проявляет его в живописи (гамма солнечного света, раскраска растений и животных)». В 1903 году он был призван в армию, служил на Кавказе, продолжая занятия живописью. Театр б. Корша. Художник работал над оформлением некоторых московских кафе («Питтореск», открывшееся в Пассаже Сан-Галлли и после революции именоваашееся «Красный петух» в 1916—1917, «Стойло Пегаса» в 1919).
Гофмана в Камерном театре и другие). Вего произведениях эти наблюдения сопряжены сновым симультанным принципом изображения, связанным спредставлением онепрерывном движении материи, состремлением кодновременному охвату всего жизненного потока, выраженного пластически вкруговом движении, ассоциируемом свращательным движением солнечного диска («Монте Карло». Были, конечно и восторги и ругань. Эскизы костюмов. Эскиз костюма Арлекина — 80«Принцесса Брамбилла».
Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству. Георгий Якулов. Якулов предстает здесь в образе некоего восточного мага-гипнотизера с балаганной вывески. «Улица» и «Декоративный мотив»На суперобложке: «Принцесса Брамбилла» эскиз костюма капитана. На форзаце, титуле и концовке: Эскизы костюмов Якулова к различным постановкам. По дороге заехал в Баку и родной Тифлис, где, конечно же, по привычке кутил с друзьями.
Эфрос опостановке «Принцессы Брамбиллы», – вспирали. Его отец, адвокат Богдан Галустович Якулян, довольно рано умер и в 1893 году мать, взяв с собой детей, переехала в Москву. Вернулся в 1905 году в Москву. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства».
Как говорилось в обширной записке за подписью четырех основателей «Кооператива», он создавался с целью разрешить проблему «производственного искусства» методом «прямого 109 действия» непосредственного приложения художественной потенции к творчеству форм новой жизни, в чем бы они ни проявлялись — будь то театр иллюстрации, массовые действа или оформление интерьеров. И Якулов это прекрасно понимал. Париж 1927 г. макет декорации. За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен и вскоре взят в армию. Он пишет много пейзажей, готовится к юбилею – 25 лет творческой деятельности.
С 1918 года он оформляет спектакли московских театров, вскоре став одним из самых оригинальных театральных художников. Якулов измучился изверился, страдал.
Якулов воплощал в жизнь свои футуристические композиции, постепенно складывая положения своей теории «разноцветных солнц». Большую роль вформировании личности Якулова сыграло пребывание вовремя военной службы наКавказе иДальнем Востоке (онучаствовал врусско-японской войне ибыл ранен под Харбином), послужившее импульсом ксложению теоретических взглядов мастера. Он оформлял балы и творческие вечера интерьеры кабаре и художественных выставок. Несмотря на свой огромный авторитет, Якулов не подавлял инициативу своих помощников, не считал их «подручными» и всегда относился к ним как к своим единомышленникам и друзьям. Девятый ребенок в большой армянской семье, Георгий родился 2 февраля 1884 года в Тифлисе.
1909. Гофману. Именно свет и цвет становятся в основе его «теории разноцветных солнц».
В Европе участвовал на выставках «Сецессион» — Вена (1909) и «Первый Осенний салон» — Берлин (1913). Гитаны — 184«Карменсита». Другим руслом превращения живописи в дизайн была якуловская сценография. Его экспертизы были столь авторитетны и желанны, что В. Брюсов, специальным письмом, просил 108 Наркомпрос привлечь Георгия Богдановича в закупочную комиссию92)Якулов входил в советы по управлению Показательного театра, театра-минитюр «Эксцентриона» и кабаре «Странствующего энтузиаста».
Государственный экспериментальный театр. К этому времени относятся наиболее удачные работы Якулова для театра: «Принцесса Брамбилла» (1920) и «Жирофле-Жирофля» (1922), поставленные на сцене Камерного театра. Многие свои произведения он представлял на московских выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства». Мы тут же, в сквере, зашли в павильон-ротонду выпить по чашечке ароматного черного кофе. Эскиз костюмов. Он был роскошным художником» (А. Эфрос. Выставку презентовала автор первой монографии о Якулове Виктория Бадалян.
Московский камерный театр 1918 г. Эскиз декорации — 64«Царь Эдип» Софокл. Московский камерный театр 1926 г. Эскиз костюма продавщицы цветов — 178«Кармен». За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен и вскоре взят в армию. Другие постановки втомже театре («Принцесса Брамбилла» Эрнста Теодора Гофмана, 1920 «Жирофле-Жирофля» Шарля Лекока, 1922) относятся кшедеврам, вкоторых реализовались неуёмная фантазия иредкий колористический дар мастера.
Якулов воплощал в жизнь свои футуристические композиции, постепенно складывая положения своей теории «разноцветных солнц». Неважно. В те же годы подружился с С. А. Есениным и А. Б. Мариенгофом. (Коонен А. Страницы жизни. Балет Е. Эспозито. В 1904 году был сослан в Маньчжурию. Гофман. Зачем.
В 1903–1905 годах Георгий Богданович служил на Кавказе и в Маньчжурии. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаГеоргий ЯкуловГоды жизни: 14 января 1884 — 28 декабря 1928Страна рождения: ГрузияСфера деятельности: ХудожникОн был душой любой компании и старался быть денди. По предложению Дягилева Якулов готовил декорации и костюмы и выступил соавтором либретто к новому балету6, премьера которого прошла в 1927 году под названием «Стальной скок».
Он отправился в родную Армению, в город Дилижан, чтобы подправить здоровье. В марте 1913 года был приглашен обществом «Kunstverein» (Дрезден) на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным. Живописи с 1901 по 1903гг. В основном жил в интернате. Макет третьего акта — 166«Вечный жид». Круг «Голубой розы» содействовал молодому художнику. В 1905 году Георгий приступил к самостоятельному художественному творчеству.
Акварель Якулова «Весенняя прогулка» (1915) дает очень точное представление о манере письма художника и разработанном им методе симультанизма или «одновременной совместноцветности». Новатор подуху, он пришёл комногим открытиям самостоятельно, вчастности, развил собственную теорию «разноцветных солнц», осуществляя её принципы вхудожественной практике. Якулов и себя называл «цветописцем». Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне. Б. Якулов. Помещения освещаются круглыми окнами. «В 4-й этаж можно попасть двумя путями, либо по лифту изнутри памятника, либо по пандусу с площади Свободы.
Необходимо было навести порядок в хаосе, существовавшем в оплате труда работников искусств и в оценке их произведений. Костина. Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, а Индии желтое, то, очевидно, солнце есть та сила, которая движет культуры, как планеты вокруг себя, сообщая каждой из них ее собственный ритм — характер движения, темп — скорость этого движения и общий путь по своей орбите — развитие одной (основной) темы в многообразии духовных и материальных форм».
Работал над оформлением балета «Стальной скок» для антрепризы С. П. Дягилева, поставленного в 1927. Если солнце Москвы белое, солнце Грузии розовое, солнце Дальнего Востока голубое, аИндии жёлтое, то, очевидно, солнце иесть тасила, которая движет культуры, как планеты вокруг себя, сообщая каждой изних её собственный ритм, – характер движения, темп– скорость этого движения иобщий путь посвоей орбите– одной (основной) темы вмногообразии духовных иматериальных форм» (Е. 1911–1912. Предстоящие в январе юбилейные спектакли придавали особенно энергичный и праздничный характер всей работе театра. «Якулов был окружен вражеским кольцом. Контрабандист и Гарсия кривой — 186Г.
(Венок-Стефанос, Мир искусства, Московский салон, Союз русских художников, Союз художников-армян и другие). Эскиз костюма Эдипа — 74«Принцесса Брамбилла» по Э. Т. А. В 1919 подписал в числе других художников манифест имажинистов. НГА). Б. Якулов — 290На цветных вкладышах: «Кафе-шантан», эскиз, «Гамлет» эскиз декорации, «Весенняя прогулка». В 1920-е работал преимущественно как театральный декоратор и модельер. В сентябре он писал матери: «Уже неделю, как я в Дилижане – отдыхаю и работаю. Наиболее ярко художник проявил себя в работах для театра.
Эскиз костюмов. Эти произведения иряд других позволяют говорить оЯкулове, как обавангардном мастере, смелые решения которого предвосхищали многие открытия экспрессионизма ифутуризма. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. НГА «Цирк». Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В марте 1913 года был приглашен обществом «» (Дрезден) на выставку акварелистов, в которой участвовал вместе с Д. И. Митрохиным. Первоначальный вариант.
В 1916 году он начал работать над интерьером артистического кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту (ныне Дом художника). Нет ночи, утра и дня, чтоб не вспомнил Тебя, будь то на войне, среди друзей или работы. Эскизы костюмов: Юдиф, Ревеки, танцовщицы в зеленом и танцовщицы — 227«Иудейская в вдова».
Фантазия» — 41«Жил на свете рыцарь бедный» — 43«Перед заездом» — 50«Кафе Савой» — 55«Обмен» П. Клодель. За пропуски экзаменов в 1903 году был отчислен и вскоре взят в армию. Начал работать самостоятельно. В своем творчестве стремился совместить декоративность восточного искусства и новейшие завоевания европейской живописи (Петухи, 1907 Улица, 1909, обе – в Государственной картинной галерее Армении). Московский камерный театр.
Служил на Кавказе, Участвовал в русско-японской войне. Родился в Тифлисе 2 (14) января 1884 в семье адвоката. Жорж Якулов (2 (14) января 1884, Тифлис—28 декабря 1928, Ереван)— художник, авангардист, график, театральный художник, создатель «Теории света и происхождения стилей в искусстве», получившей название «Теории разноцветных солнц». Родился будущий художник в армянской семье в Тбилиси. В 1927 году для дягилевской антрепризы Георгий Якулов оформил знаменитую постановку балета Сергея Прокофьева «Стальной скок» в парижском Театре Сары Бернар.
Приблизительно 90 работ Жоржа (Георгия) Якулова выдали сотрудники фонда галереи, чтобы напомнить о художнике посетителям музея. Вскоре он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900-1902). «Духан» имел большой успех и Якулова стали приглашать декорировать самые разные благотворительные вечера и базары.
Воспитывался в Лазаревском Институте восточных языков. Начиная с 1918 г. оформил множество спектаклей (Принцесса Брамбилла по сказке Э. Т. А. Сергей Дягилев специально пригласил его для работы над оформлением балета Сергея Прокофьева «Стальной скок».
Более того: Мясин вливал в них кровь, делал наглядными и убедительными. Был отправлен на Кавказ, а затем на поля сражений русско-японской войны. Филиппов открыл кафе «Питтореск» (с октября 1919 кафе стало называться «Красный петух»), потолок которого был расписан Якуловым. В 1925 году С. П. Дягилев решил поставить «большевицкий» (по определению С. С. Прокофьева) балет и обязательно пригласить художника из Советской России5. Макет декорации — 200«Жирофле-Жирофля».
Я много раз потом проверял этот эффект и результат был тот же. Конструктивизм же Мясина оказался близким якуловским конструктивистским установкам. На митинге в результате бурных прений были выбраны представители в «совет художественных организаций», в президиум которого вошли художники Коровин, Лентулов, Машков, Якулов. 106 Вслед за этим, через несколько дней, Якулов и Лентулов были избраны в художественно-просветительную комиссию при Московском Совете рабочих депутатов. Позднее, когда «совет художественных организаций» преобразовался в профессиональный союз, Малевич, Татлин и Якулов были избраны от молодых художников в бюро союза по делам живописцев. Многое роднило Якулова с художниками «Голубой розы», особенно с Н. Сапуновым и С. Судейкиным. Эти свои взгляды Якулов выражал в статьях «Спорады цветописца», «Свет с Востока» и др. В. Шекспир, Государственный показательный театр.
Крипта и склепы освещаются искусственным светом. Раненный под Харбином, вернулся в Москву, где с 1905 начал самостоятельную художественную жизнь. Живи, так как это поддерживает меня. Якулов. Сундукяна.
Запомнились огромные разноцветные куда-то мчащиеся кони да, кажется, еще петухи. Родился в Тифлисе. В бою под Харбином получил ранение и вскоре вернулся в Москву. Художник работал над оформлением некоторых московских кафе («Питтореск», открывшееся в Пассаже Сан-Галли, в 1916—1917 называлось «Красный петух», в 1919— «Стойло Пегаса»). Его квартира на Большой Садовой была пристанищем столичной богемы. Старшие братья Георгия, А. Б. Якулов и Я. Б. Якулов (1875—1933) избрали карьеру адвоката.
Первой художественно-дизайнерской работой стало оформление кабаре «Уголок Кавказа» в 1909 году. Ереван 1923 г. — 251Программа спектакля «Обмен». Макет декорации — 143«Колла ди Риенци». Кавалеры — 149«Колла ди Риенци».