Иван Яковлевич Вишняков (1699— 8 августа 1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Иван Яковлевич Вишняков (1699 – 8 августа 1761) – русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Иван Яковлевич Вишняков (1699— 8 августа 1761) — русский художник-портретист, монументалист, декоратор иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо.
Иван Яковлевич Вишняков (1699—1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо.
Вишняков – мастер психологической характеристики. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов.
Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Но еще в конце 20-х rr. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц.
Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. В 1714 г. «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а в 1727 г. был направлен в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. Вишнякова.
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». пожалован чином надворного советника и приведен к присяге. В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. Но еще в конце 20-х rr.
И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в. Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»). Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г. С деятельностью этой команды связана вся последующая жизнь И. Я.
Художники Г. Молчанов, И. Бельский, А. Антропов иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. старший сын принимал непосредственное участие во всех работах отца и принял на себя руководство Живописной командой после его смерти 8 августа 1761г. С 1727 г. – ученик и подмастерье Л. Каравака в Канцелярии от строений, с 1739 г. – мастер. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях.
Он относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность – с непосредственностью восприятия. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича.
Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. Пройдя обучение в том числе и у французского живописца Л. Каравакка, приглашенного Петром I в Россию, Иван Вишняков начинает работать в «живописной команде» Канцелярии от строений, которой руководил известный художник Андрей Матвеев.
Рыбинский историко-художественный музей Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»). А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей.
С 1727г. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»).
Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. К сожалению, почти все его работы были переделаны в век классицизма. Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени.
пожалован чином надворного советника и приведен к присяге. Вишнякова (в 1739 году он занял место преждевременно умершего А. Матвеева). Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Иван Яковлевич Вишняков – знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г.
1750 г., Государственный Русский музей). он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Отец И. И. Среди них (кроме императорских особ) нет ни одного выдающегося государственного деятеля, как это было принято в петровское время. Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) — помещики, Михаил Яковлев — сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) — артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев — представитель Комнатной конторы.
В 1714г. Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Но еще в конце 20-х rr. И. Я.
1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). В 1714г. Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) – помещики, Михаил Яковлев – сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) – артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев – представитель Комнатной конторы.
С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Учился у Л. Каравака и А. М. Матвеева. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы.
И потому его рукой создаются картины, в которых часто нарушаются классические каноны западного парадного портрета (так, отмечается несоразмерность длинных рук и тела юной девушки — Портрет Сарры Элеоноры Фермор). В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо.
И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Среди них документированы лишь два: это свадебные портреты дворян Тишининых из Рыбинского музея. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г. Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. Огромное наследие художника представляет собой грустный номинальный перечень названий.
За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Поездка в Италию не была дозволена, но Иван и его младший брат Александр стали хорошими живописцами. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального».
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики.
Портрет Елизаветы Петровны 1743г, холст, масло, 255 х 180 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Даже руки, столь значимые для большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, подчиняются общему ритму, прячутся в складки. Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты.
И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Видимо, выявил каким-то образом Иван Вишняков в раннем детстве свою любовь к рисованию, что заставило его отца, «шахтерных дел мастера», отправить пятнадцатилетнего сына к родственнику в Петербург и, возможно, уговорить последнего пристроить юношу к какому-либо художественному ремеслу — северная столица давала в этом направлении большие возможности.
С 1753г. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил.
А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени.
Самый знаменитая работа мастера – «Портрет Сары Фермор» (ок. Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. До нас дошел длинный список его трудов и всего лишь несколько сохраненных картин. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г.
А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. В отличие от известных современных ему мастеров портрета (например, И. Никитина, А. Матвеева) И. Вишняков никогда не выезжал за границу и, следовательно, не погружался в атмосферу, скажем, сказочного для представителей рождающейся русской живописи искусства и обаяния Италии. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
В 1714г. Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов. В любом случае талант молодого Вишнякова был замечен.
0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична.
С 1753г. И. Я. Вишняков Портрет К. И. Тишининой 1755г, холст, масло, 100. 2 x 82 cм. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге.
Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Родился в1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова. Но и сохранившихся – вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи их театральность и праздничность. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера».
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Автор портретов, которым присуща некоторая идущая от парсуны плоскостность фигур, но свидетельствующих о развитии реалистических тенденций при сохранении изысканного колорита в духе барокко (Портрет Сарры Элеоноры Фермор, около 1750, ГРМ). ВИШНЯКОВ Иван Яковлевич, российский художник-монументалист и портретист.
С 1753г. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. К лучшим произведениям Вишнякова принадлежат поэтичные портреты детей (Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Ферморов, около 1750 и 2-я половина 1750-х годов, оба – ГРМ князя Ф. Н. Голицына в детстве, 1760, ГТГ), в которых грация фигур и изысканность колорита в духе европейского рококо сочетаются с наивной плоскостностью парсунной традиции.
С 1727г. Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы.
он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича. В 1714г.
Сын «шатёрных дел мастера» с 1714 года жил в Санкт-Петербурге. С 1727г. Автор парадных (императрица Елизавета Петровна, 1743, ГТГ) и камерных портретов (супругов Н. и К. Тишининых оба 1755, Историко-художественный музей, Рыбинск четы С. С. и М. С. Яковлевых, около 1756, оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург). В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо.
Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Участвовал в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны (1742), в монументально-декоративных работах по отделке Петропавловского собора, церкви Симеона и Анны, Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов в Санкт-Петербурге, Больших дворцов Петергофа и Царского Села, дворцов Москвы и Киева писал иконы, занимался их реставрацией и экспертизой. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени».