Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2апреля1870— 26октября 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов — прекрасный русский художник.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест.
Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности.
Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы но это не были исторические картины. Но стремясь овладеть как можно большим мастерством, он уезжает в Петербург, в класс П. П. Чистякова. Чувствуется аромат сирени. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье.
Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905). Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903).
Сюжет очень прост. В. Э. Задумчивый мотив звучит в природе. Как и всегда, проведена большая подготовительная работа этюды, наброски, эскизы Героини полотна сестра и невеста художника.
Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.
Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Сумерки начинают сгущаться.
Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. Чувствуется близость Востока, близость пустыни. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 11 апреля 1870 года в Саратове. Замыслы художника остались в эскизах.
Девочку воспитывала мать. Вместе с ним на фронт, для работы в военно-полевом госпитале, уехала его жена, Надежда Юрьевна, но, не вынеся крайнего нервного напряжения, заболела, вернулась в Москву. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями. Впитывая в себя все современные веяния, основываясь на художественных традициях старых мастеров, Виктор Борисов-Мусатов, картины которого являются отражением этого взаимопроникновения, разработал свою, узнаваемую манеру письма.
Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Работы художника вызвали восторженные отклики критики. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок.
Коровин, А. Е. Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни.
Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. Станюкович. Как правило, художник умел на некоторое время отстраняться от своих образов. Она загадочна еще и потому, что мы не видим ее лица, ее взора, устремленного в сторону старинного дома, освещенного прощальными лучами солнца. Очень глубоко переживая смерть своего близкого друга Надежды Станюкович, он работал над Осенней песней и Реквиемом, которые так и не успел закончить. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.
Александровой, проводит в двухстах километрах от Саратова, в местечке Черемшаны под Хвалынском. Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью.
Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. В отношении к брату она очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений". В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Знакомство с творчеством Н. Н. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо.
Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Художник никогда не писал Волгу, однако голубые, серебристые, перламутовые отблески волжской воды изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью).
Известность Борисова-Мусатова растет. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна.
Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Она помогала давать названия картинам. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.
Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства.
Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. Последние годы жизни М. В. Солнце играло своими лучами по яркой зелени травы, мягкой, как шерсть ягненка, как бархат.
Однако главным его натурщиком в это время, как образно сказал Грабарь, делается солнце. В 1899 г. художникВ.
В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Таковы двухфигурные композиции Гобелен (1901) и У водоема (1902). Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы». Как она перекликается с творчеством импрессионистов. Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива.
Пейзаж "Осенняя песнь" является как бы заключительным аккордом этой краткой живописной сюиты. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона». Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).
«Цветущий сад, обширный, как мир, где все молодо, зелено. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом».
Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. В 1894 году в его этюды вошли свет и движение.
Борисов-Мусатовнаписал управляющему усадьбой Н. В. Соколову письмо с просьбой посмотреть старинное имение. Лучи солнца, как паутины, пересекали бесконечно эти пространства. Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Живое, сильное чувство позволило ему создать лучшие картины. Зато, когда задачи эти удачно разрешены, он сразу делается крайне любопытен и значителен достаточно взглянуть на его «Гобелен» или портрет пожилой дамы в платье 50-х годов, чтобы сразу быть заинтересованным и ждать от художника много интересного в будущем».
Мусатов героически боролся за жизнь больной. Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину Автопортрет с сестрой (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином – нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. Среди цветущих вишен, по непримятой траве и не тронутым дыханием ветра одуванчикам неслышно ступает печальная, словно призрак давно ушедших дней, девушка.
В жаркие дни июля 1898 года Мусатовприступил к картине, в которой надеялся соединить идеальное с конкретным — мечту о гармоничном мире с восторгом перед совершенством природы, восхищением ее прелестью. В саду, на фоне подстриженных деревьев сидит девушка в белом платье оно было специально сшито матерью Мусатова по моде 1850-х годов. Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. Они мало покупаются, но художник признан во всем мире.
Станюкович скончалась. Они купались в пространстве, как золотые рыбки в аквариуме». У Виктора было две сестры – Елена и Агриппина. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. 1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера.
Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.
Деревья, как маленькие дети, радостно простирали свои ветви друг к другу. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений. В последний год своей жизни художник написал целую пейзажную осеннюю сюиту.
Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Станюкович. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Картины этих лет становятся шедеврами.
Из-за плохого здоровья Борисов-Мусатов возвращается в Москву, где с 1893 года учится у В. Д. Поленова. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника.
В 1903 году появились близкие по настроению к Водоему Дама у гобелена (портрет Н. Станюкович), Призраки, Прогулки при закате, чуть позже – Изумрудное ожерелье. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Летние облака принимают фантастические формы.
Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени — в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др. ) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Он был далек от вмешательства в общественную жизнь, если это не было вызвано интересами творчества. Но сердце художника не выдержало нагрузки.
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Грустная тишина.
От картины к картине («Гобелен», 1901 «Водоем», 1902 «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает в «Реквиеме» (1905), написанном в память Надежды Юрьевны Станюкович, жены близкого друга художника, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники». Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса.
С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Его живопись, как и жи-р. оппсь других художников-волжан – Петрова-Водкина, Кузнецова, Матюшина, насыщена цветом, пронизана светом, в ней по-новому переосмысливаются пространство и движение.
Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. " 21 августа 1905 года Н. IO. Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана». Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет.
Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Отец был железнодорожником. Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). 25 октября 1905 года у Борисова-Мусатова сдало сердце.
Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак.
Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Больная узнавала только В. Э. Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года.
И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника.
Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе. Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). Цветы мирно качали перистыми головками своими и любовались друг другом. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы.
Борисова-Мусатова провела в Москве. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин.
Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды».
Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Шевченко (1955) и др. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т.
После них художник обратился к композиции более сложной – Изумрудное ожерелье (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом. Весенний цветущий сад. Молодые художники – И. И.
Его отец был мелким железнодорожным служащим, сыном мельника. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Пройдя школу импрессионизма, Борисов-Мусатов не утратил своего прирожденного дара декоративиста и, обращаясь к натуре, всегда отбирал и подчеркивал детали, необходимые для целостного живописно-декоративного ансамбля. Таков Водоем.
«Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем.
В мае Елена приехала к нему в Зубиловку. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Но этому, увы, не суждено было осуществиться.
Специалисты называют его работы картинами-элегиями. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Несмотря на тщательность прорисовки, женщины Реквиема превращены Борисовым-Мусатовым в тени заменяя живой образ символом, он ближе, чем когда-либо ранее, подходит в Реквиеме к символизму в его мистическом преломлении. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности.
Когда-то Виктор Борисов-Мусатов подавил в себе только зарождавшееся серьезное чувство. На переднем плане – куст орешника. После ссылки вернулась в Москву. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.
Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо.
Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно. Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Левитан, М. Нестеров, В. А.
Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема.
Весной 1903 года Бо-1псов-Мусатов женился на Елене. Но Борисов-Мусатов воспринимал все, что писал, как живое. Стояла тишина. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти.
Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея).
«Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. На высоком берегу Оки его ученик и почитатель – выдающийся русский скульптор А. Матвеев – установил памятник – спящий на саркофаге мальчик. Это Автопортрет с сестрой. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины Осенний мотив (1899) и Гармония (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Упав, он повредил позвоночник и у него образовался горб.
В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. И Виктор улыбался, радостно смущенный». В акварели На балконе.
Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет.
Серов, К. А. Близость к Москве была крайне важна для него. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми.
Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. В результате травмы у него стал расти горб. Композиция его чрезвычайно проста. Это, по его словам, просто красивая эпоха.
Там он поставил перед собою три задачи: в совершенстве овладеть искусством рисунка изучить творчество мастеров прошлого и познакомиться с тем, что есть нового. В 1904 году Борисов-Мусатов начал работать над циклами монументально-декоративных росписей – для здания Московского управления электрической тяги (трамвая) и частного дома. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. И, конечно же, его творчество сказалось на работах последующих мастеров, особенно авангардистов.
Даже в Европе таких нет. Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком.
Спокойная и безмятежная природа, отражённые в воде деревья и небо Фигуры девушек не излучают той безмятежности, что природа, но их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, но она даёт ощущение внутренней свободы. Виктор ходил в другой комнате. "Изумрудное ожерелье", "Призраки", "Парк погружается в тень", "Сон божества" – все эти названия были даны ею. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов.
Виктор Эльпидифорович Мусатов (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).
Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя.
Но, парадоксально, его творческий язык и идеи повлияли и сформировали ярчайших художников-новаторов 20-го века – Петрова-Водкина, Сарьяна, представителей саратовской школы Павла Кузнецова, Уткина, Карева, Матюшина их друзей Сапунова, Судейкина, Арапова. Их волнует отнюдь не красота, т. е. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.
и успокаивалась при нем. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин.
И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. Борисов-Мусатов задумал несколько больших композиций, но так и не воплотил их на полотне. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию.
Положение ее стало ухудшаться. Особенно сильное впечатление оказала на него природа Поволжья. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год.
Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905) – русский художник. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.
Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться. Но, живя в почти сельской тишине, куда доходили лишь слухи о забастовках, о крестьянских волнениях, он лихорадочно читал газеты и ждал наступления Российской республики, как он писал А. Бенуа.
В его понимании язычество — синоним пантеизма. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии.
По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Родители безумно любили своего сына. В 1895 году Борисов-Мусатов покидает Училище и отправляется в Париж, где в течение трех зим, совершенствуясь в рисунке, работает в мастерской посредственного исторического живописца, но опытного педагога Ф. Кормона.
Теперь любовь вспыхнула с новой силой. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек. В три года мальчика постигло большое несчастье. Приезжая на лето в Саратов, Борисов-Мусатов делал множество живописных пленэрных этюдов.
"Он напряг все силы, чтобы спасти ее. А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков. Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon).
По настроению она напоминает лирические строки Тургенева:. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем.
А мать выросла в семье владельца живописной и переплетной мастерской. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Но ничто не помогало. Ритмы картины чрезвычайно продуманны.