Картины художника Веронезе хранятся и экспонируются во многих известных музеях мира. Маркова также рассказала, что когда Веронезе пригласили исполнить холсты для библиотеки Сан-Марко, по их окончании Тициан публично вручил художнику золотую цепь, признав его талант. Все это отличает работы Веронезе от полотен других венецианских художников. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные».
Паоло Веронезе (Paolo Veronese) – великий итальянский художник Позднего Возрождения. В сентябре 1582 года художник Паоло Веронезе получил заказ на создание алтарного образа для главного алтаря церкви Оньисанти в Венеции. Позднее прижизненное изображение художника Паоло Веронезе спрятано на полотне Коронация Девы Марии.
От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри). Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто. Искусство Веронезе, чрезвычайно популярное как при жизни живописца, так и после его смерти, оказало значительно влияние на творчество таких художников, как Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Тьеполо, Антуан Ватто, Эжен Делакруа. Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати.
Особое внимание в его мифологическом творчестве заслуживают картины: Семейство Дария, Похищение Европы, Юпитер, Марс и Венера, Марс и Нептун и другие. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Один, предназначенный для церкви Сан Сильвестро в Венеции, в 1885 году был приобретен Лондонской Национальной галереей другой и по сей день находится в церкви Санта Корона в Виченце, для которой он был заказан.
Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Каким же был тогда Веронезе.
Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. Только шесть из них могут считаться работами самого Паоло, да и они дошли до нас очень плохо сохранившимися.
Рядом со Святой Схоластикой — Святая Лючия именно для неё Схоластика указывает перстом в небо. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры.
Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. Но смотрит Лючия на другой персонаж — на Михаила Архангела.
Сопоставим, например, живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого Святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов Микеланджело. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части.
В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля.
Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. Они дали ему первое художественное образование. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции.
Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне.
В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. Этот заказ был выполнен к 1560.
Последние, заказывались семьями, оговаривавшими обязательное присутствие на полотнах библейских мотивов.
Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции.
Веронезе был любителем музыки. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). Веронезе умер в Венеции 19 апреля 1588. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. Это был весьма оживленный художественный центр, в котором мирно сосуществовали различные направления искусства.
Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе».
Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды.
Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника.
Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами.
Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Это наиболее содержательные из его полотен.
Восемь фигур Добродетелей легко распознаются по изображенным рядом с ними атрибутам: так, символом Верности является собака, ягненок служит атрибутом Кротости, горностай – Чистоты игральная кость и корона – Вознаграждения, орел – Воздержания, паутина – Диалектики, цапля – Бдительности и рог изобилия – Процветания. Дрезден, Картинная галерея). В произведениях мастера не было религиозного смысла.
Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. О таланте художника вскоре узнали за пределами Вероны. Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе).
Внизу перед нами открыты два ряда сцены с фигурами, сидящими полукругом на облаках. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Во всяком случае, концепция пространства, света и колорита, воплощенная Веронезе в росписях виллы, свидетельствует о самом тесном родстве, духовном и художественном, живописи веронского мастера и архитектурного образа Палладио родстве настолько близком, что позволяет предположить если не прямое сотрудничество двух художников в работе над декорацией виллы, то по меньшей мере согласованную режиссуру этой великолепной постановки. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). Створки были закончены и установлены в 1560 году.
Лишь благодаря своему остроумию Веронезе удалось отвертеться и он был оправдан. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Ему поручили три главных сюжета.
Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. ТАСС). Лк. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру).
Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. Необходимо отметить, что в этот период город был глубоко потрясен последствиями ужасной эпидемии чумы, вспыхнувшей в 1576 году и воспринятой в церковных кругах и верующими как ниспосланная Богом кара за крайне свободные нравы венецианцев. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя.
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Святая с именем заказчицы должна присутствовать среди фигур. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно).
За десятилетие (1560-70) Веронезе также была сделана серия аллегорических произведений, большинство из которых, вероятно, являются заказом императорских семей Вены и Праги. Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года).
В них нет ничего религиозного, вот таким образом Веронезе приходилось держать ответ перед трибуналом светейшей инквизиции. Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Именно Лючии оказана честь слушать Святую Схоластику.
К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок. Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами. Даже в его религиозных сюжетах отсутствуют следы религиозности.
В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Когда Веронезе приехал в конце 1553 года в Венецию, проработав пять лет в провинции в соприкосновении с культурой, которая по сравнению с достижениями Венеции начала XVI века выглядела отсталой, его манера могла быть воспринята как необычная, а то и чуждая. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане.
Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания.
Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. собакой. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Созданные Веронезе картины на центральном и угловых плафонах раскрыли его талант во всем блеске. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Не меньшую опасность представляла для Венеции и турецкая угроза, которую не смогла заслонить даже победа при Лепанто. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения.
Его фамилия, такая же как и у матери-настоятельницы (брат и сестра. ) Микель созвучна с именем Архангела. Эта картина имела ярко выраженное дидактическое значение – прославление военной мощи Венецианского государства. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Об учебе художника известно больше.
На заднем плане толпится их многочисленная свита. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. Важнейшую роль в этой декорации играют архитектурные фоны: иллюзионистически написанный художником колонный портик, аркады и балюстрады превращаются в архитектурную среду, в границах которой развертывается действие главных сцен: Святой Себастьян, обвиняющий Диоклетиана и Святой Себастьян избиваемый палками.
Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). Антонова. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема.
Если бы Веронезе стремился точно следовать евангельскому тексту, как того требовали предписания Тридентского Собора, то он должен был бы перенести сцену Крещения Христа с опушки густого леса на пустынные берега Иордана. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома».
1565—1570, Лондон, Национальная галерея). К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф.
Так художник на представляет второго заказчика Алвиза Микель. Действие происходит у Веронезе отнюдь не в египетской Александрии, но в типично венецианском окружении. В хронологическом отношении к этим фрескам близки и работы в церкви Сан Себастьяне, где в период между мартом и сентябрем 1558 года Веронезе расписал верхнюю часть стен главного нефа. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Однако полотно Пир в Доме Левия (1573) попало под пристальное внимание инквизиции. Но сам по себе данный кадр очерчен так искусно, что, вбирая в себя основное – стол с главными действующими лицами вокруг него, слуг, разносящих яства и выразительный мотив глубинной перспективы, – он в то же время несет в своей композиционной структуре ощущение естественности, непринужденности, живой динамики, воплощенное с необыкновенным артистизмом. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть.
Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца.
В 1560 году Веронезе в составе дипломатического посольства посетил Рим. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
Нижний ярус картины – площадь перед зданием, возможно, дворцовым, фрагмент которого мы видим на плафоне. Инквизицию особенно возмущало внедрение в полотно солдат швейцарской гвардии (которые были протестантами) и изображением одного из учеников Христа ковыряющимся в зубах вилкой.
Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты. Он является Богом искусства и цвета. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673.
Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. Особую красоту придают залу изображенные на стенах замечательные пейзажи, словно написанные с натуры, с внезапно открывающимися зеленеющими лугами, высокими деревьями с пышными кронами и серебрящимися вдали реками и озерами.
Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Новаторство росписи бросалось в глаза.
Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Но Веронезе умер, а Тинторетто продолжал работать, — рассказывает Маркова. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. На этой стадии стиль Паоло обнаруживает явную зависимость от утонченных произведений маньеристов Эмилии и фресковых росписей Джулио Романо в палаццо Дель Те в Мантуе.
Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней. В недавнем прошлом исследователи высказывали сомнения относительно того, что данное произведение целиком является работой самого Паоло.
Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. Но они не слишком достоверны.
Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции. Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. Веронезе родился в Вероне, был сыном скульптора Габриэле Кальяри и племянником художника Антонио Бадиле. Святой Лючии уготована судьба — Рай на небесах.
Тинторетто и Веронезе работали для разных слоев венецианского общества. Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения. Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Марс и Венера, соединенные любовью, является одной из самых великолепных в серии.
Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Его языком были краски. Плафоны прославили Паоло Веронезе. Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами.
Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. Подобное отношение к пейзажу отличает в этот период произведения многих других современников Веронезе, к примеру Якопо Бассано, в мастерскую которого Паоло отдал своего юного сына Карлетто. После смерти родные художника выполнили его волю. Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди.
Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца.
Например, архитектурное оформление интерьера завершает архитектурный мотив иллюзорно воспроизведенный на стене или пейзаж, написанный в пролете между двумя реальными колоннами, словно раздвигает пространство комнаты и выводит зрителя в парк, окружающий здание иногда взгляд останавливают живо написанные фигуры обитателей виллы, как бы неожиданно входящих в зал через мнимые двери» (О. М. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста.
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Еще в XVII веке Марко Боскини первым сумел оценить исключительное цветовое богатство полотна, посвятив ему несколько выразительных поэтических строк: Это означает, что художник, стремясь достичь таких эффектов, / смешал золото, жемчуг и рубины, / и изумруды и самые прекрасные сапфиры, / и алмазы, чистейшие и безупречные. Другой полюс занимали художники, связавшие свою судьбу с маньеризмом, – Доменико Брузазорчи, Баттиста Анджело Дель Моро и Пдоло Фариначи, которые сумели освоить уроки рабочавших в соседних городах последователей Микеланджело и Рафаэля – Джулио Романо в Мантуе, Корреджо и Пармиджанино в Парме. Веронезе продолжил и обогатил традицию изображения празднеств идущую от Джентиле Беллини и Карпаччо. 1475, Венеция, Галерея Академии).
Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы. В 1819 году была снесена и сама вилла.
В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. В реестре Сан Паоло за 1529 год сказано, что Паоло, младшему из пяти детей каменщика Габриэле и его жены Катарины исполнился один год. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками.
С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания.
Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). 1548.
Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. Родился в 1528 в Вероне. У Марка — Евангелиста — лев, у Луки — буйвол. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет.
В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами.
Создание цикла датируется 1570-ми годами. Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты.
С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Но не она занимает воображение мастера.
Это не живопись, это магия, которая завораживает. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года. Георгия, 1580-е годы)».
Если же обратиться к архитектонике данного полотна, то нельзя не заметить, что пространственная глубина мастерски переведена в нем в четко выраженную плоскость за счет характерной для Веронезе виртуозности в расположении множества фигур в пределах очень неглубокой пространственной зоны, а также с помощью линейно-ритмических и силуэтно-цветовых эффектов. 5). Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана.
Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (нач. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. 1550-х). В тот же период, между 1552 и 1553 годами, Паоло находится в Мантуе, приглашенный кардиналом Эрколе Гонзага написать картину Искушение Святого Антония для одного из боковых алтарей собора, декорация которого к тому времени была полностью обновлена Джулио Романо в духе ренессансного искусства. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен.
Самое знаменитое из этих произведений – Брак в Кане Галилейской (1562-63) для Сан-Джорджо Маджоре (ныне Музей Лувр, Париж). Тот же сюжет был написан и для монастыря Санта Мария деи Серви, предназначался холст для трапезной.
Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Тем временем Паоло возобновляет активную работу в области фресковой живописи, к которой он впервые обратился в самом начале своего творческого пути, участвуя в декорации дворца Каносса в Вероне.
Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо).
В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой).
К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571.
Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Настоящее имя – Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari). В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе».
Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. Кроме религиозных картин и росписи церквей, Паоло Вернезе был известен как художник мифологических и светских сцен, а также как портретист.
Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св.
Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе.
Он был художником неустанной энергии, а картины отличались чрезвычайной декоративностью, красочным сиянием, великолепной композицией, особенной колористикой.
Одетая в элегантнейшее голубое платье, отделанное золотой и серебряной парчой, она появляется из лоджии в сопровождении старой кормилицы. В восемнадцатом веке, когда картины входили в коллекцию Герцога Орлеанского, было принято считать, что на них изображены аллегории Неверности, Разочарования, Уважения и Счастливого Союза, однако точное содержание этих полотен не известно до сих пор. Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции.
В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы.
А поскольку все художники венецианской живописной школы были патриотами родины, то из Венеции не уезжали и в качестве натуры для фона использовали ее романтичные виды и типажи персонажей. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Полная непричастность художника к сути спора о соотношении художественного результата и религиозного содержания с особой наглядностью проявилась в том эпизоде допроса, когда художник простосердечно называет Страшный суд Микеланджело в качестве примера, который мне дали мои учителя, упоминая произведение, которое в эти годы было объектом самых жестоких обвинений со стороны многих фанатически настроенных представителей римского духовенства, вплоть до признания его еретическим и подлежащим уничтожению.
Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна.
СПб, Эрмитаж). Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. Персианова).
По своим научным интересам и культурным пристрастиям братья Барбаро были, без всякого сомнения, заказчиками исключительными. Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Для нового декоративного ансамбля Паоло Веронезе выполнил панно овальной формы с изображением Триумфа Венеции, которое должно было размещаться непосредственно над троном дожа. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению.
Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность.
Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло.
К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Картина Веронезе полна аллегорий. Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. Лк.
Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков.
Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника.
Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто.