Театральный стиль картин Ватто лучше многих иллюстрирует один из шедевров художника – хранящаяся в Лувре картина «Жиль» – пожалуй, самое известное произведение ВаттоСегодня о ней и пойдет речь.
Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Он строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.
Само его искусство опровергает эту мысль. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. «То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. ГМИИ им. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем, Ватто стал писать декорации для оперы.
Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. 6, начинавшийся с нарядных стриженых кустов, аллей и бассейнов и переходящий в запущенную густую рощу.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) —одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Ватто овладел этой тематикой в совершенстве и впоследствии часто придерживался ее. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран.
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». Сюжет картины незамысловат. Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
В период 1712-19 гг. Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины — второй половины 18 века. Здоровье Ватто ухудшалось. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (1684—1721)—создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. В книге «Искусство XVIII века»комм.
Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры».
Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца. ГМИИ им. Он родился во фламандской провинции. Вероятнее всего, продолжение Антуаном Ватто военной серии было связано не только с её успехом у покупателей, но и с периодом тесного общения с де Лароком. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Шарден. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века.
Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками.
Здоровье Ватто ухудшалось. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить»4. 1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания».
Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника.
Они суховаты и по живописному исполнению. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. 11.
В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Центральная тема Шардена — натюрморт. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Весной Ватто стало хуже.
1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника.
Беспокойство пронизывает всю картину. Весной Ватто стало хуже. Кто был покровителем Ватто, неизвестно, не сохранились ни его эскиз, ни окончательная картина. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Скептицизм персонажей Ватто поистине универсален.
Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Шарден раскрывает образы своих героев их жизнь не в событиях, а в типичных состояниях, положениях, привычных позах, в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке.
Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Искусство Ватто чутко отразило наступление нового века, открывавшего перед художниками возможность более свободного видения мира во всем непостоянстве и глубине его явлений, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта — картезианцев.
Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Патера, тоже уроженца Валансьенна.
Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Последователями Ватто были Жан-Батист Патер и Никола Ланкре.
В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. 9.
Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия.
Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». И почти все дома в нём выстроены заново. Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр «Капризница», ок.
1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1716-19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Антуан-Жан вызывал у них восторг.
1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де лЭпине (ок. Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. 2. 1718, Эрмитаж «Меццетен», 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок. Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". посвященных истории Марии Медичи, произведениями фламандских и голландских мастеров, оказавших сильное воздействие на технику и колорит его работ. Живопись рококо — необычное явление в истории культуры. Герои этих сцен обижены и застенчивы, неловки, насмешливы, лукавы и кокетливы, часто печальны.
Девушки и юноши, которые должны в этом году обвенчаться, прыгают через костёр. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Его коллекция голландской живописи поразила Ватто.
Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Композиция пронизана трепетно пульсирующим ритмом, в колорите доминируют золотистые оттенки, мягко объединяющие вспыхивающие яркие пятна.
Работа с натуры была основой его творчества. Живопись художника была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» — не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. 15. Композиция «Паломничества» лишена устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями». 1710. Она была близка ему по духу. 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. Беспокойство пронизывает всю картину. Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе — Ленинград, Эрмитаж).
Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. 1740-е гг. — время расцвета жанровой живописи Шардена. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. В то время дворец использовался лишь как хранилище картин, шпалер, мебели и прочих сокровищ, не почитавшихся достойными Версаля и стал для Ватто фактически музеем.
Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Шарден не получил академического образования. Смысл искусства художника не ограничивается лишь достоинствами его картин. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника.
Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи — оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им — светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. А. С. Пушкина)13. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда».
И это привело к разрыву их отношений. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. 1710.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. С самых юных лет он обнаруживал склонность к искусству и обучался у Дерена (Derin), лучшего учителя в его родном городе. 1710, Музей изобразительных искусств им.
Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль» (Париж, Лувр). Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.
Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. «Автопортрет» — шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни.
Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с учеником в Париж, где принимает приглашение заказчика своих военных картин торговца живописью Пьера Сируа поселиться у него и на него работать. В 1770-х гг.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Но вскоре выяснилось, что склонности и вкусы Жилло и Ватто во многом не совпадали. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4.
Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Покровительство и выгодные заказы, которыми Кроз снабжал Ватто, восторженные отзывы банкира о его живописных талантах— всё это способствует и началу европейской известности художника.
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок.
Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой художественного стиля рококо и положило начало новому этапу в истории европейской живописи, графики и декоративного искусства. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней.
Вереница характеров завершается образом прекрасной дамы, самозабвенно созерцающей шедевр, который является для нее предметом высокого эстетического наслаждения. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Вокруг дерева разводят костры.
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода.
К. Жилло предпочитал писать сельские сюжеты, театральные сцены, деревенские праздники. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти. А. С. Пушкина).
Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (1703—1770). Как отмечает Н. Л. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.
но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии.
За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18, Лувр, Париж поздняя версия — Шарлоттенбург, Берлин). Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. 16. 1733 г., Париж, Лувр).
Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". Здесь же началась и его трепетная любовь к природе.
Ватто. По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи").
Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. Патер был единственным учеником Ватто.
В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность.
В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). В каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, галантными разодетыми актерами или более простонародный дух театра итальянского, в котором царит дух комедии дель арте. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм.
Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Ему посвятит стихотворение Т. Готье.
1712, Эрмитаж), «Любовь на итальянской сцене» (Берлин, Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Он начал творить в то время, когда т. н. Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение.
Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. Жан-Батист Патер очень редкий мастер. И обладавший огромным даром воображения художник, как никто другой в его эпоху, сумел найти свои краски для воплощения их синтеза. Ватто считается основоположником рококо в живописи. Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере.
Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). Иногда в картинах Ватто любовь — лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Современники не просто ценили картины Ватто.
Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», ок. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж).
Не видно, что он от этого страдает. Немилова. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него.
Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя.
Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии.
31 августа был оглашен результат, согласно которому первую премию и право на длительную поездку в Рим Ватто не получил, его картина получила второе местокомм. Он жил недолго, много скитался, оставил небольшое художественное наследие и многие музеи мира завидуют Пушкинскому из-за небольшого полотна Патера «Праздник майского дерева». Талантливый декоратор создатель искусства бездумно-праздничного, основанного не столько на наблюдении жизни, сколько на импровизации. Поэты XIX века откроют картины Ватто. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Он много работает и с начала 1710-х годов его известность неуклонно растет, хотя сам художник как правило исполнен неудовлетворенностью всем, что выходит из-под его кисти17. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Завоевания в области портрета получат дальнейшее развитие в творчестве Давида, жанр Грёза найдет поклонников в 19 в. лишь среди певцов мещанского быта.
Больной Ватто предпринял для развлечения путешествие в Англию, которое, однако, нисколько его не развеяло. Третья пара стоит. 13. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Шекспировское «какая-то в державе датской гниль» ощущается в оранжерейном мире героев Ватто, но не с гамлетовским трагизмом, а с оттенком насмешливого фатализма.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Слова о «хрупкости мира Ватто», давно ставшие трюизмом, не утеряли справедливости: это своеобразный искусством созданный мир, соединивший два исторических периода, соединивший связью, которую так легко принять за нарядную рокайльную гирлянду, но за которой ощутимо напряжение туго натянутой, готовой порваться струны.
Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Это было последнее временное улучшение. Так называемые галантные сцены Ватто — «Радость жизни» (ок.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Грани между театром и жизнью почти стираются. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена» (1720, Берлин, Художественные музеи).
Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Ватто стал его учеником. В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Буше.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. 1716, Эрмитаж) — обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира, художник, несомненно ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи Людовика XIV. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». 1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. Это было последнее временное улучшение.
Он покинул дом Жерсена. 1709, Нант, Музей изящных искусств «Военный роздых», ок. Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья. Ближе, с творчеством его главного представителя, Жана Антуана Ватто (Watteau)можно познакомиться, совершив тур во Францию. Род его живописи был определен Академией художеств, куда он был принят в 1717 г. Ваттородился в Валансьенне отец его был работник и подрядчик.
Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. При посредничестве Сируакомм. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости.
Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Одно из самых больших своих произведений. Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов.
Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке — волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии. Это работа с интерьером магазина, а не с природой.
При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы — домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). 7. Здесь царят здоровые нравственные устои. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле.
Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить». Паре, доставшей гирлянду, на одну ночь достаётся титул короля и королевы. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных».
Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Он просто один и все. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга.
Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Латур. Он покинул дом Жерсена. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр).
Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). Ватто пробовал взяться и за историческую живопись, но не имел с ней успеха. Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров.
А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. Ватто словно вновь возрождает красоту. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (1704—1788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье.
Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Что же мы видим на картине.
В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». В полотнах «Актеры французского театра» (ок. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. А. С. Пушкина «Рекруты, догоняющие полк», ок.
С 1707-08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву. Всё представляется, как некая игра. В 20—30-е гг. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху.
Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. Немилова.