В 1953 г. открыт Дом-музей художника (Васнецова пер., 13), построенный в 1894 г. по его проекту, где он жил и работал с 1894 по 1926 г. (до 1988 – филиал МИГМ, с 1988 входит в состав ГТГ). Однако, Васнецов видит себя серьезным художником и пробует свои силы в живописи. В Москве, в доме, где жил художник, открыт музей Васнецова. Васнецовых, в городе Вятке в 1910 году был открытхудожественно-исторический музей, который расположен в историческом центре Кирова и по сей день носит имя этих талантливых и гениальных Вятских художников.
Младший брат— художник Аполлинарий Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов (315мая1848, село Лопьял, Вятская губерния— 23 июля 1926, Москва)— русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Вот почему художник М. Нестеров сказал о Васнецове: «Чудесный памяник оставил Васнецов русским людям. Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Виктор Михайлович Васнецов (3 мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Виктор Михайлович Васнецов и по сей день является одним из величайших русских художников, который стал одним из отцов-основателей русского направления модерн. Кроме того, Виктор Васнецов работал и как художник-иллюстратор, создавая рисунки по мотивам произведений известных русских литераторов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев. Художник Васнецов Виктор Михайлович по-своему близок каждому культурному человеку, ведь все мы родом из детства, а счастливое начало жизни невозможно без сказки. Начав учёбу в Академии, Васнецов познакомился с художником И. Репиным, общение с которым переросло в крепкую дружбу, сблизился с А. Куинджи, И. Крамским, В. Максимовым, В. Поленовым, В. Суриковым и др.
Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, написанная в 1918 году и Кощей Бессмертный 1926 года стали последними работами великого художника. В нём провёл детство художник Васнецов. Реализовывал В. М. Васнецов свой богатый творческий потенциал и как театральный художник.
В России по случаю 150-летия со дня рождения художника в 1998году издавалась сцепка из двух почтовых марок и купона, на которых были запечатлены картины В. М. Васнецова «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» 1889. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы. Младший брат— художник Аполлинарий Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен.
В марте-апреле 1899 года в Академии художеств в Петербурге прошла персональная выставка Васнецова, на которой художник представил тридцать восемь своих полотен. Когда-то в далекой вятской глуши в крестьянской избе при свете и треске заслушивался русскими сказками будущий великий художник Виктор Васнецов. Xix в. участвовал в создании в Вятке Художественно-исторического музея, к-рый носит имя братьев В. Виктор Михайлович Васнецов (3мая1848, село Лопьял, Вятская губерния— 23 июля 1926, Москва)— русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. В честь художника установлены памятники, в частности, памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием Кировского областного музея имени братьев Васнецовых. Однако позднее, в 1905 году Васнецов в знак протеста против политических предубеждений молодых художников отказывается от этого звания.
Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце и тянулась рука». Уже в 1930-х годах Ю. Васнецов стал известным и узнаваемым иллюстратором детских сказок В. Бианки («Болото»), П. Ершова («Конёк-Горбунок»), К. Чуковского («Путаница», «Пятьдесят поросят»), Л. Н. Толстого («Три медведя») и автором забавных литографических эстампов для детей на те же сказочные темы. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке и «Акробаты».
Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. Наибольшее удовольствие Васнецову доставляли занятия живописью: он много рисовал с натуры, копировал музейные оригиналы иногда писал картины масляными красками. Так возникло новое течение передвижников.
искусства в России в кон. Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей. жизни, отражавшие искания реализма. Творчество художника было высоко оценено, ему присвоили звания: Заслуженный художник РСФСР (1946 г. ), Народный художник РСФСР (1966 г. ) и лауреат Государственной премии СССР (1971 г. ).
Поездка на Север в 1931 г. подтвердила правильность выбранного пути. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном Богатыри, которое перевез с собой из Москвы в Киев и для работы над картиной Иван-Царевич на Сером Волке, которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы сидения в Киеве. В иллюстрациях Ю. Васнецова цвету отведена главная роль и это находка, которой до сих пор нет равных.
Достойной альтернативой живописи стала книжная графика. Но для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века и, конечно же, одним из главных деятелей русской художественной культуры XIX века. Были среди них архитекторы, принимавшие участие в строительстве сельских каменных храмов, подготовке «художественных чертежей», по которым построена колокольня церкви села Талые Ключи. Михаил Васильевич также заложил в них и первые навыки рисования.
Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. В 1866—67 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина.
(1901) и др. Его смерть потрясла меня до глубины души Вечное, сердечное спасибо отцу». Он был передвижником и по началу рисовал жанровые сцены из жизни простых людей.
С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т. д. Здесь, на этих посиделках, художник впервые. АХ (в 1905 от звания отказался). По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. У седла висят гусли-самогуды.
Именно вот таким образом художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству. Глубокая печаль разлита по всей русской земле.
Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию Слова о полку Игореве. С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере – в России.
Налево от Ильи – на золотистом коне – самый младший богатырь, Алеша Попович. мастерами в 1885-1896 гг. Слава художника пришла к нему практически сразу. Позднее он так формулировал свои наблюдения: Меня поразило длительное бытование ряда предметов в жизни народа. Для церкви в Абрамцеве он сделал эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», которая позднее послужила и эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора. Но главное их внимание сосредоточилось на галерее Павла Третьякова.
Разногласия в оценке картины впервые обозначили различие взглядов среди передвижников на суть русского художественного процесса и дальнейшие пути развития русского искусства. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. Картина Васнецова В. М. «Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», — отзывался о его работе Владимир Стасов.
В 1867-1868 гг. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. Картину приобрёл Третьяков. Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица.
Ни разу он не повысил ни на кого голоса, не позволил себе резкости. – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» – получил уже деньги, будучи в Петербурге. (с перерывами) – в имп. Чай пьют медленно, степенно. (3. 05. 1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ. - 23. 07. 1926, Москва), художник, график, архитектор, театральный художник.
Это наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество. В течение многолетней работы художником было создано ок. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали.
Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. На камне написано: – «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств.
центров иконописания, напр. В 1880-1886 гг. Первый день апреля задаёт мажорную тональность всему месяцу – День смеха. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы.
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая – сказочный способ превращения и третья – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля – символ божества недр пробужденного края», – вспоминал о замысле этих произведений сын Мамонтова. Живописные аллегории Царевна-Лягушка (1901–1918) и Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем (1913–1918 обе работы – в его Дом-музее) выражают его печальные раздумья по поводу текущей политики. Художник сделал к картине большое количество эскизов, вот таким образом знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес.
Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря) разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906). Картина «АЛНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В. М. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания.
Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини.
Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Так, в начале 1900-х гг. В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом.
2 апреля мир отмечает Международный день детской книги – праздник без возрастного ценза (ведь «мы все родом из детства»), с обязательной улыбкой, теплом в груди и ворохом детских воспоминаний. Чернышева. Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей из которых Виктор был вторым.
Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Примером может служить следующее живописное произведение. А 4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой – Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973гг. ). «Алёнушка» (1881).
В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в его новом историко-былинном цикле. Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Такая приверженность говорит о каких-то твердых основах народного понимания прекрасного. Я просто ожил. Образ, созданный им прост и естественен. АХ у П. П. Чистякова, был исключен за убеждения, сформировавшиеся под влиянием разночинцев-демократов.
Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах.
Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Соответствует Слову и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. ц. св. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» – рассказывал Васнецов. Его первые работы следует отнести к разряду жанровых. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева.
Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. Здесь семья Васнецовых прожила более двадцати лет. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Былины – русские народные песни.
Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ в 1923-1930 гг. - в Техникуме кустарной промышленности (ТКП). Победой русского воина заканчивается любая битва. В 1901-1918 гг.
И Васнецов окунулся в московскую жизнь. Характерно сохранившееся в воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности в соборе, высказанное им уже в конце жизни: Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уже от гордости – технику этого старого времени. В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше.
Он находил живой отклик у своих современников. Боголюбова, где часто собирались русские художники. Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи:.
Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Особенно не понимание картины В. В. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д. После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1883-1885 исполнил монументальное панно Каменный век в Круглом зале Исторического музея в Москве. В 1878 г. переехал в Москву.
Полностью перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное» направление в современной ему российской живописи. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. Эти песни славили богатырей их подвиги. Этот художественный приём, когда цвет становится средой происходящего действия, получил название «принципа волшебного фонаря».
Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа». Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство.
Рисует горожан, бытовые сюжеты из городской жизни. Олицетворение русской женской доли, а может быть и самой России. Благодаря Репину Васнецов по приезде в Париж тотчас был вовлечен в изучение и уяснение насыщенной, наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы. Картина изображает не саму битву, а её завершение.
Многие из них явно «графичны», «иллюстративны» по манере исполнения. Очень скоро, благодаря стараниям Васнецова, в «Абрамцево» сложился дружный кружок, который состоял из молодых художников, музыкантов, артистов, литераторов, которые видели истоки своего творчества в русской культуре, в её истоках и её уникальности. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу.
Был членом «Товарищества передвижников». Книжная графика, хоть и самая любимая, составляла только одну грань его творчества. Однако картины его подвергались критике за "кадаверизм" (от слова кадаверин – трупный яд)- увлечению изображений трупов.
Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. Входил в Абрамцевский кружок с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. Его называли истинным богатырем русской живописи. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники.
Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». Сам художник Виктор Васнецов как-то вспоминал: «Начал я рисовать с самого раннего детства. Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества.
подвижников благочестия: кн. Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям. Они отдыхают после работы. Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. Стасовым.
С 1893 г. действительный член имп. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий.
Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. Виктор Васнецов гордился происхождением своего рода и краем, в котором родился, он писал так: «Я жил среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а попросту как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печке при свете и треске луны». Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. В 1885 году Васнецов получает от А. В. Отец его Михаил Васильевич Васнецов был простым сельским священником. м стен. Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились росписи киевского Владимирского собора (1885–1896) в них Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, создать просветленную трагедию.
Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. Многие видели в нем начало нового истинно национального направления в русской живописи. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т. д. ) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому.
Через много лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании «Как я сделался художником» написал об отце и своём детстве в Рябово: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Всё это моё родное, хорошее. собора во имя св. Кроме того, Виктор Васнецов написал несколько композиций с изображением сцен принятия христианства на Руси, среди которых «Крещение князя Владимира» и «Крещение Руси».
Все детские годы будущий художник провел вселе Рябово Вятской губернии. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Большинство талантов, которые были характерны всем братьям Васнецовым, перешли к ним от дедов и прадедов Васнецовых и Кибардиных. Его пафос не прельщал художника. Налево от Ильи Алёша Попович.
Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи.
Бенуа. С годами его все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, – те поиски, что приводят к рождению особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Композиционным и смысловым центром картины является нагрудный крест, свисающий с шеи убитого воина-отрока. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору. Среди этих живописных былин и сказок – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам Слова о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1881–1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее).
Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед и прадед был священником. Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории. Виктор Михайлович Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи. Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою.
Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А. П. Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль». Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Васнецов выходец из провинции, был покорён Москвой, её историческими памятниками, здесь развивается и крепнет талант русского художника, происходят большие перемены в его творчестве. Дверь в чайную раскрыта. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья.
Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета. В начале творческого пути Васнецов широко охватывает различные явления жизни, создаёт произведения на бытовые темы.
Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. В 1971 г. был создан анимационный фильм «Терем-теремок» по рисункам Ю. А. Васнецова. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней.
И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки. Некоторые из этих произведений (к примеру, Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Покоем веет от тел павших. Художник всегда был желанным гостем и в загородном доме и в знаменитой усадьбе «Абрамцево».
Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. И вот началась подготовка к картине. Мы с удовольствием их опубликуем. кн. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом.
Написание этой картины Васнецов воспринимал для себя как гражданский долг, обязательство перед родным народом. Систематического художественного образования не получил. Таких еще не бывало в русской школе1. Она поможет вам глубже проникнуть в духовный мир художника, лучше понять и оценить творчество этого замечательного мастера кисти. Здесь вы найдете также биографию художника, репродукции его работ, исследования творчества Виктора Михайловича, воспоминания о художнике и многие другие материалы. Сайт предназначен исследователям, преподавателям, студентам, школьникам, а также всем интересующимся историей русской живописи. Богоматерь идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря.
Нестеров. Тот же мир оживал в новаторских театральных работах Васнецова, в его эскизах к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского Снегурочка на домашней сцене С. И. Мамонтова в Абрамцево (1881–1882) и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (1885). Каким-то особым русским духом веяло от нее. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он писал только близких ему людей.
Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником. Оно и теперь там находится. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни.
Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил». В центре – Илья Муромец. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. В них В. создал выразительные образы-типы из рус. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии.
каменного и деревянного зодчества. В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей» иллюстрации к книгам и т. д Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус.
Васнецов стал завсегдатаем музыкальных вечеров в доме Третьяковых. Кончилась битва медленно встает из-за туч луна. В 1872 г. окончил семинарию. кн.
Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью.
Удивительно, что именно здесь, в мастерской Поленова, художник создаст эскиз «Богатырей». В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве».
Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам. ».
Ужасы революционного террора толкают художника в лагерь крайних консерваторов: после 1905 он примыкает к «Союзу русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века. Они хотели добиться права для талантливой молодежи самим выбирать тему конкурсных заданий. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). В картине эти понятия соединены в нравоучительной сцене объяснения священником морали лубка Страшный суд крестьянину, зачарованно разглядывающему яркую картинку.
Мамонтов просто беззаветно любил русскую старину, народное искусство и поддерживал молодых художников и литераторов. В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. Среди петроградских учителей молодого Васнецова были: русский «сезанист» Осип Браз, русский «импрессионист» А. Карев, Александр Савинов, лидеры русского авангарда – Михаил Матюшин и супрематист Казимир Малевич. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же).
В. М. также написал неск. Так, самая первая картина, написанная маслом В. М. Васнецовым, называлась «Рабочие с тачками». В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. Для Васнецова работа во Владимирском соборе была путем к свету, путем постижения великих ценностей. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. Сколько тяжести в богатырях.
Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где в 1867–1868 его наставником был И. Н. Крамской) и Академии художеств (1868–1875). Они – олицетворение Родины, России. Противоположения жанра и истории в душе моей не было, а стало быть и перелома или какой-либо переходной борьбы во мне не происходило.
Он создал целый ряд великолепных росписей, множество оформительских и декоративных работ, выполнил несколько уникальных архитектурных проектов, в число которых вошел и проект его собственного сказочного дома-мастерской. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Как они могли сохраниться на протяжении столетий. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках Бабушкины сказки (1871) и Сказки деда (1870). Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых – В костюме скомороха (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие. Позже он говорил: Без музыки я, пожалуй, не написал бы ни Поля битвы, ни других своих картин, особенно Аленушки и Богатырей. Крамского.
В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Вопрос о том, что удалось достичь Ю. Васнецову в живописи, долго оставался открытым. Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел.
Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром. 400 эскизов и картонов. В сдержанно строгих позах и лицах павших Васнецов акцентирует значительность и величавое спокойствие. Посередине на вороном коне – атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын. Его отец был священником и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца.
По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. XIX – нач. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу.
Потом пейзажи и людей (крестьян и прочих) по воспоминанию. ». По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. Завершенное Васнецовым во Франции полотно Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа) (1877) носило еще жанровый характер.
С Парижем отношения у художника не сложились. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы. Она стала лейтмотивом его картины. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С. -Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина.
В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. напевом. Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Картину купил Третьяков и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛНУШКИ». Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины.
Картины Васнецова – это сама русская культура, русский дух. В 1874 году художник получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ). У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.
Художник Виктор Васнецов – художник художник на фольклорные и исторические темы. Из того же письма: Сегодня всей компанией были в салон. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: Богатыри (1898 год), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 год), Иван-Царевич на Сером Волке (1889 год), Аленушка (1881 год), Витязь на распутье (1882 год), После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880 год). вязью. а у седла висят гусли-самогуды. 1879, ГТГ).
Богатырь справа, самый младший, напуском смелый – Алеша Попович. Вчера после Лувра делали большую прогулку в St. Он создавал картины используя противоположные жанры иногда несовместимые друг с другом., писал художник. Васнецов будучи человеком застенчивым (или просто с заниженной самооценкой)болезненно воспринимал критику, переживал.
Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. Вот мы и расстались». Васнецовские женские образы пленительны.
1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. Активно использованы тексты и надписи. Владимира» и «Крещение Руси».
Одни отдавали ему дань как типисту и видели его силу в жанровой живописи, другие ценили более всего его обращение к народному эпосу и сказке, третьи его главный вклад в развитие русского искусства видели в его роли провозвестника нового направления в религиозной живописи, четвертые – в том, что он первый из художников вновь обратился к украшению жизни. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын».
Изумительный труженик, большой умник и разумник, Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой символ веры через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Андрея Боголюбского, кн. Другие надписи («Направу ехати – женату бытии налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С. -Петербурге (1883-1901 эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), – писал он, – точно ответить не сумею.
1878, ГТГ «Преферанс». Люди защищали рубежи родины сообща именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке.
Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Лучшие полотна этого художника несут на себе след уверенной и точной руки.
учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в С. -Петербурге у И. Н. Крамского 1868-1875 гг. Постоянно ориентируясь на свой «вятский» мир, художник придавал своим сказочным персонажам особую выразительность, наряжая их в костюмы своего северного края: добрых маму-Козу и маму-Кошку – в нарядные цветные юбки с кружевами, обиженного Зайку «согрел» тёплой кофтой.
Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Аполлинарий Васнецов был скромным и спокойным человеком. Он окончил Вятскую Духовную семинарию «по первому разряду», т. е. отлично и был направлен на родину в село Лопьял наставником начального училища.
Cloud (Полен, Васнец, Крамск и я, – рассказывал Репин Стасову. На переднем плане слева орел чистит перья. Ребята получили отказ, но не сдались. В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции. В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи.
Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, – он кажется спящим. Да что уж говорить если сама фамилия Васнецов звучит сказочно. Александра Невского, прп. Время это для Васнецова очень трудное.
Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого.
В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз Богатырей (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою грезу об эпической русской истории. Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, – писал М. В.
В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. Но абсолютно уникальным его трудом, ценность и значимость которого увеличивается с каждым годом, являются «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора» изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи. В 1873 году Виктор Михайловича Васнецов написал автопортрет, на которомочень трудно в чертах человека с бледным и усталым лицом рассмотреть какие-то особенные внешние признаки гениальности. Это реальное. Тем не менее, творчество В. М. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки».
Род священников Васнецовых наделён от природы художественными способностями. В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля» используя традиции древнерус. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. Принципы «русского стиля» мастер развивал также в области архитектуры и дизайна: по его эскизам, стилизующим древнерусскую старину, в Абрамцево были возведены церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882) и Избушка на курьих ножках (1883), а в Москве – памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле (1905, уничтожен при советской власти, воссоздан на территории московского Новоспасского монастыря) и фасад Третьяковской галереи (1906).
По их «художественным эскизам» сооружались каменные церковные ограды и металлические решётки к ним, торговые лавки для ярмарок и собственные дома. В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Очень знаменитая его картина Богатыри.
блгв. В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри»: Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. По эскизам В. М. Васнецова были даже сделаны майоликовый фриз и мозаика для русской церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте, в Германии, а также росписи на мотив Воскресения Христова в знаменитом храме Санкт-Петербурга «Спас на Крови». В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве.
В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова и это стало немаловажным событием в жизни художника. Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Двое братьев – Виктор (1848 – 1926) и Аполлинарий (1856 – 1933) – стали художниками.
Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И. Крамской сказал: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Если сказку рассказывали, то былину пели. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова.
Художник работал над росписью Собора более десяти лет. Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. (25. 07. 1856, с. Рябово Вятского у. и губ. - 23. 01. 1933, Москва), художник, график, театральный художник. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. Своей хмурой экспрессией впечатляет панно Каменный век (1883–1885) исполненное художником для Исторического музея. Занимаясь росписью Владимирского собора, художник пытался максимально придерживаться иконографических традиций древнерусской монументальной живописи.
Всё это показывает умиротворённость картины. Важную декоративную роль играют надписи слав. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность.
На степь ложится сумрак. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности.
В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Старшему брату Николаю (1845 – 1893) к тому времени было 25 лет. Как это часто бывает, большая культура и эрудиция сочетались в его натуре со спокойной уступчивостью и мягкой незлобивостью.
К прочувствованной теме единения слушателя и рассказчика он потом не раз возвращался в своем творчестве, начиная с первой жанровой картины Нищие певцы (1873) до большого позднего полотна Баян (1910), где сказитель и слушающие его песни воины охвачены общим эмоциональным порывом. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. Создатель волшебного мира сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку (ведь его рисунки зверей и птиц так похожи на игрушки), художник ещё при жизни был признан классиком в области детской книги. Вот мы и расстались, – позднее объяснял он. Тихо. Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины. На формирование уникального внутреннего мира художникаповлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. ВАСНЕЦОВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
В позднем рассказе «Сельский иконописец» А. М. Васнецов, вспоминая «милое Рябово», сделал живые, яркие зарисовки, благодаря которым как будто видишь и слышишь его героев: «Высокая лестница, ведущая в церковь, в долгие летние вечера служила местом, где на заходящем солнышке грелись местные жители – сторож Омельян, пономари Лука и Александр Иванович, Егор Николаевич в белом холщовом подряснике и местный иконописец Семён Иванович Копысов. Васнецова». 1876, ГТГ «Военная телеграмма».
Однако картина не встретила единодушного одобрения. В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». Масляными красками по холсту он начал рисовать несколько позже, начиная с 1872 года. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Его называли первопроходцем.
Герой былины, как уже говорилось, богатырь. В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на этом детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. Революцию художник Васнецов так и не принял. Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была Нищие-певцы.
Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин. Васнецов учился в крестьянской художественной школе в то время, когда шла партийная борьба против священнослужителей. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. XIX в. в Вятской ДС. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате.
«Однажды, – вспоминал Виктор Васнецов, будучи уже студентом Академии художеств, – мы все писали этюды и единодушно рисунок отца был признан лучшим». Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Алипия иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря.
Индивидуальные особенности живописного языка мастера (художник стремился возродить традиции русского примитивизма) в его «формалистических» работах 1920-х годов свидетельствуют о его незаурядном таланте живописца. А в 1915-м стал активным членом Общества возрождения Руси, которое объединило многих художников того времени. XIX в. ), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами). Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника.
Обращение к народным истокам, успешное соединение утончённой живописи с традициями народного искусства породило феномен «сказочной» живописи Ю. Васнецова, когда иллюстрации приобретают первостепенное значение, подчиняя себе текст. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др.
По своей инициативе дополнительно к программе вёл уроки географии истории Вятского края, считая главным в своей работе «освятить душу и сердце ребёнка». Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. Они величавы и возвышенно героичны. В этом же году художник работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».
Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Тёмная вода омута притягивает Алёнушку.
Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин.
В годы войны, сначала в Молотове, а потом в Загорске, Ю. А. Васнецов был главным художником Института игрушки, преподавал в ленинградской школе изобразительных искусств, создавал костюмы и декорации спектаклей по пьесам А. Горького для ленинградских театров. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова». Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах.
Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Цвет становится первой азбукой – «цветовой», которую легко и радостно осваивает ребёнок: волк – серый, лиса – рыжая, гусь – белый. Он скучал по России и им овладела мысль создания национального стиля. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Картина «Витязь на распутье» (1882).
Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. В них изображаются сражения с врагами Русской земли.
Богатырская застава на границе леса и поля – ни ворогу, ни зверю не пройти, птице не пролететь. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек».
Владимира, кнг. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления.
Родом из семьи священнослужителей. Но будущий художник бросил учёбу в Академии. Из Франции он привез полотно «Балаганы в окрестностях Парижа», акварели и эскизы.