(3. 05. 1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ. - 23. 07. 1926, Москва), художник, график, архитектор, театральный художник. В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей.
Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. В 1874 году художник получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре.
В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Мамонтова, собиравшего вокруг себя русскую художественную элиту и помогавшего ей. Покоем веет от тел павших. 400 эскизов и картонов. Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага.
Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А. П. 2 апреля мир отмечает Международный день детской книги – праздник без возрастного ценза (ведь «мы все родом из детства»), с обязательной улыбкой, теплом в груди и ворохом детских воспоминаний. Родом из семьи священнослужителей. Началось все с того, что 14 выпускников отправили в Совет академии письмо с просьбой изменить правила поступления. В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве».
Молодого семинариста все больше увлекает живопись с натуры. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Васнецов участвовал не только в отечественных, но и в зарубежных выставках: в Лондоне, Париже (1900 г. ), в Риме, в Мальмё (Швеция). На камне написано: – «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Хвалу настойчивости, выносливости русских людей, гимн светлой и крепкой любви воплотил Васнецов в картине-сказке.
Вопрос о том, что удалось достичь Ю. Васнецову в живописи, долго оставался открытым. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». Васнецовские женские образы пленительны. Виктор Михайлович Васнецов (1848-19330 – замечательный русский художник.
Соответствует Слову и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож.
Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. центров иконописания, напр.
Сколько тяжести в богатырях. Разногласия в оценке картины впервые обозначили различие взглядов среди передвижников на суть русского художественного процесса и дальнейшие пути развития русского искусства. В этом же году он женился и переехал в Москву, куда его звали друзья — Репин и Поленов. Олицетворение русской женской доли, а может быть и самой России. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Примером может служить следующее живописное произведение. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки».
Картины Васнецова – это сама русская культура, русский дух. Творчество художника было высоко оценено, ему присвоили звания: Заслуженный художник РСФСР (1946 г. ), Народный художник РСФСР (1966 г. ) и лауреат Государственной премии СССР (1971 г. ). Очень знаменитая его картина Богатыри 1898 г., которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины».
Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д. После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений. В Академии Васнецов подружился с такими художниками, как Репин, Антокольский, Крамский. Среди убитых русичей — тела врагов, но в их позах и лицах нет умиротворения и покоя. С 1868 года по 1875 год Виктор Васнецов учился в Академии. Его отец был священником и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца.
жизни, отражавшие искания реализма. Его называли первопроходцем. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней.
«Однажды, – вспоминал Виктор Васнецов, будучи уже студентом Академии художеств, – мы все писали этюды и единодушно рисунок отца был признан лучшим». Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. В 1885 году Васнецов получает от А. В. Его первыми картинами были – «Чаепитие», «Нищие», «Старуха кормит кур», » Рабочий с тачкой», «Дети разоряют гнезда» – их показали на выставке в 1872-1874 годах Общество поощрения художеств.
В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Картину купил Третьяков и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛНУШКИ». Изменилась тематика, другими стали герои.
Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем. «Никогда еще фантазия, – писал Стасов о декорациях Палаты Берендея, – не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». собора во имя св.
Род священников Васнецовых наделён от природы художественными способностями. Здесь же художники много и плодотворно работали. Налево от Ильи Алёша Попович. Однако картина не встретила единодушного одобрения.
Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лапьял Вятской губернии. К прочувствованной теме единения слушателя и рассказчика он потом не раз возвращался в своем творчестве, начиная с первой жанровой картины Нищие певцы (1873) до большого позднего полотна Баян (1910), где сказитель и слушающие его песни воины охвачены общим эмоциональным порывом. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности.
Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства. Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей. Позднее Васнецов так говорил о своей работе над «Каменным веком»: «По существу, я всегда думал только об одном и писал только одно: Русь свою матушку, жителей ее, предков моих милых.
Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была Нищие-певцы. мастерами в 1885-1896 гг.
С творчеством Васнецова знакомы, наверное, все, по крайней мере – в России. На степь ложится сумрак. ц. св.
Поэтическое сказание Слово о полку Игореве привлекло Васнецова могучей эпической силой. Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». Художник работал над росписью Собора более десяти лет.
Он скучал по России и им овладела мысль создания национального стиля. «Я жил среди мужиков и баб, – вспоминал Васнецов, – и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». У седла висят гусли-самогуды.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета. В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки.
Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Они отдыхают после работы. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» – рассказывал Васнецов.
Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи. В 1873 году Виктор Михайловича Васнецов написал автопортрет, на которомочень трудно в чертах человека с бледным и усталым лицом рассмотреть какие-то особенные внешние признаки гениальности. Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое.
Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ). Полностью перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное» направление в современной ему российской живописи. Александра Невского, прп. Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. искусства в России в кон.
Он ставит на лотерею две свои картины – «Жница» и «Молочница» (1867) – и на полученные деньги уезжает в Петербург, где сначала занимается в школе Общества поощрения художеств, затем поступает в Академию художеств. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. Каким-то особым русским духом веяло от нее. Двое братьев – Виктор (1848 – 1926) и Аполлинарий (1856 – 1933) – стали художниками. Богатырь справа, самый младший, напуском смелый – Алеша Попович. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. Систематического художественного образования не получил.
Из Франции он привез полотно «Балаганы в окрестностях Парижа», акварели и эскизы. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, – он кажется спящим. Глубокая печаль разлита по всей русской земле. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи.
Книжная графика, хоть и самая любимая, составляла только одну грань его творчества. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. Художник изобразил бескрайние степные просторы России.
Для Васнецова русская история — это былинные богатыри, мужественно защищавшие свою родину от захватчиков. Перу этого выдающегося живописца принадлежат такие известные картины, как «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1881-98), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. Бенуа.
Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. Он находил живой отклик у своих современников. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Тут же изображена бездомная собака, съёжившаяся от холода, что усиливает безысходность всей сцены. Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».
В 1867-1868 гг. Так, в начале 1900-х гг. Он происходил из большой семьи деревенского священника.
Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Многие видели в нем начало нового истинно национального направления в русской живописи. Владимира» и «Крещение Руси». Картина изображает не саму битву, а её завершение. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине.
Именно здесь он уверился в давно прочувствованном, в том, что пейзаж страны, есть выразительный элемент национальной культуры.
Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Люди защищали рубежи родины сообща именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды вращение небесного свода и его причины Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника и этим я обязан отцу. Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины. С друзьями Репиным и Поленовым всё свободное время тратили на знакомство с городом, с его достопримечательностями. Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой.
Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед и прадед был священником. Отец его был священником. Если сказку рассказывали, то былину пели. Первая историческая картина После побоища Игоря Святославича с половцами (1880) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке.
Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Это наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. Активно использованы тексты и надписи. м стен. Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей.
Его смерть потрясла меня до глубины души Вечное, сердечное спасибо отцу». В 1882 году художнику предложили написать панно «Каменный век» для недавно сооруженного на Красной площади Исторического музея.
Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями и блеклые серые тона поникшей листвы осинок и темная глубокая зелень елочек. Тихо. 1878, ГТГ «Преферанс». Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Васнецов будучи человеком застенчивым (или просто с заниженной самооценкой)болезненно воспринимал критику, переживал.
Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: Богатыри (1898 год), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 год), Иван-Царевич на Сером Волке (1889 год), Аленушка (1881 год), Витязь на распутье (1882 год), После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880 год). XIX в. ), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами). В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей» иллюстрации к книгам и т. д Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. Васнецова». Были среди них архитекторы, принимавшие участие в строительстве сельских каменных храмов, подготовке «художественных чертежей», по которым построена колокольня церкви села Талые Ключи.
Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Уже в 1930-х годах Ю. Васнецов стал известным и узнаваемым иллюстратором детских сказок В. Бианки («Болото»), П. Ершова («Конёк-Горбунок»), К. Чуковского («Путаница», «Пятьдесят поросят»), Л. Н. Толстого («Три медведя») и автором забавных литографических эстампов для детей на те же сказочные темы.
Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. Всё это моё родное, хорошее. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, она сквозит и в бессильно поникшей фигурке и в бледном лице с запекшимися губами и в больших глазах, полных невыплаканных слез. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел.
В 1878 году Васнецов возвращается на родину. Затем вся семья переезжает в село Рябово, где и проходит детство будущего художника. Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века.
Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Тем не менее, творчество В. М. Его можно часто увидеть в людных местах, в городе, на рынках рисующим бесконечные наброски, «типы», характеры. (1901) и др.
В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова и это стало немаловажным событием в жизни художника. Вятская губерния имела много местных художников. В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Картина Васнецова В. М. Вот мы и расстались, – позднее объяснял он.
Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Кончилась битва медленно встает из-за туч луна. Победой русского воина заканчивается любая битва. блгв. Чай пьют медленно, степенно.
Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. А это и есть показатель по-настоящему великого произведения. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. На переднем плане слева орел чистит перья. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Они величавы и возвышенно героичны. В 1876 г. Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. Учился он старательно, но карьера священника не привлекала его. Старшему брату Николаю (1845 – 1893) к тому времени было 25 лет. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни.
Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев.
По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. В 1880 году появилась картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (Третьяковская галерея, Москва), навеянная «Словом о полку Игореве». Былины – русские народные песни. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали.
В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом».
По их «художественным эскизам» сооружались каменные церковные ограды и металлические решётки к ним, торговые лавки для ярмарок и собственные дома. В глубине поля, справа, торжественно и спокойно, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатый лук. Позднее он так формулировал свои наблюдения: Меня поразило длительное бытование ряда предметов в жизни народа. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа».
Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой.
Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Он останавливается возле Парижа, здесь он много работает. Во многих сказках и былинах герой оказывается перед выбором, по какой дороге продолжить путь. Поездка на Север в 1931 г. подтвердила правильность выбранного пути.
В Абрамцеве по проектам живописца была возведена небольшая церквушка и сказочная изба на курьих ножках. Васнецов с радостью принялся за работу. Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, – писал М. В. Не мне, конечно, судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью.
Выполненные им надгробья на могилах русских деятелей (как и Крест в Кремле) уничтожались, религиозные картины были отнесены в разряд отжившей рухляди и удалялись из выставочных залов, его мiровоззрение рассматривалось как черносотенное и контрреволюционное – и спасали лишь былая известность и преклонный возраст. И Васнецов окунулся в московскую жизнь. В нём всё больше назревает потребность выражения в искусстве основных национальных черт русского народа во всей их глубине и своеобразии. По своей инициативе дополнительно к программе вёл уроки географии истории Вятского края, считая главным в своей работе «освятить душу и сердце ребёнка».
У Васнецова же тема приобрела абсолютно иное звучание. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т. д.
Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Отец художника, Михаил Васильевич, происходил из древней вятской фамилии Васнецовых. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Он был передвижником и по началу рисовал жанровые сцены из жизни простых людей. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями. В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др.
При торжественности и некоторой патетичности, соответствующих значительности сцен, во всех трех случаях образ князя Владимира наделен ярко выраженными индивидуализированными чертами. Это реальное. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. Но главное их внимание сосредоточилось на галерее Павла Третьякова. Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке и «Акробаты».
15 мая 160 лет назад родился замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Мы с удовольствием их опубликуем. На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели.
Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. Через много лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании «Как я сделался художником» написал об отце и своём детстве в Рябово: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» – получил уже деньги, будучи в Петербурге. (с перерывами) – в имп. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева.
Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Слишком резко конфликтовала она с тем миром грез и высокого искусства, который наполнял его душу. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей из которых Виктор был вторым. Он окончил Вятскую Духовную семинарию «по первому разряду», т. е. отлично и был направлен на родину в село Лопьял наставником начального училища. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники».
Картина, однако, не встретила всеобщего одобрения критики. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз Богатырей (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою грезу об эпической русской истории. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии.
Владимира, кнг. Таких еще не бывало в русской школе1. Андрея Боголюбского, кн. Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. АХ (в 1905 от звания отказался).
Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. В 1876 году Виктор Васнецов по совету своих друзей уезжает за границу. В 1971 г. был создан анимационный фильм «Терем-теремок» по рисункам Ю. А. Васнецова. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки.
XIX в. в Вятской ДС. Такая приверженность говорит о каких-то твердых основах народного понимания прекрасного.
По вечерам отец читал детям (в семье было пятеро сыновей) рассказы из прошлогодних журналов, присылаемых из Вятки друзьями (на подписку не было денег). Душа настоящего художника – похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Семью художник строил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства.
Благодаря своему таланту и любви к родине, Васнецов стал поистине народным художником. Многие из них явно «графичны», «иллюстративны» по манере исполнения.
вязью. Как правило, он рисует жизнь рабочих, крестьян. Результатом этих наблюдений явилась картина Балаганы в окрестностях Парижа.
После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок Два обнаженных натурщика и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок Христос и Пилат перед народом. На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления. В 1882 году русский художник пишет для С. Мамонтова второй вариант, больший по размерам, обладающий монументальностью живописи. Многие его картины знакомы вам еще с детства. Главное направление его творчества можно назвать былинно-историческим жанром.
Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. Он создавал картины используя противоположные жанры иногда несовместимые друг с другом.
Богоматерь идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) «Кащей Бессмертный» (1917—1926). Их младшие современники (Андрей Петрович Рябушкин, Сергей Васильевич Иванов, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Борис Михайлович Кустодиев, Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа и др. ) создавали абсолютно иные по звучанию картины.
Время это для Васнецова очень трудное. Вот мы и расстались». Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ в 1923-1930 гг. - в Техникуме кустарной промышленности (ТКП). Важную декоративную роль играют надписи слав.
Для меня абсолютно одинаковы мои предки, независимо от того, сидят ли они на конях в богатырской заставе едут ли по полю, раздумывая, куда направить путь несутся ли по непроходимому лесу на волке или бездыханными покоятся в густой траве, положив жизнь за други свои. Посередине на вороном коне – атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын. Картину приобрёл Третьяков. Завершенное Васнецовым во Франции полотно Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа) (1877) носило еще жанровый характер.
В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т. д. ) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Как они могли сохраниться на протяжении столетий. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование.
Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых – В костюме скомороха (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи.
Эти песни славили богатырей их подвиги. Жизнь в Париже разочаровала мастера. Крамского.
Лично мне был ближе Виктор». В Вятке проявилось его страстное увлечение искусством и народным эпосом.
Его называли истинным богатырем русской живописи. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».
Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. 1876, ГТГ «Военная телеграмма». Ребята получили отказ, но не сдались. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий.
Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. В этом же году художник работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».
Через Поленова Репин и Васнецов получили доступ в художественные коллекции Козьмы Солдатенкова, Дмитрия Боткина, Алексея Хлудова, в которых были собраны памятники прошлой и современной художественной культуры. Его «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный», «Богатыри», многие другие картины воспевали поэтическую красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории. Виктор Михайлович Васнецов оставил глубокий след не только в области графики и живописи. Она стала лейтмотивом его картины. Но будущий художник бросил учёбу в Академии. Работа над картиной продвигалась медленно, но упорство и трудолюбие Васнецова взяли свое и работа была закончена. Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С. -Петербурге (1883-1901 эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл.
«Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», — отзывался о его работе Владимир Стасов. Все детство будущий художник провел в селе Рябово Вятской губернии. Однако картины его подвергались критике за "кадаверизм" (от слова кадаверин – трупный яд)- увлечению изображений трупов. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в С. -Петербурге у И. Н. Крамского 1868-1875 гг.
В 1866—67 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. На полотнах Васнецова легенды и мифы древней Руси приобретают почти историческую достоверность. Целых полвека прожил Васнецов в счастливом семейном согласии. В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри»: Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам. ».
Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря) разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906). Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», – писал Васнецов о своем творчестве. Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи:. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки. В течение многолетней работы художником было создано ок. Они хотели добиться права для талантливой молодежи самим выбирать тему конкурсных заданий.
Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к тонкой тетиве тугого лука. Образ, созданный им прост и естественен. Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки. В 1880-1886 гг.
Здесь, на этих посиделках, художник впервые. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. Картина «Витязь на распутье» (1882). На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И. Крамской сказал: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». С Парижем отношения у художника не сложились. Так возникло новое течение передвижников.
Личная жизнь Виктора Михайловича сложилась удачно. В 1878 г. Васнецов с семьей переезжает в Москву. кн.
В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Младший брат Виктора Михайловича – Апполинарий также стал известным художником. В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции. В 1866 году скончалась его мать, а в 1870 – отец. Царь в композиции Васнецова совсем не похож на обезумевшего убийцу на знаменитом полотне И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Начал заниматься рисованием в 60-х гг. Благодаря Репину Васнецов по приезде в Париж тотчас был вовлечен в изучение и уяснение насыщенной, наполненной острой борьбой художественной жизни французской столицы. Васнецов стал завсегдатаем музыкальных вечеров в доме Третьяковых. Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий.
Среди зеленой травы и нежных полевых цветов лежат погибшие русские воины. Индивидуальные особенности живописного языка мастера (художник стремился возродить традиции русского примитивизма) в его «формалистических» работах 1920-х годов свидетельствуют о его незаурядном таланте живописца. По эскизам Васнецова в 1882 г. была построена церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука». каменного и деревянного зодчества. В 1901-1918 гг.
Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага. «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая – сказочный способ превращения и третья – царевен золота, драгоценных камней и каменного угля – символ божества недр пробужденного края», – вспоминал о замысле этих произведений сын Мамонтова. Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время.
В 1880 г. в Третьяковской галерее была выставлена его первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». А 4 апреля отмечается день рождения художника, который сделал для ребёнка встречу с книгой незабываемой – Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973гг. ). Создатель волшебного мира сказочных образов, таких близких и понятных ребёнку (ведь его рисунки зверей и птиц так похожи на игрушки), художник ещё при жизни был признан классиком в области детской книги. Слава художника пришла к нему практически сразу. Виктор не стал, как хотел его отец, священником. Дверь в чайную раскрыта.
Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям. Я просто ожил. Нестеров. Печальную картину озаряет огромная луна. В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова.
Из того же письма: Сегодня всей компанией были в салон. С юных лет Виктор интересовался фольклором, эпическими сказаниями историей родной земли. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию Слова о полку Игореве. Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ.
В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил». Лучшие полотна этого художника несут на себе след уверенной и точной руки. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). Наиболее значительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С. -Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина.
Картина «АЛНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В. М. Вчера после Лувра делали большую прогулку в St. (25. 07. 1856, с. Рябово Вятского у. и губ. - 23. 01. 1933, Москва), художник, график, театральный художник. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка.
Да что уж говорить если сама фамилия Васнецов звучит сказочно. напевом. Именно вот таким образом художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству. Как в древнерусской фреске, в левом нижнем углу картины славянской вязью написаны слова: «Множества содеянных мною лотых помыш окаянный трепещу страшного дне суднаго».
В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. Витязь изображён с опущенным копьём в глубоком раздумье перед камнем, однако из картины уже понятно какое единственное решение будет принято. Они – олицетворение Родины, России.
Она закончила вятскую гимназию и первые врачебные курсы в Петербурге. Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. Налево от Ильи – на золотистом коне – самый младший богатырь, Алеша Попович. При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. По традиции в семье священника было много детей.
Задумав воскресить страницы безсмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов. В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). Тёмная вода омута притягивает Алёнушку. Его пафос не прельщал художника. Родители Васнецова были бедными, но образованными и культурными людьми.
Такими именно были братья Васнецовы. Виктор Михайлович Васнецов был рожден 15 мая 1848 года в маленьком селе Лопьял. К исторической тематике художник обратился и в своей картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, Третьяковская галерея, Москва). Необходимость защиты родной земли – основная идея былин.
«Когда я приехал в Москву, – писал он, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. Но абсолютно уникальным его трудом, ценность и значимость которого увеличивается с каждым годом, являются «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора» изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце и тянулась рука»., писал художник.
Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышёва. Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок превратился в крупный центр русской культуры. В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля» используя традиции древнерус. Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. С 1893 г. действительный член имп.
В советское время его представляли исключительно сказочно-былинным художником. Виктор Михайлович Васнецов – замечательный русский художник. В 1878 г. переехал в Москву.
Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). XIX – нач. Он не закончил последний курс обучения в семинарии, а уехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств.
кн. Революцию художник Васнецов так и не принял. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах.
В центре – Илья Муромец. Обращение к народным истокам, успешное соединение утончённой живописи с традициями народного искусства породило феномен «сказочной» живописи Ю. Васнецова, когда иллюстрации приобретают первостепенное значение, подчиняя себе текст. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. Алипия иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря.
С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Рядом с могучим богатырем, раскинувшим руки, лежит трогательный в своей юности молодой княжич (Васнецов писал его со своего младшего брата Аполлинария, часами заставляя его лежать на полу). Достойной альтернативой живописи стала книжная графика. Этот художественный приём, когда цвет становится средой происходящего действия, получил название «принципа волшебного фонаря». Среди петроградских учителей молодого Васнецова были: русский «сезанист» Осип Браз, русский «импрессионист» А. Карев, Александр Савинов, лидеры русского авангарда – Михаил Матюшин и супрематист Казимир Малевич.
По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества.
На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто обратился к украшению жизни, взялся за самые разнообразные области искусства – театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как разменивание таланта. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше.
Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), – писал он, – точно ответить не сумею. Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Стасовым. В них В. создал выразительные образы-типы из рус. В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус.
Написание этой картины Васнецов воспринимал для себя как гражданский долг, обязательство перед родным народом. Всё это показывает умиротворённость картины. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее.
Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Cloud (Полен, Васнец, Крамск и я, – рассказывал Репин Стасову. Виктор Михайлович продолжал разрабатывать сюжеты народных сказок и уже после Октябрьского переворота были написаны: Царевна-лягушка (1918–1926), Змей Горыныч (1918–1926), Сказка о спящей царевне (1900–1926), Кащей Бессмертный (1917–1926) и Бой Ивана-царевича со змием (1917–1926). В 1878 году Васнецов вернулся в Петербург. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын».
подвижников благочестия: кн. Наибольшее удовольствие Васнецову доставляли занятия живописью: он много рисовал с натуры, копировал музейные оригиналы иногда писал картины масляными красками. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью.
Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Цвет становится первой азбукой – «цветовой», которую легко и радостно осваивает ребёнок: волк – серый, лиса – рыжая, гусь – белый. Летом многие художники переезжали в Абрамцево – имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви.
Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. И вот началась подготовка к картине.
Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». 1879, ГТГ). В позднем рассказе «Сельский иконописец» А. М. Васнецов, вспоминая «милое Рябово», сделал живые, яркие зарисовки, благодаря которым как будто видишь и слышишь его героев: «Высокая лестница, ведущая в церковь, в долгие летние вечера служила местом, где на заходящем солнышке грелись местные жители – сторож Омельян, пономари Лука и Александр Иванович, Егор Николаевич в белом холщовом подряснике и местный иконописец Семён Иванович Копысов. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки. В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в его новом историко-былинном цикле.
Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. Чернышева. Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль». Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением.
Особенно не понимание картины В. В. Оно и теперь там находится. Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого.
Семья Васнецовых жила скромно, по деревенским меркам их можно было назвать середняками. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Он писал только близких ему людей. Васнецов как сын священника по сложившемуся обычаю сам также должен был стать священником, вот таким образом в 1858 году он поступил в Вятское духовное училище, а в 1862 – в Вятскую духовную семинарию, откуда ушел в 1867 году из предпоследнего (философского) класса. Его притягивало все родное, русское. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Входил в Абрамцевский кружок с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др.
И в этой своей варварской пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством. В. М. также написал неск.
Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Каждую свободную минуту Васнецов рисовал и вскоре способного юношу заметили.
Другие надписи («Направу ехати – женату бытии налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Боголюбова, где часто собирались русские художники. Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины. На формирование уникального внутреннего мира художникаповлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение.
В этом портрете царя заметны черты стилизации в духе живописи Древней Руси. а у седла висят гусли-самогуды. Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником.
Первый день апреля задаёт мажорную тональность всему месяцу – День смеха. Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Удивительно, что именно здесь, в мастерской Поленова, художник создаст эскиз «Богатырей». Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей из которых Виктор был вторым. Он решил изобразить сцену охоты на мамонта.
Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках Бабушкины сказки (1871) и Сказки деда (1870). В 1877 году Васнецов выставил в Салоне две свои картины — «Чаепитие в трактире» и «Акробаты». В 1872 г. окончил семинарию.
Постоянно ориентируясь на свой «вятский» мир, художник придавал своим сказочным персонажам особую выразительность, наряжая их в костюмы своего северного края: добрых маму-Козу и маму-Кошку – в нарядные цветные юбки с кружевами, обиженного Зайку «согрел» тёплой кофтой. На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. «Алёнушка» (1881). Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным.
Массивные духом, крепкие телом богатыри.