По какой причине, неизвестно. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.
Васильев переселился в Ялту, взяв с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов. Раскрытый этюдник с красками, складной стул и зонт от солнца — непременные атрибуты художнического труда — давно ждут, когда же снова их хозяин примется за свою работу. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы.
Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала.
Через три месяца после его смерти И. Н. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию. Излюбленными мотивами его картин становились «пограничные» состояния природы: перед грозой и после дождя, рассветы, закаты. В мае 1871 для поправки здоровья отправился в Хотень. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. В 1872 представил на очередной конкурс ОПХ картину «Мокрый луг». Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Шишкин и писатель Д. В.
Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Барки» и «Волжские лагуны». Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. он был для нас превосходным учителем.
В начале 1871 зачислен вольнослушателем в ИАХ, но занятий не посещал. В 1867 под руководством И. И. Шишкина работал на острове Валаам. В рисунке он показал себя талантливым мастером.
Третьяков. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.
зимой 1867 г. вместе с работами И. И. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью».
Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном художник мог самозабвенно отдаваться творчеству. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Родители художника жили в невенчанном браке.
Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями.
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни.
Известно, что сам Павел Третьяков, основатель и хозяин галереи живописи известной нам сейчас как Третьяковская галерея в Москве, купил сразу восемнадцать полотен. Посылая в столицу картину-воспоминание Мокрый луг, в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Через год семья перебралась в Петербург. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. Жизнь талантливого художника оказалась короткой. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие.
Был близок с И. Н. Крамским. Вечерами неутомимый Федор посещает Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, позволявшую совмещать занятия с заработком. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние.
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Требовалось срочное лечение и смена климата. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Но ценность его творческого наследия была гораздо выше. Благодаря, казалось бы, чисто техническим приемам и, главное, тому, что жизнь света на холсте передается сгармонизированностью тонов в соотношениях земли и небес, каждая его новая картина становилась своеобразной живописной поэмой со своей эмоциональной атмосферой. Обнаружились первые грозные признаки туберкулеза. В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге.
Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Детство провел в Петербурге., М., 1937 Федоров-А. И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи. Таковы работы «После грозы», «Перед грозой» (обе — 1868) «После дождя», «Вечер», «Раннее утро» (все — 1869), «Перед дождем» (1870) «Закат на пруду», «Волжские лагуны», «После дождя.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Они наполнены то тревожным настроением, то легкой грустью или созерцательностью. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года.
Крамским, И. И. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Художник тогда находился в состоянии творческого воодушевления, которое он постарался выразить в своих картинах. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Однако, самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя» изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Kамни». Шишкиным.
Но поскольку он мало берегся, легкая поначалу простуда переросла в серьезное заболевание горла и легких. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.
Помимо наиболее проработанной картины Рассвет, в том же письме Васильева Третьякову от 29 июня 1872 года встречается упоминание об очень мало подвинутой картине Утро, размеры которой точно совпадают с находящимся ныне в Государственном Русском музее пейзажем под тем же названием. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Вот таким — отдыхающим в артистическом ничегонеделании мы застаем юного Федора Васильева на картине Ивана Шишкина В церковной ограде.
Картина Вид на Волге. Шишкиным, который становится авторитетным наставником начинающего художника. Крымские пейзажи художника были проникнуты печальным раздумьем и чрезвычайно далеки от традиционных представлений о «южных красотах». Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств.
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Сближается с И. И. Камни.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин – широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Соколову. В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. Художник Васильев Федор Александрович родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия.
При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. всюду так, что не знающие полагали, что он, по крайней мере, граф по крови». В вышине перед глазами зрителя развертывается величественная картина жизни стихийных сил природы, уже связанных не только с горами, но с облаками и небом.
Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. – воскликнул он.
Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге.
Федор родился в Гатчине. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».
Напряженно звучит цвет его зелени. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Крамской, И. И. Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов и простор улиц и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой и будничную жизнь города. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. В мае 1872 получил звание классного художника 1-й степени с условием сдать экзамены по наукам. Одна за другой исполнялись им заказные картины для президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, не приносившие ему, однако, ни радостей творчества, ни особых удач.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Первые рисунки исполненные в школе, были перерисовками с так называемых «оригиналов». В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Барки».
Сама мельница не выглядит такой уж заброшенной, крыша ещё не обветшала, цело и мельничное колесо. С ранних пор пристрастившись к рисованию, будущий художник отдавал все свободное от работы на почтамте время любимому занятию. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался poдcтвeнниками «человеком несостоятельным». В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель».
Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. Большие кисти художник не признавал.
Мокрый луг заслужил горячую похвалу Крамского, письма которого были для Васильева почти единственной, но плодотворной связью с русской художественной жизнью. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Оформились его основные эстетические воззрения.
В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему.
Какое время года отражено в полотне. В этом пробуждении нет радости. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств.
Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Так как жалованья отца едва хватало для такой семьи, в каникулы подрабатывал – носил почтальонскую сумку за рубль в месяц. Барки». Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.
Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника.
Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема – в правой части картины. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. На конкурсе, устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург.
Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Федору удивительно везло на хороших людей.
Эти черты определились уже в пейзажах 1868 — 69 Возвращение стада, Перед дождём, в которых художник запечатлел яркие и эффектные моменты жизни природы. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. В этот период Васильев активно общается с И. Н.
Небо, занимающее больше половины изображения. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Картина эта глубоко взволновала Крамского. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу.
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Вскоре Федора oдoлeл кашель, но заняться собой было некогда: наступала пора оттепели, а он должен был подглядеть ее всю – день за днем, шаг за шагом. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. Окружающие поражались его феноменальной одаренности.
Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. В 1867 году он заканчивает обучение. И — случай небывалый. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Природная одаренность позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему.
Проселок» (все — начало 1870-х) «Мокрый луг» (1872). Петербург в его первых картинах предстает не официальной столицей, а романтически призрачным городом. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Посылая в столицу картину-воспоминание «Мокрый луг», в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина, Васильев пламенно заверяет Крамского: Не думайте, что это настоящее, – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления. Художник изобразил омытый дождём мокрый луг под огромным небом, набухшие влагой облака, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. в Лондоне.
На первом году жизни он переехал с родителями в Петербург. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России.
В пейзаже изображен осенний лес во всей яркости красновато-оранжевого цвета осенней листвы. Последняя законченная работа Васильева – В крымских горах (1873) – отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. По вечерам посещал Рисовальную школу. Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Васильев был признан профессиональным художником.
Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. В графике Васильева наиболее выразительны рисунки сепией. Они купаются и проворно бродят в поисках корма.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Все картины с этой выставки были раскуплены. Лит. : Ф. Васильев. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.
А Крамской сказал: «. Реже встречаются городские виды: «Заря в Петербурге», «Иллюминация в Петербурге» (обе — 1869) и солнечные, умиротворенные пейзажи, проникнутые гармоничным мироощущением и равновесием: «Вид в Парголово» (1868) «Летний жаркий день», «Деревня» (обе — 1869). Природа нехотя просыпается от зимнего сна. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. На крыше еще лежит снег. Ему покровительствовал граф Строгонов, приглашая его жить в своих обширных имениях – на Тамбовщине и под Сумами. Васильев переселился в Ялту, взяв с собой рабочий альбом с этюдами и набросками украинских деревенских мотивов.
На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Валаам. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей.
С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Это увлечение в последствии определило его судьбу. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.
При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Весь свет носился с Фёдором Васильевым. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». (1868). Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств.
Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая. Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной богемы. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым.
Федор Васильев — выдающийся русский художник, блестящий мастер лирического пейзажа. И пятнадцатилетний мальчик фактически стал главой семьи. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. В картине мастера-колориста пламенеющая осенняя листва выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла.
Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. С тринадцати лет нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
Он работал много и вдумчиво. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. Хотя ни о чем нельзя было сказать, что вот то-то, например, вполне оригинально, но сама манера работы была уже оригинальна.
Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Но левый верхний угол слегка светлее. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Картина эта глубоко взволновала Крамского. Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине – как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека – ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни – аллегория я художника раньше и сейчас, пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию.
Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Они были выполнены тщательно, но поверхностно. Летящий навстречу зрителю грач с расправленными крыльями, подтаявшая река как бы оживляют картину, подтверждая приближение долгожданной весны. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Чем бы тут особенно огорчаться.
Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Оттепель была увидена, запечатлена, но на здоровье внимания он не обращал. Навсегда осталось на великих его полотнах дивное небо, которое он нам подарил.
Такой родной всем нам пейзаж. Поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Но увы, он разделил общую участь многих петербуржцев: туберкулёз.
Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). У Федора рано проявилась способность рисовать.
Подросток определяется в ученики к реставратору Академии художеств Петру Соколову. Третьякову, а оставшиеся деньги передать матери живописца. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872).
Ранней весной представил на конкурс ОПХ картину «Оттепель», которая снова была удостоена первой премии. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.
Но для художника природа — прежде всего обитель людей. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Тогда же у художника начал развиваться туберкулез.
Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Даже ей стало скользко. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки.
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Получал 3 рубля и отдавал их матери.
Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу., М., 1977. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). К этому времени в семье было уже четверо детей: помимо старшей сестры Евгении (1847 г. ) и самого Федора – два младших братишки, Александр (1854 г. ) и Роман (1862 г. ), родившиеся после венчания родителей. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург, где и прошло детство будущего художника. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Тогда же начал принимать участие в выставках ОПХ, в 1868 за картину «Возвращение стада» получил первую премию по ландшафту на конкурсе Общества.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. И по мотиву и по живописному строю он стоит особняком среди последних пейзажей Васильева, хотя и здесь передний план отдан поросшему травой болоту с отдыхающими белыми цаплями. Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы. И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Васильев много писал писем в Москву. В 1863–1867 посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников (ОПХ), где преподавали А. И. Корзухин, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, А. Г. Горавский. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Думается, это было не так. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). я увидел, как надо писать». Камни. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника.
У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Григорович организовали в Обществе поощрения xyдожников посмертную выставку работ Васильева. Это давало и хлеб и серьезное приобщение к самой кухне художнического ремесла.
К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.
(1868). Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. В картине очевидны украинские черты. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты.
Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Картину купил для своей галереи П. М.
Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Ваша жизнь – отзывается в моей. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Картина «Вид на Волге. Далеко внизу мы видим ещё одну группу высоких сосен, звучащую как бы эхом сосен переднего плана.
Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Родился в семье мелкого чиновника, в возрасте пятнадцати лет осиротел. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. В Третьяковке я обнаружила две картины, на которых оба написали старое кладбище за церковной оградой Валаамского монастыря. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Там он знакомится с такими русскими художниками, как Шишкин и Крамской.
Образ природы, запечатленный Васильевым, таит в себе сложную гамму чувств, передавая переживания самого художника. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. В ноябре 1852 г. отец был определен на службу в почтамт, где и прослужил 12 лет. В 1865 г. в Обуховской больнице скончался отец, оставив семье безденежье. Это было в конце мая.
Ради заработка подрабатывал на почтамте. в Лондоне. Известные картины художника Деревенская улица и После грозы исполненные в это же время, прочно связаны с актуальной для Васильева темой деревенского пейзажа и характеризуются полужанровым сюжетом, мотивом дороги, стремлением вывести содержание картины за пределы изображенного.
В них художник одинаково выразительно, сильно и взволнованно говорит и о новой для него Крымской природе и о милом сердцу севере. Нас с Вами сам черт веревочкой связал.
Увидев это полотно, Крамской был потрясен. Образы природы приобрели в живописи художника одухотворённость, особую поэтичность, романтизм и глубину чувств. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину.
Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Вряд ли добрейший Иван Иванович тогда предполагал, что уже завтра Федор станет серьезнейшим его соперником.
С 1865 некоторое время состоял помощником реставратора П. К. Соколова в ИАХ. Барки» и «Волжские лагуны». Барки» и «Волжские лагуны». В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым.
Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником. Иван Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. В ней есть что-то сказочное.