Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород, Малороссия —1825)— русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств. Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Не оставлял Боровиковский и занятия иконописью: в начале нового века, наряду с другими русскими художниками, он написал десять икон для строящегося Казанского собора. Много общался Боровиковский и с известным художником Левицким, который берет над ним шефство. Дядя Владимира Боровиковского был иконописцем иконописцами, впоследствии, стали и братья художника.
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг. ) – русский художник (украинского происхождения), мастер исторической и портретной живописи. Боровиковский, как и большинство знаменитых художников имел учеников. В Северной столице Боровиковский брал некоторое время уроки у австрийского художника И. Лампи. Как художник В. Л. Боровиковский был трудолюбив и скрупулезен.
Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень. Образ зимы, ассоциирующийся со старостью, был также воплощен и А. Х. Востоковым в одном из его стихотворений. В сопроводительном письме К. Калагеорги сообщал: «Портрет имеет ценность историческую, так как мать моя — родная дочь Светлейшего князя Потемкина-Таврического, а со стороны матери — тоже высокоозначенного происхождения. Филипповой» (1790). К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю.
К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем». В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт.
Владимир Лукич Боровиковский родился 4 августа 1757 года на Украине, в небольшом городке Миргороде. Портретист. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию.
Известное влияние на разработку Боровиковским этого сюжета могли оказать литературные и художественные источники. Как считает Н. Н. Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми. Анны и св. Обучался у отца-иконописца, Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского), занимался церковной живописью в духе украинского барокко (иконы для Троицкого храма в Миргороде, 1784). Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера.
Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз».
Художник выписывает красивое лицо с нежной белой кожей, мягкой окладистой бородой, карими глазами. Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице. Не стал отступать от семейной традиции и Владимир Лукич. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком.
Вначале мальчик помогал им в качестве подмастерья, а затем стал писать иконы сам. При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения. Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита. А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером. Арсеньева.
Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского). Поспешите в Третьяковскую галерею и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев.
В России оно формировалось в XVIII веке. Огромный лоб и вся тонкая и нервная структура лица художника передают зрителю образ талантливого и чрезвычайно эмоционального человека. В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. Наступила осень жизни. Достойная старость.
Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской. Владимира, св. Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки».
Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он). После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. Художник создает лирическую поэму. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. Твердая осанка исполненная выразительности. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, – иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид», – находятся в Музее украинского искусства в Киеве.
Портрет Павла I являлся эскизом к большому парадному изображению императора, написанному Боровиковским для конференц-зала Императорской Академии художеств. Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи. Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа. Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму.
Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. Цель создания портретного образа – обнаружить «главную идею личности», сделать явным ее содержание. Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. Левицким, Г. Р. Художник создает весьма необычный образ духовного лица. Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь.
В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. Все жадно впитывает Боровиковский. Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Такова Е. Н. Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы.
Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов). Среди первых работ можно выделить портрет О. К. Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства. Эта гармония чувства и воли – характерная черта нового классического идеала. Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди.
Лицо М. И. Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. В руке она держит символ богини любви – яблоко.
В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку. Русский художник-портретист В. Л. Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина. Этот портрет представляется более интересным.
Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки. Нарышкиной (1799) и др. Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке». Перед зрителем раскрывается мир усадебных развлечений, предусматривавших игру на клавесине или гитаре, пение чувствительных романсов.
В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие. Боровиковский обращался к различным формам портрета – интимным, парадным, миниатюрным. Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П. С. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената. В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность образа и средств выражения.
Слева на фоне — изображение распятого Христа. наряду с композициями на религиозные сюжеты писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты (Лизынька и Дашинька, 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения частного человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении. Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде. Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. Именно с икон начинал и сам Владимир.
Львова. Художник берет уроки в мастерской И. Б. Далматик из белого бархата — древняя одежда византийских императоров. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности.
Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина. Образ М. И.
Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова. В это время он сблизился с масонами. В руке она держит символ богини любви – яблоко. Портрет Лопухиной написан на фоне пейзажа. Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств.
Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. Лампи. Долгорукой (около 1811), в котором художник создал образ женщины исключительного благородства, ей уже знакома не только чувствительность, но и настоящие большие чувства: в ее улыбке есть горечь разочарования. Боровиковский.
Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу. Сияющую молодость написал Боровиковский. В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства». Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства. Александра Невского, св.
В нем собирается культурный цвет столицы. и А. С. Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна.
Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям.
Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии. Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода. В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи (парадные портреты А. Б. Куракина, 1801 – 02, ГТГ и Павла I, 1800, ГРМ).
Она здесь на первых ролях. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. Она олицетворяет прекрасный мир, полный естественной прелести и чистоты.
Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. В это время творят крупнейшие художники Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков. Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки.
Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета. В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона). Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера.
Сияющую молодость написал Боровиковский. Однако она умеет сдерживать свои чувства, сохраняя спокойное достоинство и самообладание. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров. Просветленный взор устремлен вверх. Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года.
Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. В русском искусстве жанр портрета стал главенствующим во второй половине XVIII века. Императрице не нравились дружеские отношения нового государственного чиновника и наследника престола. Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века. Задумчивость и легкая улыбка Лопухиной выдают ее погруженность в мир собственных чувств. Лампи при отъезде из Петербурга оставил ему свою мастерскую. Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост.
Молодая женщина нежна и мечтательна. Она стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета.
Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Лампи-отца, пользовался советами Д. Г.
Арсеньевой (вторая половина 1790-х годов, Русский музей), Е. А. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет. В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта.
Из мужских портретов стоит отметить портрет Д. П. С начала 90-х гг. Павел приблизил и обласкал Амвросия. Родился он в небогатой казачьей семье. Был близок к крупнейшим деятелям русской культуры своего времени -писателю В. В. Капнисту, поэту Г. Р. Державину, архитектору Н. А. Львову.
В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат». Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа.
По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. Анна Ивановна Безбородко была супругой Ильи Андреевича, родного брата канцлера А. А. Безбородко, крупнейшего государственного деятеля и дипломата Екатериненской эпохи. Державиным, Е. И.
По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован. М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией». Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским. Ваша галерея картин известна всем, а потому обращаюсь к вам с предложением, не угодно ли вам будет приобрести эту драгоценную вещь». Весной 1884 года произведение, оцененное в шесть тысяч рублей, было отправлено в Москву. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы.
Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. В нем нет кабинетного антуража. В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию.
Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году. Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни. В 1773 году юный семинарист Троице-Сергиевой лавры был отмечен самим митрополитом московским Платоном Левшиным. Филипповой. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку.
Лучшие его работы созданы преимущественно в 1790-е годы, такие, как портреты М. И. Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг. Однако конец карьеры был весьма плачевен. В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку.
Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Арсеньева. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку.
Левицкого. Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения.
Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича.
А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению. В русском искусстве происходят те же процессы.
Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть. Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А. Б.
В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»). Продолжал увлеченно работать над религиозными заказами, сочетая барокко с классицистическим началом (композиции для иконостасов – Борисоглебского собора в Торжке, 1790-1792 Иосифовского собора в Могилеве, 1793-1794 сохранились, как и его миргородские иконы, лишь частично). В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Они стали пользоваться хорошим спросом у заказчиков. Академия художеств оценила успехи художника и в 1795 году удостоила его званием академика, а позднее (в 1802 году) – советника петербургской Академии Художеств. Она не жеманничает.
Боровиковский родился на Украине, в Миргороде, 24 июля (4 августа) 1757 года. И. Б. Перед нами самый поэтический, самый одухотворенный образ среди женских портретов Боровиковского. В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком.
В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский. В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса. походила на портреты князя». Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом.
Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. Из этих работ лучшей является великомученица Екатерина, поражающая величественностью и монументальностью, чистотой и благородством образа. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л. Долгорукая – лучший образец его проявления в портрете в нем достигнуто идеальное единство классической формы и классического содержания».
Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Но индивидуальное сознание – это исторически обусловленное понятие. В 1799 году в Зимнем дворце император Павел I возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. С 1792 года Боровиковский брал уроки у австрийского живописца И. Б. Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского.
Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Портрет – это художественный образ, т. е. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В. В. Он изображен в интерьере, на фоне драпировки.
К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года). Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой». В 1785 году удостоился сана архиепископа. Там — портрет друга, высоко духовного человека.
По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии. Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая изображена в возрасте 23 лет.
Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского – портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. Непринужденно пишет Боровиковский.
В парадном алом мундире с орденами св. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Такова Е. Н. И. Лопухина, 1797, ГТГ В. И. Арсеньева, 1795, ГРМ).
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров.
С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству. Коваленская: «Лучшим портретом новой манеры является портрет М. И. Вскоре она оказалась в чужих руках.
В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры. Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер.
Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни. Непринужденно пишет Боровиковский. Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. Куракина (1801). Художник представил М. Десницкого в епископском облачении.
Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». Лука Боровик владел домом в Миргороде и двумя небольшими участками земли.
Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. Лопухиной (1797, Третьяковская галерея), Е. Н. Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие.
Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. Аллегории, созданные художником в 1787 году для оформления торжественного пути Екатерины II в Крым (не сохранились), привлекли к нему внимание высшего света и в конце 1788 года Боровиковский был приглашен в Петербург. Львовым, у которого Боровиковский жил первые десять лет, а также познакомился с Д. Г. Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов. Во второй половине XVIII века самосознание русского общества приходит к следующим «выводам»: человек ощутил себя в прочной связи с эпохой, стал действующим лицом времени.
Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг.