«мать художника» стала последней картиной Джеймса Уистлера, которую согласились разместить на выставке Королевской Академии. Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. James Abbot McNeill Whistler, 1834—1903)— англо-американский художник, мастер живописного портрета в полный рост, а также офорта и литографии. Этот эпизод усугубил разрыв между Уистлером и британским миром искусства, это была последняя картина представленная художником на утверждение академии. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Уистлер Джеймс Эббот Макнил. Видимо, в это время Уистлер сделал окончательный выбор пути – он решил стать художником и, пользуясь расположением и поддержкой более обеспеченных, а то и богатых друзей, поехал учиться во Францию.
Собор Св. От полного разорения Уистлера спасла поездка в Венецию (1879 – 80 гг. ), где он написал несколько работ маслом («Ноктюрн в синем и золотом. Ноги ее покоятся на скамеечке. Казалось бы, пришел успех, но Уистлер так и не мог забыть об обиде, нанесенной Рескиным.
Художник постепенно вырабатывал тип светского портрета, который развивал в дальнейшем. Принципы современной музейной и выставочной экспозиции надо также возводить к Уистлеру. Его знаменитая картина «Симфония в белом 1. В фильме мистер Бин, куратор «Лондонской Национальной галереи», был послан в Америку, чтобы проконтролировать передачу картины «Мать художника» в художественную галерею Лос-Анджелеса за 50 млн (USD).
Картина – это его эмоциональный всплеск, отпечаток внутреннего мира. Так, например, «Девушку в белом» она посчитала аллегорией непорочности, тогда как действительным содержанием картины были тонкие тональные отношения. В 1891 году портрет Карлейля приобрел музей Глазго, а "Портрет матери" – Лувр, что считалось высшим признанием художника. Он с увлечением и энтузиазмом пишет окружающую его жизнь.
Марка в Венеции»), серию офортов – так называемый «Венецианский цикл» («Нищие», «Площадь Св. По аналогии с ними художник давал своим работам необычные названия вроде «Симфония» или «Импровизация», а особую музыкальность образов подчеркивал гибкостью линий и плавными цветовыми переходами. Первым среди европейских художников Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая.
Разделяя учение Шарля Бодлера о синестезии (одновременном ощущении сразу несколькими органами чувств), он находил в этом процессе много общего с прослушиванием музыкальных произведений. В них после стольких лет, прошедших с того момента, когда юный Уистлер покинул родину, отчетливо проявились черты американской школы живописи: сдержанная эмоциональность, сочетающаяся с остротой видения модели, метафизическая замкнутость иногда суровый аскетизм в трактовке пространства и образов, живущих отрешенной от зрителя жизнью. На следующий год он выставляет «Девочку в белом» – свое самое своеобразное, законченное и абсолютное произведение, которое многие художники считают одним из лучших произведений века. Живописная фактура картины переливается голубыми, розовыми, жемчужно-серыми рефлексами. В 1864 году Уистлер послал на выставку в Королевскую Академию два полотна «Уоппинг» и «Длинные Лизен» или «Шесть марок фарфора».
Современники считали Уистлера одним из лучших офортистов Европы. Во Франции Уистлер учился в мастерской художника-акмеиста Глейра. Как когда-то в юности, на склоне лет в жизнь Уистлера еще раз вошла Россия. Особенно удачен офорт Пристань Черного Льва.
В эти месяцы Уистлер жил в Венеции, работая над офортами и пастелями. Портрет матери» (1871), а также пейзажи исполненные после поездки в Чили («Ноктюрн в синем и зеленом», 1871 «Ноктюрн в голубом и золотом: Старый мост Баттерси», 1872). Как и многие продвинутые художники того времени, Уистлер интересовался культурой Востока. Уистлер успешно участвует в выставках во Франции, Германии, Бельгии и США.
К этому времени технические приемы мастера уже сложились. Художественные, разумеется. Портрет мисс Сесили Александер (1872—1873, Лондон, Национальная галерея). Абсолютно иными были и принципы работы Уистлера с цветом.
Ученик Академии художеств Корицкий «подтянул» своего подопечного так, что Джеймс миновал первый класс престижного учебного заведения и поступил сразу во второй. Марка в Венеции») и около ста пастелей («Нищие. Девушка в белом», решенная в необычайной для тех лет осветленной гамме. Полученные смеси он хранил в баночках, заливая сверху водой.
Разделяя бодлеровское учение о синестезии, Уистлер по аналогии с музыкой называл свои портреты «симфониями» и «импровизациями». Во Франции стали понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. Роспись «Павлиньей комнаты» предвещает панно стиля модерн конца XIX – начала XX века. С 1844 по 1849 год вся семья жила в Петербурге.
Для картины позировала мать художника Анна Макнейл Уистлер (Anna McNeill Whistler), жившая в Лондоне с сыном. Девушка в белом» (1862) была отвергнута жюри Салона и перешла в экспозицию Салона отверженных 1863 года, где наряду с «Завтраком на траве» Мане обрела скандальную известность. Ведя в Париже богемную жизнь изображая из себя аристократа, эпатируя публику экстравагантными нарядами, Уистлер познакомился с литераторами и художественными критиками Шарлем Бодлером и Теофилем Готье. Вот таким образом, на вопрос, у кого ей учиться искусству гравюры, он лишь сказал: «Я не могу научить вас искусству, его постигают наедине или не постигают совсем». Девочка в белом». Созданная в 1875 году художником картина «Ноктюрн в черном и золотом.
Суд все же постановил, что Рескин в клевете виновен. Джеймс Уистлер много и успешно занимался пейзажем. Берега были обрамлены деревянными постройками, часто заброшенными. Его искусство питали мысли Бодлера о самостоятельном, независимом от сюжета значении элементов художественной формы — цвета, линии, света. Но обстановка постепенно менялась.
Уистлер воспринимал собственное творчество как некое подобие музыки и нередко называл свои полотна «ноктюрнами» и «симфониями», возможно, вот таким образом его отношения с критиками были натянуты словно струны. Первая картина Уистлера, показанная на Лондонской академической выставке, «У рояля» была принята на удивление хорошо, ее даже купили за 30 фунтов. В 1870-е годы важное место в его творчестве начинает занимать жанр пейзажа. Девушка в белом» вышла, что называется, комом и вызвала у зрителей только смех. Холсты грунтовались смесью белил и слоновой кости.
Это самый очаровательный и самый изящный портрет художника. В мюзикле Anything Goes Кола Портера. Этот диалог вошел в историю. В 1884 г. художника приглашают стать членом «Общества английских художников», а через два года избирают его президентом.
В мотиве золотых птиц, раскинувших пышные хвосты с сотнями «глазков», в насыщенном синем цвете фона можно увидеть переосмысленные в сказочном ключе темы фейерверков в ночном небе над Темзой, которые Уистлер так любил воспроизводить в своих пейзажах-ноктюрнах». В 14 лет он твердо избирает путь художника.
Художник изобразил не японскую искусительницу, а рыжеволосую ирландку Джо Хайфермен. Эта «Гармония в голубом и золоте» (другое название интерьера) привела заказчика в ярость, однако она стала наиболее рафинированным выражением «японизма» в британской культуре и настоящим шедевром интерьерного и декоративного искусства, предвосхитив искания стиля модерн. Новаторство Уистлера вызывало раздражение не только у состоятельных невежд, но и у весьма почтенных художественных критиков. Между тем обстановка постепенно меняется. Известный критик Д. Рескин обвинил Уистлера в том, «что он швырнул в лицо публике горшок с краской».
«Я бы хотел скорее поправиться, чтобы показать эти гравюры моему учителю рисования. «Симфония в белом 1. Но, в апреле 1849 года скоропостижно умирает отец. зеленых, серовато. Посчитав, что антикварные кожаные обои, привезенные в Англию еще Екатериной Арагонской и обошедшиеся Лэйленду в немалую сумму, плохо сочетаются с его собственной картиной «Принцесса из Фарфоровой страны», созданной специально для этой комнаты, Уистлер их попросту перекрасил.
Лишь в 1890-е годы, на закате жизни к Уистлеру приходит признание, его картины выставляются и пользуются огромным успехом их приобретают крупнейшие музеи, наконец, он открывает собственную школу известную под названием «Академия Кармен». Песня «Mother» Джона Леннона посвящена матери Уистлера. Он долго над ней работал, чтобы достигнуть нужного сочетания серого и черного оттенков.
Он брал уроки живописи у Шарля Глейра, копировал полотна старых мастеров в Лувре. Публике же работы Уистлера казались эскизными и незаконченными. При этих словах в зале раздались аплодисменты. Падающая ракета» тот высказался: «.
Но, пожалуй, самый обаятельный образ создан художником в «Портрете мисс Сесили Александер». Там должна была висеть картина Уистлера «Принцесса страны фарфора» и он, работая почти без эскизов, с двумя помощниками исполнил роспись, желая создать нечто «абсолютно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Его выставку 1883 года вспоминает в своем письме Писсарро. Сегодня перед нами англо-американский художник и мастер живописного портрета Джеймс Уистлер и его картина, более известная под названием «Мать Уистлера». Картина появляется в нескольких эпизодах Симпсонов: «Rosebud», «Проблемы с Триллионами», «Бёрнс и пчёлы».
Тончайшие сочетания палевых, серых, серовато-зеленых, серовато-розовых оттенков великолепно передают и легкость одежд и теплоту просвечивающего сквозь материю тела и мягкость волос. Свою постоянную натурщицу Уистлер окружил экзотическими вещами – веером, китайской вазой и ветками азалии. В 1858 году Уистлер создает свою первую «Французскую сюиту офортов», куда входят разнообразные парижские сценки и, зарисовки его путешествия по северной Франции.
Непримиримые отношения с известным искусствоведом Джоном Рёскином на фоне картины под названием «Ноктюрн: падающие звезды», написанной Уистлером в 1875 году, переросли из простой дискуссии в судебное разбирательство. Постепенно, в художнике произошел душевный надлом. Сейчас эта работа хранится в Национальной галерее в Вашингтоне. Ведь не каждый день представляется возможность просмотреть гравюры Хогарта в подлинниках» — отрывок взят из дневника матери Уистлера, который она аккуратно вела во время своего пребывания в России.
Дюморье, занимавшийся вместе с Джеймсом, позднее описал его в своем романе «Трильби», как ленивого «короля бродяг». Одна из первых представленных публике работ художника («У рояля», 1859) была воспринята неоднозначно: Салон отверг картину, зато представленная в Королевской академии в Лондоне, она снискала похвалу критиков. Суд все же постановил, что Рескин в клевете виновен.
Отец Уисглера инженер-путеец, строил знаменитую железную дорогу Петербург—Москва. В качестве исключения он был зачислен в «головной» класс петербургской Академии художеств, где был самым младшим. Но в 1849 году умер отец и семья Уистлер вернулась в Америку. При этих словах в зале раздались аплодисменты.
Падающая ракета» стала неожиданно причиной громкого суда. В фильме «Голый пистолет 2» у одного из героев родимое пятно в форме Матери Уистлера. Именуемая в народе «Мать Уистлера», эта картина стала одной из самых известных работ художника. Завершающий штрих этого портрета – подпись самого художника, напоминающая бабочку, окруженную овалом.
А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Адвокат Рёскина спросил художника, сколько времени тот рисовал картину.
И именно эту жизнь отразил Уистлер в 16-ти листах гравюр. «Характеру юной грациозной девушки с капризно. Спустя год к нему присоединилась семья. Портрет Карлейля (1872—1873, Глазго, Художественная галерея), Аранжировка в сером и черном.
Обычно, он рисовал непосредственно с натуры на небольших медных досках, работая в технике сухой иглы, позволявшей достигать особой насыщенности и изящества красочных линий. Изображение юной модели исполнено с подлинным артистизмом. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а Падающие огни, предмет судебного разбирательства, были проданы в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за них было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). После чего Лондон встретил его с распростертыми объятиями и назначением на должность президента Общества английских художников. Систематические занятия искусством подошли для Джеймса к концу.
И на вопрос: «И за два дня работы Вы хотите аж 200 гиней. », – Уистлер ответил: «Я прошу эти деньги за знания и умения, которые получал всю жизнь». Оставаясь европейским мастером, он ищет в мире японской гравюры, в изящной живописи ширм и вееров, в изысканных формах фарфора созвучие своим настроениям, своим поискам гармонии. Довольно забавный момент. Ее колорит решен в серых и черных тонах.
Своеобразная «беспредметность» его холстов отразилась и в музыкально-отвлеченных названиях полотен, подчеркивающих завораживающе таинственное, символическое звучание его картин. Некоторое время он жил в Лондоне, где подружился с художниками Данте Габриелем Росетти и Бери-Джонсом. В ПарижеУистлер посещал мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. Он не одобрял культ пленэра и говаривал, что «писать с натуры лучше всего дома». Через год он был отмечен как один из лучших учеников: в списке "по заслугам" за 1847 год он стоял 28-м (из трехсот). В 1845 году Джеймс благодаря полученной подготовке был принят сразу во второй класс академии и приступил к рисункам с гипсов. Академию тех лет принято называть брюлловской. Мать художника, 1871» широко используется в современной поп-культуре.
В Санкт-Петербурге Джеймс посещал уроки рисования в Императорской Академии художеств. В мае 1879 года Уистлер был объявлен банкротом и все его имущество ушло с молотка. Но, постепенно, пришли признание и успех, появились почитатели и заказчики. Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами» (Пеннель). Позднее Уистлер напишет «Портрет матери» — самый известный из его портретов. Но он сражался, только будучи вынужден к этому.
Его увлеченность китайским и японским искусством проявилась в полной мере в оформлении интерьера «Павлиньей комнаты» (получившей название по украшавшим ее панно с павлинами), располагавшейся в доме Фредерика Лэйленда. Он выставляет свои картины рядом с полотнами своих французских друзей. Зеленые краски отсутствовали.
«Характеру юной грациозной девушки с капризно-печальным выражением лица, легкой, как порхающие над ее головой бабочки и хрупкой, как стебельки изображенных рядом с ней полевых цветов, точно соответствует изысканное сочетание серых и зеленоватых тонов, в которых решен портрет, хотя художник ввел сюда и золотистые тона, – пишет Н. Кирдина. – Золотой полоской заканчивается черная панель бантики на туфлях закреплены крошечными золотыми пряжками волосы заколоты золотой булавкой золото мы находим и в драпировке, брошенной на стул и в узоре циновки на полу: картина написана широкими, свободными мазками. Уистлера привезли туда девятилетним мальчиком. Художник стремился увидеть и отразить поэзию труда. Стремясь объяснить свою живопись, свои творческие принципы, он пишет книгу «Изящное искусство создавать себе врагов». Самая же неистовая ругань досталась на долю «Завтрака на траве» Мане и «Девушки в белом» («Симфония в белом 2», 1864) Уистлера.
К 1855 году в молодом Уистлере окончательно созрело решение посвятить себя искусству и он отправляется в Париж, где поступает в мастерскую Глейра и с восторгом погружается в жизнь французской богемы. От канонов классицизма Джеймс Уистлер отошел, когда писал две свои симфонии.
Решая сложную художественную задачу, он пишет женскую фигуру в белом на фоне белого занавеса. Уистлер подал на критика в суд за оскорбление своего достоинства. Картина «Аранжировка в сером и чёрном. С этого момента наступает новый период в его художественном развитии. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению.
Музыкальная комната» (1861), «Аранжировка в сером и черном 1. Художник внес в свои планы изменения – и, как видно, не зря. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а "Падающие огни", предмет судебного разбирательства, были проданы в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за них было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). Вместе с такими художниками, как Курбе, Мане, Фантен-Латур, Писсарро, он выставляет свою «Белую девушку» в знаменитом парижском «Салоне отверженных» имевшем огромный и скандальный успех. Картина художника написана в сдержанной цветовой гамме.
При нарушении правильного соотношения тонов в своих «симфониях» и «аранжировках» он не довольствовался частичными исправлениями, а уничтожал все написанное иногда не один раз. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. А знаменитая картина, о которой мы вам рассказали, «путешествует» по всему миру и становится одним из главных объектов выставок в стенах лучших музеев мира.
Критики и публика начинают понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. Но обстановка постепенно менялась. В Париже он учился в художнических классах, копировал картины в Лувре, подружился со своими французскими собратьями (наиболее близким ему стал Гюстав Курбе, рисовавший крестьян, как крестьян, а не как розовощеких пастушков).
Уистлер не стремился передать непосредственно схваченное мимолетное впечатление вечно изменчивой природы. Он подолгу смешивал краски на палитре, заранее определяя тональность будущего полотна. В то же время Уистлер по многим вопросам расходился с импрессионистами. Впрочем, судьба была к нему благосклонной.
Вокруг этой картины был построен сюжет фильма «Мистер Бин». Однако, художник, к тому времени уже не брал учеников. Во Франции стали понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. Впервые картина была представлена на 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне (1872), но была отклонена Академией. Художника похоронили в 1903 году при церкви св. Художническая его жизнь начиналась, как ни странно, в России.
Здесь запечатлена любимая натурщица и подруга Уистлера — рыжеволосая ирландка Джо. Он стал искать перекличек своей живописи с музыкой, называл свои работы аранжировками, ноктюрнами и симфониями, настаивал на своей позиции: «Прежде всего мы должны помнить, что аранжировка красок и тонов в искусстве аналогична композиции в музыке и абсолютно независима от изображения фактов». Неприученная к подобному восприятию критика продолжала усматривать в произведениях Уистлера скрытую символику. Тончайшие сочетания палевых, серых, серовато.
Известный английский теоретик искусства (в дальнейшем прославившийся своими работами по истории и философии) Джон Рескин выступил со статьей – анализом выставки. В Париже он учился в художнических классах, копировал картины в Лувре, подружился со своими французскими собратьями (наиболее близким ему стал Гюстав Курбе, рисовавший крестьян, "как крестьян", а не как розовощеких пастушков). Творчество декоратора Д. Уистлер ценил не меньше своих картин. В поздних произведениях, особенно «ноктюрнах» с видами Лондона, Уистлер использует крайне разведённые, по-акварельному прозрачные краски, которые передают ощущение зыбкой подвижности атмосферной среды.
Картины Уистлера не раз отвергались не только парижским Салоном, но и Лондонской Королевской академией, но он участвовал зато в выставках отвергнутых их общая слава была еще впереди. Оскорбленный публикациями в прессе Уистлер решился противостоять в судебном заседании одному из самых влиятельных в то время людей мира искусства Д. Рёскину. Но уже следующее выступление Уистлера сопровождается скандалом.
При оформлении выставок художник ввел принцип разреженного развешивания картин. Волчья шкура» (1862, Вашингтон, Национальная галерея искусства) отличается внешней простотой композиции. В то же время Уистлер по многим вопросам расходился с импрессионистами. Зима», «Ступеньки»). Николая в Чизуике.
Полотно У рояля 1859 года получило одобрение Курбе. Создавая образ девушки, Уистлер, несомненно, шел от инфант Веласкеса. Сейчас уже трудно поверить, что эта работа, выставленная вместе с «Завтраком на траве» Э. Мане в Салоне отверженных, вызывала смех у зрителей, приученных к поверхностно — литературному восприятию живописи. Первым среди европейских художников Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая. Над полотном «Гармония в сером и зеленом.
Проиграв процесс, художник был разорен.
Золотая ширма, 1864, Вашингтон, Галерея Фрир). Портрет матери (1871, Париж, Лувр) Гармония в сером и зеленом. Никто не трудился над своими холстами больше него, он «замучивал» модели бесконечными сеансами и тем не менее его произведения оставляют впечатление артистичности и непринужденности исполнения. В 1877 году британский магнат пригласил Уистлера доработать и «добавить штрихи» к незавершенной столовой, где располагалась коллекция китайского фарфора. Систематические занятия искусством приходится прекратить.
Уистлера особенно привлекали произведения Рембрандта и Веласкеса: его первый автопортрет («Портрет Уистлера в шляпе», 1858) своим темным колоритом во многом обязан работам голландского мастера. Этот контраст придает особую остроту эмоциональному содержанию полотна. Они отмечены удивительным чувством стиля и высочайшим вкусом. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а картина "Ноктюрн: Падающие огни", предмет судебного разбирательства, была продана в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за нее было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). У него есть целая серия видов этого города, где он лрожил многие годы.
Картина художника «Ноктюрн в черном и золотом», «Падающая ракета» 1875 года вызвала нападки известного критика Д. Рескина, обвинившего автора в том, что он бросил в лицо публике горшок с краской. Мать с детьми и гробом мужа возвращается на родину, в Америку. Имевшая в свое время скандальную известность картина «Симфония в белом 1. Корицкий, у которого Уистлер продолжал заниматься, был одним из близких учеников Брюллова. Мисс Сесили Александер» (1872-1874) Уистлер работал в продолжение 70 сеансов.
Особенно характерны для него пейзажи с изображением лондонских мостов («Старый Баттерсейский мост», «Старый Вестминстерский мост»). Единственным сохранившимся интерьером стала знаменитая «Павлинья комната» – столовая в доме Лейландов. Уроки мальчику начал давать А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. Несмотря на то, что картина стала некоторым символом «культа матери», художник возлагал на нее совсем иные надежды – именно этой картиной он хотел показать свое истинное понимание цвета и чуткое отношение к нему. Более того, он вовсе отказывался от работы на пленэре. художник брызнул краской из горшка в лицо публике. ») Уистлер подал на него в суд.
Дом, где жили Уистлеры, находился близ величественных архитектурных ансамблей города. При оформлении выставок Уистлер вводит принцип разреженного развешивания картин.
О нем писали как о поэте Лондона, знаменитых лондонских туманов. Уистлер попал во Францию в период становления новой европейской реалистической живописи. Казалось бы, пришел успех, но Уистлер так и не мог забыть об обиде, нанесенной Рескиным.
Нo на суде Уистлера ожидал удар: свидетель противоположной стороны, человек, которого он считал своим другом, художник Бери-Джонс, сказал, что считает поведение Уистлера саморекламой и что эта его картина – просто набросок а другой свидетель, художник Фриш, вообще сравнил ее с рисунком на обоях. Целостность восприятия достигалась тонко прочувствованной градацией света и тени, гармонией чуть приглушенных контрастов, одновременно тональных и цветовых (черного и белого, темно-красного и светло-зеленого). Многим она известна по фильму с участием «Мистера Бина», где он случайно портит картину и второпях дорисовывает ее на свой вкус и лад. «Портрет матери» приобрело французское правительство, «Портрет Т. Карлейля» занял почетное место в Художественной галерее в Глазго. И, на удивление, выиграл процесс, отстояв свое профессиональное достоинство.
На нем изображены близкие Уистлеру люди сестра Дебора и ее дочь Анни. Созвучия тонов, по его мнению, должны соответствовать ритмам линий. В четырнадцать лет он твердо избирает путь художника. К сожалению из оформленных им интерьеров, прежде всего его собственного «Белого дома», а также домов некоторых его друзей — Оскара Уайльда, Сарасате и др., сохранилась только наименее удачная «Павлинья столовая» из дома богача Лейланд а. Любая картина – не важно, была она написана много веков назад или краска еще только подсыхает, – это маленькая история своего времени, кусок эпохи и жизни.
Единственное, что интересовало не очень прилежного и нетерпеливого ребенка, — рисование. Уистлер любил писать сумерки, когда чистые яркие краски дня гаснут и образуются тончайшие тональные гармонии голубого и серого. Он писал большими кистями на длинных рукоятях и наносил мазки сильными быстрыми ударами. Однако художник избегает в своих произведениях прямых стилизаций.
Кредо мастера — «писать с натуры надо дома». Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление.