Получив в 1800 году звание профессора исторической живописи, Угрюмов вскоре избирается почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» в числе крупных литераторов, ученых и художников. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Григория Угрюмова. Угрюмов преподавал, передавая мастерство написания исторической картины талантливым художникам, ставшим в последствии известными по всей России и за её пределами. Угрюмов воспитал целый ряд крупных художников начала XIX века.
Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга.
Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра и слава его затмила славу Лосенко. За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796) художник получает звание академика. Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным».
Среди его учеников – А. Е. Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем».
Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна.
Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. Егоров, ОА. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского.
Опустившись на колени, он взывает к милости победителя. В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии. В противоположность пышной обстановке, в которой изображал раньше своих героев Угрюмов, на эскизе представлена простая комната с дощатым полом и простой деревянной кроватью, на которой возлежит Пожарский. Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками.
Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора. Красный цвет драпировки является доминирующим колористическим акцентом, дополняющим динамику сцены, подчеркивающим мощное движение главного героя. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. А его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802 г., ГТГ) и купца Водовозова (1814 г., ГРМ) с портретами Астаповых (1827 г. ) и Д. Соболева (1834 г., все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах.
Он полон призыва и отваги. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г.
На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены. Но сделаться им было нелегко. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками.
В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии. Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее.
Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Писал также Г. И. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества.
Современники считали Угрюмова родоначальником русской исторической картины. Акимов. е. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). В Русском музее проходит выставка к 250-летию со дня рождения одного из мастеров русской живописи— Григория Угрюмова (1764–1823). Сюжетами его картин являлись события из русской истории, подвиги ее национальных героев – Александра Невского, Ивана Грозного, Минина и Пожарского. Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга.
Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: "Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года" и "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (1797-99). Козлова. Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Многие русские художники занимались преподаванием, в том числе и в Академии, но Угрюмов – из числа тех, в отношении которых этот факт не может быть не принят во внимание. Ровное, уверенное продвижение по службе. Одна из них прижимает к себе ребенка. Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине.
Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767 г. ), затем в городе Санкт-Петербурге, куда переехал двор. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. Родился в Москве.
При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами. Мощные, крепкие фигуры натурщиков изображенные Угрюмовым на листах бумаги, служили пособием для дальнейшей работы учеников. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало. Классом исторической живописи, куда был определен Угрюмов, руководил Г. И. Козлов с помощниками – П. И. Соколовым и И. А. Акимовым, учениками Лосенко. Акимова, П. И. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством.
Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 – должность профессора. В портрете А. И.
Он приучал молодых, работая с натурой, передавать не идеальную форму, а ее зрительное подобие. Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – Испытание силы Яна Усмаря (1796-1797) или В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком. В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Соколова, Г. И.
Он приказывает царю встать с колен. Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью. Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения.
По новому трактованные им понимание пространственной среды и колорита картины привели к разработке и новой композиции, как возможности воссоздания жизненного факта, а не заученного на примере старых образцов решения. Простой русский юноша, кожемяка, чтобы показать свою силу, вырвал у бегущего быка кусок кожи с мясом. Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету.
Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ). Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. Проживая в столице и вращаясь в кругу столичной интеллигенции, он, видимо, понял необходимость образования и решил направить сына, не зная еще его наклонностей и способностей, по новому, незнакомому ему самому пути.
Устрашенные кочевники бежали. В этом своеобразие его исторической роли и в этом ее значение. Красноватый оттенок лица, нейтральный цвет кафтана и темнооливковый фон даны в скупом сочетании приглушенных тонов. Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. Произведения Угрюмова, при всей их театральности и композиционной условности, свойственной исторической живописи классицизма, присуще тяготение к темам национальной истории, к героической взволнованности образов (Избрание Михаила Фёдоровича на царство, Взятие Казани – оба 1800, ГРМ).
В этом снова сказывается принадлежность Угрюмова академическим стенам, в которых передача традиций, культивация давно установленных норм, охранение неких законов искусства были сутью как процесса обучения, так и собственно творчества. В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом. Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен. После девяти лет обучения в общеобразовательных классах, где возможным учителем Угрюмова был Д. Г. Левицкий, будущий художник переходит собственно в Академию.
Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г.
Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь. Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. «Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. Был принят в 1770г. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом.
За эту картину Угрюмов в 1797 году был признан академиком. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Один из крупнейших художников России XVIII века. Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Таким образом, Ян Усмарь, спасая русскую землю, доказал, что не перевелись еще богатыри на Руси. Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной.
Кипренский, В. К. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова, хотя он и не был здесь первооткрывателем. Какое достоинство в Победителе Казани. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма.
Ровное, уверенное продвижение по службе. Угрюмов показал смущенного Михаила Федоровича в окружении людей, предлагающих ему принять шапку Мономаха. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю.
В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество. Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. К национальной патриотической тематике обратился Угрюмов и в другой своей картине – "Испытание силы Яна Усмаря" (1796-97). В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ).
Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823), русский художник. Более тридцати лет Угрюмов преподавал в Императорской Академии художеств, воспитал не одно поколение художников среди его учеников—А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Один из крупнейших представителей классицизма. Соколов и И. А. Шебуев. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка.
Картина построена по правилам академической классической композиции. Мастер портрета и рисунка. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком. Учился в петербургской АХ (1770-85) преподавал там же (с 1791 ректор с 1820), среди учеников – А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский. Писал также портреты.
Какое достоинство в Победителе Казани. Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г. Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга.
Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. В 1797 г. получил звание академика за картину Испытание силы Якова Усмаря (ГРМ). С 1770 года, в шестилетнем возрасте, Угрюмов попадает в Воспитательное училище при Академии в числе воспитанников третьего, со дня основания, приема.
Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне. Образы героев подкупают и современного зрителя удивительным реализмом. Действие разворачивается на фоне церковного интерьера. Наряду с преподаванием и творчеством художник выполнял проекты медалей, составлял описи произведений в Эрмитаже и дворцах, проверял работы реставраторов в Академии художеств, освидетельствовал декоративные росписи во дворцах.
Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. Угрюмов учился в классе исторической живописи. Такая связь позволяла осуществлять широкие планы строительства в Петербурге, предпринятые в последние годы XVIII века.
Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром». Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством.
Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство».
Козлов, П. И. Какое выражение силы в Печенежском единоборце. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. За эту картину Угрюмов был удостоен звания академика. Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи.
Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач. За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат.
С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова. Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает».
Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей. Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги.
Работы У. имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном художественном музее Белоруссии. Для доказательства он должен был остановить на бегу разъяренного быка. Успех этого произведения предопределил дальнейший путь художника. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее.
Современники считали, что он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника и это, по-видимому, верно. Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800 г., ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени. Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. В 1785 году он получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798 г. ), затем профессора исторической живописи (1800 г. ), членство в академическом совете (1803 г. ).
Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г. Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе.
Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. Он придумывал задания на смешанные техники (сангина и уголь).
Его эскиз Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (нач. Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене. Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – «Испытание силы Яна Усмаря» (17961797) или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени. Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов. Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ).
войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). Будущий царь долго отказывается.
Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно. Поза полководца, выражение его лица полны решимости. Основные идеи классицизма были уже знакомы русским ученикам, получившим академическое образование, но в совершенстве изучить антнчное искусство они могли лишь во время своего пребывания в Риме.
Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой. Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург) изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань. Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). Главным наставником его был Д. Левицкий.
В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Писал картины на исторические и религиозные сюжеты, портретист. Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы». Все эти достоинства картины делают ее хорошим образцом ранней русской исторической живописи имевшим большое влияние на последующие поколения академических воспитанников.
В картине Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем. С 1785 по 1790 г. – пенсионер Академии художеств в Италии. Учился в Академии художеств (1770-1785) у И. А.
Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом. Дело в том, что это портреты купцов, которые были еще довольно редкими в русском искусстве конца XVIII – начала XIX веков. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800).
В 1785 году за программу Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – колориста и пластика, чтобы усвоить и то и другое качество. Угрюмов был выдающимся педагогом. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99). Выполнил ряд икон для Казанского собора. Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков» (1793 г., ГРМ).
Пенсионер АХ в Риме (1787-90). Затем они были вновь доставлены в Академию. Был оставлен при Академии для совершенствования, а в 1787 отправился в пенсионную поездку за границу, в Италию. Его профессорами были исторические художники Г. И.
Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более жизненным. Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила.
Единство устремлений связывает обе фигуры. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е. Первым в Академии он давал задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядело конкретнее и яснее. Слава Угрюмова возрастала. Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Очень возможно, что его эскиз был написан в период 1804 – 1807 годов, когда Мартос создавал проект памятника Минину и Пожарскому.
Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории.
Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др. Именно колористические достоинства обусловили особую ценность эскиза, являющегося в этом отношении наиболее удачным произведением Угрюмова этого периода. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.
21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Свет менее яркий, чем на ранее рассмотренных картинах, выделяет главных героев и смягчает формы. Картина Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря» стала значительным явлением в истории отечественного искусства рубежа XVIII–XIX веков, он был не только одним из крупнейших художников этого времени, но и руководителем класса исторической живописи — важнейшего в академической системе.
Они так же говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Работал в жанре монументальной исторической картины, отличающейся патриотическим пафосом и приподнятостью (Избрание Михаила Федоровича на царство Взятие Казани, обе – 1800, ГРМ).
Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции.
Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны. Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». Как и все ведущие художники своей эпохи, Угрюмов писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810 г., ныне ГРМ). Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург).
Со значительно большей тонкостью переданы глубина полутонов, переливы цветов на драгоценных одеждах. Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице.
Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся. Левицкого.