Наиболее полным источником информации о жизни художника остается книга Карло Ридольфи, который и сам большинство сведений получил у сына Тинторетто, Доменико. Простым зрителям картины Тинторетто просто нравятся (или не нравятся) а вот искусствоведы так и не пришли к единому мнению считать ли Тинторетто художником эпохи Возрождения или относить к более поздним течениям. О детстве, юности и ученических годах итальянского художника Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) сведений практически не сохранилось. На автопортрете 1588 года – художник Тинторетто, картины которого украшают многие дворцы Венеции.
В 1539 году Якопо Робусти становится независимым художником, взявшим себе прозвище Тинторетто. Тинторетто — великий мастер и великий художник религиозно-евангельской темы. Было принято решение поручить заказ именно Тинторетто и с тех пор между художником и Братством началось тесное сотрудничество. На картине Тинторетто мы видим похищение не мощей, а самого тела святого, что, с исторической точки зрения, не соответствует действительности, зато в художественном плане выдвигает имя художника на первые позиции в списке признанных мастеров изображения обнаженного человеческого тела. Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника.
Тинторетто переводится с итальянского как маленький красильщик: такое прозвище юный художник получил по профессии своего отца Джованни. Над ее убранством работало сразу несколько ведущих венецианских художников, в том числе и Тинторетто, отдавший этой деятельности последние годы своей жизни. Излюбленным сюжетом многих современных Тинторетто художников являлась легенда под названием Спасение Сусанны Даниилом. На протяжении своей художественной карьеры Тинторетто создал около десяти иллюстраций к этой истории о торжестве целомудрия над похотью и злодейством, вот одна из них. Биография Тинторетто, довольно противоречива, наиболее достоверным и полным источником его жизни является книга Карло Ридольфи, в которой говорится что автор большинсто сведений получил у сына художника.
Про детство Тинторетто изветсно довольно мало, молодой художник наблюдал за работой отца, будучи подростокм он решил обучаться живописи у Тициана, но обучение длилоьс не долго, скорее всего два настоящих художника не смогли найти общий язык, произошел так называемый конфликт характеров. О детстве, юности и ученических годах итальянского художника Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) сведений практически не сохранилось. Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения.
Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. Фигура св.
Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Речь идет о картине Поклонение Золотому тельцу, написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто.
Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Бросая взгляд от Саломеи в другой конец экспозиции, зритель сталкивается с «Тайной вечерей» из церкви Сан-Маркуола. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Композиция как бы делится на две части: центром одной Тинторетто сделал юношу-христианина, которого язычники раздели и бросили на землю, склонившись над ним и мучая несчастного.
Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн.
Рох во славе». Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Размашиста и могуча кисть Тинторетто. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св.
Они пригрозили, что если она откажет им, то будет предана смертной казни за прелюбодеяние с неким молодым человеком, о котором все узнаю по их навету. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св.
Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди. Марка». Первоначально, на картине художника были изображены и лилии, но в дальнейшем, полотно было обрезано и свидетельства об их присутствии остались лишь благодаря сделанным ранним копиям.
Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе.
Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Он использовал сложные приемы построения композиции, ракурсов, перспективы.
Подчеркнутый перспективным сокращением плиток пола бег пространства столь стремителен, что придает динамическое начало даже паузам, разделяющим фигуры взволнованных апостолов. В 1550–1553 годах он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху».
Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Настроение беспокойства, напряженности в тревожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Рох во славе».
Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Св. Другая половина освещена и здесь мы видим более приветливые сцены: трех матерей с их детьми. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Старцы вынуждены были скрыться, но впоследствии все же выполнили свою угрозу. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648).
Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. На полотне Обретение тела св.
Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Скуола ди Сан-Рокко — одно из благотворительных заведений. Опекунами подобных школ в эпоху Возрождения выступали богатые венецианцы. Это произведение «Битва при Заре» (ок. В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра).
Сусанна вырвалась из дрожащих рук похотливых старцев и закричала, моля о помощи. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин).
В 1577 году он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок и в том же году обращается к братству с новым предложением – обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. Картина, которая считается одной из звездных работ мастера среди всех произведений мифологического содержания.
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Центром второй части является св. Немного схоже с дантовскими кругами. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца.
Наследие мастера огромно. Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто.
За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. В тот момент, когда служанки закончили обхаживать свою госпожу и оставили ее одну, старцы накинулись на ничего не подозревавшую обнаженную женщину. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами.
1585). Роха во славе. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту, силу и благородство. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Но Веронезе умер, а Тинторетто продолжал работать, — рассказывает Маркова.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Среди произведений в Белом зале сложно выделить более значимые: «Похищение Европы» Веронезе соседствует с «Грехопадением Адама и Евы» Тинторетто, а «Венера и Адонис» Тициана —со «Снятием с креста» Тинторетто. Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик".
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Марка» завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Мистический свет излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто – картины «Спасение Арсинои» – послужила французская повесть, написанная в XIII столетии.
Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир. В 1550–1553 годах он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита.
Созданию эффекта восходящего движения служит расположение персонажей слева направо по диагонали (самый динамичный прием построения композиции), берущей свое начало у основания пирамидальной формы лестницы – в левом нижнем углу картины. Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Более вероятна — психологическая несовместимость художников.
Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». Все персонажи находятся в зоне освещенности. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины Чудо святого Марка (1548). Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы растворяющему в своей безграничности человека. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно.
Эта группа составляет самостоятельную композицию. Тинторетто и Веронезе работали для разных слоев венецианского общества. Как правило, художники обращались к «Метаморфозам» Овидия или другим античным текстам. В то время как многочисленные последователи Микеланджело и Рафаэля без устали копируют «Битву при Кашине» и фрески в ватиканских станцах, развивая тем самым жанр маньеризма, венецианские художники следуют за колористическим мастерством Раннего Возрождения в Венеции —Витторе Карпаччо и Джованни Беллини. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно.
Согласно Евангелию, распятый Христос страдал от жажды и один из стражей, обмакнув губку в уксус, привязал ее к шесту и подал Иисусу. Картины художника остро показывали грядущий трагизм эпохи, близость перемен. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Марка. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Т. е, это уже опосредованная информация. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
«Распятие» – это действительно целый мир. «Чудо св. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра).
В 1548 году по заказу Скуола ди Сан. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан. Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе.
Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения. В его ранних картинах сияют и золотятся краски. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. В 1548 году по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса – молодого, сильного, здорового мужчину. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет.
Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Роха большой цикл картин, представляющий собой один из самых величественных художественных комплексов в истории мировой живописи. «Говорящими» были и многие названия работ Робусти. «поэзий». Он был сыном красильщика шелка.
Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии.
Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Работы Якопо Робусти отличаются стремительной подвижностью. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. По мнению большинства исследователей, морская буря, которую мы видим здесь, никогда еще не изображалась в искусстве стакой мощью1 Огромный корабль с неверными на борту (сарацинами называли мусульман) пошел ко дну, несколько человек пытаются спастись в лодке, но и она уже тонет. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении.
Марко была написана картина «Чудо св. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Иисус повернут к зрителю лицом.
Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Рох в госпитале». Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого. Рокко) огромную картину «Св.
Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте). Но линия такой толщины уже не линия. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. «Чудо св.
Тинторетто уделял также много внимания портрету. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Одно из наиболее важных произведений на выставке —«Саломея» Тициана.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Тициана, напротив, принято считать портретистом высших политических и религиозных лиц. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Марка. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore).
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Рох в госпитале".
Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Мария дель Орто он занимал со своей семьей скромное жилище. По желанию св.
Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Это одно из ранних произведений Тинторетто.
драматические инсценировки. Центром второй части является св. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»).
Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника.
В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Сусанна была признана виновной по ложному обвинению и приговорена к смерти. Сыну при рождении дал имя Якопо. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Драматизма добавляет и сильно скрученная фигура служанки, прячущей голову Олоферна за спину в складки одежды. Написанные при значительном участии помощников полотна разностильны, некоторые чрезмерно бравурны.
Живописное наследие Тинторетто огромно. Распространенный сюжет из Библии. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. Он написал для Братства св. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии).
Над дверью его мастерской красовались слова: Рисунок Микеланджело, краски – Тициана. Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Этой работой автор, по всей видимости, хотел отвлечься от повседневных проблем, обыденности, скуки и увести зрителя в мир сказки и мечты. В 1565 году он пишет новую картину для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра).
В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. «Живопись Тинторетто изумительна. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных.
В этой картине Тинторетто выступает как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ.
нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит.
Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение.
Марка. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой.
Эта картина украшает верхнюю переднюю створку органа в церкви Санта Мария дель Орто. Еще через год. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине – святой Марк, покровитель Венеции. 1550 — 1635 гг. ). Любимов).
Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». В том же году художник становится членом братства.
Взгляд Саломеи, попросившей за свой танец у царя Ирода голову Иоанна Крестителя, спокоен и безмятежен, в то время как служанка слева определенно взволнована. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света.
Он пользуется светом изображая сверкающую наготу юных женских тел. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера.
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. ТАСС). Марка». Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт.
Большинство апостолов – в профиль. два появляется цикл так называемых «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. В 1577 году он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок и в том же году обращается к братству с новым предложением – обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. Но линия такой толщины уже не линия.
В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. Самой значительной и одновременно завершающей работой этого периода явилась картина «Чудо св. Марка» завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа.
Марко Джузеппе Царлино и другие. Все они – должностные лица, члены венецианской иерархии. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь).
По желанию св. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Любимов). Еще через год-два появляется цикл так называемых «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни.
Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». В дальнейшем, его проект здания школы переработал другой местный архитектор, Антонио Скарпаньино. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Названия известных картин Якопо Робусти: «Происхождение Млечного Пути» «Тайная вечеря» «Похищение Елены» «Страшный суд» «Вакх, Венера и Ариадна» и другие.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. «Распятие» – это действительно целый мир. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто.
Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря открытой композиции.
В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде).
Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Он ведет беседу со своими учениками. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Картину «Чудо Св. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Рох во славе". Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин.
Композиция Св. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Но к ней следует относиться осторожно. Марка.
Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. У Якопо фигуры вырастают из пустоты. О предках художника почти ничего не известно. Жизнь Тинторетто полна тайн.
С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. Зрелый период. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф.
Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров». Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Заканчивается цикл картиной Встреча Марии с Елизаветой (1588) на главной лестнице». Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Падают с ними и поверженные ангелы.
Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Впоследствии, рисунки Тинторетто будут высоко цениться и часто копироваться. В том же году художник становится членом братства.
Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Именно с нее началось признание Тинторетто. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев.
Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица. Тинторетто – уроженец Венеции.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Документов, удостоверяющих факт его рождения, не сохранилось и эту дату определяют приблизительно исходя из даты кончины. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Но подготовка любой картины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Тинторетто часто экспериментировал с макетами и небольшими восковыми фигурками, которые сам же и лепил.
В этот момент появляется святой, чтобы спасти юношу от разъяренной стихии. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Он был сыном красильщика шелка. В том же году художник становится членом братства. Он был сыном красильщика шелка. В этой мастерской, наряду с другими начинающими художниками, учатся и дети Тинторетто.
Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка».
Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь.
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Эта картина стала вершиной его портретного творчества.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета.
В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие.
Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Последние годы жизни Тинторетто были временем напряженной работы запас его творческой энергии, видимо, был беспределен. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик».
Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году).
Эта группа составляет самостоятельную композицию. Но линия такой толщины уже не линия. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками.
Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. "Чудо св.
"Распятие" – это действительно целый мир. В середине XVI века Тинторетто отступил от выполнения произведений на религиозные сюжеты и написал несколько картин-иллюстраций к литературным произведениям, т. н. «поэзий». Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город.
Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. "Живопись Тинторетто изумительна. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). В 1578–1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала (История Марии). В том же году художник становится членом братства. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Так, «Похищение Европы» было одним из наиболее популярных мифов в эпоху Возрождения —история повествует о молодой женщине, которую похищает превратившийся в быка Зевс. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св.
Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
Даная посвятила себя Зевсу. Самая ранняя из картин, написанная Тинторетто для популярной венецианской светской организации с религиозной направленностью братства Сан марко, представляет спасение святым Маркомтонущего сарацина. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом.
К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Роха (Скуола ди Сан. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины.
У кого Якопо учился дальше не известно. В этой картине Тинторетто выступает как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Школы существовали на добровольные пожертвования. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св.
Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице". Так он поступил при работе над картиной Чудо святого Марка. Рох во славе».
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину «Св. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Полотно было заказано Братством св.
Тинторетто трактует этот момент по своему. Любимов). «Живопись Тинторетто изумительна. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо).
Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Фаустина, будучи более высокого происхождения, повлияла на изменение внешнего облика художника. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Рох в госпитале». Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Это братство было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.
Рох в госпитале». Картина изображает освобождение раба святым Марком.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Так сбылось предсказание оракула. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. И тут слова попросил пророк Даниил. Искусствовед Макс Дворжак так описывает сцену Похищения.
В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины.