В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом.
Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания. С первых шагов по стезе живописи Тициан проявил себякак необычайно талантливый художник, умеющий соединять беллиниевские черты истепенность с натурализмом заальпийских художников, к которым он испытываетвеличайшее почтение. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника. Заболел и Тициан, 27 августа 1575-го художника обнаружили мертвым около мольберта.
Тициан Вечеллио – итальянский художник, крупнейший представитель эпохи Возрождения, магистр венецианской школы живописи. Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору».
К тому времени определилась личная жизнь художника – любовь к девушке Чечилии принесла ему двоих сыновей, Орацио и Помпонио, а в 1925 году Тициан женился на матери своих детей. С тех пор, достигнув абсолютной славы, звания первого художника Венеции, сказочного богатства, Тициан нес в себе комплекс Джорджоне. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Тициан.
В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу. Со смертью Джорджоне в 1510 году и отъездом в Римодного из самых многообещающих художников Себастьяно Лучани в 1511 году, когдаБеллини уже восьмидесятилетний старик, Тициан, бесспорно, становится главойвенецианской живописной школы. Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Все элементы картины существуют в особой вселенной Тициана, ведь в данной работе уже прослеживается оформившийся стиль художника.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Кроме того, появляется возможность для новых важнейшихзаказов: необыкновенные портреты Карла V верхом и КарлаV в кресле, когда гордость и официальность первогообраза, положившего началу счастливому жанру официальной портретистики, сталкивается в вечном противоречии с меланхоличным, камерным образом второго. Была создана «Венера и органист», где художник вновь затрагивает темы музыки илюбви. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Тициан Вечеллио да Кадоре (ок.
«Даная», работу над которойхудожник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналуАлессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма исочной колористики: она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с«Венерой Урбино» — замечает монсеньор Джованни Делла Каза. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
Это изображение отнесено очень далеко отпервой сцены, дабы подчеркнуть жестокость насилия. В1553-1554 годах созданы удостоившееся многочисленных копий «Венера и Адонис»хранящаяся в Прадо «Даная», еще один вариант картины, созданный для семействаФарнезе. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах.
Одновременно Тициан посвящает себя работе над тремяполотнами огромной важности: «Вознесением» для церкви Сан Доменико Маджоре вНеаполе, «Распятием» для Сан Доменико в Анконе и «Мученичеством святогоЛоренцо» для капеллы дей Массоло в церкви Крестоносцев в Венеции. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. 1477-1576) был однимиз величайших художников итальянского Возрождения. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Манера письма Тициана становится исключит, свободной композиция, форма и цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краски накладываются на холст не только кистью, но и шпателем и пальцами.
Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Также художника интересует пышная женская красота, которая проявлена в картине этого периода «Любовь земная и небесная». Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Ее крохотная фигурка уже принадлежит храму с его колоссальной лестницей и величественными колоннами, в то время как толпа зрителей представлена на фоне открывающейся в просвете между зданиями пейзажной панорамы. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Петра.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Крупнейший представитель венецианской школы. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. И она отвечает ему любовью.
Он прожил ровно век. И оказался прав. На созданном в 1567 году«Автопортрете» (Прадо) художник изображен в той же решительной позе, что и напредыдущем автопортрете, хранящемся в Берлине. Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля.
Эту – одну из своих лучших картин – онзавещал поместить в часовне, над своим надгробием. В конном портрете, находящемся в мадридском музее Прадо, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, целеустремленное движение всадника, закованного в латы, обнаруживает его решимость, волю и отвагу. А Тициан – дает. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые.
Две любви: небесную и земную. Тем не менее, документально засвидетельствованотолько лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой«Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этомслучае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизниавтора. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. В поздний период Тициан достиг вершин живописного мастерства и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем.
Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Знаменитая «Венера Урбино» посвящена, однако, сыну Франческо, Гвидобальдо.
И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника.
Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. А это всегда драма. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Точная дата его рождения неизвестна.
Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки Россия-Европа-Россия. Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). В Риме, где художник дажеполучает почетное гражданство, он оставляет несколько портретов членов папскойсемьи, среди которой изумительный «Портрет Павла III сплемянниками», подлинный шедевр психологической интроспекции.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. И испанский и французский короли приглашали Тициана к себе, поселиться при дворе, но художник, выполнив заказы, всегда возвращался в родную Венецию. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Франциск Ассизский, который указывает на благочестивую семью заказчика Якопо Пезаро, которая стоит перед Мадонной с младенцем на коленях. Картины Тициана не только глубоко проникают в психологию, но и демонстрируют женскую красоту.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Франциска.
Здесь размытыеприкосновения кисти выделяют на первом плане великолепного Ангела-Вестника ивзволнованную Марию в то время как в небесах открывается окруженныйангелочками блистающий просвет. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). Даже не кистью –легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношескитвердой рукой подписал: «Тициан сделал». «Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II.
Письма же за него писали под диктовку. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Тициан должен прежде всего закончить грандиозноеполотно «Пьета» (ныне в Академии), предназначенное для капеллы Распятия вцеркви дей Фрари, где должна была быть могила самого мастера.
У художника небудет времени закончить картину: смерть настигнет его 27 августа 1576 года, вразгар свирепствования чумы, в пустом доме. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Колорит – контрастный. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем.
На нем изображены нарядно одетые золотоволосая венецианка и античная богиня Венера, сидящие на краю мраморного саркофага, в воде которого Амур вылавливает лепестки роз, символизирует красоту мироздания.
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Конец 30-х – 40-е гг. Альфонсо д, Эсте, герцог Феррады, приглашает его завершить украшение «алебастровой комнаты», своего частного кабинета, оставленное незаконченным Джованни Беллини и, ксожалению, разрушенного уже к концу XVI века. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Это предостережение несетв себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическуюподоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силамЛиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлученияВенеции.
На первом планеизображено коленопреклоненное семейство заказчика. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома.
В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконесоздается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное«Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). Все главные храмы города открывают художнику свои двери. В тридцатые годы Тициан налаживает также отношения сурбинским двором.
Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. Гигантские, больше человеческого роста фигуры столпившихся внизу апостолов и медленно, торжественно поднимающаяся к небу на фоне золотого сияния, в сопровождении парящих в облаках ангелов-путти величественная Мария действительно могут быть сравнены только с титаническими образами Микеланджело. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Как раз в это время проводятся заседанияСобора за объединение, где Карл V пытается прийти к согласию с протестантскимикнязьями, побежденными им в битве при Мюльберге. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
Между 1516 и 1524годами Тициан создает для него три «вакханалии» или «поэмы», как называет ихсам художник: «Праздник Венеры», «Андрийские вакханалии» и «Вакх и Адриадна». Языческие сюжеты на этих полотнах дышат игривостью и чувственностью, элегантностью формы, богатой и звучной цветовой гаммой. Тициан прожил достаточно долгую жизнь, которую можно условно разделить на четыре этапа. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи.
ПортретПьетро Аретино, находящийся в Питти, на котором один и тот же персонаж с однойстороны, выглядит человеком из плоти и крови, а с другой, — скорее изображен ввиде «наброска, чем в виде чего-то завершенного». Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Все его святые просто земные люди. Выразительное и конструктивное мастерство цвета, который расслаивается висходящем от распаленных тел свете искупает все недостатки рисунка ипространственно-пластической композиции. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. На этойкартине фигуры из разных групп, с их общими цветовыми и световыми деталями, пластикой и резко акцентированными анатомическими подробностями, снованапоминают фрагменты античной и современной скульптуры.
Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
А ведь ему было уже за сорок. Для Венеции фигура Тициана исключительно важна: до этого периода достижения живописцев были незначительны. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейскойЮдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата– а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. спустя пять лет она умерла, после чего он прожил до конца жизни в одиночестве.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В 1538 году закончена картина Венера.
Картину «Благовещение», Тициан создает для церкви СанСальвадоро в Венеции в первой половине шестидесятых годов. Над темным морем он несет её на Крит. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Написанная по заказу венецианского монастыря францисканцев дейФрари, картина была помещена над алтарем после торжественной церемонии. Поначалу полотно чуть не было отвергнуто из-за своей поистине революционнойновизны.
Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Весь свет сосредоточен нателах Христа и его мучителей, придавая им мраморный отблеск свет искрится надоспехах воина изображенного на первом плане. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
– время расцвета портретного искусства Тициана. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Таковы же и три «Библейскиесцены» с дерзкими ракурсами, созданные между 1542 и 1544 годами для потолкацеркви Санто Спирито ин Изола в Венеции.
«Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. «Поклонение святой Троице» или «Глория», прославляющая Габсбургов, объединила в себе, на фоне светоноснейших эмпиреев, двор земной и дворнебесный. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов.
После тщательного изучения творчества Макеланджело и Рафаэля, Тициану удается выработать свой собственный стиль («Динарий Кесаря», «Флора»). В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.
Отталкиваясь от картины Рафаэля «Портрет папы Льва X скардиналами Людовико деи Росси и Джулиано деи Медичи», Тициан воплощаетгрупповой портрет изображая беспокойного и деспотичного прелата из семьиФарнезе в обществе его племянников. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Потом Тициан.
Тициан прожил долгую жизнь. Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Но на этомпоследнем пиршестве за столом был он один.
До последних дней он не прекращал работать. Это отразится в его автопортретах.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Только исключительные мерыправительства избавили его тело от общей могилы – обычного метода захороненияпри таких обстоятельствах – и позволили его останкам торжественно упокоиться наследующий день в церкви дей Фрари.
«Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Внешне небогатая бурными событиями жизнь Тициана была долгой, блистательной и плодотворной. Затем Микеланджело. Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика.
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. «Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св.
И королей и святых. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. В то же время на волне успеха «Ассунты», Тицианполучает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформлениеалтарных ниш. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. В 1525 году он женился на Цецилии, которая имела от него двоих детей. Художник одет в простую и дорогую одежду. Тициан поистине мыслил краской.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Эта работа новатора. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Среди творений этого периода – от конца первогодесятилетия века и до середины второго – утонченные музыкальные аллегории, хранящиеся ныне в Лувре: «Прерванный концерт» и потрясающий «Деревенскийконцерт», аллегорически представляющий всеобщую гармонию и социальный контрастпоэтически-морализаторские «Три возраста» (ныне в Эдинбурге) «Noli me tangere» или «Не прикасайся комне» (Национальная галерея в Лондоне) и наконец, вершина тициановскоготворчества – «Любовь земная и любовь небесная», сейчас находящаяся в Риме, вгалерее Боргезе. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Однако произведением, которое после первого замешательства, вызванного его революционной новизнойотносительно венецианской изобразительной традиции, поставило Тициана в одинряд с величайшими художниками эпохи Возрождения, с Рафаэлем и Микеланджело, стала «Ассунта». В 1559 появляется драматическое «Положение во гроб» и «Поклонениеволхвов» (Эскориал). Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Соединение этих влияний легко распознается в егопервых произведениях, особенно в маленьком полотне, где «Папа Александр VIпредставляет Якопо Пезаро святому Петру».
Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми. В период позднего расцвета своего искусства Тицианвозвращается к выделяющимся своей чувственностью мифологическим сюжетам (которые сам он называет «поэмами»), предназначенным прежде всего для короляИспании Филиппа II. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Император Германии Карл Пятый пожаловал художнику титул «графа Палатинского», а также высший сан «Рыцаря золотой шпоры со знаком Меча и Цепи» и звание государственного советника. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Он чувствует себя независимым.
Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Даже в сюжете о «Чуде святого Антония» изображенном на фресках, исполненных драматической силы и дерзких композиций в 1511 году в Скуола дельСанто в Падуе, сквозь господствующую тему прощения можно ощутить глубокуюлюбовь заказчика к Венеции и увидеть метафору с примирением Падуи, которая вовремя кризиса 1509 года предательски перешла на сторону империи. Свою последнюю картину, Оплакивание Христа, Тициан написал для собственного надгробия.
И наконец, такова же, написанная в теже годы наполненная внутренним драматическим напряжением картина «Коронованиетерновым венцом» для церкви Санта Мария делле Грацие в Милане. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Созданные им образы обладают мощными силами.
Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Таким образом, новые искания в творчестве уроженца Кадоре нельзя назвать результатом кризиса. Это - вызов, результат развития личности, богатство выражения, направляемоемогучей индивидуальностью художника, несмотря на то, что критика выделяетнекоторое снижение вкуса, ослабление напряжения в произведениях, которые побольшей части относятся к данному периоду его творчества. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Картина написана с той же женщины, что и другоепроизведение урбинского цикла, так называемая «La Bella». Созданная для Гвидобальдо, «Венера», один из шедевров тициановской классики, скорее всего призвана служить аллегорией супружества, утонченным, ноубедительным примером чувственности для не блиставшей особенной красотой юнойсупруги Гвидобальдо, Джулии Варано да Камерино, вышедшей замуж за герцога в1534 году в возрасте всего десяти лет.
Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства.
Действующие лица, написанной в 1565 годукартины «Венера, привязывающая Амура» (галерея Боргезе), смотрят грустно ивозвышенно, появившаяся в том же году «Кающаяся Магдалина» (Санкт-Петербург)сменила тонкий налет эротики, наполняющий написанное тридцатью годами ранее длясемейства Делла Ровере полотно, на усиленный пафос. В 1548 и 1550-1551 годах Тициан гостит приимператорском дворе в Аугсбурге. У них родился сын Персей. В 1525 году Тициан женился. «Христос и разбойник» из венецианскойСкуола ди Сан Рокко, датирующийся 1506 – 1507 годами, наоборот, представляетсобой переработку северных образцов, в особенности Альбрехта Дюрера.
Важным эпизодом в развитии тициановской карьерыявилась встреча художника с императором Карлом V, произошедшаяв Болонье в 1530 году во время коронации, которую проводил папа Клемент VII. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные«профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыномКарла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. Рядом с ней находится в рубище св. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело).
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Вскоре Тициан становится известным не только в Италии, но и за ее пределами. Взаимная симпатия художника иего сюзерена крепнет. И к тому же один из самых больших его портретов.
К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. В 1516 году Беллини умер и Тициан стал в республике ведущим художником, получив в 1517-м, помимо привилегии писать портрет дожа, государственное содержание, составлявшее сотню дукатов в год.
Так называли современники Тициана. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Да, он был творец.
Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Необычно исполнение картины. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело. По слухам.
Но его живописное наследие необычайно многообразно — он превосходно владел техникой фрески, писал большие многофигурные композиции и огромные алтарные картины, большое место в его творчестве занимает мифологическая тематика и, наконец, он был величайшим итальянским портретистом эпохи Возрождения, создавшим обширную галерею портретов своих современников. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Микеланджело, посетивший Тициана, восхищается его «цветами и манерой», однако сетует, что вВенеции в последнее время не думают о рисунке. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Интересно, что точный год рождения художника Тициана не установлен: разные источники сообщают разные даты. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Сначала явился Леонардо.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского.
Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Это подсказывает иконография «Пала ди Сан Марко», картины, созданной пообету избавления от чумы 1510 года и находящейся ныне в церкви Санта Марияделла Салуте, главным персонажем которой, является не Мадонна с младенцем, какможно было бы ожидать, но апостол-покровитель города, то есть, несомненно, самой Венеции. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». Художник слыл человеком очень алчным, но в личной жизни слыл человеком высоконравственным.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Среди них его сын Горацио, которому художникдоверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постояннозаказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «КающейсяМагдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Произведения раннего Тициана впечатляют красочным великолепием, реалистической силой, которая, в то же время, содержат идеально-возвышенные представления о жизни. Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Вот последние шедевры мастера: хранящийся в Эрмитаже «СвятойСебастьян» — образец высшего художественного мастерства «Истязание Марсия» — это самое обескураживающее из произведений великого художника, некий видпечального завещания, выражающего крушение внутренней веры художника вспособность искусства воссоздать высочайшую гармонию и размеренность. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Кто изображен на картине – загадка. Тициану покровительствовали влиятельные лица Италии и других европейских стран.
В числепрочих произведений ему принадлежали датированный приблизительно 1525 годомзнаменитый портрет, ныне хранящийся в Прадо (где герцог предстает в яркомголубом костюме, который еще больше оттеняет белая шерсть изображенного рядомпса) и «Снятие с креста», а также утерянная серия портретов двенадцати римскихимператоров, «Цезари», созданная в 1538-1539 годах и воссоздаваемая только погравюрам и многочисленным копиям. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро.
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Произведение«Чудо страдающей женщины» проникнуто созвучным ему тоном драматическогоповествования, особенно патетически звучащим в эпизоде с ревнивым мужем, изображенным в момент убиения явно несправедливо заподозренной в измене жены. Действие разворачивается на первом плане картины: кричащая женщина распростертана земле в странной позе, ревнивый муж возвышается над ней, вцепившись ей вволосы и размахивая кинжалом. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
Тициан родился в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту.
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
До известной степени, картину художника можно рассматривать как исторический документ, отражающий жизнь папского двора. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Император Карл V вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением и не раз говорил: Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). И вспомним, что он прежде всего художник. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны.
В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. У него в запасе несколько официальных заказов. «Портрет дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствиисвятого Марка», в честь участия испанского флота Филиппа II впобедоносном сражении с турками при Лепанто в 1571 году – произведения«частные».
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг.
Прежде всего в «Мученичестве» изображениеархитектурной перспективы и напряжение человеческих фигур производятвпечатление преувеличенного экспрессионизма. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.
Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Сюжет картины, очевидно, был выбран заказчиком, находившимся в конфликтных отношениях с римским Папой Львом X. Композиция этой небольшой картины очень проста — изображенные по пояс фигуры Христа и фарисея предстают перед нами на темном нейтральном фоне. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Точная дата его рождения неизвестна. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Много и охотно художник писал женские портреты. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
В 1518 году Тициан пишет картину Вознесение Богоматери (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя. Мастер строит цветовую гамму, подчинённую золотистому тону, на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зелёного цветов. В день смерти он завершил свой последнийтворческий замысел – картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назариое Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.
Такова«Торжественная речь Альфонсо д, Авалоса», написанная в 1540-1541годах, на которой торжественный жест правителя Милана очевидным образомзаимствован из репертуара Классической скульптуры. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.
(Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом).