Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Эти две тенденции— с одной стороны, любовь к реальности и природе, а с другой—изощрённая забота о том, чтобы следовать по пути, проложенному старыми мастерами, — отныне всегда будут сталкиваться в душе художника. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Так и вышло. В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819 г., Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822 г. ), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Полотно отметил и сам Давид14.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Этим определялась направленность его поисков». Много копирует в Лувре.
Лувр. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812 г., Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814 г., Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
На этот раз он снова выбрал момент перед стартом, нарушив ради большей выразительности и экспрессии композиции, законы перспективного построения. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. Главным символом надежды на спасение выступает фигура стоящего спиной к зрителю чернокожего матроса, отчаянно размахивающего обрывком полотна, чтобы плот заметили на проходящем мимо судне. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.
Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Потребность согласовать стиль и реальность столь сильна у Жерико, что даже тогда, когда он отходит от античных сцен ради изображения римских улиц, самые скромные зрелища обретают в его рисунках и акварелях ни с чем не сравнимое благородство. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит.
Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Её похвалил М. -Б. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Полотно отметил и сам Давид. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. Мастер смело использует цветовые контрасты: то тут, то там вспыхивают темпераментные удары алой киновари, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Создавая картину, Жерико стремится быть предельно точным, он находит очевидцев событий и пишет их портреты, работает в больнице и морге, делая зарисовки больных людей и трупов. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В результате «Медуза» села на мель и затонула. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих Молодую женщину в красном, которую мы воспроизводим. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Я не знаю этой кисти. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.
В 1816 – 1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817 г., Лувр). Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.
Жерико болезненно переживал критику. Её похвалил М. -Б. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Работа хранится в Лувре, в Париже. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Но при этом Жерико упорно и много работает.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Противопоставленная привычной салонной живописи, эта картина, пронизанная движением и темпераментом, необычной пластикой и колоритом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления. Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелиста—автора Плота Медузы, который сумел передать впечатление силы посредством столь прозрачной и тонкой техники.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Это интриговало и притягивало взгляд.
чтобы умереть». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Пусть даже и за свой счет. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
За 15-16 лет в творчестве художника Жерико были заложены основы революционного романтизма, потеснившие царивший академический классицизм во французской живописи девятнадцатого века. Он рвался в атаку. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Природа на полотне враждебна человеку.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. В Риме художник проводит целый год. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Резкой диагональю рассечена композиция полотна. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Это интриговало и притягивало взгляд. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Одного из погибших волной смывает в море. Настроение самого Жерико было противоречивым. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам и особенно Востоку. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Композиция картины построена на двух пересекающихся диагоналях, которые делают акцент на стремлении людей туда, где виднеется спасительный корабль и стихийном встречном движении ветра, который надувает парус и относит плот прочь.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Там картина вызвала большой интерес. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности.
Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Этим определялась направленность его поисков»13. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. На этот раз он снова выбрал момент перед стартом, нарушив ради большей выразительности и экспрессии композиции, законы перспективного построения27. Учился у К. Берне (1808-1810 гг. ) и П. Герена (1810-1811 гг. ) испытал влияние Гро.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Огромное впечатление произвели на французского живописца фрески Сикстинской капеллы исполненные Микеланджело. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819 гг., Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Несмотря на богатство разноречивых эпизодов из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
Для своей картины он выбрал, пожалуй, самый драматичный момент: измученные люди увидели на горизонте судно и еще не знают, заметят их с него или нет. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. 1817, Лувр, Париж). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Он рвался в атаку. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Благодаря этому романтическому, т. е. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Ему не спастись.