Много работал Шишкин и за границей. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Первое место занимает Шишкина Рожь.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». «Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Ничуть не бывало.
Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов, чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре.
Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов.
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Воробьев.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика». Васильева. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.
Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Человек Шишкина прикреплён к земле. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Крамским. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу».
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Так писались и «Сосновый бор. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Крамской, видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Возвращение домой сына расстраивало родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать.
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, как и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру. Медведей написал Савицкий в самой картине.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Художник одушевляет деревья.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Эту технику художник освоил еще за границей.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Его отец был купцом, культурным человеком. В окрестностях Москвы» (1869).
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Природа – сама благородство. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Отец не стал настаивать.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1).
Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860).
Его репутация была безупречной. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Лес выглядит небольшим и просторным. организованы две выставки работ художника.
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали.
Шишкин не облагораживал природу. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.
Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. «Утро» полностью лишено всего этого.
В конце того же 1891 года Шишкин совместно с Репиным организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Быть грозе. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Особенный, тихий, погожий выдался день. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня».
Кроме этого увлекался археологоией историей. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. — Ср. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
В окрестностях Москвы. В 1984 -85 г. г. Облик этот был многолик. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Здесь исчезла всякая таинственность.
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы.
Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Что впереди. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Это было выступление против мёртвого академизма. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. У работы было очень много положительных отзывов. Парит.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставке работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
Он тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета.
Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. У него умерли сыновья.
Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго.
Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Все сковано морозом и погружено в тень. Воробьева. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Много картин И. И.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Примером таких работ является картина Рубка леса. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Должно также заметить, что с Иваном Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан).
Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Весной 1862 года вместе с В. И. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Шишкин стремился к другому. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной живой школой, о которой говорил в свое время Крамской.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Биография художника зашифрована в его творениях.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Каждое дерево обладает своим «характером». Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Шишкина, организовала со своими детьми старшей группы детского сада занятие-экскурсию в детскую библиотеку, где была организована выставка «Жизнь и творчество художника Шишкина. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Их он стремился передать как можно конкретнее.
Богато нюансирован цвет. Шишкин сдержан и величественен. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Лесная глушь (1872). В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В частности, русских лесов.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Ее иногда называют картиной-завещанием. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
Мастер смело экспериментировал. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Жил преимущественно в Петербурге.
Лучшая работа этих лет – Полдень.
Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Лесной пейзаж кажется необъятным. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Над землёй летают ласточки.
Это очевидно. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Мрачное настроение. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Его картина поет. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Ему уже сопутствовала известность. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. В них нет политики и социальной направленности.
Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Вертикали пересекаются косыми линиями. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты и силы природы родной страны.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Сосны придают картине величественное звучание.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В 90-е гг. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ».
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). О его рисунках постепенно узнала вся школа. Густые кроны бросают на них тень. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В течение всей жизни Шишкин писал лес.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Безусловно, Третьяковка открывает для нас огромное множество шедевров великих художников, однако, ничто не прельщает лично меня так, как изображение российской природы. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Невероятная тишина царит в пейзаже. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
Это была ювелирная работа. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Окрестности Москвы.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Картина Полдень. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Характерна в этом смысле «Рожь». А их было немало. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Это несомненно. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги».
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. 90-е годы Шишкин встретил полный сил.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В его картинах – чуткое отношение к деталям. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Природа выражает музыку человеческой души.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Случайность. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Тем более, что остров славился своей живописной природой. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
В таких картинах, как «Полдень. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Задний фон мрачен. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Сюжет их – жизнь русских лесов.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2).
Чувствуется глубина оврага, глушь. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Так в реальной жизни не бывает. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Сосновый бор». Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Внушительные дубы достойны восхищения. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Крамским.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работИвана Шишкина, написанных за сорок лет. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.