Иванов Сергей Васильевич – знаменитый русский художник, живописец, художник-славянист. На рубеже 1889—1890 годов Сергей Иванов наряду с Серовым, Левитаном, Коровиным— признанный лидер среди московских художников молодого поколения. На рубеже 1889-1890 годов Сергей Иванов наряду с Серовым, Левитаном, Коровиным — признанный лидер среди московских художников молодого поколения.
Первая картина – "В дороге. С этим вопросом тесно связана и тема арестантов: «Беглый», «Бунт в деревне», «Отправка арестантов». Русский художник Сергей Васильевич Иванов родился в городе Руза Московской губернии.
В этом Иванов сближается с другими известными мастерами исторического жанра — В. Суриковым и А. Рябушкиным. И. Иванова, Б. К. Зайцева, Н. С. Гончаровой, С. М. Лифаря. «Переселенка в вагоне», по свежести восприятия близкая к этюду, была написана на открытом воздухе, не без влияния Поленова – мастера пленэрной живописи. Реализмом и народностью отмечены его картины на темы русской истории (Поход москвитян. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. Первый сюжет, заинтересовавший художника, был связан с историей смутного времени.
Картина «В дороге. В книге участников экспедиции – Е. П. Ковалевского и Е. С. Маркова «На горах Араратских» изданной в 1889 году помещены многочисленные рисунки С. Иванова. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Это был первый выпуск Академии в большевистскую эпоху. В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Он писал: «Вид у него был студента-бунтаря, оборванный, длинные ноги, вихрастая голова.
Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья— в духе стиля модерн— почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901) «Царь. Со временем он собрал любопытную палеонтологическую коллекцию, часть которой была подарена В. Д. Поленову и размещена в усадьбе «Борок». XVI век, 1903). В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям.
От этой поездки сохранилось множество рисунком и этюдов. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Работа над полотном шла трудно. Об этом рассказывают многочисленные этюды с изображением суровых лиц и бритых затылков. Художника интересует не жертва, а многоликая и мощная толпа. Серафимович Похоронный марш, 1906).
Творчество И. посвящено жизни и борьбе крестьянства и трудового люда (серия картин и рисунков Переселенцы, в том числе Смерть переселенца, 1889, ГТГ Бунт в деревне, 1889, Расстрел, 1905, обе – в Государственном центральном музее современной истории России). Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. С. В. Оглядываясь на возок с иностранцами, он тянет за руку дочь, стараясь поскорей увести ее от «дурного глаза» немцев.
XVI век, 1902, Государственная Третьяковская галерея). Главный герой картины «Смута» (1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург)— народ. В 1940 создал серии работ «Отель Друо» и «Соборы Франции». Карательный отряд». Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам.
Эти полные поэзии, красочные и эмоциональные работы («В Приказе московских времен», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург «В стрелецкой слободе», 1907, Третьяковская галерея, Москва «Новые книги — раскол», Музей революции, Москва «Приезд воеводы», 1908, местонахождение неизвестно) давали прекрасное представление о прошлых эпохах и лучше скучных учебников пробуждали в учащихся интерес к изучению истории родной земли. Во время революции 1905 года он не только проявил сочувствие восставшим, но, как и В. А. Серов, создал много графических и живописных произведений на эту тему, в том числе картину «Расстрел». В 1899 и 1901 его вновь тянет на Волгу.
Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. В 1891 году в течение месяца он ежедневно посещал Саратовскую пересыльную тюрьму. Жестокий реализм изображения тюремного быта, максимальное приближение к зрителю (с помощью кадрированных композиций) мрачных подробностей жизни осужденных и в первую очередь острейший критический смысл таких работ кололи глаза правдой и были неприемлемы для многих буржуазных критиков.
После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Смерть переселенца (1889), приобретенной П. М. Третьяковым для своей галереи. Написал портреты высших иерархов католической церкви. Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири.
Всегда помогал речи своим жестом, нарочито страстным. С 1905 г. – академик. В 1885 году он покинул училище, даже не приступив к выпускным работам.
С конца 1890-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого. Здесь он написал одну из лучший своих картин «Семья». Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. С 1889 года художника на несколько лет захватила тема арестантов. Смерть переселенца» (1889, Третьяковская галерея, Москва), отразившая критическое отношение автора к действительности. Он поистине превратился в одно из главных действующих лиц. На полотне видны лишь ноги Лжедмитрия, тело которого волокут за веревки по улице.
Известность молодому художнику принесла картина «В дороге. Прянишникова, Е. С. Там он издает небольшую документальную книгу «Голод в большевистской России», в которой сопровождает свои рисунки острыми комментариями. С 1905 по 1909 годы художник работает над картиной «Едут. Сразу же после появления «Союза», художник покинул Товарищество передвижных художественных выставок и до конца своих дней выставлялся только здесь.
он возвращается во Францию в свою мастерскую, расположенную в доме 80 по улице Тэбу. При том, что рейсовый автобус из областного центра курсирует лишь раз в неделю. Научные и художественные интересы побудили Иванова серьезно заняться фотографией.
Любил быть коноводом в затеях, но если не удавалось какое-нибудь предприятие, то унывал. Наибольший резонанс получили картины «Переселенцы. Одна из наиболее известных работ Иванова исторического жанра — «Семья. В другом письме тому же адресату он с печалью констатирует: «здесь нет теперь ничего хорошего и ездить сюда учиться нет смысла». Но люли, в приступе подданнического чувства уткнувшиеся в снег, не могут оценить «величия момента».
В 1917 изучал анатомию на естественном факультете Петроградского университета. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». В центральной части композиции — старик с посохом и связкой баранок.
Затем переехав в Аткарск, где также содержались заключенные, он поселился в доме напротив тюрьмы и пишет картины «Этап» и «Татарин на молитве». Причем некоторые образы написаны с оттенком иронии. С 1930 г. в течение около двадцати лет он является сотрудником журнала «Иллюстрасьон», благодаря чему продолжает путешествовать, посещает Италию, Данию, Голландию, Бельгию, Бразилию Он пишет серию картин, посвященных особняку Друо и соборам Франции, а также изображает Париж в период оккупации в рисунках, часть которых была приобретена музеем Карнавале в июне 1988 г. Особенно важно то, что в этот период он встречается с рядом знаменитостей эпохи. Острые социальные проблемы всегда занимали художника.
Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. Была у Сергея надежда продать картины, да некто взял их в Питер и пропал.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1878-1882, 1884-1885) у И. М. Кроме художественных способностей Иванов обладал научным складом ума. Железный ход исторической жизни неумолимо сотрет главу. XVI век» было написано другим автором.
Для выделения главных объектов он традиционно использует световоздушные эффекты. Исполнил иллюстрации к нескольким книгам: «Дьяволиада» М. А. Булгакова (1925), «Маленькие поэмы в прозе» Ш. Бодлера (1933) и др. Хотя я всего месяц здесь, в Париже, но начинаю тосковать – простору нет. В картине художник активно использовал художественные средства композиции. Первые же его самостоятельные работы, показанные на выставках (Слепцы, 1882 Агитатор в вагоне, У острога, 1885), привлекли – общее внимание ранней зрелостью, живым усвоением достижений старших мастеров – прежде всего Репина и Поленова, а главное, определенностью и смелостью выражения общественной позиции. В 1902 голу на выставке «Союза 36» Иванов представил картину «Царь.
Иногда его товарищи за это посмеивались над ним. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Смерть переселенца» (1889), которая принесла художнику известность, была написана в стиле раннего творчества передвижников, но отношение к происходящему уже другое. Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Интересную характеристику С. В. Иванова, еще ученика училища, дал М. В. Нестеров в своих воспоминаниях. Изголодавшийся по творческому общению, поэт на этот раз был в ударе.
ХVII век», которую П. М. Третьяков купил сразу еще до открытия выставки. Мастер выбрал здесь излюбленный прием — передачу человеческих фигур на светлом фоне. Произведение выставили только на посмертной выставке художника. Полотно привлекло внимание публики, его приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. XVII век» (1901, Третьяковская галерея, Москва). Большое полотно под названием «Смута» было написано в 1897 году, в старинном городе Зарайске.
Также широкую известность получили картины «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (1901), «Царь. Иванов очень много путешествовал. Немного позже появились другие этюды и законченные произведения, среди них: «Переселенцы. На Новгородском базаре ему удалось приобрести несколько старых вещей, помогли и исторические труды, которые он тщательно изучал: «Сказание Массы и Геркмана о Смутном времени в России» и «Сказания современников о Димитрии Самозванце». Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Эти картины (Бродяга, 1890 Этап, 1892 и другие) воспринимаются как акт обвинения обществу, с детских лет калечащему и деформирующему судьбы и души людей. После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Он сделал множество эскизов и зарисовок, прежде чем приступил к созданию полотна.
В 1903–1917 учился (с перерывами) в МУЖВЗ. Сорокина, в Академии художеств (1882-1884).
Художник вновь посещает Бразилию и впервые оказывается в Аргентине. Появляется целый цикл картин, посвященных этой сложной трагичной тематике: «Переселенцы. Он писал и стирал уже готовое, неудовлетворенный сделанным. Люди в одиночку и семьями, небольшими группами и целыми поселениями бросали веками освоенные места и уходили на новые земли, где чаще всего их ожидала очень тяжёлая судьба. С легкой иронией он изобразил важно идущую по снегу большую семью.
В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории». Воспользовшись его советом, он приступил к самостоятельному копированию, а затем в 1878 году подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое сначала посещал как вольнослушатель. Ах, эта самая печь, да лютые морозы, случившиеся после Нового года. Иванов чутко улавливает живописные искания времени его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность.
Здесь прожил он последние семь лет, построив по своему проекту небольшой дом и мастерскую. В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям.
Об этой поездке он писал художнику А. А. Киселеву: «Хорошо теперь в России. В эти годы художник был связан с передвижниками, выставлял свои картины на их выставках (с 1899 по 1903 год он являлся членом Товарищества), вот таким образом дух передвижничества не мог не проявиться в композиции, посвященной Смутному времени. Используя прием «калорированной композиции», художник максимально приблизил изображение к зрителю, как бы создав «эффект присутствия» его внутри. Написал портреты некоторых деятелей русского литературно-художественного и театрального мира, с которыми был дружен: А. Н. Бенуа (позже передан автором в дар Русскому музею), Вяч.
Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Важнейшие особенности творческой личности Иванова – правдолюбие, чувство сопричастности судьбе народа, зоркость социального зрения проявились уже в начале его пути в искусстве, когда он, вопреки воле отца – акцизного чиновника из подмосковного города Руза, оставил Межевой институт и, с благословения В. Г. Перова, высоко оценившего его рисунки, поступил в 1878 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Как многие талантливые люди, Сергей иногда уходил в штопор. Через три месяца Ивановы возвратились в Москву. Огромную роль в раскрытии эмоционального строя произведения выполнил пейзаж. Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири.
Результатом его стала целая серия рисунков, этюдов и картин о жизни переселенцев, среди них наиболее удачной в живописном отношении явилась небольшой холст «Переселенка в вагоне». Этот прекрасный словесный портрет дополняет визуальный исполненный в 1903 году художником И. Э. Бразом. Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Писал портреты, плодотворно работал как рисовальщик и литограф.
Одинокие», «В дороге. Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Первую известность художнику принесла картина «В дороге.
Свое нынешнее название – «Расстрел» – картина получила уже после Октябрьской революции 1917 года. Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Страстный характер Иванова, который в буквальном смысле «бросал его на баррикады», отмечали все знавшие его. Далее революция 1917 г., времена беспорядков и трудностей.
Как бездна. XVI век» (1902), Поход москвитян. Иногда Иванов трактует исторический сюжет как бытовой. XVI век». власти человека над человеком (А. В Париже, а позже в США, получил известность, прежде всего, как портретист.
Затем последовала война, четыре года, потерянных для работы. В 1896 году он оказался в Феодосии, а потом путешествовал по Дагестану. На выставках с 1881 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Товарищество передвижных художественных выставок – с 1887 экспонент, с 1899 – его член).
Особое значение в эмоционально-образном строе работы (как и вообще в творчестве Иванова и других живописцев его поколения) имеет пейзаж, красота которого по контрасту усиливает трагизм человеческих судеб. С началом Первой мировой войны пошел на фронт, служил артиллеристом. Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. Работать над этой композицией художник начал еще в 1890-е годы. В этот период несколько миллионов крестьян отправились на поиски «благодатных земель» навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям.
Смерть переселенца». Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. Но в том, как переданы отдельные персонажи (например, юная девушка в белом нарядном полушубке, величественный бородатый старик — глава семьи), костюмы и детали, чувствуется искренняя авторская симпатия к героям.
Все чаще проходят персональные выставки художника. К этому времени относится начало работы Иванова над темой переселенчества (цикл 1885-1890 гг. ). Так, в 1901 году он написал картину «Приезд иностранцев. И здесь его влекли прежде всего те моменты, когда накопившаяся за века угнетенная ярость народа неистово вырывалась наружу и вершился страшный, но справедливый суд над притеснителями (Смута, 1896 иллюстрации к Капитанской дочке А. С. Пушкина, 1899), когда пробуждались до времени дремлющие силы народного единения (Поход москвитян, XVI век, 1903). В 1937 исполнил серию работ, посвященных папе римскому Пию XI (портреты, церемонии, покои репродукции этих картин вошли в специальный номер журнала «Illustration» в 1939).
Оно поражает оптимистическим и жизнеутверждающим настроем. Вооруженное восстание 1905 года сильно потрясло художника. Начиная с этого момента его, творчество приобретает более личностный характер.
В июне 1921 окончил полный курс по живописному факультету, в мае 1922 получил звание художника-живописца. В гости» (1907, Третьяковская галерея, Москва). Посетил Швейцарию и Норвегию. Нелепо торчащие вверх оглобли повозки усиливают впечатление безысходности произошедшего.
В 1898 совершил поездку по Вятской губернии, затем проследовал в калмыцкие и киргизские степи и на озеро Баскунчак. Ходоки» (1886), «Обратные переселенцы» (1888). Первая картина «В дороге. В сентябре 1918 поступил в АХ, в мастерскую гравюры В. И. Козлинского с 1920 учился в реорганизованной академии (Петроградские государственные свободные художественные мастерские) в живописной мастерской у Д. Н. Кардовского и О. Э. Браза.
Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». выхода наболевшему трагизму в истории. XVI век» (1903, Третьяковская галерея, Москва) изображающая спускающихся с горы на лыжах воинов.
Вот таким образом неизвестно точно, как он хотел её назвать. Свои впечатления художник отразил в знаменитой картине «Расстрел», написанной в 1905 году, поразившей современников. XVI век» (1902), «Поход москвитян. XVI век», (1903). Полотно исполнено в свободной, пастозной манере письма с применением яркой красочной палитры, в которой преобладают белые, желтые, красные и синие тона. С 1903 г. – член и один из организаторов Союза русских художников.
Был дружен с художником Н. К. Калмаковым. XVI век», 1903), красота старинного быта («Семья», 1910). В конце 1960х гг. В 1903 году С. В. Иванов принял большое участие в создании творческого объединения «Союз русских художников». Зимний день, по московской улице движется парадный кортеж, во главе которого торжественно шествуют гридни (стражи) в красных кафтанах. Горячий пылкий человек искренние горячие увлечения.
Работа поражала жизненностью сцены, ярким солнечным освещением и умело схваченным образом старушки, сидящей в вагоне. Художник обратился к историческому жанру, писал портреты своих близких иллюстрировал книги. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти3. Ходоки», «Обратные переселенцы».
В 1935 участвовал в выставке русских художников в галерее-магазине Soleil в Париже. В своих картинах «Смута», написанной в 1897 году и «По приговору веча» (1896) художник точно передает состояние возбужденной толпы в драматические моменты. Наконец транзитом через Англию он прибывает в Париж. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. В 1907–1910 годах Иванов работал над композициями для цикла «Картины по русской истории» издательства И. Н. Кнебеля.
В августе этого же года Иванов едет с экспедицией на Кавказ, с целью посещения малоизвестных местностей и достижения вершин Большого и Малого Арарата. Создавалось впечатление, что это полотно, также как следующее – «Царь. Смерть переселенца», написанная в 1889 году. Смерть переселенца» была принята на XVII передвижную выставку, проходившую в 1889 году. Именно этой мыслью проникнута картина «Поход московитян.
Смерть переселенца" (1889), принесшая ему славу, – образными средствами еще была близка раннему творчеству передвижников повествовательностью мотива, подробно прописанными деталями, но взгляд на происходящее выражен уже по-новому.