«после долгих, долгих часов дискуссий» Рихтер и Обрист сошлись на идее проиллюстрировать то, как творческое самосознание художника формируется идеей цикличности и реакцией на ощущения, возникшие в результате его, художника, соприкосновения с окружающим пространством. Из работ западных художников в собрании Рихтера можно увидеть Ханса Хартунга, Александра Колдера, Хоана Миро, «Голубя» Пабло Пикассо с дарственной надписью. В октябре 2012 года картина Герхарда Рихтера, написанная в 1984 году, была продана за рекордную цену для сделки, совершенной еще при жизни художника. В 1967 году Рихтеру присваивается Kunstpreis junger westen – премия, которой отмечаются самые талантливые молодые художники Германии, а в 1971 году под его произведения отводится целый павильон на знаменитой Венецианской биеннале.
В начале 1980-х немецкий художник Герхард Рихтер (Gerhard Richter) написал 24 натюрморта с мерцающими белыми свечами, но не сумел продать ни одного. Рихтер, как уже было сказано, современный художник.
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. — Оно само— форма». Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии».
– Что с камерой. Все своими руками, ассистенты только размешивают краски. Ионсказал: это беззвучная эмоция. Хотя в некоторых залах собраны работы разных периодов, но выполненные в похожей технике. Женский голос за кадром тихо уточняет, что произошло: Синий цвет.
«У содержания нет формы, — говорил Рихтер. Доволен он -она продолжает жить. Этот цикл среди прочего намекает, что абстрактное искусство часто отталкивается от вполне конкретного образа, разглядеть и почувствовать который иногда не так просто. Точно копируя фотогафии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти — они были «жертвы идеологизированного поведения как такового».
Онзанимается образом— тем, что напоминает реальность, ноейнесоответствует. Этот постоянный поиск составляет суть его творческого метода. Но в середине 60-х Рихтер полностью перешел к абстрактной живописи.
За всю свою полувековую жизнь в изобразительном искусстве Герхард Рихтер лишь однажды допустил съемочную группу в свое ателье: в 1992 году вышел (еще на видеокассете) фильм Виктории фон Флеминг (Viktoria von Flemming) Gerhard Richter: Meine Bilder sind klger als ich (Герхард Рихтер: Мои картины мудрее, чем я), в котором художник при включенной кинокамере наносит краску на полотно. Рихтер же настаивал на том, что далек от политики. Апотом вдруг что-то щелкает вголове иобраз принимает форму. В 1959 Рихтер впервые познакомился с современным западным искусством на выставке Documenta в немецком городе Касселе: после того как он воочию увидел «дриппинги» Джексона Поллока и прорезанные холсты Лучио Фонтаны, он сказал друзьям, что теперь ему придется переосмыслить то, что он знал об искусстве. Серия из четырех больших (260х200 см) абстрактных полотен создана Рихтером под впечатлением от фотографий, сделанных в главной части концлагеря Освенцим в 1944 году. А в феврале 2012 ненасытные коллекционеры попросили добавки: Christies пустил с молотка зеленую абстракцию Рихтера за 15, 5 миллиона долларов, а Sothebys продал абстракцию Рихтера в кремовых тонах бывшему владельцу ночного клуба Карлу Хиршманну (Carl Hirschmann) за 4, 8 миллиона долларов. Нет, не могу.
Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Такой синтез играет важную роль иврамках моих экспозиций. Таким образом, чужое присутствие было бы сведено до минимума.
Мы не видим ее лица, не знаем, о чем она думает, что чувствует. Серия конца 1980-х, пятнадцать серых полотен под названием «18 октября 1977 года», возникшая в связи с появившимися в прессе фотографиями, зафиксировавшими заключение и смерть в тюрьме членов радикального движения «Фракция Красной Армии». Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством и т. д». Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году. Результат своих творческих поисков художники издевательски назвали «капиталистический реализм». На московской выставке будут представлены картины этой серии 1973 года. Язадал ему вопрос: почему тысначала попытался нарисовать реалистическую картину.
И наконец, одна из последних ключевых продаж работ Рихтера произошла в ноябре 2011 года. Рихтер смотрел нафотографии лагеря 1944 года— где люди бегут через леса, где происходят ужасные вещи, где мир как будтобы перевернулся. Вэтом смысле ячерпаю свое вдохновениеу (Сержа) Дягилева, русского импресарио изобретателя русского балета как марки ибренда. «Я продавал его работы своему доктору, своим соседям, своему брату— любому, кого мог уговорить», — вспоминает Цвирнер. Все, что ты видишь, – это лишь то, что ты видишь, но это и есть реальность».
«Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования». Ниодна картина неможет показать реальность Биркенау. Ивот онговорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру.
Вы это почувствуете, когда остановитесь перед «Черепом со свечой». По собственному признанию, Рихтер пишет свои полотна до тех пор, пока не почувствует, что больше ему нечего добавить. Иным вообще не суждено увидеть света выставочных залов. Кинокамера следит за каждым движением, ловит жесты, подмечает перепады настроения, пытается проникнуть в святую святых – внутренний мир художника. Картины творят, что хотят. В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму».
Ивыпонимаете, что это, например, человек— или стул. Все это художник трансформировал в живописные портреты, пейзажи и городские панорамы. Тогда цены на произведения Рихтера редко превышали одну тысячу долларов. Да, параллель натянута и подлежит проверке временем, но мы же не можем ждать, пока сменится три поколения.
Инарисовал сверху абстрактную композицию. Одной из самых знаковых картин, конечно, остается «Бетти» – портрет девушки, сидящей вполоборота к зрителю. Это его убеждение фильм понимает буквально и пытается читать между красок на холсте. Арт-консультант Николай Фрам (Nicolai Frahm) говорит, что пока советует своим клиентам воздержаться от погони за работами Рихтера — до тех пор, пока цены не выровняются.
1932). Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. Представитель позднего романтизма. Годом позже Рихтер начал абстрактную серию Gray, которой занимался более 20 лет.
На одной изображен офицер, на другой – 12-летняя девочка с маленьким Герхардом. Творчество – интимный процесс, по крайней мере, для Герхарда Рихтера. Анедавно онпоступил абсолютно наоборот— предоставил краске полную свободу. Сегодня он говорит: Вот так. Первые беспредметные работы проложили дорогу к большой серии «серых» полотен, одно из которых, созданное в 1973 году, представлено на выставке в Москве. Каково творить под пристальным наблюдением. При этом границы между этими жанрами довольно размыты.
По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». В 1823-26 работал в Риме, преподавал в дрезденской АХ (1836-77). Потом тебя озаряет, что ты не можешь осознать реальность. Несколько лет назад берлинский эндокринолог Томас Ольбрихт (Thomas Olbricht), строившийся пятиэтажный музей для своей коллекции произведений искусства, понял, что у него заканчиваются наличные средства. Не то, что надо.
Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). И в своей оценке он не ошибся. Так как первая большая персональная выставка художника в России, в московском Еврейском музее (куратор – Пол Мурхаус, Национальная портретная галерея, Лондон), включающая работы, созданные с 1973 по 2016 год, совсем не о том, как выпускник Дрезденской высшей школы изобразительного искусства, начинающий монументалист, вовремя перебрался на Запад, за несколько месяцев до возведения Берлинской стены, а через три десятка лет стал звездой современного искусства первой величины, супервостребованным ведущими музеями и частными коллекционерами. Напротив, он «хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством ит. д». Сегодня она бы стоила все 20 миллионов».
Зачем было делатьэто. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа. Вцелом вся выставка— обэтом моменте».
Лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сарсок (Marc and Victoria Sursock) выставили на нью-йоркские торги Sothebys восемь абстракций каждая из них сыграла значительно лучше оценочной стоимости, включая «Абстрактную картину», купленную Лили Сафра за 20, 8 миллиона долларов. – Художник верит в поверхностный образ, за которым всегда будет скрыта реальность».
«Незнаю, получитсяли увас понять сразу, ноэто насамом деле фотографии. «Серое» – подтверждение для Рихтера того, что реальность всегда останется ускользающей, а любые попытки передать ее будут обречены на неудачу. Иформа, которую теперь приняла картина, — это память оБиркенау.
Принято считать, что Рихтер аполитичен, поскольку его работы плохо встраиваются в установленные рамки идеологий и доминирующих эстетических концепций. Это камера. Коллекционерское же признание работ художника началось в 1995 году, когда стало известно, что нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) купил серию Рихтера «18 октября 1977 года» из 15 картин, посвященную немецким левым террористам из «Фракции Красной армии».
Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Онвзял эти фотографии исоздал черно-белые фигуративные рисунки.
С той лишь разницей, что Мане и Дега бежали от фотографии, а он ею вдохновлялся. Легкая дымка, о которой уже написаны сотни статей и десятки книг самыми авторитетными исследователями искусства, – одна из самых узнаваемых техник молодого и зрелого Рихтера. Рихтер переводил снимки из лагеря смерти Биркенау на полотна, а затем накладывал краску слой за слоем, чтобы воссоздать контраст горы трупов и фрагментов природы — дерева и неба, также запечатленные на одном из снимков.
Один из первых дилеров Рихтера Рудольф Цвирнер (Rudolf Zwirner) был потрясен, увидев его работы в 1962 мало кто из немецких художников тогда решался затрагивать такие щекотливые темы. «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, — говорил он на том этапе, — у меня нет программы, стиля, курса следования».
«Эти картины связаны ссамым страшным эпизодом истории XXвека. На заднем плане по телевизору передавали новости. Но Герхард Рихтер, похоже, не слишком рад свалившейся на него славе. Это самое близкое изтого, что можно сделать, чтобы помнить обэтом».
Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Художники осваивали поп-арт с помощью подручных материалов: рекламных объявлений, фото из «глянца» и других предметов развитого консюмеризма. — Оно само — форма». Если выприсмотритесь повнимательнее, тоувидите, как вэтих работах под абстрактными пятнами краски скрывается фотография. Художник вернулся в Париж, откуда началась его мировая слава.
И вот таким образом запоминаются, становятся обобщенным образом. Полотно проникнуто нежностью и непонятной печалью. Все другие права являются собственностью swissinfo. ch. В 1965 году Рихтер пишет две картины: «Дядя Руди» и «Тетя Марианна». Рихтер же настаивал на том, что далек от политики.
Почти все свои портреты художник пишет с фотографий, которые хранятся в его личном альбоме. Используя ту же технику, Рихтер с иронией обыгрывает и классические сюжеты: «Благовещение по Тициану» представляет собой переработку одной из самых узнаваемых картин мастера итальянского Возрождения. А если нет, то картина исчезает навсегда, уничтожается. Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту.
Лучше эту нумерологию не знать совсем. «Работы Рихтера – это не картина мира, это мир образов, – заключил Пол Мурхаус. Запрещается, в частности, продажа и коммерческое использование этих данных. Но, еще раз, речь всегда тут идет одиалоге схудожником.
«У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Необходимо увидеть снова содержание в форме, а не форму как нечто, вмещающее содержание. Ачтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство». Ты хочешь понять то, что видишь и пытаешься зафиксировать это в картине.
Результат выглядел издевкой над теорией распределения цвета и принципами художественной композиции. «УРихтера есть две любимые темы: картины, основанные нафотографиях иабстрактные работы. Обычно документальные фильмы о художниках не уделяют столько времени собственно рождению картины. Онзадал себе один вопрос: можноли нарисовать картину помотивам этих событий.
Япомню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Нопотом понял, что они абсолютно непередают смысла того кошмара, который случился.
«Это самая ранняя работа изтех, что представлены здесь, — 1957 года. Всю его долгую и успешную творческую жизнь Рихтера главным образом интересовала идея репрезентации в эпоху доминирования новостной фотографии и то, как ввести фотографию в границы живописной традиции, все более подчиняющейся требованиям собственных ресурсов. Рихтер родился в 1932 году в семье школьного учителя в Дрездене. В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс.
Сегодня частный музей Ольбрихта «Me Collectors Room» возвышается над узкой берлинской улочкой в районе Митте. В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ. Когда холст с краской отпускает художника, больше не зовет его к себе, тот переносит его в другое помещение, в испытательный зал, где картина висит и ждет приговора своего создателя.
В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Ночем дальше оннад ними работает, тем более абстрактными они становятся. Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений.
Онмне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Эмоциональным и смысловым центром выставки станет инсталляция «Биркенау».
Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». Это было академическое признание. Всвоих работах ондвигался отфотографии ирепрезентации кабстракции, шаг зашагом. Эти картины заранее готовят посетителя музея к масштабным абстрактным полотнам, одинаково понятным/непонятным зрителям с самым разным культурным багажом.
«Монохром был везде, тем не менее я их рисовал», – заметил художник в одном интервью. Эта парочка отказывалась от прибыльных лицензионных сделок и частных заказов. Рихтер Людвиг (Richter), немецкий художник и график. Его высказывания о собственной работе полны всяческих опровержений. Тогда яего спросил, чтоже означает тот результат, который получился. Сэтого диалога начинается совершенно всё».
Рихтеру тогда было 15лет. Пауза, после которой следует ответ: Да, синий цвет испортил бы картину.
Gerhard Richter Painting. Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. В другой серии картин, Рихтер воспроизводит фотографию своеобразным образом. Точно копируя фотографии вплоть до размытости изображения и отсутствия глубины, Рихтер преподносил результат как размышления о смерти— они были «жертвы идеологизированного поведения как такового».
Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. Они оба — тихони и не ходоки по шумным аукционным площадкам. Мэриан Гудман, дававшая интервью от лица художника, назвала рынок его работ «честным». Ниодна картина, ниодна фотография непокажет, что случилось. Художник использует шпатели шириной до 2 м, чтобы распределить масло по холсту. Выставка «капиталистического реализма» состоялась в мебельном магазине Бергеса в Дюссельдорфе и продолжалась две недели. – Она за мной наблюдает.
Иные картины, начатые в ярких красках, превращаются в серое полотно. По поводу этой серии Рихтер заметил: «Эти работы не должны нравиться. Писал в суховатой манере панорамные идеальные пейзажи (Лесной источник близ Ариччи, 1831, Национальная галерея, Берлин) позже обратился к произведениям, воссоздающим сцены патриархального быта немецкой провинции (Свадебное шествие весной, 1847, Картинная галерея, Дрезден), создавал многочисленные рисунки на темы народной жизни, сказок, песен. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. «Бетти» – одна из самых личных картин Рихтера: полустертый образ близкого человека, чьи черты уже не вспомнить, все же несет в себе чувства печали и любви.
Никаких развернутых интервью и вопросов в лоб. Давайте лучше поговорим о кино. В буквальном смысле. Вам кажется, что высмотрите нанастоящие картины, новысмотрите насамом деле нарепродукцию. Обычно звезды первой величины для продажи своих работ держат по арт-дилеру на каждом из континентов у Рихтера же в штате числится только один продавец — нью-йоркский дилер Мэриан Гудман (Marian Goodman). По словам Рихтера, он не увлекся политикой и не собирался увековечить экстремистов, его поразили «общественные устремления этих людей устрашающая мощь идеи, за которую не жалко умереть». Мыживем вмире, где доминирует медиа: только подумайте, какими мыпомним исторические события, например, 9/11.
Работы Рихтера определенно соответствуют вкусам современного арт-рынка. Здесь же можно ухватить и отсылки к поп-арту, вставлявшему ширпотреб в рамку.
Как будтобы онродился сэтим размышлением огранице фигуративной живописи иабстракции. АРихтер знаменит тем, что ему удается совместить все исразу. Учился в Дрездене у своего отца – гравёра Карла Августа Рихтера. «Это, как мне кажется, самая прекрасная картина навыставке.
Тогда же, в 1972-73 годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой Документа. Апотом сделал это снова иснова. Пропускаем визит на вторую Documenta и знакомство с абстракциями Джексона Поллока и Лучо Фонтаны, а также начало 1960-х, когда появилась группа «Капиталистический реализм», в которую вместе с Рихтером входили Зигмар Польке и Конрад Лойг.