Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Глаза ясные и добрые. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Да, при виде крови многие падают в обморок, но еще больше неосознанно на зрителя воздействуют глаза государя. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. К тому же и погода благоприятствовала работе.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки.
Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Среди его учеников Малявин Малявин Филипп Андреевич Известный русский художник и график. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. -— И. Г. ), они много смеялись». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Л. Н. Толстого». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Действительный. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Это лучше всех ваших академических работ. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Стасов присылает ему все, что он просит.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Мне минутами становилось страшно». Пятый факт. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. О чем эта история. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Написан портрет вдохновенно. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3., Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Рассмотрим "ближний круг". В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Публике картина понравилась. Много учился на написании портретов близких и друзей. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Америка—Франция—Россия.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Вегетарианцем стал и сам Репин. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Учился в Высшем. Это вы сами.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Имя Репина стало широко известным. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
В его глазах читается печаль, тоска. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Казалось, она спит. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Она ушла из жизни в 1931 году55. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. В его взгляде осуждение и тревога. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. В эту минуту в комнату вошел Христос. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Действительный член Академии художеств с 1903.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Труд — вот что определяет и украшает человека. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Рисунок уверенный, лепка твердая. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». — И. Г. ) посидеть мне смирно. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Она была закончена только в 1891 году. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. я работал завороженный. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Не доносчик ли. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым., Остроумова-Лебедева.
Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Этюд получился превосходный. — сказал Крамской. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Вся центральная часть написана самим Репиным. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Они словно противопоставлены друг другу.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Работал в плакате и в книжной графике. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. О картине появилось много статей в периодической печати. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Первый факт. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Центральная группа словно недовольна своей ролью. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее величайшей профанацией искусства. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Так ли это – судить зрителям.
Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. «Как. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Комната небогатой интеллигентной семьи. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Убийство свершилось. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. — Да это превосходно. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Репин встречал их по средам.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Возвращается в Россию летом 1876 года. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Все заняты. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
М. Бунакову. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. художественный музей им.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. С 1913 – академик. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Он идет прямо к матери. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Репин считал сам эту картину красивой.
О картине появилось много статей в периодической печати. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Имя Репина стало широко известным.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Работал весь день, не замечая времени. Уже ранние работы Малявина – портреты крестьян приобретал для своей галереи П. М. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики.
Третьяков»109. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 – 1896) у, посещал мастерскую П. П. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Берег Волги. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Третьяков. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Общение с прежними друзьями было только заочным. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. За окном летний день. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Внимание художника тяготит их.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Другой академией для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Репин никуда не делся. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.