В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Государственный музей Амстердама. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Морской пейзаж 1630, Автопортрет у мольберта 1628). Там же устраивает мастерскую и начинает собирать произведения искусства (гравюры, картины иностранных мастеров, оружие, музыкальные инструменты, редкий одежду и экзотические заморские вещи). Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Рембрандт изобразил событие, описанное в Анналах римского историка Тацита (1 в. ): вожди племени батавов клянутся на мече бороться за освобождение от римского владычества.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Влияние Рембрандта мало и украинское искусство начиная с конца 17 века (портреты Тимоша Хмельницкого и его жены Розандры, Львовский исторический музей казацкого полковника Солонины, не сохранился).
Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Базель. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни.
Вместо того чтобы процарапывать металл резцом, художник покрывает пластину кислотоустойчивым лаком и рисует по нему иглой, затем погружает пластину в кислоту и металл протравливается в свободных от лака местах. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Именно вот таким образом в 18 в. картина была ошибочно названа Ночной дозор.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии.
В 1630–1640-е годы он рисовал, сочетая линии разной толщины с тончайшей отмывкой. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «ДавидпередСаулом», 1627).
Рембрандт писал портреты родственников, близких и друзей (портрет Я. Сикс, 1654, аб. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Дрезден. Например, в Листе в сто гульденовхудожник использовал все эти техники (работа над этой доской продолжалась несколько лет). Рейксмюсеум).
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Самым драматичным из офортов Рембрандта является лист Три креста (ок.
Рембрандт сделал большой вклад в развитие мирового реалистического искусства. Для достижения новых выразительных эффектов он часто сочетал разные техники: иногда проходил резцом по уже протравленной кислотой доске иногда гравировал «сухой иглой» – инструментом с алмазом на конце, который оставляет на металле бороздки с зазубринками, придающими мягкость и бархатистость штриху на отпечатке.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В портрете «Флора» (1634 год. Эрмитаж). В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
На картине изображено более двадцати фигур. В центре площади находится памятник Рембрандту. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Государственный музей Амстердама.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. сохранилось мало. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени.
Его восхищало и рембрандтовской освещения и блестящая техника офортов, которые он бережно копировал (Офортная копия масляной картины Рембрандта Притчи о работниках на винограднике, зарисовки отдельных личностей с офорта Рембрандта Смерть Марии). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Зато все требования заказчиков были выполнены. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Эрмитаж). Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Одна из самых известных картин этого периода – Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
1660, Амстердам, Рейксмузеум). Справа изображены фарисеи, неверующие и погруженные в бесконечные споры. Родился в Лейдене 15 июля 1606 в семье зажиточного мельника.
Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте. Зато все требования заказчиков были выполнены.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Итоговые произведения периода— «Товити Анна», «Валаами ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Им.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Она погружена в глубокие раздумья и как будто провидит смерть мужа. После распродажи в 1657-58 гг.
На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Рембрандт всегда избегал классицистической идеализации в изображении человеческого тела. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Однако страсти Христовы большого успеха не имели.
Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус.
Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Государственный музей Амстердама. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Амстердам. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Рембрандт благодаря удачному браку вошел в круг состоятельных людей. Rembrandtplein) в честь великого художника.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Дрезден. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Лос-Анджелес.
Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Санкт-Петербург. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях — «Побиении камнями св. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Из учеников Рембрандта наиболее известен Герард Доу. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Нью-Йорк.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта — «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). На картине Вирсавия (1654, Париж, Лувр) женщина, которую царь Давид увидел купающейся и полюбил за необыкновенную красоту изображена не в момент купания, столь часто избиравшийся художниками для рассказа этой истории и вовсе не красивой. Амстердам. В картинах Меняла (1627, Берлин) и Ученый в своем кабинете (1629, Лондон, Национальная галерея) проявился интерес мастера к передаче эффектов освещения.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». Похоронили его в амстердамскойВестеркерк.
Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Особенно благоволили к нему консервативныеменнониты. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (ГалереяУффици, Лондонская Национальная галереяиМаурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе.
Резец требует сильного нажатия и большой осторожности. Дрезден. Государственный музей Амстердама. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс.
Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Заказчиками портрета были представители амстердамского цеха суконщиков (синдики). Кассель.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. После распродажи в 1657-58 гг. Зато все требования заказчиков были выполнены. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнямисв. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Париж.
Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе. Картина Человек в позолоченном шлеме (1651, Берлин – Далем) работы мастерской Рембрандта демонстрирует характерные черты позднего стиля мастера. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Государственные музеи. ДляштатгальтераФридриха-Генриха Оранскогоон создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год.
Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. На лице Петра лежит глубокая печаль. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год.
Базель. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Сикс, Амстердам брата жены, 1654, Музей изобразительных мист. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Санкт-Петербург. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс.
Берлин. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. По сути картина является пасторалью.
«Похищение Ганимеда» (1635 год. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Ниваа. Утрехт. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Он осваивает и другие новые для себя жанры—натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).
Одно из самых известных произведений религиозной живописи Рембрандта этого периода – картина Отречение Петра (ок. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. В этот период появилось и несколько его шедевров (Автопортрет с Саскией на коленях 1636).
Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Дрезден. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Лос Анджелес. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Их лица озарены внутренним светом. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. Несколько раз написал «Святое семейство».
Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Няня его сына, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться, чтобы уладить конфликт художнику пришлось расплатиться. Композиция была нарушена. Москва.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Государственные музеи, Картинная галерея). К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. представляет известные сложности для искусствоведов.
Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. В офорте Три дерева (1643) контраст густо заштрихованных фрагментов изображения и белой бумаги доведен до предела наклонные параллельные линии на фоне неба прекрасно передают ощущение летней грозы. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Эти картины весьма красочны, подробные детали тщательно прописаны, сама обстановка библейской легенды достоверно передана. Стефана забивают камнями 1629, Христос в Эммаусе 1629.
Лондон. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Итоговые произведения периода — «Товит и Анна», «Валаам и ослица» — отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Лейденец Герард Доу — один из первых учеников Рембрандта — всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Рембрандт умирает годом позже. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. В женских и мужских портретах Рембрандт тщательно пишет голову, повернутую в анфас или три четверти, он выразительно изображает руки. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.
Появились большие деньги и он покупает дом в Амстердаме. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Преобладающий в картине темный фон позволяет лучше выделить фигуры персонажей. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Государственный музей Амстердама. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год.
Отчасти оба тянулись заРубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Эдинбург. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год.
Художник подолгу работает над гравированными портретамибургомистраЯна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Рейксмюсеум). Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи.
В офортах Рембрандта линии так же свободны и подвижны, как и в набросках пером. В 1627 г. Рембрандт оставил Ластмана и вернулся в Лейден. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
К ногам Христа припадают маленькие дети. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Одежда на них нарядная и экзотичная. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт.
Около 1623 переехал в Амстердам, где поступил в мастерскую Яна Пейнаса, учился у мастера исторической живописи Питера Ластмана. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. Париж.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Они изображены вокруг стола с лежащей на нем счетной книгой. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Берлин.
Лист Благовестие пастухам (1634) – настоящее барочное театрализованное действо. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «СамсониДалила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Тем не менее он продолжал выполнять заказы амстердамского магистрата, писал портреты ведущих предпринимателей. «Мартен Лоотен» (1632 год. Лион. Лондон. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Роттердам. В 1642 Саския умирает. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
«Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. В 17 в. рисунок обычно служил в качестве предварительного наброска для разработки большой композиции, этюда отдельных деталей будущей картины или наносился на картон, а затем переводился на поверхность, предназначенную для росписи. Мягкий свет свечи моделирует формы фигур и предметов, расположенных на переднем плане. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). Художественная галерея). Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет.
В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Я обвиняю. » (2008). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Во второй картине Рембрандт стремился передать атмосферу наполненного воздухом интерьера. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. В 1641 году у них родился сынТитус ещё трое детей умерли в младенчестве. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652Герард де Лересс, 1665Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Через год начал брать уроки живописи. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Групповой портрет Урок анатомии доктора Тюльпа (1632) принес художнику успех.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) — застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два«Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Лондон.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Санкт-Петербург. Примером здесь может служить картина Освежеванная бычья туша (1655, Париж, Лувр). Эти гравюры стремительно распродавались.
ГМИИ им. «Возвращение блудного сына» (1666 год. Константин Гюйгенс (секретарь принца Оранького) сделал молодому художнику заказ на картины для своего хозяина. Один из лучших групповых портретов Рембрандта – Синдики (1661–1662, Амстердам, Рейксмузеум). На первой из них изображен старик в очках за работой, в углу, заваленном счетными книгами.
Пушкина, Москва) Рембрандт превращал в психологические этюды или жанровые и мифологические картины (Автопортрет с Саскией, около 1634 – 35 лет, Дрезденская картинная галерея, Флора, 1634, Эрмитаж, Ленинград Вирсавия, 1654, Лувр, Париж). По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Каждый рисунок Рембрандта – исследование природы явлений и попытка уловить характер момента или предмета.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Евангельские сюжеты часто трактовал как сцены из жизни народа (Притча о работниках на винограднике, 1637 Святое семейство, 1645, – обе в Эрмитаже). Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
Я обвиняю. » (2008). Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Картина «Ночной дозор» (1642 год. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Рембрандт поступил в Латинскую школу.
На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Первый крупный заказ, полученный Рембрандтом в Амстердаме, – картина Анатомия доктора Тюльпа (1632, Гаага, Маурицхёйс). Лондон.
Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан. Последний познакомил Рембрандта с произведениями мастеров итальянского искусства. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. ЛейденецГерард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех вДелфте. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Картины Рембрандта лейденского периода (1625–1631) тоже принадлежат этому течению. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью.
Частное собрание) он сравнивает с лучшими произведениями Италии, хотя осуждает пренебрежение художника рисунком. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал.
Большое внимание Рембрандт уделяет освещению, заполняющему картину, создавая в полотне особое напряжение. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новойАмстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Картинная галерея). Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. После распродажи в 1657—58 гг. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. 1650). Картинная галерея).
Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Учился плохо и хотел заниматься живописью. обанкротстве.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизньюапостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския.
Художник делает зрителя участником происходящего в картине. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов.
Он осваивает и другие новые для себя жанры — натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). «Ян Сикс» (1654 год. Пятна света разбросаны по всему холсту, оживляя его живописную поверхность. Санкт-Петербург. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера — немца, работавшего в Италии.
Прозвучал боевой сигнал. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Я обвиняю. » (2008)12. Лондон.
Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
представляет известные сложности для искусствоведов. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Родился в Лейдене в семье мельника. 1630), «Динарий кесаря» (1629).
Фигуры капитана и лейтенанта, занимающие теперь центральное положение, были первоначально несколько сдвинуты вправо. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны.
Многие имеют овальную форму. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Огромное полотно (первоначальные размеры 5 5 м) Заговор Юлия Цивилиса, согласно различным версиям или так и не было вывешено в ратуше или занимало отведенное для него место не более двух лет и затем было заменено картиной Овенса на тот же сюжет. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Павлин на столе – символ богатства.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Тараса Шевченко называли русским Рембрандтом за темные краски. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Заказчики отказались принять эту картину. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Амстердам. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год.
По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований. Конспирологическаяверсия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёраПитера Гринуэя«Ночной дозор» (2007)и «Рембрандт. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Кисть возвращает жизнь мертвой плоти и красоту безобразию. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, кактициановский«Ариосто» и портретБальтазаре КастильонекистиРафаэля. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
«Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Санкт-Петербург. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Для Рембрандта необычный сюжет иногда мог стать поводом для смелых художественных экспериментов. «Похищение Европы» (1632 год.
Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Кассель. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос вЭммаусе» (1629). На волне успеха мастер женился на Саскии ван Эйленбюрх (1634), дочери бургомистра города Лаувердена. Теперь Рембрандт не успевает писать портреты.