Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой. Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии. Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека. На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии7. На картине, по мнению экспертов изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе античной богини весны и цветов Флоры. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан редкого сорта, названный впоследствии «Рембрандт».
На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641). Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Глубоким драматизмом пронизаны полотна Возвращение блудного сына, Артакссеркс, Аман и Эсфирь и Еврейская невеста. В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
В 1985 на «Данаю» было совершено покушение. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году.
Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов.
Дрезден. Еще бы. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
Юный Рембрандт обращает свои взоры в сторону славного города Утрехта, где работает группа голландских художников, которые вошли в историю искусства Западной Европы под названием "утрехтских караваджистов". Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год.
Фотограф может применить это к фотографии. Написана она была в последние годы жизни мастера.
Постепенно складывались неповторимый стиль и особая техника живописи. – отмечает О. Петрочук. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее).
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Но это было не так. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. сохранилось мало. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ».
В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Утрехт. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Я обвиняю. » (2008)12. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя.
Дела шли все хуже. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые выработал художник за долгие десятилетия творчества. Государственный музей Амстердама. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Художественная галерея). В них вы видите печаль. В портрете «Флора» (1634 год.
Они редко ведут нас на биржу, умалчивают о колониальных завоеваниях, почти не показывают трудовую жизнь голландского крестьянства, которое, как указывал Карл Маркс, было в семнадцатом веке в очень тяжелом положении. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени.
Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Лондон.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Роттердам. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины.
Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год.
Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю.
гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее).
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Санкт-Петербург. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Красочно насыщенная, напоенная светом красно-коричневая цветовая гамма усиливает эмоциональную выразительность портретов, привносит ощущение согревающего человеческого тепла.
Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Рейксмюсеум). Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Благодаря положению её семьи Рембрандт оказался вхожим в дома известных и богатых жителей Амстердама, охотно заказывавших ему свои портреты. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим прими меня в число наемников твоих. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет.
Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Дрезден. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Ниваа.
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В центре площади находится памятник Рембрандту. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Краски лежат на холсте густыми мазками. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни.
Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Встал и пошел к отцу своему. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана).
В 1634 году Рембрандт сочетался браком с Саскией ван Эйленбурх, богатой девушкой, происходящей из очень знатной семьи. дв., 1657 и др. ). Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет.
Амстердам. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ.
«Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Их лица озарены внутренним светом.
Базель. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Москва.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим.
Родился в Лейдене в семье мельника. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
А. С. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Санкт-Петербург.
Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. ГМИИ им. Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6. Среди шедевров позднего периода — «Возвращение блудного сына».
Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. Если я имею пророческий дар и проник во все тайны и обладаю всей полнотой познания и веры так, что могу двигать горами, а любви не имею, я ничто. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций8. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии.
Лондон. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Это своего рода портреты-биографии. Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Государственные музеи, Картинная галерея). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена.
Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы.
тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Базель. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей.
Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. Там он оставался три года и сделал такие успехи и так усилилась любовь его к искусству, что всех приводили в восторг работы юноши, обещавшего стать замечательным живописцем. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. Картинная галерея). Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). С выразительного рисунка, хранящегося теперь в Берлине, на нас смотрит задорная, слегка насмешливая девушка в соломенной шляпе и с цветком в руке.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же).
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Призывом к глубочайшей человечности, утверждением духовной общности людей закончил своё творчество великий голландский художник.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. 1643, Кассель, Картинная галерея). Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах.
Амстердам был самым крупным художественным центром. Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Один из последних полученных Рембрандтом крупных заказов «Заговор Юлия Цивилиса» для новой ратуши Амстердама постигла участь «Ночного дозора». После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Эрмитаж). Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. В его картинах изображенное представляется как бы окутанным воздухом и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Поддерживаемое стариком поникшее тело Христа — воплощение измученной человеческой плоти — вызывает прежде всего чувство глубокого сострадания.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Государственные музеи.
Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги.
Дрезден. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. Кто они — неизвестно. Лос Анджелес.
Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Рентгеновское исследование полотна показало, что Рембрандт частично переписал лицо Данаи после смерти жены – и сделал его похожим на лицо второй своей возлюбленной, няньки его сына Титуса Гертье Диркс.
Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Одежда на них нарядная и экзотичная. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию. Несколько раз написал «Святое семейство». Санкт-Петербург.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Повреждения затронули около 30 шедевра. Рембрандт пытается уловить возвышающую поэзию в самой повседневности, найти человеческую красоту в образе некрасивой, беззащитной женщины.
Заказчики отказались принять эту картину. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве.
Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
«Ганимед» дрезденского музея). Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. На холсте появились посторонние лица. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Многие имеют овальную форму.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Государственный музей Амстердама. В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс.
в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. «Мартен Лоотен» (1632 год. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
«Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Заказов становилось все меньше. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
Все чаще Рембрандт обращается к пейзажу, создавая в живописи и графике романтический, взволнованный интригующий, хотя порой и внешне умиротворенный образ природы (офорт Три дерева, 1643 Пейзаж с руинами, ок. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Кассель. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Краска немедленно начала пузыриться.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период.
Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
Они темные. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны.
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Государственный музей Амстердама.
Нью-Йорк. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Учился плохо и хотел заниматься живописью. Популярность автора начинает падать.
Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения.
Беззаботное время художника длилось недолго. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции.
Картинная галерея). Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. О детстве художника известно не так уж много. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Саския стала музой и любимой моделью художника. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Французский путешественник Сорбьер пишет, что "голландцы затрачивают на покупку картин большие деньги, чтобы выручить за продажу их еще больше". Лондон. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. «Возвращение блудного сына» (1666 год.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Это был почетный и выгодный заказ. Сын повёрнут к нам спиной. Эти гравюры стремительно распродавались. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. С редким упорством Рубенс воссоздает один и тот же тип пышногрудой красавицы, согретой неприкрытой эротикой, полной жгучей, глубоко личной интимной чувственности.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Государственный музей Амстердама. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала.
Павлин на столе – символ богатства. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. 1630), «Динарий кесаря» (1629). Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме24. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год.
Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
Самая известная из картин Рембрандта. Картина «Ночной дозор» (1642 год.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. Эрмитаж). Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Почти три года Рембрандт провел в Лейдене в мастерской малоизвестного художника Якоба ван Сваненбурха, затем учился в Амстердаме у модного тогда живописца Питера Ластмана, после чего, вернувшись в Лейден, открыл в 1625 году совместно со своим земляком Яном Ливенсом собственную мастерскую. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Рембрандт умирает годом позже. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. почти не сохранилось. Поголовная грамотность, владение иностранными языками стали возможными благодаря внедрению системы народных школ.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Я обвиняю. » (2008).
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Париж.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Его век был эпохой великих драматургов — Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона, Мольера и прославленных живописцев — Рубенса, Веласкеса, Пуссена. После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство.
Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. По сути картина является пасторалью.
Кассель. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1.
«Похищение Европы» (1632 год. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Реставрация картины длилась 12 лет. В 1642 Саския умирает. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи.
В юные годы художника его родина стала одним из важнейших в Европе очагов формирования буржуазного общества. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год).
Государственный музей Амстердама. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом.
Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Берлин.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Через год начал брать уроки живописи.
Санкт-Петербург. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Амстердам. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя.
А. С. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Этот период творчества совпал с его личным банкротством. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона.
Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу. Париж.
Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет.
Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной. Рембрандт, гуляя по улицам, запечатлевал понравившиеся образы резцом на лакированной дощечке. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника».
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен — «Даная». Встань и иди в город, куда шел".
Композиция была нарушена. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху.
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию.
Пришлось перебраться на окраину Амстердама. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия).
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. Зато все требования заказчиков были выполнены.
В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Персонажи готовы ожить в любой момент.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Мы не знаем, что выражает его лицо. Санкт-Петербург.
Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата. в эрмитажной «Данае»). В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты7. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов.
На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668 – 1669, Эрмитаж). В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Лондон. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
В центре площади находится памятник Рембрандту. «Св. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
В «Уроке анатомии доктора Тульпа» пирамидальное, а не линейное размещение на картине персонажей позволило сделать образы героев более выразительными и психологически точными. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Родился он в семье зажиточного мельника. Берлин.
Лондон. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Лос-Анджелес. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. «Ян Сикс» (1654 год.
В 1654 году Хендрикье забеременела. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. (Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея).
Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Родители его были люди просвещенные. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Некоторые шедевры Ливенса были приписаны Рембрандту, а менее ценные полотна последнего считались произведениями кисти Левинса.
А. С. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Новых заказов почти не появляется. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Дрезден. Оно произвольно, комфортно глазу.
Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира.
Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты.
И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо.
Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Лион. Я – Иисус, которого ты гонишь.
Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. К любимым жанрам великого голландца относился и групповой портрет. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). На картине изображено более двадцати фигур. Для живописи Ластмана характерны локальные краски, то есть краски, свойственные предметам при равномерном естественном освещении со всех сторон дневным светом таким образом, Ластман не знал законов светотени.
Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины. Прозвучал боевой сигнал. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет».
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. Но их усилия оказались тщетными. Картины этого направления писались и до Рембрандта, однако мастер использовал несколько инновационных идей, которые позже были признаны революцией жанра.
Урок анатомии у доктора Тюльпа. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Рейксмюсеум). Интересен и еще один факт. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Амстердам. 1669 год.
В декабре того же года Титус и Гендрике основали компанию по продаже произведений искусства. Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Героический стиль имеет применение лишь в больших портретах, украшающих городские ратуши – здания городского самоуправления – и общественные учреждения в память оказанных услуг.
Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. После распродажи в 1657-58 гг. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Эдинбург. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту.
В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. Пушкина).