Творчество и биография Рафаэля Санти делятся на три периода, основными и наиболее влиятельными из которых являются четыре года, проведенные художником во Флоренции (1504-1508 гг. ) и остаток жизни мастера (Рим 1508 – 1520 гг. ).
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Рафаэль родился в Урбино, в семье живописца, который был первым его учителем. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью. Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета. К Леонардо восходит здесь не только ребенок Иисусс пухленькими щечками, но и вся композиция.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. Сикста в Пьяченце. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. В 1515 новый папа Лев X назначает его «хранителем древности».
Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Плацидия. Говорят, если кто-то из тех, кто работал рядом, просил его подсобить в каком-то рисунке, он тотчас бросал свою работу, чтобы помочь товарищу.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Петра). Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
По его проекту ее заканчивал А. да Сангалло Младший для кардинала Дж. Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове («Donna velata»), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Первые заказы начали поступать практически сразу. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. В палаццо удачно соединился тип флорентийского (палаццо Строцци) и римского дворца. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Я только тут понял живопись.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Второе церковное здание Рафаэля — капелла Киджи в церкви Санта-Мариа дель Пополо (1512—20) в отличие от предыдущей постройки тяжеловесна и перенасыщена декором. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности.
Наиболее известной постройкой художника является вилла Мадама. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. В течение четырех лет, Рафаэль освоил технику Перуджино настолько хорошо, что различить их работы стало почти невозможно. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Палаццо Пандольфини во Флоренции строилось Дж.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа».
Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл.
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение — «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
Каждая тень была продумана. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Так же известны самые ранние юношеские три работы Санти: » Архангел Михаил, поражающий сатану», «Три грации» и «Сон рыцаря». Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже.
Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. На его потолке написаны разные сцены из Ветхого Завета. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. После смерти Браманте Рафаэль стал главным архитектором на строительстве собора Св.
1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж.
Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Именно художественный язык и образность картин Перуджино с их тяготением к симметричной уравновешенной композиции, ясностью пространственного решения и мягкостью в решении колорита и освещения оказали первостепенное влияние на манеру молодого Рафаэля. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Вилла была закончена на треть, когда Рафаэль неожиданно умер. Одет он скромно, во все черное. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. Ф. Пенни.
Выполняя заказ папы, Рафаэль создал росписи залов Ватикана, воспевающие идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. И сам станет другим. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. большое «Несение Креста», наконец, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, созданных художником, всесветно знаменитая «Сикстинская Мадонна» — произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер.
Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Они окружены внимательными слушателями. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Стройность и легкость наружной отделки и гармоничное сочетание с окружающей природой — характерные особенности этой постройки. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини.
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Именно с этой провинциальной мастерской и начинается биография Рафаэля Санти как живописца. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Будь то сам Папа Римский.
Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Рафаэль — это Рафаэль. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Часто в нем нет той индивидуальной нотки, того своеобразия, которые очаровывают нас в других художниках. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Сын живописца Джованни Санти. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина).
«Форнарина» (прибл. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Однако, художник, который оказал на него наибольшее влияние, несомненно, оставался прежний. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Им были созданы и архитектурные проекты. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». У ангела слева одно крыло. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Силой, мощью, величием. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Иеронима, св. Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.
Первый учитель – Перуджино. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Этот камерный портрет действительно необычен. В третьем зале — «Зале пожара» — потолок еще раньше был расписан учителем Рафаэля П. Перуджино. Сын живописца Джованни Санти.
в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». А такое в то время случалось редко. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Мастер перестал есть, спать, а главное работать.
Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Бенедикта, св. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. В соседней зале Станца дЭлиодоро в фресках на легендарно-исторические сюжеты (Изгнание Элиодора, Встреча папы Льва I с Атиллой, Месса в Больсене) с особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Только тонкая золотая цепочка украшает грудь.
Композиция палаццо повлияла на композицию галереи в Фонтенбло. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. да Сангалло по проекту Рафаэля.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания).
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве. Он будет шокирован, поражен. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Нарастающий в этих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже с многочисленными помощниками и учениками.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Свободные изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Мадонна с задумчиво-грустным выражением глядит на этот крест, как бы предчувствуя события, которое он сулит сыну. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
«Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.
К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати). VI).
Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков.
Медичи (будущий папа Климент VII). Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Сикста в Пьяченце. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Год или два спустя, он также предоставляет чертежи скульптур, архитектуры и мозаик для пышной часовни Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен.
Он непреклонен. Он прожил остаток своей жизни здесь. Иоанна Крестителя и св. В архитектуру он внес не меньший вклад, чем в живопись. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина).
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. Судьба изображений осталась неизвестна.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Даже бархатный берет — черный. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Петра).
Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Они расположены в следующем зале — Станца дель Элиодоро. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя. Мозаики капеллы выполнены по рисункам самого художника. Петра.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Рафаэль сгорает от любопытства. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника.
В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. К этому времени относится строительство нескольких палаццо в Риме: палаццо Видони-Каффарелли (1515) палаццо Бранкониа дель Аквила, в котором чувствуется увлечение художника античностью. Он даже обвинил художника в плагиате. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр).
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Умер Рафаэль в ее постели.
Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим.
«Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Ромуальда, св.
Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Но это все в будущем.
В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Лаврентия, св. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Рафаэль Санти (итал. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). После такой реакции публики художнику заказали портреты самого близкого окружения и Джулио Медичи. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Это мой идеал».
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Так началась история Рафаэлевых Станц. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17).
За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02). Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим). Свое первое сооружение — церковь Сан – Элиджо дельи Орефичи — возвел в 1509. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов.
Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера — фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы.
Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. Работа датируется 1498 годом. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. да Сангалло). Мавра и св.
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Вокруг него всегда было много учеников.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. В 1513-1514 гг. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец.
После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.
Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком.