Пинтуриккио – прозвище, потому художник был очень малым ростом. Итальянский художник Пинтуриккио (наст.
В церкви же Санта Мариа дель Пополо он расписал две капеллы, одну – для названного Доменико делла Ровере, кардинала Сан Клементе, который впоследствии и был там похоронен, а другую – для кардинала Иннокентия Чибо, в которой этот, в свою очередь, был погребен и в каждой из этих капелл он изобразил их заказчиков, названных кардиналов. Эти корпорации заказали ему композиции с аллегорическими фигурами. Илишь один юноша слицом ив позе Рафаэля на фреске «Канонизация Екатерины Сиенской папой Пием II» стоит враспахнутой меховой шубке без рукавов, которая дает возможность увидеть его красные, заметим, шоссы от самой талии.
О нем мы тоже упомянем как о ученике Перуджино. В течение нескольких лет власти Аравьето безрезультатно пытались добиться выполнения художником его договора. Позднее получил заказ на оформление библиотеки собора в Сиене, где хранились манускрипты из собрания знаменитого Энея Сильвия Пикколомини, ученейшего Папы-гуманиста, носившего в годы своего понтификата (1458—64) имя Пия II.
Отношения супругов были трепетными. В XIV — начале XV века мастера умбрийской школы работали еще в традициях позднеготического искусства (можно хотя бы вспомнить Джентиле да Фабриано), но со второй половины XV века в работах умбрийских мастеров уже чувствуются черты Ренессанса и их интерпретация довольно интересная. В замке св.
Как и у многих художников Возрождения, Пинтуриккио — это не имя, это прозвище, что значит «маленький художник». Вазари пишет, что художник прибыл во Флоренцию без гроша в кармане.
В папском дворце он также расписал несколько комнат, выходящих во двор собора св. Учился у Фьоренцо ди Лоренцо, вместе с Рафаэлем— у Перуджино, которому помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481—1482), а по некоторым данным— ещё и у Бенедетто Капорали, создателя дворца кардинала Пассерини, впоследствии расписанного Синьорелли. Это очень красивая область.
Во всяком случае, вот «Портрет юноши» 1495 года довольно интересный, с таким, я бы сказала, почти психологическим настроем, так как в больших глазах этого юноши видно очень много, тут целый спектр чувств: то ли он хочет заплакать, то ли он куда-то ушел вглубь себя, но, в общем, такое неустойчивое равновесие, которое характерно для подросткового возраста. Действительно же уникальны его монументально-декоративные работы. Но самая известная его работа — это апартаменты Борджиа.
Он вошел в круг церковной элиты. Вероятно, его следует ставить в связь как с проснувшимся культом природы (вспомним о пикниках папы Пикколомини), так и с культом древности, выявлявшимся во второй половине XV века на каждом шагу и требовавшим от живописцев свидетельств их знания древнего зодчества.
Вероятно испытал влияние и Бенедетто Бонфильи, учителя Перуджино. Позже, в продолжение нескольких веков, Пинтуриккио был забыт, затем его открыли немецкие назарейцы, которым простодушность мастера показалась еще более чарующей, нежели дискредитированная Вазари религиозность Перуджино. На него сыплются заказы. Но и в таких случаях художник позволял себе определенные вольности. Умер Пинтуриккьо в 1513г.
Умбрийскую школу долгое время считали провинциальной. Эти указания подтверждаются стильно-критическим изучением произведений Пинтуриккио и для выяснения художественного происхождения его представляется абсолютно лишним ссылаться на влияние Фиоренцо ди Лоренцо, значение которого вообще абсолютно проблематично. 2 Бернардино ди Бетто ди Биаджо, прозванный il Pratoricchio, родился около 1454 г. умер в 1513 г. 3 Чистыми пейзажами в современном смысле слова фрески эти не были.
Наибольшее количество персонажей воткрытых втой или иной степени шоссах изображено на фреске «Фридрих III коронует Энея-Сильвио Пикколомини лавровым венком» (фото 9). Человек в центре этой вселенной, человек возвышается над этой вселенной. Бернардином, а внизу – народ. В церкви Сан Бернардино он написал Христа, парящего в воздухе вместе со св. Изумрудные холмы Умбрии с плывущими над ними облаками и чистейший прозрачный воздух создают этому краю особое очарование. Надо сказать, что портреты Пьетро Перуджино довольно интересны.
Однако, по правде говоря, наброски и картоны всех выполненных там историй были сделаны рукой Рафаэля из Урбино, в ту пору еще юноши, который был его товарищем и соучеником у названного Пьетро, манера коего отлично была усвоена Рафаэлем. На фреске «Коронация папы Пия III» гораздо меньше людей внеприкрытых шоссах икороткой плечевой одежде. Вазари рассказывает о них, что Иннокентий XIV заказал мастеру расписать лоджию Бельведерского двора видами городов: Рима, Милана, Генуи, Флоренции, Венеции и Неаполя.
Сегодня мы поговорим об умбрийской школе. Как писал Муратов в своей книге «Образы Италии», «умбрийские пейзажи сияют светом и наполняются воздухом, свивающимся в нежнейшие туманы, которые плывут над Тразимено и делят цепи далеких гор». Умбрийская школа, конечно, особая. Но по другим версиям, это имя можно перевести как «маляр» или «плохой художник, мазила».
Искусство Пинтуриккио замкнуто, как камера-обскура, в которой художник, никем не тревожимый, видит все церемонии жизни и всю ее малопонятную для него, но занимательную пантомиму. Вот таким образом не таким уж он был плохим художником, как часто его характеризовали. Затем в той же истории мы видим, как тело его перевозится из Анконы в Рим в почетном сопровождении бесчисленных синьоров и прелатов, оплакивающих кончину мужа и первосвященника, столь редкостного и святого работа эта изобилует изображениями с натуры всех тех, перечисление имен которых было бы слишком долгой историей и вся она расписана тонкими и ярчайшими красками и выполнена с разнообразными золотыми украшениями и части ее весьма обдуманно распределены по потолку, а под каждой историей находится латинская надпись, повествующая о том, что в ней содержится. Он оформляет виллу Медичи в Кареджи, пишет для папы и других знатных вельмож отдельные композиции. На третьей антипапа Феликс отправляет того же Энея послом к императору Фридриху III, который настолько ценил живость ума, красноречие и изящество Энея, что как поэта увенчал его лаврами, назначил протонотарием, принял его в числе своих друзей и сделал первым секретарем.
В 1493 году Пьетро Вануччи женится на 20-летней дочери архитектора Франчелли, красавице Кьяре. Написал немало алтарных образов и ряд светских картин (отечественному зрителю особенно запомнился его лиричный «Портрет мальчика» (1500-е гг. ), показанный на выставке Дрезденской галереи в 1955), однако в целом эти произведения не поднимаются над средним уровнем живописи позднего кватроченто. Учился у Фьоренцо ди Лоренцо, вместе с Рафаэлем – у Перуджино, которому помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481 – 1482), а по некоторым данным – ещё и у Бенедетто Капорали, создателя дворца кардинала Пассерини, впоследствии расписанного Синьорелли. После этой работы авторитет художника стал неоспорим. Главное место среди этих шедевров Пинтуриккьо (исполненных в 1503—08) занимают сцены из жизни Энея Сильвия, представленные на фоне городских и природных пейзажей, трактованных с невиданным пространственным размахом и тончайшей грацией. Вазари восхищался и недолюбливал Перуджино.
«Умбрия — страна легких теней», — так о ней говорят. Как и многие, он писал и античные сюжеты, так как эпоха увлекалась античными сюжетами. Названы они так в честь папы Александра VI, Родриго Борджиа. Работал он приблизительно до 1513 года. И ему предоставился большой заказ в 1496 году расписать зал аудиенций в Палаццо Приори. Вазари считал, что, пережив бедность, Перуджино сделался скупым, прижимистым человеком, но, видимо, как всегда, Вазари немножко преувеличивает, поскольку других сведений о том, что Перуджино был бы скупым, нет, а его жизнь говорит совсем о другом.
Неумелость мебельного живописца выразилась в характере лиц и в слишком ярких контрастах, но красота затейливых костюмов (сам Пинтуриккио одевал античных римлян в такие же маскарадные доспехи), размещение красочных пятен, прелестная схема пейзажа — все это делает эти доски ценным приобретением для Эрмитажа (куплены они в 1902 году у г. Руссова) тем более, что они у нас являются единственным выражением той тихой праздничности, которая была изобретением Перуджии и которая сообщает картинам умбрийских кватрочентистов прелесть детской сказки. В этом же дворце он изобразил над дверью одного из помещений Богоматерь с лицом синьоры Джулии Фарнезе и на той же картине голову поклоняющегося ей названного папы Александра. Представитель умбрийской школы кватроченто.
В 1481 был принят в цех живописцев в Перудже. Ну, о нем будет речь, конечно, когда мы будем говорить о Высоком Возрождении. На десятой и последней – папа Пий умирает в Анконе во время подготовки с помощью и согласия всех христианских государей огромнейшей армии против турок и один из отшельников из обители камальдульцев, муж святой, видит, как душа сего первосвященника, в тот самый миг как он умирает, возносится ангелами на небо, абсолютно так, как об этом было написано.
Они очень узнаваемы и этому есть объяснение. Интересна картина «Видение святого Бернарда Клервосского» в 1494 году, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, где за пюпитром сидит Бернард, рядом стоят разные святые и перед ним вдруг является Мадонна. Когда же он достиг пятидесятилетнего возраста, ему был заказан в церкви Сан Франческо в Сиене алтарный образ на дереве с изображением Рождества Богоматери и, когда он приступил к нему, монахи отвели ему жилое помещение, причем передали его ему, как он этого хотел, пустым, вынеся оттуда все, кроме огромного и старинного сундучища, так как перетаскивать его им показалось слишком громоздким. Мы знаем, что роль заказа — просто 90 того, что получается в результате. В большинстве источников указывается 1454 год или около того. В церкви Сан Доменико он написал на дереве темперой историю волхвов, а на другой многих святых. А в Перудже, у себя на родине, он написал в капелле Синьории истории из жития св.
Даже дата его рождения определяется очень приблизительно. Пинтуриккьо также были созданы эскизы мозаик для украшения пола собора (в сложной философской программе этих мозаик особо выделяется аллегория с «Историей Фортуны», 1505). Опять же вот этот пейзаж, вот с такой перспективой, не нарочитой, а очень мягкой, так сказать, почти доходящей до состояния сфумато, которое будет потом любить Леонардо и развивать, действительно с умением поставить фигуры так, чтобы показать вот эту глубину пространства, свободные композиции, очень естественные позы, — действительно то, к чему стремились художники, вот та гармония, которую, собственно и искало Возрождение. Видимо, это был последний крупный заказ. На седьмой – как по смерти Каликста Эней вступает на папский престол с именем Пия II. Или, например известный портрет Франческо делле Опере, в Уффици находящийся. Ее можно видеть в экспозиции. Перуджино — это именно потому, что он связан был с Перуджей, перуджинец.
Она родила ему семь детей и все они были мальчики. Эрколана, епископа и покровителя этого города и там же несколько чудес, сотворенных св. У него появляются ученики. При этом историк прибавляет многозначительные слова: во вкусе фламандцев. С севера она граничит с Тосканой, с юга — с провинцией Лацио. Однако он всоответствии сэтикетом прикрывает причинное место ееполой.
Итак, в этой росписи, в коей Пинтуриккио помогали многочисленные подмастерья и помощники (все из школы Пьетро) истории делились на несколько картин. Даже некоторые писали, что это ответвление сиенской школы, но так можно было говорить только до Перуджино, хотя, помимо Перуджино, умбрийская школа знает и других хороших мастеров: Лука Синьорелли, Бенедетто Пинтуриккио, Мелоццо да Форли. Вероятно испытал влияние и Бенедетто Бонфильи, учителя Перуджино. И, наконец, уроженцем Умбрии был Рафаэль.
Тот же Пинтуриккио изобразил в огромнейшей истории над дверями названной библиотеки, красы этого собора, в огромной истории, говорю я, что занимает всю стену, венчание названного папы Пия III, со многими портретами с натуры, внизу же мы читаем следующие слова: Pius III Senensis, Pii II nepos, MDIII septembris XXI apertis electus suffragiis, octavo Octobris coronatus est (Пий III, сиенец, племянник Пия II избранный открытым голосованием 21 сентября 1503 года, был коронован 8 октября). Умбрия находится в центре Италии. В соборе св.
Почти таким же успехом, как Перуджино, пользовался у современников один из его учеников – Бернардино из Перуджии известный под прозвищем Пинтуриккио, что по-русски можно перевести словом маляришка1. Благодаря протекции папы и его сына Чезаре Борджиа Пинтуриккио получил этот заказ. Так прозвали его из-за маленького роста. В 1496 вернулся в Перуджу. Но вот я считаю, что вот этот «Портрет мальчика» — это просто шедевр, так как здесь все являет гармонию. И, конечно, может быть, самый знаменитый его «Портрет мальчика», который находится в Дрезденской галерее, как раз говорит о том, что Пинтуриккио был хорошим художником, глубоким художником и много умел.
Пинтуриккио получил прозвище ("маленький художник") за малый рост. Ей свойственен лиризм, мягкость, тонкое чувство природы, нежный колорит. Вероятно испытал влияние и Бенедетто Бонфильи, учителя Перуджино. Утверждение Дж.
1481—86), капеллу делла Ровере в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1488—90) и апартаменты Борджиа в Ватикане (1492—94). Это – солдаты, которым всегда было дозволено не носить стесняющую движения длинную плечевую одежду их трое имальчик, стоящий вместе со своим сверстником слевого края. Известно, что святой Бернард, такой средневековый святой, очень интересный, живший в XII веке, очень любил Мадонну, очень любил Богородицу и даже говорили о том, что когда он молится и произносит «Аве, Мария», то он слышит запах роз, а розы, розарий — так называли четки, по которым, собственно и молились Богородице католические монахи и до сих пор молятся.
Это время восстало в образах Пинтуриккио с какой-то ребяческой ясностью и непосредственностью. Учился у Фьоренцо ди Лоренцо, вместе с Рафаэлем— у Перуджино, которому помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481—1482), а по некоторым данным— ещё и у Бенедетто Капорали, создателя дворца кардинала Пассерини, впоследствии расписанного Синьорелли. Перуджино — это прозвище. Представитель умбрийской школы кватроченто.
Художник достигает этим повышенное ощущение действительности. Это часть собора, но это именно библиотека. В 1492 году Пинтуриккио приступает к росписи комнат в Ватиканском дворце. Здесь мы видим этот авторский почерк.
Все свои надежды он возлагал на блага судьбы и за деньги пошел бы на любую дурную сделку. Представитель умбрийской школы кватроченто. Как тут не родиться живописцам.
Ну идемте дальше. О ранних годах жизни Пинтуриккио ничего не известно.
Ангела он расписал гротесками бесчисленное множество помещений, в нижней же части башни, выходящей в сад, он выполнил истории из жизни папы Александра и изобразил католическую королеву Изабеллу, Никколо Орсино, графа ди Питильяно, Джанджакомо Тривульцио вместе со многими другими друзьями и родственниками названного папы, в частности Чезаре Борджа, его брата и сестер и многих доблестных людей того времени. Она известна с XIII века. Вот здесь он уместен, со своим вот таким декоративным роскошеством. Исследователи считают, что формирование этой школы происходило под влиянием тосканских мастеров, но эта земля рождала и собственных гениев, о чем мы сегодня и будем говорить. В Пистойе, у себя на родине, он выполнил немного работ.
В содружестве других мастеров он получает плату за роспись Дворца приоров в Перудже. Вероятно испытал влияние и Бенедетто Бонфильи, учителя Перуджино. Об этом Вазари саркастически сообщает в своем «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Регион получил название «зеленое сердце Италии». И на этой картине изображены с натуры названные Сильвий и Виттория.
Вот, может быть, в композициях Перуджино это больше всего видно. Героев у Пинтуриккио не найти, но его искусство привлекает симпатии за тихий нрав. В истории же св. Но так как лепнину не умели делать тем способом, каким ее делают теперь, большая часть названных украшений погибла.
Конечно, здесь далеко до, скажем, голландцев, до «Мертвого Христа» Гольбейна, но все-таки сквозь эту гармонию пробивается вот эта нотка смерти, которая тело делает из прекрасного ужасным. Работа продолжалась до 1500 года. Людовиком. Он же выполнил в палаццо ди Сант Апостоло несколько вещей для Шарра-колонны.
Вот таким образом то, что часто ему ставят в вину как художнику, что он очень декоративен, что он перегружает свои фрески, свои росписи большим количеством орнаментов, золота, он часто вводил лепнину, даже мозаику в свои произведения, но я думаю, что это роль заказа.