В период учебы в Академии художеств с Виктором Михайловичем Васнецовым знакомятся художники-передвижники: Репин, Куинджи, Поленов, Суриков. В 1907 году Василий Суриков вышел из состава Товарищества передвижников и стал членом Союза русских художников.
К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Крамскому, напечатанные в Вестнике Изящных Искусств (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова.
Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ).
Учился в петербургской АХ (1869—75) у П. П. Чистякова. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей». Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске в семье чиновника. Посетил Германию, Францию, Австрию (1883—84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Она тоже была родом из казачьей станицы.
Многих такой подход шокировал. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь (ГТГ). В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Конец 1870-х – 1880-е гг.
Левитан прожил всего сорок лет. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Большое значение в их творчестве приобретают социально бытовой портрет (Курсистка Н. Ярошенко, 1883г. ), пейзаж, а позже – историческая живопись, где главным действующим лицом выступает народ (Утро стрелецкой казни В. Сурикова, 1881г. ).
Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). В Академии Суриков учился с большим увлечением. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св.
Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки сына. Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.
Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Свои первые картины он подарил Кузнецову.
через индивидуальное, присущее только модели, передано нечто, всеобщее, характерное для всех лучших людей эпохи «портрет Л. Н. Толстого» (1873) и «Н. А. Некрасова» (1877 ГТГ). Ввысь устремились тополя.
Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. Друзья не понимали причин, волновались. Выставка 1882 года была последней для художника.
Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. В. Суриков.
Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком». Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса" (1867). Созданная им в 1872 году картина Осенняя распутица (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. И в тишине поэтической картины стала чудится нам глубокая затаенная грусть.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.
После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Чистякова, но курса не окончил, покинув Академию художеств в 1885, завершив художественное образование в музеях Голландии и Италии, оказавших на него огромное влияние. В 1878 году Суриков женится на родственнице декабриста Е. А. Шаре. по инициативе В. Перова.
В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. Моделями ему всегда служили родные или близко знакомые люди. Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Продолжая работать над этим сюжетом, Перов одновременно подготовил картину Проповедь в селе (1861, ГТГ). Кроме этого художник бывал за границей, осваивал новые техники – работу пером, гравировку.
Имя С. присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей С. и сооружен ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани). Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц (Воскрешение дочери Иаира, 1871, Русский музей, Санкт-Петербург). Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Репин много работает над иллюстрациями.
Они создали свой, особый тип портретного изобр. Это был его родной дед. Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. Как я на Красную площадь пришел, все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось» (из книги Максимилиана Волошина «Суриков»). Начиная с 1870-х гг. С 1871 года до конца жизни он преподавал в московском Училище живописи и ваяния.
как бы соприкасались два жанра – портретный и бытовой. Родился в семье военного поселенца. Один из учеников Левитана вспоминал: Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Чистякова (1861), Н. А. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
В 1874 году Куинджи пишет картину Забытая деревня (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. и в графике, в частности в портретном рисунке графическая манера Репина к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок Девочка Ада, 1882, Третьяковская галерея и Невский проспект, 1887, Русский музей, – оба карандаш). Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, Третьяковская галерея, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, – оба 1877) в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Репин изобразил властного исполненного грубой силы человека. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии. ) Живя в Финляндии, Репин не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР.
С. создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины: "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883 см. В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина Приезд станового на следствие (1857, ГТГ), затем Малую золотую медаль он получил за картину Первый чин. Преодолев после поездки в Сибирь (1889—90) тяжёлое душевное состояние, С. создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей, Ленинград), запечатлевшее образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В исторических картинах 1890-х гг. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Шишкин стремился к изображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Перовым и И. Н. Также художник обладал хорошими музыкальными способностями. Он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша). Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды.
Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития и его художественным антиподом. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. После поездок на Волгу, где Репин наблюдал жизнь бурлаков и длительной работы над этюдами Репин пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине Бурлаки на Волге (1870-73, Русский музей). Писал ли он Волгу – эта была раздольная река русских песен. Существует несколько портретов А. И. Емельяновой. и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога.
Замечательные портреты-типы были написаны И. Е. И уже в год смерти, совпавший с последним годом века, – Летний вечер. При этом толпа у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Рубахи у них красные, порты широкие.
В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща.
Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Я только высмотрел, подметил. Саврасов покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы, ее органической связью с жизнью человека, с жизнью русского народа.
В 1862 году он выставил в Обществе поощрения художников в Петербурге Сельский крестный ход на Пасхе (1861, ГТГ), но полотно было удалено с выставки с запрещением предавать его известности. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. В 1890-е гг.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца.
Однако поступить в Академию Суриков не смог. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. В портретах Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. Классицизм (от лат.
Тяга к рисованию началась у мальчика еще в раннем детстве. После Петербурга Суриков оказался в Москве. Тишина, спокойствие разлиты в природе. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. В следующем году он получил звание почетного вольного общника Академии, а в сентябре он умер в городе Ялте. Тогда же он начинает работать над картиной «Утро стрелецкой казни», по завершению работы над которой в 1881 году вступает в Товарищество передвижников. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.
Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Владимирка – это большая дорога Владимировской губернии. И ужаса никакого не было.
Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в кот. Этюды, выполненные Поленовым на Ближнем Востоке и в Греции (1881-82), послужили материалом к картине "Христос и грешница" (1886-87), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном – обновить живописную систему академизма. Значительно искусство Сурикова-портретиста. В 1880-1900-е гг.
С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни" или проникнутая страстью и фанатичной убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноимённой картине), раскрывающиеся в бурных событиях русской истории. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Художники Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар Рококо в России только в архитектуре.
Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума — Ф. П. Морозовой. В 1879 году художник пишет три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща (все в ГТГ). А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет.
В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей.
К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм. Русский классицизм в литературе представлен Денисом Ивановичем Фонвизиным (1745-1792), Гаврилой Романовичем Державиным (1743-1816), Александром Петровичем Сумароковым (1717-1777) в архитектуре – Василием Ивановичем Баженовым (1738-1799), Матвеем Федоровичем Казаковым (1738-1812) в живописи – Антоном Павловичем Лосенка (1737-1773), Карлом Павловичем Брюлловым (1799-1852), Федором Антоновичем Бруни (1799-1875) и Александром Андреевичем Ивановым (1806-1858) – авторами соответственно таких известных полотен, как "Взятие Казани", "Последний день Помпеи", "Медный змий" и "Явление Христа народу". Несколько лет художник работал над историческим полотном Суд Пугачева (1879, ГРМ, вариант 1875 -ГИМ, эскизы – ГТГ). С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. 1870—1880-е гг., М., 1963. В 1862 году было завершено Чаепитие в Мытищах близ Москвы (ГТГ) – еще один яркий образец критического реализма2. Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать.
От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Репин, сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой (Проводы новобранца, 1879, Русский музей Вечорницi, 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни (В волостном правлении, 1877, Русский музей). Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Его работы видели сотрудники. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
В 1867 году Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Вклад Перова в искусство середины XIX века чрезвычайно весом. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался.
Пленэр, – да, конечно, здесь сколько угодно пленэра, но все живописные категории умирают в неотразимом чувстве родины, родных мест. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Рококо- неправильная раковина, всё ассимитрично.
Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Всю жизнь онписал многочисленные церковные и портретные заказы, служившие для него источником заработка. Художник создал впечатляющий жизненный образ. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил.
Так выполнены известные портреты художников А. И. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская галерея). Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.
Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Их он стремился передать как можно конкретнее. Крамской И. Егопортреты – портреты-обобщение, в кот. Нервы все выдерживали. Родился в казачьей семье.
С. обращается к иной проблематике избирая в прошлом русского народа события, в которых он действует как единая, лишённая внутреннего трагического раскола сила, совершающая героические подвиги во славу Родины. Он давал ему копировать работы старых мастеров. Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.
В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Бывало идем мы, дети из училища, кричат: «Везут. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. С начала 70-х гг. Морозова (1868), И. И.
Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Результатом поездок и впечатлений стала картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», написанная в 1895 году. Превосходные этюды и страстная жажда жизни.
Картину Владимирка в 1894 году Левитан принес в дар П. Н. Образы русской народно-сказочной фантазии оживают на полотнах В. Васнецова. В. Чуйко. Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека.
Кошелева (1866) все – в ГРМ. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Отказ от исповеди, 1885г. Эшафот недалеко от училища был. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ).
Репина привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи (Царевна Софья, 1879, Третьяковская галерея). Витте (1904), Ф. И. Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В 1876 году была закончена также картина Монастырская трапеза, начатая еще в 1860-е годы. Копии с работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке.
Последняя 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923г. Во Франции Репин написал картину Садко в подводном царстве (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Гребнев. В Пенатах, где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Помогал он очень тактично, не обижая. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Скорее восторг. После смерти в 1888 жены С. впал в острую депрессию, оставил живопись. Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье.
Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта.
С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Мы на них с удивлением смотрели – необыкновенные люди какие-то.
Для получения полноценного художественного образования Суриков уезжает в Санкт-Петербург. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Но, как всегда, технику у Левитана не замечаешь. Репин Илья Ефимович, русский художник. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне.
В годы реакции С., верный демократическим традициям, работал (1909—10) над картиной "Степан Разин" (начата в 1903 Русский музей). В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895, Русский музей см. В возрасте 14 лет начинающий художник создает свое первое произведение – «Плоты на Енисее». Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник.
Чехов словно предугадал настроение прощальной картины Левитана. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». На этот раз его попытка завершилась успешно. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург.
Таковы "Неизвестная" (1883), "Неутешное горе" (1884, ГТГ). Для определения лица пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. С 1882 Репин жил в Петербурге. Там в 1869 году он поступает в Академию художеств.
Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени). Наконец, неповторимый дар угадывания истории, не столько буквы, сколько ее духа, правды давно минувших веков. И такой прием тоже приносит свои результаты. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Первые уроки живописи ему дал Н. В. Гребнев – преподаватель Красноярского уездного училища. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Крылова и др. Для пейзажей, посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда.
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Работа была завершена в 1881 году. Домотканово, 1888, ГТГ). Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза.
Лирика Левитана масштабнее, а потому доходчивее. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. В детстве Суриков ходил вместе с друзьями наблюдать за казнью преступников. Лесков (1894, ГТГ).
В 1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 – ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. Репин был также выдающимся художником в области исторической живописи. Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. Это известная с семнадцатого века семья.
Член Товарищества передвижных художественных выставок. Репин создаёт и лучшие портреты. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск.
Он часто говорил о том, что если бы ему пришлось рисовать ад, он бы сажал моделей в огонь и сам бы писал в нем. Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды.
Мемориальный музей Репина есть также в Чугуеве. В 1860-е гг.
Передвижники – художники, входившие в российское демократическое художественное объединение Toвapищecтвo пepeдвижныx xyдoжecтвeнныx выcтaвoк. В сентябре 1883 года он с женой и двумя дочерьми — пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, затем Дрезден, после чего отправляется во Францию, в Париж. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Витте (1904), Ф. И. Письма Васильева к И. Н. Учился главным образом у П. П.
В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Стремясь расширить знания, Куинджи предпринимает заграничную поездку. Последним значительным историческим произведением Репина была картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-91, Русский музей), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. – Казни и телесные наказания на площадях публично происходили.
Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем.
В 1880-е гг. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. 24 января 1848 года в Красноярске в семье казака родился Василий Иванович Суриков. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет.
Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в Русском музее). Везут. » Мы все на площадь бежим за колесницей. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Во время учёбы за свои работы Суриков получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. В следующем году Куинджи выставил три картины: Чумацкий тракт в Мариуполе (ГТГ), Степь в цвету и Степь вечером (местонахождение неизвестно). Там на кобыле наказывали плетьми. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Суриков много путешествует по Сибири – изучает жизнь и быт местных народов. Василий Суриков: Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. В его произведениях ярко проявились особенности русского критического реализма этой поры. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. С Меншиковым трое его детей. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
илл. ), "Боярыня Морозова" (1887 все — в Третьяковской галерее). Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
Выехав за границу, художник обосновался в Париже. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870, ГРМ). Крамским. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Палачей дети любили.
В эти годы Репин создал большой групповой портрет Славянские композиторы (1871-72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе. Шишкина.
Крылова и др. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. В 1893-м Василий Иванович становится членом петербургской Академии художеств. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным.
Следующими историческими работами Сурикова стали «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря» и другие. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Картина "Полдень.
Носит на груди глину. Она же дала мне и дух и силу и здоровье». Уже тогда проявилась особая любовь художника к композиции, за что он получил прозвище «Композитор». Васильев умер от чахотки, признаки которой появились после простуды, схваченной им в конце зимы 1870 – 71 годов. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Но этот портрет был абсолютно новым явлением в русском живописном искусстве.
6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Но :гго не могло остановить упорного и настойчивого юношу. Должны были.
Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. С. также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств.
Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. В то время Спиридонову было 82 года. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Традиции портретной живописи Ге были подхвачены В. Г.
(ТПХВ), созданное в 1870г. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н.
Так в России появилось понятие однофигурного «социального портрета» – картины с единственным действующим лицом и острозлободневной тематикой. Не ждали, 1888г., И. Репина). На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета.
Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. Действительный член петербургской АХ (1893). В 1881 году художник создал картину Днепр утром (ГТГ).
Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Нравственная оценка событий и человека – основной нерв искусства мастера. Мое казачество более, чем 200-летнее. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872, ГРМ), На острове Валаам (1873, ГТГ). Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В этом городе родился будущий художник. Писал Владимирскую дорогу – в ней узнавалась, не по внешним приметам, а по настроению, дорога ссыльных, широкий тоскливый тракт, где колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль. Картина Иван Грозный и сын его Иван (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Так появилось полотно «Утро стрелецкой казни», которое Суриков писал три года и завершил в 1881 году.
Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, Поленов передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка ("Московский дворик", 1878 "Бабушкин сад", 1878 "Заросший пруд", 1879 все – в Третьяковской галерее. ) Разрабатываемые Поленовым принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге».
Шаляпина (1905) и др. историческим композициям "Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900), "Петр 1" (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Серова. Мы на палачей как на героев смотрели.
Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. «Полесовщика» (1874, ГТГ). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881 см.
Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В. Стасов. Первая выставка состоялась в 1871г. постойте. Репина в Париже и в Москве. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Третьякову для галереи.
Картина Сурикова «Меншиков в Березове» была куплена Третьяковым, а художник на вырученные средства отправляется в познавательное путешествие в Европу. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. Его монументальные полотна, на которых он воплотил различные, в основном трагические эпизоды из истории России, перевернули вверх дном все каноны подобной живописи.
Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Репин создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в Третьяковской галерее).
Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. Уже в раннем творчестве Перов выступил как художник социально-критической направленности. В конце 1870 – начале 1880-х гг.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Здесь написаны Парижские тряпичники (1864, ГРМ), Шарманщик (1863, ГТГ), Савояр (1864, ГТГ, повторение – КМРИ), Продавец Песенников (эскизы – ГТГ и Музей ТАССР). В годы пребывания в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. А. Н. Радищева Дорога на Монмартр в Париже, 1876, Третьяковская галерея). Репин много работал над темой революционного движения.
Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Особое место в тв-ве Крамского занимают образы крестьян. По именам их знали: какой – Мишка, какой – Сашка.
От ранних работ – "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Наиболее значительная жанровая картина этих лет Парижское кафе (1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Совсем портретчиком становлюсь. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.
В 1895 – 1897 преподавала Моск. Тогда же он становится членом Товарищества передвижных художественных выставок (знаменитые «передвижники»). В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм.
При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Высокого мастерства достигает Репин в 80-е гг. В реальности, безусловно, все происходило менее драматично, о чем свидетельствуют исследования ученых, касающихся того времени.
Умирает его жена. Наступили долгие годы молчания. Творчество Перова второй половины 1860-х годов разнообразно по тематике.
Ученики Левитана поселились в Химках.
С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901—03), в Крыму (1913). Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Лит. : В. И. Суриков. Лучшие произведения 1890-1900-х гг.
1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру.
Большую убедительность тяготение Поленова к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине "Больная" (1886). Вот таким образом он решает поступить в училище рисования союза поощрения художников, где усиленно работает над собой в рисунке и других направлениях, через три месяца учебы он вновь пытается сдать экзамен в академии и успешно проходит и за годы обучения 1869 по 1875 г. Cуриков Василий Иванович (1848–1916), русский художник, мастер русскойисторической картины соединил традиции исторического романтизма сживописным новаторством. Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. В 1870-е годы бытовой жанр Перова приобрел новое направление. Его дед был атаманом, в честь которого остров на Енисее был назван «Атаманский».
«Нравы жестоки были, – рассказывал Суриков., М., 1960 В. И. Суриков. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: Со всех сторон я природный казак. Еще подростком он научился играть на гитаре, а позднее, уже в Петербурге, – на фортепиано. Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Он часто покупал картины мастера.
Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Передвижники), Союза русских художников. Картина была полна удивительной тихой прелестью. наиболее плодотворный период в творчестве художника.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма ("Золотая осень", 1893). Так было и летом 1900 года. Глубокий психологизм, т. е. В 1870-80-е гг.
Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. 1905. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. В 1910 году художник путешествует по Испании. «Крестьянин с уздечкой» (1883). Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на лечении. Но его преследовали сердечные расстройства.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы – от ненависти до преклонения – стала одной из лучших в творчестве Сурикова., М., 1963 Кеменов В. С., Историческая живопись Сурикова. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. Максимова, 1875г. ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров (Бурлаки на Волге И. Репина, 1873г. ), богатство и величие родной природы (пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения (Арест пропагандиста, 1892г. Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. В 1958 в Москве открыт памятник Репину (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин).
Левитан встретил широкое признание в обществе. В 1856 году Шишкина зачисляют в Академию художеств. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях. Работа продолжалась около двух лет.
Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Он знаменит также своими портретами. Передвижники были убежденными реалистами, а выдвинутая ими программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедает Г. Мясоедова, 1872г., Встреча иконы К. Савицкого, 1878г. ). Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Суриков Василий Иванович, русский исторический художник.
Теперь художника особенно привлекали социальные и психологические типы людей (Странник, 1870, ГТГ Птицелов, 1870, ГТГ Охотники на привале, 1871, ГТГ, повторение 1877 – ГРМ). художественный музей) – одно из самых больших полотен художника и первый из известных его волжских пейзажей. После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы (1860, местонахождение неизвестно). С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию.
Уже в годы учения, обращаясь к исторической живописи, С. стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, обе — в Третьяковской галерее). Некоторые даже сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Биография Сурикова и будет представлена ниже. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Репин вернулся на прежние позиции. Известно, что художник происходил из казачьего рода.
Картина Печерский монастырь под Нижним Новгородом (1871, Горьковский гос. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899, Русский музей) воспето мужество русских воинов. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Принимал участие в организации сатирического журн. Художник не писал их на заказ. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 году и была приобретена Третьяковым. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Левитан был очень внимателен к своим ученикам. Действительный член петербургской АХ (1893). В 1880-х гг. Прежде всего — это прекрасные этюды к историческим полотнам и "Снежному городку".
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Глубоко раскрыты характеры в "Портрете доктора А. Д. Езерского" (1911, частное собрание), "Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913, ГТГ 1915, ГРМ) Он выполнил более 30 живописных и акварельных портретов.
Когда я их задумал, — писал Суриков, — у меня все лица сразу так и возникли. Куинджи же сам объяснял так:.
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему – «Меншиков в Березове» (1881-1883). Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Ситуация драматична.
Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Писал У омута – вспоминались предания об утопленницах. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Репину удалось показать в картине Крестный ход в Курской губернии (1880-83, Третьяковская галерея). Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе.
Картина Полдень. Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе XVII – начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка».
Небольшая по размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес на горизонте), эта картина написана с замечательной живописной свободой, широкими мазками, построена на отношениях немногих тонов, холодных и теплых. В этот период написаны многие выдающиеся произведения художника: Проводы покойника (Похороны крестьянина, 1865, ГТГ), Приезд гувернантки в купеческий дом, Тройка (обе 1866, ГТГ), Утопленница (1867, ГТГ), Последний кабак у заставы (1868, ГТГ). На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Айвазовскому.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Он слышал выстрелы, видел убитых. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Островского (1871, ГТГ), Ф. М. Достоевского (1872, ГТГ) и др.