От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри). Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто. Паоло Веронезе (Paolo Veronese) – великий итальянский художник Позднего Возрождения. Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати.
Паоло Веронезе родился в Вероне в 1528 году в районе Сан Паоло в семье резчика по камню и скульптора Габриэле Кальяри и Катерины. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. После смерти родные художника выполнили его волю.
Расположенная в южной части площади Святого Марка, старинная церковь незадолго до этого приобрела более современный архитектурный облик в результате реконструкции, осуществленной Якопо Сансовино. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Писатель Марко Босчини в 1660 году описывал работы Веронезе так: Конечно, никто среди живописцев не замечен в выражении царственной пышности, таких величественных сюжетов, особенно в таком чинном порядке. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). Некоторые находятся в ризнице Кафедрального Собора города Кастельфранко Венето, некоторые в Венеции, в Виченце, в Читаделле и Париже.
Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями.
Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе. В произведениях мастера не было религиозного смысла. Неудивительно, что в мальчике проснулись художественные таланты.
Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. По сторонам от нее расположились написанные в технике гризайли сцены Римские триумфы и Аллегория Победы. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции.
«Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Величественные фигуры Святых Джеминьяно и Севере изображенные на внешней стороне створок, выступают из апсиды в форме изящно украшенной мраморной ниши, напоминающей те классические беседки, что служили фоном для столь же мощных фигур философов Аристотеля и Платона, написанных на холстах и установленных почти тогда же на стендах Золотого зала библиотеки Святого Марка как последний штрих в декорации этого прославленного памятника. Дрезден, Картинная галерея). По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году.
Веронезе представил Минерву в образе молодой грациозной женщины. Художнику было предъявлено обвинение в неподобающем изображении фигур в религиозной композиции.
Его произведения, относящиеся к началу 60-х годов, особенно многочисленны и составляют одну из вершин венецианского портрета XVI века. собакой. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини).
Веронезе был любителем музыки. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот).
Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. В росписях виллы художник стремится подчеркнуть свой собственный интерес к миру классики, дабы найти гармоническое равновесие между живописью и замыслом архитектора. Это наиболее содержательные из его полотен. Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца.
Плодом труда живописца стала роспись, обозначившая важный этап в становлении его мастерства. Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира.
Самое знаменитое из этих произведений – Брак в Кане Галилейской (1562-63) для Сан-Джорджо Маджоре (ныне Музей Лувр, Париж). Это религиозная серия на основе евангельских текстов, в которых рассказывается о Трапезах Господних. В 1560 году Веронезе в составе дипломатического посольства посетил Рим.
Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. Ему поручили три главных сюжета.
Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. Свободные красочные мазки определяют контуры фигуры и моделируют объемы. В трудные времена для монастыря Ужин в доме Симеоне был продан монахами за 8 тысяч золотых дукатов маркизу Спинола из Генуи, теперь это полотно Веронезе находится в Галерее Сабауда в Турине.
Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Это не традиционный для венецианского искусства тип светского портрета, целью которого была, как правило, демонстрация социального положения модели и выявление общественной или политической важности портретируемого в данном случае художника интересует сам человек, его индивидуальный мир, его личность. Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце.
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. Район Сан Паоло, где родился будущий художник, был районом ремесленников-артистов на левом берегу реки Адидже, здесь жили семьи Санмикели и Фаринати, вокруг были мельницы, красильни, кузницы, фабрики по обработке шерсти и мастерские – боттеги ремесленников, каменных дел мастеров, как их называли в Вероне.
Сюжет алтарной композиции – Мадонна во славе со Святыми Екатериной, Елизаветой, Себастьяном, Петром и Франциском, лицу которого, возможно, были приданы черты заказчика церковной декорации, брата Бернардо Торлиони. Он является Богом искусства и цвета.
Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. Виллу Соранца снесли в 1817 году веке, а её украшения спасли, сняв со стен более ста фрагментов фресок. Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле.
Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. Вопрос состоял лишь в индивидуальной особенности художника разбавлять сюжеты картин множеством непочтительных элементов, таких как карлики, собаки, кошки, обезьяны.
В 1819 году была снесена и сама вилла. Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». В своих «Жизнеописаниях великих живописцев» Аргенти говорит, что уезжая, Веронезе оставил эту картину на стене того покоя, который он занимал в вилле Пизани, в благодарность за оказанное гостеприимство.
С названиями картин многие любители живописи ассоциативно вспоминают удивительно яркие картины из жизни ренессансного общества.
Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины.
Радует глаз сочетание свежих и ясных красочных оттенков. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства.
Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства.
Даже в его религиозных сюжетах отсутствуют следы религиозности. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). Но не она занимает воображение мастера. Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции.
Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы.
К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. Георгия, 1580-е годы)». К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами. Однако доводы Веронезе не произвели должного впечатления на Скеллино и не убедили его в полной невиновности художника.
Но они не слишком достоверны. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора.
В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни.
Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. С 1553-54гг. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению.
Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Эти произведения были написаны примерно в 1575 году.
Однако полотно Пир в Доме Левия (1573) попало под пристальное внимание инквизиции. Чтобы добиться желаемого эффекта, художник полностью меняет свои традиционные средства выражения, создавая новый тип композиции, которая с этого времени станет постоянной для его произведений.
В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Наряду с упомянутыми сериями сохранилось множество исполненных Веронезе в эти годы картин, посвященных любовным историям отдельных мифологических персонажей, героиней которых чаще всего выступает Венера, богиня Любви. 1548.
Художник с большим вниманием отнесся к тому, чтобы показать, сколь роскошны их одежды, особенно Валтасара, преклонившего колени перед Марией. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. Залы являлись частью нового крыла дворца, построенного между 1533 и 1550 годами архитектором Сжарпаньино.
И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Новаторство росписи бросалось в глаза. Антонова. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема.
К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет.
Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. Менна, около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций (Мадонна с младенцем и святыми, около 1562 года).
Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне.
Создание цикла датируется 1570-ми годами.
Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. 5). Инквизицию особенно возмущало внедрение в полотно солдат швейцарской гвардии (которые были протестантами) и изображением одного из учеников Христа ковыряющимся в зубах вилкой. Настоящий вклад в его творчество сделали поездки в Мантую, где Паоло рассматривал фрески Джулио Романо и росписи в Камера Дельи Спози. Картина Веронезе полна аллегорий. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок.
Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии.
1550-х). Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов.
Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Персианова).
Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Это не живопись, это магия, которая завораживает.
О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины). Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания.
Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо).
Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло. Уже авторы XVI и XVII веков, писавшие об искусстве, обращали внимание на блистательные колористические достоинства этих произведений и характерную для них тщательно разработанную сценографию: созданные кистью Веронезе великолепные архитектурные задники, служащие фоном для сцен и действующих лиц, в полной мере предвосхищают монументальные Пиры, созданные мастером в 1550-е годы. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года.
Свидетель на его венчании в церкви Св. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. Однако тема этой огромной картины приобретает особый интерес, не только художественный, но и политический, благодаря присутствию в композиции фигуры Себастьяна Веньера, командующего венецианским флотом в битве при Лепанто и затем в течение короткого периода, с 1577 по 1578, бывшего дожем Венеции. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия.
Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. Галереей они были приобретены в 1890/1 годах из собрания графа Дарнлей. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности.
Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе. Среди произведений Веронезе в Национальной галерее Лондона находятся четыре аллегорических группы: «Презрение», «Уважение», «Коварство» и «Счастливый союз», которые входят в серию, олицетворяющую различные отношения в любви. Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Лишь благодаря своему остроумию Веронезе удалось отвертеться и он был оправдан.
В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. Множество сохранившихся работ художника за период творчества до 1550 года исполнены в типично маньеристической манере.
Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно). Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане. И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены.
В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания.
Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. После осуществленной в 1983 году реставрации, в результате которой живописная поверхность была освобождена от позднейших наслоений, появилась возможность оценить очень светлую колористическую гамму картины и ее полное соответствие другим, безусловным произведениям мастера конца восьмого десятилетия. Часть мастеров города оставались верны традициям художественной культуры окончания пятнадцатого века, продолжая развивать идеи Мантеньи, Джорджоне и Беллини. Паоло Веронезе, картины которого исполнены невероятной гармонией, сложными позами, экспрессией жестов и ракурсов, смог добраться до вершины мастерства без серьезного обучения и вскоре после переезда получил серьезный заказ.
В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Уже с 1555г.
Марс и Венера, соединенные любовью, является одной из самых великолепных в серии. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой. Нередко отдельные исследователи утверждают, что отсутствие упоминаний о фресках Веронезе в труде Палладио Четыре книги об архитектуре, опубликованном в 1570 году, свидетельствует о неприятии зодчим живописной архитектуры Паоло.
Отец и предки Кальяри были простыми каменотесами и резчиками по камню. По всей видимости, подобная схема восходит к идеям греческой философии, в особенности к трудам Эмпе-докла, к описаниям древних святилищ, оставленным Павсанием, а также к иконографическим источникам XVI века, в частности к сборнику Картари. Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее.
веронский), проживающий в Венеции». Марка и знаменитых вилл в окрестностях Венеции. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования).
Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна (Обручение св. Каким же был тогда Веронезе.
Эта картина имела ярко выраженное дидактическое значение – прославление военной мощи Венецианского государства. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. Плафоны прославили Паоло Веронезе.
Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца.
В большом квадратном зале, сердце архитектурного творения Палладио и живописной декорации Веронезе, художник изобразил богов Олимпа, которые отчетливо выделяются на фоне яркого голубого неба, образуя венец вокруг Божественной Мудрости, торжествующей в центре свода. Маленький эскиз «Минервы» (латинское имя Афины) дает представление об основных чертах живописи Веронезе.
За десятилетие (1560-70) Веронезе также была сделана серия аллегорических произведений, большинство из которых, вероятно, являются заказом императорских семей Вены и Праги. Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». Тем не менее в трактовке цвета, еще более оживленного световыми бликами на складках одеяний, в маньеристических изгибах фигур Паоло остается верен своему собственному, уже сложившемуся стилю. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями.
В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней. Но одновременно Триумф Венеции знаменует и конец этого мира ликующей красоты и гедонизма в творчестве Веронезе: отныне декоративная риторика и внешний блеск уступают место нарастающей драматической напряженности, неведомой прежнему искусству Паоло.
Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри.
Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). По возвращении домой, находясь под глубоким впечатлением от римских образцов искусства, особенно Микеланджело и Рафаэля, Веронезе создал сложные аллегорические фрески, ставшие украшением виллы Барбаро ди Мазер и по праву считающиеся шедевром. Паоло был младшим из пяти детей.
Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине.
Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. Картина «Коварство» показывает неверность возлюбленной, принимающей тайком записку от другого поклонника.
К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Это был весьма оживленный художественный центр, в котором мирно сосуществовали различные направления искусства. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. Лк.
Его языком были краски. Она дает основание предположить, что картины изначально должны были составлять фриз, предназначенный для украшения верхней части стен большого зала.
Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Каждая из картин являет собой выдающееся произведение.
Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. На этой стадии стиль Паоло обнаруживает явную зависимость от утонченных произведений маньеристов Эмилии и фресковых росписей Джулио Романо в палаццо Дель Те в Мантуе. Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. В начале XVI века художественная жизнь Вероны развивалась самостоятельно и независимо от столицы.
СПб, Эрмитаж). В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых.
Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. Они дали ему первое художественное образование. Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу.
5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично.
Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года. Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери.
Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571.
Об учебе художника известно больше. Художник происходил из Вероны, отчего и получил прозвище Веронезе (то есть веронец). Створки были закончены и установлены в 1560 году. В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки.
Веронезе выполнил множество росписей для дворца Дожей, библиотеки св. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному.
Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. Он работал больше всего в Венеции, ставшей в то время художественным центром Италии. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. В одном из этих полотен с изображением Семьи Куччина перед Мадонной сами представители семейного клана становятся участниками своеобразного костюмированного представления, разыгранного в Венеции, как о том свидетельствует изображенный на фоне справа дворец Куччина на Большом Канале, для которого и были заказаны четыре монументальных полотна. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе).
Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись. Первые три были разрушены: первое – во время восстания, второе сгорело при пожаре, третье обветшало и было разобрано.
Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. Лк.
Такое отношение опиралось на абсолютно конкретное обстоятельство его замечательный талант рисовальщика. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее.
С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке.
Главным средством выражения у венецианских художников был цвет.
Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени.