В это время в московских художественных кругах стала доминировать группа русских художников Бубновый валет и наставник Осмеркина Илья Машков был одним из его основателей. Александр Осмеркин – выдающийся русский советский живописец, график, художник театра. Уставы общ-в Бубновый валет, Московских художников (1911 – 1928) афиши, каталоги художественных выставок с участием А. А. Осмеркина (1913 – 1947) договоры об оформлении фильма и спектаклей (1918 – 1936) афиши и программы спектаклей, оформленных А. А. Осмеркиным и с его участием (1918 – 1943).
Его художественную судьбу определила связь с мастерами «Бубнового валета». В этом он не был оригинален: та же эволюция происходила и с другими участниками «Бубнового валета». Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-1915 г., Дама с лорнеткой, 1917 г., Натюрморт с часами, 1918 г., В кафе, 1919 г. и др. ). Священный для всякого сезанниста принцип живопись – это верный цвет на верном месте остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): Портрет Е. Т. Барковой (1921), Портрет художника М. Н. Аветова (1924), Охотничий натюрморт (1923-24), Мойка. Он умеет найти как бы некую грань, которая делит пространство на планы, на ближний и дальний и, взглядом беря панораму открывшегося ландшафта, легко размещает, «пропуская» сквозь солнечный свет или туман, дома, деревья, кустарники, горы, фигуры людей. Он был безраздельно предан искусству.
леными тенями, светлые пятна от солнца внизу – все дает ощущение пространства. Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Ему не чужды такие стили, как кубизм и фовизм, также пришедшие из Франции. Среди его знакомых такие выдающиеся личности, как С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, А. Лентулов, П. Кончаловский.
Просто ли видя модель на почти пустом голубом фоне стены, увлекаясь увиденным ритмом. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, «вкусную» живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры («Обнаженная на фоне персидской набойки», 191415 «Дама с лорнеткой», 1917 «Натюрморт с часами», 1918 «В кафе», 1919 и др. ). В 1928 году на выставке, организованной Совнаркомом, он получил премию за работу «Красная гвардия в Зимнем дворце». В 1936 году совместно с С. С. Прокофьевым и А. Я. Таировым художник работал над оформлением спектакля «Евгений Онегин» для Камерного театра в Москве.
Умер он в Москве в 1953 году, находясь за работой. Для его творчества характерно преобладание исполненных поэзии натюрмортов, пейзажей и портретов, хотя наряду с ними Осмеркин выполнял и большие тематические картины: «Подмосковный трактир» (1926, местонахождение неизвестно), «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927, Государственный Русский музей), «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея). Их споры всегда носили острый характер и заканчивались «непожатием руки». Само общение с ней стало событием в жизни Осмеркина. Так Осмеркин пишет портрет.
Можно было бы назвать еще несколько пейзажей, подобных этому, например «Пейзаж» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной) и другие. У пруда» (1925, Государственная Третьяковская галерея), «Цыгане. Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Данью благодарности великому поэту была еще раньше серия пейзажей, написанных в пушкинских местах: «Аллея Керн», «Домик няни», «Святогорский монастырь» и другие.
На то время живописцев называли русскими сезанистами. В 1928 году Осмеркину вручают премию за картину «Красная гвардия в Зимнем дворце. Вечер. Здесь художник и показывает модель чуть сбоку и снизу. Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач.
Пимоненко. Осмеркин обвиняется в формализме и пропаганде западных тенденций. — решил Осмеркин, бросил училище и ринулся туда. Смерть застала его за работой.
Тополя» (1938, собрание Т. А. Осмеркиной), «Уличка в Крыму. Здесь внимательно анализировалась живописная структура полотен старых мастеров. Тем неменее художник был прав, когда назвал себя «кровным сыном Бубнового валета» (Осмёркин 1981. Дерево не как «образ», «идея» дерева, но с конкретностью живых мощных веток, стволов, зеленых листьев. Если в ранних его вещах доминирует кубистически – «натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920 г. Натюрморт с черепом, 1921 г. обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е. Т. Но не только живопись покоряла тогда его сердце.
Белая ночь, 1927 г оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927 г., Русский музей) или казенными портретами передовиков. Преподавание и перемены в стране не мешают ему творить. Сурикова. Таким примером планового построения композиции является «Пейзаж.
ВХУТЕМАСе, в 193247 в ЛИЖСА (одноврем. Таким образом, художник, выделив на плоскости картины самое темное пятно и самое светлое, строит всю «сцену» (мы видим сбоку две обрамляющие стол занавеси) на взаимодействии серо-охристых тонов, пластически разработанных в фоне. С. 63), однако вкаталоге его фамилия незначится (возможно, участвовал вкачестве экспонента).
Член объединения Бубновый валет, АХРР, ОМХ, Произведения Осмёркина 1910-20-х гг., созданные под влиянием кубизма и фовизма, отличаются тонкостью тональных разработок и одновременно сдержанностью цветового строя (Натюрморт с бандурой, портрет Е. Т. Барковой, – оба 1921, ГРМ). Козы. Осмёркин — один из ведущих живописцев первой половины ХХ века. Он превосходно знал русскую поэзию – творчество Баратынского, Тютчева, Фета, но все же кумиром и богом для него всегда оставался Пушкин.
Художники этого общества противопоставляли утонченности, рафинированности произведений «Мира искусства», символизму, недосказанности «Голубой розы» материальность живописи, «здоровую влюбленность в яркую плоть и кровь вещей, здоровую, грубоватую, подчас доходящую до «лубочности» выразительность», – как писал о них критик Я. Тугендхольд. И Врубель мог. Оформил несколько театральных постановок. Священный для всякого сезанниста принцип "живопись – это верный цвет на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): "Портрет Е. Т. Барковой" (1921), "Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий натюрморт" (1923-24), "Мойка. В пейзажах, созданных живописцем в 1920-х годах, также чувствуется влияние творчества Сезанна.
Его картины были тонкими по тональной разработке произведениями 20-х г. в духе фовизма и кубизма многоцветными, осязаемо-пластическими работами 1930-1950-х г. Александр Дейнека так характеризовал художника: «Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек совершенного живописного слуха, артист без всякого «делячества», беззаветно влюбленный в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. Если в произведениях раннего этапа Осмеркина преобладает кубистически предметное начало, относящееся к натюрморту (Натюрморт с бандурой, Натюрморт с черепом 1919 и 1920 г. ), то одновременно с этим очень усиливается цветовая выразительность художника (Портрет Е. Т.
С 1932 года его педагогическая деятельность переносится на долгие годы в Ленинград. Оформил ряд театральных постановок. К 1921 году относится «Натюрморт с белой пиалой» (Государственный Русский музей). Вскоре после выставки ираскола Левая федерация создала профсоюз художников-живописцев нового искусства (Ножив). И как бы вспоминая Островского, он пишет тихий провинциальный городок со своим колоритом, с непременной геранью в окне, с курами около дома, чаепитием с самоваром – «Улица в Загорске», «Пейзаж с мостом.
Главные «персонажи» – бандура, лежащая на столе и стоящая справа гитара – являются основными композиционными акцентами, которые дополняют жестяной поднос, смычок и тетрадь с буквами начала названия, отмечающими причудливое движение кисти. Художник он до глубины души московский. Осмеркин ощущает исчерпанность прежних средств выражения, в его искусстве намечается решительный сдвиг к реализму. В те годы Осмеркин часто пишет портреты и одна из любимых его моделей – жена, Е. Т. Баркова. Пимоненко, а в 1913 году Осмеркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова и с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета» – группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». Это такие работы, как «Ветлы.
Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Глаз, воспитанный на остром контрасте цвета и тени, был готов к восприятию выразительной силы локального пятна и изощренно-тонкого оттенка. Чтобы как-то прожить, ему приходилось исполнять театральные декорации, но главным для него в то время были занятия в частной студии И. Машкова, который, как известно, был одним из организаторов «Бубнового валета».
Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, вкусную живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры (Обнаженная на фоне персидской набойки, 1914-15 Дама с лорнеткой, 1917 Натюрморт с часами, 1918 В кафе, 1919 и др. ). Белая ночь», 1927, Государственная Третьяковская галерея «Ленинград. В позднем творчестве Осмеркина последние признаки кубизма полностью вытеснены импрессионистической манерой письма исполняемой на мажорный лад, но иногда преисполненной острого драматизма (портрет Удальцовой, 1948).
В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Я стал в Училище протестантом. Белая ночь» (1927)и др. Белая ночь (1927)и др. Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна Красная гвардия в Зимнем дворце (1927). Он был безраздельно предан искусству. Несмотря на присутствие в «Натюрморте с черепом» столь мрачного объекта, в картине нет чувства безысходности, пессимизма, так как она действует на нас в одном, абсолютно определенном плане, а именно: чисто живописном.
Учение Осмеркин начинал в Киевском художественном училище. А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Фон – черно-кирпичные пятна ковра. Правда, лубок и «примитивы» имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова.
Осмеркин А. А. Своей мыслью, неразделимой с фантазией, он прошел сквозь общие достижения в искусстве. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Передать красоту материального мира в каком-то одном композиционно-ритмическом и цветном ключе – такую задачу решает художник во многих натюрмортах тех лет, например, в «Натюрморте с бандурой» (1920, Государственный Русский музей).
Загорск», «За чашкой чая» (все конца 1940-х гг., собрание Н. Г. Осмеркиной). Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине (1918-1930), позже – в Академии художеств и Московском художественном институте им. худ. Валлен-Деламотом.
«Портрет А. А. Ахматовой» (193940), серия пейзажей «Новая Голландия» (1945) – пожалуй, самые известные работы 193040-х гг. А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Барковой (жены художника), 1921 г. ) Позднее в его образах, как и в живописи Р. Р.
Волга. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). Александр Александрович, являясь сторонником сочной живописи, очень расположен к П. Сезанну и кубистам и широко экспериментируя в своем творчестве, тем не менее, слишком далеко не отходит от непосредственного восприятия натуры (Дама с лорнеткой, В кафе и другие работы). Кроме этого художник создает и станковые работы. В 1913 году А. Осмёркин отправляется в Москву, в школу И. Машкова, а с 1914 года уже участвует в выставках «Бубнового валета»— группы московских живописцев, которых именовали «русскими сезанистами». созданы под влиянием кубизма и фовизма.
Тугендхольд). Кроме того, в этих работах Осмеркина всегда акцентируется «классическое», плановое построение пейзажа, что сближает его не только с Ивановым, но и с Пуссеном. Он прошел через нас Дон Кихотом в искусстве». В статье «О воспитании художников» Осмеркин писал: «Выращивание молодого художника – это прежде всего воспитание в нем художественной культуры и с этого воспитания надо начинать. Написанная вэти годы «Обнажённая нафоне персидской набойки» (1914–1915.
Он участвовал, в украшении московских улиц к революционным праздникам и создал два огромных декоративных панно для театра Московского Совета рабочих депутатов: на одном он изобразил столяра с рубанком, на другом – маляра с ведрами. А. А. И. И. Машков — педагог великолепный, а состав его студии бывал часто неоднородным. Тверская», 1924 «На Неве», 1934 «Москва-река. В живописи это удавалось только громадным мастерам». Над ними Осмеркин много работал и в 193040-х гг.
Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну («Парк», «Натюрморт с бандурой», обе 1920 «Портрет Е. Т. Барковой», «Портрет девушки», обе 1921 и др. ). Главным «героем» там выступает череп, через сопоставление с которым самых различных предметов повторяется давнее «помни о смерти», «ничто не вечно». Удавалось это и Александру Иванову, замечательному русскому художнику XIX века, к творчеству которого обращался Осмеркин в 1930-е годы. Был также членом объединений «Общество московских художников» и АХРР.
Судьба художника отныне связана с Москвой и Петроградом. – 1953, пос. Исключением не стал и Осмеркин. В 1911 году поступает в Киевское художественное училище. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Его тянуло в Москву, в шумный, бурлящий город – центр нового молодого искусства.
Главное, что художник стремился увидеть в природе и передать, как и Сезанн, «не становление, а бытие, не явления, а формы» (Я. Коричневый, голубой, малиново-красный.
Его излюбленные жанры – натюрморт, портрет (Портрет мужчины в тюрбане, 1912, ГТГ Натюрморт с бандурой, 1921, ГРМ). Участвовал также в1-йгосударственной выставке искусства инауки вКазани (1920). Они расположены четко и мерно, так что рисунок их, несколько жесткий, заставляет «звучать» взгляд героя еще тише, почти приглушенно. В солнечном дне уже нет той неги и покоя, какие были разлиты в голубом воздухе Тавриды, а синева высокого холодного северного неба – прозрачная и далекая, своеобразной монументальной рамой которому служит огромная арка «Новой Голландии». Подчас он почти аскетичен в тонком созвучии серых тонов своих живописных полотен. Художник и участник российской художественной группы Бубновый Валет родился в семье служащего телеграфной связи, в Елисаветграде (Кировограде) годы жизни: 08. 12. 1892 – 25. 06. 1953.
Цветовая экспрессия, насыщенность тона невольно возвращают нас к ранним работам художника. В одном из писем Павловскому учитель обращается к нему с такими словами: «Пиши так, как будто ты пишешь в первый раз. » То есть радуйся тому, что ты живешь, что ты художник и можешь мгновению дать живописную жизнь. Белая ночь" (1927)и др.
Вместе они создают атмосферу душной, печалью наполненной комнаты, где лицо, «по-испански» надменное и строгое. Одна из картин – «Новая Голландия» (1948, Государственный Русский музей) – – представляет собой не просто городской пейзаж, основным мотивом которого является изображение архитектурного памятника XVIII века так называемой «Новой Голландии», построенной архитектором Ж. -Б. Первым наставником молодого Осмеркина Александра был Ф. Козачинский, художник-передвижник, преподаваший изобразительное искусство в начальных классах при земском училище Елисаветграда. Вот Пушкин это мог. Татарская деревня» (конец 1930-х гг., Тульский областной. Вскоре вместе сведущими художниками «Бубнового валета» принял участие ввыставке «Мира искусства» (зима 1917–1918.
Барковой, 1921). Еще в годы Великой Отечественной войны для Казанского драматического театра Осмеркин оформлял в постановке А. Дикого пьесу А. Н. Островского «Горячее сердце». являлся многогранной и одаренной личностью.
Также участвовал ввыставке «Свободное искусство» (1918. 1892, Елисаветград, Херсонская губ. Загорск» (1944, Мордовская картинная галерея им. Плесково» (1953, Государственный Русский музей). Машкова в Москве (1913-1915).
Любовь к театральному искусству не покидала его, но влечение к живописи оказалось сильнее. Участник выставок «Бубнового валета» (с 1913) и «Мира искусства» (с 1916), один из «русских сезаннистов». «Чувство искусства», как он сам называл позднее способность проникновения в мир возвышенного, прекрасного, воспитывалось в нем и литературой.
Плесково», 1953), пейзажи («Парк», 1920 «Москва. Осмёркин входит в, так называемый, бомонд – высший интеллигентский свет того времени. Эта формула точно определяет главное направление поисков самого живописца. Многочисленные ивановские пейзажи, «штудии» деревьев, которые он писал, живя в Италии, становятся для Осмеркина ключом к дальнейшей разработке пейзажных мотивов.
С. 62). Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. В. И. Сурикова. В 1914 году Александр вступает в общество художников «Бубновый валет» и вместе с его членами участвует в выставках. Портрет А. А.
К середине 1920-х гг. Сейчас ясно, что это произведение не лучшее из созданных Осмеркиным. Ахматовой (1939-1940 г. ), серия пейзажей Новая Голландия (1945 г. ) – пожалуй, самые известные работы 1930-1940-х г. Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. В его портретах и натюрмортах, строго пластически построенных, есть естественная простота, что делает их «приметами» сурового времени начала 1920-х. По приглашению А. Т. Матвеева, возглавлявшего Всероссийскую Академию художеств в то время, Осмеркин ведет мастерскую живописного факультета, которая, по словам его учеников, была самой интересной в Академии.
Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Вмае–июле 1918 всоставе Левой («молодой») федерации профсоюза участвовал вего первой выставке (Москва). Здесь — новые художественные впечатления и новые друзья.
Осмеркин А. А. Но, как говорил сам Осмеркин, «это очень трудно, чтоб и природа и искусство. Ф. В. Сычкова, Саранск), «Загорск.
природа, вновь твой робкий ученик». картины («Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927) и др. Смерть застала его за работой. Сколько радости, сколько восхищения цветом, даруемым самой природой излучает «Натюрморт с подсолнечником и рябиной» (1952, собрание Н. Г. Осмеркиной), построенный на контрасте красных упругих гроздьев рябины и желтых подсолнухов. Учился в Киевском худ.
Козы» (конец 1930-х гг., Тульский областной художественный музей). Участвуя в строительстве новой, социалистической жизни, художник обращался к созданию жанровых полотен, примером чему может служить «Коммунистическое пополнение девятнадцатого года» (1928, Государственная Третьяковская галерея). Сурикова. В Государственном Русском музее хранятся два ее портрета: 1921 и 1925 годов.
Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Однако, время от времени Осмеркин увлекался историческими революционными композициями (Взятие Зимнего дворца), а также портретами активистов. Художник, график. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова.
Среди тематических картин художника – а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, – более других известна «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927). В натюрморте «Сирень» (1951, собрание Н. Г. Осмеркиной) выступает прежде всего то замечательное качество живописца, которое можно определить словами: «. Крым. В начале 1920-х гг. Изображен молодой человек играющий на тари.
ОМХ. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг. В «Пейзаже» (1920, Государственный Русский музей) почти весь холст занимает изображение двух огромных деревьев с мощными кривыми ветвями. Смерть застала его за работой. В них есть та упругость, совсем не древесная, в которой невольно увидишь вдруг заданность формы изображение не дерева с листьями, но уплотненность, насыщенность «образа» дерева. работы.
Он прививал им любовь к краскам, живописной технике, развивал их колористическое чувство. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну ("Парк", "Натюрморт с бандурой", обе 1920 "Портрет Е. Т. Барковой", "Портрет девушки", обе 1921 и др. ). в 193748 в Моск. Член об-ва «Моск. Москва). работы Осмеркина уже вполне реалистичны.
В 1947 г. А. А. Ветлы», 1938 «Митрополичья трапезная и колокольня в Лавре», 1946 «Река Трубеж», 1948) ист. -рев. Есть усталость в надменности, в позе, опущены плечи. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи.
Ранее вколлекции А. Ф. Чудновского) свидетельствует овлиянии Машкова. Осмеркин успешно выступал как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937 г. ), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943 г. ), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. Он считает, что обязан отображать на холсте революционные события и их героев. Накануне последней выставки «Бубнового валета» (ноябрь–декабрь 1917. Учился в Киевском художественном училище (1909-11) и в студии И. И. Машкова в Москве (1912-13).
работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Жизнь художника была неразделимой с Москвой и Петроградом. И в них лицо с чуть надменной улыбкой, глаза же притушены веками. В следующем году впервые участвует в выставке «Бубнового валета».
Именно вМоскве он увидел живопись «бубновых валетов» ивдохновился ею. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. Осенью 1913 переехал вМоскву, посещал студию живописи ирисунка И. И. Машкова (довесны 1915). Во время эвакуации он отличился в Казанском драматическом театре (1943 г. ). Ябыл отмечен прессой ипризнан как художник» (Осмёркин 1981. Осмеркина.
Удальцовой, 1948 г., Третьяковская галерея. Колорит ранних произведений Осмеркина очень строг и сдержан. Впрочем, Осмеркин скоро перестал быть учеником. Загорская серия – это новая страница, новая тема в творчестве художника. С. 63). В 1911 г. – проходит курс обучения в художественном училище Киева во главе с Н. К.
«Крым. Ив целом – движение фигуры продолжается тихим движением ткани.
Однако, принимая участие в агитационно-массовом искусстве, художник продолжал работать и над небольшими станковыми картинами, что послужило поводом к спорам с Маяковским, о которых пишет в своих воспоминаниях А. Нюренберг: «Маяковский считал, что во время революции художник должен не сидеть в мастерской и писать «портретики» и «натюрмортики», а быть на «линии огня» и помогать рабочему классу. Там была «заданность» темы, некий «сезанновско-кубистический канон», то есть природа воспринималась сквозь призму живописных увлечений. В«Автобиографии» Осмёркин пишет, что принимал участие вмосковской выставке «Бубнового валета» (Осмёркин 1981. Во время развернувшейся в конце 1940-х годов кампании по борьбе с формализмом Осмеркина поставило под удар последовательное развитие принципов живописной культуры, которая объявлялась ненужным и даже вредным довеском к тематической картине.
Осмеркин говорил: «Галереи Щукина и Морозова – моя академия». Учился в Киевском художественном училище (1909-1911) и в студии И. И. Художник удивительно легко, артистично, раскрепощенно строит свой натюрморт. Российский художник, участник художественной группы Бубновый Валет родился 8 декабря 1892 года в г. Елисаветграде (ныне Кировоград) в Херсонской губернии в семье почтово-телеграфного служащего.
Осмёркин Александр Александрович (1892-1953), советский художник. В кругу его знакомых С. Есенин, О. Мандельштам, А. Ахматова, П. Кончаловский, А. Лентулов. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. В 1910 году А. Осмёркин поступает в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художеств (класс Н. Рериха), где учится год. Яркое многоцветие, умелая передача световоздушной среды присущи его работам 30-50-х гг. Он был безраздельно предан искусству. Теперь же – словно прорыв, непосредственно к тому, что видит глаз.
В 1927-1927 гг. Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, "вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-15 "Дама с лорнеткой", 1917 "Натюрморт с часами", 1918 "В кафе", 1919 и др. ). Белая ночь. Правда, в этих картинах, как заметил не без иронии П. П. Кончаловский, которому Осмеркин показал свои «пушкинские» пейзажи, – «природы много искусства мало».
Позднее в работах Осмеркина, как и в произведениях Р. Р. Жанровая тематика картин художника также очень характерна для «Бубнового валета»: портрет, натюрморт, пейзаж. Член объединений Бубновый валет (с 1913), с 1916 г. – Мир искусства, позже – Ассоциации художников революционной России.
Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи. Натюрморты конца 1910-х – начала 1920-х годов тоже строятся на основе сезаннистских или кубистических увлечений – «Натюрморт с керосиновой банкой» (конец 1910-х – начало 1920-х гг., Государственный Русский музей), «Натюрморт» (начало 1920-х гг., Государственный Русский музей) и другие. В следующем году впервые участвует в выставке "Бубнового валета". Плесково, Московская обл.
Как и все «бубновалетцы» испытал сильное влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Кпервой годовщине революции сделал панно наздании бывшего Оперного театра С. И. Зимина. Ждановка», 1937, собрание Л. А. Осмеркиной «Памятник Петру I в Ленинграде», 1930, Кировоградский областной краеведческий музей «Инженерный замок», 1945, Государственный музей русского искусства, Киев и многие другие). А в 1937 году, по случаю пушкинского юбилея, он создает декорации для «Маленьких трагедий» Пушкина в постановке А. Дикого в Большом драматическом театре Ленинграда («Моцарт и Сальери», «Сцены из рыцарских времен»).
— В Москву. Как его представитель был экспонентом 5-йгосударственной выставки картин (1919. Белая ночь). Судьба художника отныне неразрывно связана с Москвой и Петроградом. Среди портретных работ тех лет замечателен по живописи «Портрет М. Н. Аветова» (1924, Государственный Русский музей), решенный в зелено-охристых тонах.
В 191830 преподавал в моск. – член-учредитель и секретарь Общества московских художников. К середине 1920-х гг. С 1918 по 1948 год активно работал как педагог: Свободные художественные мастерские (Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕМАС), Ленинградская Академии художеств, Московский художественный институт имени В. И.
Они были рядом и в трудные для художника годы. Портреты («Портрет Е. Т. Барковой», 1921 «Портрет девушки», 1924 «Портрет А. А. Ахматовой», 1939), натюрморты («Натюрморт с палитрой», 1918 «Натюрморт с белой пиалой», 1921 «Натюрморт с черепом», 1921 «Лилии и настурции», 1947 «Натюрморт с ходиками», 1952 «Черемуха. Все это – на коричнево-охристом фоне. Самое ценное, что оттуда вынес — твердая уверенность, что учатся они не там, где надо и не тому, чему следовало бы. Он весь погружен в слушанье звуков.
Священный для всякого сезанниста принцип «живопись – это верный цвет на верном месте» остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов и психология (в портрете) и лирическое настроение (в пейзажах): «Портрет Е. Т. Барковой» (1921), «Портрет художника М. Н. Аветова» (1924), «Охотничий натюрморт» (192324), «Мойка. Он был безраздельно предан искусству. Таковы, например, «Сирень на фоне обоев» (1951, Государственный Русский музей), «Букет полевых цветов с подсолнухом» (1951, Государственный Русский музей), «Черемуха. уч-ще, затем в студии И. Машкова (Москва, 191315). Каждый участник Бубнового валета в процессе формирования подвергался влиянию П. Сезанна в сочетании с французским фовизмом и кубизмом. Шестой корпус» (1946, Государственный Русский музей), «Реставрационные работы в лавре» (1946, Государственный Русский музей).
Воктябре–ноябре 1918 руководил оформлением агитпоезда (позаказу военного отдела ЦИК). Портреты же Осмеркин писал, придерживаясь классического стиля. Осмеркин очень любил Ленинград и посвятил ему много работ («Мойка. "Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг.
Сколько благородства и строгости в одном из ранних автопортретов художника (ок. Но для Осмеркина Ленинград – это прежде всего город Пушкина, потому так особенно поэтичны в его картинах пушкинские места («Пушкинский дом в Ленинграде», 1940, Якутский республиканский музей изобразительного искусства). Смерть застала его за работой. Осмеркин успешно зарекомендовал себя, как художник Большого драматического театра в Ленинграде (1937 г. ).
работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Основное ядро объединения художников «Бубновый валет» составляли И. И. Машков, П. П. Кончаловский, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. В. Куприн. Среди натюрмортов начала 1920-х годов выделяется и своеобразный «Натюрморт с черепом» (1924, Государственный Русский музей), напоминающий, на первый взгляд, старинные испанские или голландские натюрморты «vanitas» (суета сует). Кроме того, важно было поднять общую культуру у тех, кто к нему приходил.
В следующем году впервые участвует в выставке Бубнового валета. Как и в «Натюрморте с черепом», композиция данной работы строится на контрапунктном звучании темных и светлых пятен. В раннем творчестве (1910-е) испытал влияние П. Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. В Кировограде, где родился художник, в честь его имени был основан художественный музей.
С 1910 г. Осмеркин учится в Петербурге, в школе Общества поощрения искусств, берет уроки у Рериха, но весьма непродолжительное время. Брат и сестра» (1927, Государственная Третьяковская галерея), «Ленинград с корабля» (1930, собрание Л. А. Осмеркиной), «Серый день» (1935, Государственный Русский музей), «Натюрморт. Это хорошо видно в ранних произведениях художника, в его натюрмортах. ин-те). «Бубновый валет» иногда называют русской школой сезаннизма и это совсем не случайно. Москва). Портрет А. А. Ахматовой (1939-40), серия пейзажей Новая Голландия (1945) – пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Правда, лубок и примитивы имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. Иванова и др. ), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну (Парк, Натюрморт с бандурой, обе 1920 Портрет Е. Т. Барковой, Портрет девушки, обе 1921 и др. ).
Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). По этому поводу он часто спорит с Маяковским, посещавшим его мастерскую. Тамже познакомился сГ. Б. Якуловым, «встретился сБурлюком, Татлиным, Грищенко, Ларионовым, Гончаровой, новерным остался бубновалетцам» (Осмёркин 1981. Козы» (конец 1930-х гг., собрание Т. А. Осмеркиной), «Крым. С. 133).
Москва) ненадолго вошёл вобщество, новсамй выставке неучаствовал. Первым откровением большого искусства, одним из самых сильных впечатлений детства была для него воспроизведенная в журнале «Нива» «Муза» М. А. Врубеля. В картине нет четкого композиционного построения, наоборот, присутствует нарочитая «фрагментарность» события, нет ясно выраженной смысловой законченности, хотя автор задумал ее как групповой портрет современников.
Рыбы» (1938, Музей изобразительных искусств Карельской АССР, Петрозаводск). Но вещей исторического значения в этот период не творил. Но «свод небес зелено-бледный», почувствованный художником здесь особенно пронзительно. Свои работы художник постоянно показывал на различных выставках тех лет: на V Государственной выставке картин нового искусства (1919), на I Советской выставке в Берлине (1922), «Московских живописцев» (1926), на выставке «Бытие» (1927), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 – Ленинград, 1933 – Москва) и многих других. Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1918-30), АХ и МХИ (1932-48).
Преподавание в Киеве вызывало сильное сопротивление. художники» (192426), группы «Крыло» (1927), в 192729 секр. И он делает это убедительно, со всей силой своего живописного таланта. К середине 1920-х гг. Работы О. 1910-1920-х гг. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. (Новая Голландия, 1948, ГРМ).
Пейзажи Новая Голландия, портрет А. Ахматовой – его основные работы с 1930 по 1940-е годы. Так же, как Ленинград, захватил Осмеркина Загорск, куда он попал во время Великой Отечественной войны с реэвакуированной Всероссийской Академией художеств и где затем на протяжении ряда лет (1945 – 1952) он проводил свои творческие отпуска. Таким же протестантом был учившийся со мной мой друг Исаак Рабинович.