Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) – знаменитый русский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, ученик И. Н. Крамского и его верный соратник по Товариществу передвижных художественных выставок. Николай Ярошенко (1846–1898) – именитый украинский художник второй половины XIX века, выдающийся портретист, автор жанровых картин, активный участник прославленного Товарищества передвижных художественных выставок. Сначала Николай Ярошенко брал частные уроки рисования в знаменитого художника Андриана Волкова, а позже учился в вечерних классах рисовальной школы Общества поощрения художеств, где занимался под руководством Ивана Крамского.
В замечательной плеяде знаменитых живописцев и скульпторов XIX столетия было немало воспитанников кадетских корпусов царской России, получивших не только блестящее военное образование, но и привитую с юных лет искреннюю любовь к Отечеству. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. С 1856 года Николай Ярошенко был переведен в Первый кадетский корпус в Петербурге.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей). Другая известная работа художника – «Студент», отличающаяся тем же одухотворенным настроением, что и предыдущая работа.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников».
Толстого, 1894, ГРМ). Усадьбу назвали Белой виллой. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Именно тогда он создал самые знаменитые портреты современников.
Через год на его могиле был установлен памятник— бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко.
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Среди его творческих работ— эскизы и рисунки.
Но даже там начинающий художник не расставался с альбомом. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Коцебу. Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко.
Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. «Совестью художников» называли его современники. «За решеткой в окне вы увидите святое семейство. Крамского, 1876, ГРМ Л. Н.
Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Значительное место в его творчестве занимает пейзаж (Клухорский перевал, 1882 Судакская бухта в Крыму, 1882, обе – в ГТГ). Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
В сентябре 1840 года штабс-капитан А. М. Ярошенко вошел в историю русского искусства как талантливый портретист. Трепова. Первые выразительные по образному решению портреты Ярошенко появляются в 1870-х годов.
Великолепно раскрыт образы в портретах И. Крамского и Н. Ге. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Одним из его учителей стал художник Андриан Волков. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Заседавший пять дней воспитательный комитет 1-го кадетского корпуса изложил свои выводы в специальном журнале. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
Свой первый офицерский чин он получил за отличие в Русско-турецкой войне 1828—1829 гг. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд.
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». Учащиеся Полтавского корпуса отличались лучшими успехами по «Закону Божию», по русскому и французскому языкам, географии.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу».
Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением». В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874). К ранним графическим работам юного художника, выполненным в этот период, относится рисунок «Шик немалый».
Ярошенко был прикомандирован к только что учреждённому кадетскому корпусу в Полтаве. На IV передвижной выставке, проходивший в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью». Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Обогатил живопись новыми темами (Кочегар, 1878 Всюду жизнь, 1888, обе – в ГТГ Курсистка, 1883, ГРМ) и глубокими психологическими образами (портреты П. А.
Однако в Российском государственном архиве древних актов хранится похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года2. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. здесь жила, по свидетельству М. В.
Над кроватью на специальной стойке укрепили овальную табличку из жести, покрашенную зелёной краской и на ней белилами написали печатными буквами «Николай Ярошенко»6. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Пожалуй, самой знаменитой картиной Николая Ярошенко стала «Всюду жизнь» (1888, хранится в Третьяковской галерее), выставленная на 16-й выставке передвижников.
Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Одной из самых известных работ раннего периода Ярошенко стала картина «Невский проспект ночью», написанной в 1874 году.
На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Одновременно стал вольнослушателем в Академии художеств. В. Позен.
Каразин и известный художник-баталист А. Е. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.
Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Боголюбов и баталист В. В.
Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной картины из жизни рабочих. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция.
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. 31 октября 1862 года в корпусе произошло из ряда вон выходящее событие. В своей спокойной и тщательной манере он изобразил своё заключение в рисунке, сделав к нему шутливую подпись: «От 1 ноября по 10 я пользовался даровой квартирой со всеми удобствами»9. Об этом же писали в своих романах Ф. М. Достоевского и В. Крестовский в повести «Петербургские трущобы». Начиная с "Кочегара" Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878 "Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент", 1881 "Курсистка", 1883). Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ.
В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Своеобразие внутренней планировки говорит о том, что первоначально этому зданию отводилась роль главного усадебного дома с парадной и жилой частями, а также внутренним служебным коридором для прислуги.
Период расцвета его творчества попадает на 1880-е годы. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник.
Ярошенко создал ее, находясь под влиянием толстовских идей и даже хотел дать картине название «Где любовь, там и Бог». Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Волковым и под его руководством продолжил систематические занятия рисованием и живописью7. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является "Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ.
Его работы имеются также в музеях Архангельска, Барнаула, Екатеринбурга, Казани, Калуги, Кирова, Костромы, Н. Новгорода, Омска, Плеса, Самары, Серпухова, Уфы, Челябинска, Полтавы, Ташкента и других. В основном – это были образы из народа: «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка». Стройного, среднего роста новичка остригли «под гребёнку» и переодели в повседневное обмундирование (однобортная чёрного сукна куртка с девятью пуговицами, красными погонами с высечкой на них «1 КК», серые нанковые шаровары и бескозырка с красным околышем). На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
С 1875 г. – экспонент, с 1876 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры.
В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Знаменитая картина «Курсистка» яркий пример изображения в русском искусстве девушки- студентки.
На фоне слегка обозначенных палаток вокруг большого самовара собралась группа кадет. Волкова, занимался у И. Н. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. Верещагин выпускник Сибирского кадетского корпуса скульптор П. К.
Крамского, учился в Академии художеств как вольнослушатель (1867-1874). Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». С самого детства Николая готовили к военной карьере. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Он написал там множество этюдов и портретов молодой жены и друзей. Брал уроки рисования у A. M. Большое внимание уделялось военно-патриотической подготовке будущих офицеров. Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника.
В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. К своему первому творческому наставнику И. К. Мищенко. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Ярошенко проводили лето именно здесь. До 1892 – военнослужащий. Художник представил ее на IV Передвижной выставке, на которой она имела успех у публики. Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ).
Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг.
Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Еще будучи кадетом начал брать частные уроки рисования. Стрепетовой, 1884, ГТГ И. Н. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). Мягкий по внешности – он кремень духом».
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Он считал, что сын тоже станет военным и, хотя мальчик с детства проявлял способности к рисованию, отдал его в Полтавский кадетский корпус. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко.
Ярошенко обнажил популярную на тот момент тему. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель). Он стал знаменитым русским художником.
Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм». Художник написал не только выразительные портретные образы, он создал символы эпохи, в которых красноречиво отразилась действительность.
Такое мировоззрение сыграло определяющую роль и в выборе сюжетов его картин и в настроении ими передаваемом. Юных «бунтовщиков» препроводили в одиночные камеры карцера. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Зайцеву Ярошенко всегда хранил благодарное чувство. В так называемой каморе (спальне), большом зале с колоннами и окнами, выходившими на 1-ю (Кадетскую) линию, находились четыре ряда железных кроватей, а на стенах висели картинки из военного быта. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского.
Имеются послужной список генерал-майора Н. А. Ярошенко, документы на владение кисловодской усадьбой Н. А. Ярошенко, об удочерении семьей художника Н. Г. Волжинской, аукционный каталог имущества вдовы художника М. П. Ярошенко. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора.
Крамского. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки».
«Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит». Николай Александрович Ярошенко (1846 – 1898) родился в Полтаве в семье отставного военного. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Начальник штамповальной мастерской Петербургского патронного завода штабс-капитан Ярошенко по вечерам продолжал посещать классы Академии художеств еще на протяжении четырех лет. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884).
Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в семье полтавского дворянина, офицера Петровского Полтавского кадетского корпуса. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина.
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Автор скульптурного портрета – друг художника Л. В. Позен. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства.
Пожалуй, самыми значительными произведениями художника 1870-х годов и наиболее яркими образами для творчества Ярошенко стали «Кочегар» и «Заключенный». К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). – "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни о былом" (1894). С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. По свидетельству жены художника, Н. А.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством.
Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Профессиональный военный, в 1892 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Однако сохранился похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года, так что Ярошенко был кадетом уже в восьмилетнем возрасте. Там он сблизился с членами Товарищества передвижных выставок. Один из них раздувает самовар сапогом.
Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников».
Завершив обучение в училище, он по воле отца продолжил военное образование, поступив в Михайловскую артиллерийскую академию. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью).
Позже Николай Ярошенко посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»).
Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко. Об этом свидетельствует написанный им в 1886 году портрет Ивана Кондратьевича. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Более того, считавшиеся отличными воспитанниками Ярошенко и Сухотин (будущий генерал от кавалерии и начальник Академии Генерального штаба) «не оставили своих намерений, несмотря на трёхкратные убеждения и просьбы г. Директора». Георгия 4-й степени, более 14 — Золотым оружием с надписью «За храбрость». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего.
Во время приготовления уроков воспитанники 4-й роты «обнаружили неудовольствие» против изводившего их придирками батальонного командира «в неожиданном размере». Его фигура и обращенное к зрителю лицо выхвачено из темноты отсветом горящей топки. В другом отзыве говорилось, что картина воплощает «общую идею о могуществе добра и о силе любви к жизни, внимание к «униженным и оскорбленным», раскрытие человечности и лучших сторон внутреннего мира во всяком человеке, как бы он ни казался преступным».