Ульянов, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (1875–1949), русский художник, мастер живописи и графики, представитель модерна и неоклассики.
Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга. Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским – от Драмы жизни К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова Дни Турбиных (1925-26) и Мольер (1933-36). Учился в московском училище живописи, ваяния и деятель искусств РСФСР (1932), члензодчества (1889—1901) и в мастерской В. А. Серова (1899—1902). В 1903 посетил Меррекюле и Силламяги в Эстонии, в 1904 совершил поездку на Новый Афон для получения заказа на росписи монастыря (не состоялся). – 2. Он не мог найти изображений, верно передающих облик поэта в последние, трагические месяцы его жизни.
гвардия, 2000. С. Глаголевой, 1911 В. И. Иванова, 1920, – вплоть до портрета «К. художник, 1951. Художник обнаруживает метафоричность мышления – его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности («Парижская витрина», 190911 «Кафе», 1917Карусели" и «Качели», 190920-е гг. ). – С. 94, 133-139. Муратова Е. Мои ранние воспоминания о художнике Николае Павловиче Ульянове // Андреева И. Неуловимое созданье : встречи. Большое место в творчестве Ульянова занимают картины, посвященные образу А. С. Пушкина. ( 16).
Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге – например, к мотиву зеркального повтора форм (Автопортрет с парикмахером, 1919 А. С. Пушкин с женой на придворном балу, 1937) – граничит с важной для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. исполнил серию живописных и графических работ Пушкин в жизни (ГТГ, ГРМ). – М. Л. : Гос. В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова – как бы в тени. – 21.
Ульянов представил Наталью Николаевну так, как он сам оценивал и понимал ее. Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге – например, к мотиву зеркального повтора форм («Автопортрет с парикмахером», 1919 «А. В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 193549) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику. Пушкинской серией и полотном Лористон в ставке Кутузова). С. Станиславский за работой», 1947). – СПб. Его дар – дар не открывателя, но продолжателя и хранителя этой роли он и соответствовал с неизменным достоинством. Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н. Н. Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг.
В 1900-х прошел через увлечение импрессионизмом и ретроспективизмом в духе художников «Мира искусства». В 1929 году в Доме ученых прошла его выставка рисунков и акварелей. – 2009. – М. : Искусство, 1953.
Создавая этот портрет, Ульянов жаловался на трудности в поисках материала. Член объединений: Союз русских художников, «Мир искусства», «Четыре искусства», участник выставок при журнале «Золотое руно». В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова – как бы в тени. – 46 с. : ил. : Балтийские сезоны, 2011. Входил в Союз русских художников, объединения Мир искусства, Четыре искусства.
Он не примыкал к художественным группировкам и держался в стороне от новаторских путей в живописи. Пушкин с женой перед зеркалом, 1937, Всероссийский музей А. С. Но более сильным оказалось влияние В. А. Серова: Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 190007), воспринял манеру рисования и композиционную «формульность» портретов (А. – Елец, 2007. – 16 нояб.
– 7 с. : ил. Лаврова О. И. Николай Павлович Ульянов. – Л. : Художник РСФСР, 1976. – С. 15, 16, 17, 18. Кукрак С. Мы все хотели отогреться у его огня // Золотой ключик.
В 1900 за картину «Чистые пруды» награжден большой серебряной медалью, получил звание неклассного художника. В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику. Н. Г. Мошковцова сост. – 102 с. : ил. Каталог Выставки рисунков и акварелей Н. П. Ульянова / вступ. Уже в ранний период проявил себя как тонкий рисовальщик и импрессионистически чуткий к натуре художник-портретист (Н. Н. Ге за работой, 1895, Третьяковская галерея А. П. Чехов, 1904, Литературный музей, Москва О. Л. Книппер в роли Раневской (Вишневый сад), 1907, Музей МХАТ, Москва К. Д. Бальмонт, 1909, Третьяковская галерея). Пушкин Ульянова чем-то похож на лермонтовский образ поэта. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов. Серова (1899-1902).
Высокий рост «человека-монумента» (так называл Станиславского Ульянов), слегка откинутая голова с высоким лбом и сдвинутыми седыми бровями, рука, сжимающая карандаш, нога, закинутая на ногу, — все это очень точно показывает напряженную работу мысли знаменитого театрального реформатора. – 1965. С. И. Лобанов. ( 23). Среди его вещей этих лет безусловно первенствуют портреты, в частности поэта и философа В. И. Иванова (1920, Русский музей) и скульптора А. С. Голубкиной (рисунок углем, 1937, Третьяковская галерея).
Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским – от «Драмы жизни» К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова «Дни Турбиных» (192526) и «Мольер» (193336). В 1929 был привлечен к работе над фильмом «Евгений Базаров» по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» на киностудии «Межрабпомрусь». Выступал как портретист, обращался к историко-портретному жанру. Особую популярность завоевал его Пушкин с женой перед зеркалом (1937, Институт русской литературы, Петербург) – с поэтом, бросающим на окружающий высший свет беспощадно злой и колючий взгляд. С 1902 года по 1912 год (с перерывами) Н. П. Ульянов участвовал в выставках Московского товарищества художников, в 1907 году экспонировал свои работы на выставке «Венок», в 1911 году участвовал во Всемирной выставке в Риме, в 1911-1923 годах был участником выставок Союза русских художников, в 1923, 1925 годах – выставок Ассоциации художников революционной России.
Позднее под влиянием кубизма и футуризма выработал своеобразный «заторможенно-кубистический стиль, дробя видимый мир на грани, но все же удерживая его в русле картины традиционного типа (Автопортрет с парикмахером, 19141923 Кафе, 1917 обе работы – там же). Ульянов стоит особняком среди мастеров «серебряного века». Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга. В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова – как бы в тени. – 1975. – 7.
Первым его учителем в МУЖВЗ (18891900) был Н. Н. Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 193040-х гг. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов. Ульянов Николай Павлович, советский художник и график, заслуженный корреспондент АХ СССР (1949). – 1965. – 1955. Чл.
Стройная фигура облачена в нарядное платье из голубого атласа. – 2010. Ульянов Николай Павлович (1875-1949), советский художник и график. Особую популярность завоевал его Пушкин с женой перед зеркалом (1937, Институт русской литературы, Петербург) – с поэтом, бросающим на окружающий высший свет беспощадно злой и колючий взгляд. ст. – 10 мая. Леняшин В. Ценность всего живого : // Художник. Муратов П. П. Николай Павлович Ульянов / П. П. Муратов, Б. А. Грифцов.
– 28 июля. Климова М. Н. П. Ульянов : // Творчество. В. Куприн, С. Д. Лебедева, Н. П. Ульянов : каталог выставки / сост. Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 1910-20-х гг. – 4. Ю. А. Тарасова. Академии художеств СССР (1949), заслуженный деятель искусств РСФСР (1932).
В 1920-е годы оставил авангардные поиски, вновь вернувшись к стилистике несколько академизированного модерна. В 1930-х гг. – С. 293. Осмоловский Ю. Картина Н. Ульянова о Пушкине : // Искусство. Воспоминания. В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), член-корреспондент АХ СССР (1949). – 11 – С. 39-45. Леняшин В. А. Николай Павлович Ульянов / В. А. Леняшин.
Создал эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Шлюк и Яу» по пьесе Г. Гауптмана, «Продавец солнца» по пьесе Рашильд, «Пелеас и Мелисанда» по драме М. Метерлинка. Выступал также как театральный художник (Дни Турбиных М. А. Булгакова, МХАТ, 1926). И в то же время две почти незначительные детали (бледность лица и плед, накинутый на плечи модели) говорят о тяжелой болезни портретируемого. – (Земляки о земляках вып. В 1930–1940-е годы обратился к неоклассическим по духу образам истории и художественного творчества (серия Пушкин в жизни, 1930-е годы Лористон в ставке у Кутузова, 1945 К. С. Станиславский за работой, 1947 Сталинская премия 1948 обе картины – в Третьяковской галерее).
– С. 48-50. Небуко А. Талантливый художник // Ленинское знамя. Муж А. С. Шедевром пушкинского цикла Ульянова стало крупноформатное полотно «Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом» (1937, музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург). С 1905 работал сценографом в Театре-студии на Поварской. Ге за работой, 1895, ГТГ Портрет А. П. – С. 17-27.
– 4. С. Станиславский за работой, 1947, ГТГ Государственная премия СССР, 1948) и историко-портретного жанра (серия живописных и графических работ Пушкин в жизни, 30-е гг., ГТГ, ГРМ Лористон в ставке у Кутузова, 1945, ГТГ), с 20-х гг. Член объединений Союз русских художников, Мир искусства, Четыре искусства.
Художник обнаруживает метафоричность мышления – его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности (Парижская витрина, 1909-11 Кафе, 1917Карусели и Качели, 1909-20-е гг. ). конф., посвящ. Продолжал активно работать как художник-декоратор. – Липецк, 2014. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889- 1901) и в мастерской В. А. – С. 135. Кукрак С. Пушкиниана художника Николая Ульянова // Золотой ключик.
Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 191020-х гг. – 4 авг.
85-летию со дня рождения И. Т. Фролова (г. Создал эскизы костюмов и декораций к оперетте «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха в Музыкальной студии МХАТ (1920–1922, не осуществлена), спектаклям «Тень осла» в театре «Комедия» (1925), бывший театр Ф. И. Корша), «Дни Турбиных» (1926) и «Мольер» (1935) М. А. Булгакова во МХАТ, «Горе уму» по пьесе А. С. Грибоедова в ГосТИМ (1928). «Пушкинской серией» и полотном «Лористон в ставке Кутузова»). Пушкин представлен сидящим в домашней одежде за письменным столом своего кабинета. Глаголевой. – 1975.
Примерно в то же время познакомился с К. С. Станиславским. Май 1920 – янв. – Воронеж, 1971. Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н. Н. Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг. 1875-1949 :. – корр.
В числе самых известных портретов, созданных Ульяновым в дореволюционный период, — «Н. – С. 13. Логвинов С. Наш земляк – художник // Красное знамя. Книппер в роли Раневской (Вишневый сад), 1907, Музей МХАТ, Москва К. Д. Бальмонт, 1909, Третьяковская галерея). Чехова, 1904, Государственный литературный музей А. С.
Художник обнаруживает метафоричность мышления – его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности (Парижская витрина, 1909-11 Кафе, 1917Карусели и Качели, 1909-20-е гг. ). – 1995. – 76 с. : ил. Руднев Ф. Мастер психологического портрета // За коммунизм. Н. Ге за работой» (1895), «Портрет А. П. Чехова» (1904), «Портрет О. Л. Книппер-Чеховой» (1904), «Портрет А. С. Глаголевой» (1904), «Портрет Х. И. Ульяновой — матери художника» (1908), «Портрет поэта К. Д. Бальмонта» (1909). 1932 : // Новый мир. – 159 с. : ил. Правоверова Л. Л. «Затворник из Староконюшенного» // Человек. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1875-1949 / О. И. Лаврова. – 2008. Но более сильным оказалось влияние В. А. Серова: Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и композиционную формульность портретов (А.
6). Полонский В. Моя борьба на литературном фронте : дневник. В его резком профиле, гневном взгляде, брошенном через плечо, ощущается «жажда мести» доведенного до предела в своей ненависти поэта. К этой теме художник не раз обращался еще до революции. Первой наиболее значительной работой мастера стал небольшой по формату портрет «Пушкин в рабочем кабинете» (1936). Поэт, поднявший глаза от рукописи, глубоко задумался над чем-то. – М. : Сов.
Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским – от Драмы жизни К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова Дни Турбиных (1925-26) и Мольер (1933-36). / О. В. Тулинова. научно-практ. В 1889–1900 учился в МУЖВиЗ у Н. В. Неврева, И. М. Прянишникова, К. А. Савицкого, В. А. Серова. – М. : Совпадение, 2000.
Среди его вещей этих лет безусловно первенствуют портреты, в частности поэта и философа В. И. Иванова (1920, Русский музей) и скульптора А. С. Голубкиной (рисунок углем, 1937, Третьяковская галерея). Видный педагог. Пушкинской серией и полотном Лористон в ставке Кутузова). Но более сильным оказалось влияние В. А. Серова: Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и композиционную формульность портретов (А. – 56 с. : ил. Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга.
В 1930 – 1940-е годы обратился к неоклассическим по духу образам истории и художественного творчества (серия Пушкин в жизни, 1930-е годы Лористон в ставке у Кутузова, 1945 К. С. Станиславский за работой, 1947 Сталинская премия 1948 обе картины – в Третьяковской галерее). – С. 16. Федосеева Н. Н. Ульянов Н. П. // Путешествие по Липецкой области. – Л. : Искусство, 1977. – 21 марта. Кружков Н. Родом из Ельца // Огонек.
З. В. Лукина под общ. – С. 156-163. – М. : «Дом ученых» ЦЕКУБУ, 1929. В 1920-е годы оставил авангардные поиски, вновь вернувшись к стилистике несколько академизированного модерна.
– (Массовая б-ка). Николай Павлович Ульянов. ред. художник, 1953. – С. 123-126. Шилов К. Борисов-Мусатов / К. Шилов. Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге – например, к мотиву зеркального повтора форм (Автопортрет с парикмахером, 1919 А. С. Пушкин с женой на придворном балу, 1937) – граничит с важной для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. – 1963.
– 1975. Позднее под влиянием кубизма и футуризма выработал своеобразный «заторможенно»-кубистический стиль, дробя видимый мир на грани, но все же удерживая его в русле картины традиционного типа (Автопортрет с парикмахером, 1914–1923 Кафе, 1917 обе работы – там же). Человек в центре краеведческих исследований: материалы межрегион. – (Массовая б-ка по искусству). А. – М. : Сов. Письма / И. Андреева.
Учился в МУЖВЗ (1889-1901) и в мастерской В. А. Серова (1899-1902). Занимался декорированием интерьеров Театра-студии. Сложным оказался для него и образ Натальи Николаевны и тем не менее художник писал: «Образ жены Пушкина, до сих пор такой неясный и таинственный, увлек меня». Автор психологически глубоких портретов (Н. Н. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов.
1875-1949 /. Липецк 16 сентября 2014 г. ). – М. : Мол. Работая в области портрета (К.
С 1902 (по 1912 с перерывами) участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1919 оформил постановку «У Дидро» И. Стюпюи в Московском показательном театре, в 1922 — «Скупой рыцарь» по трагедии А. С. Пушкина в Театре на Тверской. издат, 1925.