Интересно, что Николай Александрович Бруни был не только священником, не только поэтом и художником, но и авиатором. Так описывает Игорь Губерман приезд матери известных художников Льва и Николая Бруни Анны Александровны Соколовой-Бруни в Оптину пустынь.
Выполнил декорации для фильмов «Un seul amour» («Единственная любовь») П. Бланшара (1943, вместе с Ю. П. Анненковым), «Monsieur Vincent» («Господин Венсен») М. Клоша (1947), «Le Diable boiteux» («Хромой дьявол») Саши Гитри (1948), «Le Plaisir» («Удовольствие») М. Офюльса (1952, вместе с Ю. П. Анненковым) и др. Получив множественные ранения, он чудом остался жив. Собрали посылку с сухарями, копченым салом.
Можно вспомнить о св. Но главный вопрос не в этом различии, а в том, любишь ли ты его воистину или нет. Дали пять лет исправительно-трудовых лагерей и сослали в Ухту.
Из другого источника: Л. А. Вернуться в авиадивизион было невозможно — он перестал существовать. Не менее знаменитыми картинами живописца стали: «Моление о Чаше», «Медный змий», «Пробуждение граций», «Вакханка, поящая Амура», «Спящая нимфа» и многие другие. Такой была сила молитвы старца. Уничтожали самое сокровенное и самое святое с особой изощренностью. Летом Георгий Якулов приглашает Татлина принять участие в росписи кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту.
То, что в нем забавляло, теперь вызывает неприязнь. Детей у них было шестеро – пятеро девочек и сын. Мало того, ему удалось придать к унаследованному от них эклектическому фонду, состоящему из заимствований у Рафаэля, Леонардо и Буонарроти (заимствований, так остроумно ими претворенных в нечто более доступное для толпы, более гибкое, растяжимое и прельстительное), еще одну, новую прелесть: прелесть святости, пикантного мистицизма, чего-то и сладострастного и чистого. Для художника не существовало второстепенных, проходных тем и сюжетов. Бруни интересовался авангардным искусством, которым занимался с энтузиазмом. Николай Александрович Бруни, сын академика архитектуры А. К.
А семья в Москве бедствовала. И Лев плача стер. Удивительно, что монумент при этом простоял шесть десятков лет.
Создал иконы для храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Петербурге (1896–1901), православной церкви Св. – Не знали ни его имени, ни, собственно, кто же автор этого монумента. Александра Невского второго кадетского корпуса в Петербурге. Картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» была выставлена в Капитолии и принесла Фёдору первую известность. Бруни учился в школе М. К.
Александра Невского второго кадетского корпуса в Петербурге. В апреле 1918 года Бруни бежал из оккупированной австрийцами Одессы. Об этом периоде жизни Н. Бруни я попросил рассказать Ирину Дмитриевну Воронцову, главного библиографа-краеведа ухтинской публичной библиотеки, она же является заместителем председателя ухтинского общества «Мемориал».
Вот таким образом бльшую часть времени он проводил не в Академии, а в своей мастерской в окружении единомышленников и посетителей «квартиры 5». А когда они уходили из Малого Ярославца (пробыв в нём недолго), то забрали её с собой на работу в Германию, а она взяла с собой ещё четверых своих детей. Бруни еще раз вернулся в «Мир искусства» в 1918 году, но тогда сложилась иная художественная ситуация и его независимость от «Мира искусства» была очевидной. Очень миловидная, шустрая – настоящая субретка французской комедии.
Брюллов, несмотря на все свое сходство с болонцами, в сущности, сильно уступал им. В 2006 году витраж воссоздан в петербургской мастерской А. И. Яковлева. Здесь он был возведен в дворянское достоинство, занял пост придворного художника. После этого у Николая Александровича обнаружились способности к конструированию и он начал работать в Московском авиационном институте (МАИ). «Чем больше я думаю, тем меньше я постигаю, как тебе может казаться сердечно притягательным, желанным тот человек, который нежелание учиться и невежество возводит в культ, который для мировых гениев, во веки веков озаривших человеческую душу – Леонардо или Микеланджело, – находит лишь бранное слово, а свои маленькие и убогие достижения с тупым фанатизмом полагает чем-то особенным, тогда как в них даже и уродство является не чем-нибудь особенным, а лишь безличным параграфом дурно продуманного суеверного кодекса»191. Известно, что Н. А. Бруни также создавал проекты витражей.
Ей он посвятил замечательную статью, напечатанную в «Аполлоне» в следующем, 1916 году106. Автор статьи: Татьяна Юдкевич. Там живет со своей семьей Константин Бальмонт и ходит в гимназию дочь поэта – Нина. Позвонили по телефону и вызвали Хлебникова.
Этот факт стал событием художественной жизни Петербурга. Вместо фотографии жена привезла его карандашный автопортрет. Ционглинского.
Люди, звери, предметы под кистью Бруни становились 4зудто добрее, радостнее и теплее. Мой отец Михаил Николаевич не видел отца с 15-летнего возраста, – рассказывал Алексей Михайлович. Определение «беспредметный» в данном случае подходит с большими оговорками. С 1890 года он начал преподавать в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Пока родственники Бруни из Санкт-Петербурга не приехали к нам в Ухту в поисках его следов. Николай Александрович был человеком поистине незаурядных дарований: в одной личности талант проявился столь изобильно, что его по праву можно сравнить с Леонардо да Винчи или Ломоносовым. Бруни сделал скорее служебную, чем творческую карьеру.
В это время он вел активную выставочную деятельность. Его предками были знаменитый акварелист пушкинской эпохи Петр Соколов и Федор Бруни (автор знаменитого «Медного змия»), ставшие классиками отечественного искусства. В десятом пункте указано: «На смену живописи: законы форм, закон веса у Татлина и Бруни»180. И, значит, было, что противопоставить хаосу и смятению, захлестнувшим все.
Бруни вспоминал: «Организационная работа в левом блоке Союза деятелей искусств. – У меня невеста Анна. Его вакханки, наяды и амуры действительно прекрасны. Или: Что бело, то бело, что черно, то черно. Можно вспомнить ещё, что такие русские поэты как Гаврила Романович Державин (1743 – 1816) и Александр Сергеевич Грибоедов (1795 – 1829) занимали весьма ответственные посты на государственной службе и трудились на этих постах с большой пользой для своего отечества. Но он еще человек очень домашний, почти ребенок, привыкший быть окруженным близкими.
Бруни рано и быстро сформировался как художник. Или дредноуты. Знавшие батюшку были убеждены, что он пребывал на земле лишь телом, но весь его «внутренний человек» уже при жизни был полноправным жителем горних пределов. Духовная дочь старца поэтесса Нина Павлович вспоминала, как однажды отец Нектарий благословил Льва Бруни написать икону Преображения Господня для Германии, говоря: «Ваш образ будет иметь действие сначала на мысли, а потом – на сердце».
Пунин также называл его – «неутомимый Бруни»121. В общем. 1918 г. ) сложилось своего рода художническое братство – «коммуна пастухов всемирного искусства».
Восемь рисунков из серии Лев Бруни выставил на «Мире искусства» 1915 года. Милашевский, например, называл его, с оттенком некоторой иронии, фанатиком и «верующим»162. Розовая лягушка замерла между тонких травинок. К этому времени эта казенная квартира была уже своего рода музеем. В глубине души своей и он оставался всю жизнь тем же мнимым классиком, тем же поклонником так называемого «высокого стиля», драпировок, мускулов и мелодрамы, каким представляются Брюллов и все единомышленники его, выросшие на боготворении Лаокоона, Доменикина и Камуччини.
Летом 1917-го он едет на Урал, в Миасс. Когда служил в Москве, то после смерти Блока отправил по нему панихиду.
Однако его беспредметные композиции той поры лишены индивидуальности и самобытности. В 1919 году женился на Нине Константиновне Бальмонт (1901-1989), дочери поэта Константина Бальмонта. Обстоятельства словно отводят его от этого. Трещалин в книге «Род», в основу которой положены дневниковые записи Николая Бруни 1917-1932 гг., служебные автобиографии, воспоминания родственников и знакомых.
Выставка «Магазин». плотность тоже входила в понятие о цвете»138. Позднее в госпитале, в процессе его осмотра врачами выяснилось, что «ожоги не очень значительные, просто ужасающее впечатление создавала жуткая грязь и сажа, покрывшая тело и обгоревшую одежду, два перелома левой руки, очень сильный вывих локтевого сустава правой руки, открытый перелом правой ноги в районе стопы и, видимо, очень сильное сотрясение мозга». Начало светать. А все-таки в Тенишевском были хорошие мальчики.
Мне горячо захотелось, чтобы Хлебников пришел в непосредственное общение со старцем. Он упрекал руководителей «Мира искусства» в том, что они привлекают к участию на выставках лишь тех молодых художников, в которых видят своих учеников и эпигонов135 и защищал отвергнутых художников: « мой долг, поскольку я понимаю задачи критики, отмечать возникновение новых форм и новых отношений я не устану указывать на то, что, на мой взгляд, способствует и что мешает развитию художественных форм и человеческого творчества»136. После успеха на выставке «Мир искусства» в 1915 году Бруни решил принять участие и в следующей экспозиции объединения.
И спрашивает: «Тут ли Бальмонты, пойти ли к ним. Второй сын Анны Соколовой Николай Бруни по благословению отца Нектария взял близ Оптиной пустыни в селе Косынь (другие названия – Истик, Сенино) приход и стал в нем настоятелем. Но мы всё же попробуем восполнить утраченное. Подростком лет увлекся живописью. Анна Александровна сидела в блаженном оцепенении. Этот витраж погиб в годы Великой Отечественной войны: он был полностью разрушен взрывной волной.
Для усиления своих позиций левые создали при союзе «Свобода искусству» еще два художественных общества: «На революцию» и «Искусство, революция», куда вступили многие завсегдатаи «квартиры 5». Автор многочисленных контррельефов в жанре конструктивизма. Буквально в несколько дней произошла эта метаморфоза. Важен уже не конкретный персонаж, а идеи отношения человека и природы: соединение с природой через крестьянский труд, зависимость человека от природных ритмов (смена времен года), естественность жизни человека в природной среде.
Были это аэропланы. – Н. П. ). Отношение Бруни с «Миром искусства» было двойственным. Создал ряд жанровых композиций: «Свеченосица (В монастыре)» (1891).
Можно вспомнить Рене Декарта (1596 – 1650) – великого математика и великого философа и Блеза Паскаля (1623 – 1662) – физика (автора известного закона), математика (одного из основателей теории вероятностей), но вместе с тем глубокого и оригинального религиозного философа. Удивительно, что монумент при этом простоял шесть десятков лет. Здесь начинается вторая линия жизни Николая Бруни – служение Богу. Похоронен на Даниловском кладбище.
В чем же она заключена. Волосы были длинные. Жил в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинграде). Молодая троица привлекла внимание Пунина в первую очередь потому, что не имела ничего общего с идеологией «Мира искусства», поражала своей независимостью и талантом. Левую федерацию возглавил Татлин, секретарем стал Родченко Бруни участвовал в секции от общества «Магазин».
В первую очередь, виртуозный графический портрет поэта работы Валентина Серова (1905. С семьей уезжает в Оптину пустынь и подолгу живет там. Например, обсуждались религиозные темы. Если нет, как ни страшно, а длжно будет когда-нибудь расстаться.
Ему повезло — он стал лагерным художником. Будь он не только Бруни, а сам Леонардо да Винчи. Венчание Нины Бальмонт и Льва Бруни состоится в том же Миассе весной 1919 года. Но все-таки вольнослушатель – всегда человек свободный. Львов и Митурич косились и помалкивали. »141 Статья С. Исакова о контррельефах Татлина была приурочена к 15 декабря, дню открытия выставки «0, 10» и оказалась не только первой положительной рецензией на новаторское изобретение Татлина, но и первой их публикацией142.
Написанные в это время полотна – «Крестьянка» (ГРМ) и два варианта «Радуги» (ГРМ) – рождают схожие образы. В образованный в апреле 1917 года «блок левых» при СДИ Бруни вошел, как делегат общества «Магазин» (полное, с долей иронии, название: «Общество совершенствования слуха и зрения Магазин»), соз- 1 данного незадолго до того московскими и петроградскими художниками во главе с Владимиром Татлиным в память об одноименной выставке 1916 года200. Не болен-ли он. В конце жизни художник приступил к большому труду — станковым иллюстрациям к «Лирике» Низами (1947), но книга вышла уже после смерти художника. После этих сдвигов я видел еще его пространственную живопись (как он сам называл) – это сделанные из плотной белой бумаги и стекла объемные конструкции, раскрашенные (пятнами и полосами) тушью.
Мы пришли на выставку до открытия и Л. А. Не суть ли эти идеи – отражение разговоров, которые велись в «квартире 5», например, с крестьянским поэтом Николаем Клюевым. Не смог, так как их худо-бедно все-таки кормили в лагере: баландой из прогорклой муки и ржавой килькой. Расцвет творчества художника приходится на 1920— 1930-е.
Человеческий, птичий, кошачий, лошадиный, свиной – удивительные глаза у всех. »109 Говоря о «Портрете Ахматовой» Альтмана, Бруни опять же руководствуется вопросом формы и нисколько не говорит о характере изображенной. Особые дни собраний – по четвергам и субботам. Какой была она всегда на иконах и холстах, такой она ему и явилась. Он отказался, так как ему здесь немножечко уютно»219. Потом просили прочесть Хлебникова.
Николая Александровича ждали еще более суровые испытания, увенчавшиеся кончиной мученика. Особенно ярким и значительным было его участие в выставках объединений «Маковец» и «Четыре искусства», на которых провозглашались преемственность художественных традиций и установка на высокий профессионализм работ — те основные цели и задачи, которым Бруни следовал всю жизнь, в каких бы жанрах и видах искусства он ни работал: в живописи, графике, книжной иллюстрации, в монументально-декоративном искусстве. А вы знаете, как он стал священником. Поселяется он, естественно, на Монпарнасе. Она обладала немалыми литературными способностями: писала и печатала рассказы, переводила с немецкого и норвежского, была женщиной глубоко и истово религиозной, не жалела времени на детей (став взрослыми, сыновья ее любили и почитали), хранила множество семейных преданий.
И вот Николай Бруни тоже оказался в Ухтпечлаге на реке Чибью. Бруни (Бальмонт), вокруг которых близ монастыря (правда, уже после его официального закрытия – декрет СНК от 23 янв. Умер 30 августа 1875 года.
погодить с образованием левого блока Союза деятелей искусств. Из молодых художественных сил, «еще не сплотившихся в одну группу», Пунин на выставке «Мира искусства» в первую очередь называет Петрова-Водкина и Бориса Григорьева, потом «могучего» Альтмана и «весьма благородного» Радлова, а в конце – «волшебного» и «глубоко живописного» Судейкина, а также Митурича, «чьи рисунки зимы отмечены прелестью простого и свободного вдохновения».
Ты знаешь, я столько отец твой, сколько братишка. Семья Бальмонта в то время жила на улице Де ля Тур в районе Пасси. И когда выздоровел, то принял сан.
Внешность его была своеобразна. За него боролись. С 1890 года он начал преподавать в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, с 1892 года стал надзирателем классов Академии художеств, в 1894 году был назначен инспектором классов Высшего художественного училища при Академии.
К нам само собою притекало все, что составляло цвет всех родов искусства в то время. Когда служил в Москве, то после смерти Блока отправил по нему панихиду. Самокиша, Я. Ф. К той же выставке «Новый журнал для всех» издал буклет «Владимир Евграфович Татлин», текст к которому написала Надежда Удальцова.
показал мне издали Маяковского. Критик увидел, что «в его теле есть что-то до такой степени истощенное, что почти хочется сказать: отсюда во всяком случае не выйдет ничего доброго – и это при необычайной красочной силе, при исключительной одаренности мирискусников»105. «Бруни для меня еще темная и скрытая сила. Александра Невского второго кадетского корпуса в Петербурге. 21/XII 1937 г. решением особой тройки при УНКВД Николай Александрович Бруни был приговорён к высшей мере наказания (расстрелу). Как во всех школах мира (да будет мне позволено подделаться тут под толстовский дидактический говорок), ученики терпели некоторых учителей, а других ненавидели.
Он уехал – не без протеста. Однако не эти картины, которых сам «мистик» Бруни, вероятно, стыдился, составили славу его, не их предлагал он в пример молодым поколениям, не в угоду им проклинал все новое и свежее, что росло вокруг него. Он сблизился со многими поэтами. Лев написал чудесный по краскам образ, но эффект сияния этого белого света достигался тем, что на первом плане поднимались черные узловатые деревья. Именно на нем его изобразил спокойно и мудро отдыхающим Браз.
Татлин, постоянный гость квартиры, называл Анну Александровну «мать». Эта истина с отчетливой ясностью открылась Бруни именно в те окаянные дни. Не менее трогательным был и рассказ внука Алексея Бруни. У Мандельштама есть произведение Египетская марка. Но вот открылась дверь и зашла заплаканная пожилая прихожанка и сообщила, что старец Нектарий умер.
В этом неравенстве нет правды. Жила семья Бруни очень хорошо, у них с женой были замечательные взаимоотношения. По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Отметил портрет композитора Лурье: он интересен «как со стороны живописи, так и со стороны искания формы, которой Бруни пытается овладеть со всей стремительностью молодого сердца»103.
И иллюстрирует фантасмагории Гофмана. Остались два сына – Николай и Лев на три года младше Николая. А Бруни, в свою очередь, опекал других художников. И вот Николай Бруни тоже оказался в «Ухтпечлаге» на реке Чибью.
Чтобы он ни писал — сосновый лес на Урале или море у Судака, «ЗИМУ» или «МАЙ В ИЗМАЙЛОВО», «ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ И. НОВИКОВА» или «ТЕТКУ НА БАЗАРЕ», — делал это изящно, вдохновенно и увлеченно, без всяких видимых усилий. Когда мне надоедало сидеть – особенно в безветренные дни, когда хорошо клевал окунь на озере, – я уходила на лодку, несмотря на протесты Л. А. Если ты, увидя жизнь и людей, захочешь выйти замуж за Леву Бруни, я тебе в этом друг и помощник. Было лето тысяча девятьсот шестнадцатого года.
Таких людей оно порождало и так само же и пожирало своих детей. Вообще, он был знаком со многими известными личностями того времени. Первую серьёзную картину Фёдор Бруни написал в возрасте 22 лет. Среди представителей династии были художники, архитекторы, музыканты: Федор Бруни – ректор Петербургской академии художеств, его картины представлены в Русском музее художник Николай Бруни, архитектор Александр Бруни, акварелист Лев Бруни (его кисти принадлежит фреска Крещения в Елоховском соборе), теоретик Юлий Бруни в родстве с Бруни состояли Карл Брюллов (по линии Соколовых) и Константин Бальмонт.
Именно эта выставка сделала имя художнику – о нем начали упоминать в прессе. О том, как погиб о. Николай Бруни, рассказал родственникам очевидец, чудом спасшийся во время расстрелов. Вот таким образом не удивительно, что он стал одним из героев статьи Пунина «Рисунки нескольких молодых», напечатанной в 1916 году в «Аполлоне». Бруни, вместе с Татлиным, формально стал членом обоих обществ, даже входил в состав оргбюро «На революцию». Так, в последний момент был отклонен уже готовый проект ноябрьского оформления Дворцовой площади.
и также наказы. Текст лекции был написан Хлебниковым и зачитан Петровским. Тема «молодых мирискусников» захватила Пунина. В 1912 году Н. А.
Бруни с женой Н. К. Анне Андреевне передали старческое слово и она приехала. Наиболее известен дед Петр Федорович – превосходный акварелист, автор знаменитого портрета А. С. Пушкина (1836).
Бруни попросили быть у него гидом и переводчиком. Осуществление татлинских идей, соединивших кубизм с «материалом», стало в этот момент главным делом Льва Бруни и художников его близкого круга. «Маленькая церковь в Николо-Песковском переулке вместить всех не могла. Первым его приметил Пунин.
Когда-то язычники пороли своих богов. »127. Бывали у него словечки и позабористее, но я не решаюсь их написать. На то, что он принимал гостя у себя дома, последовал донос. И как неожиданно вместо привычной молитвы от входа в алтарь полились чистые звуки блоковской «Незнакомки», потом еще, еще стихи и каждая строка, произнесенная священником-поэтом, ложилась каплей горя, каплей скорби, до краев наполнявших душу Николая Александровича» – так описывает происходящее М. Д.
А Пунин даже с некоторой дружеской завистью говорил о религиозности Бруни. Застал Москву в состоянии профессиональных организаций. Восемь рисунков из этой серии также выставлялись на «Мире искусства» (1915). Именитые поэты, художники и мыслители – люди, по роду деятельности наделенные особым даром проницательности, – отчетливо ощущали свое таинственное родство с простым сыном мельника, они ехали к нему за вдохновением, а получали подчас то, о чем и не думали, – спасение души. Скажу только: глубоко убежден, что он тебя любит, а ты лишь увлекаешься. Александра Невского в Софии.
Они сделаны «в пандан» друг другу и почти зеркальны: фигура с закинутой на ногу ногой развернута в противоположные стороны, симметрию нарушает только рука с папиросой. Скорее всего, описанное ниже событие происходило на открытии выставки «Магазин». Вечером никуда не выхожу – проЛев Бруни Фотография Лев (справа) и Николай Бруни Фотография Лев Бруни в Пскове Фотография Лев Бруни Фотография 2 тивно смотреть на этот фальшивый блеск, накрашенные губы, наглые глаза. Возглавлял графическую, затем — монументальную мастерскую ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Сохранилось описание современника, видевшего росписи. «Кафе Питтореск, шедевр Якулова, представляло собой замечательную картину.
Он глубоко верит. Помимо того он построил несколько доходных домов в Петербурге. Ни один драгоценный камень не лучится так, как живой глаз.
Правильнее всего их было бы воспринимать как отголосок материальных подборов Татлина и самого Бруни, как своего рода «станковый контррельеф». Он писал: «Бруни и Митурич, которых я раньше не различал, теперь кажутся мне совсем на другом пути и путь их (особенно Бруни) не менее сладок, чем мой и нечист и противоречив, как мой»126. В 1906 году за свою деятельность Н. А. Бруни был удостоен звания академика.
Очень долго работал и с натуры и по па- 4 мяти. Там же выставлялся и большой акварельный портрет Бальмонта («голубой портрет»), выполненный Львом Бруни. Служил командиром 1-го авиаотряда ВВС РККА.
Разрыв с «Миром искусства» способствовал также тому, что в 1916 году Бруни окончательно утверждается как последователь Владимира Татлина. Помолчав и подумав, я предложила ему съездить в Оптину и лично передать свое предложение. Контррельефы, эффект которых подчеркивался схематической раскраской, высились вдоль стен. За памятник Бруни получил шикарную премию — недельное свидание с женой рассказывают, что он не взял у неё копчёное сало и сухари, велел везти обратно, будучи уверенным, что дети голодают (так оно и было). Николай Александрович Бруни происходит из старинного итальянского рода Бароффио-Бруни. Вес и монументальность отсутствуют, что Бруни также относит к достоинствам его живописи. На нем Бальмонт представлен героем, борцом с высоко поднятой головой.
Казалось бы и жил совсем недавно – что для истории сто лет. Бруни внушал уважение, доходившее до трепета. Он в то время носил короткие штаны, шерстяные чулки, блузы с бантом. В 1914 г. вместе с Петром Митуричем работал журнальным иллюстратором в журналах «Голос жизни», «Вершины», а также в «Новом журнале для всех» (его художественный отдел возглавлял отчим С. К. Исаков) в последнем оформил обложки ( 11, 12 за 1914 г. ), опубликовал статью о Натане Альтмане ( 4 за 1915 г. ). Лев Бруни оставил большой след в искусстве и как педагог: с 1923 преподавал во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), Текстильном институте, а также в 1935–1948 годах в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР. Получился идеальный образ поэта158.
В январе 1884 года семья возвращается в Петербург. С 1923 жил в Москве, до 1935 года проводя каждое лето вблизи Оптиной пустыни (был духовным сыном последнего оптинского старца Нектария). Своё начало она ведёт от Антонио Бароффи Бруни, швейцарского поданного, бежавшего в Россию вместе со своей семьёй в 1808 г. Какая-то там произошла тёмная история, скорее, кажется, финансовая, нежели романтическая (а может быть, даже и политическая: время наполеоновских войн в Европе было достаточно беспокойным) известно лишь доподлинно, что бегством Антонио Бруни спасся от грозившей ему тюрьмы.
Если же ребенка 17-ти лет (ибо ты ведь еще дитя, моя Ниника. ) он вовлечет в скороспелый брак, на это нет моего солнечного благословения»190. Николай получил серьезные увечья и оказался в военном госпитале в Одессе. «Я пришел от верховой езды в неописуемый восторг. В академические годы – с романтическим ореолом: бант и большой берет la Rembrandt.
Выполнял проекты витражей: для церкви Св. В Риме лавры Камуччини66, только что тогда изготовившего своего «Атилия Регула», не дали и ему покоя и задолго до «Помпеи» написал он свою «Камиллу», поистине мастерскую, но глубоко фальшивую, как финал какой-нибудь ложно-классической трагедии, вещь. Две его акварели — «Плач Тариэла» и «Бой Автандила», экспонировавшиеся на выставке «Мира искусства» (Петроград, 1915) — принесли Льву Бруни первую известность и первый коммерческий успех, они были куплены неким грузинским князем. В 1909 году Николай окончил Тенишевское училище (8 классов), одно из самых престижных учебных заведений Петербурга. 29/I (по другой версии 4/IV) 1938 г. он был расстрелян на лагпункте Ухтарка в 60 км от пос. Потом мы говорили подробно о любви, верности и браке. Вовсе не обязан Мир искусства нянчить Альтмана или Бруни.
Отношения между художником и критиком обычно не подразумевают дружбы. Они были дружны с семьями тайных священников – о. Михаила Шика и о. Михаила Соловьёва (будущего архиепископа Мелитона). Если же сравнивать портреты Осипа Мандельштама в исполнении Бруни и Митурича (конечно, насколько можно сравнивать графику и живопись), то обнаружим принципиальную разницу, хотя острый глаз обоих художников ухватил характерный облик поэта – запрокинутую назад голову и вздернутые нос и подбородок. 27 мая 1917 года состоялось учредительное (пятое по счету) собрание Профсоюза, который, по примеру петроградского СДИ, был поделен на три федерации – старшую, центральную и молодую (левую). Они поедут на восток – в Омск, потом Ново- Николаевск.
Занимался монументальной живописью. Высокий, некрасивый, очень характерный, белесые волосы лежали на затылке както прядями. Дитя мое, со мной дважды говорил Лева. и праведна.
По вечерам сижу 1912 дома, читаю, рисую или пишу письма во все концы». В 1912 году Н. А. Бруни стал заведующим мозаичного отделения Академии. А Бруни было интересно с Пуниным – умным и блестяще образованным человеком. Одна из последних книг, которую читали ему ученики, был «Закат Европы» Шпенглера. И после визита французского летчика его объявили по 58-й статье шпионом в пользу Франции.
Был образован, в рамках СДИ, еще один союз – «Свобода искусству» (полное название: Союз художественных, артистических, музыкальных и поэтических обществ, выставок издательств, журналов и газет «Свобода искусству»). В этом процессе участвовал С. К. Исаков, занимавший умеренную позицию. Отнекивался, когда его о чем-то спрашивали в упор.
Однако времена не выбирают. – обращается ко мне Ирина Дмитриевна. Пока родственники Бруни из Санкт-Петербурга не приехали к нам в Ухту в поисках его следов. Его популярность была столь высока, что, как говорил писатель В. А. Соллогуб, «каждая невеста, выходя замуж, заказывала свой портрет Соколову». Его отец Антонио Бруни был художником и реставратором.
В России в это время жил и творил о. Павел Флоренский (1882 – 1937) – священник, богослов и философ и вместе с тем – естествоиспытатель-практик, внесший вклад в практические приложения таких наук как физика, химия, геология. Для нее было естественным обнаружить художественные способности у обоих своих сыновей.
Ныне это территория города, а тогда – дикая тайга и болота. Русский художник, выходец из семьи художника. Программа уделяла также много времени рисованию и музыке. Бруни стал заведующим мозаичного отделения Академии. Александр Александрович Бруни достиг в своей области определенных высот – он стал академиком архитектуры (1891), состоял в должности архитектора Санкт-Петербургского дворцового управления, был архитектором Таврического дворца, Мариинской и Александровской больниц (т. е. 10 мая 1918 года, на следующий день после прибытия в Москву, вступил в Красную Армию.
Бруни был удостоен звания академика. Часть из них была продана с выставки102. Художественная литература, которая всегда так или иначе изображает «героев своего времени», породила и образ такого русского «мультиталанта» и его трагической судьбы в первой половине XX в. Речь идёт, конечно, о Юрии Андреевиче Живаго – герое романа Б. Пастернака.
Есть предположение и очень убедительное, что изображенная в «Крестьянке» женщина – та самая Настя, которую художник изобразил с граблями на рисунке 1915 года (ГТГ). В квартире было три этажа, нижний – подвальный, в нем помещались только маленькая сводчатая столовая, людская и кухня, верхний представлял собою невысокие тоже сводчатые антресоли, в которые входили только верхние, закругленные части огромных окон и только средний этаж, очень светлый и привлекательный, не отличался ничем необыкновенным, кроме этих же самых огромных окон, разбитых железными рамами на большие квадраты.
Лев Александрович не становится активным создателем нового революционного искусства. А также огненно-рыжий портрет кисти Николая Ульянова (1909. В ноябре художника призвали в армию. был ответствен за все перестройки, достройки и реставрацию этих зданий).
Рассказывают, что начал ее с чтения стихов. Как правило интересных людей и единомышленников «открывал» и приводил в дом старший брат Николай но дружил, сохраняя дружбу надолго, младший Лев. Сострадательно наклонилась, вглядываясь в его лицо, выпрямилась и скорбно застыла рядом, не исчезая. - Очень жить хочется, Пресвятая Дева, – хрипло сказал ей Бруни (или подумал, что сказал).
приехать в Оптину пустынь. Но Бруни не забывает станковое искусство. написал мой портрет на левкасе, на доске от старой стершейся иконы.
Когда видишь прелестных, мягких и гибких ангелов Бруни, путающихся в дивных, «с большим вкусом» развевающихся складках их облачений, когда глядишь на его тонко от Овербека и Фейта заимствованного Спасителя, на его апостолов, таких добрых, умных и неумолимо серьезных, то невольно вспоминаешь об очевидной, подчас чересчур наивной поверхности Брюллова и тогда готов воскликнуть: вот поистине религиозная живопись, вот святость, душа, проникновение и откровение. «Любезный друг Лев Александрович. Это приличествует Вам.
И опять блаженно забылся, словно не приходил в себя. Любопытна еще одна встреча, в которой участвовал в это время Бруни. Лев Александрович выдвинул из-под дивана обшарпанный чемодан. Маяковский сказал: А-а, ну-ну и пошел с Бруни, но на полпути спросил: А сколько ей лет. Кроме того, он был как-то очень серьезен, никогда не улыбался и смотрел на всех весьма недоброжелательно. Он необычайно «веско» исполнял свои ректорские обязанности.
Какой он был, этот «дивный старец», самый таинственный и самый загадочный из всех. – Не знали ни его имени, ни, собственно, кто же автор этого монумента. Все едино, прекрасно-одушевленно и хрупко.
Им удалось даже получить домик на краю Малого Ярославца (тот, в котором они жили прежде, был уже занят каким-то начальником), но как раз в тот день, когда они получили все необходимые документы на этот домик, кто-то «стукнул» на матушку, что она работала в комендатуре у немцев. Как бы то ни было, эти полумашинные, полудекоративные формы передавали неуёмный динамизм и загадочность современной машинерии и источали особую тревогу»212. Отношения Пунина и Бруни были особыми: человеческое сплеталось с профессиональным.
Большая заслуга Альтмана в том, что он отыскал свое корневище, семитическую культуру. Когда я его благословляла крестом, он стоял серьезно и молча и был устремлен как всегда. «Училище было подчеркнуто передовое. Лев Александрович сказал, очень довольный: Волоса я писал с натуры»188. Это ли не счастье. » Регулярно встречала Савицкого, Ярошенко. Медленно осенив себя крестным знамением, старый сторож открыл врата. В 2006 году витраж воссоздан в петербургской мастерской А. И. Яковлева. Прототипом его как раз и стал о. Николай Бруни.
Здесь начинается вторая линия жизни Николая Бруни – служение Богу. Рассказывают, что начал ее с чтения стихов. А сам Бруни перебирается в Москву по приглашению В. Фаворского. В России он поселился в Царском Селе, стал Антоном Осиповичем, быстро был признан как «живописного и скульптурного дел мастер», а спустя семь лет после приезда – он уже академик Академии художеств.
Вольнослушателем посещал Академию художеств: мастерскую Я. Ф. Осип Мандельштам, проучившийся в Тенишевском с 1900 по 1907 год, в «Шуме времени» обрисовал тенишевцев: « десятка три мальчиков в коротких штанишках, шерстяных чулках и английских рубашечках со страшным криком играли в футбол. До этого дня он еще не был у нас218, но личность и творчество его нас очень интересовали.
Вождь будетлян производил впечатление отдельного человека, углубленного в самого себя и далекого от всех. В его мастерской всегда висела фотография «Троицы» Андрея Рублева. Если обратить мысленный взор к России, то здесь можно, конечно, вспомнить Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765), оставившего свой след во многих естественных и гуманитарных науках, а также в русской поэзии.
Пунин отметил этих молодых художников на фоне общего упадка «Мира искусства», который не спасают ни «широкая образованность», «ни хорошее знакомство с искусством Запада». Хорошее знание французского языка сыграло с ним злую шутку. Можно вспомнить, что великий физик Исаак Ньютон (1642 – 1727) сам своим главным произведением считал толкование на книгу пророка Даниила, а великий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) был министром при дворе одного из немецких курфюрстов, а кроме того, сделал весьма существенный вклад в морфологию растений и животных.
Он охотно согласился, встал мне навстречу и вытянул шею. Предостережения отца не возымели должного действия это его огорчило и рассердило. Общение с отцом Нектарием часто становилось для богоискателей тем самым моментом истины, когда как от мощного разряда молнии в человеке пробуждалось осознание своего богоподобия и Сам Творец живым голосом вдруг говорил в сердце: «Аз есмь (твой) путь и истина и жизнь». Отец Нектарий помолился, а после сказал: «Она достойна. Тогда логически оправдано приглашение на вернисаж, так как Бруни сам был участником этой выставки.
Всё это не дало возможность вынести строевую лётную работу до конца гражданской войны». Я даже сказал, что никакой я не Бруни, а донской казак, но мне никто не поверил. Он уговорил свою жену забрать все продукты с собой, на обратную дорогу до Москвы.
Очевидец, сам чудом спасшийся от смерти, рассказывал потом, что когда их партию вели на расстрел, о. Николай по дороге пел псалмы и это очень утешало и поддерживало тех, кто шёл вместе с ним. Возобновил традицию церковных росписей в уникальной для своего времени фреске «Богоявление» на фасаде крещального корпуса Елоховского собора. Выставленные им произведения не говорят тем языком, который научаешься быстро понимать. Выдернутые волосы были прилеплены к доске кусочком воска.
Рубо, Н. С. Тогда в Москву по приглашению института в качестве консультанта и авиаконструктора приехал знаменитый французский летчик Жан Пуатисс. На обороте старой фотографии «Крестьянки» из архива семьи художника есть надпись: «Мананка Настя»150. Перед расстрелом о. Николай призвал всех приговорённых к смерти встать с колен, а сам обратился к Богу и запел молитву.
Его предок Антонио Бруни приехал из Италии в Россию еще в XVIII веке. »153 Оба портрета Лурье – своего рода парадные. Стали просить его к нам.
В 20-х годах у стен Оптиной уже жили и художник Л. А. Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года в Милане. Сам Якулов получил этот заказ от знаменитого московского булочника Николая Филиппова, который хотел открыть кафе в помещении собственного магазина «СенГалли» на Кузнецком мосту, 5. Затронутый затем за живое грандиозным успехом Брюллова, он принялся за картину также колоссальных размеров —за своего «Медного змия», который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как «Помпея», но несколько меньший в Петербурге.
«Моя светлая Ниника, первое полученное мною письмо, когда кончился расстрел Москвы, было от тебя. Благодаря отказу жюри внутреннее противоречие в тот момент для художника разрешилось. Эта хрупкость и мимолетность просто требуют того, чтобы быть запечатленными. «В конце 15-го года Левушка уверовал в Татлина. Арестовали его в декабре 1934-го.
Из того же мяса из той же кости, что дети на портретах Серова. Бруни, поначалу посещал Академию художеств вольноприходящим учеником по архитектуре. Даже быстрые натурные зарисовки становились цельными, вполне законченными произведениями со своим образным видением и глубоким смыслом («ОСИНА», «ВЕТКА НАД ВОДОЙ», «САРАЙ», «АРЫК»). В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Это было интересно, так как позволяло увидеть «внутренние искания» и «художественные волнения». Важнейшая особенность формы, по мнению Бруни, – национальная.
Родился в 1894 году в знаменитой семье архитекторов и живописцев. Очень уж мне народ там не нравится. А один раз Лев Бруни прочитал батюшке стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Повсюду клевета сопутствовала мне», опубликованное в альманахе «Феникс», а потом попросил старца: «Благословите эту поэтессу». Были минуты, когда я даже сомневался в том – говорят ли они вообще.
Николай Тырса в письмах того времени вспоминал: « пошел к Бруни в первый раз по приезде и как-то случайно сошлись и другие участники четвергов Меня встретили шумно и приветливо и даже здесь, где люди не обижены славой, я почувствовал некоторый оттенок нежности со стороны людей мало знакомых и особое внимание совсем незнакомых». Работал он и как практический художник. Но очевидно было одно: человек более не мог вернуться к своей прежней жизни.
Я отсюда вижу. Начальники заказывали писать свои портреты, портреты своих жен и детей. В «Радуге» ее образ обобщен: в первом варианте он превращается в безликий силуэт, а во втором черты лица только обозначены и очень условны. Подиум (место для обсуждения различных вопросов современной художественной жизни), столы и скамейки, лишенные ненужной эстетизации, все же воспринимались как объекты искусства. Работал он и как практический художник.
Короче, законченные и самодостаточные произведения искусства. Умер Бруни в Москве 26 февраля 1948 года от лимфогранулематоза. Во всем мы обнаруживаем нарочитое сходство – не только в позе и одежде. Начальники заказывали писать свои портреты, портреты своих жен и детей.
Мир вокруг будет рушиться в хаосе гражданской войны. Иоанне Дамаскине, жившем в VIII в. и причисленном Церковью к лику преподобных, т. е. монахов, прославившихся подвигами поста и молитвы, но вместе с тем бывшем выдающимся богословом (борцом с ересью иконоборчества), философом, поэтом (автором многих молитв, до сих пор входящих в обиход православного богослужения: им составлена пасхальная служба, заупокойная служба, канон на Рождество Христово и др. ) и композитором (автором той самой системы осмогласия, которая доныне составляет музыкальную основу всего церковного пения). Он молчал свято, говорил свято и мог духом узреть Дух Свят на том, на ком Он почивал. Чибью. Один лист был съеден примерно на треть.
Потом, сказав сейчас тебя с ним познакомлю, направился к нему. Прототипом его как раз и стал о. Николай Бруни. Ульянов, бывали Михаил Чехов и Павел Флоренский.
Обзор портретов Бруни-Митурича не будет полон без еще одного сюжета. Нина Константиновна ошибочно называет выставку «0, 10», которая была действительно открыта в декабре 1915 года, но только в Петербурге, в Художественном бюро Добычиной. Специализировался на исполнении копий фресок и картин для кинофильмов. Оптина пустынь Лев Бруни впервые посетил Оптину пустынь в 1916 году. А там рождалось иное, совсем не академическое искусство.
«Всегда талант укрепляется чувством крови его народа, которая в нем бьется, ощущением земли, где он родился». Шебуева. Это время таких людей как Альберт Швейцер (1875 – 1965) – крупнейший специалист по тропическим болезням, лауреат Нобелевской премии мира, автор оригинальной этической системы благоговения перед жизнью, а также выдающийся органист и музыковед Пьер Тейяр де Шарден (1881 – 1955) – монах-иезуит, геолог и палеонтолог, первым описавший синантропа и одновременно разработавший оригинальную богословско-философскую концепцию, которая получила название тейярдизма. Или динамо-машины. Милашевский вспоминал: «В семействе Исаковых-Бруни была девушка – домашняя работница.
Париж увлек Льва Бруни. У Мандельштама есть произведение «Египетская марка». Первое собрание проходило 8–10 марта в Академии художеств (в «квартире 5»).
Старец часто говорил о себе: «Какие мысли у человека, который утром скорбен, а вечером уныл», – и обличал себя в недостоинстве и худоумии: «Я новоначальный, я только учусь, я утратил всякий смысл. Его привязывает к Богу доподлинное, как он говорит, знание, что Бог существует. Среди представителей династии были художники, архитекторы, музыканты: Федор Бруни – ректор Петербургской академии художеств, его картины представлены в Русском музее, художник Николай Бруни, архитектор Александр Бруни, акварелист Лев Бруни, теоретик Юлий Бруни в родстве состояли Карл Брюллов, Константин Бальмонт, династия художников Соколовых. В каждой его вещи видна еврейская живопись». Было еще очень рано, предрассветный сумрак наводил на паломницу мрачные мысли. У нее был мальчик, вероятно, полуторагодовалый.
В 1896—1897 гг. В начале 1920-х по приглашению Фаворского переехал с семьёй в Москву. Можно вспомнить и Александра Порфирьевича Бородина (1833 – 1887) известного композитора и одновременно – известного химикаНо действительной эпохой разносторонних талантов может считаться, вероятно, первая половина XX века. Известно, что Н. А. Бруни также создавал проекты витражей. Затем ему даже выделили свою мастерскую, в которой и был создал памятник Пушкину.
Знаменитая поэтесса бывала в Оптиной пустыни дважды. Это определение неграмотной новгородской бабы было необычайно метко для Хлебникова»220. Я не могу и не буду говорить о любви, твоей и Левы.
Летом 1915 г. несколько месяцев провёл в горах Хевсуретии, где написал серию рисунков «Воспоминания о Хевсуретии», которую посвятил своему другу поэту Михаилу Зенкевичу. Сообщил им, что происходит в Петербурге и чего ждут левые деятели Петрограда от Москвы. Атмосфера «квартиры 5» творчески заражала и вдохновляла всех ее обитателей и посетителей. Под скромным пиджаком горел красный жилет.
В этот период бездомных скитаний художник и перестанет писать маслом. На пороге смерти Николая посетило видение. По благословению старца он женился на Нине Бальмонт.
Но тут началась война. По ее воспоминаниям, он пригласил ее испросив позволения матери, на вернисаж. Анна Александровна, также хорошо знавшая иностранные языки, пошла работать в школу преподавательницей немецкого языка (по рекомендации случайно встретившейся местной жительницы, которую она знала ещё со времён жизни в Косыни). Показались главки церквей, серебряным звуком ударил колокол.
Сады в воскресенье, фонтаны с корабликами, дети, маленькие улочки. Молодой художник посещал класс исторической живописи А. Е. Сыновья мои были еще очень юные, но взрослые люди, полные сил и талантов. Вл. Татлин»206.
Потрясенный увиденным искусствовед обратился к реставраторам. Самокиша (1913-1916). При этом со дня основания ощущалась литературная направленность училища, особенно при последнем директоре В. В. Гиппиусе, критике и литературоведе. Он был женат на сестре Карла Брюллова Юлии Павловне. С помощью Льва Александровича им удалось даже приобрести в собственность половину небольшого домика в Малом Ярославце.
Его отец был архитектором. Он напоминал пеликана. За вычетом этих особенностей, Тенишевское не отличалось ничем от всех прочих школ мира. Известно, что Н. А. Бруни также создавал проекты витражей.
По ночам в окошке старца всегда горел свет, он не спал, молился за мир, за Россию, которая вот-вот должна была исчезнуть, как империя прекратить свое земное существование Тяжкий крест возложил Бог на последнего оптинского старца – он был пророк, который разделил ношу России в ее крестоносном пути на Голгофу. В 2006 году витраж воссоздан в петербургской мастерской А. И. Яковлева. К тому моменту Татлин уже «обнародовал» свои контррельефы на выставке в собственной мастерской в Москве на Остоженке (май 1914 года), а в марте 1915 года – на «Первой футуристической выставке Трамвай В» в Петербурге.
«Он свое отслужил», – сказала старушка сквозь слезы и смутная память о давнем предсказании старца ожила в памяти отца Николая. Приступы эпилепсии (кроме неожиданных и внезапных), случались каждый раз, когда по радио исполняли Лунную сонату Бетховена. Через неделю попадья Анна Александровна перешивала ему рясу на галифе. – Четырнадцать. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.
О том, как писался портрет, вспоминала Нина Константиновна: «Л. А. Разговоры велись обо всем на свете. Из Финляндии с помощью И. Е. Репина перебрался во Францию. Анна Александровна вспоминала приход в их дом Крамского: «Иван Николаевич. Татлин воспринимался ими как кумир. В России за эту же картину ему присудили звание академика.
12 июня 1918 года он совершил свой первый полёт над Москвой. С этим его качеством считались, хотя далеко не все понимали и принимали. Он был отличным семьянином, дети его безумно любили.
У Анны Александровны и Александра Александровича было пятеро детей, но где-то в конце 90-ых годов семью Бруни постигло большое несчастье: в течение полугода от разных причин (от заражения крови, скарлатины и дифтерита) трое детей умерли. Например, на собрании 15 апреля 1917 года под председательством Исакова были выбраны кандидаты левого блока в курии СДИ: архитектуру представлял Сологуб, театр – Мейерхольд, живопись – Бруни, скульптуру – Ясиновский, музейное дело – Исаков историю искусства – Пунин203. По одной версии, ему явился святитель Николай и сказал: «Выживешь – посвяти себя Богу».
Лева с гордостью мне представил его, назвав Велимиром Хлебниковым. Один из персонажей – священник.
В сентябре 1917 года во время ночного боевого вылета его аэроплан был сбит под Одессой. Время данного им Богу обета закончилось.
Мандельштам в исполнении Митурича нарочито условен, по-примитивистски скован. Ныне это территория города, а тогда – дикая тайга и болота. В конце сентября 1917 года его самолет разбился. Он хочет быть мудрым и становится холодным (портрет Бальмонта), хочет простоты и теряет индивидуальность (портрет Клюева), а так как он хочет многого, то его художественной силе нет времени сосредоточиться и созреть.
А Лев Бруни свободу очень ценил. Особенно был возмущен Пунин, написавший открытое письмо А. Н. Бенуа, главному идеологу «Мира искусства». Самые простые вещи обладают бесконечной ценностью и красотой. Но об академических уроках Лев Александрович никогда не забывал. Характерно, что общество «Бубновый валет» вошло в центральную – вместе с «Миром искусства» и Союзом русских художников.
Тут для нее две комнаты есть». Общего же союза деятелей искусств пока нет. А вскоре со все нарастающей настойчивостью зазвучала музыка революции. Система образования отличалась большой свободой: преподаватели вели уроки, основываясь на собственных представлениях о предмете преподавания отметки не ставились (впервые в России) вместо классических языков обучали английскому, французскому и немецкому было много практических и лабораторных занятий, экскурсий и путешествий.
В 1919 бежал из России по льду Финского залива. Л. А.
Он написал о Бруни, как о «совсем еще молодом, впервые выставившем свои работы» художнике. Лев Бруни был также мастером монументальной живописи (в 1935-1948 возглавлял соответствующую студию при Академии архитектуры), развивая и здесь принципы чуждого официозу вольного, ритмически-изысканного творчества. Он даже одевался художественно. С 1915 он начал участвовать в выставках, прежде всего — объединения «Мир искусства». Я кормлю лишь крохами одними».
Под влиянием Константина Бальмонта иллюстрировал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В те годы это было обычным явлением. Когда я купался, он снял его с меня речными волнами»225.
Приняты шаги для образования такого союза. Митурич, придя в мастерскую (позировала корова), нарисовал контур, а писать стал мимо контура, получалась сдвинутая расцветка (причем одного локального цвета). Вообще я какой-то злой стал, часто это меня расстраивает. Пунин тоже с восторгом принял новую звезду. Рубо (1910-1911), батальный класс Н. С. 29 января (по другим источникам — 4 апреля) 1938 года Н. А. Бруни был расстрелян в небольшом расстрельном лагере, который стоял на реке Ухтарке. В 1906 году за свою деятельность Н. А.
Из материалов дела: «Внедрял религиозные традиции среди заключённых: происходящие в СССР события увязывал со Священным писанием». «Может быть, художнику мешала красота лица, темнота глаз, т. е. С огромной тяжелой башкой, с хиленьким тельцем. Однако и в новой должности Соколов не находит удовлетворения. для Альтмана, пожалуй, случайности, от которых должен бежать художник. » Бруни считает ценнейшим свойством Альтмана его отношение к форме, которую он воспринимает «не тяжестью предмета, а емкостью в пространстве».
Он молчаливо сидел в стороне, опустив глаза, как бы прислушиваясь к своему внутреннему голосу. Состоялась встреча со старцем. И художник откликается на это безмолвное требование.
Бруни, напротив того, мог бы импонировать не только у нас. Брюллов груб. Им было известно, что он в этот вечер находится у общих знакомых. Со всех концов необъятной России приходили к нему за советом, за утешением, за любовью.
Это было любимое произведение Николая Бруни и он часто играл его дома. Вечно молчаливый, сосредоточенный, насупившийся, он казался неприступным. Набоков сказал, что «изобилие цитат – чрезвычайно раздражительное явление ибо цитаты – векселя, по которым цитатчик не всегда может платить». Яркий представитель академической школы живописи.
(Она произносила го немного как хо. ) Ах, какой горящий. Ционглинского и мастерскую Ф. А. Посиживал на этом кресле и неистовый борзятник Петр Соколов. Именно в 20-е годы в Оптиной художник создает свои лучшие вещи.
25 ноября 1937 года вновь арестован Тройкой УНКВД Архангельской области по обвинению в «контрреволюционной агитации». Рисунки производят впечатление не беспредметных композиций, где, как в супрематизме, соединены абстрактные геометрические формы, а скорее натюрмортов с абстрактными формами (беспредметными предметами). 16 апреля.
«Великий старец такой же, как батюшка Амвросий», – говорил о нем его сотаинник преподобный Анатолий (Потапов). Лев Александрович был православным христианином и церковным человеком. Был у Кульбина и Маяковский, который великолепно прочел отрывок из Войны и мира. Особенно трогательны его «звериные» работы — иллюстрации к сказкам Р. Киплинга (1933), к книге «Ребятам о зверятах» О. Перовской (1925). Пунин об этом портрете сказал: « на Клюева было непохоже, было похоже на Матисса»151. Женщина села на скамейку около цветника и тяжело вздохнула.
Что касается Левого Блока и его организации, то мною было предпринято следующее: будучи на собрании художников-живописцев, говорил с Малевичем и Удальцовой. – И, любя его до беспамятства, всю жизнь ходил с этой страшной болью. Лев Бруни впоследствии стал довольно известным художником и умер в России уже после войны. Я не верю. Александра Невского при 2-м кадетском корпусе в Петербурге (1899), для великокняжеской усыпальницы Петропавловского собора в Петербурге (1905, не сохранился).
В 1906 «за известность на художественном поприще» удостоен звания академика. А впоследствии я получила от него открытку из Киева. Все хозяйство, конечно, лежало на ее весьма изящных плечах.
Виртуоз рисунка, легкого цветового пятна, позднее перешел к более традиционной живописи и графике (пейзажи Оптиной пустыни) в духе «тихого искусства». Так как он был ребенком крайне нелюдимым, то никто как-то им особенно не занимался. ГРМ). Не менее трогательным был и рассказ внука Алексея Бруни. Совсем другое —Бруни, который был достойным наследником всех этих художников и великолепно впитал в себя их изумительное мастерство, подобно им, сумел развиться до высшей точки школьного совершенства.
(Пунин записал в дневник 10 января 1916 года: «Во вторник лекция о футуризме Малевича и Пуни – все бруниевцы пойдем шайкой, будем с мест кричать, если станут Татлина ругать». ) Об обстановке, царившей в среде «бруниевцев», лучше всего можно узнать от самих участников событий: «Весь шестнадцатый год в квартире 5 шла деятельная работа над уяснением принципов кубизма, под руководством Татлина и без него, но в разрешение поставленных им задач, потели там над конструированием пространственных моделей, над разного рода подборами материалов разных свойств, качеств и форм. Никто на выставке (за исключением Бруни, Тырсы и Митурича) не выдержал такого испытания. Ведь ее дед, отец и два дяди были художниками. Какой он горящий. Так что, будучи священнослужителем, он работал еще и столяром и печником.
В 1807 году семья переехала в Петербург. Но, с другой стороны, он сознательно стремился эти черты в своем творчестве преодолевать. Затем Бруни занимался живописью в Париже (1912) изучал искусство французских импрессионистов. Старец не скрывал правды от ищущих ее: пусть прикровенно, но он предсказывал и надвигающуюся катастрофу и убийство царя и то, что «быть пред Престолом Божиим государю в венце великомученика». Примыкал к объединениям «Маковец» и «Мир искусства». Первое – крестьянская тема.
Настя, Настя, у вас ягодицы поют. Ведь, кроме всего, был этот дивный старец свят. Это будет то, что на языке искусствоведческих дефиниций носит название станковая графика. Это будут не просто дневниковые зарисовки с натуры или протокольные репортажи. А может быть, он считал, что выражать свои мысли, мечты, планы не целомудренно. Неисчислимое количество людей прошло через келию последнего старца Оптиной пустыни отца Нектария (Тихонова).
Он влюблен и настроен очень решительно – жени ться. Вообще, он был знаком со многими известными личностями того времени. Чем бы ни начинал заниматься этот удивительный человек, он оказывался талантлив во всем.
Но Маяковский так и не подошел. Ведь Вы, кажется, как раз туда скоро поедете. Его предок, Антонио Бруни, приехал из Италии в Россию еще в XVIII веке.
Это был он – дивный старец Нектарий. И вот теперь – через три года – он заговорил об этом. У Бруни был вкус к человеческому поведению »120. Егорова и В. К. Эту компанию петербургских рисовальщиков, друзей из «квартиры 5», Пунин примечал и пестовал.
Он участвует в Передвижных выставках, общается с передвижниками. Он хочет «иметь постоянный доход, кроме портретных заказов», хотя эти годы – время наибольшего успеха его как портретиста (иногда даже приходилось отказываться от заказов). Однако если творчество Бруни не было столь значительным для своего времени, то оно пережило скоро отцветшее творение Брюллова и теперь все еще способно вводить в обман, заставлять ложь принимать за истину, тогда как «Осада Пскова» и «Взятие Богородицы на небо» радуют, по старой памяти, лишь сильно состарившихся юношей 40-х годов, по-прежнему раздавленных величием «Карла Великого в живописи». Его сын Фёдор (Фиделио) Антонович, вероятно, самый известный из всех Бруни, стал ректором Петербургской Академии художеств и автором знаменитой картины «Медный змей», ныне находящейся в Русском музее. Жить мне в Париже нравится.
Я говорю это утверждение с установкой»194. Бруни, Лев Александрович (1894, Новгородская губерния — 1948, Москва) — русский и советский художник-авангардист иллюстратор книг и военный корреспондент. В дальнейшем Н. А. После этого, к удивлению врачей, больной начал стремительно поправляться.
ГТГ), передающий характерное движение головы Бальмонта. А я – земнородный. Если бы они были, то походили бы все на Альтмана, была бы еврейская школа живописи.
Альтман, по Бруни, оказался в одиночестве потому, что «почти нет среди евреев живописцев. С глазами, посаженными глубоко под череп, носюлькой между глаз и тяжелыми скулами и челюстями. Можно вспомнить и их современника, католического епископа Николая Стенона (1638 – 1686), беотифицированного папой Иоанном-Павлом II, богослова и анатома, ставшего также основателем стратиграфии – науки о геологическом времени. Они живут на озере Тургояк, в восемнадцати километрах от Миасса186.
С одной стороны, он ценил у мирискусников утонченное понимание формы, артистизм, стремление уйти от реальности и даже, в силу традиции, невольно тяготел к подобным позициям. Во время болезни дал обет Господу, что если выживет, то станет священником. Фёдор Антонович Бруни (1799-1875) – великий русский художник итальянского происхождения. Самокиш так был обескуражен, что боялся к нему подойти и спрашивал меня: Что с ним. К Бруни Пунин предъявил особые, весьма высокие требования.
Анна Александровна ценила свое «соколовское» родство, гордилась им (но ни в коем случае не кичилась). Лева уже знал жизнь, а ты ея еще не знала. Русская история, действительно, понесла невосполнимые потери, но вера лишь окрепла: святые становятся близки нам через молитву, а ее ни в одной печи не испепелить, ни в одном огне не оплавить. Этот «сдвиг влево» отмечали многие, в том числе ученики Батального класса.
В ней речь шла о четырех художниках: Львове, Митуриче, Тырсе и Бруни (был упомянут также Натан Альтман). Каких только чудес изящества и уюта не извлек мой отец из этого необыкновенного материала. Он сказал мне, очень волнуясь, что ты его невеста. Затем ему даже выделили свою мастерскую, в которой и был создал памятник Пушкину.
В них он видел «путь к искусству будущего»130 искусству, которое «должно быть понятно и любимо если это хорошее искусство, оно должно быть понятным сразу любить можно только нужное, нужным должно быть то искусство, над которым работали в мастерской Бруни». Бруни не отрекся во имя их учения от старого —от всего того «болонства», которое впитал в себя с молоком матери. В 1916 году он делает несколько, условно говоря, беспредметных композиций (три находятся в собрании ГРМ, одна – в ГТГ).
Недовольный этим, «блок левых» попытался инициировать создание «Учредительного собора деятелей искусств». «Татлин, Удальцова и Бруни выполняли эти эскизы», свидетельствует Родченко211. Татлин и Петровский общими усилиями устраивают в Доме науки и искусств «лекцию футуристов» под названием «Чугунные крылья»179. Когда Николая Бруни забрали, все они еще были маленькими.
Если Брюллов всей своей бесшабашной натурой, своей якобы «душой нараспашку» отлично гармонировал с нравами тогдашнего художественного общества, отлично со всеми сходился, словами и обращением очаровывал и привязывал к себе людей, то Бруни, несмотря на свою чисто итальянскую мягкость и вежливость, далеко не пользовался такой симпатией. Сходны обстоятельства времени и места написания портретов – «квартира 5», что подтверждается надписью на обороте одного из холстов: «Композитор Артуръ Лурье Левъ Бруни адресъ Академия художествъ кв. 5»154. Так, благодаря ему, на выставке оказались рисунки Николая Тырсы104. Результаты извещу. К ним примыкал и Лев Бруни, неоднократно посещавший собрания левого блока202.
Ее гипнотическому ритму поддались многие, но не Лев Бруни. Это был путь к новому искусству. Но ее публикации предшествовала еще одна статья в «Северных записках», вновь о выставке «Мира искусства».
Сын Фёдора Антоновича – Юрий Фёдорович был архитектором. В пространной программе изданной к лекции, были обозначены основные пункты, связанные, во-первых, с темой татлинского полета («Дни Икара», «Чугунные крылья») и, во-вторых, с хлебниковскими законами времени и нового языка («Путь от пространства ко времени», «Законы языка» и др. ). Один из персонажей – священник. Николая Чудотворца в Вене (совместно с Н. Н. Харламовым), храма-памятника Св. Даже в сообществе «квартиры 5», где ломка устоев и ниспровержение авторитетов считались необходимыми атрибутами, он, без малейшего ханжества, отстаивал свои религиозные принципы. Я ничего не могу возразить на такое знание.
Также стал известен росписью Исаакиевского собора в Петербурге. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела».
С 1855 ода был ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния. В деревнях в таких случаях говорят: нагулянный ребенок или сами про себя девицы объясняют: неловко погуляла. Но в начале 1919 года его по состоянию здоровья комиссовали. Но в дружеской среде он вызвал бурную реакцию негодования.