Отсутствие сведений о детских годах жизни Неффа вызвано двумя причинами: незаконнорожденностью художника и принадлежностью к низшему сословию. Имя «Тимофей Андреевич» художник получил в 1844 году, когда Неффу было пожаловано дворянство2. Методом данной работы являются традиционный искусствоведческий анализ отдельных, наиболее важных произведений художника, а также сравнение их с произведениями других современных Неффу мастеров.
В оценке личности Неффа и его работ преобладает восторженный оттенок, понятный, если принять во внимание, что книга написана дочерью художника. Гудыменко Ю. Ю. Художник Т. А. Нефф и проблемы "византийского стиля" в русской живописи середины XIX века. Главной своей целью ставит следующее: показать активность художественной и профессорской деятельности Неффа последнего двадцатилетия, его место и роль в "русско-византийском стиле" в живописи середины XIX века, взгляды художника на новые процессы, характерные для искусства "шестидесятых годов".
Дочь Неффа Грюневальдт начинает воспоминания о своем отце с приезда художника в Дрезден в 1824 году и поступления в Академию. 23 Об этом писал П. Петров, по словам «лиц знакомых с профессором» — факт, говорящий о том, что легенда об оглушительных успехах молодого художника была к началу 1860-х годов (благодаря рассказам самого Неффа) достоянием многих друзей и знакомых. Подчеркивается также, что и для этого периода также характерна смысловая усложненность произведений Неффа, что свидетельствует о неизменности романтических пристрастий художника. Тимофей Андреевич Нефф – исторический, религиозный живописец, портретист, придворный художник императора Николая I, хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор.
Таким образом анализ литературы свидетельствует о насущной потребности всестороннего изучения творчества Неффа, его эволюции как художника, а также определения его роли в истории русской живописи 1830-1860-х годов. Многочисленные работы художника Тимофея Неффа (образа, портреты, вельможные красавицы и сценки из жизни курляндских крестьян) давным-давно украшали залы императорских дворцов и вельможных аристократов, своды храмов. В главе рассматриваются картина Неффа "Абруцианка", "итальянские жанры" Л. Робера, Ф. А. Моллера, О. А. Кипренского и других художников, которые можно назвать драматическими. Восстановлены неизвестные ранее факты биографии Неффа впервые составлена летопись жизни и творчества художника. Нефф Тимофей Андреевич (1805-1875)- выдающийся эстонский исторический, религиозный живописец, портретист, придворный художник императора Николая I. Даю согласие на обработку моих персональных данных.
великомученицы Екатерины и Св. Портретный жанр превращен здесь художником в почти жанровую картинку. В 1832 г. он получил звание придворного живописца и признан назначенным в академики. 1 Так, например, в большой по объему и обстоятельной статье П. Ю. Климова «Живописное убранство Храма Христа Спасителя» (в сб. : Храм Христа Спасителя. Майкл в буквальном смысле этого слова разукрашивает тени, добавляя им жизни и цвета. Восторженную оценку получила живопись Неффа в Исаакиевском соборе в очерках Теофиля Готье, писавшихся в конце 1850-х — начале 1860-х годов и вышедших отдельным изданием в 1867 году в Париже.
I. С. -Пб. Диссертант кратко останавливается на источниках рождения "новой линейной манеры": помимо Рафаэля, это было увлечение эллинистическим искусством (любимейшим произведением античной пластики была у Неффа "флорентийская Ниоба").
Приведем некоторые из них. — 692 с., «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. апостола Петра, св. Типичным образцом "византизма" современники считали образа в малом иконостасе придела св. Талант Неффа всего ярче сказывался в портретах, преимущественно женских, грациозных по постановке фигур приятных по краскам, хотя не всегда вполне схожих, вследствие стремления автора приукрашать натуру.
— Т. 3. Одновременно Нефф брал уроки у пейзажиста Ф. де ля Троба и, возможно, А. Хагенса. За эту работу Нефф получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. И это при том, что Нефф, несмотря на множество незаконченных работ для храма, смог осуществить 28 образов для иконостасов боковых приделов и 31 образ для главного иконостаса. Место Неффа в русской живописи XIX века не определено самое значительное, что оставил Нефф согласно книге Грюневальдт — религиозная живопись.
Родом из Эстляндии. Это характерно для первой серьезной монографической статьи о художнике появившейся в 1862 году в журнале «Северное сияние». 5 Она появилась в то время, когда требование времени шло уже вразрез со взглядами художника да и П. Н. Петров — автор этой статьи — не был поклонником творчества Неффа.
В дальнейшем, в 1860-е годы по отношению к творчеству Неффа преобладал критический тон. И для этого не нужно брать уроков живописи у именитых мастеров или же часами выводить на холсте кривобокие вазы в надежде, что терпение и труд все перетрут и если долго мучиться, что-нибудь получится.
И до поездки в Дрезден и во время учебы, Нефф пишет композиции, отличающиеся романтическим характером и аллегоричностью (например иллюстрации к рыцарскому роману Ф. де ла Мотт-Фуке "Волшебное кольцо") много работает в области пейзажной живописи, пишет портреты близких друзей (Портрет В. Кюгельгена 1825) и заказные (Портреты семейства К. С. Моргенштерна 1824). Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов. Наиболее известные из картин этого рода: "Неаполитанские прачки в гроте", "Купающиеся нимфы", "Молодой Неаполитанец, сидящий на скале у моря", "Девушка, собирающаяся купаться" и др.
В 1824–1825 учился в Академии художеств в Дрездене, по окончании которой отправился в Рим. тельною выделкою материй на драпировках. А в 1866 году Нефф приступил к строительству господского дома.
Особенно интересны страницы о «византийском направлении» в живописи шестидесятых годов и отношении к нему Неффа — малоисследованная страница русского искусства XIX столетия. Благодаря отеческому одобрению царя и большому количеству заказов, молодой человек смог полностью проявить свой талант. (Ф. Парадокс заключается в том, что помимо своей воли Нефф, много позже, станет во главе «византийского направления», задача которого будет схожа с задачей «назарейства», — возрождение духовности средневекового искусства. Большое значение имеет глава «Мастерская. Все же, принципиальных различий между ними нет, они не дают новой информации о жизненном пути художника, не дают оценки его творчества в силу их предельной лаконичности. (Разве не вызывают восхищения изображения молодых женщин на полотнах художника. ) А среди поклонников таланта Неффа были и члены императорской семьи. музей, Таллинн), "Две эстонские девушки" (1842, ГРМ).
М., 1996, с. 73—132) фамилия Неффа упоминается лишь дважды и то мельком. 90, 93, 96, 130, 132, 145, Н. П. Собко. В 1844 получил русский дворянский титул.
тт. Подробно анализируются фигуры из нижнего ряда главного иконостаса. Возрождая "византийскую традицию", Нефф стремился к духовному ее постижению. С 1855 по 1864-й преподавал в Академии художеств.
Только по одной этой причине русская художественная критика (особенно в 1860-е годы) могла предпочесть Неффу Брюллова. Порядок ведения работы, характер композиции и линии исследование «палитры художника» — все это чрезвычайно ценно не только для историков искусства, но и для реставраторов работающих с произведениями Неффа. 59. Его живописное мастерство знакомо не только россиянам.
М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. В 1827 переехал в Петербург. Хотя с точки зрения художественного мастерства вклад Неффа в русское искусство довольно скромен, он оставил несколько произведений, заставляющих говорить о достойном соперничестве с «великим Карлом» («Две итальянки», «Грот Кукумелла», образа Исаакиевского собора и некоторые другие). Через 10 лет семья Неффа у наследников приемного отца приобрела и мызу Мууга.
Эти существенные разделы диссертации помещены в приложения. Петров. — М: Изобразительное искусство 1987. С 1826 г. жил и работал в России. Павла в них особенно заметны уроки искусства ХУ1-ХУИ вв. Колорит Неффа отличается повышенной декоративностью с начала 1840-х годов он не теряет яркости (характерной для работ 1820-1830-х гг. ), но картины приобретают общий тон, придающий им цельность. Недоверие, связанное с тем, что автор книги дочь художника исчезает, когда убеждаешься, что рассказ об отце основан на документах (письма Неффа, его друзей и знакомых) или рассказах художника (в некоторых случаях подтверждаемых в другой литературе и архивах).
Художник много работал с натуры, но руководствовался принципом «выбора», отражая самое прекрасное и абсолютное, что есть в природе. При этом, по словам дочери, Нефф не был активным прихожанином. Свои высшие официальные звания российский художник Карл Тимолеон (Тимофей Андреевич) Нефф получил за росписи малой церкви Зимнего дворца (звание академика) и иконостаса Исаакиевского собора (профессора Академии) в Петербурге. В 1834 г., за образа, написанные для церкви при петергофском дворце Александрия, Высочайше назначена ему пожизненная пенсия.
Майкл Нефф (Michael Neff) — художник, что рисует теньХудожником может стать каждый. прп. Лучшими с точки зрения формы автор называет фигуры св. «Грация сочинения», «изящество письма», яркость колорита — все эти достоинства Неффа присущи и Брюллову. В этой и в других статьях (например: А. И. Сомова (1863), некрологе 1879 г. ) мы видим попытку определить место и значение Неффа в русском искусстве его времени.
Достоинства и даже заслуги его перед русской художественной школой (на чем настаивали современники художника) были заслонены гигантской фигурой Брюллова. Исаакий Далматский", "Св. 56-59. середины XIX века. (Timoleon Karl von Neff, 1805—1876) — исторический художник и портретист род.
Необычайно ценным информативным источником для изучения жизни и творчества Неффа являются воспоминания, написанные дочерью художника Мэри фон Грюневальдт (1839—1919). Важнее то, что в работе была осуществлена попытка «расшифровать» аллегории и «второй смысл» конкретных произведений романтизма и прежде всего, Неффа. Дальнейшую его судьбу решил случай. Вероятно, в 1822-1823 гг. Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов. В 1832 был назначен на должность придворного живописца.
Итальянские сцены и виды в русской живописи. Осенью 1837 провел персональную выставку в собственной мастерской в Петербурге. Из Рима возвратился в Эстляндию.
Шуточная интонация, где "мифологическое" содержание (баронесса изображена в виде Амура) просвечивает сквозь конкретный облик ребенка, соединение реального облика модели с откровенной идеализацией — все это не могло не нравиться утонченному аристократическому обществу, воспитанному на романтической поэзии с ее изобилием смыслов. В главном алтаре собора – работа Неффа Спас Нерукотворный. Прибалтийский юноша чтил императора Николая. вел.
6 Приведем некоторые фрагменты, отражающие взгляды Петрова на искусство: «лучшим мерилом наблюдательности артиста служит выбор сюжета для картины. Владимира 2-й степени. родился 2 сентября 1804 года (по другим данным – 2 (14) октября 1805 г. ) в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии. Так, благодаря свидетельству о первом награждении Неффа орденом Св. В диссертации подробно разбираются особенности этих форм иносказания в эпоху романтизма, объясняются и расшифровываются некоторые широко распространенные аллегории живописи того времени (корзина, плоды, кувшин, пряжа и др. ) Также сравниваются особенности художественных школ с точки зрения их предпочтения символической (Германия, Россия) или аллегорической (Франция) интерпретации действительности. За эту работу отмечен почетным дипломом Флорентийской Академии художеств.
— «Северное сияние», 1863, т. 12, стб. W. Neumann.
Занимался у К. Ф. За время путешествия по Италии (1835 – 1837 гг. ) Нефф копировал произведения старых мастеров XVI в. и, прежде всего, Рафаэля. Потому и присутствуют на портретах живописца великие княгини Мария Николаевна и Ольга Николаевна. — Т. 1. Искусство Неффа не анализируется, преобладает "описательный" стиль. Внимательное изучение формальных особенностей произведений Неффа (композиция, линия, колорит, освещение), последовательности ведения работы и живописной техники художника, позволяет говорить о несомненной ценности диссертации для художников-реставраторов. Так, например, первая глава, «Годы учебы.
Макария, об особенностях их характера подчеркнул значение для той же картины двух факелоносцев — с римским и германским типом лиц — означающими веру и сомнение отметил жизненную убедительность («портретность») изображенных персонажей в «Покрове Пресвятой Богородицы». Лучшие произведения Т. А. Неффа – иконы Исаакиевского собора. Искусство Неффа не анализируется, преобладает «описательный» стиль.
Его мать Луиза Фелиците Нефф приехала из Франции, отец неизвестен. Его искусство космополитично. Анализ таких картин, как «Две итальянки», «Неаполитанский пастушок», «Грот Кукумелла», «Портрет великих княжон», «Две нимфы в гроте» позволяет утверждать о приверженности художника к аллегорическим и символическим истолкованиям сюжетов. Другие произведения Неффа религиозного содержания находятся во многих петербургских церквах. «Росписи Бруни в отношении композиции и стиля, работы Неффа в отношении цвета и мастерского их исполнения кажутся мне здесь самыми лучшими», — делает вывод Готье3. Кюгельгена, далее учился в Дрезденской академии художеств (1823-1825).
В 1842 г. предпринял третью поездку в Рим, откуда вскоре был вызван обратно в СПб. Сын француженки-гувернантки Л. -Ф. пол. Живя в Италии, Нефф много внимания уделяет пейзажу, особенно активно работает в области жанровой живописи.
Быстро приобрел репутацию первоклассного портретиста. Она должна производить впечатление минимумом художественных средств. Он был противником в церковной живописи узкого стилизаторства и набиравшего силу «позитивизма», проявившего себя в живописи храма Христа Спасителя, в росписи Владимирского собора в Киеве и произведениях В. Д. Поленова. В диссертации уточнена дата рождения Неффа.
— С. 53. 1899 г. Идеализация и религиозный мистицизм уступали место "позитивизму", проявившему себя в живописном убранстве храма Христа Спасителя (за исключением живописи иконостасов работы Неффа), в росписи Владимирского собора в Киеве и достигшего своего крайнего проявления в произведениях В. Д. Поленова. Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып.
Проект дома и парка был составлен самим хозяином. музей, Таллинн), позволяющий представить характер светских портретов Неффа того времени.
Творчество Неффа целиком принадлежит своему времени, не отставая, но и не опережая его. После исполнения в 1832 г. группового портрета детей императора Николая I (великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны) был приглашен ко двору и назначен придворным художником. По поводу картины Т. А. Неффа «La cucumella nelle grotte». 1840-х, Эстонский худ.
Нефф не принадлежит к их числу. Живопись Неффа открылась во всем своем блеске. Уже сегодня можно говорить о значительном научном и художественном открытии расчистка множества других живописных работ художника (особенно образов в нишах Исаакиевского собора, находящихся не в лучшем состоянии), позволила бы относиться к уровню мастерства Неффа без скептицизма.
В 1850 году Нефф купил на имя жены мызу Пийра недалеко от Раквере, где обустроил ателье. Его мать — гувернантка Луиза Фелиците Нефф, приехавшая из Парижа отец — неизвестен. Вскоре Фелиците встретилась с молодым бароном Генрихом Зеге фон Мантейффель. Сблизился с художниками-назарейцами. Таков, например, портрет великой княгини Марии Николаевны (1866, НИМАХ), подробно проанализированный в этой главе.
Занимался жанровой и пейзажной живописью. Не обойден в работе и вопрос о художественных влияниях. Несомненно, сюжет приглянулся художнику вследствие своей "приятности" и "чувственности". Автор подчеркивает определяющее значение символа для немецкой и русской художественных школ, значение неизмеримо большее, чем формальные признаки романтического направления — «динамизм композиции», «насыщенность цвета» и «яркость освещения». Исаакий Далматский"), "Воздвижение Креста" и "Спаситель во гробе", две иконы, вставленные в пилястры того же храма, "Ангел смерти", "Ангел молитвы" и "Вознесение Господне", запрестольный образ в церкви имения г-на Головнина в Рязанской губернии по части жанра — "Неаполитанские прачки в гроте" ("La cucumella nelle grotte "), "Купающаяся девушка" (в Императорском Эрмитаже), "Неаполитанка, сидящая в барке у руля" и "Молодой неаполитанец на скале, у моря" (в московском Публичном музее) и, наконец, по портретной живописи — портреты великих княгинь Марии Николаевны, Екатерины Михаиловны и Елены Павловны императрицы Александры Феодоровны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, сенатора Капгера и др.
ственную Академию) отражает романтические устремления молодого человека. Дрезден и Рим», включает в себя эпизод поступления Неффа в дрезденскую Академию «анекдотизм» повествования говорит о том, что этот эпизод был семейной легендой и, вероятно, художник об этом часто любил вспоминать, так же как и об окончании Академии «всего за год». 24 Большую часть главы занимает первое дрезденское письмо Неффа и отрывки из других его писем комментарии Грюневальдт в этой главе сводятся к минимуму. И тому не оставалось ничего другого, как вместе с мальчиком вернуться домой на мызу Кюти. Сформировавшись как художник под воздействием романтических идей, Нефф в стилистике своего искусства стоял ближе к классицизму или, точнее сказать, к тому «реформированному классицизму», крупнейшим представителем которого во Франции был Энгр и менее крупные мастера, такие, например, как швейцарец Л. Робер. Путешествие в Россию.
1866, т. III, стр. Нефф был последним представителем «романтического этапа» в развитии русского религиозного искусства XIX века, с его мистицизмом и стремлением к эмоциональной убедительности сюжета. Готье подчеркивал станковый характер образов Неффа, объясняя это тем, что его работы (особенно семь образов в нишах столбов) находятся всегда близко от зрителя хвалил его «точный и ловкий рисунок», «верное чувство цвета и игры светотени».
Так, например, в случае с замечанием Синода по поводу молодого возраста св. Нефф. В этих работах (особенно в "Ангеле Молитвы") необычайно сильно выражено религиозное настроение, в основе которого — сочетание красоты и благоговения, выраженной в облике Ангела и душевного напряжения, близкого к страху. С главными же произведениями Т. А. В истории русского искусства его отсутствия не замечают до сих пор1. Елены и величественной фигуры Св. Среди них К. -Д. Сравнение с картиной Л. Ро-бера "Доверие" (1830, Шантильи) и стихотворением Гете "Пряха", — схожими с "Двумя итальянками" по теме, — доказывает, что картина Неффа лишена идилличности ее детали — тревожный взгляд девушки и укоризненный взгляд пожилой женщины, смятый передник и прижатая к животу рука последней, пустая корзина из-под фруктов (аллегория обманутых, несбывшихся надежд) — свидетельствуют о драматичности сюжета.
59) «Приверженцы итальянщины напротив, привыкли отделываться общими местами, относиться к жизненным явлениям почти всегда безотчетно и только со стороны одной декоративной обстановки, не углубляясь во внутреннюю сторону человека — рычаг его внешней деятельности» (там же, стб. Окончив в феврале 1825 года учебу, Нефф впервые поехал в Рим. Baltische Maler und Bildhauer des XIX Jahrhunderts. Этому помогают аллегории и символы — одна из характерных черт романтической живописи.
Таким образом, Грюневальдт не столько изучает, сколько собирает материалы о художнике. Портретов написано Неффом очень много. До нас дошло совсем немного работ, относящихся ко второму итальянскому путешествию. Суть состоит в том, что за так называемой "бессодержательной видимостью" (Гегель), необходимо увидеть основной смысл, сущность происходящего. Не менее актуальным является обращение к Неффу и в связи с малой изученностью его жизни и творчества.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. блгв. были перевезены в Эстонский художественный музей в Таллинне. Ей посвящены почти половина страниц монографии. Кроме них, он оставил много жанровых картин, среди которых преобладают изображения красавиц. В начале 1820-х был усыновлен владельцем усадьбы Кюти Г. -О.
кн. Он по-прежнему много работает.
Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. А в господский дом Мууга, построенный с любовью великим художником, переехала местная школа, основанная в 1796 и ютившаяся в не подходящем для учебного заведения помещении. — М. : Терра, 2001. Однако, книга писалась не столько как воспоминания об отце, сколько как монографическое исследование о «значительном художнике XIX столетия». Имел чин тайного советника, был награжден орденом св.
академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. Александра Невского, Св. 58). Однако, "примитивизм форм", отмечаемый в этой работе, — характерная черта не только "назарейцев", но немецкой (и не только немецкой) романтической живописи вообще.
Как придворному живописцу, Неффу надлежало учить царских детей рисованию. тонские девушки" характерна неясность сюжета: трудно определенно сказать имеет ли здесь место идиллия или речь идет о теме обманутой любви (немаловажно, что картина имеет и другие названия: "Сюрприз" и "Подслушивающий"). В это время Нефф — один из характерных представителей «византийского направления» в русской живописи 1860-х годов большая часть художественной деятельности мастера связана с работой над образами для православных храмов.
Все работы, написанные им в 1860-1870-е годы выдержаны в этом стиле. Фактура его работ меняется в зависимости от цели и назначения произведения: от свободного, открытого мазка (прежде всего в жанровой живописи) до сглаженной фактуры (как правило, в заказных портретах). Этот хотел открыть в Мууга дом-музей прадеда и собрать здесь все его работы.
Достаточно всего лишь подружиться с разноцветными мелками и не бояться теней. Художник Майкл Нефф (Michael Neff) — мастер теневой живописи. В подобной трактовке нужно видеть новое понимание назначения иконы.
Нефф не сразу пришел к религиозной живописи. Перед нами, таким образом, еще один «первоисточник» не уступающий по своей значимости монографии Грюневальдт. Карл Тимолеон Нефф (по русски – Тимофей Андреевич)- исторический, религиозный художник, портретист, придворный художник императора Николая I, хранитель картинной галереи Эрмитажа, профессор. Екатерины Исаакиевского собора (1864, 1868). (Разве не вызывают восхищения изображения молодых женщин на полотнах художника. ) А среди поклонников таланта Неффа были и члены императорской семьи.
— 40 726 стр., П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. Стремясь к "идеалу" он старался не потерять ощущение жизненности и характерности. Петров отмечает следующие особенности творчества Неффа: это, во-первых, отсутствие «мысли или общей идеи» во-вторых, отсутствие характеров в-третьих, — ориентирование на вкусы широких зрительских масс и, наконец, — яркость колорита. Эти произведения доказывают, что мастерство в трактовке фигур, общее композиционное построение (с помощью которого, порой, раскрывается содержание произведения), красота и выразительность линий — лучшее, что есть у Неффа.
С 1849 г. – профессор за иконостас в Исаакиевском соборе. Это оправдывает сравнение художника с «поздними немецкими назарейцами», оброненное вскользь А. Н. Бенуа. Первый крупный заказ – образа для готической капеллы на даче «Александрия» в Петергофе.
В конце 1830-х — начале 1840-х годов Нефф написал немало жанровых произведений с подчеркнуто "национальной" тематикой: "Девушка-черногорка" (1839), "Эстонская крестьянка, кормящая кур", "Эстонская крестьянка с ребенком", "Жницы" (все — нач. В 1855 принят на академическую службу «по живописи исторической и портретной», стал членом Совета ИАХ. Бесспорно новыми являются те факты, которые связаны с его пребыванием в Эстонии. С 1864-го – хранитель картинной галереи Эрмитажа.
Нефф стал приемным сыном Генриха Отто Зеге фон Мантейффеля. В 1839 за образа, выполненные для малой церкви Зимнего дворца, удостоен звания академика. Теофилъ Готье. Равнодушие это объяснялось еще и тем, что искусство Неффа, будучи рожденным в эпоху романтизма, все более и более входило в противоречие с новыми требованиями к искусству. широко распространенной, что порождает ощущение некоего единого "стиля". Николаю импонировали люди скромные и исполнительные, каким был Нефф.
Традиционно перечисляются факты биографии и произведения (сведения о многих их них почерпнуты у Грюневальдт), но не более того. Это делает фигуру Неффа особенно актуальной в качестве объекта исследования. М., 1990, с. 201. На первом ярусе главного иконостаса – иконы Св.
В 1835–1836 совершил вторую поездку в Италию. Для нее Нефф был «чужим», «немцем». Именно вот таким образом трудно определить вклад художника в искусство второй трети и середины XIX века, важнейшим лозунгом которого было понятие «национального». и 4 доп. в Эстляндии. Портретов написано Неффом очень много. Она нанялась гувернанткой в дом фон Крюденера в имении Пюсси, где 2 октября родила сына.
Далее: Петров, 1863) «привычное, знакомое, ближе к сердцу и понятиям — это характер страны, придающий искусству оригинальность» (там же, стб. Современников, если верить биографам художника, поразил колорит Неффа.
Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. В образе «Воздвижение честного креста» Булгарин тонко почувствовал авторский замысел, говоря о контрастном противопоставлении изящной фигуры Св. С 1839 г. – академик за живописные работы исполненные для Малой церкви Зимнего дворца. Летом 1842 вновь предпринял путешествие в Италию. С 1844 по 1857 гг.
14 РГИА, ф. 789, оп. Некоторые неточности (например, в датировках произведений), которые есть в монографии, не умаляют ее значения для исследователей жизни и творчества Неффа. По этому поводу Нефф написал картину "Две девушки в национальных костюмах" (1838, ГРМ).
14, д. 14-Н, л. 136-138. Став в это время главой «византийского направления», художник был вынужден считаться с одной из основных его черт — «археологизмом», но, все же, возрождая «византийскую традицию», стремился к духовному его постижению. Кстати, она находится там до сегодняшнего дня. В диссертации подробно рассматриваются стилистические особенности «византийского стиля» в русской живописи 1860-х годов на примере дошедших до нас произведений Неффа. Все последующие русскоязычные материалы, сосредоточенные в словарях, справочниках, каталогах и историях искусства, так или иначе в общих чертах повторяли оценку творчества данную Петровым и Сомовым.
Полевого В. М. При этом необходимо помнить о принципиальной разнице между ними: Брюллов по характеру импульсивен, его работы более живописны (в узком значении этого слова) Нефф — более сдержан, у него нет того, что называется «силой кисти» — следствие немецкого художественного образования. Это ли не свидетельство высокого мастерства живописца, получившего образование у частных учителей и занятий в одной из студий Дрездена (1823—1825).
Именно на примере таких художников как Нефф легче понять специфику времени, художественные явления и процессы, происходившие в искусстве первой половины и середины XIX века.
чества художника в силу общего характера издания (биографический словарь) также не дана. В 1864 г. назначен хранителем картинной галереи Императорского Эрмитажа. Riga, 1902, lk. В 1849 удостоен звания профессора ИАХ.
Оно приносит европейское признание живописцу. Исаакия Далматского, Св. Некоторые иконы ("Св. При крещении получил имя Тимолеон Карл. Смысловая усложненность характерна и для "Двух итальянок". апостола Павла (переведены в мозаики во втор.
Зеге фон Мантейффелем. Анны 3-й степени. В диссертации приводятся фрагменты высказываний Неффа по этому поводу.
Это были годы, когда завершился период формирования художника. Им также были созданы семь образов для ниш пилонов:Рождество БогородицыСошествие Св. С 1864 исполнял должность хранителя картинной галереи Эрмитажа. В 1857–1858 снова совершил поездку в Италию.
Но даже сам факт сопоставления этих имен говорит о многом. Именно там было создано большинство его картин. Серьезного влияния на молодого Неффа «назарейцы» не имели, хотя он и был знаком со многими из них.
Современная Неффу художественная критика в 1840-1850-е гг. Среди важного вопросов раннего периода, затронутых в диссертационной работе, — вопрос о «назарействе» Неффа в связи с «Портретом неизвестной в зеленом платье». 1 Актуальность темы исследования. Его статьи, появляющиеся в «Северном сиянии», содержали призывы к художникам обратиться к окружающей действительности и стоят в одном ряду с выступлениями в печати В. В. Стасова, К. Варнека, М. Л. Михайлова, Л. М. Жемчужникова, П. М. Ковалевского6. Особое внимание уделено изящной «дугообразной» линии Неффа, указывается на ее связь с изучением Рафаэля и эллинистической скульптуры отмечается пристрастие к «чувственной» линии в творчестве других мастеров эпохи романтизма.
XIX в. ). С середины 1850-х годов, когда Грюневальдт была уже абсолютнолетней, повествование становится более подробным. Другая не менее важная задача: создание «Летописи жизни и творчества с использованием письменных источников (архивные материалы, периодическая печать). Его избирают членом флорентийской Академии художеств. Написанная по итальянским впечатлениям "Итальянка у фонтана" (ок.
Но случилось непредвиденное: Филиците бежала во Францию, оставив сына на руках барона Мантейффеля. Изучал коллекции музеев, в особенности искусство Рафаэля и других мастеров Высокого Возрождения. И здесь он проявил необыкновенное усердие и редкостный талант художника, пройдя за восемь месяцев трехгодичный курс обучения. Для художника была характерна особая эмоциональная восприимчивость (усиливающаяся с возрастом), которая является составным элементом (наряду с созерцанием бесконечного) религиозного чувства, как его понимал Шлейермахер.
Наиболее известные из картин этого рода: «Неаполитанские прачки в гроте», «Купающиеся нимфы», «Молодой Неаполитанец, сидящий на скале у моря», «Девушка, собирающаяся купаться» и др. Второе путешествие в Италию (1835—1837) — период, чрезвычайно важный в творчестве Неффа. "Назарейские влияния" обычно усматривают в одном из самых ранних из дошедших до нас произведений Неффа — "Портрете неизвестной в зеленом платье" (1827 ГРМ). Николая Мирликийского, Св. В стилистике Нефф скорее опирается на творчество швейцарца Леопольда Робера, нежели на «ретроспективизм» Овербека или Корнелиуса. и его окрестностей. Петра и св.
Автор парадных портретов и отличающихся внешней красивостью картин (Портрет великой княгини Марии Николаевны, 1846, ГТГ Две девушки в гроте, 1859, ГРМ). Эту задачу, прежде всего, выполняет «Научный список произведений Неффа». Учитывая характер изданий по искусству второй половины XIX века, в том числе монографического жанра, следует признать, что в книге выдержан общий профессиональный уровень.