Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. 24 июля исполнилось 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи. Альфонс Мария Муха (1860-1939 1860, 24 июля) – родился в моравском городке Иванчице 1879 – получил место художника в венской фирме Каутски – Бриоши – Бургардт, производящей театральные декорации.
Альфонс познакомился с французскими художниками, подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье. Альфонс Муха – один из наиболее очаровательных художников стиля модерн. В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого, построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи. Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши.
Слегка абстрагируясь от собственных успехов в сфере иллюстрирования, художник Альфонс Муха пробует создать целые серии работ, объединенных между собой одной цельной идеей или мыслью. Надо сказать, что в области декоративноприкладного искусства работали почти все художники югендштиля и Альфонс Муха не был исключением. Альфонс Муха (Mucha Alphonse Maria) – Чешский художник. И он пригласил в качестве художникаАльфонса Муху.
Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Так на свет появились его «La Femme Muchas» – образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Панно печатали на шелке либо плотной бумаге и развешивали в гостиных, будуарах и различных ресторанах. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Предки его занимались выращиванием винограда. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Приведем краткое описание картины. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса.
Предки его занимались выращиванием винограда. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901).
В центре картины всегда была женская фигура – манящая, таинственная, томная, порой – близкая, порой, напротив, – величественная. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Я предложил мою работу о драпировках. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Но судьба благосклонна к гению. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
«Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. У неё две дочери. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Почти все банкноты правительство доверило разработать Альфонсу Мухе. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования и было отчего.
Мальчик с детства хорошо рисовал. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
Альфонс Муха дал начало новому стилю в искусстве, став образцом для подражания для многих известных художников рубежа XIX – XX столетий. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Заказ достался Мухе практически случайно, повезло из-за того, что Бернар обратилась в типографию, принадлежащую знакомому художника. Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного.
Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. И сегодня модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, не зная подчас при этом имени художника. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Дальше – больше. 1893 год.
Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). Причина, разумеется, не в размере. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Является единственным официальным музеем художника. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Но на этом сказка закончилась. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц.
Слева автопортрет художника. В представлении принимала участие Сара Бернар. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в городе Иванчице, в Моравии, которая была в то время частью Австро-Венгрии. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Здесь же, у Шарлотты, Муха познакомился с художниками Выспянским, Веркаде, Мехоффером, Подковиньским и Слевиньским. А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Он согласился. Семья была большая.
Несколько раз посетил США, где работал, как художник и педагог. В ту пору он заинтересовался историей славян. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах.
Яркий пример его работы в этом направлении – обложка «Petit Francais illustre». В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин. Альфонс был первым сыном во втором браке. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Альфонс Муха (чеш.
Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Внук мастера обратив внимание, что воля деда так и не была исполнена, основал Фонд и стал заниматься сбором средств для строительства. Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи».
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В 1936 году (в связи с банкротством – наступали трудные времена) магазин был закрыт. Несмотря на это, Фуке хватило мудрости демонтировать и сохранить всю отделку (она была передана на хранение в Парижский музей Карнавале). И, пусть кто то в чудеса не верит, однако они бывают.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. В 1877 году молодой человек пытался поступить учиться в Академию изобразительных искусств в Праге, но безуспешно. Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором.
Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой.
Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. франков. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом.
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной.
Интересна история внучки Мухи. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Ничего подобного до Мухи никто не делал. Это было довольно прибыльным делом.
На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. От заказов не было отбоя.
И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Тогда Муха стал брать уроки рисования. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси.
Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Это подчеркнуло ее царственную осанку, распущенные волосы актрисы Муха украсил венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно.
Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Муха остался без средств к существованию. Сара Бернар была в таком восторге от его работы, что заключила с Альфонсом Мухой шестилетний контракт. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. В настоящее время она живет в Чехии. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908).
Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Актриса выступала с пышной прической, украшенной орхидеями, в богато орнаментированном платье с расшитыми золотом рукавами, с пальмовой ветвью в правой руке.
Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900). Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним.
Эта книга была подлинным произведением искусства издательским успехом, о котором в ту пору много говорили. Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс». Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». От заказов не было отбоя. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей». Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею.
Славянская эпопея путешествует по миру. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Художник моментально становится знаменитым. Она захотела познакомиться лично с автором афиши.
Альфонс был первым сыном во втором браке. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. В 1879 году он получил в Вене должность помощника в фирме, которая занималась декорациями и реквизитом, где он добился известности в театральном дизайне интерьера. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе.
50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные. Там он поступает в Академию изящных искусств. Однажды Муха работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси и тот был так впечатлен работой художника, что согласился оплатить его учебу в мюнхенской Академии изящных искусств. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Техника создания – масло и яичная темпера. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Он – завершающий и подытоживающий небольшую экскурсию, когда посетителям показывают получасовой фильм о жизни и творчестве художника.
Но это не так. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. С 1904 по 1913 гг. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной.
Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху.
В настоящее время она живет в Чехии. Один из ярчайших представителей стиля модерн. По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. И что же делал Муха. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать.
Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Мальчик с детства хорошо рисовал.
От заказов не было отбоя. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. Позже у них рождаются две дочери и сын. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке. Оформительскую задачу художник решал комплексно. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7.
Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Художник был страстным патриотом своей страны и готов был выложиться на все сто процентов. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный.
Муха остался без средств к существованию. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Название пришло из Франции.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США.
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал. Новообразованной стране была нужна своя валюта.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Мария позировала для многих поздних картин Альфонса и в его героинях мы можем угадать ее черты.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. С 1887–1922 г. Альфонс Муха жил в основном в Париже. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк».
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Альфонс Мария Муха родился в чешском городке Иванчице, недалеко от Брно, в семье мелкого судебного чиновника. У них родились две дочери и сын – все они выросли очень талантливыми людьми, унаследовавшими дар отца.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. В это же время Муха переезжает в США по приглашению Американского общества иллюстраторов, где продолжает работать до 1910 года.
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания» и «Времена дня», где представлены четыре разных образа. Просто они красивы неземной красотой.
Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Альфонс Муха (1860—1939гг), – выдающийся чешскийхудожник, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем, его произведения дышат спокойствием и негой. Художественное образование получил в Брно. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Семья была большая. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского.
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво.
Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Приблизительно в это время Муха начал сотрудничать с известным парижским ювелиром Жоржем Фуке. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы».
Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В 1906 году мастер женится на Марии. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров. Как мы видим, он достиг в этом совершенства – его стиль не перепутаешь ни с каким другим и мы восхищаемся любым его произведением, будь то реклама бисквитов и упаковка для шампанского или грандиозное полотно.
Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Близится Рождество.
А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). У неё две дочери. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации.
Известность художника растет. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
Интересна история внучки Мухи. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках.
На самом деле все вполне логично и гармонично. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Великая актриса была очарована работой. Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. От того, что здесь его называют Мюша. За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов.
В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Занимался он и практической работой.