Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. На обороте одной из них указано, что она представляет «суздальской провинции крестьян» и писалась «в той же провинции, в селе Татарове». Он был крепостным в течение всей своей жизни. 36). Академическое образование Матвеева Андрея позволило ему выполнять совершенно все работы, которые требовались. В биографии мастера много белых пятен.
Его аллегорические картины на темы Добродетелей изза протекания потолкапостоянно «освежались» до такой степени, что были до неузнаваемости «замазаны». эскизы образов-картин, украшающих храм (не иконостас. ), а кроме того, "свидетельствует" вместе с "персонных дел мастером" Иваном Никитиным и архитекторами Д. Трезини и М. Г. Земцовым работы других художников.
Крестьянская проблема в России всегда стояла остро. Во второй половине 12 в. самым могущественным на Руси стало Владимиро-Суздальское княжество. Федор Михайлович Матвеев известен как художник-пейзажист. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели.
Второй упоминается другая истинно русская фамилия – Матвеев. Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см. Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Лампи-старшего и, возможно, у Левицкого. Он построен на сочетании звучных розовых и синих тонов. Среди художников-пенсионеров наиболее известны И. Никитини А. Матвеев. В творчестве И. Никитина наиболее значителен "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг. ) с большим реалистическим мастерством запечатлевший образ современника. По этому же пути идет немало советских живописцев в первые годы революции.
Боровиковский не учился в Академии художеств, но пользовался советами и покровительством своего земляка Левицкого. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину.
И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды. И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. " (погрешности в рисунке, отсутствие живописного единства) и обвиняли Матвеева в подражании то Клаасу ван Схору, то Якобу де Виту. В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какиелибо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софийском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу. Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Их руки и плечи соединились в легком нежном прикосновении. С. 152).
Боровиковского (1757— 1825) — одного из лучших мастеров портретного жанра в русском искусстве. Военные походы, законодательная деятельность, дипломатия и т. д. Материалы и исследования / под ред. Перед нами — иная художественная система, предназначенная для духовного искусства.
И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы "Живописной команды". Однако в XVIII в. живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, позволяющую передать глубину пространства, стремились правильно изображать объём предметов с помощью светотени изучали анатомию, чтобы точно воспроизводить человеческое тело. Молодой жене было около 16 лет и мастер откровенно и бережно любуется её свежестью. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен.
Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. Здесь многое было новаторским. Это была молодая дочь кузнеца Ирина Степановна Антропова.
Картинное начало, присущее этим маленьким полотнам, характерно и для «Автопортрета с женой» (1729. ) – наиболее популярной работы Матвеева. Петр I не был тонким знатоком искусства. Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя. () Чепцов строит картину на сюжетной занимательности рассказа, на взаимоотношениях убедительных, жизненных характеров. Он открывает красоту в реальных ландшафтах. В этот период творчество художника развивалось в направлении все более последовательного классицизма.
Именно он обогатил отечественное искусство достижениями европейской живописной школы. Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Это было в духе времени. В 1716 году в числе других «российской нации учеников» Матвеев приехал в Амстердам.
34). В 1789 году Матвеев наконец решает вернуться в Россию. Рассказ о бытовой живописи XVIII века будет неполным, если мы не упомянем о чудесной картине И. Фирсова «Юный художник» — одной из первых, относящихся к этому жанру.
Это — близость внутренняя. Когда с куполом было закончено, то принялись за роспись стен. Вопрос очень сложный историки еще не дали на него ответа. Кто хоть раз видел созданные ими портреты, навсегда останется под их очарованием.
Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. Матвеевский портрет, вероятно исполнявшийся молодым художником как вольная копия с Моора (возможно, Матвеев брал у него уроки, будучи в Амстердаме), хранился в XIX в. в Романовской галерее Зимнего дворца и упоминался в дворцовых описях до 1859 г. Затем указания о нем исчезают и уже в 1872 г. в каталоге А. А. Васильчикова он представлен как портрет кисти дс Моора. Например, в картине «Призвание Михаила Федоровича на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800) он разрабатывает актуальную во все времена тему власти как долга и бремени. Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга. Портрет – не единственный жанр, в котором преуспел Матвеев. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться.
Выдающимся русским живописцем второй половины XVIII столетия был Фёдор Степанович Рокотов (1735 или 1736—1808), сын крепостного, окончивший Академию художеств. В том же 1773 году Левицкий получил большой заказ от Екатерины II. 6 декабря 1723г. Так, на полотне «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794 г., второй вариант — начало 10-х гг. Уже в его ранних портретах — старшей сестры Петра I Натальи Алексеевны (1715—1716 гг. ) и его дочери Анны Петровны (до 1716 г. ) — с редким для того времени мастерством переданы объём и естественная поза модели.
И. Н. Первым в ряду таких имен принято называть Ивана Никитина, любимого художника царя-реформатора. Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе.
Родился Боровиковский на Украине, живописи учился у отца. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (17331739 гг. ) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов. В 1732 г. они были обвинены в заговоре против власти и арестованы Тайной канцелярией. это стремление распространилось и на все искусства.
Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в, «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. "Автопортрет. Его манера далека от поверхностных ухищрений. Перед нами целая композиция на фоне колонны и пейзажа. В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья.
Матвеев уже занят росписями Сенатского зала Двенадцати коллегий (ныне Петровский зал Петербургского университета). Ещё один удачный пример семейного портрета — сёстры Гагарины (1802 г. ). Портрет становится более интимным. Подводя итог, мы вполне определенно можем сказать, что Иван Никитин и Андрей Матвеев были первыми русскими живописцами, прошедшими высокопрофессиональную школу общеевропейской выучки.
В 1768 году Лосенко написал две «академические фигуры в величину ординарного человека» — штудии обнаженного тела, условно поименованные «Каин» и «Авель», а через год — картину «Зевс и Фетида». Однако и на этот раз вернуться на родину Матвееву не удается. В 1770 году он выставил в Академии картину «Владимир и Рогнеда».
Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. Это не просто интерьер, это своеобразный «портрет без модели» (впрочем, Шувалова мы все-таки видим: на стене кабинета висит его портрет работы Ж. -Л. В то же время во взгляде князя, в его чертах лица прослеживается робость и слабость души.
39) интересен выразительной характеристикой модели. XVIII в. относится недолгое, но яркое творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева (1701 — 1739). Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус.
Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Голицыной и портрет врача из Италии, обретшего в России вторую родину, И. А. Художественные принципы Лосенко определились к концу шестидесятых годов. В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения).
Конечно, Матвеев видел подобные сюжеты у Рембрандта и Рубенса, но свою картину он наполняет особым чувством. Все это исполнено в высшей степени деликатно, как деликатно и тонко (и в переносном и в прямом смысле – тонкими беличьими кистями) исполнена сама живопись. Самые известные полотна Антропова созданы в пятидесятые-шестидесятые годы. С середины 30х гг. Для него характерны лаконичность, немногочисленность деталей (каждая из которых становится особенно значимой, прибавляя что-то к характеристике модели), как правило — глухой темный фон.
Светская живопись того времени — это портреты-парсуны (от латинского слова «persona»), которые очень напоминают иконописные лики. Это мастерство производит большое впечатление в картине девятнадцатилетнего Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», написанной под большим влиянием учителя, но на профессиональном уровне вполне зрелого художника. Наставником его стал известный голландский портретист Арнольд Боонен. Такое «домашнее» изображение персонажа, не имевшего благородного происхождения, не принижало, а, напротив, превозносило его. Полупарадный вид – это изображение модели по колено или по пояс.
Угрюмов (1764—1823). Иногда эти картины заставляют вспомнить о парсунах: в них (как и в произведениях Вишнякова) подчас не хватает воздуха и динамизма неизменно точной внешней характеристике моделей не всегда сопутствует внутренняя. Работа художника становилась профессией. Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства.
Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. Андрей, отчество которого (Матвеевич) считается неподтверждённым, прожил короткую и напряженную жизнь. мало располагала к творчеству. Совсем иначе работал над этой темой И. Ерменёв (1746 — после 1789), акварелист и график, сын конюха, окончивший Академию художеств и известный тем, что участвовал во взятии Бастилии 14 июля 1789 года.
Художники в стиле классицизма подражали античным скульпторам, вот таким образом на картинах фигуры часто похожи на греческие и римские статуи, персонажи совершают героические поступки. И художник отправился в Петербург — совершенствоваться в живописи. Первые русские натюрморты принадлежат кисти нескольких мастеров, в том числе анонимных. Время было холодное, а световой день – короткий.
Особенно выразителен созданный Матвеевым образ Анастасии Петровны Голицыной. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. О незаурядном таланте свидетельствуют уже его юношеские работы: «Смеющийся крестьянин», «Крестьянин со стаканом в руке» и особенно — поэтический портрет крепостной танцовщицы шереметевского театра Татьяны Шлыковой-Гранатовой, написанный, когда художнику было около восемнадцати лет.
Начали с купола. Неизвестны его родители, также неясно, как он познакомился с Петром Великим. Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека.
Аргунова (1729—1802) связана особая страница в истории русского искусства. Он был влюблен в русскую историю и сюжеты для своих картин черпал из нее. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. Очень ярким и своеобразным портретистом был ученик Левицкого С. С.
Есть предположение, что в Париже и что на ней изображена французская семья. Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. Таким образом, портрет принял на себя функции повествовательного исторического полотна, которое оформляет волнующие общество идеи и становится событием для относительно широкой аудитории. В отличие от современной Франции, где в эпоху Энциклопедии книга не была редкостью даже в аристократическом портрете, персонажи русских полотен XVIII века очень редко представлены за чтением.
В 1806 году Федор Михайлович отсылает в Академию художеств картину «Вид в окрестностях Неаполя», за которую получает звание академика. Портрет в рост на фоне памятника военной славы выдержан в подчеркнуто камерном модусе: он представляет государыню в шлафроке в момент уединенной прогулки в аллеях парка. А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии. Его система обучения потом стала основой в Академии художеств Петербурга.
Здесь Матвеев много времени посвящает изучению работ известных итальянских живописцев, чтобы «приобресть больше знаний в искусстве», рисует архитектуру древнего Рима и виды разных мест Италии. Впрочем, нам сейчас важно другое. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733—1739гг. ) художник писал дома, где после его смерти ещё остались десятки неоконченных образов. Наряду с масштабными работами, проводимыми в «Новом летнем доме», Царском Селе, в Новом Зимнем дворце и Петергофе, живописцу повелевали расписывать экипажи царской конюшни, украшать императорские галереи или, того лучше, обновлять росписи в царской голубятне. Пишет виды знаменитых парков в окрестностях Петербурга — Гатчины, Павловска, Петергофа: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (1799—1801). За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду.
Попасть к нему было большой честью, поскольку он считался знаменитостью, мастером, воплощавшим лучшие традиции школы Рембрандта и портреты его кисти, стоившие больших денег, заказывались знатнейшими и богатейшими людьми со всей Европы. Но самым интересным из оставшегося наследия Андрея Матвеева являются его портреты. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). С 1727 г. Матвеев возглавлял в Петербурге «живописную команду» при канцелярии от строений». Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку.
Аргунова (1771 — после 1829). В это время происходит смена поколений, появляются новые мастера. Только в 1966 г. реставраторы частично сумели восстановить богатство матвеевских красок и лаков.
Вводится техника масляной живописи, в искусстве культивируется станковая картина, монументальная роспись в виде панно и плафонов, а также миниатюрное письмо. Ведь в этой небольшой картине, с сюжетом чрезвычайно банальным для Европы, русский художник видел цель и смысл, мечту, почти не скрытую иносказанием аллегории: Минерва (Екатерина I) благожелательно и заинтересованно смотрит на музу живописи, спокойно и уверенно сидящую перед мольбертом. Когда Матвеев сделал все эскизы, выяснилось, что его мастера не умеют писать фигуры. Художник вглядывается в лица этих людей пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней (это особенно заметно в портретах Хрипуновой и неизвестной крестьянки в русском костюме). Масштаб объектов, оформлением которых занималась его живописная команда, меняется кардинально: от Петропавловского собора до царской голубятни, от Сенатского зала Двенадцати коллегий (Петровский зал университета) до росписи царских карет. Граф Иван Шувалов был не только крупным государственным деятелем, но и одним из самых образованных людей своего времени, основателем Московского университета, знатоком и ценителем искусства.
Все это, конечно, не от недостатка таланта. Ацаретти. В картинах Матвеева угадывается манера, характерная для старой живописи 18 столетия. Теплоту и спокойствие маленького «мира» подчеркивает мягкий колорит, построенный на преобладании желтоватых и красноватых цветов.
Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер. В их числе были А. Шхонебек (или Схонебек) и сопровождавший Петра в походах П. Пикарт.
Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей. Mатвеев Андрей (1701-1739) знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739). Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву – художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину.
Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (17331739 гг. ) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов. То, что очень быстро начал развиваться именно жанр портрета, неудивительно. Эта антикварная картина датируется 1728-1732 годами. Символом всего самого доброго, принесённого эпохой Петра Великого, стал уникальный в своём роде матвеевский «Автопортрет с женой». В это же время повсеместно распространился быстрый способ шитья – тамбур (цепочка из петелек, выполняемых вязальным крючком). Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. А вот еще одна прекрасная картина, написанная все в том же 1773 году.
Т. В. Алексеевой. Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763). Крупнейшим русским гравером XVIII в. был А. Ф.
Особенно после разрушительной пугачевской войны. Щедрин. Шидловской, Е. А. Так, место начальника Петербургской Канцелярии от строений занял бывший парикмахер А. Кармедон.
Не это ли потрясение в конце концов и бросило его в кровавую бурю революционной Франции. Известно, что он родился в семье священника, близкой ко двору. Они абсолютно живые. Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». Персонажи объединены взаимным уважением и внимательностью.
Парадный портрет — во многом порождение стилистики барокко (это направление, зародившееся в XVI веке, господствовало тогда в России) с его тяжеловесной пышностью и мрачноватым величием. Такие картины, как «Крестьянский обед», «Сговор» и особенно «Празднество свадебного договора», позволяют поставить его в ряд с лучшими художниками его времени. Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя. Судьбы этих людей часто складывались трагически.
Танауэр, француз Л. Каравакк и др. ). Именно она зимой 1717 года отправила шестнадцатилетнего юношу в Голландию для обучения живописи. Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой.
выше). Во времена правления Анны Иоанновны художник был арестован, пять лет находился под следствием, а затем в ссылке (возвращаясь из ссылки, он умер). К концу 20-х — 30-м гг. И если изначально его интересовали ремесла и науки, то в 1716г. "Автопортрет с женой" (1729 (. ) ил.
По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода. Матвееву удалось передать в лице Голицыной выражение недоумения, обиды и жалобы. На портрете М. И. Лопухиной (1797 г. ) мечтательная поза, уединение героини и окружающий её пейзаж создают впечатление естественности, непосредственности. Портрет прост по композиции.
При сем партреть господина агента Фанденбурха». Она же полна достоинства, с легкой улыбкой глядя на зрителя огромными глазами. Многие исследователи отмечали недостатки "Аллегории. Впечатляет именно этот контраст хрупкой юности и парадной декоративности, подчеркнутый всей розовато-серебристой гаммой картины, перламутровыми переливами жестких складок, тонким узором, лежащим будто чуть в стороне от ткани — как изморозь на стекле и прозрачным пейзажем на дальнем плане.
О жизни Андрея Матвеева (отчество его точно не установлено), немного известно, трудно установить, что было правдой, а что легендой. Такие похожие и такие разные. История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица».
Только в 1966 г. реставраторы частично сумели восстановить богатство матвеевских красок и лаков. Наряду с масштабными работами, проводимыми в «Новом летнем доме», Царском Селе, в Новом Зимнем дворце и Петергофе, живописцу повелевали расписывать экипажи царской конюшни, украшать императорские галереи или, того лучше, обновлять росписи в царской голубятне. Но, пожалуй, самое известное произведение Рокотова — портрет Александры Петровны Струйской (1772 г. ). Здесь он остается до 1727 г., т. е. Характер каждой прочитывается точно, одну не спутаешь с другой.
К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова, "иностранной коллегии переводчика" и его жены (1757) – людей незнатного происхождения. Никитиным с большим мастерством был написан один из лучших портретов начала XVIII века – портрет «Напольного гетмана». В 1773—1776 гг. Такое отношение очень заметно в известном портрете Петра кисти Никитина. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину.
Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. Его отличают национальная и историческая типичность образа, живописно-пластическая цельность. Некоторые исследователи (Н. Одно из первых полотен, в котором увидено это новое, – картина «Заседание сельской ячейки» (1924 ГТГ) Е. М. Чепцова (1874 – 1950).
Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны. На голове Голицына — парик, а шея прикрыта белым шарфом. А. М. Матвеев совершенствовал свое мастерство в Нидерландах. Несколько иначе рассматривал свою задачу Суходольский. Споры искусствоведов о том, кто на нём изображён, не утихают до сих пор. Сведений о художнике сохранилось немного. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет.
Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподнёс Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725г. ) исполненную акварельной техникой на дубовой доске. Однако немногие сохранившиеся станковые произведения художника, например ученические работы "Аллегория живописи", "Венера и Амур", а также относящиеся к периоду творческой зрелости полотна портретного жанра свидетельствуют о его высоком профессионализме, мастерском владении кистью. Это один из немногих портретов, в которых человек не позирует, не представлен перед зрителем «в наиприятнейшем свете», как любили тогда выражаться, а полон глубокой жизни и показан без наигранности и прикрас. Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине.
Наиболее значительным не только в творчестве самого Никитина, но вообще в истории русского портрета первой половины XVIII века, является так называемый портрет «Напольного гетмана» (Русский музей). Это один из немногих портретов, в которых человек не позирует, не представлен перед зрителем в наиприятнейшем свете, а полон глубокой внутренней жизни. Особую роль в развитии отечественной исторической живописи сыграл Г. И.
Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. Петр I очень гордился мастерством Никитина. Основоположник светской живописи в России. И впоследствии, обучая молодых художников в Академии, он не переставал учиться сам. Таким был Иван Петрович Аргунов.
И если изначально его интересовали ремесла и науки, то в 1716 году это стремление распространилось и на все искусства. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков.
В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). Печально окончилась творческая жизнь Ивана Никитина. Составленное им первое в России пособие по пластической анатомии — «Изъяснение краткой пропорции человека для пользы юношества, упражняющегося в рисовании» — также использовалось в Академии в течение нескольких десятилетий. Рокотов прославился в основном небольшими по формату, так называемыми камерными или кабинетными, портретами, персонажи которых приближены к зрителю.
portrait) изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Парадный вид портрета отличается от других изображением человека в полный рост. Оба портрета исполнены в традиционной композиции живописного овала в прямоугольнике, знакомой еще по Преображенской серии. Его аллегорические картины на темы Добродетелей из-за протекания потолка постоянно «освежались» до такой степени, что были до неузнаваемости «замазаны».
Возможно, Андрея Матвеева вдохновили старинные картины Рубенса и Рембрандта. " того, что отличает ее от произведений иностранных мастеров, нельзя. Примером для себя она избрала Петра I (по ее повелению ему был воздвигнут знаменитый памятник на петербургской Дворцовой площади). Трощинского, генерала Ф. А. Среди таких одаренных молодых людей и оказался Андрей Матвеев.
Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг. ) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов. Среди его преподавателей в Академии был С. Ф. Художник А. П. 1680 г. – не ранее 1742 г. ). Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры. Демидова.
М. Молева, Э. М. Белютин) высказывали сомнение по поводу лиц изображенных на портрете. Необычен фон картины: здесь и лесные деревья и колосья и садовые цветы — розы и лилии. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Его короткая, но плодотворная жизнь оборвалась 23 апреля 1739 г. Творчество Андрея Матвеева и его работа по созданию национальной школы живописи имели огромное влияние на развитие русского искусства, на подготовку таких живописцев, как И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, которые стали «своеобразным мостом расцвету художеств второй половины столетия». Никитин (1690-1741).
Парные портреты супругов Голицыных (1728 г. ) отличны даже по характеру письма и как бы подчеркивают разницу их темпераментов. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. («Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия. К ним принадлежат А. В. Моравов (1878 – 1951), П. П. Беньков (1879 – 1949), К. Д. Трохименко (р. Он независим от строения ткани.
О таланте и мастерстве художника говорят также портреты Г. И. Лучшие достижения русской живописи и в конце века были по-прежнему связаны с портретом. «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. В основе ее сюжета — события далекого X века, описанные в «Повести временных лет».
Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой» (1729).
Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг. ). Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии. Биография живописца, составленная по крупицам неутомимыми исследователями, по-прежнему изобилует белыми пятнами. Композиция портрета, по сути, очень проста. Фигурки читающих людей мы можем увидеть и на панно Суходольского (например, «Прогулка», ок. Известности достиг рано: в конце пятидесятых годов, когда ему было еще далеко до тридцати, ему поручили исполнить парадный портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). Образ юной девушки полон обаяния и жизни.
Имя Боровиковского в русском портретном искусстве рубежа столетий отнюдь не одиноко. «Портрет неизвестной в розовом платье» (70-е гг. ) поражает богатством неуловимых оттенков розового цвета — от полупрозрачных до ярких и насыщенных. Большинство этих росписей не сохранилось, так как сооружения, где они находились, были разрушены или перестроены.
Теперь это полотно украшает Государственный Русский музей. Живописцев также обучали иностранные мастера, приезжавшие в Россию (немец И. -Г. В самом деле, параллели очевидны. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета.
Это первое русское произведение станкового характера на аллегорический сюжет. Несомненно, Матвеев занимался и станковой живописью, прежде всего, конечно, портретом, недаром в Голландии он учился у портретиста Боонена.
портреты, непрекращающиеся починки и реставрация монументальнодекоративных произведений. Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. Самая известная работа А. Зубова "Панорама Петербурга" (1716) необычна по сложности и величине (восемь объединенных вместе листов).
О художниках России XVIII века ПОРТРЕТ (франц. Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало. Основателем новой русской живописи XVIII в. является Иван Никитин (ок. С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г, ), а тем более после того, как он стал ее руководителем (1731г. ), опытные художники, подмастерья и ученики стали понастоящему единой командой.
Выписаны они так тщательно, что создается иллюзия реальности, недаром эту разновидность натюрморта искусствоведы называют «обманками». Уже ранние портреты Никитина отличались большим мастерством исполнения. Когда и где написана картина.
В следующем же году художник отправляется в Италию, в Рим. Матвеев уже занят росписями Сенатского зала Двенадцати коллегий (ныне Петровский зал Петербургского университета). Быстро стал знаменит, получал много заказов.
Во времена царствования Петра I каноны русской живописи изменились кардинально. " был подарен Академии художеств в 1808 г. сыном живописца, В. А. Матвеевым. И, подобно «Смолянкам» Левицкого, дает и нам почувствовать тот легкий, пьянящий воздух, которым дышала Россия XVIII века. На пять лет они были заточены в Петропавловской крепости, после чего были биты плетьми и сосланы в Тобольск «на житье вечно под караулом». Вероятнее всего, это автопортрет художника с женой, т. е. первый автопортрет в истории русской живописи. Прорубленное Петром «окно в Европу» повлияло на весь уклад общественной и частной жизни в России, в том числе на культуру и искусство.
Первое из них – картина "Аллегория живописи". Легкая живописная манера открывает проникновенный, без тени сановности, живой образ врача. Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой». Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Художнику по-прежнему присущ серьезный и объективный взгляд на мир. Еще один пример — парадный портрет императора Петра III.
С именем И. П. Причем работы великолепные. Таковы портреты О. К. Какое многообразие характеров и настроений.
Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Он был написан в год женитьбы (1729 г. ) художника на юной Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца. Когда-то она вызвала к жизни шедевры Феофана Грека и Андрея Рублева. Не вдаваясь далее в подробности, напомним, что "Автопортрет с женой" у сотрудников Государственного Русского музея (куда он попал в 1925 г. ) не вызывает сомнений в принадлежности его кисти Матвеева и по почерку, что, помимо технико-технологического, доказывает и сравнительный искусствоведческий анализ.
О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. Написанная всего через год с небольшим обучения в академии, картина Матвеева, естественно, не свободна от ученичества и подражательности. Таковым он фигурировал и на Таврической выставке 1905 г. у С. П. Дягилева. Его кисти принадлежат блестящие парадные портреты князя Куракина (1801—1802), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800) и др.
Рокотов и Левицкий. Ни в коем случае. Учителем Никитина был И. Г. Танауэр. В этих работах он впервые заявил себя художником классицистского направления.
Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Его сохранил и передал в Академию художеств их младший сын. Пребывание в Италии значительно расширило технические приемы его живописи. Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину.
Но ни место рождения, ни имя отца, а значит и его отчество, до сих пор неизвестно. В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу. Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим. Сложно понять, что в биографии художника вымысел, а что – реальность. Во-первых, он уже существовал в русской живописи (в отличие от большинства других жанров, которым только предстояло появиться).
Портреты супругов Бутурлиных, А. М. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Тогда же он написал и необычную для своего творчества картину — один из первых русских интерьеров «Кабинет И. И. Таким образом и этот член семьи представлен на портрете.
И если изначально его интересовали ремесла и науки, то в 1716 г. это стремление распространилось и на все искусства. До 1776 года продолжалась его работа над «Смолянками» — серией портретов воспитанниц Смольного института, той самой, что навсегда прославила бы его имя, даже если б он не написал ничего другого. Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа.
() Но в последней трети XIX века в этой технике вышивали преимущественно на продажу по печатным образцам (). Строганова. 1881) и многие другие. Шел 1729 год, в который двадцатисемилетний мастер встретил свою любовь. Линию его брата, Ивана, продолжает не он, а художник, получивший образование в Нидерландах, – Андрей Матвеев (1701/1702–1739).
Яркие психологические характеристики даны и в камерных портретах — Г. Р. В Россию Матвеев вернулся в 1727г. Обучаясь за границей, он провел одиннадцать лет.
В вышивке XIX века еще сохранялся наиболее древний двусторонний шов (роспись), выполняемый по счету нитей полотна. Мать обнимает дочерей, а те льнут к ней. М., 1974. Блеск роскоши – как в одежде, так и в предметах быта.
В матвеевском "Автопортрете с женой" нет искрящегося задора автопортрета Рембрандта с Саскией на коленях, нет рубенсовской роскоши одежд и откровенного любования моделью, как в автопортрете с Изабеллой Брандт, нет в нем и бюргерской добродетельности вандейковского семейного портрета из эрмитажного собрания. На бледном молодом лице выделяются глаза: её взор такой же искренний, как у ребёнка. Зубов использовавший в основном смешанную технику – офортс резцом. Очевидно, он успел увидеть и оценить оборотную сторону грандиозных свершений. 2017Андрей Матвеев (1702 1739)Биография, творчество. Mатвеев Андрей —знаменитый русский художникпортретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументальнодекоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (17311739 гг. ). Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIIIстолетия» и стало значительной вехой в его развитии. Биография живописца, составленная по крупицам неутомимыми исследователями, попрежнему изобилует белыми пятнами.
Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. Кисти И. Никитина принадлежат портреты Петра I, членов его семьи и вельмож петровской эпохи (Портреты канцлера Г. И. Головкина, С. Строганова).
Но главное у Шибанова — лица. Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. Екатерина I лично познакомилась с Бооненом во время своих поездок в Голландию. Петр I вызвал в Россию граверов, преимущественно из Голландии. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца. Однако атласный халат и ночной колпак не соответствуют этому жанру. Акимов (1754—1814) создал еще ряд картин, в основном на мифологические темы (например, «Самосожжение Геркулеса»), долго преподавал в Академии, одно время возглавлял ее. Лосенко).
Арсеньевой, сестер Гагариных, крестьянки Христиньи (последний замечателен еще и тем, что для Боровиковского важна не «этнографичность» образа крепостной крестьянки, а, как и в портретах дворянских девушек, внутренний мир). При сем партреть господина агента Фанденбурха». В нем рождалось осознание того, что это и есть русский народ. В этом отношении рокотовские персонажи – люди сентиментализма, в котором приоритетны не социальные роли и амбиции, а эмоциональная глубина и душевная подвижность человека.
За время брака у них родилось четверо детей. Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо. Впервые своды и стены его были украшены не фресками, а огромными станковыми картинами, написанными маслом на холстах («Вознесение Господне», «Фомино уверение» — уничтожены пожаром в 1756 г., образа «Моление о чаше», «Петр и Павел», «Тайная вечеря»).
Но в то же время душа этой женщины остаётся загадочной и таинственной. Это портрет канцлера Г. И. Головкина и портрет известный под названием «Напольный гетман» (оба — 20-е гг. ). опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела Музеи«Картина эпохи»: XVIII век в русской живописиПосле реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура. Они плоскостны, статичны, лишены светотени, неточно передают внешность портретируемых (известных авторам, как правило, понаслышке).
Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. Он учился в Амстердаме и антверпенской Академии художеств. Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств.
Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. О его жизни мы не знаем практически ничего, кроме происхождения из крепостных крестьян (возможно, князя Потемкина) и того, что свои лучшие произведения он написал в семидесятые годы. 1885), С. В. Рянгина (1891 – 1955), В. В. Волков (р. С наибольшей полнотой эти тенденции выразились в творчестве В. Л.
Многие искали в картине черты, родственные нидерландским художникам, с определенной целью: найти имя учителя Матвеева. Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину. Была ли в том необходимость. А когда его «перебросили» на оформление Триумфальных ворот (Аничковские, Адмиралтейские, Троицкие, 1731 г. ) по случаю въезда императрицы в столицу (большой портрет Анны Иоанновны «в рост» и эскизы для картин, выполненных учениками), архитектор Трезини срочно потребовал возвращения Матвеева для работ в соборе, настолько он был незаменим.
Художник принялся срочно учить своих помощников, находя к каждому особый подход. В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. В дальнейшем И. А.
В первой четверти XVIII в. широко практиковалось пенсионерство (обучение за границей). Он по-прежнему воплощение силы духа и неукротимой энергии. Наиболее известными работами А. Матвеева являются портреты Петра I, И. А. и А. П. Голицыных, «Автопортрет с женой» и др. Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. 36). Нашедшие там приют дети — это «цветы жизни», а заботящийся о них Демидов — «садовник».
Матвеев Андрей обратился за помощью к А. Д. Меньшикову, который пока еще не потерял влияния. Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в, «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) был родом из малороссийского городка Миргорода (Украина). Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой.
Он во многом носил еще, если так можно выразиться, этнографический характер: российское дворянство (образованное общество XVIII века было, как известно, почти исключительно дворянским) знакомилось с практически неведомой ему стороной жизни. Получив престол путем узурпации (был отстранен и заключен в крепость малолетний император Иоанн Антонович), она решительно взялась наводить в государстве порядок. Проведя более десяти лет в Голландии и Фландрии, он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты.
В 1778 году Матвеев получил Большую золотую медаль за программу «представить под горою близ реки пастухов, пасущих скот», что дало ему право на поездку в Европу в качестве пенсионера. Его десюдепорты — это, как правило, пейзажи. К середине XVIII века относится творчество Ивана Вишнякова, автора многочисленных росписей и портретов, бывшего после А. Матвеева руководителем «Живописной команды». Таким был Иван Петрович Аргунов.
Темами обычно были мифологические или библейские сюжеты. Этот голштинский принц был избран бездетной Елизаветой в преемники только из-за родства (он являлся ее племянником, внуком Петра I), а не из-за личных качеств, увы — ничтожных. Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759 ил. Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. Но — сдаваться. При Петре I появились и первые частные коллекции живописи.
Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста). На ее обороте написано: "ТЩАНIЕМ АНДРIЕА MATBIEEBA: 1725: ГОДУ". Владимиро-суздальское зодчество выделяется также обилием скульптурного рельефа.
Все трудились слаженно, обучаясь друг у друга. Пожилой, как бы уставший от долгих походов, гетман глубоко правдиво показан художником. Здесь он был автором всех эскизов и частично исполнителем больших панно для огромного подвесного плафона.
Самым известным его произведением считается «Портрет супругов» (около 1729 г. ). Сама Аллегория представлена в виде полуобнаженной женской фигуры, сидящей за мольбертом в окружении амуров, рассматривающих рисунок, среди предметов, символизирующих науку и искусства (глобус, гипсовый бюст для штудий и пр. ). А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии.
Такая же двойственность отличает и портрет его супруги, Анастасии Петровны Голицыной, женщины недалёкой и слабой, но в жизни глубоко несчастной. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу. Отсюда проснувшийся интерес к крестьянскому быту, костюму, обрядам и традициям.
Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета». От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли.
Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга. Находясь за границей (в шестидесятых годах он дважды побывал в Париже, потом в Риме), Лосенко вел «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры», где тщательно анализировал свои впечатления от работ великих европейских мастеров — Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Пуссена изучал памятники античности, определяя собственную дорогу в искусстве. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Детство его прошло в Измайлове- родовом имении Романовых.
В 1804 году им был написан один из первых очерков по русскому искусству — «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках». Без сомнения, о нём помнят и его любят так же, как и дочерей. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения.
Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Кроме того, в протестантской Голландии все-таки не было столь благоприятной почвы для развития (и обучения) религиозной и аллегорической живописи иное дело – католическая Фландрия. Они словно беседуют с каждым, кто на них смотрит. Начинал он как иконописец. Каждый портрет — самостоятельное произведение, у каждой смолянки — свой характер. При сем партреть господина агента Фанденбурха». 28 января 1725 г. Никитин написал полотно «Петр I на смертном ложе».
Она находит в природе убежище от условностей светской жизни. Его рисунки считаются одним из высших достижений графики XVIII века долгое время они служили образцом для учеников Академии на занятиях рисованием. Больше всего пострадало именно женское лицо: удлинен нос, "подведены" глаза, усилены и сделаны резкими линии рта. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя. Но европеизация изобразительных форм началась раньше.
Впрочем, последнее не суть важно. Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754).
По установленному порядку, он должен был быть приписан к живописному ведомству Канцелярии от строений, которое занималось выполнением самых разнообразных придворных художественных заказов. Её тёмные глаза пристально и доброжелательно смотрят на зрителя.
В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). По возвращении в Россию Андрей Матвеев почти сразу же получает заказ от князя И. А. Голицына на парные портреты князя и его жены (подписные и датированные 1728, частное собрание И. В. Голицына в Москве). А. П. Антропов (1716-1795).
Причиной этому стала начавшаяся война – вторжение в Италию войск Наполеона. Так, не окончив одно дело, художник приступает к другому. Скорее всего, портрет де Моора был вывезен из России в середине XIX в. При устройстве экспозиций Эрмитажа по школам, в котором Николай I, считавший себя знатоком живописи, принимал самое живое участие, мооровский портрет уже, видимо, не могли найти и Ф. А. Бруни (вряд ли преднамеренно, но, несомненно, оценивший профессионализм исполнения) принял (и представил) произведение Матвеева как портрет знаменитого голландца (о запутанной, почти детективной истории атрибуции этого портрета см. : Ильина Т. В., Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев. Его произведения отличает сдержанность и серьезность и в то же время им свойственна теплота. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. Портрет так и остался незаконченным, ввиду большой загруженности художника.
Будь подобен ему. » Так, дворянский портрет в течение столетий представляет не только вельможу-деятеля, но и человека, которому присуща изящная непринужденность, то есть свойство, которое издавна служило телесным выражением благородства и воспитания, а следовательно, принадлежности к элите. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П.
В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей. Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. Филипповой, В. А. В ранней юности он пел в придворном хоре, оттуда попал в ученики к Аргунову. Умер Матвеев в Италии в 1826 году. Он даже Екатерину II написал в образе «казанской помещицы», гуляющей по саду в теплом салопе.
38) Изобразив девочку в платье придворной дамы, художник, вместе с тем, запечатлел живой и реальный образ подростка – неловкость и скованность движений, некоторая напряженность позы, угловатость. Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Левицкий изобразил архитектора Кокоринова в 1769 году по стандарту портрета государственного деятеля: ректор Академии художеств при шпаге и в роскошном костюме стоимостью в его годовое жалованье исполненным благородства жестом указывает на секретер с академической казной, печать Академии и ее план. Родом из Кексгольмского уезда Новгородской губернии, он был сыном подьячего.
Наиболее распространенными были парадный и камерный портреты. С этой картиной и ее автором связано несколько загадок. А также — сам Петербург (например, «Вид на Большую Невку и дачу Строгановых», 1804), в изображении которого главным для него остается природа, а архитектурные сооружения воспринимаются как ее часть. Учился он у И. Б. Портретный класс в Академии был основан в 1767 году.
Необычна его биография. Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины. Петр у Никитина очень сосредоточен, глаза его светятся умом, на лице написана усталость. Его отец был солдатом лейб-гвардии Измайловского полка. II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века.
Мастер умно и серьезно показывает новый тип отношений. Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились) и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование. Расцвет этого жанра начинается в сороковые годы. Писать картины требовалось в стиле классицизма.
О выдающемся таланте Аргунова свидетельствует "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784 ил. С середины 30-х гг. Существовал ли какой-то иной путь.
Его всегда отличали наблюдательность, живое любопытство, жадное стремление к знаниям. Человек на портрете уже не молод в его взгляде и упрямо сжатых губах сквозит горечь. Однако при всех недостатках не увидеть в "Аллегории. Вместе с ними он украшал батальными картинами Летний дворец, а также торжественные залы. Затем был направлен в Академию.
Наконец, одним из виднейших мастеров этого периода следует считать Н. И. Лопухиной, Е. Н. Это позволило ему остаться в Италии после окончания срока пенсионерства. Ясная логика классицизма казалась в то время глотком свежего воздуха на фоне декоративной вычурности и перегруженности аллегориями поздних барокко и рококо, в духе которых работали тогда приглашенные в Россию иностранные художники (например, С. Торелли и Ф. Фонтенбассо).
Вторая половина XVIII века — время высокого взлета русского портретного искусства. Летящей в облаках в шлеме и с копьем Минерве художник (то бишь Аллегория живописи) придает на холсте черты Екатерины I. Такая метаморфоза не должна удивлять, если вспомнить, что Матвеев послал, видимо именно это произведение императрице с челобитной, содержащей просьбу продлить его обучение после смерти императора, для чего ему необходимо было продемонстрировать свое мастерство ("нечто от плода учения моего ради показания моего рачения к сему художеству" – писал он в челобитной).
И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. Шувалова». И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. Его считают одним из основателей русской портретной школы. Но прежде всего Боровиковский — мастер женского камерного, точнее, домашнего портрета.
Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Иван Никитич Никитин (1680 — около 1742) был одним из первых русских портретистов.
Ее можно было бы назвать «Нищие». А нужно было расписывать плафоны, кареты, писать иконы, делать реставрации. О жизни Федора Степановича Рокотова мы знаем не так уж много.
Такая участь ждала и первого известного художника XVIII века, выдвинувшегося при Петре, — Ивана Никитина. Когда смотришь на листы серии, создается впечатление, что встреча с этими несчастными людьми однажды глубоко потрясла художника. Но до нас дошло несколько станковых произведений живописца и иного жанра.
Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. () Притязания владимирско-суздальских князей на первенствующее положение на Руси и их действительное могущество были одной из причин интенсивного архитектурного строительства. Фамилия Матвеева сначала писалась как "MATSCHES", а затем была переправлена на "MATWJEFT". Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». Художник Лул Каравакк говорил, что Матвеев «имеет большую силу в красках, а не в рисунках». Разумеется, речь не идет о каком-то влиянии или заимствовании.
Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749). Щукин (1762—1828).
Но эта часть его творчества принадлежит уже аннинскому времени и будет освящена ниже. Не скрывает художник и своего счастья. Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения).
К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения. В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы». Именно на ее основе к концу века был сформирован один из богатейших фондов живописи в мире — будущий Эрмитаж.
Вместе с робостью ученика, восхищенного открывшимся ему миром новой живописи, в картине есть и гордость за собственное искусство. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Помимо просветительской идеи верховенства закона, здесь возможны и иные политические обертоны. Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы.
Мы не знаем точной даты его рождения ибо вычисляем ее только по исповедным книгам нам неизвестны его родители и потому до сих пор неизвестно его отчество. После смерти Петра I в России начались сложные времена. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Нарышкиной, М. И. 34). Измайловой, М. А. Именно с ними художник начал свою творческую деятельность в Летнем саду (доме) исполняя «сухопутные и морские баталии» (17271730 гг. ) для Залы славных торжеств. Спустя год Матвеев приступил к живописным работам в Петропавловском соборе (17281733 гг. ).
Зубов хотел быть возможно более точным. Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса. Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. Они знакомились с направлениями, которые уже долгое время развивались в искусстве законодательницы мод Франции, национальной живописи Англии, наследнице Ренессанса Италии и Голландии.
Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Таков портрет литератора Василия Ивановича Майкова (конец 60-х гг. ), человека ироничного и замкнутого, скрывающего эти качества под маской жизнелюба. Эта ничтожность личности так ярко видна в портрете (при том, что он просто переполнен драпировками, орденами, горностаевыми мантиями и прочими атрибутами пышности и власти), что незадачливого императора становится, честно говоря, жалко. Державина, Д. П. Румянцевой, А. К.
В начале 1716 г. Никитин был направлен на ученье за границу. Его преемники, поглощенные борьбой за власть, были мало озабочены судьбами государства и его талантливых подданных. Он много и упорно работал, вникая во все тонкости живописного мастерства. О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. В портрете А. И. Безбородко с дочерьми (1803 г. ) Боровиковский подчёркивает любовь и взаимную привязанность персонажей.
Установлено, что в годы юности Матвеева император в Новгороде не бывал. Екатерине понравились росписи временного дворца, сделанные Боровиковским. Милое девичье лицо. Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами» иностранцы стали работать при дворе. Колизей» (1816), «Вид Больсенского озера в Италии» (1819).
Искусно вписанные в интерьер, они тем не менее вполне воспринимаются и отдельно. Одновременно с Рокотовым работал Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822), писавший самые разные портреты: парадные, камерные, костюмированные, детские, семейные и т. д. Своеобразен портрет Прокопия Акинфиевича Демидова (1773 г. ) — промышленника, занимавшегося благотворительной деятельностью. Андрей был отправлен в Голландию. Лицо умершего, тревожно освещенное пламенем свечей (оставшихся «за кадром» картины), выписано строго реалистично и вместе с тем исполнено подлинного величия. Она создана как будто на одном дыхании.
Безусловно, он очень хорошо знал ту жизнь, которую изображал в своих картинах. В камерных же портретах кисти Аргунова именно эта характеристика выходит на первый план. Это полотно производит сильное впечатление. Он возвращается в Россию, где у него теперь не было ни покровителей, ни друзей.
Здесь он выступает как инвентор – делает "модели", т. е. Он вполне владеет современной системой живописи. Другим крупным мастером этой эпохи был А. Матвеев (1701/02-1739). Что позволило наиболее реально передавать в живописи изображаемые образы.
Также среди лучших работ живописца «итальянского» периода – «Вид на Лаго-Маджоре» (1808), «Вид Рима. Это был реквием императору, созданный его современником и единомышленником. Одновременно Матвеев руководит всеми работами и «сочиняет модели» для других живописцев. А когда его «перебросили» на оформление Триумфальных ворот (Аничковские, Адмиралтейские, Троицкие, 1731 г. ) по случаю въезда императрицы в столицу (большой портрет Анны Иоанновны «в рост» и эскизы для картин, выполненных учениками), архитектор Трезини срочно потребовал возвращения Матвеева для работ всоборе, настолько он был незаменим. Так, не окончив одно дело, художник приступает к другому. Её называли «бабой пьяной и глупой», но много испытавшей.
Младшая держит в руке миниатюрный портрет брата, висящий на груди матери. 1754). Головкина, Г. С. Пять лет провел в крепости, затем, в 1737 году, бит плетьми и сослан в Сибирь. АВТОПОРТРЕТ, портрет художника, выполненный им самим.
Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. Когда Абрам Эфрос писал, что для "Аллегории живописи" и "Автопортрета с женой" совсем не обязательно русское происхождение, он был глубоко не прав. Внутренняя политика Екатерины была решительной и жесткой. Биография этого мастера типична для людей его поколения.
Таковы были «птенцы гнезда Петрова» — от Меншикова до Абрама Ганнибала — азартные и талантливые люди самого разного происхождения, благодаря которым российский корабль смог одолеть штормовое море радикальных реформ. При сем партреть господина агента Фанденбурха». Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились) и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование. Простые лица выражают одновременно гордость, одухотворённость и теплоту. Однако известные архитекторы Земцов и Трезини заверили, что художник и «в рисунках гораздо искусен».
Это сходство прослеживается и в несколько пестром колорите и в заглаженной манере письма и даже в некоторой слащавости общего впечатления. Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну.
При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем. Художник неоднократно писал портреты самого Петра из которых особенно выделяется портрет в круге (Русский музей). И хотя интерьер собора был завершен в самом начале царствования Анны Иоанновны, он целиком детище петровской эпохи, как и триумфальные ворота в честь ее въезда в столицу (об этой стороне деятельности Матвеева подробно говорилось в предыдущей главе).
Он связан и с самыми древними образами: матери-земли, древа жизни, всадников, птиц. После смерти Петра I, во времена Анны Иоанновны судьба Ивана Никитина и его брата Романа сложилась трагически. Здесь можно выделить созданный в 1728 году портрет А. П.
В эти годы появилась Академия художеств, высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека. Но ни место рождения, ни имя отца, а значит и его отчество, до сих пор неизвестно. М., 1984).
Спорна дата его рождения: 1732 или 1735 год а может и 1736 (умер художник в 1808 году). Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета. Среди них наиболее известно имя Григория Теплова. Левицкий написал серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Девушки на портретах погружены в занятия искусством и наукой. Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен».
Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века. Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839). Русское же искусство XVII столетия находилось еще во власти традиции и канона.
Будучи поклонницей французских просветителей, она, дабы не допустить расшатывания основ государства (с началом революции во Франции эта задача стала особенно актуальной. ), преследовала вольномыслие и беспощадно подавляла крестьянские бунты. Среди его произведений – «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельствующие о трудном для русского искусства освоении незнакомого мифологического сюжета, довольно сложных композиционных схем и изображения обнаженного тела. За портрет императрицы Боровиковскому было присуждено звание академика. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих— в Рим.
Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. Растрелли. Произведения Владимира Боровиковского, ученика и земляка Левицкого, наглядно показывают, что сентименталистские ценности в последние десятилетия XVIII века стали основой репрезентации частного человека.
мало располагала к творчеству. На зрителя смотрят внимательные глаза умного и доброго человека. II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению.
Весьма вероятно, что эта черта делает его портреты заметно похожими друг на друга. Художественная деятельность Никитина началась в Москве. Кажется, что все образы Рокотова, особенно женские («Портрет В. Е. Новосильцевой», 1780 г. «Портрет В. И. Суровцевой», вторая половина 80-х гг. ), похожи друг на друга. Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок. Возможно, протекцию Матвееву оказала сама супруга русского императора. де Велли). Затем молодой художник продолжил обучение во Фландрии.
Это портрет известного заводчика П. А. По исповедальным книгам удалось установить только год рождения Матвеева и определить, что по происхождению он был из разночинцев. И, конечно искусство.
С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». Одной из первых европейских держав. Андрей Матвеев считается основоположником русской светской живописи.
Боровского. Своих же талантливых мастеров отправлял на обучение в Европу. Большинство полотен практически не отмечено стремлением к «грациозности».
Стремился к абсолютному владению техникой, точному знанию анатомии и перспективы. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета.