Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами. Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Палитра Матисса в это время становится более светлой, а цвета приобретают большую интенсивность. Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Эти картины получили название «вырезанные».
В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. В это время ему уже было 20 лет.
Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура». По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Эта дружба в его судьбе значила многое. Весь ансамбль: от архитектуры и мебели до росписей, витражей и облачений священнослужителей, – был выполнен по эскизам Матисса. 1901 год можно назвать годом становления художника.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Ж. Помпиду, Париж). Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм). Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Стайны подружились с художником.
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств. Доминика и Девы Марии.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж). Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск.
В цвете важнее всего соотношения». При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Последнюю работу художник считал особенно значимой, программной, поскольку выразил в ней основополагающие принципы нового направления — не стремиться к точной передаче цвета окружающего ландшафта, но выразить чувства, которые этот ландшафт вызывает, зримо воплотить собственное ощущение природы. Другое название этой работы – «Десерт». В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Разумеется, это иллюзия. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке.
Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна. Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи. После Англии художник отправился на Корсику. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952). Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Эти композиции более плоскостные по сравнению с ранними работами мастера их членение четко, цвет ярок, а рисунок предельно обобщен, поскольку Матисс считает, что излишняя детализация мешает цельности чувства.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Таковы композиции «Обнаженная натура. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Зачем. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашённых студентов. Рисовать он начал довольно поздно и неожиданно, попав в больницу, где ему сделали операцию по удалению аппендикса. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
В настоящее время существует в двух версиях. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Речь идет о фовизме. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Жил Матисс в это время трудно.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. Углы комнаты даёт другим цветом. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1907 году группа фовистов распалась. Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. – "Танец" написан мной всего тремя красками. В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма.
Художник открыл собственную мастерскую. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951).
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). У Анри и Амели один за другим родились два сына. Исчезают стул и обои.
Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую.
С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Но об этом уже сказано в других разделах. Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину. Первая персональная выставка Анри Матисса состоялась в 1904 году у А. Воллара.
Ж. Помпиду). Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались.
1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель). Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие». В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Ковёр на этой картине – реальный. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную.
Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Такой, какой был у Матисса в его доме. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание).
Тема панно — танец. В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.